Научная статья на тему '«Осмотр места происшествия» как активная образовательная технология'

«Осмотр места происшествия» как активная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTICS / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / CRIME SCENE INVESTIGATION / МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телегина Т. Д.

Статья посвящена рассмотрению положительного и отрицательного опыта применения активных имитационных обучающих методов при проведении занятий по теме «Осмотр места происшествия» в рамках общего курса криминалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Inspection of the scene” as an active educational technology

The article analyses the positive and negative experience of using active imitational teaching methods when conducting seminars on the topic “Crime Scene Investigation” in the general course of criminalistics.

Текст научной работы на тему ««Осмотр места происшествия» как активная образовательная технология»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2014. № 4

Т.Д. Телегина, кандидат юридических наук, ассистент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ*

«ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ»

КАК АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Статья посвящена рассмотрению положительного и отрицательного опыта применения активных имитационных обучающих методов при проведении занятий по теме «Осмотр места происшествия» в рамках общего курса криминалистики.

Ключевые слова: криминалистика, деловая игра, осмотр места происшествия, метод преподавания .

The article analyses the positive and negative experience of using active imitational teaching methods when conducting seminars on the topic "Crime Scene Investigation" in the general course of criminalistics.

Keywords: criminalistics, business game, crime scene investigation, teaching method.

Требования новых образовательных стандартов по юридическому образованию стимулируют преподавателя все чаще и чаще прибегать к активным, в том числе и интерактивным формам ведения занятий . В этом есть безусловные плюсы: таким образом происходит применение студентами теоретического материала на практике, моделируется правильный ход профессионального мышления, формируются базовые профессиональные навыки, игра позволяет приобрести социальный опыт

По данным некоторых исследований, 68% опрошенных студентов не удовлетворены традиционной лекционной системой обучения1 .

Подобная ситуация не нова для криминалистической педагогики Особую роль практических занятий в криминалистике подчеркивал и И . Н . Якимов. Он считал необходимым увеличить курс криминалистики в юридических вузах «с непременным индивидуальным участием каждого слушателя в цикле практических занятий»2 .

Современные же студенты предпочитают уже не просто практическое обучение, но обучение на основе деловых игр, так как данная

* [email protected]

1 Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»): Автореф . дис .... канд . пед . наук. Ижевск, 2012 . С . 16 .

2 Якимов И.Н. Стенограмма лекций, прочитанных на юридическом факультете МГУ в 1949 г . // Архив кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова . С .12 .

обучающая технология дает возможность проиграть реальную профессиональную ситуацию (70%), способствует более глубокому усвоению знаний (65%), учит анализировать принятые решения (80%), способствует формированию лидерских качеств (58%), позволяет научиться принимать коллективные решения (44%)3 .

Деловые игры стали модным методом и модным словом в вузовской педагогике в последние годы ввиду заимствования американских методов и европейской системы образования в России . Однако, несмотря на «раскрученный бренд» и повсеместное использование наименования, на настоящий момент в литературе отсутствует четкая классификация видов деловых игр, глубокие методические указания по их организации, подготовке и проведению

Настоящая статья задумывалась именно как описание опыта применения деловых игр при преподавании криминалистики на юридическом факультете МГУ. Однако в процессе работы над статьей при попытке соотнести положительный эмпирический опыт с педагогическими методиками автор, к своему изумлению, обнаружила, что далеко не все даже ролевые практические задания являются деловыми играми . Поэтому основной задачей настоящей статьи является систематизация апробированных игровых методов преподавания по теме «Осмотр места происшествия» с точки зрения образовательных технологий, а также выявление положительных и отрицательных сопутствующих обучению ситуаций

Очень сложно разобраться в природе традиционно применяемых многими преподавателями в ходе проведения семинарских занятий по курсу криминалистики методов

Согласно педагогической литературе активные образовательные методы можно подразделить на неимитационные и имитационные4 . К неимитационным относится овладение обучаемыми практическими профессиональными навыками в их «классическом» понимании: лабораторная работа, практическое занятие, эвристическая лекция, семинар, тематическая дискуссия, курсовая работа, программированное обучение, дипломное проектирование, научно-практическая конференция, занятие на производстве, стажировка без выполнения ролей .

Данные образовательные технологии известны давно и широко применяются при преподавании криминалистики в различных вузах

Что касается имитационных методов педагогики, они делятся на неигровые и игровые. Имитационные неигровые методы — анализ конкретных ситуаций, имитационное упражнение, действия по инструкции, разбор документации . Имитационные игровые методы —

3 Хайрутдинова Р.Р. Указ . соч . С . 18 .

4 Бочарова Т.И. Комплексная деловая игра как средство формирования профессиональных навыков и функций специалиста: Дис...канд . педагогических наук. Ставрополь, 2006 . С. 23 .

деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, стажировка с выполнением ролей

Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т . д . 5 Таким образом, мы видим, что не всякое разыгрывание ролей и практическая самостоятельная работа являются деловой игрой

В общем виде в психологических словарях деловая игра описывается как «форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики»6 . Т . И . Бочарова специально подчеркивает, что здесь обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает и специальную компетенцию — навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, дидактическая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации . Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений В играх формируют умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов7

Таким образом, если принимать за основу наличие профессионально-практического и профессионально-социального компонентов в деловой игре, мы закономерно приходим к выводу, что большинство практических имитационных заданий по курсу криминалистики являются не деловыми играми, а лишь разыгрыванием ролей, поскольку не несут социального компонента

В целом это логично . Специалисты в области педагогики подчеркивают, что деловые игры — достаточно трудоемкая и ресурсно-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей Деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

— получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности,

— систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениями и навыкам,

— получение опыта социальных отношений,

5 Там же .С . 24 .

6 Психология . Словарь / Под общ . ред . А. В . Петровского, М . Г. Ярошевского . М .,

1990 .

7 Бочарова Т.И. Указ . соч . С . 26 .

— формирование профессионального творческого мышления8 . Будучи разделенным на четыре информационные части — в соответствии с составными частями системы науки — учебный курс криминалистики предполагает проведение практических (лабораторных) занятий по разделу «Криминалистическая техника» и семинаров по разделам «Криминалистическая тактика», «Криминалистическая методика» . Информация по разделу «Теория и методология криминалистики» в основном представляется студентам в форме лекций Таким образом, проведение деловых игр формально становится возможным лишь при изучении третьего и четвертого разделов криминалистики, а именно криминалистической тактики и криминалистической методики Более того, при наличии традиционно малого количества учебных часов по криминалистике в гражданских вузах и дидактического требования к организации любой игры — предварительного освоения учащимися учебного материала по данной теме — проведение деловых игр по криминалистике становится крайне затратным по времени и требует усечения количества часов, затраченных на изучение других тем

Давно отработанной на юридическом факультете МГУ является практика применения имитационных игровых и неигровых педагогических методов при проведении занятий по теме «Тактика осмотра места происшествия»

Общая ситуация такова: преподаватель готовит учебный полигон с имитацией какого-либо места преступления (чаще убийства), оставляет следы (оружие, отпечатки пальцев на посуде, окурки, предсмертную записку, ранение на трупе и т д ) Методика проведения занятия значительно разнится

В первом варианте учебная группа разбивается по подгруппам по количеству участников следственного действия: следователи, специалисты-криминалисты, специалисты по судебной медицине. Далее задачей следователей становится организовать передвижение всех вышеперечисленных на месте происшествия, возложить на них определенные функции, получить необходимую информацию о происшествии . Задачей специалистов становится выполнение узкого сектора работ, требующих специальных знаний: выявление, изъятие, описание следов соответствующей их профилю направленности и передача информации о них следователю В данном виде имитационное игровое занятие можно с полным основанием назвать деловой игрой Формой отчетности по такой игре является составление консолидированного протокола осмотра места происшествия всеми студентами группы . Положительным моментом такой организации игры является распределение ролей и необходимость налаживания взаимодействия между участниками группы Однако данный плюс содержит в себе

8 Там же . С . 69 .

значительную долю негатива: поскольку формой отчетности является составление единого документа, технически невозможно вовлечь в его составление большое количество людей На практике получается, что один пишет, 1—2 активных «следователя» диктуют и корректируют, 1—2 активных «специалиста» дают информацию на основе примененных в ходе осмотра специальных знаний Таким образом, даже из малой студенческой группы в 10—15 человек фактически работают при выполнении данной деловой игры не более шести Остальные являются зрителями и критиками, что значительно снижает образовательную эффективность такой формы обучения

Альтернативным способом проведения осмотра места происшествия является рассадка всех участников учебной группы на учебном полигоне с имитацией преступления и поручение исполнения роли следователя поочередно каждому из студентов Так, первый встает и начинает вслух диктовать первые строки протокола на основании общей рекогнисцировки на месте происшествия, аргументирует выбор способа передвижения на месте происшествия (эксцентрический, концентрический, фронтальный, субъективный и т . д . ) . Вызываемый второй студент призван логически продолжить начатый осмотр: проделать и прокомментировать вслух действия следователя по изучению материальной обстановки, применяемые средства, обнаруженные следы и надиктовать вслух свою часть протокола, третий студент продолжает действия второго и т д Осмотр строится таким образом, что каждому студенту достается осматривать самостоятельный информационный узел (пепельницу с окурками, предсмертную записку с отпечатками пальцев, пятно жидкости бурого цвета, стреляную гильзу и т .д. ) . Преимущество данного имитационного ролевого метода перед вышеописанной деловой игрой заключается в том, что в ходе занятия каждый студент работает и демонстрирует собственные теоретические знания Более того, каждый студент вынужден слушать отвечающего, поскольку преподаватель комментирует ошибки и может в любой момент попросить другого студента продолжить осмотр в целях исправления выявленных ошибок. Фактически в данном методе игры сочетаются имитационная игра (студент выполняет роль следователя) и групповая дискуссия (вся группа выявляет и объясняет его ошибки, дает советы по исправлению уже допущенных недочетов на основе освоенных теоретических правил) . Недостатками данного метода проведения осмотра места происшествия являются малая возможность студентов проявить самостоятельность в организации следственного действия, отсутствие необходимости взаимодействовать с исполнителями ролей других участников осмотра Таким образом, данный метод направлен в основном на выработку практических навыков по формированию логики поиска следов, выработке наблюдательности, соблюдению правил обращения с материальными объектами на месте

происшествия, а равно навыков вербальной фиксации выявленной информации

Особо полезно при таком имитационном методе продумать заранее объекты с неявными следами (например, плитка шоколада, с обратной стороны которой имеется объемный четкий след пальца руки) . Как правило, увидев стандартный пищевой продукт, студенты, как правило, ограничиваются статическим смотром, фиксируя вид, отличительные признаки и наличие типовых следов (в данном случае — следов зубов или следа разламывания шоколадной плитки), пренебрегая требованием осуществления динамического осмотра Подобные продуманные «ловушки» призваны вызвать у обучающихся уважение к теоретическим правилам и продемонстрировать важность их неукоснительного соблюдения в, казалось бы, очевидно ненужных случаях

Третьим более распространенным имитационным методом проведения занятия по осмотру места происшествия является поручение каждому студенту провести самостоятельный осмотр и составить собственный протокол данного следственного действия Преимуществом такого метода является вовлеченность студента в работу на протяжении всего осмотра (обычно 1 час 30 минут), возложение лично на него ответственности за качественное обнаружение следов и их грамотную фиксацию Отрицательным моментом такой организации становится массовое столпотворение на месте происшествия, в результате чего часть следов повреждается или изменяется еще до их осмотра частью студентов Однако предоставление большей самостоятельности обучаемым положительно сказывается на их отношении к занятию В основном пробуждается состязательность: каждый стремится выявить больше следов и описать их как можно лучше . Наибольший интерес при таком подходе приобретает не рутинная фиксация материальной обстановки на месте происшествия, а спровоцированная вещной обстановкой необходимость анализа информации и моделирования Именно это, на мой взгляд, является самым ценным в подготовке юристов — развитие у них навыков поиска источника информации и умения его декодировать (интерпретировать) Например, обнаружение стреляной гильзы слева и сзади от пистолета Макарова в руке самоубийцы, наличие окурка другой марки в пепельнице, расположение брызг крови в двух метрах от самоубийцы должно быть не просто криминалистически верно описано в протоколе, но и интерпретировано как негативное обстоятельство Оцененное по совокупности с другими обнаруженными следами и негативными обстоятельствами, оно должно привести студента к мысленному построению модели происшедшего события

Другой вид стимулирования поисковых и мыслительных способностей обучающихся осуществляется преподавателем через оставление на месте происшествия неожиданных и неочевидных следов На-

пример, в стакане обнаруживается не просто прозрачная жидкость, а с характерным резким запахом спирта . Редкий студент догадается задействовать иные органы чувств, помимо зрения, в ходе изучения предметов . Иным примером может служить нанесение мизерного количества вещества красного цвета на нижнюю часть затвора пистолета (со стороны рукоятки) — так называемой «метки идиота» (след ранения лица, неловко державшего пистолет в момент выстрела ввиду неумения с ним обращаться) Обнаружение подобных неочевидных, неявных следов в обстановке происходит чаще всего после подсказывающего вопроса преподавателя: «А теперь берем пистолет в руки и проводим динамический осмотр . Какие следы вы нашли? А больше на нем ничего нет?» . Такие неожиданные находки вызывают бурный восторг у студентов, желание соревноваться в тщательности поиска и количестве обнаруженных следов Одновременно приучают студентов к внимательности, провоцируют необходимость объяснять характер и местонахождение следов Дальнейший осмотр начинает проводиться раз в пять тщательнее, поскольку приобретает характер игры и тем интересен: а что еще преподаватель спрятал такого, чего мы можем не заметить?! В таком случае уже перестают брезговать мусорными корзинами и ложиться на пол, заглядывая под шкафы

Логическим продолжением данного третьего имитационного метода проведения занятия по осмотру места происшествия стало создание так называемой «длинной деловой игры» по одной фабуле, позволяющей отработать уже не только навыки обнаружения и фиксации следов, но и проследить логику получения из них криминалистически важной информации

Речь идет о проведении деловой игры по фабуле уголовного дела, начинающейся с осмотра места происшествия По окончании осмотра каждый студент сдает преподавателю собственный протокол данного следственного действия Но на этом игра не заканчивается Именно здесь начинается развитие умений работы с информацией Задача преподавателя — заставить студента думать и создать ретроспективную модель преступления, исходя из обнаруженных следов (разработать версии) . Студентам предоставляется информация о ФИО покойного, роде деятельности, его связях (чтобы не раздувать игру, их круг ограничивается четырьмя — отец, девушка, друг, старик-сосед), последних звонках с его телефона На основе выявленных фактов и выдвинутых версий каждый студент пишет собственный план расследования уголовного дела Здесь особое внимание обращается на множество информационных полей в каждом обнаруженном материальном следе — комплексность экспертных исследований, правильность определения предмета исследования и задач, полноту описания предмета допроса

После того как студенты напишут планы расследования, преподаватель объявляет им результаты исследований материальных объектов

(выводы экспертов и данные осмотра места происшествия впоследствии становятся базой предъявляемых на допросе доказательств)

Далее необходимо определиться с последовательностью допросов лиц из окружения покойного . Здесь особое место занимает разработка тактики допроса с учетом имеющихся сведений о возрасте и виде профессиональной деятельности свидетеля, а равно уже полученных результатов экспертиз Домашнее задание студентов состоит в подготовке письменного плана допроса каждого из свидетелей — отца, друга, девушки покойного и старика-соседа (фабула дела, характеристика допрашиваемого, предмет допроса — вопросы, предполагаемые варианты поведения и предлагаемые тактические приемы) Продолжение деловой игры уже преследует цель отработать навыки допроса — потерпевшего, подозреваемого и свидетеля

Для каждого из допрашиваемых создается определенный типовой образ и линия поведения Например, девушка убитого заливается слезами и уводит разговор на воспоминания о нем; пенсионер правоохранительных органов груб, напорист и учит следователя жизни Каждому из «артистов», изображающих соответствующее допрашиваемое лицо сообщаются тактические приемы, на которые он должен среагировать положительным образом — начать давать правдивые показания Так, по отношению к девушке следователю необходимо проявить сочувствие и понимание, оказать моральную поддержку; при допросе пенсионера правоохранительных органов необходимо признать его доминирующее положение ввиду возраста и профессионального опыта и спросить его совета в расследовании Для установления четкого времени, в течение которого свидетель наблюдал подозреваемого на месте происшествия, подлежат применению приемы детализации и всего спектра ассоциаций (по контрасту, в пространстве, по времени) Описываемая длинная ролевая игра по нескольким темам рассчитана на несколько учебных занятий, охватывающих темы «Тактика осмотра места происшествия», «Тактика допроса», «Тактика применения специальных знаний», «Методика расследования убийств» Она требует тщательной подготовки и регламентации со стороны преподавателя Помимо продуманной фабулы, требуется четко определить: 1) цели каждого этапа деловой игры — какие именно профессиональные навыки необходимо выработать; 2) предмет игры (конкретные темы курса криминалистики); 3) комплекс материальных объектов со следами, их взаимосвязь и локализацию на месте происшествия; 4) комплекс ролей и функции актеров для допросов; 5) правила игры (сколько человек одновременно участвует, когда можно подсказывать); 6) систему оценки работы студентов

Как правило, оценка качества работы производится по результатам составления двух письменных документов — протокола осмотра места происшествия и плана расследования, а также по проведенному

студентами допросу актера (на основе имеющегося у него собственного письменного плана, составление которого являлось домашним заданием между этапами игры)

Несмотря на внешнюю привлекательность и функциональность описанного сценария игры, он не вполне себя оправдывает в учебном процессе гражданского вуза с ограниченным количеством часов преподавания криминалистики . Безусловно, повышает практически до 100% интерес студентов к изучаемой дисциплине, развиваются навыки профессиональной коммуникации, рефлексивного управления, моделирования, прогнозирования, установления психологического контакта и др Тем не менее материал, предполагаемый к усвоению в ходе данной игры, слишком обширен, что приводит к поверхностной демонстрации, а не отработке навыков в результате аудиторной работы Получаются некоторые наметки навыков, а не сами навыки . Загруженные большим объемом информации, которую постоянно необходимо удерживать во внимании (характер, взаимоотношения жертвы и допрашиваемых, множество материальных объектов с места происшествия и результаты их экспертных исследований, отрабатываемый теоретический материал из учебника), студенты сбиваются, не так тщательно анализируют ситуацию, продумывают расследование по делу и конкретные тактические приемы

Список литературы

1. Бочарова Т.И. Комплексная деловая игра как средство формирования профессиональных навыков и функций специалиста: Дис...канд. пед. наук. Ставрополь, 2006 .

2 . Психология . Словарь / Под общ . ред. А. В . Петровского, М . Г. Ярошев-ского.М. , 1990 .

3 . Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»): Ав-тореф . дис.....канд . пед . наук. Ижевск, 2012 .

4 . Якимов И.Н. Стенограмма лекций, прочитанных на юридическом факультете МГУ в 1949 г . // Архив кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.