Научная статья на тему 'О возможностях реализации практической направленности обучения в Сибирском юридическом институте МВД России'

О возможностях реализации практической направленности обучения в Сибирском юридическом институте МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СТАЖИРОВКА И ПРАКТИКА / PROFESSIONAL TRAINING / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / PRACTICE ORIENTED STUDY / OPERATIVE-TACTICAL EXERCISE / PROBATION PERIOD AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунтус Сергей Александрович, Тетерятников Николай Юрьевич

Практическая направленность обучения является важнейшей задачей образовательного процесса. В статье рассматриваются возможности достижения указанной цели в свете требований решения коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. №Зкц/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пунтус Сергей Александрович, Тетерятников Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON POSSIBILITIES OF REALIZATION OF PRACTICE ORIENTED STUDY AT THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Practice oriented study is the most important task of educational process. The article considers the possibilities of this aim achievement in the frames of decisions of the Interior Ministry Board (24 November, 2009) «On organization of professional training of personnel of law enforcement agencies of Russian Federation and measures of its improvement».

Текст научной работы на тему «О возможностях реализации практической направленности обучения в Сибирском юридическом институте МВД России»

УДК 3 7 8

Сергей Александрович ПУНТУС,

начальник учебного отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

О

а

й'1

Николай Юрьевич ТЕТЕРЯТНИКОВ,

заместитель начальника учебного отдела Сибирского ю ридического института МВД России (г. Красноярск) кандидат юридических наук

ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СИБИРСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ

ON POSSIBILITIES OF REALIZATION OF PRACTICE ORIENTED STUDY AT THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Практическая направленность обучения является важнейшей задачей образовательного процесса. В статье рассматриваются возможности достижения указанной цели в свете требований решения коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. Ы№3км/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию».

Practice oriented study is the most important task of educational process. The article considers the possibilities of this aim achievement in the frames of decisions of the Interior Ministry Board (24 November, 2009) «On organization of professional training of personnel of law enforcement agencies of Russian Federation and measures of its improvement».

Ключевые слова: практическая направленность обучения, оперативно-тактические учения, профессиональная подготовка, стажировка и практика, юридическая клиника.

Keywords: Practice orimtrf. study, cpaaitiv^tactical ®H:cise, professional training, prrtaticn period and practice, legal clinic.

Вопрос о практической направленности обучения стал одним из основных дискуссионных вопросов в современном российском образовании. Впервые практическая направленность обучения получила правовое оформление в Указе Президента РФ от 26 мая 2009 г. N№599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».

Практическая ориентированность учебного процесса с учетом особенностей

образовательных учреждений и специфики регионов провозглашена одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел.1

Достижение целей обеспечения практической направленности обучения в образовательном учреждении системы МВД России возможно несколькими способами, к основным из которых необходимо отнести следующие.

1. Подготовка методического обеспечения образовательного процесса, основанная на разрешении проблем, возникающих в ходе правоприменительной деятельности!.

Анализ учебно-методических комплексов дисциплин, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом, показывает, что большая часть методического обеспечения основана на проблемном подходе, являющемся сферой научного интереса преподавателя, либо на примерах, имеющих место в российской правоприменительной практике. Опыт работы подразделений органов внутренних дел по месту дислокации вуза, а также иных комплектующих органов зачастую не учитывается.

Решением коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. (п. 2.4) установлено ввести в практику участие профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вузов в работе коллегий и оперативных совещаний подразделений органов внутренних дел, на которых обсуждаются актуальные проблемы совершенствования оперативно-служебной деятельности.

С января 2010 г. сотрудники Сибирского юридического института МВД России приняли участие в 4 коллегиях ГУВД по Красноярскому краю и оперативных совещания при начальнике ГУВД по Красноярскому краю. Материалы коллегий и совещаний регулярно поступают в спецбиблиотеку института для использования в учебном процессе и составления учебно-методических материалов.

2. Привлечение к проведению учебных занятий сотрудников и ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.

Количество сотрудников ОВД, задействованных в учебном процессе, с каждым годом увеличивается. Статистика привлечения сотрудников ОВД к проведению учебных занятий в институте с 2008 г. по 2010 г. представлена в таблице.

В то же время следует отметить, что не всеми кафедрами в равной мере задействованы в проведении занятий сотрудники правоохранительных органов. В основном сказанное относится к непрофильным кафедрам. Представляется, что такие кафедры могли бы активизировать работу в данном направлении, привлекая представителей не только подразделения органов внутренних дел, но и иных органов власти и организаций - избирательные комиссии, подразделения ФМС, органы местного самоуправления и др.

Повышение количества задействованных в учебном процессе сотрудников правоохранительных органов тесно связано с возможностью применения дистанционных образовательных технологий. Системы дистанционного обучения позволяют не только использовать в ходе занятия традиционную лекторскую форму участия сотрудника, но и транслировать видеоизображения работы дежурных частей, тиров, криминалистических лабораторий, а также демонстрировать особенности профессиональной деятельности оперативного дежурного, участкового, следователя и др.

Кроме того, решением коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. установлено проводить с региональными ветеранскими организациями совместные мероприятия и использовать знания и опыт ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в деле повышения уровня профессиональной подготовки личного состава.

К проведению учебных занятий в СибЮИ МВД России привлекаются вете-

Таблица

№ 2 (6) • 2010

раны института, обладающие богатым опытом профессиональной и педагогической работы в вузе, в частности кандидат юридических наук, доцент подполковник милиции в отставке О.Х.Галимов, кандидат исторических наук, доцент полковник милиции в отставке Л.К.Логачева.

Следует отметить, что привлечение ветеранов к участию в учебном процессе, в конференциях, семинарах, заседаниях научных кружков является лишь одним из направлений повышения уровня профессиональной подготовки курсантов и слушателей института, сохранения и развития лучших традиций органов внутренних дел и образовательного учреждения.

3. Относительно новой формой повышения практической составляющей обучения является участие в проведении занятий в системе служебно-боевой подготовки личного состава территориальных органов внутренних дел преподавателей вуза, что обеспечивает динамичный обмен знаниями между представителями юридической теории и практики.

Несмотря на то, что проведение занятий в системе служебно-боевой подготовки чревато возложением дополнительной нагрузки на профессорско-преподавательский состав вуза, сотрудники института активно участвуют в данной работе. Так, в течение 2010 г. запланированы 46 мероприятий, в ходе которых преподаватели СибЮИ МВД России примут участие в проведении занятий в системе профессиональной подготовки с личным составом подразделений ГУВД по Красноярскому краю, из которых 18 будут проводшь-ся с использованием видеоконференц-связи.

4 . Проведение оперативно-тактических учений.

В соответствии с Положением о проведении оперативно-тактических учений курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, ежегодно разрабатываемым Департаментом кадрового обеспечения МВД России, целью учений является усиление практической направленности обучения с учетом специализа-

ции образовательного учреждения и формирование у курсантов (слушателей) профессиональных умений и навыков, необходимых для эффективных действий в различных условиях оперативно-служебной деятельности:.

Оперативно-тактические учения позволяют смоделировать обстановку деятельности, с которой предстоит столкнуться выпускникам образовательного учреждения: Важными в ходе учений являются не только приобретаемый учащимися опыт решения постав ленных задач, но и применение ими полученных в ходе обучения знаний в условиях, приближенных к реальным. Также нельзя недооценивать и другие стороны практической направленности учений. Так, важную роль в практическом ориентировании образовательного процесса играют посредники из числа действительных сотрудников органов внутренних дел, принимающие участие в учениях. Их роль заключается в корректировке действий учащихся с учетом правоприменительной практики, в передаче курсантам и слушателям собственного практического опыта, создании у них представлений об условиях будущей оперативно-служебной деятельности:

Обязательными и немаловажными условиями проведения оперативно-тактических учений являются разбор их результатов и подведение итогов: Именно на этом этапе учений оцениваются не только индивидуальная подготовка учащихся, но и степень приближенности отрабатываемых учебных вопросов к реальной оперативно -служебной деятельности, а также практическая направленность образовательной деятельности учебного заведения в целом: Сделанные выводы позволяют внести изменения и усовершенствовать учебный процесс:

Таким образом, как справедливо отмечает А.П.Коваленко, «...оперативно-так-тические учения являются высшей формой практического обучения..».2

С целью усиления практической направленности обучения в последние годы по инициативе Департамента кадрового обес-

печения МВД России особый акцент делается на проведение межвузовских оперативно -тактических учений курсантов старших курсов образовательных учреждений МВД России. Проведение данных учений, содержательная часть которых включает выполнение упражнений по слу-жебно-боевой подготовке и решение задач прикладного характера в рамках деятельности учебной следственно-оперативной группы, позволяет формировать целостное представление о состоянии готовности учащихся к профессиональной деятельности!.

5. Организация практик курсантов и слушателей!.

Прохождение практики является важнейшим элементом образовательного процесса. В соответствии с Положением об организации и проведении практик курсантов и слушателей очной формы обучения Сибирского юридического института МВД России в органах внутренних дел «...практика курсантов и слушателей... является составной частью учебно-воспитательного процесса в рамках освоения ими основной образовательной программы, а также средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью органов внутренних дел. В ходе ее проведения глубоко и всесторонне изучаются деловые, моральные и личностные качества обучаемых для определения наиболее целесообразного использования их на службе в органах внутренних дел.».3

Основными видами практик курсантов и слушателей являются:

- учебная практика, включающая в себя практику по получению первичных профессиональных умений и практику по профилю специальности;

- преддипломная практика (стажировка);

- внеучебная практика.

Целями учебной и внеучебной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, привитие практических навыков, интереса к избранной специальности. Преддипломная практика проводится с целью приобретения выпускниками прочных профессиональных умений

и навыков для углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, сбора материалов по теме выпускной квалификационной работы, а также апробации теоретической части работы в деятельности органов внутренних дел.

В соответствии с п. 4.3.3 решения коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. на преддипломную практику (стажировку) слушатели направляются по местам дальнейшего прохождения службы. В то же время иные виды практики, как правило, проводятся в органах внутренних дел по месту дислокации института. В исключительных случаях отдельные виды практик могут проводиться на базе подразделений комплектующих органов либо по месту распределения выпускников. В 2009/2010 учебном году 55 курсантов 3-го курса (21 по специальности 03 0501.65 Юриспруденция и 34 по специальности 03 0505.65 Правоохранительная деятельность) проходят учебную практику в подразделениях ГУВД по Красноярскому краю за пределами г. Красноярска, что составляет 36,6% от общего числа курсантов данного курса.

Прохождение практики за пределами места дислокации образовательного учреждения приводит к проблеме обеспечения должного контроля за ее качеством, которая усугубляет тем, что система стимулирования и контроля за деятельностью наставников практикантов до сих пор не разработана.

Наиболее проблематична организация внеучебной практики, которая не является частью учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. В качестве пути решения проблемы организации вне-учебной практики видится возможность привлечения к этому процессу кураторов учебных групп. Подобная мера позволит не только совместить учебную и воспитательную работу с курсантами института, но и повысить эффективность выработки у них практических умений и навыков.

6. Организация научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, ориентированная на решение практических проблем, возника-

- 50 -

№ 2 (6) • 2010

ющих в процессе правоприменительной деятельности ОВД:

Изучение и теоретическое осмысление проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности органов внутренних: дел, выработка рекомендаций по ее совершенствованию определяют содержание научной деятельности образовательных учреждений МВД России:

Анализ научно-исследовательских работ, выполненных по заявкам организаций системы МВД России в СибЮИ МВД России, свидетельствует о повышении количества НИР, направленных на удовлетворение потребностей органов внутренних дел. Так, в 2008 г. были выполнены 42 научно-исследовательские работы по заявкам организаций системы МВД России, в 2009 - 44, а на 2010 г. запланированы 50. В большинстве случаев в авторские коллективы по проведению научно-исследовательской работы включаются сотрудники органов внутренних дел: Профессорско-преподавательский состав СибЮИ МВД России принимает участие в работе научно-практических секций ГУВД по Красноярскому краю и Сибирского УВД на транспорте при рассмотрении вопросов приемки, внедрения научной продукции и ее влияния на эффективность оперативно-служебной деятельности, повышение профессионализма сотрудников ОВД с ежеквартальным направлением информации в ДКО МВД России: С 2010 г: в плане СибЮИ МВД России по внедрению и авторскому сопровождению результатов научных исследований, выполненных по заявкам правоохранительных органов, предусмотрены мероприятия по проведению занятий членами авторских коллективов в системе профессиональной подготовки заказчика по тематике научно-исследовательских работ:

Подобный подход к научно-исследовательской деятельности позволяет повысить и качество образовательного процесса в институте, что обусловлено не только повышением «практической» квалификации профессорско-преподавательского состава, но и внедрением результатов НИР в учебный процесс:

6. Создание юридической клиники. Наличие юридической клиники при образовательном учреждении позволяет решать множество задач - воспитательных, социальных и др., выходящих за рамки образовательной деятельности:

Однако в первую очередь юридическая клиника призвана решать задачи обеспечения именно практической направленности обучения. Так, в процессе оказания юридической помощи населению клиницисты не только вырабатывают устойчивые связи между полученными теоретическими знаниями и практическими навыками работы по избранной профессии, но и приобретают опыт анализа правовых норм и правоприменения, привыкают к условиям практической деятельности:

Опыт работы, приобретенный в юридической клинике, имеет немаловажное значение для молодого сотрудника органа внутренних дел при взаимодействии с правозащитными организациями, социально незащищенными слоями населения, представителями общественности и органов публичной власти:

Отметим, что и преподаватель, работающий с клиницистами, имеет возможность повышать собственные практические навыки как в юридической, так и в педагогической сферах. Ведь решение правовых вопросов граждан позволяет уйти от выработанных за годы преподавательской деятельности шаблонов и образцов, успешно следить за динамично развивающимся законодательством:

Можно выделить и иные направления повышения практической составляющей учебного процесса. Как отмечает Н.Н.Цуканов, «...обеспечению практической направленности обучения дополнительно способствует активное участие профессорско-преподавательского состава кафедры в проведении занятий на факультете повышения квалификации, а также периодические стажировки в органах внутренних дел.».4

Количество задействованных преподавателей при проведении занятий и объем учебной нагрузки на факультете повыше-

ния квалификации постоянно увеличиваются. Так, в 2007/2008 учебном году количество проведенных аудиторных часов на факультете составило 638 часов, в 2008/2009 - 820. В 2009/2010 учебном году запланировано проведение 1184 академических часов учебной нагрузки. Ежегодно на факультете повышения квалификации задействуется около половины профессорско-преподавательского состава института.

За последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества стажировок профессорско-преподавательского состава института в органах внутренних дел. Например, в 2007 г. такую стажировку прошли 7 сотрудников, в 2008 г. - 22, а в 2009 г. - 21.

К числу иных мер, реализующих практическую направленность обучения, решением коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. N№3 км/1 отнесена целенаправленная работа по созданию базовых вузов, координирующих профильную подготовку в ведомственной системе образования. В сентябре 2011 г. ДКО МВД России планируется завершить работу по профилизации вузов МВД России, создав на их базе учебно-методические центры, обеспечивающие взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников органов внутренних дел в разработке учебно-программной документации и методических материалов, проведении занятий с сотрудниками подразделений и

органов внутренних дел по служебно-бо-евой подготовке, а также с курсантами и слушателями при проведении учебных занятий.

Таким образом, практическая направленность обучения остается приоритетной задачей организации учебного процесса в образовательных учреждениях системы МВД России.

1 Об объявлении решения коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. N№3км/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию» : приказ МВД России от 4 декабря 2 009 г. N№921.

2 Коваленко А.П. Возможности использования оперативно-тактических учений для определения качества подготовки слушателей выпускных курсов // Обеспечение практической направленности обучения в вузах МВД России : материалы научно-практической конференции / отв. ред. С.П.Рожков ; СибЮИ МВД России. Красноярск, 2009. С.41.

3 Об утверждении Положения об организации и проведении практик курсантов и слушателей очной формы обучения Сибирского юридического института МВД России в органах внутренних дел : приказ СибЮИ МВД России и ГУВД по Красноярскому краю от 5 апреля 2 010 г. N№89/134, Приложение.

4 Цуканов Н.Н. О способах обеспечения практической направленности преподавания учебной дисциплины «Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел» // Актуальные проблемы современного образовательного процесса : материалы учебно-методического сбора / отв. ред. С.П.Рожков ; СибЮИ МВД России. Красноярск, 2009. С.56.

№ 2 (6) • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.