Научная статья на тему 'Проблемы учебно-методического обеспечения криминалистической операции по задержанию лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений'

Проблемы учебно-методического обеспечения криминалистической операции по задержанию лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАКТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ORGANIZATION / TACTICS / DETENTION / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенов Роман Геннадьевич, Агеев Олег Анатольевич

Рассматриваются проблемы методического обеспечения организации и тактики задержания лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенов Роман Геннадьевич, Агеев Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of training and methodological support forensic operation to detain persons suspected of committing economic crimes

We consider the problem of methodological support and features of the organization and tactics of the detention of persons suspected of committing economic crimes.

Текст научной работы на тему «Проблемы учебно-методического обеспечения криминалистической операции по задержанию лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

83

УДК 347

Р.Г. Аксенов, О.А. Агеев

ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ЛИЦ,

ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рассматриваются проблемы методического обеспечения организации и тактики задержания лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений.

Ключевые слова: задержание, организация, тактика, экономические преступления.

Осуществляя подготовку следователей и оперативных сотрудников в системе повышения квалификации по направлению «Раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики», мы выявили наличие проблем у правоприменителей по организации и тактике проведения задержаний лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений. Большинство из них рассматривают задержание только как меру принуждения или физический захват, никак не связанные с получением доказательственной информации. В то же время все обучаемые отмечают, что большинство уголовных дел по экономическим преступлениям возбуждаются по результатам оперативной разработки, венцом которой выступает пресечение преступной деятельности посредством задержания ее участников. Кроме того, как следователи, так и оперативные работники отмечают, что дела рассматриваемой категории очень часто подлежат прекращению, как правило, от недостаточного закрепления доказательственной информации на первоначальном этапе. Это обусловило необходимость проведения соответствующего научного исследования вопросов проведения указанной криминалистической операции, ее эффективности и результативности, поиска причин допускаемых организационных, тактических и процессуальных нарушений и на основе анализа собранного материала предложения рекомендаций по криминалистическому обеспечению задержания подозреваемых в совершении экономических преступлений лиц. В настоящей работе мы покажем особенности учебно-методического обеспечения задержания.

Учебно-методическое обеспечение, по мнению А.Ф. Волынского, предполагает криминалистическую подготовку субъектов раскрытия и расследования преступлений. Её уровень обусловлен состоянием научно-методического обеспечения, поскольку отсутствие научных разработок по определенной проблеме порождает и отсутствие методических материалов (лекций, методических рекомендаций, обучающих программ и пр.) [1. С. 55,56]. В настоящее время криминалистические аспекты задержания вообще не рассматриваются в рамках учебной дисциплины «Криминалистика». Так, в примерной учебной программе по курсу «Криминалистика», подготовленной А.Г. Филипповым и В.В. Агафоновым, отсутствуют темы, вопросы и литература, связанные с задержанием подозреваемых [2].

В специальных курсах по расследованию отдельных видов преступлений вопросы задержания в качестве самостоятельной темы также либо не рассматриваются, либо рассматривается лишь процессуальная сторона данного действия. Так, например, анализ методических материалов Волгоградской академии МВД России по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» [3], свидетельствует, что тема «Организация и производство задержания подозреваемого и его личного обыска» на практическом занятии отрабатывается только путем составления процессуальных документов (постановление о задержании, протокол задержания, протокол личного обыска, протокол разъяснения подозреваемому его прав, сообщение прокурору о задержании) и обсуждения особенностей производства задержания конкретного подозреваемого с учетом отрабатываемой фабулы [3. С. 68,69].

В Омской академии до 2005 г. преподавался специальный курс «Организация и тактика процесса расследования», в рамках которого изучалась тема «Тактика задержания». Однако для ее изучения тематическим планом выделялось только 4 часа (2 часа лекции, 2 часа семинарского занятия), в ходе которых рассматривались следующие вопросы:

- понятие, значение и виды задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;

- подготовка к задержанию;

- тактические приемы задержания, особенности задержания в различных ситуациях;

- роль следователя в организации задержания;

- тактика обнаружения и фиксации доказательств в ходе задержания [4. С. 5,6].

Естественно, что отсутствие практического занятия по данной теме не позволяло обучаемым формировать соответствующие умения и навыки по производству задержания и как следствие в этой части не позволяло достигать целей и задач изучаемой дисциплины.

Применительно к расследованию преступлений в сфере экономики ситуация с формированием умений и навыков по задержанию выглядит еще плачевней. Изучение рабочих программ специального курса «Расследование преступлений в сфере экономической деятельности», подготовленных авторскими коллективами Тюменского и Сибирского юридических институтов, Омской и Волгоградской академий МВД России, свидетельствует, что в качестве самостоятельной тема задержания лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений, вообще отсутствует, а следовательно, как на созидательном, так и на деятельностном уровнях существуют серьезные пробелы в плане создания и совершенствования криминалистических знаний, умений, навыков по организации и производству задержания подозреваемых по делам об экономических преступлениях. В качестве исключения можно только выделить проведение комплексных межкафедральных учений в отдельных вузах МВД России, в рамках которых эти навыки отрабатываются. Так, подобные учения традиционно проводятся в Нижегородской академии МВД России, осуществляющей подготовку сотрудников ОВД (следователей и оперативных работников), специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности. Аналогичный опыт имеется и в Омской академии, где ежегодно с курсантами 3-го курса проводятся следственно-криминалистические учения в объеме 40 учебных часов. Данные учения предполагают разыгрывание курсантами с учетом следственной и оперативно-розыскной специализаций ролевой игры в виде раскрытия и расследования конкретного преступления. Для каждого игрового коллектива, представляющего самостоятельный орган внутренних дел, предлагается индивидуальная фабула преступления, разыгрываемая статистами из числа курсантов других курсов. За указанное время обучаемые в соответствии с определенной ролью (следователь, оперуполномоченный, начальник следственного органа и пр.) должны провести необходимые ОРМ, следственные и иные процессуальные действия и оформить это все документально в виде дела оперативного учета и уголовного дела. Как правило, итогом всей деятельности выступает установление местонахождения подозреваемых лиц, их задержание и предъявление обвинения. При этом операция по задержанию реально разыгрывается со всеми элементами оперативно-розыскного обеспечения, тактико-криминалистического содержания и процессуального оформления. Процесс задержания, предшествующих, сопутствующих ему и последующих действий обязательно фиксируется с помощью видеозаписи или фотосъемки.

Однако и этот положительный опыт не свободен от недостатков. По результатам интервьюирования преподавателей выявлено, что в числе фабул для описанных следственно-криминалистических учений только одна содержит описание экономического преступления. При этом игра по данной фабуле проводится не ежегодно, а только при наличии преподавателей кафедр оперативно-розыскной деятельности, криминалистики и уголовного процесса, имеющих практический опыт расследования экономических преступлений. Их участие в каждых учениях обеспечить не удается в силу различных кадровых изменений, поэтому предпочтение самими преподавателями отдается выбору фабул по несложным преступлениям, связанным со сбытом наркотических средств или совершением краж чужого имущества. Такое положение наглядно подтверждает тезис Э.К. Горячева и И.В. Тишутиной о необходимости совершенствования не только опыта практических работников по раскрытию и расследованию преступлений, но и преподавателей, обучающих как будущих практических работников, так и действующих на курсах повышения квалификации [5. С. 120-122].

В числе недостатков сами преподаватели отмечают чрезмерное увлечение игровым моментом, отвлекающим обучаемых при проведении силового захвата статистов от необходимости сохранности доказательственной информации и ее надлежащего закрепления. Ограниченность учебного времени как недостаток тоже не позволяет подробно с учетом просмотра результатов фото-, видеофиксации задержания разобрать допущенные ошибки и закрепить умения посредством повторного разыгрывания криминалистической операции. В то же время проинтервьюированные курсанты поясняют, что отработка навыков по задержанию в процессе следственно-криминалистических учений позволяет им осознать весь процесс преобразования оперативной информации о преступной деятельности лица и его местонахождении в доказательственную информацию при его задержании, которая ранее при теоретическом изучении для них имела разобщенный характер в содержании преподаваемых само-

стоятельных учебных дисциплин. Такое разобщение в понимании содержания различных видов деятельности (оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической, процессуальной), осуществляемых в процессе задержания, присутствует и у практических работников. Это обусловлено их профессиональными функциями, ограниченностью только в их реализации, нежеланием вникать в существо деятельности взаимодействующих субъектов.

Данная проблема особо остро проявляется при проведении занятий в системах служебной подготовки и повышения квалификации. Как правило, эти формы обучения применяются раздельно для конкретных служб (оперативных, следственных, экспертных). В связи с этим строятся и тематические планы занятий, ориентированные только на проблемы непосредственной деятельности обучаемых. В отношении деятельности взаимодействующих субъектов преподаватели, проводящие занятия, ограничиваются только кратким описанием возможностей. Например, при интервьюировании преподавателей, проводящих занятия на курсах повышения квалификации со следователями, специализирующимися на расследовании экономических преступлений, было выяснено, что вопросы деятельности оперативно-розыскных подразделений освещаются в основном в контексте дачи отдельных поручений и легализации оперативной информации. Подробнее возможности оперативных аппаратов не раскрываются якобы по причине отсутствия у следователей допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Естественно, эта отговорка не может быть аргументом, поскольку в соответствии с ведомственными нормативными актами следователи могут знакомиться с делами оперативного учета, привлекаться к оценке материалов документирования и планированию мероприятий по реализации оперативной разработки, а следовательно, с нормативных позиций имеют право знать информацию о средствах и методах оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, проблема опять же в специализации преподавателей, которые, изучая только свою учебную дисциплину, не вникают в проблемы смежных дисциплин, не повышают свой образовательный и профессиональный потенциал. В конечном итоге мы приходим к ситуации, когда преподаватель, специализирующийся только на криминалистической технике, не представляет оперативно-розыскных и процессуальных условий применения ее непосредственно и полученных с ее использованием результатов; преподаватель оперативно-розыскной деятельности, зашорившись от всех секретностью своей дисциплины, не всегда представляет нюансы оценки и использования оперативной информации в досудебном и судебном производствах; преподаватель уголовного процесса с позиций идолизирования процессуальной формы слушать не хочет об оперативно-розыскных возможностях и не видит необходимости в их знании для следователя.

В связи с этим считаем необходимым организовывать повышение квалификации преподавателей не только по улучшению педагогических навыков, но и получению нового практического правоприменительного опыта в правоохранительных органах, а также проведение занятий в системе повышения квалификации и служебной подготовки не по видам служб (следственные, экспертные, оперативные и другие подразделения), а по направлениям деятельности, связанной с раскрытием и расследованием определенных видов преступлений. Данные занятия должны быть организованы таким образом, чтобы одновременно проходили подготовку как следователи, так и оперативные работники и, возможно, работники экспертных подразделений. На эту аудиторию должен быть ориентирован и учебный материал, содержание которого позволяло бы обеспечить и организационные вопросы взаимодействия указанных субъектов.

Анализ тематических планов повышения квалификации со следователями и оперативными работниками, специализирующимися на раскрытии и расследовании экономических преступлений, проводимых на базе Тюменского юридического института МВД России, а также планов служебной подготовки ГСУ, УБЭП и УНП по Тюменской области свидетельствует о том, что криминалистические вопросы задержания подозреваемых вообще не рассматриваются.

В качестве эксперимента на курсах повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании дел в сфере экономики и контрабанды, в апреле 2008 г. было проведено практическое занятие по производству задержания лиц, подозреваемых в занятии незаконной предпринимательской деятельностью, связанной с оборотом немаркированной алкогольной продукции. С этой целью была разработана фабула преступления и запланировано 2 этапа эксперимента. На 1-м этапе следователям было предложено самостоятельно организовать и провести задержание лиц, осуществляющих кустарное производство и реализацию алкогольной продукции. В качестве места про-

исшествия использовался криминалистический полигон, оборудованный под склад и торговую точку. Роль статистов выполняли курсанты института.

Вначале обучаемые выражали некоторый скепсис по поводу кажущейся им несерьезности игр и достаточную инертность в решении поставленных задач. Несмотря на то что следователям разъяснили возможность запроса у преподавателя любой интересующей дополнительной информации и необходимых средств криминалистической и специальной техники, обращения со стороны обучаемых были единичны. Так, из техники был запрошен только унифицированный чемодан криминалиста, а в плане запроса информации ограничились фотографиями курсантов. Далее участники эксперимента направили на место происшествия - полигон двух сотрудников, играющих роли оперуполномоченных, с целью оценить обстановку и проведение наблюдения. Получив от них информацию о том, что на полигоне находятся 2 человека, схожих с изображениями на полученных фотографиях, которые моют в раковине бутылки, учебная группа коллективно приняла решение проникнуть на полигон и осуществить задержание. В момент задержания один из статистов выпрыгнул в окно и убежал. Другой статист при его захвате выбросил мобильный телефон, который тут же был поднят одним из следователей и помещен в карман куртки задерживаемого. После этого статист был подвергнут личному обыску, в ходе которого телефон был изъят из кармана куртки, а остальные поисковые действия ограничились похлопыванием по другим карманам. Затем был составлен протокол задержания, в который демографические данные задержанного были вписаны со слов статиста. При этом статист назвался фамилией лица, фотография которого была выдана следователям, хотя внешность его не соответствовала изображению на фотографии. Как выяснилось позднее при осмотре места задержания и допросе, момент задержания также был выбран неправильно, что впоследствии не позволило бы квалифицировать действия задержанного лица по ст. 1711 УК РФ.

Весь ход операции по задержанию фиксировался с помощью видеозаписи. Это позволило разобрать с обучаемыми описанные и иные допущенные ошибки.

На 2-м этапе эксперимента операция по задержанию была проведена под руководством преподавателя по другой более сложной фабуле, содержащей дополнительно признаки согласно ст. 173 УК РФ. Было имитировано обращение в автоматизированный банк данных по установлению связей лиц, заподозренных в совершении преступлений. В плане операции по задержанию через установленные связи было предусмотрено совершение проверочной закупки предмета незаконного предпринимательства. Для организации закупки была использована «денежная кукла», помеченная специальным химическим веществом, люминесцирующим в ультрафиолетовом свечении. Для определения момента задержания принято решение о видеоконтроле действий разрабатываемых. Используя камеру наблюдения, стационарно установленную на криминалистическом полигоне, была имитирована ее установка, зашифрованная под ремонт электропроводки. После этого группа могла на установленном в дежурной части мониторе наблюдать за происходящим на полигоне. После получения товара и передачи помеченных денежных купюр в ходе проверочной закупки было установлено наблюдение за лицами, находящимися и покинувшими криминалистический полигон - торговую точку. По результатам наблюдения было зафиксировано, что один из статистов направился из торговой точки в припаркованный рядом автомобиль, где между ним и водителем произошел обмен папками. После того, как статист вышел из автомобиля, было произведено одновременное задержание всех лиц в местах их нахождения (автомобиль, улица, торговая точка). Одновременность действий обеспечивалась с помощью радиосвязи. Места задержаний были подвергнуты осмотру, в протоколе одного из которых был отражен факт обнаружения сброшенного статистом мобильного телефона. В протоколах допросов участников задержания и понятых также был отражен факт наблюдения момента сброса статистом телефона. Все обнаруженные при задержании, личном обыске и осмотрах объекты были подвергнуты самостоятельному осмотру с использованием ультрафиолетового осветителя. Задержанные статисты были допрошены, подвергнуты освидетельствованию, у них были получены образцы отпечатков пальцев рук, почерка и голоса.

В дальнейшем в аудитории содержание проведенной криминалистической операции было обсуждено с обучаемыми с учетом ее изменения в зависимости от оперативно-розыскных и следственных ситуаций. При этом обучаемые отметили высокую эффективность такого занятия, высокую степень осознания сущности производства задержания и приобретение навыков по его организации и проведению. Естественно, нет смысла говорить о навыках, сформировавшихся от однократного проведения задержания. В то же время посвятить этому все занятия при повышении квалификации тоже

нецелесообразно и будет в ущерб другой полезной информации. В связи с этим предлагается предусмотреть такое занятие в системе служебной подготовки и проводить его совместно с сотрудниками взаимодействующих служб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Криминалистика / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова, М., 2008.

2. Криминалистика: Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. М., 2002.

3. Щербатов В.Ф., Миронов Ю.И., Викторов Ю.Д. Организация расследования конкретного преступления (кражи из квартиры) и производство по уголовному делу / под ред. И. А. Копылова. Волгоград, 2000.

4. Планы семинарских, практических занятий и лабораторных работ по дисциплине «Организация и тактика процесса расследования». Специальность 021100 - юриспруденция. Специализация - следственная. Омск, 2003.

5. Горячев Э.К., Тишутина И.В. Тактико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений.

М., 2006.

Поступила в редакцию 16.12.09

R. G. Aksenov, candidate of law, associate professor O.A. Ageev, postgraduate student

Problems of training and methodological support forensic operation to detain persons suspected of committing economic crimes

We consider the problem of methodological support and features of the organization and tactics of the detention of persons suspected of committing economic crimes.

Keywords: organization, tactics, detention, economic crimes.

Аксенов Роман Геннадьевич, кандидат юридических наук, доцент Тюменский юридический институт МВД России 625049, Россия, г. Тюмень, ул. Амурская, д. 75

Агеев Олег Анатольевич, соискатель кафедры расследования Тюменский юридический институт МВД России 625049, Россия, г. Тюмень, ул. Амурская, д. 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.