Научная статья на тему 'Решение организационных, учебно-методических и научно- исследовательских проблем подготовки специалистов на кафедре административной деятельности ОВД'

Решение организационных, учебно-методических и научно- исследовательских проблем подготовки специалистов на кафедре административной деятельности ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEPARTMENT / CONTROL SYSTEM / EDUCATIONAL WORK / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кардашевский В. В., Кокорев А. Н.

Освещаются вопросы решения организационных, учебно-методических и научно-исследовательских проблем подготовки специалистов на кафедре административной деятельности ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL, EDUCATIONAL AND RESEARCH ISSUES SOLVING WHILE SPECIALISTS TRAINING AT THE ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES DEPARTMENT

The article is dedicated to solving of organizational, educational and research issues while specialists training at the Administrative Activity of the Internal Affairs Authorities department

Текст научной работы на тему «Решение организационных, учебно-методических и научно- исследовательских проблем подготовки специалистов на кафедре административной деятельности ОВД»

РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД

В.В. КАРДАШЕВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности

ОВД Московского университета МВД России E-mail: [email protected];

А.Н. КОКОРЕВ,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности

ОВД Московского университета МВД России E-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.00 — юридические науки Рецензент: кандидат юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права Московского университета МВД России С.Н. Бочаров

Аннотация. Освещаются вопросы решения организационных, учебно-методических и научно-исследовательских проблем подготовки специалистов на кафедре административной деятельности ОВД.

Ключевые слова: кафедра, система управления, учебно-методическая работа, научно-исследовательская деятельность.

ORGANIZATIONAL, EDUCATIONAL AND RESEARCH ISSUES SOLVING WHILE SPECIALISTS TRAINING AT THE ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES DEPARTMENT

V.V. KARDASHEVSKIY,

candidate of science in jurisprudence, Associate professor, Head of the Administrative Activity of the Internal Affairs Authorities department of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia;

A.N. KOKOREV,

candidate of science in jurisprudence, Deputy of the Administrative Activity of the Internal Affairs Authorities department of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article is dedicated to solving of organizational, educational and research issues while specialists training at the Administrative Activity of the Internal Affairs Authorities department. Keywords: department, control system, educational work, research activity.

Кафедра административной деятельности ОВД образована в 2006 г. Основная цель, поставленная руководством университета перед кафедрой при ее создании, — подготовка высококвалифицированных специалистов для подразделений милиции общественной безопасности. Реализуя эти требования, начальником кафедры были определены последовательные задачи, решение которых позволило бы повысить качество подготовки выпускников, прежде всего в части приобретения практических навыков, необходимых для дальнейшей служебной деятельности.

Первостепенной задачей была необходимость формирования дружного, работоспособного, высокопрофессионального коллектива. Были проведены индивидуальные беседы с каждым сотрудником кафедры, в ходе которых оценивались профессиональный уровень как педагога, так и специалиста в рамках преподаваемых предметов с учетом опыта службы в практических органах системы МВД России, определен научный потенциал каждого преподавателя. Кроме того, внимание было обращено на состояние дисциплины, прежде всего исполнительской. С каждым преподавателем были уточнены персональные функциональные обязанности.

Следующим шагом стала организация системы управления на кафедре. Кроме назначения на должности заместителей начальника кафедры сотрудников, имеющих достаточный опыт работы и высокую квалификацию, были определены их обязанности по основным направлениям деятельности кафедры. Большое внимание уделялось формированию микроколлективов «площадок» и назначению их неформальных руководителей с учетом уровня подготовки, стажа педагогической деятельности, совместимости и преемственности поколений. Была проведена ротация кадров. Кафедру покинули преподаватели, которые не смогли работать в соответствии с современными реалиями, на их место были приглашены опытные сотрудники практических органов, имеющие склонность к педагогической и научно-исследовательской деятельности. Квалифицированные педагоги возглавили предметно-методические секции, которые стали центрами учебно-методической работы на кафедре.

В дальнейшем была проведена полная ревизия учебно-методических материалов, на основе которой были подготовлены современные учебно-методиче-

ские комплексы по всем дисциплинам, преподаваемым кафедрой.

Практическую помощь кафедре в организации учебно-методической работы оказал заместитель начальника университета С.С. Жевлакович. Именно его поддержка помогла реализовать ряд новелл в организации учебного процесса. Это прежде всего разработка комплексной системы занятий, направленных на повышение практической направленности обучения. Примерная последовательность этих занятий может быть представлена в следующем виде: практические занятия — деловые игры — учения — практика — предмет специализации.

Практические занятия. Были внесены коррективы в тематические планы по дисциплине «Административная деятельность ОВД», которые позволили увеличить количество часов, выделяемых на практические занятия с 78 до 130. В настоящее время их доля составляет 52%, а с учетом проведения деловых игр — 55%. По профильной дисциплине «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции» на практические занятия отводится 63% аудиторного времени. Часть практических занятий проводится в форме деловой игры.

Практические занятия планируются, по возможности, по две или три пары занятий, что позволяет проводить их значительную часть с участием практических сотрудников, занимающих руководящие должности в службах, деятельность которых рассматривается на занятиях. Кроме того, около 25% практических занятий проводится с выездом в разные подразделения ОВД, что повышает их эффективность.

Деловые игры, как правило, строятся не в формате аудиторного занятия, проводимого одним преподавателем, а выступают в качестве самостоятельной формы учебного процесса. Их отличает активное использование технических средств обучения, которые в режиме «онлайн» позволяют объединить усилия территориально удаленных друг от друга преподавателей и игровых коллективов, решающих общую задачу. С 2007 г. деловые игры активно применяются в рамках дисциплин «Административная деятельность ОВД» и «Организация деятельности участкового уполномоченного милиции».

При разработке и проведении деловых игр используются технические возможности ситуационного центра университета. Рабочие группы разра-

батывают замысел и сценарий деловых игр на реальных ситуациях. Планы проведения деловых игр согласовываются с руководством МОБ УВД по административным округам и МОБ ГУВД по г. Москве. При подготовке сценария игр проводятся рабочие встречи с представителями УООП и УОДУУМ ГУВД по г. Москве и руководством ОООП УВД по административным округам г. Москвы, в ходе которых преподаватели кафедры, входящие в рабочие группы, получают статистический и аналитический материал. Использование передового опыта практических работников ОВД позволяет учить курсантов действовать в условиях конкретно складывающейся оперативной обстановки.

Активное участие в процессе проведения деловых игр принимают практические сотрудники соответствующих управлений ГУВД по г. Москве, приглашенные на занятия в качестве экспертов. В своих выступлениях после отработки каждого учебного вопроса эксперты детально оценивают порядок работы курсантов в роли разных должностных лиц, а также приводят многочисленные примеры из практической деятельности ОВД, что актуализирует эти виды занятий.

24 сентября 2010 г. на базе ситуационного центра с курсантами 4 курса факультета подготовки специалистов милиции общественной безопасности была проведена очередная деловая игра по теме «Расстановка сил и средств на охрану общественного порядка по Плану единой дислокации». Эта деловая игра носила комплексный характер и проводилась во взаимодействии с Рязанским филиалом Московского университета МВД России. Присутствовавший в ходе ее проведения Министр внутренних дел РФ генерал армии Р.Г. Нургалиев высоко оценил работу как игровых коллективов, так и экспертов, акцентировав внимание на реализацию связи теоретического обучения с практической деятельностью ОВД.

В рамках взаимодействия с обособленными структурными подразделениями Московского университета МВД России по использованию активных форм обучения кафедрой и Рязанским филиалом 16 декабря 2010 г. была организована и проведена совместная деловая игра с использованием ЕИТКС ОВД МВД, на которой присутствовал Президент РФ Д.А. Медведев. Глава государства отметил, что необходимо новое поколение тех, кто защищает правопорядок, с развитым

чувством высокой ответственности перед обществом1. Именно таких сотрудников ОВД призван готовить Московский университет МВД России.

Проведение деловых игр с привлечением представителей практических ОВД показало их эффективность как формы обучения курсантов, так и повышения квалификации профессорско-преподавательским составом. Этот вид занятия можно рассматривать как элемент подготовки к предстоящим учениям.

Учения. Высшей формой практического обучения, приближенного к реальной оперативной обстановке, являются учения. Позиция кафедры в отношении проведения учений основывается на том, что эффективны учения, проводимые в практических органах, на реальной местности, в условиях конкретно складывающейся оперативной обстановки. Курсанты под контролем преподавателя работают совместно с практическим сотрудником ОВД, участвуют в составлении процессуальных документов, общаются не с виртуальными, а с настоящими правонарушителями и гражданами. В целях использования этой формы практического обучения курсантов и совершенствования взаимодействия образовательных учреждений с практическими ОВД с 2007 г. учениям предшествуют рабочие встречи с руководителями соответствующих управлений ГУВД по г. Москве и ГУВД по Московской области. Планы проведения учений утверждаются начальником университета и согласовываются с заместителями начальника соответствующего ГУВД.

Решение реальных, а не абстрактных задач, стоящих перед подразделением или ОВД, под руководством практических сотрудников милиции и профессорско-преподавательского состава способствует появлению у курсантов познавательно-профессиональной мотивации, формированию у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике, приобретению проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе в принятии индивидуальных и коллективных решений, а также формированию необходимых служебных компетенций, связанных со специализацией будущей профессии.

1 Совещание о дополнительных мерах по обеспечению правопорядка. URL: http://президент.рф/trips/9838.

Анализ итогов проведения оперативно-тактических учений показал их эффективность не только как формы подготовки будущих сотрудников милиции, но и как формы оказания практической помощи территориальным ОВД. Так, в 2008—2010 гг. курсанты Московского университета МВД России приняли участие в охране общественного порядка при подготовке выпускных балов, участвовали в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, при их участии было доставлено за разные административные правонарушения более 200 нарушителей, по АИПС ГУВД по г. Москве проверено 742 автомашины, обнаружены девять бесхозных автотранспортных средств и две автомашины, находящихся в розыске, проверено 16 объектов на предмет их защищенности от террористических угроз.

Инновационный опыт кафедры стал предметом внутриведомственного обсуждения в рамках организованных Департаментом кадрового обеспечения МВД России в октябре — ноябре 2008 г. и феврале— марте 2009 г. занятий в системе повышения квалификации сотрудников ОВД с использованием системы дистанционных образовательных технологий. Занятия имели положительный эффект и большое практическое значение для совершенствования профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава. В результате их проведения было обучено более 600 преподавателей. С 2009 г. проведение учений осуществляется в рамках самостоятельной учебной дисциплины. В настоящее время кафедрой подготовлена примерная программа таких учений для всех вузов системы МВД России.

Предмет специализации. Это общее название, которое конкретизируется в зависимости от специализации. На кафедре административной деятельности ОВД таким предметом является «Практикум по административной юрисдикции ОВД». Основная задача дисциплины — совершенствовать навыки курсантов в осуществлении проверочных мероприятий при рассмотрении обращений граждан, в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, относящихся к компетенции ОВД, в применении мер обеспечения по ним, оформлении административно-процессуальных документов, осуществлении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. На этой стадии обучения закрепляются и совершенствуются навыки

работы по наиболее часто совершаемым административным правонарушениям, что в дальнейшем позволяет выработать необходимые профессиональные компетенции по соответствующей должности. При этом учитывается наличие у обучаемых практического опыта, полученного в ходе учений и практики, что повышает мотивацию к уточнению особенностей работы по конкретным составам административных правонарушений.

Кафедрой подготовлена примерная программа по этому предмету для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. Отработка практических вопросов дисциплины завершает подготовку курсантов в рамках будущей специализации и предшествует их государственной аттестации.

Системный подход к проведению занятий, направленных на повышение практической направленности обучения, кафедрой административной деятельности ОВД реализован в форме последовательного использования активных форм обучения и их плавного перехода от простых к сложным. Такой подход способствует качественной подготовке (исключающей или сводящей к минимуму затраты на адаптацию к практической деятельности) дипломированных специалистов для ОВД.

Качество подготовки будущих правоприменителей связано с организацией и результатами научно-исследовательской деятельности кафедры. Только за последние три года сотрудниками кафедры подготовлено и опубликовано более 50 учебников и учебных пособий, а также свыше 200 методических материалов, позволяющих успешно решать задачи по подготовке квалифицированных специалистов. Многие учебно-методические материалы рекомендованы Минобрнаукой России и МВД России в качестве учебников, учебных и учебно-методических пособий. Наиболее значимые из них:

• Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая и часть Особенная: учебник. Допущен МВД России в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. М.: ЦОКР МВД России, 2009;

• Кикоть В.Я., Маилян С. С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности. Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профес-

сиональный учебник» в качестве научного издания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010;

• Кокорев А.Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: учебник / под ред. Н.В. Румянцева. Допущен МВД России в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». Рекомендован Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям: 030501 «Юриспруденция» и 030505 «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

В целях реализации Указов Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 гг.)» и от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» кафедрой административной деятельности ОВД в 2009—2010 гг. выполнены следующие научно-исследовательские работы:

• «Установление порядка ношения и хранения табельного оружия и специальных средств служащими правоохранительной службы», 2009 г.;

• «Разработка проекта концепции Федерального закона «О полиции», 2010 г.;

• «Разработка порядка применения к служащим правоохранительной службы мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий», 2010 г.;

• «Разработка и апробация процедур рассмотрения случаев нарушения норм служебной профессиональной этики служащими правоохранительной службы», 2010 г.

Высокий научный потенциал кафедры административной деятельности ОВД нашел свое отражение в том, что ее личный состав неоднократно удостаивался дипломов первой степени за участие в конкурсе на лучшую методическую разработку учебного занятия в Московском университете МВД России и конкурсе учебных изданий «Учебная книга МосУ».

В рамках организации научно-исследовательской работы курсантов на кафедре на постоянной основе функционирует научный кружок. Члены научного кружка неоднократно удостаивались дипломов по

итогам конкурсов на лучшую научную работу. С курсантами и слушателями в мае и декабре 2010 г. кафедрой и факультетом подготовки специалистов милиции общественной безопасности были проведены курсантские научно-практические конференции с привлечением сотрудников практических органов. На конференциях в ходе оживленной дискуссии курсанты высказывали предложения по совершенствованию деятельности подразделений ОВД, а опытные сотрудники милиции делились своим богатым жизненным опытом.

Кафедрой создана электронная библиотека, которая наряду с имеющейся базой данных информационно-правовой системы «Консультант плюс» активно используется профессорско-преподавательским и переменным составом (курсантами и слушателями).

Кафедра принимает участие в парламентских слушаниях, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с деятельностью ОВД. Профессорско-преподавательский состав систематически участвует в подготовке нормативных правовых актов, методических рекомендаций МВД России и его департаментов; в заседаниях ЦОКР ДКО МВД России. В целях повышения эффективности учебно-методической работы и научно-исследовательской деятельности организовано взаимодействие с ВНИИ МВД России, Академией управления МВД России и иными учреждениями системы МВД России.

Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно организует рабочие встречи с руководителями структурных подразделений ГУВД по г. Москве и ГУВД Московской области, а также участвует во встречах с выпускниками университета, что обеспечивает информированность и хорошие знания актуальных проблем правоприменительной практики. Сотрудники кафедры неоднократно выступали перед практическими работниками ОВД и работниками других организаций и учреждений с лекциями, освещая основные вопросы деятельности ОВД.

Таким образом, комплексное решение организационных, учебно-методических и научно-исследовательских проблем на кафедре административной деятельности ОВД позволяет осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных специалистов для милиции московского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.