Научная статья на тему 'Использование полигонной базы университета в подготовке участковых уполномоченных полиции'

Использование полигонной базы университета в подготовке участковых уполномоченных полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное законодательство / норма права / навык правоприменения / участковый уполномоченный полиции. / administrative law / rule of law / skill of law enforcement / the district Commissioner of police.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Викторович Кардашевский

Рассматривается проблема повышения эффективности практической подготовки участковых уполномоченных полиции с использованием полигонной базы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Викторович Кардашевский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE UNIVERSITY'S POLYGON BASE IN THE TRAINING OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS

The article is devoted to the problem of increasing the efficiency of practical training of police officers using the field database of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot.

Текст научной работы на тему «Использование полигонной базы университета в подготовке участковых уполномоченных полиции»

© В.В. Кардашевский, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИГОННОЙ БАЗЫ УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Владимир Викторович Кардашевский,

начальник кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-maihwilga13@yandex.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс СНайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема повышения эффективности практической подготовки участковых уполномоченных полиции с использованием полигонной базы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Ключевые слова: административное законодательство, норма права, навык правоприменения, участковый уполномоченный полиции.

Для цитирования: Кардашевский В.В. Использование полигонной базы Университета в подготовке участковых уполномоченных полиции. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):146-9.

USE OF THE UNIVERSITY'S POLYGON BASE IN THE TRAINING OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS

Vladimir V. Kardashevskiy,

Head of the Department of Administrative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Candidate ofjurisprudence, Associate Professor

Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the efficiency of practical training of police officers using the field database of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot.

Keywords: administrative law, rule of law, skill of law enforcement, the district Commissioner of police.

Вопросы практической подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений неоднократно являлись предметом обсуждения на всех уровнях системы МВД России. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя этому направлению деятельности постоянно уделяется пристальное внимание. Одним из направлений совершенствования практической подготовки специалистов для органов внутренних дел является использование различных полигонов для проведения практических занятий, деловых игр и учений. Особенно это актуально для подготовки участковых уполномоченных полиции, которые осуществляют свою служебную деятельность в непосредственном контакте с населением. На кафедре административной деятельности ОВД разработана комплексная система занятий, направленных на по-

вышение практической направленности обучения будущих участковых уполномоченных полиции. Эта система, по нашему мнению, позволяет закрепить полученные ранее знания административного законодательства и выработать умения и навыки правоприменения соответствующих норм права в служебной деятельности участкового. Примерная последовательность этих занятий может быть представлена в следующем виде: практические занятия—деловые игры—учения—практика—предмет специализации. Необходимо отметить, что эффективность этих занятий в значительной степени зависит от возможностей полигонной базы Университета. Рассмотрим подробнее данные виды занятий.

1. Практические занятия. Были внесены существенные коррективы в тематические планы по

дисциплине «Административная деятельность полиции», где количество часов на практические занятия увеличено с 78 до 130 и составляет в настоящее время 52%, а с учетом проведения деловых игр — 55%. По профильной дисциплине «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции» на практические занятия отводится 63%. Часть практических занятий проводится в форме деловой игры.

Практические занятия планируются по возможности по 2 или 3 пары занятий, что позволяет проводить их значительную часть с участием практических сотрудников - лиц, занимающих соответствующие теме занятия должности. Кроме того, около 25% практических занятий проводится с выездом в различные органы внутренних дел и, с момента создания учебного полигона «Фрагмент города», на учебных точках полигона, что значительно повышает их эффективность. Предполагаемое развитие полигонной базы позволит проводить все практические занятия на специализированных полигонах.

2. Деловые игры. Речь идет не о практическом занятии, проводимым одним преподавателем в форме деловой игры в одной аудитории, а об отдельном виде занятия, проводимом несколькими преподавателями, каждый из которых руководит игровым коллективом, при наличии современных технических средств, как правило, в нескольких аудиториях или на местности. Такое занятие можно рассматривать как элемент учения.

Разработаны и проводятся деловые игры по курсу «Административная деятельность органов внутренних дел» в рамках темы: «Содержание и основы организации охраны общественного порядка» с курсантами факультета подготовки специалистов для подразделений полиции по охране общественного порядка» (специализация — деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции).

Продолжением деятельности кафедры по использованию активных форм обучения и приданию процессу подготовки курсантов и слушателей практической направленности явилась разработка и проведение на том же факультете (ФПСПООП) (специализация — деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции) деловой игры по курсу «Административная деятельность органов

внутренних дел» в рамках темы: «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции».

При разработке и проведении деловых игр используются практически все технические возможности ситуационного центра Университета. Рабочие группы разрабатывают замысел и сценарий деловых игр на реальных практических ситуациях. Планы проведения деловых игр согласовываются с руководством УВД по административным округам и ГУ МВД России по г. Москве. В ходе подготовки сценария игры проводятся рабочие встречи с представителями УООП и УОДУУП ГУ МВД России по г. Москве, руководством ОООП УВД по ЗАО г. Москвы и ОМВД России по району Тропарево-Никулино, в ходе которых преподаватели кафедры, входящие в рабочие группы, получают значительное количество статистического и аналитического материала. Таким образом, использование передового опыта практических работников ОВД позволяет учить курсантов действовать в условиях конкретно складывающейся оперативной обстановки. При проведении деловых игр на занятия в качестве экспертов приглашаются практические сотрудники соответствующих управлений ГУ МВД России по г. Москве, которые в своих выступлениях после отработки каждого учебного вопроса детально оценивают порядок работы курсантов в роли различных должностных лиц, а также приводят многочисленные примеры из практической деятельности органов внутренних дел, что актуализирует данные виды занятий.

Проведение деловых игр показало их высокую эффективность для обучения курсантов, а подготовка и организация данной формы занятия совместно с представителями практических органов внутренних дел показали не меньшую эффективность и в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава.

3. Учения. Высшей формой практического обучения, приближенного к реальной оперативной обстановке, являются различного рода учения. Позиция кафедры в отношении проведения учений основывается на том, что наиболее эффективны учения, проводимые в практических органах, на реальной местности, в условиях конкретно складывающейся оперативной обстановки. Курсант под контролем преподавателя работает совместно с практическим

сотрудником ОВД, участвует в составлении реальных процессуальных документов, общается не с виртуальными, а с настоящими правонарушителями, свидетелями и понятыми. В целях использования данной формы практического обучения курсантов и совершенствования взаимодействия образовательных учреждений с практическими ОВД перед учениями проводятся рабочие встречи с руководителями соответствующих управлений ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области.

Планы проведения учений утверждаются начальником Университета и согласовываются с заместителями начальника, соответствующего ГУ МВД.

Решение реальных, а не абстрактных задач, стоящих перед подразделением или ОВД в целом под руководством практических сотрудников полиции и профессорско-преподавательского состава Университета способствовало появлению у курсантов познавательно-профессиональной мотивации, формированию у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике, приобретению проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений, а также формированию необходимых служебных компетенций, связанных со специализацией будущей профессии.

Анализ итогов проведения оперативно-тактических учений показал их высокую эффективность, не только как формы подготовки сотрудников милиции, но и как формы оказания практической помощи территориальным органам внутренних дел. Так, за период проведения учений курсанты Московского университета МВД России приняли участие в охране общественного порядка при подготовке «Выпускных балов», участвовали в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при их непосредственном участии было доставлено за различные административные правонарушения значительное количество правонарушителей, осуществлялась проверка транспортных средств по АИПС, выявлялись бесхозные автотранспортные средства и автомашины, находящаяся в розыске, были осуществлены проверки различных объектов на предмет их защищенности от террористических угроз. В 2015 году руководством Университета количество

учебных часов на учения было увеличено в два раза, что, с учетом введения в действие полигона «Фрагмент города», позволило проводить учения в два этапа.

4. Предмет специализации. Это общее название, которое конкретизируется в зависимости от специализации. На кафедре административной деятельности ОВД таким предметом является «Практикум по административной юрисдикции ОВД». Основная задача данной дисциплины — совершенствовать навыки курсантов в осуществлении проверочных мероприятий при рассмотрении обращений граждан, в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, относящихся к компетенции органов внутренних дел, в применении мер обеспечения по ним, в оформлении административно-процессуальных документов, осуществлении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. На данной стадии обучения закрепляются и совершенствуются навыки работы по наиболее часто совершаемым административным правонарушениям.

Таким образом, можно констатировать, что системный подход к проведению занятий, направленных на повышение практической направленности обучения, кафедрой административной деятельности ОВД реализован в форме последовательного использования активных форм обучения и их плавного перехода от простых к сложным, т.е. от практических занятий и практикумов к деловым играм, к учениям и практике курсантов, а в дальнейшем — к предмету специализации.

Одновременно с совершенствованием методики проведения различных видов занятий проводится комплекс мероприятий по развитию полигонной базы. Так в 2018 году предполагается создание нового современного полигона для подготовки участковых уполномоченных полиции, на котором все виды занятий практической направленности могут быть проведены с максимальным приближением к реалиям практической деятельности. В настоящее время разработана концепция и основные подходы создания учебно-практического полигона «Обеспечение охраны общественного порядка». В состав полигона войдут учебные места «Кабинет участкового уполномоченного полиции», «Холл участково-

го пункта полиции», оборудованные в соответствии с требованиями наставления по организации деятельности участкового уполномоченного полиции1, «Дежурная часть», «Место для установления личности задержанного и доставленного» и компьютерный класс. Учебно-методическую базу данного полигона планируется использовать в рамках преподавания дисциплин «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» и «Учения» при проведении практических занятий (в том числе, в форме деловой игры) по темам «Особенности административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции», «Деятельность участковых уполномоченных полиции по обращениям граждан. Прием участковым упол-

1 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции:Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166.

номоченным полиции населения на обслуживаемом участке», «Отчет участкового уполномоченного полиции перед населением административного участка», и др. Одновременно на полигоне можно проводить занятия с тремя учебными взводами. Таким образом реализуется комплексный подход к повышению практической подготовки участковых уполномоченных полиции, включающий с одной стороны — совершенствование методики проведения занятий, с другой — создание современной полигонной базы, позволяющей реализовывать методические новеллы.

Такой подход способствует более качественной подготовке (исключающей или сводящей к минимуму затраты на переподготовку и адаптацию к практической деятельности) дипломированных специалистов для практических органов внутренних дел.

Административные процедуры и административные регламенты в деятельности органов исполнительной власти: монография / А.И. Стахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 191 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

Монография основана на комплексном анализе административного и административно-процессуального законодательства, сформировавшегося в Российской Федерации в ходе и в результате проводимой в стране административной реформы, а также специальной литературы, посвященной исследованию проблем административно-правовой природы исполнительной власти, разработки и применения административных процедур и административных регламентов в деятельности современных органов исполнительной власти.

Разработана система административно-правовых задач и функций исполнительной власти, с учетом которой раскрыта специфика административных процедур и административных регламентов, применяемых в Российской Федерации в качестве современных средств административно-процедурной регламентации деятельности органов исполнительной власти.

Для аспирантов, научных работников, преподавателей, студентов образовательных учреждений юридического профиля. Может быть полезной для государственных служащих, а также судей, обучающихся на курсах повышения квалификации и интересующихся проблемами становления и развития административного процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.