Научная статья на тему 'Методика проведения ролевых игр на практических занятиях по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел»'

Методика проведения ролевых игр на практических занятиях по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / ВИДЫ РОЛЕВЫХ ИГР / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ / ROLE-PLAYING GAME / TYPES OF ROLE-PLAYING GAMES / INVESTIGATIVE ACTION / EXPLANATION OF RIGHTS / PROFESSIONAL TRAINING / FORMATION OF INDEPENDENT CREATIVE THINKING INVESTIGATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уханова Надежда Владимировна

Говорится об опыте проведения ролевых игр на занятиях по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Подчеркивается значение ролевых игр для формирования самостоятельности следователя при принятии решений. Немаловажное значение ролевые игры имеют для развития творческого компонента мышления. На примере двух видов ролевых игр «следственное действие» и «разъяснение прав» показывается различная методика их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уханова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF ROLE-PLAYING IN PRACTICAL CLASSES ON DISCIPLINE «PRELIMINARY INVESTIGATIONS IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES»

The article talks about the experience of the role-playing games in the classroom for the discipline «Preliminary investigations in Internal Affairs agencies». Stresses the importance of role-playing games for the formation of autonomy of the investigator when making decisions. Equally important role-playing games have for development of the creative component of thinking. On the example of two role-playing games «investigative action» and «explanation of rights» shows various methods of their implementation.

Текст научной работы на тему «Методика проведения ролевых игр на практических занятиях по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел»»

УДК 378

ББК 74 © Н.В. Уханова, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Надежда Владимировна Уханова,

доцент кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Говорится об опыте проведения ролевых игр на занятиях по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Подчеркивается значение ролевых игр для формирования самостоятельности следователя при принятии решений. Немаловажное значение ролевые игры имеют для развития творческого компонента мышления. На примере двух видов ролевых игр — «следственное действие» и «разъяснение прав» показывается различная методика их проведения.

Ключевые слова: ролевая игра; виды ролевых игр; следственное действие; разъяснение прав; профессиональное обучение; формирование самостоятельного творческого мышления следователя.

THE METHODOLOGY OF ROLE-PLAYING IN PRACTICAL CLASSES ON DISCIPLINE «PRELIMINARY INVESTIGATIONS IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES»

Nadezhda V. Ukhanova,

Associate Professor of the Department of Preliminary Investigation, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article talks about the experience of the role-playing games in the classroom for the discipline «Preliminary investigations in Internal Affairs agencies». Stresses the importance of role-playing games for the formation of autonomy of the investigator when making decisions. Equally important role-playing games have for development of the creative component of thinking. On the example of two role-playing games — «investigative action» and «explanation of rights» shows various methods of their implementation.

Keywords: role-playing game; types of role-playing games; investigative action; explanation of rights; professional training; formation of independent creative thinking investigator.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уханова Н.В. Методика проведения ролевых игр на практических занятиях по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Вестник экономической безопасности. 2018;(3):270-4.

Дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» (далее — «ПС в ОВД»), преподаваемая на кафедре предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, сочетает в себе элементы таких учебных дисциплин как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, теория государства и права, русский язык в деловой документации, риторика, логика, психология. При этом основной целью дисциплины «ПС в ОВД» является получение умений и навыков расследования преступлений, в ходе которого находят практическое применение теоретические знания всех перечисленных учебных дисциплин.

Наилучшим средством для достижения вышеназванной цели является проведение ролевых игр.

Ролевая игра должна носить метапредметный характер, охватывать основные направления профессиональной деятельности следователя, быть прак-тико-ориентированной [5, с. 316].

Использование ролевой игры наиболее эффективно на завершающем этапе профессиональной подготовки специалистов [5, с. 315], либо на том этапе, когда уже изучена значительная часть учебных дисциплин.

Дисциплина «ПС в ОВД» начинает изучаться во втором семестре 3 курса либо в начале 4 курса. К этому времени курсанты (слушатели) Университета знают основные понятия дисциплин специализации (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, юридической психологии), а также полностью изучили теорию государства и права и необхо-

димые общеобразовательные дисциплины (русский язык в деловой документации, риторику, логику, психологию).

В литературе нет единообразного понимания ролевой игры. В одних случаях она полностью отождествляется с деловой игрой; в других случаях авторы различают деловую и ролевую игру; в третьих случаях ролевая игра рассматриваются как разновидность деловой игры; в четвертых случаях, наоборот, деловая игра рассматривается как разновидность ролевой игры. Так или иначе, деловая и ролевая игры обладают общими признаками: имитация профессиональной деятельности; моделирование воображаемой ситуации; наличие правил, сюжета, ролей [4, с. 128].

На взгляд автора, ролевая игра является одной из разновидностей деловой игры. Деловая игра, в свою очередь, входит в группу игровых методов имитационной (модулирующей) технологии [4, с. 127].

В рамках настоящей статьи ролевая игра будет пониматься как разыгрывание обучающимися ролей участников уголовного судопроизводства в рамках ситуации расследования преступления. В ходе такого разыгрывания неизменной центральной фигурой является следователь.

Можно выделить несколько основных задач ролевой игры, связанных с необходимостью:

1) привития навыков самоконтроля интеллектуальной деятельности;

2) развития творческого элемента профессионального мышления [6, с. 189];

3) получения навыков самостоятельного приобретения знаний (путем анализа, обобщения, выведения новых знаний на основе уже известных), что вырабатывает способность к самообразованию в дальнейшем [5, с. 312];

4) преодоления психологических барьеров, связанных с неуверенностью в ситуациях публичной деятельности следователя;

5) приобретения навыков трансформации отвлеченных знаний в конкретные действия следователя, сопровождающиеся грамотной профессиональной речью с использованием необходимых юридических терминов.

К сказанному следует добавить, что ролевая игра имеет большое значение в становлении про-

фессионала [3, с. 217], помогает психологически подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

В рамках дисциплины «ПС в ОВД» возможно проведение ролевых игр двух видов:

1) производство различных следственных действий (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, обыск, следственный эксперимент);

2) разъяснение прав участникам уголовного судопроизводства (потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, защитнику).

Прежде чем приступить к рассмотрению отдельных видов ролевой игры, необходимо сформулировать ее основные правила, при соблюдении которых возможно достижение желаемого и прогнозируемого преподавателем результата. Прогнозирование результата ролевой игры необходимо для сохранения возможности преподавателя управлять учебным процессом, направляя его в заранее запланированное русло.

Итак, первое правило ролевой игры — конкретизация преподавателем задания, которое предстоит выполнить обучающимся (то есть, разработка сценария).

Второе правило, без которого невозможно успешное проведение ролевой игры, — это наличие предварительной подготовки к ролевой игре, ее четкая организация, что предполагает снабжение участников ролевыми карточками и их инструктаж [1, с. 103].

Третье правило — это озвученная преподавателем заранее, до начала ролевой игры система оценивания действий ее участников [1, с. 105— 106].

Теперь рассмотрим особенности проведения обоих видов ролевой игры, которые используются автором статьи на занятиях по дисциплине «ПС в ОВД».

1. Ролевая игра «Следственное действие» проводится в два этапа: I этап — игровой; II этап — оценочный.

Для игрового этапа рекомендуется такой способ разыгрывания ролей как «аквариум», когда активные участники игры должны собраться в центре аудитории, а остальные участники наблюдают за их действиями [2, с. 85—86].

Вся учебная группа, таким образом, разделяется на активных участников ролевой игры и наблюдателей.

Среди активных участников ролевой игры есть основной участник (следователь) и вспомогательные участники (потерпевший, свидетель, обвиняемый, защитник, специалист, понятые и другие).

Количество активных участников варьируется в зависимости от вида следственного действия. Например, в предъявлении лица для опознания могут участвовать одновременно 10 курсантов (слушателей): следователь, двое понятых, опознаваемый, два статиста, опознающий, специалист, оперуполномоченный, следователь-помощник (в его кабинете находится опознающий до момента его приглашения в кабинет, где проводится опознание).

Для активных вспомогательных участников игры преподаватель заранее заготавливает ролевые карточки. В этих карточках необходимо изложить:

• показания участника уголовного судопроизводства;

• вопросы, которые он должен задавать;

• какие-либо действия, которые он должен совершить в процессе следственного действия.

В эти слова или действия можно заложить ситуацию конфликта, разрешение которого будет являться одной из задач ролевой игры.

Так, для защитника, участвующего в допросе подозреваемого, можно предусмотреть следующие условия:

а) задает конкретные вопросы подозреваемому;

б) дает подозреваемому краткие консультации в процессе допроса (например: «Об этом Вы можете не говорить, воспользуйтесь правом не свидетельствовать против себя»);

в) заявляет по окончании допроса устное ходатайство (например, о назначении какой-либо экспертизы).

При этом реакция следователя, которая последует на указанные действия защитника, выявит его знания уголовного процесса, криминалистической тактики, а также его умения ориентироваться в изменяющейся ситуации.

Кроме того, как уже было сказано, задания в ролевой карточке помогают направить занятие в запланированное русло.

К примеру, после допроса потерпевшего необходимо составлять план расследования по уголовному делу. Для того чтобы в плане было как можно больше версий, в показания потерпевшего следует включить больше разнообразных деталей, которые позволят насытить план различными версиями и процессуальными действиями. Тем самым преподаватель получит в дальнейшем возможность масштабно проверить знания и умения курсантов по составлению планов расследования.

Немаловажное значение имеет то, что детализация ролей предохраняет ролевую игру от тупиковой ситуации, когда, например, курсант, играющий роль обвиняемого, заявляет, что он отказывается от дачи показаний, так как желает воспользоваться правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ. В таком случае дальнейшее проведение «следственного действия» невозможно, и вся подготовка к нему, и запланированные тактические приемы не реализуются.

Однако детализация ролей преподавателем необходима не для всех, а только для вспомогательных участников следственного действия. Роль основного участника следственного действия — следователя — детализирована быть не может, поскольку это противоречит целям ролевой игры. Здесь, наоборот, преподаватель должен оценить знания, умения и навыки курсанта (слушателя) исходя из его творческой деятельности во время ролевой игры.

Но для успешной ролевой игры курсант (слушатель), играющий роль следователя, должен сам детализировать свои действия. Это не только целесообразно, но и необходимо, и достигается путем составления плана проведения следственного действия.

План следственного действия обладает тем преимуществом, что он составляется в составе всей учебной группы. В этом случае работа приобретает характер группового упражнения, во время которого:

а) один из курсантов (слушателей) составляет план на доске, а остальные — на «черновиках» или в рабочих тетрадях, то есть, имеется возможность вовлечения в учебный процесс одновременно всех членов учебной группы (преподаватель может при этом оценить работу многих курсантов);

б) есть возможность обсуждения и корректировки содержания отдельных пунктов плана, последовательности их изложения, обоснованности и т.д. При этом активизируются аналитические способности курсантов (слушателей), они получают возможность обмена мнениями, вступают в обсуждение (применяется метод «мозгового штурма»), что, в свою очередь, психологически способствует лучшему закреплению учебного материала.

Оценочный этап является не менее важным, чем игровой: на этом этапе выявляется связь теории и практики, происходит актуализация усвоенной ранее нормативной базы, а те курсанты (слушатели), которые не являлись активными участниками ролевой игры, получают возможность высказаться и оценить действия следователя.

В обязанности этих курсантов (слушателей), которые в ходе игрового этапа являются наблюдателями, входят:

1) составление протокола по результатам следственного действия;

2) оценка деятельности курсанта (слушателя), который играет роль следователя.

Результаты ролевой игры «Следственное действие» оцениваются по следующим критериям: уголовно-процессуальный, криминалистический, морально-нравственный, организационно-коммуникативный.

Для того чтобы оценка была содержательной, автором статьи разработаны и успешно используются на занятиях следующие элементы каждого из критериев оценки.

Элементы уголовно-процессуального критерия оценки:

• разъяснение участникам их прав, обязанностей и ответственности со ссылкой на статьи закона;

• разъяснение участникам порядка следственного действия со ссылкой на статьи закона;

• соблюдение требований УПК РФ, предъявляемых к следственному действию (например, запрета наводящих вопросов).

Элементы криминалистического критерия оценки:

• исчерпывающее определение обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе следственного действия;

• грамотность и понятность формулировок вопросов следователя;

• использование тактических приемов, направленных на получение информации в ходе следственного действия.

Элементы морально-нравственного критерия оценки:

• соблюдение общепринятых моральных требований (вежливость, доброжелательность);

• соблюдение моральных требований, закрепленных УПК РФ (недопустимость унижения чести и достоинства, неразглашение данных о частной тайне других лиц и другие).

Элементы организационно-коммуникативного критерия оценки:

• сохранение ведущей, организующей роли следователя;

• уверенность следователя в себе (манера говорить и держаться, применять тактические приемы);

• способность сохранять контроль ситуации при любом поведении участников следственного действия.

Опыт проведения ролевых игр показывает, что курсантам (слушателям) необходимо раздавать оценочные карточки с перечисленными выше критериями и их элементами. Эти карточки для большей наглядности целесообразно оформлять в виде таблиц. Используя их, курсант (слушатель) не только оценивает деятельность следователя, но и вынужден повторять и углублять ранее полученные знания.

Например, оценивая элемент «разъяснение участникам порядка следственного действия со ссылкой на статьи закона» (уголовно-процессуальный критерий), курсант (слушатель) должен, прежде всего, назвать те нормы закона, которые предусматривают этот порядок. Например, для опознания это ст. 164 и ст. 193 УПК РФ. Кроме того, он должен знать, в чем конкретно заключается порядок оцениваемого следственного действия.

При должной взыскательности преподавателя курсанты (слушатели) в ходе работы по оцениванию ролевой игры вынуждены внимательно прочитывать и анализировать статьи УПК РФ, которые «откладываются» в их памяти уже не механически, а осознанно, применительно к конкретной жизненной ситуации.

Заслуживает внимания такой элемент организационно-коммуникативного критерия как «способность сохранять контроль ситуации при любом поведении участников следственного действия». Это как раз та способность, которая вырабатывается только в процессе ролевых игр, и никак иначе (путем теоретического изучения) привить ее курсантам (слушателям) нельзя.

Например, в ходе ролевой игры «Осмотр места происшествия» участники следственного действия (понятые, заявитель) двинулись на место осмотра без команды следователя. При такой ситуации возможно повреждение следов, изменение обстановки места осмотра, и реакция следователя по предупреждению такого поведения других участников следственного действия подлежит оценке как раз по организационно-коммуникативному критерию.

Аргументированная оценка и подробный разбор курсантами-наблюдателями действий «следователя», в свою очередь, будут оценены преподавателем.

Таким образом, ролевая игра «следственное действие» позволяет включить в активную работу и оценить знания и умения значительного количества курсантов (слушателей): от двоих (допрос свидетеля) до десяти (предъявление лица для опознания) активных участников и еще двоих или троих наблюдателей, которые могут быть опрошены в ходе оценочного этапа игры.

2. Ролевая игра «Разъяснение прав участникам уголовного судопроизводства».

Для разыгрывания ролей в игре «Разъяснение прав участникам уголовного судопроизводства» можно рекомендовать два способа:

а) обмен ролями между партнерами (к примеру, тот участник, который играл роль потерпевшего, играет роль следователя, а игравший роль следователя исполняет роль потерпевшего);

б) ротация ролей — когда одну и ту же роль исполняют поочередно несколько обучающихся, при этом данной ролью может быть как роль следователя, так и роль участника уголовного судопроизводства, которому следователь разъясняет права [2, с. 85].

В ходе этой игры можно разнообразить психологические условия. Так, преподаватель может определить следующие условия: • потерпевший не владеет русским языком;

• представитель юридического лица имеет юридическое образование;

• свидетель является пожилым человек, который

плохо слышит;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подозреваемый является несовершеннолетним

и т.д.

Таким образом, при надлежащей организации ролевые игры являются универсальным средством для выработки практических умений и навыков расследования преступлений.

Литература

1. Аль-Дарабсе Е.В. Деловые игры как средство повышения лингвопрофессиональной компетентности // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3.

2. Изосимова И.Ю., Рабцевич А.А. Инновационная игра как модификация деловых игр // Смальта. 2014. № 5.

3. Петрова Ю.В. Разработка и применение деловых игр на занятиях по английскому языку для развития навыков аргументирования // Педагогическое образование: вызовы XXI века (материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН В.А. Сла-стенина). Рязань: Издательство «Концепция», 2017.

4. Русина М.А. Деловая игра как метод имитационной (моделирующей) технологии в подготовке студентов факультета иностранных языков педвуза // Обучение и воспитание: методики и практика 2016—2017 учебного года. Сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции/под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017.

5. Седых Т.В. Деловая игра как средство активизации самообразования будущих педагогов дополнительного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 3.

6. Уханова Н.В. Формирование у курсантов и слушателей комплексного представления о деятельности следователя (дознавателя) в ходе занятий по дисциплинам кафедры предварительного расследования // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.