Научная статья на тему 'Кабинет-музей криминалистики Юридического института ИГУ: опыт практического преподавания'

Кабинет-музей криминалистики Юридического института ИГУ: опыт практического преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КРИМИНАЛИСТИКА / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЭКСПОНАТ / ЭКСПОЗИЦИЯ / МАНЕКЕН / ФОНД / УЧЕБНАЯ АУДИТОРИЯ / ФОТОГРАФИЯ / СТУДЕНТ / БАКАЛАВР / MUSEUM / CRIMINALISTICS / CRIME INVESTIGATION / EXHIBIT / EXPOSITION / DUMMY / FUND / CLASSROOM / PHOTOGRAPH / STUDENT / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койсин Александр Анатольевич

Описывается история создания, формирования и развития криминалистических кабинетов и музеев. На примере кабинета-музея Юридического института ИГУ описывается опыт практического преподавания криминалистики для студентов-юристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study-Museum of Criminalistics at Law Institute of ISU: Practical Teaching Experience

The history of formation and development of Criminalistic Studies and Museums is revealed. The experience of practical teaching of Criminalistics is described by example of the Study-Museum at Law Institute of ISU

Текст научной работы на тему «Кабинет-музей криминалистики Юридического института ИГУ: опыт практического преподавания»

Серия «История» и З В Е С Т И Я

2012. № 2 (3), ч. 2. С. 96-105 Иркутского

Онлайн-доступ к журналу: государственного

http://isu.ru/izvestia университета

УДК 379.4+34+378(С18)

Кабинет-музей криминалистики Юридического института ИГУ: опыт практического преподавания

А. А. Койсин

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Описывается история создания, формирования и развития криминалистических кабинетов и музеев. На примере кабинета-музея Юридического института ИГУ описывается опыт практического преподавания криминалистики для студентов-юристов.

Ключевые слова: музей, криминалистика, расследование преступлений, экспонат, экспозиция, манекен, фонд, учебная аудитория, фотография, студент, бакалавр.

Изучение криминалистики невозможно без практической составляющей учебного процесса. Возникновение и становление науки и учебной дисциплины «Криминалистика» было неразрывно связано с потребностями уголовного процесса в использовании данных естественных и технических наук для решения задач, возникающих в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Исторически криминалистика впервые стала предметом преподавания на курсах практических работников полиции и следствия, а уже потом в стационарных учебных заведениях. Первые вузовские курсы криминалистики были прочитаны в начале ХХ в. Г. Гроссом - в Пражском,

А. Ничефоро - в Римском, Р. А Рейссом - в Лозан-ском и Н. Миновичи - в Бухарестском университетах [3, с. 7].

Непосредственное преподавание криминалистики в учебных заведениях Российской империи связано с именем С. Н. Трегубова1.

1 Сергей Николаевич Трегубое (1866-1945) - известный российский криминалист. С 1910 г. занимал должность старшего юрисконсульта Министерства юстиции, члена медицинского совета Министерства внутренних дел (с 1914), директора первого департамента Министерства юстиции (с 1916). С. Н. Трегубов являлся действительным членом Петербургского юридического общества, профессором уголовного права Александровской Военно-юридической академии и Императорского училища правоведения, где впервые в России прочитал курс по криминалистике. Автор книги «Основы уголовной техники» (1915).

С. Н. Трегубов

Р. А. Рейсс

В мае 1912 г. Россию посетил один из основателей европейской криминалистики Р. А. Рейсс1, который прочел в г. Санкт-Петербурге несколько лекций для работников военно-судебного ведомства и слушателей Александровской военно-

юридической академии.

В августе 1912 г. в Александровской военноюридической академии была создана одна из первых криминалистических лабораторий («кабинет научно-судебной экспертизы»), заведующим которой стал коллежский советник С. М. Потапов2.

В первые годы после революции потребность практических работников в криминалистических знаниях была особенно велика уже в силу того, что в правоохранительные органы пришли люди, не обладавшие такими знаниями и остро нуждавшиеся хотя бы в элементарной профессиональной подготовке. В приказах и инструкциях ВЧК, НКВД, НКЮ за 1918-1920 гг. подчеркивалась необходимость использовать в борьбе с преступностью судебную фотографию, уголовную регистрацию, дактилоскопию и другие криминалистические средства и методы. В приказе № 40 по уголовно-разыскной милиции за 1918 г. предлагалось принять «самые срочные и интенсивные меры к ознакомлению с методами регистрации преступников, антропометрией, дактилоскопией и фотографией, “словесным портретом” и т. д.» [2, с. 360].

Система курсовой подготовки сохранилась и в последующие годы, но направленность ее изменилась. По мере укрепления органов дознания и следствия специалистами с высшим юридическим образованием, а затем полного перехода на этот принцип комплектования курсовая подготовка и переподготовка стала формой совершенствования профессионального уровня работников. К ней добавились и такие формы повышения квалификации, как методические сборы и семинары, систематические занятия в системе служебной учебы, научно-практические и методические конференции, конференции лучших следователей по обмену опытом работы и т. п. Непременным компонентом занятий на всех этих курсах, сборах и семинарах были лекции и упражнения по криминалистике.

Существенную помощь в повышении уровня криминалистических знаний в системе подготовки оказывали криминалистические музеи органов внутренних дел и кабинеты криминалистики прокуратур, в особенности экс-

1 Рудольф Арчибальд Рейсс (1876-1928) - известный швейцарский криминалист, основатель одной из первых экспертных криминалистических лабораторий и курсов по обучению работников полиции научным методам исследования вещественных доказательств в г. Лозанне. Внес большой вклад в совершенствование системы словесного портрета, предложенной А. Бертильоном. Автор таких работ, как «Словесный портрет» (1911), «Научная техника расследования преступлений» (1912).

2 Сергей Михайлович Потапов (1873-1957) - советский юрист, профессор, доктор юридических наук. Участвовал в создании научно-исследовательских и научно-практических криминалистических учреждений в СССР. Разработал основы теории криминалистической идентификации, а также создал курс судебной фотографии.

позиции объектов, бывших вещественными доказательствами и подвергавшихся экспертным исследованиям, необычных орудий преступлений и других предметов, представляющих научный и практический интерес.

Первый в мире музей криминалистики был создан Гансом Гроссом1 в 1902 г. при кафедре криминологии Университета в г. Грац (Австрия).

В России первый Уголовный музей был образован при Кабинете научно-судебной экспертизы в г. Санкт-Петербурге. Законом об организации Кабинета предусматривалось, что по вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства, не подлежащие возвращению по принадлежности и представляющие научный интерес, направляются для хранения в Уголовном музее. Позднее были созданы аналогичные музеи при кабинетах (впоследствии - институтах) научно-судебной экспертизы в городах Киеве, Одессе и Харькове.

В Москве учебно-показательный музей криминалистики был создан в 1918 г. при Управлении уголовно-разыскной милиции по инициативе ее комиссара К. Г. Розенталя. В том же году создается центральный музей ОУР. В 1922-1923 гг. при участии Л. П. Рассказова экспозиция музея перестраивается, и циркуляром ЦАУ НКВД РСФСР № 432 от 7 декабря 1923 г. местные учреждения уголовного розыска обязываются направлять в центральный музей экземпляры наиболее важных предметов или их фотокопии. Тем же циркуляром предписывалось организовать криминалистические музеи при губернских и областных управлениях уголовного розыска. Хорошо оборудованные музеи с обширной экспозицией создаются в Москве, Ленинграде, Костроме и в ряде других городов.

После Великой Отечественной войны музейно-криминалистическое дело пришлось в большинстве мест ставить заново.

Директивой Главного управления МВД СССР от 3 апреля 1947 г. было предложено организовать криминалистические музеи при НТО всех управлений милиции республик, краев и областей. В 1949 г. Научноисследовательским институтом криминалистики НТО ГУМ разрабатываются методические указания об организации и работе криминалистических музеев. «Криминалистический музей имеет своей целью способствовать более широкому внедрению научно-технических методов и средств борьбы с преступностью и серьезному повышению деловой квалификации оперативноследственных работников милиции. Задача музея - всесторонне показать работникам милиции способы совершения тех или иных преступлений, приемы и ухищрения, к которым прибегают преступники, как при совершении самих преступлений, так и при сокрытии их следов, а также наиболее эффективные методы и приемы раскрытия преступлений и возможности наиболее полного использования при этом криминалистической экспертизы, данных науки и

1 Ганс Гросс (1847-1915) - австрийский юрист и криминолог, основоположник западноевропейской криминалистики. Автор «Руководства для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (1893).

техники» [2, с. 362]. Рекомендовалось наряду с демонстрацией примеров из местной практики собрать в музее специальный учебный материал, позволяющий хорошо усвоить тот или иной раздел криминалистики.

Типовая структура музея предусматривала создание в нем шести основных разделов: уголовная регистрация и идентификация личности; следы и вещественные доказательства; документы; осмотр места происшествия; проведение операций (задержание и обыск); методика расследования отдельных видов преступлений (бандитизм, грабежи и разбои, убийства, кражи разных видов, хищения, мошенничество, спекуляция, подделки документов, пожары и поджоги, ското- и конокрадство) [1, с. 120]. Определялись формы работы музея: экскурсии работников милиции, целевые посещения при изучении работниками милиции определенного раздела криминалистики, а также проведение при музее учебных занятий, бесед, семинаров по этим разделам, консультаций по криминалистике.

Значимость специализированных кабинетов (музеев) для практической подготовки специалистов находит свое подтверждение и в современной России. В 2011 г. Следственным комитетом РФ был издан Приказ «Об организации работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации» [4]. В соответствии с приказом предусматривается создать в подразделениях центрального аппарата СК России, к компетенции которых относится обеспечение криминалистического сопровождения расследования преступлений, в главных следственных управлениях, следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах СК России (далее - следственные органы СК России) учебные кабинеты криминалистики (далее - кабинеты криминалистики), предназначенные для повышения уровня профессиональной подготовки следователей, следователей-криминалистов, руководителей следственных и криминалистических подразделений СК России, внедрения в деятельность СК России достижений науки, техники и положительного опыта (в том числе зарубежного), а также оказания учебно-методической помощи сотрудникам СК России в самостоятельном приобретении и углублении профессиональных знаний в области криминалистики.

В целях эффективного использования кабинетов криминалистики они создаются для решения следующих задач:

■ обеспечения теоретической, практической подготовки сотрудников СК России по вопросам криминалистики и криминалистического обеспечения предварительного следствия;

■ создания оптимальных условий для внедрения в следственную и экспертно-криминалистическую практику научно обоснованных, апробированных рекомендаций, отечественного и зарубежного положительного опыта по организации, методике и тактике предварительного следствия, его программного и криминалистического обеспечения, новейших разработок в сфере судебной экспертизы;

■ содействия следователям и следователям-криминалистам следственных органов СК России в самостоятельном повышении профессионального мастерства;

■ обеспечения сотрудников СК России новыми учебно-методическими материалами, информацией о достижениях науки и передовой практики, об изменениях в законодательстве, судебной практике, в том числе по вынесению оправдательных приговоров;

■ учета, систематизации и хранения учебно-методических материалов учебного кабинета криминалистики.

Это свидетельствует о том, что идея создания практических кабинетов (музеев) в системе правоохранительных органов продолжает свои традиции. Думается, что создание подобных кабинетов (музеев) в структуре гражданских вузов также должно приветствоваться и поощряться.

Как и любой музей, музей криминалистики подчиняется общим правилам музейного дела - вида деятельности, включающего комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями различных объектов и рефлексию этих процессов [6, с. 387].

В Юридическом институте Иркутского государственного университета кабинет-музей криминалистики был создан в 2002 г. на базе экспонатов кафедры криминалистики и судебных экспертиз. Активную помощь в создании кабинета-музея оказало руководство Юридического института ИГУ в лице директора канд. юрид. наук, доцента О. П. Личичана, Управления МВД Иркутской области в лице начальника, генерал-майора милиции А. А. Россова и зам. начальника по кадрам полковника милиции Г. И. Крикуна, Прокуратуры Иркутской области, а также сотрудники кафедры криминалистики и судебных экспертиз - В. С. Абраменкова, А. А. Койсин, канд. мед. наук, доцент П. А. Кокорин, д-р мед. наук, профессор Ю. С. Исаев и др.

С первого дня своего открытия кабинет стал пользоваться популярностью у студентов и преподавателей института, выпускников Юридического института ИГУ, представителей правоохранительных органов. Работа кабинета-музея неоднократно освещалась в средствах массовой информации Иркутска и Иркутской области. Сегодня кабинет-музей входит в число лучших специализированных музеев г. Иркутска.

Кабинет-музей криминалистики предназначен для проведения групповых занятий (до 25 человек) по изучению теоретического и практического материала, оборудован соответствующими стендами и экспозициями, позволяющими в кратчайшие сроки ввести студентов в учебный курс «Криминалистика».

Фонд кабинета сгруппирован по направлениям:

■ история развития криминалистики - от Г. Гросса и А. Бертильона до современных дней, включая работы ученых-криминалистов, работавших в разное время на кафедре - В. И. Шиканова, А. А. Протасевича, А. М. Ефремова, Н. А. Бояркиной, Н. Н. Китаева, Д. Ю. Яковлева, В. С. Абраменковой, П. А. Кокорина, Ю. С. Исаева и др.;

■ криминалистическая техника - наглядно представлено современное оборудование, стоящее на вооружении следователей и экспертов-криминалистов;

■ криминалистическое оружиеведение - здесь представлены различные образцы холодного и огнестрельного оружия, как заводского, так и самодельного и кустарного изготовления. Во время практических занятий данные экспонаты не просто демонстрируются студентам, студенты имеют возможность взять их в руки, детально рассмотреть и описать в протоколах осмотра предметов;

■ криминалистическая фотография - имеется достаточно большая коллекция фотоаппаратов различных моделей и назначения;

■ дактилоскопия - представлены комплекты по работе с отпечатками пальцев рук, дактилокарты;

■ исследование документов - имеются образцы документов с различными видами подделки;

■ уголовный быт - представлен фотографиями татуировок и уголовной жизни в местах лишения свободы. Одним из самых интересных экспонатов по праву считается письмо ныне покойного «вора в законе» В. К. Иванькова (Япончика)1.

Все экспонаты кабинета-музея были ранее изъяты по уголовным делам и участвовали в совершении преступлений. Фонды кабинета-музея постоянно пополняются благодаря помощи студентов, выпускников и руководителей следственных и правоохранительных органов.

Также в фонде кабинета имеется подборка учебных фильмов и видеоматериалов по следующим темам: «Дактилоскопические учеты», «Оперативносправочные учеты в раскрытии преступлений», «Осмотр места происшествия: технико-криминалистические средства», «Технико-криминалистическое исследование документов» в 2 частях, «Задержание и допрос подозреваемых», «Предъявление для опознания», «Криминалистическая фотография», «Экспертиза запаховых следов человека», «Татуировки заключенных» и др.

Кабинет-музей оборудован как учебная аудитория, которая позволяет студентам отрабатывать умения и навыки по дактилоскопии, трасологии, криминалистическому документоведению, оружиеведению, баллистике, га-битоскопии, графическому оформлению результатов проведенных следственных действий.

На важность использования кабинетов (музеев) как учебных аудиторий указывает и упомянутый выше Приказ СК РФ № 125. В п. 1.3 данного Приказа предписывается «организовать проведение в кабинетах криминалистики теоретических и практических занятий, консультаций по вопросам уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, судебной экспертизы, психологии и другим отраслям знаний, имеющих важное значение для совершенствования предварительного следствия, в том числе занятий и консультаций с ведущими учеными и специалистами, с участием сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ветеранов следствия».

Об этом же говорит федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подго-

1 Вячеслав Кириллович Иваньков (1940-2009) - советский и российский криминальный деятель, известный вор в законе. Известен также как: Япончик, Японец, Слава Японец, Дед, Ассирийский зять, Иванец.

товки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [5]. В п. 7.20 указанного стандарта предусматривается, что «высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научноисследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам» и, в частности, иметь «...б) специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике.». Это свидетельствует о важности практической составляющей в процессе подготовки студентов-юристов.

На практических занятиях по криминалистике студентами Юридического института ИГУ самостоятельно составляются фототаблицы, схемы, планы, изготавливаются слепки с объемных следов ног и транспортных средств, отрабатываются навыки выявления и изъятия потожировых следов рук и т. п. Особое внимание уделяется составлению протоколов следственных действий (осмотру места происшествия, осмотру предметов и документов, обыску, выемке и т. д.) и методике расследования отдельных видов преступлений.

Кабинет оформлен тематическими стендами: «Следы рук», «Следы ног», «Огнестрельное оружие», «Боеприпасы», «Трасология», «Исследование документов». Кроме того, имеются стенды, посвященные осмотрам типовых мест происшествий (убийство, изнасилование, кража, дорожно-транспортное происшествие), что позволяет студентам ориентироваться в основных направлениях изучаемой дисциплины.

В фондах кабинета имеются:

■ специальные фотоальбомы по следующим тематикам: «Холодное оружие», «Баллистика», «Исследование документов», «Дактилоскопия», «Криминалистика и ее система», «Следы», «Криминалистические учеты», «Габитоскопия», «Осмотр места происшествия по делам о различных преступлениях», «Бланки следственных действий», «Криминалистическая фотография», «Авиационные происшествия»;

■ образцы заключений экспертов по различным видам экспертиз (дактилоскопическая, трасологическая, баллистическая, холодного оружия, технического исследования документов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;

■ фотографии наркотических средств и психотропных веществ, огнестрельного и холодного оружия (кустарного и заводского изготовления), поддельных денежных знаков и документов;

■ образцы протоколов осмотра мест происшествий по делам о различных преступлениях и др.

Кабинет оснащен техническими средствами обучения (телевизор, БУБ-проигрыватель), имеется фонд специальной криминалистической литературы, тестовые задания, фототехника, универсальный комплект (чемодан) экс-перта-криминалиста, дактилоскопический набор для работы со следами рук.

Одним из важных элементов практического обучения является наглядность и зрелищность. Одним из самых наглядных и «знаменитых» экспонатов кабинета является манекен, который многие поколения иркутских студентов-

юристов ласково называют «Кеша». «Кеша» - дитя советской эпохи, был изготовлен в 80-х гг. прошлого века, однако до настоящего времени продолжает исправно исполнять свои обязанности. Ни один осмотр места происшествия не обходится без его участия. Трудно подсчитать, сколько раз за прошедшие 30 с лишним лет он был «убит» различными способами (застрелен, сбит автомобилем, повешен, задушен, зарезан ножом и т. п.), в скольких протоколах он фигурирует как «труп неизвестного мужчины», сколько фотографий было ему посвящено... Причем для каждого конкретного случая «убийства» студенты конструируют целые сценарии, которые в дальнейшем входят как игровой элемент в процесс обучения по расследованию уголовного дела. За многие годы «Кеша» состарился - конечно, облупилась краска с лица, поизносилась одежда, но стараниями студентов, проявляющих заботу о любимом манекене, «Кеша» и сейчас в строю, исправно несет свою «криминалистическую вахту».

Экспонаты кабинета неоднократно представлялись на тематических выставках, проходивших в г. Иркутске - «Выбери профессию», «Шаг в будущее», где пользовались огромным интересом и популярностью. Ни один День открытых дверей в Юридическом институте ИГУ не обходится без экскурсии абитуриентов в кабинет-музей и рассказом о его деятельности.

В 2005 г. в дополнение к кабинету-музею был построен криминалистический полигон, на котором студенты отрабатывают практические навыки полевой криминалистики. Помещение полигона представляет собой комнату, в которой (в зависимости от выбранного сценария) происходит либо осмотр места происшествия, либо обыск, либо следственный эксперимент. Такая наглядность позволяет студентам закреплять свои теоретические знания практическими навыками работы.

Помимо проведения учебных практических занятий в кабинете-музее, в нем проходит работа кружка «Проблемы раскрытия и расследования преступлений».

За время работы кабинета-музея проводилось исследование эффективности его работы. Было опрошено более 150 студентов, посещающих практические занятия по «Криминалистике». Результаты исследования свидетельствуют о том, что сочетание теоретической и практической подготовки приводит к более глубокому усвоению пройденного материала. Студенты (в частности, уголовно-правовой профилизации) в дальнейшем при трудоустройстве в правоохранительные органы испытывают значительно меньше сложностей при работе с процессуальными документами и вещественными доказательствами. Все это говорит о неоценимой пользе именно практической составляющей обучения по дисциплине «Криминалистика», которая возможна в рамках специализированного кабинета-музея.

Однако учебный процесс постоянно развивается как в теоретическом, так и в практическом плане. На это указывает новый государственный образовательный стандарт по подготовке бакалавров, одним из требований которого является именно практическая направленность учебного процесса. Это, несомненно, должно отражаться и на процессе комплектования фонда кабинета-музея криминалистики. Как указывалось выше, стараниями студентов и выпускников его экспозиции постоянно пополняются и обновляются. В пла-

нах сотрудников кабинета-музея криминалистики - обеспечение учебного процесса специальным программным продуктом «Фоторобот» и «ЗБ-свидетель», обновление учебных манекенов, приобретение муляжей ран и травм для большей наглядности работы, осуществление модернизации криминалистического полигона.

Одним из важных направлений развития кабинета-музея криминалистики Юридического института ИГУ является пополнение имеющегося фонда учебных фильмов и видеоматериалов, посвященных тактике проведения отдельных следственных и судебных действий. Такая работа может вестись не только путем приобретения фильмов у производителей, но и путем съемки игровых сюжетов силами студентов, принимающих участие в работе научных кружков и групп, изучающих проблемы современной криминалистики.

В планах сотрудников кабинета-музея Юридического института ИГУ подготовка и оформление специального стенда, посвященного истории возникновения и развития криминалистики как науки с освещением биографий выдающихся ученых-криминалистов - Г. Гросса, А. Бертильона, Е. Ф. Бурин-ского, Р. А. Рейсса, И. Н. Якимова, С. М. Потапова, Р. С. Белкина, А. И. Вин-берга, И. Ф. Крылова, В. И. Шиканова и др.

Кроме того, активно продолжается формирование и пополнение фонда учебной и специальной литературы, посвященной криминалистическим исследованиям прошлых лет и современности. Кабинет-музей сегодня насчитывает в своем книжном фонде около трех тысяч томов учебной и специальной литературы.

Одной из современных форм освещения работы кабинета-музея Юридического института ИГУ и привлечения большой аудитории к его посещению (включая виртуальное) является создание веб-страницы на сайте Юридического института ИГУ. Данное направление позволит студентам юридических вузов России и всем пользователям сети Интернет наглядно продемонстрировать экспонаты и экспозиции кабинета-музея, оставить свои отзывы и пожелания, популяризировать криминалистику среди населения, особенно среди подростков и молодежи, заинтересовывать и привлекать абитуриентов в выборе юридической профессии.

В настоящее время многие юридические учебные заведения и правоохранительные органы имеют в своих структурах кабинеты или музеи криминалистики. В этой связи сотрудники и администрация Юридического института ИГУ планируют подготовить и провести совместный семинар-совещание по проблемам формирования и функционирования подобных кабинетов (музеев). Планируется наглядно ознакомиться с работой этих структурных подразделений, выявить положительные и отрицательные стороны работы кабинетов (музеев), определить направления совместной образовательной и просветительской деятельности. К работе семинара-совещания целесообразно привлечь такие вузы г. Иркутска, как Байкальский государственный университет экономики и права, Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутский государственный медицинский университет, а также правоохранительные органы - Следственное управление Следственного комитета России по Иркутской области, Прокуратуру Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области и др.

Поскольку одна из главных задач кабинета-музея - наглядность и практическая направленность процесса обучения студентов-юристов, одним из важных направлений является научно-исследовательская работа студентов. В рамках развития данного направления планируется ежегодно проводить Конкурс имени Г. Гросса на лучшую студенческую работу по криминалистике. Это позволит повысить интерес и мотивацию студентов в изучении и исследовании проблем современной криминалистической науки; развить практические навыки и умения в применении криминалистических методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений; способствовать формированию новых положений ученых-криминалистов, столь необходимых современной юридической практике.

1. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия / Р. С. Белкин. - М. : Мегатрон XXI, 2000. - 334 с.

2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки практических работников // Белкин Р. С. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов : в 3 т. Т. 3. - 3-е изд., доп. - 2001. - М. : Юристъ. - 480 с.

3. Криминалистика: 100 лет преподавания в высших учебных заведениях России / под общ. ред. С. П. Кушниренко. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. - 200 с.

4. Об организации работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации : приказ СК РФ от 11 авг. 2011 г. № 125 [Электронный ресурс]. - URL: www.sledcomproc.ru.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 26.

6. Фролов А. И. Музей // Российская музейная энциклопедия. - М. : Прогресс, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 1. - 436 с.

The Study-Museum of Criminalistics at Law Institute of ISU: Practical Teaching Experience

A. A. Koysin

Irkutsk State University, Irkutsk

The history of formation and development of Criminalistic Studies and Museums is revealed. The experience of practical teaching of Criminalistics is described by example of the Study-Museum at Law Institute of ISU.

Key words: Museum, Criminalistics, crime investigation, exhibit, exposition, dummy, fund, classroom, photograph, student, bachelor.

Койсин Александр Анатольевич -

старший преподаватель кафедры судебного права Юридического института Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. 89025106207, e-mail: [email protected]

Koysin Aleksandr Anatolyevich - Senior teacher of the Department of Judicial Law, Law Institute of Irkutsk State University, 664082, Irkutsk, Karl Marx St., 1, phone 89025106207, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.