Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений в ходе проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр'

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений в ходе проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
504
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОТИВОЗАКОННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР / INTERACTION / OPERATIONAL UNITS / INVESTIGATOR / GAMBLING / CRIMINAL PROCEEDINGS / PROBLEMS OF INTERACTION / ILLEGALITY / ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисова А.П., Калентьева Т.А.

В настоящее время в России широко распространена незаконная игорная деятельность. После поступления и регистрации сообщения о данном виде преступления в правоохранительные органы начинается проверка, направленная на прекращение незаконной игорной деятельности, изобличение виновных, предотвращение ее возможного дальнейшего продолжения. В ходе проведения проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, для достижения наиболее эффективных результатов, возникает необходимость во взаимодействии между следователем и оперативными подразделениями, которая может осуществляться в различных формах: как процессуальных, так и непроцессуальных. В то же время, в ходе такого взаимодействия могут возникать определенные трудности, проблемы, которые приводят к неполноте при проведении проверки, ее неэффективности и зачастую к полному отсутствию результатов. В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия, обосновывается необходимость тщательного планирования совместных действий, возложение руководства на следователя. Обосновывается необходимость создания постоянно действующих следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании именно этой категории дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисова А.П., Калентьева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF INVESTIGATOR AND OPERATIONAL UNITS IN THE AUDIT REPORTS OF CRIMES CONNECTED WITH ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

Currently, illegal gambling is widespread in Russia. After receipt and registration of the message on this type of crime in law enforcement agencies the check directed on the termination of illegal gambling activity, exposure of guilty, prevention of its possible further continuation begins. During the verification of reports of crimes related to the illegal organization and conduct of gambling, in order to achieve the most effective results, there is a need for interaction between the investigator and operational units, which can be carried out in various forms: both procedural and non-procedural. At the same time, in the course of such interaction, there may be certain difficulties, problems that lead to incompleteness in the conduct of the audit, its inefficiency and often to a complete lack of results. The article discusses various aspects of interaction, the need for careful planning of joint actions, the assignment of leadership to the investigator. The necessity of creation of constantly operating investigative and operational groups specializing in investigation of this category of cases is substantiated.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений в ходе проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр»

УДК: 343.1; 343.985

ББК: 67.410.2.

Денисова А.П., Калентьева Т.А.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ АЗАРТНЫХ ИГР

Denisova A.P., Kalenteva T.A.

PROBLEMS OF INTERACTION OF INVESTIGATOR AND OPERATIONAL UNITS IN THE AUDIT REPORTS OF CRIMES CONNECTED WITH ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

Ключевые слова: взаимодействие, оперативные подразделения, следователь, азартные игры, возбуждение уголовного дела, проблемы взаимодействия, противозаконность, организация и проведение азартных игр.

Keywords: interaction, operational units, investigator, gambling, criminal proceedings, problems of interaction, illegality, organization and conduct of gambling.

Аннотация: в настоящее время в России широко распространена незаконная игорная деятельность. После поступления и регистрации сообщения о данном виде преступления в правоохранительные органы начинается проверка, направленная на прекращение незаконной игорной деятельности, изобличение виновных, предотвращение ее возможного дальнейшего продолжения. В ходе проведения проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, для достижения наиболее эффективных результатов, возникает необходимость во взаимодействии между следователем и оперативными подразделениями, которая может осуществляться в различных формах: как процессуальных, так и непроцессуальных. В то же время, в ходе такого взаимодействия могут возникать определенные трудности, проблемы, которые приводят к неполноте при проведении проверки, ее неэффективности и зачастую к полному отсутствию результатов. В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия, обосновывается необходимость тщательного планирования совместных действий, возложение руководства на следователя. Обосновывается необходимость создания постоянно действующих следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании именно этой категории дел.

Abstract: currently, illegal gambling is widespread in Russia. After receipt and registration of the message on this type of crime in law enforcement agencies the check directed on the termination of illegal gambling activity, exposure of guilty, prevention of its possible further continuation begins. During the verification of reports of crimes related to the illegal organization and conduct of gambling, in order to achieve the most effective results, there is a need for interaction between the investigator and operational units, which can be carried out in various forms: both procedural and non-procedural. At the same time, in the course of such interaction, there may be certain difficulties, problems that lead to incompleteness in the conduct of the audit, its inefficiency and often to a complete lack of results. The article discusses various aspects of interaction, the need for careful planning of joint actions, the assignment of leadership to the investigator. The necessity of creation of constantly operating investigative and operational groups specializing in investigation of this category of cases is substantiated.

Развитие незаконного проведения и организации азартных игр как для России, так и для всего мира, стало в последнее время проявляться еще сильнее. Многие

государства в мире с этим явлением активно борются на законодательном уровне. Большинство государств разрешают проведение и организацию азартных игр только в опре-

деленном городе или области страны. Например, в США игорными зонами считаются: штат Невада, штат Арканзас, штат Нью-Джерси. В России разрешена организация и проведение азартных игр в Калининградской области, Республике Крым, Республике Алтай, Приморском крае и на границе Ростовской области и Краснодарского края (Порт-Катон).

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ1. Этот закон содержит правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также вводит ограничения на осуществление данного вида деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Азартные игры могут обманчиво внушить человеку мысль о наличии легкого способа получения здесь и сейчас большого количества денег, что в конечном итоге может привести к зависимости от игры. Это первая категория людей, играющих в азартные игры. Но еще есть вторая категория людей, которая относится к азартным играм как к средству развлечения или хобби, которые приходят в казино, чтобы удовлетворить свой эмоциональный голод. Увы, таких людей мало. Поэтому государство принимает попытки ограничить эту сферу деятельности, усматривая и уголовное наказание за незаконные организацию и проведение азартных игр.

Несмотря на государственное регулирование сферы проведения и организации азартных игр, эта сфера остается привлекательной для организованных преступных структур, так как посредством данной сферы деятельности можно легализовать пре-

1 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. 25.12.2018) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2006. - № 297. - ст. 348.

ступные доходы. Незаконная игорная деятельность может порождать другие преступления, так как было немало случаев, когда преступные структуры убивали владельцев других более мелких салонов игорного бизнеса с целью устранения конкурента. Сложность расследования данной категории дел для следователей очевидна, так как требует проведения большого количества процессуальных действий, и все это занимает немало времени. Но, помимо этого, имеется еще одна сложность, зависящая уже не от следователя и самого преступления, а от представителей власти в лице должностных лиц, занимающиеся покровительством организаторов проведения азартных игр. Другими словами, они противодействуют расследованию дела и взаимодействию между следователем и оперативными работниками органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

В настоящее время взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, начинается на стадии возбуждения уголовного дела. В связи с этим обосновано высказывание А.И. Кривенко, который указывает на то, что «взаимодействие следователя и оперативно-разыскных подразделений будет наиболее эффективным, если оно возникнет на самой ранней стадии, на которой возможно взаимодействие в конкретных обстоятельствах»2. Методика расследования преступлений, связанных с незаконной игорной деятельностью, предусматривает активное взаимодействие при проведении проверки сообщения о преступлении.

Перед тем, как провести анализ основных существующих проблем, возникающих при взаимодействии следователя и оперативных подразделений при расследовании преступлений, связанных с незаконной игорной деятельностью, следует определить формы, в которых осуществляется такое взаимодействие.

С точки зрения Е.С. Лобунец, формы взаимодействия вышеназванных субъектов обусловлены конкретной следственной си-

2 Кривенко А.И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. М.: Юрлитин-форм, 2008. С. 125.

туацией, объемом проводимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), квалификацией участников расследования1. Указанный автор обращает свое внимание на процессуальную и непроцессуальную форму взаимо-действия2.

Процессуальная форма подразумевает совместную деятельность в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства. В рамках процессуальной формы проводится проверка сообщения о преступлении, решение вопроса о возбуждении уголовного дела, выполнение сотрудниками органа дознания письменных поручений и указаний следователя о производстве отдельных следственных действий, ОРМ, разыскных мероприятий, а также участие оперативного работника при производстве следственного действия3.

Непроцессуальная форма взаимодействия включает в себя совершение действий, выходящих за рамки процессуальной деятельности. К такому виду деятельности относится: выявление преступления, проведение ОРМ, работа в следственно-оперативной группе (далее - СОГ), совместное планирование при проверке сообщения о преступлении и расследовании по уголовному делу, выдвижение и проверку следственных и оперативно-разыскных версий, постоянный обмен информацией о ходе проведения процессуальной проверки и расследования, планирование и проведение оперативно-тактических комбинаций (далее - ОТК)4.

Одной из особенностей при выявлении

1 Варданян, А.В., Антонов В.А., Белохребтов, В.С. Особенности выявления, раскрытия и первоначального этапа расследования покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость: мо-ногр. Иркутск, 2016. С. 145.

2 Лобунец, Е.С. Назначение, сущность и содержание этапов расследования отдельных видов и групп преступлений: Дис. ... к. ю. н. Хабаровск, 2015. С. 139140.

3 Басков, В.А. Оперативно-розыскная деятельность. М., 1997. С. 40-41.

4 Игнатов, А.В., Казаков Е.Н. Типовые ситуации взаимодействия оперативного сотрудника и следователя на этапе реализации оперативной информации // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: матер. межвуз. науч.-практ. семинара. Тюмень, 2010.

С. 169.

и расследовании преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, является своевременное и правильное документирование факта совершения преступления. Таким образом, успех расследования напрямую зависит от результатов осуществления ОТК, направленной на документирование преступной деятельности. В свою очередь, результаты ОТК напрямую зависят от результатов взаимодействия следователя и оперативных сотрудников. На это обращает внимание и О.В. Усенко, который полагает, что при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 171. 2 УК РФ, следует обратить особое внимание на взаимодействие следователя и оперативных работников при осуществлении ОТК, где «основной задачей оперативных подразделений выступает документирование факта незаконной организации и проведения азартных игр»5. Реализации обозначенной задачи способствует проведение основной ОТК, которая включает в себя ОРМ проверочная закупка и последующий осмотр места происшествия, производству которых может предшествовать проведение в негласном режиме таких ОРМ, как наблюдение, наведение справок, опрос, обследование помещений, зданий,

сооружений, участков местности и транс-

6

портных средств , а в отдельных случаях и оперативное внедрение.

Еще более важным является вопрос взаимодействия при документировании организации и проведения азартных игр при помощи сети Интернет. Такой способ совершения преступления вносит свои коррективы и в планирование оперативно-разыскных и следственных действий. При этом меняется и набор ОРМ, дополнительно проводятся такие ОРМ, как получение компьютерной информации, получение инфор-

5 Усенко, О.В. Оперативно-тактическая комбинация как форма взаимодействия следователя и сотрудников оперативных подразделений при расследовании незаконных организации и проведения азартных игр. Российский следователь, 2017. № 4. С. 10

6 Грибунов, О.П. Организационные аспекты раскрытия и расследования имущественных преступлений, совершенных на объектах транспорта // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 56.

мации по техническим каналам связи и т.д.

Одной из основных проблем при осуществлении проверки сообщения о преступлении зачастую является отсутствие должного взаимодействия при решении вопроса о проведении ОТК. На практике большинство ОТК осуществляются только сотрудниками органа дознания без согласования со следователем1.

Среди нарушений, допускаемых оперативными работниками, можно выделить:

1) описание в протоколе осмотра места происшествия предмета преступления, без указания его индивидуализирующих признаков;

2) проведение ОРМ без участия незаинтересованных лиц;

3) получение неполных или недостаточных объяснений у работников игрового зала и иных лиц, от которых они в дальнейшем отказываются, и тем самым уходят от уголовной ответственности;

4) производство осмотра места происшествия и изъятие предметов и документов, включая электронные носители информации, без участия специалистов2;

5) неполное или некорректное документирование результатов ОРМ;

6) проведение ОРМ без ведомственного или судебного санкционирования;

7) некорректное изъятие предметов и документов, которые в дальнейшем при возбуждении уголовного дела могут быть использованы в качестве вещественных доказательств.

При расследовании любого преступления в конкретной ситуации следователю приходится руководствоваться конкретной комбинацией независимо от того, к какой классификации она относится. В то же время в контексте сказанного наиболее жизнеспособной, можем предположить, является классификация, предложенная Н.Е. Мерец-ким, который подразделяет оперативно-

1 Онучин, А.П. Вопросы ситуативной методики и тактических операций при расследовании преступлений // Тактические операции и эффективность расследования: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Свердловск. юрид. ин-т. 1986. С. 22-34.

2 Аверьянова, Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина; Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корноухов, Е.Р. Российская. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 618.

тактические комбинации на:

1) проверочные. Состоят из одноименных оперативно-разыскных, регистрационных и иных мероприятий. Могут применяться для предотвращения действий лиц, осуществляющих подготовительные мероприятия к совершению преступления, а также для проверки информации о совершенном (совершаемом) преступлении;

2) типичные. Их содержанием служит система оперативно-разыскных и иных мероприятий в сочетании с неотложными следственными действиями. В основе применения типичной оперативно-тактической комбинации лежит аналогия, а сама типичная комбинация - это модель начального этапа расследования целой группы преступлений. Именно поэтому эти операции проводятся практически во всех следственных ситуациях. Исходными данными для разработки типичных оперативно-тактических комбинаций по делам об организации и проведении незаконных азартных игр могут быть сведения, полученные из любых источников, в том числе и тех, которые прямо не связаны с совершением данного преступления;

3) оригинальные. Заключаются в неповторимом запланированном сочетании оперативно-тактических приемов, следственных действий и иных мероприятий. Как показывает практика расследования незаконных организации и проведения азартных игр, в состав разрабатываемых для их расследования оригинальных комбинаций могут входить организационно-технические мероприятия, носящие обеспечивающий характер, оперативно-разыскные и иные мероприятия в сочетании со следственными действиями.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что исключению вышеуказанных ошибок способствует активное участие следователя не только на этапе разработки и подготовки к проведению ОТК, но и при совместной работе во время проведения осмотра места происшествия. Кроме того, нельзя не согласиться с мнением А.В. Гусева, который полагает, что «взаимодействие в рамках ОТК должно строиться на основе ведущей роли именно следователя с расширением самостоятельности иных субъектов

взаимодействия»1. Соглашаясь с позицией ученого, следует отметить, что в рабочем процессе ОТК принимают участие не только следователь и сотрудники органа дознания, но и эксперт-криминалист, специалисты, обладающие различными специальными познаниями в области компьютерной техники или бухгалтерского учета, применяемые при расследовании указанного вида преступления.

В качестве еще одной проблемы взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела можно выделить отсутствие в большинстве случаев постоянно действующая СОГ, которая должна состоять из числа сотрудников следственных и оперативных подразделений, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконной игорной деятельностью. Особенно эта проблема является актуальной при проведении проверки сообщения о преступлении территориальным следственным органом, так как чаще всего СОГ создается и действует по сложному уголовному делу, которое может включать в себя множество преступных эпизодов, а также большое количество лиц, проходящих по делу. Отсутствие постоянной действующей СОГ приводит к слабому обмену взаимной информацией при производстве следственных действий и ОРМ, особенно в рамках ОТК, что существенным образом оказывает влияние на дальнейшие раскрытие и расследование преступления2.

По мнению ряда ученых, «в качестве решения указанной проблемы следует предусмотреть создание постоянно действующих СОГ в каждом территориальном следственном отделе, это позволит наладить информационный обмен между следователем и сотрудниками органа дознания»3. Это

1 Гусев, А.В. Концепция формирования специального криминалистического познания и механизма его реализации в уголовном судопроизводстве вне судебно-экспертной деятельности: Автореф. дис. ... д. ю. н. Краснодар, 2015. С. 16.

2 Тарасов, А.А. Следственная группа по новому УПК России // Материалы междунар. науч.-практ. конф. по-свящ. принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002. С. 96.

3 Научно-практический комментарий к Уголовно-

процессуальному кодексу РСФСР / Под общ. ред.

В.М. Лебедева. М., 1998.

обусловлено тем, что в составе СОГ должностные лица получают возможность обмена полученными в ходе проведения процессуальной проверки необходимыми данными о преступном событии, на основе которых в процессе обсуждения выстраиваются следственные и оперативно-разыскные версии, разрабатывается тактика производства отдельных следственных действий и ОРМ, включая проведение ОТК4.

Однако полагаем, что создание постоянно действующих СОГ в каждом территориальном следственном отделе будет излишним. Данное преступление является очень распространенным, его специфической чертой является создание сети игорных заведений под руководством одного или нескольких лиц, являющихся участниками одной преступной группы. На наш взгляд, наиболее целесообразно создание СОГ на уровне Главных Следственных Управлений МВД по субъектам Российской Федерации.

Далее, рассматривая вопросы взаимодействия с учетом проанализированных выше проблем, необходимо отметить отсутствие при проведении проверки сообщения о преступлении согласованного плана производства следственных действий и ОРМ5. На практике нередко должностные лица следственного органа руководствуются лишь устными или письменными указаниями руководителя следственного органа по проведению следственных действий и ОРМ, в данном случае взаимодействие следователя и оперативных подразделений ограничивается дачей последним обязательных для исполнения письменных поручений о производстве отдельных следственных действий и ОРМ в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Вместе с тем, наличие совместного общего плана не гарантирует его полное исполнение, так как сотрудники органов до-

4 Князьков, А.С. Проблемы классификации тактических операций // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. С. 185-192.

5 Подольный, Н.А. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, - эффективное средство оптимизации предварительного расследования // Б-ка криминалиста. 2014. № 5.С. 16.

знания и следствия не подчинены друг дру-гу1, более того они относятся к разным правоохранительным органам. Так как в соответствии с п.п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ преступления, предусмотренные ст. 171.2 УК РФ, относятся к исключительной подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ), что также оказывает влияние как на планирование в частности, так и на взаимодействие в целом. Поэтому руководители следственных отделов должны быть ориентированы на обеспечение должного взаимодействия с территориальными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность по выявлению преступлений о незаконной организации и проведения азартных игр. Одним из наиболее важных ориентиров взаимодействия является составление единого плана как неотъемлемой части подготовки к проведению ОТК на стадии возбуждения уголовного дела. По мнению Н.Е. Мерецкого, «план руководителя следственной группы должен быть комплексным, точнее он должен быть увязан с планами руководителей следственных, оперативных, экспертных и иных подобных подразделений органов внутренних дел либо других органов, выполняющих действия в рамках ОТК»2. Совместный план позволяет определить следственные и разыскные версии, предусмотреть обстоятельства, подлежащие установлению следственным и оперативным путем, определить перечень следственных действий и ОРМ, конкретных исполнителей, а также установить сроки исполнения. Совместное планирование следователя и оперативных подразделений позволит максимально качественно осуществить проведение ОТК, иных следственных действий и ОРМ, наиболее полно установить в согласованные сроки обстоятельства совершенного преступного деяния3.

1 Бескровный, Ю.В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений // [Электронный ресурс] Электронная библиотека «Юристлиб». URL://www.juristlib.ru/book_7296.html.

2 Мерецкий, Н.Е. Применение оперативно-тактических комбинаций в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... д. ю. н. М., 2001. С. 420.

3 Цукрук, М.В. Процессуальная деятельность органов дознания в российском уголовном судопроизводстве: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. С. 157.

Таким образом, если рассматривать азартные игры как неотъемлемую часть жизни общества, то законодателю нужно найти компромисс между ограничениями и желаниями людей провести время, играя в азартные игры. Государство может пополнить свой бюджет и привлечь в страну инвестиции и новых туристов. А пока мы рассматриваем вопросы о том, как налажено взаимодействие между органами предварительного следствия и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Практика показывает, что существует насущная потребность во внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основе которых осуществляется взаимодействие между следователем и оперативными работниками, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия. В результате таких изменений необходимо довести взаимодействие между ними до качественного уровня, чтобы устранить все недочеты по взаимодействию двух указанных субъектов при выявлении, раскрытии и расследовании таких сложных и многоэпизодных дел, как незаконная организация и проведение азартных игр. Повышая качество взаимодействия между следователем и органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия, мы достигнем более качественного расследования такого рода уголовных дел.

Обобщая изложенные в настоящей статье проблемы, можно сделать следующие выводы:

1. При проверке сообщений о преступлениях, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, между следователем и оперативными подразделениями надлежащим образом не налажено взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах. Это приводит к неэффективной работе должностных лиц, связанной с осуществлением следственных действий и ОРМ, зачастую связанной с нарушением требований процессуального законодательства, в результате чего не удается изобличить лиц, совершивших преступление.

2. Отсутствие должного взаимодействия между следователем и сотрудниками органа дознания порождают порочную

практику, когда материалы проверки направляются в следственный орган после самостоятельно проведенных оперативными работниками оперативно-разыскных мероприятий, а также самостоятельного, без привлечения следователя, производства осмотра места происшествия. Позже при легализации результатов, полученных в ходе проведения таких ОРМ, последние возвращаются органами следствия органу дознания обратно без регистрации в книге сообщения о преступлениях. Основанием возврата является устранение допущенных процессуальных нарушений, связанных с неполнотой проведенной проверки сообщения о преступлении1. Это необоснованно затягивает сроки проведения процессуальных

проверок, а также приводит к невосполнимой утрате следов преступной деятельности, что, в свою очередь, приводит к утрате возможности доказать факт совершения преступления.

3. Эффективному раскрытию и расследованию рассматриваемого вида преступлений будет способствовать создание постоянно действующей межведомственной СОГ, создаваемой на уровне субъекта Российской Федерации, которая позволит производить активный обмен информацией между должностными лицами, совместно выдвигать и проверять криминалистические версии, планировать совместное участие в ОТК, и взаимодействовать при осуществлении иных следственных действий и ОРМ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверьянова, Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина; ТВ. Аверьянова, Р.С. Белкин, ЮГ. Корноухов, Е.Р. Россинская. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. -С. 618.

2. Басков, В.А. Оперативно-розыскная деятельность. - М., 1997.

3. Бескровный, Ю.В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений [Электронный ресурс] Электронная библиотека «Юристлиб». -URL://www.juristlib.ru/book_7296.html.

4. Варданян, А.В., Антонов, В.А., Белохребтов, В.С. Особенности выявления, раскрытия и первоначального этапа расследования покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость: монография. - Иркутск, 2016. - С. 145.

5. Грибунов, О.П. Организационные аспекты раскрытия и расследования имущественных преступлений, совершенных на объектах транспорта // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2014. - С. 52-58.

6. Лобунец, Е.С. Назначение, сущность и содержание этапов расследования отдельных видов и групп преступлений: дис. ... к. ю. н. - Хабаровск, 2015. - 257 с.

7. Гусев, А.В. Концепция формирования специального криминалистического познания и механизма его реализации в уголовном судопроизводстве вне судебно-экспертной деятельности: автореф. дис. ... д. ю. н. - Краснодар, 2015. - С. 16.

8. Джелали, Т.И. Проблемы доследственной проверки материалов // Уголовно-правовая, уголовно-процессуальная политика и современные проблемы борьбы с преступностью: материалы Всероссийской научной конференции. - Ростов н/Д, 2016. - С. 296.

9. Игнатов, А.В., Казаков, Е.Н. Типовые ситуации взаимодействия оперативного сотрудника и следователя на этапе реализации оперативной информации // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: материалы межвузовского научно-практического семинара. - Тюмень, 2010. - С. 168-172.

10. Кривенко, А.И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. - М.: Юрлитинформ, 2008. - С. 125.

1 Джелали Т.И. Проблемы доследственной проверки материалов // Уголовно-правовая, уголовно-процессуальная политика и современные проблемы борьбы с преступностью: матер. Всерос. науч. - теор. конф. Ростов н/Д, 2016. С. 296.

11. Князьков, А.С. Проблемы классификации тактических операций // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 185-192.

12. Мерецкий, Н.Е. Применение оперативно-тактических комбинаций в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... д.ю.н. - М., 2001. - С. 420.

13. Онучин, А.П. Вопросы ситуативной методики и тактических операций при расследовании преступлений // Тактические операции и эффективность расследования: межвуз. сб. науч. тр. - Свердловск: Свердловск. юрид. ин-т, 1986. - С. 22-34.

14. Подольный, Н.А. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, - эффективное средство оптимизации предварительного расследования // Библиотека криминалиста. - 2014. - № 5. - С. 16.

15. Тарасов, А.А. Следственная группа по новому УПК России: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. - М., 2002. - С. 96.

16. Усенко, О.В. Оперативно-тактическая комбинация как форма взаимодействия следователя и сотрудников оперативных подразделений при расследовании незаконных организации и проведения азартных игр // Российский следователь. - 2017. - № 4. - С. 9-14.

17. Цукрук, М.В. Процессуальная деятельность органов дознания в российском уголовном судопроизводстве: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - Иркутск, 2004. - С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.