Преподавателю вуза: теория, практика
СИТУАЦИОННО-СРЕДОВОЙ подход К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Н. В. Ходякова
В статье предложена поэтапная модель ситуационного обучения будущих следователей, описан опыт проектирования на ее основе соответствующего содержания профессиональной подготовки, приведены примеры междисциплинарных учебных ситуаций.
Ключевые слова: следственная ситуация, средовой контекст обучения, межпредметные связи, фабула ситуации, межкафедральные учения, комплексный экзамен.
Среди профессионально значимых качеств следователей ученые [1, с. 31-35] вывделяют самоотверженный и честный труд, профессиональную подготовку (широту и глубину знаний и умений, эрудицию, богатый словарный запас, развитый интеллект), а также специальные способности и умения.
В основе обсуждаемой краткой профессиограммы специалиста-следователя лежит понимание его профессиональной деятельности как ситуационного взаимодействия с окружающей реальностью: определения криминалистической ситуации путем изучения обстоятельств и мотивов участников, понимания взаимосвязей между фактами и профессионального овладения этой ситуацией - интерпретации информации, генерирования и проверки гипотез, решительнык действий.
В последние два десятилетия правоведы активно используют в своих работах понятие «следственная ситуация» [2, с. 5], которым обозначается совокупность объек-тивнык факторов (время, место, способ совершения преступления; изменения в обстановке; следы; доказательственная информация и ее источники; технические и временные ресурсы расследования) и субъективных факторов (опыт преступника и его осведомленность о доказательствах; позиция обвиняемого/подозреваемого в процессе расследования; отношение к расследованию потерпевшего и свидетелей, опыгг следователя). Исследователи сходятся во мнении, что выделение типичных след-ственнык ситуаций по всем составляющим их компонентам практически невозможно, поскольку ситуации во всех своих компонентах повторяться не могут. Следовательно, обучение будущих следователей только типичным ситуациям будет всегда оторвано от реалий профессиональной деятельности специалиста следственного подразделения. Это значит, что традиционный учебный процесс, построенный в логике непрерывно углуб-
ляющейся специализации и профилизации содержания профессиональной подготовки следователей, несмотря на, казалось бы, все более детальное изучение большого количества профессиональных действий и объектов их приложения, не охватывает все разнообразие жизни и профессиональной деятельности и в силу этого должно дополняться линией непрерытно расширяющегося жиз-ненно-средового контекста обучения.
Эту дополнительную линию содержания профессионального образования удалось реализовать в программе подготовки будущих следователей в Волгоградской академии МВД России. Группой преподавателей различ-нык кафедр с участием автора настоящего исследования был разработан и апробирован проект комплексного (междисциплинарного) ситуационного обучения будущих следователей, который предполагал последовательную реализацию нескольких этапов: 1) традиционное обучение предметам учебного плана и формирование базовых научных знаний (на 1-2 курсах); 2) актуализация межпредметных связей, рассмотрение одних и тех же понятий с позиций разных учебных предметов (на 3-4 курсах); 3) подготовка преподавателями на основе реальных уголовных дел фабул, т. е. описаний следственных ситуаций, организация межкафедральных и межфакультетских учений по принятию курсантами в следственный ситуациях профессиональных решений и составлению процессуальных документов (на 4-5 курсах); 4) проведение комплексного экзамена (в конце 5 курса). Остановимся на втором, третьем и четвертом этапах подробно.
Второй этап. Как показал опыт Волгоградской академии МВД России, реализация межпредметных связей, закладывая фундамент многомерного восприятия и рефлексии будущим следователем профессиональных ситуаций, имеет специфическую логику и должна специальным образом планироваться. С этой целью в академии были разработаны структурно-логические схемы изучения каждой учебной дисциплины в связи с процессом преподавания других учебных предметов, представляющие собой графическое отображение последовательности и связей изучения элементов каждой дисциплины во взаимосвязи с элементами других курсов и позволяющие исключить дублирование учебного материала, а также невостребованную в дальнейшей профессиональной подготовке учебную информацию. В течение семестра межпредметные связи планировались посредством графика понедельного прохождения дисциплин, в котором на уровне учебной недели закреплялась связь и преем-
ственность изучения тем или их фрагментов в разных учебных курсах. Только после составления такого графика и на его основе создавалось расписание учебных занятий.
Примером эффективной реализации междисциплинарных связей являлись разработанные преподавателями академии специальные курсы «Раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики», «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий» и др. В этих спецкурсах интегрировались фрагменты содержания обучения по криминалистике, уголовному праву, уголовному процессу, оперативно-розыскной деятельности, предварительному следствию, экономике, юридической психологии, информатике. Методическая подготовка интегрированных спецкурсов предусматривала: определение преподавателями разных кафедр логической и временной последовательности постановки учебных задач, обсуждение и интерпретацию общих понятий, выявление общих и различающихся методов и форм учебной деятельности.
В рамках междисциплинарной интеграции сотрудниками секции методического обеспечения учебно-воспитательного процесса методического совета академии был проведен анализ фондовых лекций по криминалистической технике, криминалистической тактике, криминалистической методике, уголовному праву (Общая и Особенная части), уголовному процессу (Общая и Особенная части) на предмет выявления имеющихся взаимосвязей и дублирования учебного содержания. Например, при анализе двух лекций «Тактика допроса и очной ставки» (криминалистическая тактика) и «Допрос свидетеля, потерпевшего и очная ставка» (уголовный процесс) выяснилось, что обе дисциплины рассматривают один и тот же вопрос, но каждая со своей позиции. Одна -с точки зрения методики проведения следственных действий, а другая - с точки зрения правовой основы и процессуального порядка проведения следственных действий. В целом был проанализирован общий массив в 140 взаимосвязанный дидактических элементов (20 тем в содержании семи дисциплин), что позволило выстроить по этим дисциплинам единую структурно-логическую схему.
Междисциплинарные связи реализовывались не только в рамках интегрированных спецкурсов и структурнологического согласования фрагментов содержания от-дельнык правовых дисциплин, но и актуализировались в процессе преподавания других учебных предметов. Так, в процессе обучения будущих следователей по дисциплине «Основы информационной безопасности в органах внутренних дел» на 3 курсе автором настоящего исследования были разработаны и предлагались для самостоятельного анализа ситуации профессиональной деятельности [3, с. 27-29], для принятия компетентных решений по которым требовалось актуализировать свои знания как из предметной области информатики, так и из других предметных областей, например, гражданского права. Приведем пример такой ситуации.
Ситуация для самостоятельного анализа
При еженедельной передаче данных в информационный центр областного ГУВД о находящихся в следственном изоляторе лицах уполномоченные сотрудники пользовались системой электронной подписи. В апреле текущего года обнаружилось, что сотрудник К., одним из первых получивший возможность удостоверять передаваемую информацию с помощью электронной подписи, не имеет права ее далее использовать.
Задание: используя справочную правовую систему и опираясь на положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1, назовите возможные причины обсуждаемого факта.
Третий этап. По поручению Департамента кадрового обеспечения МВД России рабочей группой, состоящей из представителей десяти кафедр Волгоградской академии МВД России (с участием автора публикации), в 2009 г. были созданы проекты ведомственных учебного плана и программы профессиональной подготовки будущих следователей под названием «Примерная программа выработки навыков следователей органов внутренних дел по расследованию отдельных видов преступлений курсантами четвертого и слушателями пятого курсов образовательных учреждений МВД России».
В соответствии с Примерной программой тематический план подготовки будущих следователей на старших курсах и содержание соответствующих занятий быши построены на основе интеграции учебного материала многих дисциплин (предварительного расследования, уголовного права, уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной медицины, судебной психиатрии, юридической психологии, информатики и математики, тактико-специальной подготовки, гражданского права, конституционного и административного права, научной организации труда). Синтез дидактических элементов различных предметов быш обусловлен их комплексным применением в реальной практике расследования преступлений.
Разработанная Примерная программа имеет блочномодульную структуру и состоит из следующих блоков:
1. Предварительное следствие в органах внутренних дел (на примере расследования кражи из жилища).
2. Расследование дорожно-транспортных преступлений.
3. Расследование преступлений против личности (на примере расследования преступления с причинением тяжких телесных повреждений, совершенного группой лиц с участием несовершеннолетнего).
4. Расследование преступлений против собственности (на примере расследования вымогательства).
5. Расследование преступлений, связанный с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (на примере расследования преступления, совершенного лицом, страдающим психическим расстройством).
6. Расследование преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
7. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности.
Модуль определяется как относительно самостоятельный фрагмент обучения, содержание которого но-
сит междисциплинарный характер и состоит из ситуаций профессиональной деятельности следователя, моделирование которых в учебном процессе обеспечивает компетентное решение будущими специалистами служебных задач.
Проведенное А. Ф. Караваевым и Е. А. Скидановым исследование [4, с. 32] свидетельствует о том, что представления о профессиональной деятельности, сформированные в вузе МВД, только на 19,47% полностью совпадают с воспринимаемой выпускниками действительностью. Как справедливо полагает А. П. Агарков [5, с. 37], основополагающим условием формирования профессиональной готовности специалиста является самостоятельное решение нетипичных профессиональных ситуаций, позволяющее ему получить адекватные, а не вероятностные представления о реальных трудностях профессии. Ситуационное моделирование содержания профессиональной подготовки выпускников Волгоградской академии позволило не ограничивать профессиональную подготовку только освоением старшекурсниками способов решения типичных следственных задач, описанных в учебниках и учебных пособиях, а обеспечить целостную ориентировку в максимально приближенных к реальности следственных ситуациях в зависимости от конкретного вида преступления и его участников. Приведем пример фабулы практико-ориентированной междисциплинарной ситуации.
Ситуация к модулю «Деятельность следователя по назначению судебных экспертиз»
В ходе осмотра места происшествия было установлено: квартира № 10 дома № 10 по ул. Шекснинской в Дзержинском районе г. Волгограда расположена во втором подъезде на первом этаже. Входная дверь в квартиру является металлической, оборудована двумя ригельными замками. Дверь и замки видимых повреждений не имеют, находятся в исправном состоянии.
С места происшествия изъято: 3 следа пальцев рук; лента «Скотч»; пуля и гильза. Зафиксировано входное пулевое отверстие в стене (фото).
В ходе обыска по месту жительства С. В. Доронина обнаружен и изъят пистолет Макарова и 6 патронов к нему.
Следователь, изучив объекты, изъятые в ходе осмотра места происшествия, а также пистолет, изъятый в ходе обыска жилища Доронина, принял решение о назначении криминалистических экспертиз.
Следователем для сравнительного исследования получены образцы отпечатков пальцев рук у членов семьи Котовых, а также у подозреваемых Бубнова, Кузнецова и Доронина (с использованием АИПС «Папиллон»).
К материалам уголовного дела приобщены заключения дактилоскопической и баллистической экспертиз.
Выводы дактилоскопической экспертизы:
- на представленном отрезке ленты «Скотч» обнаружены два отпечатка пальцев рук;
- на рукоятке пистолета Макарова обнаружены два отпечатка пальцев рук;
- все 7 следов пальцев рук пригодны для идентификации;
- отпечатки пальцев на отрезке ленты «Скотч» оставлены большим пальцем правой руки Кузнецова;
- два отпечатка пальцев рук, обнаруженные на рукоятке пистолета Макарова, оставлены средним и безымянным пальцами правой руки Доронина;
- два отпечатка пальцев рук, обнаруженные в прихожей в ходе осмотра места происшествия, оставлены указательным пальцем левой руки Бубнова;
- отпечаток пальца руки, обнаруженный на серванте в комнате № 1 в ходе осмотра места происшествия, оставлен указательным пальцем левой руки Доронина.
Выводы баллистической экспертизы:
- представленный на исследование объект является боевым пистолетом системы Макарова 9 мм, изготовленным фабричным способом;
- пистолет находится в исправном состоянии, пригоден для производства выстрела;
- пуля и гильза, обнаруженные в ходе осмотра места происшествия, пригодны для идентификации конкретного экземпляра оружия. Ранее они составляли один патрон;
- пуля и гильза, обнаруженные в ходе осмотра места происшествия, стреляны из представленного на исследование пистолета;
- патроны, изъятые в ходе обыска в жилище Доронина, являются боевыми патронами калибра 9 мм и пригодны для производства выстрела из представленного пистолета.
Задание: 1) проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: что происходило? с чьим участием (кто участники событий, каковы их роли, статусы, характеристики)? каков результат развития событий? какие организации и учреждения должны быть задействованы в экспертизе? каковы особенности проведения экспертиз?; 2) определите хронологию событий, назовите факты и события в прямом и обратном хронологическом порядке; выскажите версию: в чем состояла суть криминального конфликта? подкрепите версию аргументами из фабулы; 3) определите альтернативные версии ситуации, перечислите возможные действия по изучению каждого направления развития ситуации, аргументируйте и оцените вероятность каждого направления; 4) оцените сложность принятия решения, укажите возможные положительные и отрицательные последствия реализации того или иного решения; 5) составьте план своих действий, ясно и точно описав их направление и последовательность, объясните причины и правомерность окончательного выбора.
Обучение по обсуждаемой Примерной программе предусматривает специальную подготовку образовательной среды: привлечение средств предметной и изобразительной наглядности, компьютерной техники, предметов экипировки сотрудников милиции, объектов, необ-ходимык для инсценирования ситуаций. Принятие решений в тех или инык следственных ситуациях предполагает также наличие определенных пространственно-временных условий: обеспечения предметно-пространственной конфигурации криминалистических полигонов, оснащенных в зависимости от условий и задания фабулы, а также выщеления необходимого времени.
Коренным образом изменен подход к организации самоподготовки, в процессе которой старшекурсники самостоятельно изучают содержание ситуаций, разрабатывают предварительный вариант решения, который корректируется и углубляется затем на занятиях. В случае необходимости занятия проводятся несколькими преподавателями различной специализации (для приведенной ситуации - преподавателями кафедр предварительного расследования, криминалистической техники, информатики и математики).
С целью опытной апробации подготовленной Примерной программы в апреле-мае 2010 г. в расположении загородной учебной базы академии (пос. Рыбачий Волгоградской области) были организованы и проведены межфакультетские учения по раскрытию и расследованию преступления на примере грабежа, совершенного на открытой местности. Учения проводились в форме
профессионально-ориентированной ролевой игры, в которой задействовались четверокурсники факультета следователей, факультета подготовки работников служб криминальной милиции и факультета экспертов-крими-налистов. Всего в учениях участвовали 225 курсантов.
Из курсантов трех факультетов формировались следственно-оперативные группы из трех человек: следователя, оперативного уполномоченного уголовного розыска и специалиста-криминалиста. Каждой группе вручалась фабула совершенного преступления и ставилась задача: принять предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на проверку полученной информации, раскрытие и расследование совершенного преступления, привлечение виновного лица к уголовной ответственности, с составлением всех необходимых документов. Для каждой из групп заранее готовилось «место происшествия», где находился «пострадавший», роль которого играл один из восьми участвовавших в учениях преподавателей академии. Прибыв на место происшествия, курсанты производили следственные действия (прием устного заявления о совершенном преступлении; осмотр места происшествия; обнаружение, фиксацию и изъятие следов; установление и опрос очевидцев; установление лиц, причастнык к совершению преступления; поиск похищенного имущества). По окончании учений участники групп совместно с преподавателями анализировали свою деятельность и допущенные ошибки.
В результате опытной апробации Примерной программы в процессе межфакультетских учений были выявлены определенные упущения в подготовке будущих специалистов на предыдущих этапах, в том числе плохая ориентация курсантов в реальных условиях места происшествия, ошибки значительной части курсантов в описании обстановки на месте происшествия. Эти результаты не только фиксировались преподавателями, но и отмечались самими курсантами. На вопрос анкеты «Что для Вас было самым трудным?» около 80% курсантов назвали производство осмотра места происшествия, а на вопрос «Каких знаний, умений и навыков Вам недоставало при выполнении заданий?» около 84% курсантов отметили у себя отсутствие умения самостоятельно принимать решение; 30% анкетируемых добавили, что «полевые условия», в отличие от аудиторных, существенно затрудняли их работу. Однако все 100% участвовавших в учениях курсантов высказались за необходимость и целесообразность дальнейшего проведения подобный учений, в том числе и как формы итогового контроля их профессиональной подготовки.
Эти данные подтвердили необходимость проектирования наряду с предметными и межпредметными занятиями ситуаций непосредственного взаимодействия обучающихся с предметно-коммуникативной средой их реальной профессиональной деятельности.
Четвертый этап. Для выпускников факультета следователей начиная с 2002 г. в процессе итоговой государственной аттестации по решению ученого совета вместо традиционных трех государственных экзаменов по уголовному праву, уголовному процессу и криминалистике проводился комплексный экзамен, на котором экзаменуемый вместо привыгчного билета с вопросами по-
лучал фабулу уголовного дела, требующую от него целостную когнитивную и операциональную ориентировку в проблемно-профессиональной ситуации.
Фабула должна была отвечать требованию наличия необходимык и достаточных даннык для принятия решения. «Принятие решения» означало правильную квалификацию преступления, предложение необходимых вариантов следственных действий, определение тактики и методики раскрытия и расследования в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства и на основе современных достижений криминалистики.
На таком экзамене, так же, как и в реальной профессиональной деятельности, время на принятие решения ограничивалось экзаменационным регламентом. Приведем пример фабулы междисциплинарного экзаменационного билета.
Экзаменационный билет итоговой государственной аттестации
Охранник П. в рабочее время после употребления водки оставил свой пост и пришел домой. Жена в резкой форме выразила неудовольствие тем, что П. пьян в рабочее время. Муж, угрожая жене словами: «Я тебя заставлю себя уважать!», стал ее преследовать. Спасаясь от мужа, П. убежала к соседям, которые заперли дверь и пытались через дверь урезонить П. Убедившись, что дверь не открывают, он вынул служебный пистолет и выстрелил в дверь на уровне 120 см от пола. Пуля прошла рядом со стоявшими людьми и никого не задела.
Задание: 1) охарактеризуйте уголовно-правовое значение состояния опьянения, квалифицируйте совершенное деяние, определите все его элементы и признаки состава данного преступления; 2) определите порядок хранения пистолета, из которого П. произвел выстрел, как вещественного доказательства; 3) какие объекты из ситуации подлежат идентификации, какой вид идентификации необходимо избрать и в какой форме?
Сравнительные результаты итоговой государственной аттестации выпускников факультета следователей и юридического факультета (оба факультета обучают по специальности «Юриспруденция») за последние три года (2007, 2008, 2009 гг.) приведены в табл.
Из бесед с экзаменаторами, проводившими комплексный междисциплинарный экзамен, следовало, что подготовка к комплексному экзамену для пятикурсника факультета следователей является более сложной, чем подготовка к традиционным трем предметным экзаменам по уголовному праву, уголовному процессу и криминалистике, так как время на подготовку к нему такое же, как на каждый из трех экзаменов в отдельности, а востребу-ются знания гораздо более высокого уровня. Однако, как видно из таблицы, выпускники факультета следователей стабильно имеют более высокие средние баллы.
Резюмируя сказанное, отметим, что полученный опыт проектирования и реализации содержания профессиональной подготовки будущих следователей одновременно по двум линиям: традиционной линии углубления их профессиональной специализации и линии расширяющегося межпредметного, жизненно-средового контекста комплексных ситуаций профессиональной деятельности подтверждает реализуемость и эффективность ситуационно-средового подхода к педагогическому проектированию содержания профессионального образования как на уровне планов и программ, так и на уровне процесса обучения и оценки его результатов.
Результаты итоговой государственной аттестации
Факультет, кол-во выпускников Всего отметок, в том числе за дипломные работы Экзаменационная отметка Средний балл
отлично хорошо удовлетво- рительно неудовлетворительно
2007 г.
Следователей, 227 674,221 294 233 142 5 4,2
Юридический, 227 676, 225 229 241 204 2 4,0
2008 г.
Следователей, 229 669, 226 307 204 155 3 4,2
Юридический, 242 721,238 186 246 285 4 3,9
2009 г.
Следователей, 201 599, 199 218 227 152 2 4,1
Юридический, 263 779, 257 189 267 316 7 3,8
1. Субботина М. В. Профессионально важные качества будущего следователя // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России : сб. науч. тр. Волгоград, 2005. С. 31-35.
2. Копылов И. А. Следственная ситуация и тактическое решение : учебное пособие. Волгоград, 1988. 24 с.
3. Ходякова Н. В. Практические ситуации для самостоятельного анализа // Основы информационной безопасности в органах внутренних дел : учебно-методический комплекс / под ред. Н. В. Ходяковой, В. С. Бедрина. Волгоград, 2009. 32 с.
4. Караваев А. Ф., Скиданов Е. А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 32-38.
5. Агарков А. П. Готовность будущих практических психологов к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 36-39.
МОДУЛЬНЫЙ подход К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
З. Р. Танаева
В статье раскрывается содержание программы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», разработанной на основе модульной технологии, обосновывается преимущество модульного подхода к обучению будущих юристов работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, дисциплина специализации, модульный подход.
Необходимость разработки новых подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями обусловлена напряженной криминальной обстановкой среди несовершеннолетних и в то же время недостаточно эффективной профилактической деятельностью в данном направлении. Криминальная статистика свидетельствует, что преступность несовершеннолетних в нашей стране приобрела огромные масштабы. В 2009 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 94 720 преступлений, что составило 5,7% от общего их
числа, вышвлено 85 452 несовершеннолетних, совершивших преступления. Таким образом, в 2009 г. каждое 17-е преступление (в 2008 г. - каждое 15-е, в 2007 г. - каждое 13-е) бышо совершено несовершеннолетним или при его соучастии, каждый 14-й, вышвленныш за совершение преступления, был несовершеннолетним (в 2008 г. - каждый 12-й, в 2007 г. - каждый 10-й). При этом особо следует отметить, что если в общем показателе преступность среди несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению, то количество тяжких и особо тяжких преступлений в ее структуре остается неизменным и находится на уровне 30%. Так, в 2009 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 29 613 тяжких и особо тяжких преступлений, в 2008 г.- 36 336, в 2007 г. - 46 742 [1].
Негативные тенденции в динамике преступности среди несовершеннолетних вызывают особую озабоченность общества и государства. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг. одной из задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выщеляет «.. .укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также «организацию повышения квалификации кадров органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2, с. 3195].
Успех в борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в значительной степени зависит от компетентности сотрудников, осуществляющих работу с несовершеннолетними правонарушителями. Профессионализм специалистов обусловлен уровнем соответствующей профессиональной подготовки. Разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» является одним из эффективных способов подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Внедрение в учебный процесс данной дисциплины вызвано необходимостью углубленной психолого-педагогической и правовой подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Содержание дисциплины направлено на достижение конечного результата - компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями; приобретения комплекса