Научная статья на тему 'Проблемы организации и взаимодействия кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений МВД РФ в области обеспечения практической направленности обучения курсантов и слушателей Московского университета МВД России'

Проблемы организации и взаимодействия кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений МВД РФ в области обеспечения практической направленности обучения курсантов и слушателей Московского университета МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRACTICAL TRAINING / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / OPERATIONAL-TACTICAL EXERCISES / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / PREDEGREE PRACTICE / СЛЕДСТВЕННООПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / INVESTIGATORY-OPERATIVE GROUP / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н.

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки курсантов. Значительное внимание уделено вопросам проведения практических занятий и взаимодействия с практическими подразделениями органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing the interaction between the operative detective activity department and field divisions of the interior ministry of the Russian Federation in ensuring practically oriented training of Russia’s MVD Moscow university students

The article considers the issues of training of cadets. Considerable attention is paid to the issues of practical training and interaction with the operational units of the internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации и взаимодействия кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений МВД РФ в области обеспечения практической направленности обучения курсантов и слушателей Московского университета МВД России»

Актуальные проблемы конституционного права

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЗАИМОДЕИСТВИЯ КАФЕДРЫ

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МВД РФ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки курсантов. Значительное внимание уделено вопросам проведения практических занятий и взаимодействия с практическими подразделениями органов внутренних дел.

Ключевые слова: образовательная траектория, практическое направленность обучения, активные формы обучения, деловая игра, оперативно-тактические учения, преддипломная практика, следственно-оперативная группа, оперативно-разыскные мероприятия.

PROVIDING THE INTERACTION BETWEEN THE OPERATIVE DETECTIVE ACTIVITY DEPARTMENT AND FIELD DIVISIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING PRACTICALLY ORIENTED TRAINING OF RUSSIA'S MVD MOSCOW UNIVERSITY STUDENTS

Annotation. The article considers the issues of training of cadets. Considerable attention is paid to the issues of practical training and interaction with the operational units of the internal Affairs bodies.

Keywords: educational trajectory, practical training, business game, operational-tactical exercises, predegree practice, the investigatory-operative group, the operative-search activities.

СЛУШАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

А.В. Богданов,

кандидат юридических наук, доцент;

Е.Н. Хазов,

доктор юридических наук, профессор;

Б.Н. Комахин,

кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: x.victoria@yandex.ru

A.V. Bogdanov,

candidate of jurisprudence, associate professor

E.N. Hazov, doctor of jurisprudence, professor B.N. Komakhin, candidate of jurisprudence, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Основной задачей ВУЗов МВД России является подготовка квалифицированных профессиональных кадров для органов внутренних дел.

В.В. Путин на встрече с активом Российского союза ректоров 24 августа 2011 г. отметил: «Убежден, у нас единое понимание того, что качественное, современное образование — это залог устойчивого развития нашей страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной высшей школе наша страна не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории»1.

Основной целью подготовки кадров в Московском университете РФ является обеспечение комплектования органов внутренних дел квалифицированными кадрами. Именно от уровня образования во многом зависит способность выпускников на практике выполнять оперативно-разыскные задачи, противодействовать преступности. Уровень образования в значительной степени зависит от того, где человек его получает, кто его учит, чему и как он учится. На вопрос, чему и как учиться в современном вузе, педагогическая наука отвечает -формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие профессиональные качества.2

Результаты обучения в сфере профессионального образования должны отвечать следующими основным критериям и требованиям: во-первых, выпускник обязан быть всесторонне подготовленным специалистом; во-вторых, — серьезным квалифицированным профессионалом в своей области деятельности; в-третьих, — гражданином и патриотом.

Важно, чтобы выпускник реализовал свои полученные знания, умения и навыки в образовательном учреждении в практической деятельности в органах внутренних дел.

Совершенствование образовательного процесса курсантов и слушателей юридического ВУЗа требует внедрения современных педагогических технологий, максимального приближения обучения к практике.

Для обеспечения правопорядка в современных условиях важное значение отводится проблемам борьбы с наиболее опасными преступными проявлениями, такими, как: терроризм, наркомания, убийства, посягающими на жизнь, здоровье и личную собственность граждан. Раскрытие данных преступлений требует большого опыта, глубоких знаний и высокой профессиональной подготовки сотрудников уголовного розыска.

Одной из основных задач, решаемых профес-

сорско-преподавательским составом кафедры оперативно-разыскной деятельности МосУ МВД России при проведении учебных заведений, является формирование у курсантов и слушателей теоретических и практических навыков для успешного осуществления оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел на практике. В этой связи особую актуальность приобретает использование опыта оперативных подразделений, а также проведение практических занятий в условиях так называемых естественных полигонов как возможности соединения в учебном процессе теоретических знаний с практикой.

Это обуславливается необходимостью совершенствования форм и методов работы органов внутренних дел по профилактике преступлений и в частности, улучшения организации и тактики раскрытия преступлений, подбора и профессионального обучения сотрудников оперативных служб.

Важным условием подготовки квалифицированных специалистов для ОВД является постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса, прочная связь теории с практикой, внедрение прогрессивных форм, методов и технических средств обучения, повышения качества проводимых занятий, учебной практики и стажировки курсантов. Наряду с этим, практические занятия, деловые игры, оперативно-тактические учения, преддипломная практика позволяют выявить недостатки в учебно-воспитательном процессе, пробелы в знаниях курсантов и слушателей не только по дисциплине «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел», но и по другим предметам.

Содержательная часть учения или деловой игры определяется фабулой, разработанной в соответствии с рабочей программой, а также со спецификой и условиями профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а организационной основой действий обучаемых по выполнению задач учения или деловой игры является СОГ3, составленная из курсантов, выступающих в роли специалистов разного профиля (оперативных уполномоченных уголовного розыска, участковых уполномоченных, следователей и экспертов-специалистов), или действия оперативного сотрудника в процессе предупреждения, пресечения, выявления или раскрытия преступления, розыска преступников (проведение ОРМ, осуществление оперативной проверки). В зависимости от содержания информации в вводной, а также необходимого объема работы курсанты заводят дела оперативного учета (ДОУ)4, составляют оперативно-служебные документы согласно требованиям нормативных правовых актов5.

Участие практических сотрудников ОВД в процессе проведения деловых игр и учений просто не-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

обходимо в целях передачи практического опыта работы, анализа ошибок, допущенных курсантами в ходе работы следственно-оперативной группы.

Руководителем СОГ, в зависимости от подследственности совершенного преступления, выступают следователь или дознаватель. Сотрудники уголовного розыска являются органом дознания и при выезде на место совершения преступления проводят первоначальные (неотложные) оперативно-разыскные мероприятия, что им предписано УПК РФ.

Следователь осуществляет руководство СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные действия всех членов, направленные на установление очевидцев, свидетелей, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.

Взаимодействие, т.е. участие практических сотрудников подразделений ОВД в деловых играх и учениях осуществляется путем совместного обсуждения оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД, планирования, подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также оценки их результатов, как перед началом подготовки, так и во время учений или деловых игр, что необходимо нашим курсантам и слушателям, в скором времени направленным в практические подразделения для дальнейшей работы.

Поэтому вопросы организации, планирования, проведения, обеспечения, подбора участников, практических сотрудников и преподавателей приобретают принципиальное значение. Ответственные преподаватели подготавливают документы для учений и деловых игр, при необходимости консультируясь с практическими сотрудниками ОВД, ведут учет проделанной работе, координируют подготовку курсантов перед началом проведения практических занятий, учений или деловых игр.

Роль преподавателя и практического сотрудника при проведении учений или деловой игры — весьма значительна: они должны не выступать в роли статистов, фиксирующих ошибки обучаемых, а активно работать по разъяснению курсантам тех или иных решений, принимаемых оперативным сотрудником, правильного составления оперативно-служебных документов, оказывать помощь в толковании общих положений специальных дисциплин, а также УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ6, законов «О полиции»7, «Об оперативно-розыскной деятельности» 8 обеспечивая при этом соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом преследуются общие и частные цели организации и подготовки курсантов и слушателей к практическим занятиям, деловым играм, оперативно-тактическим учениям,

преддипломной практике.

К общим целям относятся:

- проверка и закрепление знаний обучаемых по дисциплине «ОРД ОВД», т.е. тестирование;

- приобретение навыков использования теоретических знаний в практической деятельности оперативных сотрудников;

- выработка умений составления и оформления оперативно-служебных документов; формирование у обучаемых уважения к закону, непримиримого отношения к фактам его нарушения, реализации принципа соблюдения законности.

Частные цели подготовки достигаются посредством реализации вводных, основанных на оперативных материалах практической деятельности подразделений уголовного розыска.

В день проведения занятия преподаватель подводит итоги занятия, отмечает, достигло ли оно поставленных целей, объявляет и аргументирует оценки, отмечает степень подготовки группы в целом и отдельных курсантов. После завершения аудиторной работы или работы на полигоне, курсантам определяется задание на самоподготовку (например, дооформить документы, посмотреть тот или иной нормативный правовой акт и др.).

В процессе проведения занятий у курсантов вполне естественно возникают познавательные, волевые и технические трудности.

Познавательные трудности проходят через реальное восприятие явлений и процессов, типичных для психологически напряженной ситуации оперативно-служебной деятельности, и тренировку обучаемых в их правильном восприятии, создание условий, требующих напряжения мышления при нехватке информации или ее противоречивости (исходя из вводной).

Волевые трудности моделируются созданием ряда препятствий в ходе решения учебной задачи, проявления самостоятельности и разумной инициативы, выполнения профессиональных действий в нестандартной и непредвиденной ситуации (т.е. действия всех участников СОГ).

Технические трудности включают в себя профессиональные навыки владения теоретическим материалом по общей и особенной части курса «ОРД ОВД». Все занятия завершаются подробным анализом с последующими выводами и рекомендациями.

Для разрешения возникающих проблем при проведении занятий желательно приглашать действующих практических сотрудников по соответствующим линиям работы, которые совместно с преподавателем помогут курсантам преодолеть отсутствие практического опыта, а также улучшения

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

преподавания преподавателями кафедры по дисциплине «ОРД ОВД».

Значительная, если не основная доля ответственности за подготовку сотрудников ОВД лежит на учебных заведениях МВД России. От того, какой объем теоретических знаний и практических навыков получат выпускники этих учебных заведений, будет зависеть и дальнейшее совершенствование их мастерства на практической работе.

Для МосУ МВД России сочетание практики с учебной — идеальный вариант. На наш взгляд, основной причиной неудовлетворительной подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России остается все тот же значительный отрыв теоретического обучения от практической деятельности органов полиции.

Преддипломная практика — важная часть учебного процесса. В процессе ее проведения курсанты (слушатели) должны закрепить теоретические знания и получить практические навыки оперативно-разыскной деятельности. Успех ее зависит, прежде всего, от того, как подготовлены к ней курсанты (слушатели), преподаватели и практические сотрудники органов полиции.

Курсант (слушатель) приходит на практику в подразделение ОВД после 3-го, 4-го курсов, когда у него достаточно знаний, умений и навыков. К курсанту (слушателю) прикрепляют наставника, и это не формально. Наставник находится постоянно рядом с курсантом, рассказывает об отделении УР или ЭБиПК, обучает тонкостям работы.

Качество стажировки во многом зависит от руководителей оперативных подразделений и оперативных сотрудников — непосредственных руководителей стажировки. Очень важно, как они примут курсантов, как помогут им включиться в практическую деятельность.

Подготовка курсантов (слушателей) к стажировке не должна ограничиваться только проведением практических занятий, деловых игр, оперативно-тактических учений, непосредственно ей предшествующих, а должна вестись в течение всего учебного года.

Руководители оперативных подразделений, оперативные сотрудники должны детально ознакомить стажеров с оперативной обстановкой, с особенностями работы оперативного подразделения. Они должны не выпускать курсантов из поля зрения, инструктировать их, постоянно контролировать их работу, следить, чтобы стажировка проходила в строгом соответствии с требованиями программы. Но руководитель оперативного подразделения (или оперативный сотрудник) не только руководят стажировкой, но и воспитывают стажеров. Поэтому

он должен внимательно изучать курсантов, воспитывать у них любовь к профессии, передавать им свой опыт и знания, требовать от них строжайшего соблюдения законности, прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности.

Немаловажная роль в организации и проведении стажировки принадлежит преподавателям кафедры ОРД. Они должны непосредственно участвовать в организационно-методической работе по руководству стажировкой, поддерживать постоянную связь с руководителем оперативного подразделения (оперативным сотрудником), следить за тем, как ведут себя курсанты, проверять, выполняются ли требования программы, оказывать необходимую помощь стажерам и руководителям стажировки и т.д.

Чтобы преддипломная практика слушателей — выпускников прошла на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне, практические сотрудники органов внутренних дел и преподаватели кафедры ОРД должны добросовестно относиться к порученному делу, постоянно совершенствовать учебный процесс, применять практические навыки и использовать последние достижения науки и техники.

Руководители оперативных подразделений и оперативные сотрудники — руководители стажировки должны усилить индивидуально-воспитательную работу с выпускниками, улучшить обучение их передовым методам оперативно-разыскной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод о том, что практические занятия, деловые игры, оперативно-тактические учения, преддипломная практика являются одной из основных формой профессиональной подготовки, контроля качества обучения курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России.

1 URL: http://premier.gov.ru/events/news/16285/

2 Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Сторя-ренко, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3 СОГ — оперативно-следственная группа

4 ДОУ — дела оперативного учета

5 Указ Президента РФ от 01.09. 1995 г. № 891 «Об упорядочения организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» Собрание законодательства 14.06.1999 №14, ст.2954.

6 http://www/pravo.gov.ru-29/11/2012.

7 Федеральный закон Российской Федерации от 7.02. 2011 г. №3-ФЗ (ред. от 03.12. 2012г.) Собрание законодательства 14.02.2011 №7, ст.900.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 12.08. 1995 г. №144-ФЗ (ред. от 29.11. 2012г.) Российская газета №160, 18.08.1995. http://www/pravo.gov.ru-29/11/2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.