ИНТЕГРЯЦИЯ Правовой НЯЧКИ И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРЯЗОвЯНИЯ
(ДИДЯКТИЧЕСКИй ЯСПЕКТ)
УДК 343.13
Лелетова Марина Владимировна Leletova Marina Vladimirovna
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the chair of preliminary investigation Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: leletova@list.ru
Подготовка к участию в межвузовских оперативно-тактических учениях
курсантов образовательных организаций МВД России как способ повышения эффективности профессионального образования
сотрудников МВД России
Preparation for participation in Intercollegiate operational-tactical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia as a way of increasing the effectiveness of professional education of the employees of the Ministry of internal affairs of Russia
В статье рассматривается подготовка к участию в межвузовских оперативно-тактических учениях курсантов образовательных организаций МВД России в качестве способа повышения эффективности профессионального образования сотрудников МВД России.
Ключевые слова: оперативно-тактические учения, курсант, профессиональное образование сотрудников МВД России, следователь, оперативный сотрудник, эксперт-криминалист, раскрытие, расследование преступлений.
The article considers Intercollegiate operational-tactical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia as a way of increasing the effectiveness of professional education of the employees of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Keywords: operational-tactical exercises, student, professional education of employees of the interior Ministry of Russia, investigator, police officer, forensic investigator, disclosure and investigation of crimes.
Особенности профессионального образования в высших учебных заведениях МВД России определены с учетом современных потребностей правоохранительных органов в специалистах, таких как следователи, оперативные сотрудники, эксперты-криминалисты, которые сразу по окончании вуза могли бы эффективно решать практические задачи по раскрытию и расследованию преступлений. Для достижения этой цели представляется необходимым осуществление междисциплинарной подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России, то есть переориентация учебного процесса с предметно-познавательного на межпредметно-интеграционный, практически ориентированный тип обучения. При этом важной составляющей обучения должна стать работа по закреплению у курсантов профессиональных умений и навыков, которые необходимы для осуществления правоохранительной деятельности, с учетом всех ее современных особенностей.
Одной из форм такого обучения является подготовка курсантов образовательных организаций
МВД России для участия в межвузовских оперативно-тактических учениях.
Такие учения могут и должны рассматриваться как завершающий этап обучения курсантов, на котором происходит проверка уровня полученных профессиональных знаний, умений, навыков обучающихся, когда системно закрепляются все ранее полученные ими знания.
Принципом рассматриваемого вида обучения является выполнение практических упражнений в режиме реального времени и в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми сотрудники ОВД ежедневно сталкиваются при раскрытии и расследовании преступлений.
Целью подготовки к межвузовским оперативно-тактическим учениям является выработка и закрепление профессиональных навыков курсантов образовательных учреждений МВД России по выполнению типичных оперативно-служебных задач в составе следственно-оперативных групп (СОГ), определение лучшей команды и уровня индиви-
дуальной профессиональной подготовленности участников.
Обучение осуществляется в три этапа:
1. Специализированная подготовка по трем направлениям практической деятельности органов внутренних дел: следственная, оперативная работа, работа специалиста-криминалиста.
2. Моделирование и прорабатывание ситуаций практической деятельности ОВД в рамках тренингов.
3. Физическая и огневая подготовка.
Задачами такой подготовки будут являться:
1. Уяснение курсантами особенностей раскрытия и расследования преступлений, деятельности следователей, оперативных сотрудников, экспертов-криминалистов; взаимосвязи и взаимообусловленность такой деятельности.
2. Комплексное использование курсантами информации в области уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, оперативно-разыскной деятельности в ОВД, физической и огневой подготовки.
3. Совершенствование умений и навыков курсантов (слушателей) по проведению следственных, процессуальных, организационных действий, ОРМ, применению криминалистической и специальной техники, а также использованию различных видов учетов, составлению различных процессуальных документов, принятию процессуальных и организационных решений.
4. Совершенствование умений и навыков курсантов (слушателей) по правомерному применению физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств в различных условиях оперативно-служебной деятельности.
5. Привитие интереса к профессии следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, специалиста-криминалиста, формирование профессионально значимых личностных качеств будущих практических работников.
6. Совершенствование форм и методов обучения.
Для успешной работы по подготовке курсантов
для участия в межвузовских учениях чрезвычайно важным представляется привлечение сотрудников отдела психологического обеспечения для выявления психологических особенностей каждого участника команды, их способностей и возможностей к эффективному сотрудничеству с другими членами команды, способности совместно, коллективно решать поставленные перед командами задачи.
Данная работа должна проводиться также для выработки понимания единой, совместной цели всех участников команды (членов СОГ) — максимально быстрое и полное раскрытие и расследование совершенного преступления, изобличение преступника, установление местонахождения похищенного имущества, следов преступления, свидетелей и т. д.
В качестве метода проведения занятий используются серии специализированных лекционных, семинарских, практических занятий, в ходе
которых у курсантов формируются дополнительные необходимые знания, умения и навыки будущей практической деятельности сотрудников ОВД.
Первоначально следует проводить раздельное обучение курсантов, выполняющих функции следователей, оперативных работников, специалистов-криминалистов. Затем подготовку необходимо проводить по методу комплексного междисциплинарного тренинга — контроля деятельности курсантов (слушателей) в рамках «многофункциональной следственно-оперативной группы» с информационным наращиванием обстановки и использованием группы специально подготовленных имитаторов, которые обозначают реальные действия субъектов преступной деятельности.
Проверка профессиональной подготовленности курсантов (слушателей) в ходе учений осуществляется по трем направлениям:
1. Раскрытие и расследование противоправного деяния в составе следственно-оперативной группы.
2. Преодоление тактико-специальной полосы препятствий.
3. Выполнение специального комплексного упражнения по стрельбе из пистолета Макарова.
При подготовке к межвузовским оперативно-тактическим учениям курсанты нацеливаются на выполнение следующих необходимых следственных, оперативных, процессуальных, организационных и других действий (на примере раскрытия и расследования разных преступлений [1]): получить, оформить и зарегистрировать заявление или сообщение о совершенном преступлении; провести осмотр места происшествия и оформить его результаты; получить объяснения заявителя и очевидца преступления; ориентировать личный состав отдела полиции об обстоятельствах преступления; провести необходимые ОРМ, получить образцы для сравнительного исследования; назначить необходимые экспертизы; принять решение о возбуждении уголовного дела, составить необходимые учетно-регистрационные документы (статистические карточки); поставить на криминалистический учет похищенные вещи; определить направления раскрытия и расследования преступления; выдвинуть версии совершенного преступления; признать гражданина потерпевшим и допросить его; допросить свидетеля; установить и задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления; допросить подозреваемого; предъявить подозреваемого для опознания; выполнить другие следственные действия и ОРМ; принять решение о привлечение лица в качестве обвиняемого.
Например, деятельность СОГ связана с раскрытием и расследованием хищения чужого имущества из автомобиля. При этом:
— нападавший с похищенным имуществом с места преступления скрылся;
— обстоятельства совершения преступления, а также иные фактические данные будут изложены в представленной фабуле и получены в результате
проведения следственных действии и оперативно- разыскных мероприятий. В случае отсутствия необходимых данных участники команды самостоятельно дополняют их с учетом изложенных рекомендаций;
— на месте происшествия: установлен очевидец, который дает описание произошедшего, преступника и в последующем сможет его опознать; обнаружены следы обуви, пальцев рук, волокна, крови, предметы и др.;
— пострадавший остается на месте происшествия для проведения с ним следственных действий.
По окончании работы СОГ по раскрытию и расследованию конкретного преступления курсантами должны быть составлены следующие документы:
— протокол принятия устного заявления о преступлении, рапорт об обнаружении преступления (с регистрацией в КУСП);
— протокол осмотра места происшествия;
— приложение к протоколу осмотра места происшествия (схема, фототаблица);
— упакованные объекты, изъятые в ходе осмотра места происшествия;
— объяснение заявителя, очевидца преступления;
— ориентировка;
— план расследования (следственных действий);
— постановления и протоколы получения образцов для сравнительного исследования;
— постановления о назначении судебных экспертиз;
— постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (с регистрацией в журнале уголовных дел), регистрационные документы (статистические карточки, подготовленные по уголовному делу);
— документы, связанные с постановкой на криминалистические учеты похищенных, обнаруженных предметов, лиц, совершивших преступление;
— постановление о признании потерпевшим;
— протокол допроса потерпевшего;
— протокол допроса свидетеля;
— документы, связанные с розыском лиц, совершивших преступление;
— протокол задержания подозреваемого;
— протокол допроса подозреваемого;
— протокол предъявления лица (предмета) для опознания;
— постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;
— план следственных и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу (с перечнем мероприятий и документов, которые должны быть при этом выполнены).
Курсантам, которые выступают в качестве оперативного уполномоченного уголовного розыска, в процессе решения оперативных задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления в составе СОГ, необходимо: организовать и осуще-
ствить оперативно-разыскную деятельность, продемонстрировать навыки в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, завести дело оперативного учета, ориентировать личный состав ОВД, организовать информационно-аналитическую работу, получить информацию из единого информационного центра, обеспечить взаимодействие с другими службами ОВД и правоохранительными органами, задержать подозреваемых в преступлении, оформить результаты ОРД соответствующими оперативно-служебными документами и передать их следователю.
Полагаю, что оперативно-тактические учения, проводимые в рассматриваемом формате, могут являться стимулом для развития практически ориентированного учебного процесса в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел России. Такие учения можно рассматривать как завершающий этап образовательного процесса, суммирующий все ранее приобретенные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки. Они должны рассматриваться в качестве проверки уровня профессиональных знаний, умений, навыков курсантов.
В качестве критериев оценки заданий должны выступать следующие: качество, полнота, своевременность процессуальных действий,составленных процессуальных и организационно-распорядительных, оперативных документов (протоколов, постановлений, планов расследования, производства следственных действий и др.), умения и навыки по применению технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, владение способами запечатлевающей судебной фотографии, качество составленных фототаблиц, дактокарт и иных документов, умения и навыки по организации и проведению ОРМ, применению различных тактических приемов, эффективность взаимодействия со следователем, организация взаимодействия членов СОГ.
Таким образом, по окончании подготовки к учениям члены команд должны получить необходимые знания по следующим направлениям:
— работа следователя, оперативного работника, эксперта-криминалиста при раскрытии и расследовании преступлений (организационно-правовые и процессуальные основы деятельности, взаимодействие);
— тактика производства следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий при расследовании уголовных дел;
— основания, формы и порядок использования специальных знаний при расследовании преступлений;
Кроме того, курсанты должны приобрести способность самостоятельно:
— проводить проверку сообщений о преступлении и принимать по ним решения;
— выдвигать версии и планировать расследование;
— проводить необходимые для скорейшего раскрытия и расследования следственные и иные процессуальные действия, ОРМ, принимать процессуальные решения (определять тактику их проведения);
— осуществлять взаимодействие внутри СОГ между следователем, оперативным сотрудником, экспертом-криминалистом;
— применять технико-криминалистические средства и методы.
Примечания
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 6Э-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
Notes
1. The Criminal code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 1996. № 25, art. 2954.