Научная статья на тему 'Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу'

Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1201
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / СТАТЬЯ 171.2 УК РФ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОТЕРЕИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ILLEGAL GAMBLING BUSINESS / ARTICLE 171.2 OF THE RF CRIMINAL CODE / LEGAL FRAMEWORK / INVESTIGATIVE OPERATIONS / LOTTERY / INVESTIGATIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кольцов Дмитрий Валентинович, Папирник Александр Александрович

В статье рассматривается правовая основа противодействия незаконному игорному бизнесу, основы организации деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и пресечению данного вида противоправной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кольцов Дмитрий Валентинович, Папирник Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain areas of investigative operations aims at combating illegal gambling business

The article envisages the legal framework developed to combat illegal gambling business, basics of how to organize the work of the Police investigating units aimed at detecting and combating this type of illegal activities.

Текст научной работы на тему «Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу»

Криминалистика, криминология, ОРД

УДК 343.9

Д.В. Кольцов*, А.А. Папирник **

Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу

В статье рассматривается правовая основа противодействия незаконному игорному бизнесу, основы организации деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и пресечению данного вида противоправной деятельности.

Ключевые слова: незаконный игорный бизнес, статья 171.2 УК РФ, правовая основа, оперативно-розыскная деятельность, лотереи, оперативно-розыскные мероприятия.

D.V. Koltsov*, А.А.Papirnik**. Certain areas of investigative operations aims at combating illegal gambling business. The article envisages the legal framework developed to combat illegal gambling business, basics of how to organize the work of the Police investigating units aimed at detecting and combating this type of illegal activities.

Keywords: illegal gambling business, article 171.2 of the RF Criminal Code, legal framework, investigative operations, lottery, investigative measures.

С вступлением с 1 января 2007 г. в действие Федерального закона № 224 от 29 июня 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» на территории Российской Федерации с целью защиты нравственности, прав и законных интересов граждан были установлены ограничения, связанные с осуществлением азартных игр [1].

В соответствии со ст. 5 указанного закона, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, которые должны располагаться на территории специальных игорных зон. Законодателем запрещено использование для игорной деятельности возможностей информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», а также средств связи, в т.ч. подвижных.

Ст. 9 предусматривает создание на территории страны пяти специальных игорных зон на территориях следующих субъектов Российской Федерации: 1) Республика Крым; 2) Алтайский край; 3) Краснодарский край; 4) Приморский край; 5) Калининградская область.

Вне установленных игорных зон допускается функционирование только букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, которые могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Порядок выдачи данных лицензий определяется Правительством Российской Федерации [2]. Функцию выдачи лицензий на вышеуказанную деятельность осуществляет ФНС России.

В ч. 2 ст. 1 установлены изъятия из сферы действия рассматриваемого федерального закона, которые не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей [3], а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах» [4].

* Кольцов, Дмитрий Валентинович старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: (812) 744-96-37. E-mail: [email protected].

** Папирник, Александр Александрович адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России», подполковник полиции, адрес: 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон (812) 744-96-37. E-mail: [email protected].

* Koltsov, Dmitriy Valentinovich, senior lecturer of the chair of investigative operations of internal bodies of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of jurisprudence. Address: Russia, 198206, Letchika Pilyutova str., 1. Phone: (812) 744-96-37. E-mail: [email protected]

** Papirnik, Alexander Alexandrovich, adjunct of the chair of investigative operations of internal bodies of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Letchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected]. Phone: (812) 744-96-37

© Кольцов Д.В., Папирник А.А., 2015

Кольцов Д.В., Папирник А.А. Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия...

С целью установления ответственности физических и юридических лиц за незаконную организацию и проведение азартных игр в 2011 г. Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 171.2 «Незаконная организация и проведение азартных игр», а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 14.1.1, предусматривающей административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр [5].

В соответствии со ст. 151 УПК РФ, указанная категория уголовных дел отнесена к исключительной подследственности Следственного комитета Российской Федерации. На основании положений Указания Генеральной прокуратуры России № 387-11 и МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» ст. 171.2 УК РФ относится к преступлениям экономической направленности, предварительное расследование по которой производится в форме предварительного следствия. В системе МВД России оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, пресечение и документирование преступлений экономической направленности, относится к компетенции подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ПЭБиПК).

Несмотря на принятые с 2007 по 2014 гг. меры законодательного реагирования, а также усилия правоохранительных органов, игорный бизнес свою деятельность фактически не прекратил и перешел в серую или откровенно криминальную плоскость. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена следующими факторами: 1) минимальностью первоначальных денежных вложений и высокой постоянной доходностью. Так, стоимость нового игрового аппарата начинается от примерно 40 тыс. рублей, а компьютерного места с доступом через сеть «Интернет» к игровым программам -15 тыс. рублей. Поставка данного оборудования, согласно предложениям на сайтах производителей, возможна в достаточно короткие сроки; 2) значительной социальной базой. Согласно результатам проведенного в 2014 г. всероссийского опроса общественного мнения установлено, что около 26 % опрошенных ежемесячно играют в азартные игры, а 5 % делают это ежедневно [6]. При этом основными посетителями незаконных игорных заведений являются лица мужского пола, имеющие склонность к патологическому влечению к азартным играм, которая в соответствии с международной классификацией МКБ-10 является болезнью и относится к классу психических расстройств и расстройств поведения [7].

Одним из основных барьеров, влиявших на эффективность противодействия незаконному игорному бизнесу, являлась сложность, а зачастую невозможность документирования сотрудниками оперативных подразделений факта извлечения дохода от данного незаконной предпринимательской деятельности в установленном крупном (1,5 млн. рублей) и особо крупном (6 млн. рублей) размерах, предусмотренных прежней редакцией ст. 171.2 УК РФ.

Так, несмотря на то, что с момента установления запрета на проведение и организацию азартных игр вне специальных зон органами прокуратуры совместно с МВД России проверено 81322 объекта, выявлено и пресечено функционирование 52257 незаконных игорных заведений, осуществлявших азартные игры под видом лотерейных клубов, а также 540 подпольных казино, изъято более 724 тыс. единиц игорного оборудования, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2012 г. по статье 171.2 УК РФ к уголовной ответственности привлечены лишь 17 лиц, а в первом полугодии

2013 г. - 26, в подавляющем большинстве случаев не связанной с реальным лишением свободы [8].

С целью исправления сложившейся неблагоприятной ситуации с 3 января 2015 г. на основании Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ [9] вступили в действие изменения в редакцию ст. 171.2 УК РФ, направленные на усиление ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Главной новеллой данного закона является установление уголовной ответственности за организацию и (или) проведение азартных игр без извлечения какого-либо дохода. Извлечение дохода в крупном или особо крупном размерах в новой редакции статьи предусматривается в качестве квалифицирующих признаков объективной стороны в связи с тем, что действия лиц по незаконной организации и проведению азартных игр уже с момента их начала являются общественно опасными, независимо от указанных обстоятельств. Кроме этого, Федеральным законом от 22 декабря

2014 г. № 430-ФЗ определена новая редакция ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой действия, предусмотренные ч. 1 ст. 171.2 УК РФ, влекут административную ответственность только юридических лиц в виде штрафа в размере от 700 тысю до 1 млн. рублей с конфискацией игрового оборудования.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии на основании новой редакции ч. 2 указанной статьи КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. рублей с конфискацией игрового оборудования, на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей с конфискацией игрового оборудования, на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией игрового оборудования.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а ч. 3 и 4 - должностные лица налоговых органов. Безусловно, подобное решение законодателя являются обоснованным и способствует активизации, а главное, результативности деятельности правоохранительных органов по пресечению данного вида незаконной деятельности. Так, по итогам 1 квартала 2015 г., по материалам ПЭБиПК ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возбуждено 5 имеющих судебную перспективу уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ, при этом за прошлый год аналогичные дела не возбуждались.

Криминалистика, криминология, ОРД

Практика оперативно-служебной деятельности ПЭБиПК показывает, что в настоящее время объекты игорного бизнеса функционирующие вне соответствующих зон можно разделить на два типа: подпольные и полулегальные игорные заведения.

К незаконным игорным заведениям первого типа можно отнести подпольные залы и казино, которые в ходе своей незаконной деятельности используют игровые автоматы, покерные или рулеточные столы и иное немодифицированное игровое оборудование. Данные объекты незаконной игорной деятельности осуществляют свою деятельность с использованием жесткой системы «фейс-контроля», а также клиентской базы, при использовании которой менеджер игорного заведения отвечает на телефонные звонки лишь известных ему клиентов, внесенных в базу данных (как правило, мобильный телефон). В настоящее время наблюдается тенденция перевода подобных объектов в жилые помещения (квартиры, загородные дома), чтобы затруднить проведение сотрудниками правоохранительных органов оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, направленных на документирование и пресечение их функционирования.

Особую конспирацию соблюдают подпольные покерные клубы, места расположения которых постоянно меняются. Попасть на покерный турнир могут только постоянные игроки. Время и место проведения турниров сообщается только доверенным лицам по предварительному звонку и паролю.

К полулегальным игорным заведениям можно отнести следующие типы объектов данной противоправной деятельности: 1) игорные заведения, функционирующие под брендом легальных лотерей (абсолютное большинство функционирует под видом проведения государственной лотереи «Победа») с использованием модифицированных игровых автоматов; 2) компьютерные клубы, использующие при проведении азартных игр технологии интернет-казино, в т.ч. специальные компьютерные программы с выходом в сеть «Интернет»; 3) пункты приемов ставок букмеркерских контор («Балт-Бет», «Бинго-Бум»), которые в своей деятельности используют модифицированные игровые автоматы; 4) объекты игорной деятельности, имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами. При этом в своей деятельности ими используется оборудование, рассчитанное на неквалифицированных участников рынка ценных бумаг, которое с целью визуализации уровней роста и падения цены лотов отображается в виде мультипликации [10].

Данные объекты ориентируются на малообеспеченные слои населения и располагаются в основном в так называемых «проходимых» местах (торговые центры, транспортные узлы и т.д.), где они доступны для основной массы своих посетителей. Зачастую они располагаются в помещениях, где до 1 июля 2009 г. ранее функционировали легальные игорные заведения.

В своей деятельности указанные организации используют оборудование, которое представляет собой модифицированные игровые автоматы или компьютерные устройства с программным обеспечением, в которых установлены целенаправленно измененные игровые программы. Целью создателей данных технических устройств и программных продуктов является создание оборудования, которое имело бы максимальное сходство с понятными игроману принципами функционирования обычных игровых автоматов и не требовало бы от него усилий по получению навыков его использования. Так посетителям расположенного в г. Санкт-Петербурге игрового зала ООО «Контур», работающего под видом распространения всероссийской государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 11 «Победа», была предоставлена возможность переключения режима электронного лотерейного билета в режим «развлекательной мультипликации». В названном режиме участникам азартной игры демонстрировались различные комбинации графических символов военной тематики. Комбинации могли быть, как выигрышные, так и проигрышные. Более того, игрок мог самостоятельно выбрать размер ставки и количество «линий», совпадение по которым приведет к выигрышу. Для этого на специализированных клавиатурах оборудования имелись клавиши с надписями «Bet» и «Line» (клавиши с такими наименованиями имеются на большинстве современных игровых автоматов) [11].

Организаторы данных игорных заведения для придания легальности функционирования данных объектов используют пакеты правоустанавливающих документов, разработанных опытными юристами, специализирующими в данной области права и порой небезуспешно отстаивающих в судебных инстанциях свои позиции. Так, Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» в текущей редакции не предусматривает прямого запрета на проведение бестиражных лотерей с использованием компьютерного оборудования (которое не является лотерейным оборудованием либо лотерейным терминалом), что приводит к использованию недобросовестными операторами и распространителями лотерей данного пробела в законодательстве для организации незаконной игорной деятельности.

Изучение имеющихся судебных решений по ст. 171.2 УК РФ показывает, что в подавляющем большинстве случаев судами выносились обвинительные приговоры в случае наличия в материалах дел соответствующих результатов оперативно-розыскной деятельности [12].

Общая практика оперативно-розыскного выявления экономических преступлений свидетельствует, что тактические построения должны учитывать предмет доказывания, который в значительной степени формирует алгоритм проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и документирования конкретного преступления.

С учетом изменений в ст. 171.2 УК РФ ключевым направлением документирования является фиксирование на технические носители действий лиц, организующих или проводящих азартные игры, направленных на предложение неопределенному кругу субъектов (физических лиц) услуг по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, а также самого факта

Кольцов Д.В., Папирник А.А. Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия.

осуществления и механизма игры. Данные действия осуществляются в рамках проведения таких оперативно-розыскных мероприятий как «наблюдение» или «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», проводимых в негласном режиме.

Оперативно-тактическая операция по пресечению функционирования объектов незаконной игорной деятельности организуется сотрудниками ПЭБиПК в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», а также проведения последующего осмотра места происшествия, осуществляемого следователем Следственного комитета РФ на основании положений ст. 144 УПК РФ.

Наиболее проблемным вопросом, связанным с проведением доследственной проверки по фактам незаконной игорной деятельности, является проведение экспертизы изъятого оборудования и отнесения его к категории игорного. Особенно остро данная проблема встает перед представителями правоохранительных органов при пресечении деятельности псевдолегальных игорных заведений.

Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона № 224 от 29 июня 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», под понятием «игровое оборудование» понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

При этом официального технического регламента, который может быть принят только Правительством РФ и согласно которому можно определить оборудование именно как игорное и отграничить его от лотерейного и прочего, не существует. Кроме этого, не существует утвержденных компетентными государственными органами методик проведения соответствующих экспертиз.

В Санкт-Петербурге в настоящее время органами прокуратуры совместно с ПЭБиПК наработана определенная практика проведения соответствующих экспертиз на базе лабораторных комплексов высших образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. При этом экспертиза назначаются по вопросу: «Является ли представленное на экспертизу оборудование игровым оборудованием?».

Необходимым условием недопущения возобновления функционирования объектов незаконной игорной деятельности является контроль за обеспечением сохранности и уничтожением изъятого игорного оборудования. Практика деятельности подразделений ПЭБиПК показывает, что одним из наиболее действенных приемов обеспечения сохранности изъятого игорного оборудования является отдельное хранение от корпусов игровых аппаратов их системных плат, купюроприемников и устройств выдачи денежных средств. При этом сами корпуса целесообразно передавать на хранение в коммерческие организации, имеющие соответствующие договорные отношения с территориальными органами МВД России на уровне субъектов, а системные платы, купюроприемники и устройства выдачи денежных средств хранить в помещениях подразделений МВД России.

Также сотрудникам ПЭБиПК рекомендуется инициировать проведение совместных с представителями территориальных подразделений Следственного комитета и Прокуратуры РФ периодических проверок мест хранения изъятой техники на предмет её сохранности.

Вышеизложенное позволяет заключить, что, несмотря на положительные изменения в уголовном законе, а также ряд других нормативно-правовых актов, направленных на ужесточение ответственности за организацию и проведение незаконного игорного бизнеса, сотрудники подразделений ЭБиПК при проведении соответствующих оперативно-розыскных и проверочных мероприятий периодически сталкиваются с рядом проблем правового характера, появление которых в основном обусловлено постоянным поиском пробелов в законодательстве лицами, профессионально занимающихся данной высокодоходной противоправной деятельностью.

Список литературы

1. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (в ред. от 22 июля 2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».

2. О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»): Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130 (в ред. от 23 ноября 2013 г.) // СПС «Консультант Плюс».

3. О лотереях: Федеральный закон РФ от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СПС «Консультант Плюс».

4. Об организованных торгах: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СПС «Консультант Плюс».

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ // СПС Консультант Плюс

6. Официальный сайт Всероссийского центра общественного мнения: URL: http://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=975&q_id=67111&date=06.07.2014 (дата обращения 20.04.2015 года)

7. Сайт «Международная классификация болезней МКБ-10». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mkb10.ru/?class=5&bloc=70&diag=3302 (дата обращения 20.04.2015 г.).

8. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. - URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/1F1E417456556DE343257CA500 2C27E0/$FILE/478806-6.PDF?0penElement (дата обращения 19.02.2015)

Криминалистика, криминология, ОРД

9. О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

10. Постановление Верховного суда Российской Федерации по делу № 25-АД14-4 от 19 января 2015 года // СПС «Консультант Плюс».

11. Официальный сайт Прокуратуры Санкт-Петербурга. - URL: http://procspb.ru/news/spb/11825-v-sankt-peterburge-rasprostranitel-vserossiyskoy-gosudarstvennoy-bestirazhnoy-loterei-vgbl-11-pobeda-oshtrafovan-na-700-tys-rubley-za-organizaciyu-i-provedenie-azartnyh-igr (дата обращения 20.04.2015 года).

12. Приговор, вынесенный Куйбышевским районным судом г. Санкт-Петербурга по делу № 1-155/14 от 16 апреля 2014 г. о признании гр-на Аратюняна А.Р. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 171 ч.2 п. «б», ст. 171.2 ч.2 п. «а» УК РФ // Сайт «РосПравосудие». - URL: https://rospravosudie.com/ court-kujbyshevskij-rajonnyj-sud-gorod-sankt-peterburg-s/act-450347625/ (дата обращения 19.02.2015).

УДК 347.9, 343

М.Н. Кузбагаров*, Е.В. Кузбагарова**

Криминалистические знания, применяемые судьями

при рассмотрении гражданских дел: необходимость и значимость

В статье рассматриваются вопросы необходимости и значимости применения судьями в рамках разрешения гражданско-правовых споров знаний в области криминалистики в целях повышения качества оценки и использования доказательств по гражданским делам.

Ключевые слова: криминалистические знания, судья, рассмотрение гражданских дел.

M.N. Kuzbagarov*, E.V. Kuzbagarova**. Forensic expertise applied by judges in civil cases: the need and importance. In the article the questions of necessity and meaningfulness of application are examined by judges within the framework of permission of civil legal spores of knowledge in area of criminalistics for upgrading of estimation and use of proofs on civil cases.

Keywords: criminalistics knowledge, judge, consideration of civil cases.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденная Правительством Российской Федерации 27 декабря 2012 г., определяет приоритетные задачи дальнейшего развития судебной системы к мировым стандартам в области судопроизводства.

«Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности» [3].

Для успешной реализации приоритетных задач в области осуществления правосудия судья должен в силу занимаемого положения обладать знаниями необходимые ему при реализации процессуальных полномочий закреплённых в действующем процессуальном законодательстве.

Осуществляя исключительно функции отправления правосудия, рассматривая и разрешая гражданские дела, суд, не только исследует и оценивает доказательства, но и анализирует те приемы и методы, которые использовались для их получения, а это требует от суда знаний и умения использовать научные приемы и методы установления истины, в т.ч. и специальные познания в отдельных областях знаний.

Следует согласиться с тем, что эффективность деятельности суда непосредственно зависит и от степени профессиональной подготовки, деловых качеств. Уровень требований, предъявляемых к кандидатуре на должность судьи, сегодня весьма высок. Разумная инициативность, готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и навыков, творческое мышление, развитые аналитические способности, быстрая ориентация в информационных потоках, осознание

* Кузбагаров, Муслим Назаргалиевич, заместитель начальника кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-921-30010-19. E-mail: [email protected].

** Кузбагарова, Елена Викторовна, доцент кафедры криминалистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-921 -635-43-38, E-mail: [email protected].

* Kuzbagarov, Muslim Nazargaliyevich, deputy chief of chair of civil process of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, candidate of jurisprudence, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-921-300-10-19, E-mail: [email protected].

** Kuzbagarova, Elena Viktorovna associate professor of criminalistics of an educational and scientific complex of expert and criminalistic activity of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, candidate of jurisprudence, associate professor, police lieutenant colonel. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-921-635-43-38. E-mail: [email protected].

© Кузбагаров М.Н., Кузбагарова Е.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.