УДК 343.1
С.В. Супрун*, С.А. Мирземетов**
Взаимодействие следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России при проверке сообщений о преступлениях
В статье рассматриваются организационные и процессуальные вопросы взаимодействия следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России при раскрытии преступлений на этапе возбуждения уголовного дела, исследуется правовое положение следователя, органа дознания МВД России, и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при проверке сообщений о совершенных преступлениях, обозначаются правовые проблемы взаимодействия и подходы к их решению.
Ключевые слова: следователь, взаимодействие, органы дознания, органы внутренних дел, оперативные подразделения МВД России, раскрытие преступлений.
S.V Suprun*, S.A. Mirzemetov**. Interaction of the investigator of law-enforcement bodies with operational division of the Ministry of Internal Affairs of Russia at verification of messages on crimes. In
article organizational and procedural questions of interaction of the investigator of law-enforcement bodies with operational division of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered at disclosure of crimes at a stage of initiation of legal proceedings, the legal status of the investigator, body of inquiry of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and the body which is carrying out operational search activity is investigated, at verification of messages on the committed crimes, legal problems of interaction and approaches to their decision are designated.
Keywords: investigator, interaction, inquiry bodies, law-enforcement bodies, operational divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, disclosure of crimes.
Борьба с преступностью представляет серьезную угрозу цивилизованному развитию государства и является актуальной задачей для российского общества. В связи с ростом терроризма, заказных убийств, рейдерства, организованной преступности [1, с. 4] государство требует от органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность МВД России, адекватного использования всего арсенала уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных сил и средств.
В целях эффективного противодействия преступности, сдерживания ее социального роста и установления над ней государственного контроля, следователям органов внутренних дел и оперативным подразделениям МВД России при раскрытии преступлений на этапе возбуждения уголовного дела необходимо осуществлять постоянное взаимодействие между собой.
Правовая основа, задачи, принципы и формы взаимодействия следователя с оперативным подразделением МВД России при проверке сообщений о преступлениях установлены уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, ведомственными нормативными актами МВД России.
Правовой основой взаимодействия при проверке сообщений о преступлениях являются: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Задачами взаимодействия на этапе возбуждения уголовного дела являются:
- защита прав и законных интересов лиц и организации, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод;
- согласованное выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- оптимальное сочетание сил, средств и методов установления лица, совершившего преступление.
Взаимодействие при проверке сообщений о преступлениях осуществляется на основе принципов:
- соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан:
- планирования следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий;
* Супрун, Сергей Владимирович, доцент кафедры уголовного процесса Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 680020, Россия, г. Хабаровск, переулок Казарменный, д. 15. Тел. (4212) 23-81-52. E-mail: [email protected].
** Мирземетов, Сервет Айдаевич, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Дальневосточного юридического института МВД России. Адрес: 680020, Россия, г. Хабаровск, переулок Казарменный, д. 15. Тел. (4212) 23-81-52. E-mail: [email protected].
* Suprun, Sergei Vladimirovich, Associate Professor Department of Criminal Procedure Law Institute of the Far Eastern Russian Interior Ministry, PhD, associate professor. Address: 680020, Russia, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Tel. (4212) 23-81-52. E-mail: [email protected].
** Mirzemetov, Servet Aydaevich, Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure Law Institute of the Far Eastern Russian Interior Ministry. Address: 680020, Russia, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Tel. (4212) 23-81-52. E-mail: [email protected].
© Супрун С.В., Мирземетов С.А., 2014
- непрерывности взаимодействия следователя с оперативным подразделением МВД России:
- независимости следователя в принятии процессуальных решений, за исключением решения о продлении срока предварительной проверки, требующего получения согласия руководителя следственного органа;
- ответственности следователя и оперативного подразделения МВД России за своевременное и качественное проведение следственных и процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальный кодекс не содержит понятия «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» и не определяет их правовое положение в уголовном процессе. Субъектами оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном праве законодатель называет органы дознания МВД России и возлагает на них обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК, ч. 1 ст. 144 УПК) при проверке сообщений о преступлениях.
Полномочия следователя и органов дознания МВД России при осуществлении взаимодействия по раскрытию преступлений до возбуждения уголовного дела урегулированы нормами уголовно-процессуального права. Для рационального взаимодействия при проверке поступающих в дежурную часть органов МВД России заявлений и сообщений о преступлениях в отделах полиции созданы и постоянно действуют дежурные следственно-оперативные группы (далее - СОГ), которые формируются из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда по отделу полиции в соответствии с утвержденным начальником отдела полиции графиком. В состав дежурной СОГ входят следователь органов внутренних дел, оперативный работник МВД России, специалист-криминалист, участковый уполномоченный полиции. В состав дежурной СОГ органов МВД России могут входить также инспектор-кинолог и сотрудник ГИБДД.
Действуя в составе СОГ, осуществляя взаимодействие с органом дознания МВД России по раскрытию совершенного преступления, следователь на месте происшествия вправе давать оперативному работнику обязательные для исполнения устные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В случае необходимости производства отдельных следственных и иных процессуальных действий, оказания содействия при их осуществлении следователь вправе обратиться к органу дознания МВД России с письменным требованием об оказании ему уголовно-процессуальной помощи (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК). Требования, поручения и запросы следователя органов внутренних дел, предъявленные в пределах его полномочий, до возбуждения уголовного дела обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).
Нормы, содержащиеся в ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК, образуют в своей совокупности отраслевой уголовно-процессуальный институт взаимодействия следователя с органом дознания МВД России на этапе возбуждения уголовного дела. Вместе с тем данные нормы ничего не говорят о возможности взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проверке сообщений о преступлениях и не подчеркивают его межотраслевой характер.
Системный анализ указанных выше норм уголовно-процессуального института взаимодействия следователя с органом дознания МВД России показывает, что они не содержат сведений об основаниях дачи следователем поручения органу дознания, не регулируют процессуальный порядок его вынесения, сроки исполнения и не устанавливают возможный объем поручения органу дознания МВД России производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 144 УПК, до возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальные нормы, предоставляющие органу дознания МВД России право на проведение оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщений о преступлениях, входят в противоречие со ст. 13 ФЗ «Об ОРД», устанавливающей правовой перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Указанные выше и многие другие проблемы уголовно-процессуального и оперативно-розыскного права, практики его применения при взаимодействии следователя с органом дознания МВД России на этапе возбуждения уголовного дела, подчеркивают актуальность вынесенной в название статьи темы. В силу ограниченного объема, предусмотренного для статьи, мы остановимся лишь на отдельных проблемах взаимодействия и проанализируем их содержание.
Правовой анализ проблем взаимодействия следователя с органом дознания МВД России, возникающих при проверке сообщений о преступлениях, начнем с анализа общего условия предварительного расследования, содержащего правило, регламентирующее место проведения предварительного следствия и дознания. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК предварительное расследование производится но месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания МВД России, который обязан выполнить поручение следователя в срок не позднее 10 суток.
Правило о месте производства следственного действия органом дознания МВД России по поручению следователя в другом месте (отдаленном районе, городе, области), пропущенное через призму теоретического понятия аналогии в уголовном процессе, на наш взгляд, может распространяться и на стадию возбуждения уголовного дела. На основании аналогии при проверке сообщения о преступлении следователь органов внутренних дел вправе поручать органу дознания МВД
России производство отдельных следственных действий, если сам лично не может их выполнить по каким-либо объективным причинам, например, из-за большого расстояния. К следственным действиям, производство которых может быть поручено органу дознания МВД России до возбуждения уголовного дела, относятся осмотр места происшествия, предметов, документов, трупа, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144 УПК).
Срок исполнения поручения органом дознания МВД России 10 суток, установленный для стадии предварительного расследования, по аналогии может применяться в стадии возбуждения уголовного дела при проверке сообщений о преступлениях. В доследственной проверке сообщения о преступлении он не должен превышать предельные процессуальные сроки стадии возбуждения уголовного дела - 3 суток, 10 суток, 30 суток, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 144 УПК.
Кроме производства следственных действий, на этапе возбуждения уголовного дела следователь вправе поручать органу дознания МВД России производство иных процессуальных действий, если по каким-либо объективным причинам не может их выполнить лично. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК к иным процессуальным действиям законодатель относит получение объяснений от граждан и должностных лиц; истребование документов и предметов; изъятие их в порядке, установленном УПК; требование производства документальных проверок, ревизий; исследование документов, предметов, трупов; привлечение к участию в этих действиях специалистов. На основании отдельного поручения следователя, вынесенного в соответствии с ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК, иные процессуальные действия могут быть проведены органом дознания МВД России по месту производства предварительной проверки сообщения о преступлении либо в ином, удаленном от преступления месте.
До возбуждения уголовного дела следователь органов внутренних дел вправе поручать органу дознания МВД России проведение оперативно-розыскных мероприятий, срок исполнения которых уголовно-процессуальным законом не определен. Этот срок по аналогии исполнения поручения следователя органом дознания МВД России в стадии предварительного расследования не должен превышать 10 суток. В случае необходимости продления срока проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя вправе продлить срок предварительной проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства материала предварительной проверки, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК).
Право следователя давать органу дознания МВД России обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщений о преступлениях входит в противоречие со ст. 13 ФЗ «Об ОРД», содержащей перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В ст. 13 ФЗ «Об ОРД» законодатель не называет органы дознания МВД России субъектами оперативно-розыскной деятельности и, следовательно, не предоставляет им право проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
Органы дознания действуют только в сфере уголовно-процессуальной деятельности. В системе МВД России к органам дознания относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Чтобы получить представление об иных органах исполнительной власти, наделенных уголовно-процессуальными полномочиями и полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности при проверке сообщений о преступлениях, необходимо обратиться к ст. 13 ФЗ «Об ОРД», содержащей перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об ОРД», на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел Российской Федерации;
2) органов федеральной службы безопасности;
3) федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
4) таможенных органов Российской Федерации;
5) службы внешней разведки Российской Федерации;
6) федеральной службы исполнения наказаний;
7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Руководители указанных выше органов определяют правовой перечень оперативных
подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»). Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержащийся в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Среди указанных выше органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нет органов дознания МВД России. Эта позиция законодателя теоретически объяснима. Понятие «органы дознания» является уголовно-процессуальным, поэтому используется только в УПК.
Субъектами оперативно-розыскной деятельности в МВД России являются органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»). При осуществлении взаимодействия со следователем
до возбуждения уголовного дела им предоставлено право проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ «Об ОРД»: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.
В уголовном судопроизводстве органы внутренних дел действуют в качестве органов дознания МВД России. Органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные, управления (отделы, отделения) полиции в уголовном процессе вправе осуществлять (ч. 2 ст. 40 УПК):
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК;
2) дознание по уголовным делам в сокращенной форме, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном гл. 32-1 УПК;
3) неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК;
4) иные полномочия, предусмотренные УПК.
К иным полномочиям органов внутренних дел как органов дознания МВД России относятся проверка заявлений и сообщений о преступлениях (ч. 1 ст. 144 УПК), выполнение поручения следователя о производстве следственных и иных процессуальных действий при проверке сообщений о преступлениях (ч. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК), оказание содействия следователю при производстве следственных действий до возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 164 УПК).
Полномочие на проведение оперативно-розыскных мероприятий не входит в понятие «иные полномочия, предусмотренные УПК» органов дознания МВД России. Исходя из содержания п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», ч. 2 ст. 40 УПК, исчерпывающе закрепляющих полномочия органов внутренних дел и входящих в их состав территориальных, в т.ч. линейных, управлений (отделов, отделений) полиции, можно сделать обоснованный вывод о том, что органы внутренних дел как органы дознания МВД России не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании поручения следователя при проверке сообщений о преступлениях.
Право органов внутренних дел на проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела как субъектов оперативно-розыскной деятельности закреплено в нормах оперативно-розыскного права. Федеральный закон «Об ОРД» предоставляет им право гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия, изымать при их производстве документы, предметы, материалы и сообщения, проверять изъятые вещи и объекты по криминалистическим учетам, прерывать услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»). По окончании проведения оперативно-розыскных мероприятий органы внутренних дел обязаны информировать следователя о результатах проделанной работы.
Основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий органом внутренних дел при проверке сообщения о преступлении являются сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела;
- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- о лицах, без вести пропавших, об обнаружении неопознанных трупов (ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).
До возбуждения уголовного дела органы внутренних дел как органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании письменного поручения следователя, вынесенного по находящемуся у него в производстве конкретному материалу проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»). Поручение должно быть адресовано начальнику органа внутренних дел и подписано следователем. Полученные по поручению следователя результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться при проверке сообщения о преступлении для подготовки и производства следственных действий, установления лип, совершивших преступление, а также в качестве основания для возбуждения уголовного дела (ч. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД»).
Основанием для возбуждения уголовного дела могут быть только допустимые оперативно-розыскные данные, полученные органом внутренних дел в порядке, предусмотренном ФЗ «Об ОРД». Оперативно-розыскные данные являются допустимыми, когда они получены:
а) компетентным органом (ст. 13 ФЗ «Об ОРД»);
б) в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»);
в) при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»);
г) при наличии условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 5 и 6 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);
д) по поручению следователя, адресованного органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).
Оперативно-розыскные данные, полученные на основании поручения следователя при проверке сообщения о преступлении, представляются следователю в порядке, предусмотренном приказом МВД России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы. Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства обороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
Результаты оперативно-розыскной деятельности, внимательно изучаются и оцениваются следователем с позиции относимости, допустимости и достоверности. Данные оперативно-розыскной деятельности могут использоваться следователем при проверке сообщения о преступлении, если они получены оперативным подразделением МВД России на основании письменного поручения следователя, вынесенного в соответствие с ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД».
Если поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий вынесено следователем при проверке сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК, то оно, по нашему мнению, не будет соответствовать уголовно-процессуальному принципу законности (ст. 7 УПК), В этом случае письменное поручение следователя и результаты оперативно-розыскной деятельности, как полученные с нарушением требований федерального закона, могут быть обжалованы руководителю следственного органа, прокурору или в суд. Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные с нарушением требований ФЗ «Об ОРД», подлежат исключению из совокупности данных, собранных следователем по материалу предварительной проверки. Они не могут использоваться в производстве следственных и иных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, принятии промежуточных и итоговых процессуальных решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, потому что получены не надлежащим субъектом - органом дознания МВД России, не наделенным полномочием по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
По нашему мнению, действующее уголовно-процессуальное законодательство необходимо привести в соответствие с оперативно-розыскным, регулирующим дачу следователем поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, до возбуждения уголовного дела. С этой целью необходимо исключить из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК право следователя поручать органу дознания МВД России производство оперативно-розыскных мероприятий. Указанные выше нормы могут быть изложены в следующей редакции:
- п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК: «следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, принудительном приводе, иных мер процессуального принуждения, получать содействие при их осуществлении, а также поручать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, производство оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении и производстве предварительного расследования. Срок исполнения поручения 10 суток».
- ч. 1 ст. 144 УПК: «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении следственных и иных процессуальных действий, а органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Срок исполнения поручения 10 суток».
При проведении следственного или иного процессуального действия до возбуждения уголовного дела следователь вправе получать от органа внутренних дел как субъекта оперативно-розыскной деятельности МВД России необходимое содействие (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и вовлекать в его производство оперативного работника (ч. 7 ст. 164 УПК). Нормы УПК и ФЗ «Об ОРД» не регламентируют, в чем именно должно выражаться участие оперативного работника в производстве следственного или иного процессуального действия. На практике к помощи сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прибегают в случае, когда необходимо обеспечить надлежащие условия проведения следственного или иного процессуального действия. Оперативный работник органа МВД России до возбуждения уголовного дела может привлекаться для охраны места происшествия, обеспечения порядка во время его осмотра, применения физической силы в случаях, предусмотренных ФЗ «О полиции», и т.д.
Основания и процессуальный порядок вовлечения оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения о преступлении уголовно-процессуальным законом четко не определены. Правовым основанием вовлечения оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия может быть требование
следователя об оказании содействия. Следователь может требовать от оперативного подразделения МВД России оказания содействия в производстве следственного или иного процессуального действия как в письменной, так и в устной форме. Устное требование об оказании содействия в последующем должно быть облечено в письменную форму поручения. Письменное требование (поручение) следователя об оказании содействия должно быть адресовано начальнику органа внутренних дел и подписано следователем. Участие оперативного работника органа МВД России в следственном действии при проверке сообщения о преступлении обязательно должно быть отражено следователем в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).
Следователь органов внутренних дел вправе прибегать к помощи оперативного подразделения МВД России, когда для успешного проведения следственного или иного процессуального действия необходимы дополнительные средства и силы. В частности, при проверке сообщения о преступлении, совершенном организованной преступной группой или преступным сообществом, следователь органов внутренних дел может обратиться за помощью к оперативному подразделению МВД России и вовлечь оперативных работников в обеспечение производства отдельных следственных или иных процессуальных действий.
Завершая проведенное выше межотраслевое сравнительно-правовое исследование взаимодействия следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России при проверке сообщений о преступлениях, можно сделать следующие выводы.
Взаимодействие следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России при проверке сообщений о преступлениях - это основанная на законе и нормативных актах согласованная уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность, направленная па раскрытие преступлений до возбуждения уголовного дела.
Нормативной основой взаимодействия следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России до возбуждения уголовного дела являются Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство.
При проверке сообщения о преступлении следователь вправе поручать органу дознания МВД России производство любого следственного или иного процессуального действия по месту ее проведения или в другом отдаленном от органа расследования месте. До возбуждения уголовного дела такое поручение органу дознания МВД России должно даваться тогда, когда следователь по объективным причинам не может выполнить процессуальное действие самостоятельно.
Срок исполнения поручения, установленный законодателем для предварительного расследования -10 суток, по аналогии может распространяться на проверку сообщения о преступлении. Срок исполнения органом дознания МВД России поручения следователя в стадии возбуждения уголовного дела не должен превышать предельного срока проверки сообщения о преступлении 10 и 30 суток (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК).
Право следователя давать органу дознания МВД России обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении, закрепленное в ч. 1 ст. 144 УПК, входит в противоречие с ч. I ст. 13 ФЗ «Об ОРД», содержащей перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, среди которых органы дознания МВД России не значатся.
Законодатель в ст. 13 ФЗ «Об ОРД» не называет органы дознания МВД России субъектами оперативно-розыскной деятельности и, следовательно, не предоставляет им полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении. Право на проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела ст. 13 ФЗ «Об ОРД» законодатель предоставляет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В системе МВД России таковыми являются органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»),
При проверке сообщения о преступлении органы внутренних дел, как органы оперативно-розыскной деятельности, уполномочены гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», изымать при их производстве документы, предметы, материалы и сообщения, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»).
Поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, данное органу дознания МВД России на основании ч. 1 ст. 144 УПК, не соответствует принципу законности (ст. 7 УПК). Оно является юридическим основанием для признания результатов оперативно-розыскной деятельности незаконными и исключает возможность их использования при проверке сообщении о преступлении, потому что они получены не надлежащим государственным органом.
Органы внутренних дел как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проверке сообщения о преступлении вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия по письменному поручению следователя, вынесенному на основании ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД». Поручение следователя должно быть обличено в письменную форму, адресовано начальнику органа внутренних дел и подписано следователем.
Право следователя давать поручение органу дознания МВД России о производстве оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении представляется несостоятельным и подлежит исключению из содержания ч. 1 ст. 144 УПК. Вместо него в уголовно-процессуальное законодательство необходимо включить право следователя о поручении проведения оперативно-розыскных мероприятий органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.
Право следователя поручать производство оперативно-розыскных мероприятий органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, на законодательном уровне необходимо
отразить в процессуальном статусе следователя и нормативно закрепить в п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК. Примерная редакция этих норм может быть следующая:
- п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК: «...поручать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, производство оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщений о преступлениях и производстве предварительного расследования. Срок исполнения поручения 10 суток».
- ч. 1 ст. 144 УПК: «...поручать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, производство оперативно-розыскных мероприятий. Срок исполнения поручения 10 суток».
При производстве следственных и иных процессуальных действий следователь вправе получать от органов дознания МВД России необходимое содействие (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) путем вовлечения в производство следственного или иного процессуального действия оперативного работника (ч. 7 ст. 164 УПК). Это правило об оказании содействия применимо и для стадии возбуждения уголовного дела.
Право следователя требовать от органов дознания МВД России оказания содействия в форме вовлечения оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия представляется нормативно необеспеченным, потому что органы дознания МВД России не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, поэтому объективно не должны выполнять основанное на норме уголовно-процессуального закона требование следователя.
Право следователя о вовлечении оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения о преступлении, на наш взгляд, может быть реализовано при обращении за помощью к органу внутренних дел как субъекту, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность. Требование следователя об оказании содействия в производстве следственного или иного процессуального действия должно быть обоснованным и адресовано начальнику органа внутренних дел в письменной форме.
Основанием вовлечения оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия до возбуждения уголовного дела могут служить фактические данные, имеющие статус доказательств или результатов оперативно-розыскной деятельности, указывающие на объективную необходимость его участия в производстве следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения о преступлении.
Оперативный работник органа МВД России может участвовать в производстве следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения о преступлении по требованию следователя в статусе специалиста. При вовлечении оперативного работника в производство следственного действия в качестве специалиста, следователь должен разъяснить ему цель проводимого действия, права и обязанности специалиста, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 58 УПК, после чего зафиксировать факт разъяснения нрав и обязанностей в протоколе проводимого следственного действия (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).
Если следователь до возбуждения уголовного дела вовлекает оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия не в качестве специалиста, то он должен разъяснить ему цель проводимого процессуального действия. Правовое положение оперативного работника в этом случае остается неопределенным. По нашему мнению, статус оперативного работника, вовлекаемого в производство следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения о преступлении должен быть закреплен в УПК. Он может состоять из права оперативного работника знать о цели следственного или иного процессуального действия, делать замечания, подлежащие занесению в протокол. На оперативного работника в этом случае должна распространяться обязанность сохранять в тайне сведения, полученные им при производстве следственного или иного процессуального действия, в котором он принимал участие при проверке сообщения о преступлении.
Список литературы
1. Maксимов, B. С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь. -2011. - № 1.
УДК 343.352.3
А.В. Шахматов*, В.В. Фирсов**, Н.А. Нигметов***
Международные уголовно-правовые аспекты оптимизации контроля за коммерческим подкупом
В статье рассматриваются основные черты феномена коммерческого подкупа как одного из ведущих причин, финансирующих организованную преступность, описываются факторы, определяющие суть международных уголовно-правовых аспектов оптимизации контроля за коммерческим подкупом.
Ключевые слова: коммерческий подкуп, коррумпированность государственных служащих, преступность в сфере экономики, форма специфического государственно-правового реагированию за коммерческим подкупом, международное сотрудничество в сфере противодействия государств