УДК: 343 ГРНТИ: 10.77.51 DOI: 10.32415/jscientia.2018.09.07
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ АЗАРТНЫХ ИГР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
З. И.Сагитдинова
Башкирский государственный университет Россия, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
El Сагитдинова Зульфия Индусовна - [email protected]
В статье рассматривается эволюция правового запрета незаконных азартных игр в России. Автором проведен анализ норм административного и уголовного законодательства Российской Федерации, закрепляющих соответствующую форму ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр. Особое внимание уделено анализу наказуемости преступления, предусмотренного ч.1 ст.171.2 Уголовного кодекса РФ и ст.14.1.1 КоАП РФ. Ужесточение государственной оценки незаконной деятельности в сфере азартных игр, по мнению автора, привело к снижению эффективности государственного противодействия незаконным азартным играм.
Ключевые слова: незаконные азартные игры, уголовная ответственность, административная ответственность, наказуемость.
SEVERAL ASPECTS OF THE EFFICIENCY OF COUNTERACTION TO THE ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCTING OF GAMBLING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Z. I. Sagitdinova
Bashkir State University
32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Russia
El Sagitdinova Zulfia - [email protected]
The evolution of the legal ban of the illegal gambling in Russia is considered in this article. The author analyzes the standards of the administrative and criminal legislation of the Russian Federation fixing the corresponding form of the responsibility for the organization and (or) conducting of gambling. Special attention is paid to the analysis of punishability of the crime provided p.1 by Art. 171.2 of the Criminal code of the Russian Federation and Art. 14.1.1 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences. The toughening of the state assessment of illegal activity in the sphere of gambling, according to the results of conducted analysis, has led to a decrease in efficiency of the state counteraction to illegal gambling.
Keywords: illegal gambling, criminal liability, administrative responsibility, punishability.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации основывается на принципе «разрешено все, что не запрещено». Однако есть специфичные сферы предпринимательства, которые требуют от государства особого внимания. К таковым сферам относится игорный бизнес, под которым понимается «предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр» (ст.364 Налогового кодекса РФ[1]). Исторически государственное регулирование данного бизнеса в России в основном сводилось к установлению определенных запретов, даже в советское время государство отказалось от полного запрета азартных игр в пользу прямой выгоды бюджету от таковой деятельности [2, с.75-77].
Такой подход сохранялся и в современный период Российской Федерации до 2006 г., когда был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №244-ФЗ) [3]. С этого момента государственное регулирование игорного бизнеса стало осуществляться по принципу «запрещено все, что не разрешено законом».
Смена парадигмы была вызвана не экономическими
причинами, а исключительно осознанием государства отрицательных последствий свободного доступа к азартным играм: патологическое влечение к азартным играм отнесено к группе психических расстройств и расстройств поведения Международной классификации болезней 10 пересмотра [4] (конечно, не стоит забывать и об экономических потерях граждан в результате такого расстройства психики).
В соответствии с указанным выше Федеральным законом №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр исключительно в игорных заведениях, которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным законом (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок).
На сегодняшний день в России создано пять игорных зон, расположенных на территории следующих субъектов РФ: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область. Соответственно, организация и проведение азартных игр запрещены вне данных территорий, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи. Единственное исключение - деятельность букмекерских контор и тотализаторов, которая также строго регламентирована Федеральным законом № 244-ФЗ.
Эффективность любого запрета невозможно представить без установления правовых последствий нарушения данного запрета. После вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ организация и проведение азартных игр с нарушением требований этого закона квалифицировались как незаконная предпринимательская деятельность, ответственность за которую предусмотрена как ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. (далее - КоАП) [5], так и ст.171 Уголовного кодекса РФ 1996 г. (далее - УК РФ) [6]. Отследить статистику применения указанных норм в отношении нарушителей правил регулирования игорного бизнеса было проблематично, поскольку ст.171 УК РФ включала в себя все сферы незаконного предпринимательства.
Часть 1 ст.171 УК РФ в качестве обязательного признака основного состава преступления предусматривала причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или (альтернативно) извлечение дохода в крупном размере. Согласно примечанию к ст.169 УК РФ крупным ущербом, доходом в крупном размере признавались ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей. Указанное преступление относилось к категории небольшой тяжести и наказывалось штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7], направленным на либерализацию законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экономическим преступлениям, в ст. 171 УК РФ были внесены изменения в части декриминализации деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных требований и условий. Вместе с тем ст.ст. 3 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ установлено, что на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах выдается соответствующее разрешение, а на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон - лицензия. Таким образом, незаконная игорная деятельность фактически перестала быть запрещенной как административным, так уголовным законами РФ. В связи с этим 20 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Этим законом УК РФ был дополнен статьей 171.2, часть 1 которой имела следующее содержание: «Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере».
Как видно, конститутивным признаком нового состава преступления законодатель по прошлому опыту установил сопряженность с извлечением дохода в крупном размере. На ст.171.2 УК РФ распространялось действие примечания
к ст.169 УК РФ, согласно которому доходом в крупном размере признавался доход, превышающий один миллион пятьсот тысяч рублей. В КоАП РФ также было внесено дополнение статьей 14.1.1, установившей административную ответственность за те же деяния, что были указаны в ч.1 ст.171.2 УК РФ, за исключением признака сопряженности с извлечением дохода в крупном размере.
Наказуемость нового преступления была ужесточена в сравнении с наказуемостью незаконных организации и (или) проведения азартных игр времен квалификации последнего деяния как незаконное предпринимательство:
1) размер штрафа, исчисляемого к конкретной денежной сумме, был увеличен до пятисот тысяч рублей;
2) период исчисления штрафа, измеряемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного, был также увеличен до трех лет (против двух лет ранее);
3) в санкцию ч.1 ст.171.2 УК РФ был введен новый вид наказания: ограничение свободы на срок до четырех лет;
4) самым строгим видом наказания стало лишение свободы на срок до трех лет (против недействующего ареста на срок от четырех до шести месяцев).
Без изменений законодатель оставил только срок обязательных работ.
Наличие в санкции лишения свободы сроком до трех лет привело к «повышению» категории преступления: из преступления небольшой тяжести незаконные азартные игры перешли в категорию преступлений средней тяжести.
В то же время стоит отметить, что декриминализация деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных требований и условий, не повлекла изменение наказуемости преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ. Из этого следует, что законодатель признал уголовно-наказуемые незаконные азартные игры более общественно опасным преступлением, нежели незаконная предпринимательская деятельность, запрещенная ст. 171 УК РФ, в то время как незаконные азартные игры являются специальным видом незаконной предпринимательской деятельности.
Как же отреагировала практика на данные изменения? Федеральный закон № 250-ФЗ вступил в силу 06 августа 2011 г. Соответственно, судебная статистика за 2011 год должна содержать данные о числе осужденных по данному составу преступления. Согласно официально опубликованной на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ судебной статистике форма №10-а Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений УК РФ за 12 месяцев 2011 г. не содержит данных по ст.171.2 УК РФ. Не появились статистические данные по применению ст.171.2 УК РФ и в форме №10-а Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений УК РФ за 12 месяцев 2012 г., хотя статья применялась (должна была применяться) уже как полтора года. Определенную информацию о применяемости или неприменяемости ст.171.2 УК РФ мы нашли в работе И. Н. Мосечкина «Совершенствование законодательства, регулирующего сферу азартных игр в условиях эволюции незаконной игорной деятельности»: согласно его данным, «за январь - декабрь 2012 года количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, на территории Российской Федерации составило 96. С обвинительным заключением в суд направлено 33 уголовных дела. В результате к уголовной ответственности был привлечен всего 41 человек» [9].
В таблице 2 мы отразили статистику применения ч.1 ст.171.2 УК РФ за 2013 и 2014 гг. [11]. Как видно, применяемость нормы ч.1 ст.171.2 УК РФ характеризуется, во-первых, маленьким количеством осужденных, во-вторых, предпочтением штрафа другим видам наказания, при этом максимальная сумма штрафа не превысила 300 тыс. руб. В то же время напомним, что осужденные по ч.1 ст.171.2 УК РФ лица в результате совершения данного преступления доказано извлекли доход в размере не менее 1,5 млн. руб.
Напомним, что осужденные по ч.1 ст.171.2 УК РФ лица в результате совершения данного преступления доказано извлекли доход в размере не менее 1,5 млн. руб.
Интересно сравнить статистику применения уголовно-правовой нормы со схожей нормой административного законодательства. Как мы указывали выше, ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП была предусмотрена административная ответственность физических, должностных и юридических лиц за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи. Административные наказания за совершение данного правонарушения варьировались в зависимости от субъекта: для граждан был предусмотрен административный штраф в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - административный штраф в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - административный штраф в размере от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. Также была предусмотрена обязательная конфискация игрового оборудования для всех видов субъектов.
Как и ст.171.2 УК РФ, ст.14.1.1 КоАП начала действовать с 06 августа 2011 г. Однако соответствующие формы судебной статистики за 2011 и 2012 гг. не содержат информации о результатах привлечения к административной ответственности по ст.14.1.1 КоАП (таблица 1).
Сумма штрафов, наложенных по вступившим в законную силу в 2013 году решениям суда, составила 445 490 489 руб., из них взыскано принудительно и уплачено добровольно - 24 328 230 руб., что составило чуть более 5% от суммы штрафов, наложенных судом [12].
Сумма штрафов, наложенных по вступившим в законную силу в 2014 году постановлениям суда, составила 407 193 981 руб., из них взыскано принудительно и уплачено добровольно - 24 953 790 руб., что составило чуть более 6% от суммы штрафов, наложенных судом [13].
Низкие показатели привлечения к уголовной ответственности по ст.172.1.1 УК РФ в 2013, 2014 гг. в сравнении с десятком тысяч подвергнутых административному наказанию, по нашему мнению, можно объяснить только наличием в составе преступления признака сопряженности с извлечением дохода в крупном размере: доказывание дан-
ного признака явно вызывало у правоприменителей определенные трудности. Так, по мнению ученых, поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр незаконна, то организаторами не ведется финансовая документация, и факт извлечения дохода в крупном размере практически недоказуем [14, С. 68]. Для того, чтобы не создать доказательства извлечения дохода в размере более 1,5 млн. руб., организаторы незаконного игорного бизнеса обеспечивают вывоз выручки ежедневно или несколько раз в день. Это подтверждает и практика: «сотрудниками полиции в ходе проверок изымалась выручка, в среднем не превышающая 60 - 100 тыс. руб». [15, С. 32].
В литературе была высказана позиция, обосновывающая необходимость отказа от признака сопряженности с извлечением дохода в крупном размере. Как писал В. Н. Винокуров: «Опасность преступления, предусмотренного ст.171.2 УК РФ, обусловлена не получением виновным неконтролируемого дохода, ... а причинением морального вреда обществу, пропагандой психологии удачного выигрыша, а не кропотливого труда, распадом семей, обнищанием населения» [16, С. 81].
Решением обозначенной проблемы задался законодатель, и в итоге был принят Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [17]. Согласно данному закону ст. 171.2 УК РФ была изложена в новой редакции, не предусматривающей обязательного признака сопряженности незаконных организации и (или) проведения азартных игр с извлечением дохода в крупном размере. При этом наказуемость практически не изменилась: законодатель только снизил максимальный срок лишения свободы с трех лет до двух.
В пояснительной записке к законопроекту авторами было отмечено, что «одним из основных барьеров, влияющих на эффективность противодействия незаконному игорному бизнесу, является сложность, а зачастую невозможность доказывания факта извлечения от незаконной организации и проведения азартных игр дохода в установленных крупном (1,5 млн. руб.) и особо крупном (6 млн. руб.) размерах, предусмотренных статьей 171 Уголовного кодекса РФ. Доказать образование одномоментно указанного размера дохода от преступной деятельности проблематично или невозможно» [18]. Таким образом, государство призналось в неспособности эффективно осуществлять уголовное преследование лиц, извлекающих крупный доход при занятии незаконными азартными играми. Хотя наличие нескольких десятков обвинительных приговоров свидетельствует о возможности доказать все признаки со-
Таблица 1
Количество подвергнутых административному наказанию по ст.14.1.1 КоАП с указанием конкретных видов наказания
Год Подвергнуто административному наказанию, всего Юридические лица Должностные лица Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Иные физические лица Административное наказание
Предупреждение Штраф
2013 10 269 779 720 437 8 333 3 10 265
2014 13 577 651 621 493 11 812 0 13 577
Таблица 2
Количество осужденных по ч.1 ст.171.2 УК РФ с указанием конкретных видов наказания
Год Осуждено, всего Лишение свободы на срок до 2 лет Лишение свободы условно Ограничение свободы Обязательные работы Штраф в размере до 5 тыс. руб. Штраф в размере от 5 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Штраф в размере от 25 тыс. руб. до 100 тыс. руб Штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Штраф в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Штраф в размере от 25 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
До внесения изменений Федеральным законом от 22.12.2014 №430-Ф3
2013 19 1 3 15
2014 33 3 1 2 6 17
После внесения изменений Федеральным законом от 22.12.2014 №430-Ф3
2015 244 1 2 16 14 6 23 39 12 1
2016 552 6 18 40 108 20 130 132 47 3
2017 438 5 22 35 110 8 112 113 27 2
става преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171.2 УК РФ (в старой редакции).
Верховный Суд РФ не согласился с предложением депутатов Государственной Думы РФ и высказал целый ряд замечаний на законопроект. Во-первых, по мнению Верховного Суда РФ криминализация незаконных азартных игр без признака сопряженности с извлечением крупного дохода приведет к отрицательным последствиям - привлечению к уголовной ответственности лиц, деяния которых не представляют значительной общественной опасности. Во-вторых, абсолютно необоснован «отказ от использования в сфере организации и проведения азартных игр административно-правовых мер, которые позволяют оперативно выявлять, пресекать правонарушения, обеспечивать быстрое рассмотрение административных дел и своевременное привлечение как физических лиц, так и юридических лиц к ответственности с применением штрафных санкций и конфискации игрового оборудования» [18].
Действительно, произошло серьезное ужесточение государственной оценки незаконных организации и проведения азартных игр путем перевода их из административной юрисдикции в уголовную. На это обратил внимание Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 14 июля 2015 г. № 20-П: «Криминализация федеральным законодателем деяний, ранее признаваемых административными правонарушениями, представляет собой ужесточение публично-правовой ответственности за их совершение, проявляющееся в повышенной строгости уголовных санкций по сравнению с административными санкциями, большей степени ограничения прав при применении уголовно-правового института судимости по сравнению с институтом административной наказанности. Отмена законом административной ответственности за определенное деяние с одновременным переводом такого деяния под действие Уголовного кодекса Российской Федерации означает, что законодатель не только продолжает оценивать данное деяние как правонарушающее, но и считает возросшей степень его общественной опасности» [19].
Статистика применения ч.1 ст.171.2 УК РФ после изменений резко возросла [20]. В таблице 2 отражено количество осужденных по ч.1 ст.171.2 УК РФ, а также распределение по видам наказания.
Поскольку извлечение дохода в крупном размере стало теперь квалифицирующим признаком ч.2 ст.171.2 УК РФ, то ч.1 ст.14.1.1 КоАП в части незаконных организации и (или)
проведения азартных игр стала распространяться только на юридические лица. В то же время административная ответственность физических лиц (а именно: должностных лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей) за незаконные действия, связанные с игорным бизнесом, сохранилась только в виде осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии (ч.2 ст.14.1.1 КоАП). Исходя из данных трансформаций, вполне естественно, что изменилась и статистика применения ст. 14.1.1 КоАП. Единственный нюанс, на который стоит обратить внимание при анализе судебной статистики применения ст.14.1.1 КоАП, - это объединение статистики применения всех частей ст.14.1.1. КоАП в одни данные, что не позволяет однозначно оценить применяемость ч.1 ст.14.1.1 КоАП в отношении юридических лиц.
В 2015 г. по ст.14.1.1 КоАП было подвергнуто административному наказанию 2 184 лиц, из них юридических лиц - 420, должностных лиц - 80, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 95, иных физических лиц - 1 589. Все они были подвергнуты штрафу на общую сумму 269 704 500 248 378 895 руб. Сумма штрафов, наложенных по вступившим в законную силу в отчетном периоде постановлениям суда, составила 209 405 500 руб., из них взыскано принудительно и уплачено добровольно - 16 002 400 руб., что составило почти 7,6% от суммы штрафов, наложенных судом [21].
В 2016 г. по ст.14.1.1 КоАП было подвергнуто административному наказанию 1 161 лицо, из них юридических лиц - 432, должностных лиц - 28, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 16, иных физических лиц - 685. Все они были подвергнуты штрафу на общую сумму 248 378 895 руб. Сумма штрафов, наложенных по вступившим в законную силу в отчетном периоде постановлениям суда, составила 190 354 100 руб., из них взыскано принудительно и уплачено добровольно - 11 011 600 руб., что составило почти 6% от суммы штрафов, наложенных судом [22].
В 2017 г. помимо того факта, что количество подвергнутых административному наказанию уменьшилось до 956 лиц, так теперь это количество отражает число лиц, привлеченных к административной ответственности не только по всей ст.14.1.1 КоАП, но также и количество лиц, виновных в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1.1-1 КоАП «Нарушение органи-
заторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр». Соответственно изменилась и сумма административных штрафов, которым были подвергнуты привлеченные по ст.ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП, она составила 220 277 202 руб., сумма штрафов, наложенных по вступившим в законную силу в отчетном периоде постановлениям суда, составила - 155 957 000 руб., из них взыскано принудительно и уплачено добровольно 30 677 100 руб., что составило 19% от суммы штрафов, наложенных судом [23].
В результате анализа приведенной выше судебной статистики мы пришли к следующим выводам:
1. После вступления в силу Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ в 50 (!) раз сократилось количество незаконных организации и (или) проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. В чем причина такого резкого уменьшения количества противоправных действий в игорном бизнесе? По нашему мнению, однозначно не в реальном исчезновении нелегальных азартных игр в результате эффективного применения административной ответственности. Трудно представить себе, что за один год из незаконного игорного бизнеса ушло почти десяток тысяч лиц, испугавшись перспективы быть привлеченным к уголовной ответственности. Нам думается, что такое крутое снижение количества лиц, виновных в незаконной организации и (или) проведении азартных игр, вызвано исключительно «переводом» данного деяния из административной в уголовную юрисдикцию, которая характеризуется очень громоздким, усложненным и дорогим процессом применения уголовно-правовых норм.
2. В связи с тем, что ответственность физических лиц за незаконные действия в сфере игорного бизнеса (без указанных в ч.ч.2 и 3 ст.171.2 УК РФ последствий) стала уголовной, административно наказуемыми остались деяния юридических лиц в этой сфере. И хотя количество подвергнутых административному наказанию также сократилось, суммы административных штрафов стали больше: так, в 20122014гг. на каждого привлеченного к административной ответственности по ст.14.1.1 КоАП приходилось в среднем 37 тыс. руб. штрафа, в то время как в 2017г. эта цифра выросла до 220 тыс. руб. Однако здесь же стоит отметить, насколько
ЛИТЕРАТУРА
разнятся правовые последствия незаконных азартных игр в случае их совершения физическим или юридическим лицом. В первом случае - уголовная ответственность и обязательно последствие осуждения - судимость. Во втором случае - всего лишь административная ответственность. Хотя юридическое лицо получает больше выгоды от незаконной деятельности в сфере азартных игр и соответственно развивает свой нелегальный бизнес, совершенствуя способы уклонения от ответственности. С этой точки зрения признание незаконных азартных игр преступлением выглядит совсем несправедливым и неперспективным в плане профилактики данной нелегальной деятельности.
3. Вырос и процент принудительно и добровольно уплаченных административных штрафов: с 5% до 19%. Это улучшение мы связываем исключительно с платежеспособностью юридических лиц, которые теперь составляют большинство среди лиц, подвергнутых административному наказанию по ст.14.1.1 КоАП.
4. Эффективность уголовно-правовых средств борьбы с незаконными азартными играми нам видится в самом факте осуждения лица обвинительным приговором суда и обязательном его последствии - судимости, нежели чем в назначенном уголовном наказании в виде штрафа. С одной стороны, назначение именно штрафа за данное преступление небольшой тяжести вполне справедливо, поскольку деятельность незаконных организаторов азартных игр направлена исключительно на получение прибыли, а потому наказание «рублем» должно эффективнее обеспечить достижение целей уголовного наказания. Однако испол-няемость обвинительных приговорок к штрафу до сих пор оставляет желать лучшего. Тем не менее, угроза замены штрафа иным уголовным наказанием в случае злостного уклонения от его уплаты, на наш взгляд, эффективнее способствует добровольной уплате штрафа, нежели угроза привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП.
5. По нашему мнению, общественная опасность незаконной организации и (или) проведения азартных игр, не связанных с извлечением дохода в крупном размере, не настолько велика, чтобы на борьбу с деянием - бывшим административным правонарушением - направлять всю махину уголовного процесса, весьма затратного как в плане финансов, ресурсов, так и времени. В этой связи представляется вполне обоснованным и уместным предложение ученых о применении института административной преюдиции для более полной и справедливой реализации ст.171.2 УК РФ [24].
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. №32, ст. 3340.
2. Слепцова Ю.М. История правового регулирования игорного бизнеса в России // Научные записки молодых исследователей. 2016. №1. С.74-78.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27.11.2017) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.), ст. 7.
4. F63.0 Патологическое влечение к азартным играм // Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL: http://mkb-10.com/ index.php?pid=4345.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 23.04.2018 № 103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 23.04.2018 №111-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
7. Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 15, ст. 1756.
8. Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4598.
9. Мосечкин И.Н. Совершенствование законодательства, регулирующего сферу азартных игр в условиях эволюции незаконной игорной деятельности // Безопасность бизнеса. 2015. № 4. С. 32-35
10. Форма 10.3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению за 12 месяцев 2013 г. Форма 10.3.1 Отчет о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы 10.3) за 12 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=2362.
11. Форма 10.3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению за 12 месяцев 2014 г. Форма 10.3.1 Отчет о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы 10.3) за 12 месяцев 2014 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=2883.
12. Форма №1-АП Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев
2013 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=2361.
13. Форма №1-АП Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев
2014 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=2884.
14. Михайлова И.А, Лимарь А.С. Интернет-казино как одна из форм незаконных организации и проведения азартных игр // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. № 7 (27): Сборник статей по материалам XXVII международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд. Международный центр науки и образования, 2014. 100 с.
15. Теллин А.Д., Осипов Н.В. Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр // Законность. 2012. № 8. С. 28-32.
16. Винокуров В.Н. Классификация отношений как объектов преступлений и применение уголовного закона // Российский юридический журнал. 2014. №1. С. 78-84.
17. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1-1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52 (часть I), ст. 7541.
18. Законопроект № 478806-6 «О внесении изменений в статью 171-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи14.1-1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр)» // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://sozd. parliament.gov.ru/bill/478806-6.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015г. №20-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка №1 Выксунского судебного района Нижегородской области» // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf. ru/decision/KSRFDecision201787.pdf.
20. Форма 10.3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению за 12 месяцев 2015 г. Форма 10.3.1 Отчет о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы 10.3) за 12 месяцев 2015 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=3418; Форма 10.3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению за 12 месяцев 2016 г. Форма 10.3.1 Отчет о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы 10.3) за 12 месяцев 2016 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=3834; Форма 10.3 Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению за 12 месяцев 2017 г. Форма 10.3.1 Отчет о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы 10.3) за 12 месяцев 2017 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=4477.
21. Форма №1-АП Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев
2015 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=3417 КоАП.
22. Форма №1-АП Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев
2016 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=3832 КоАП.
23. Форма №1-АП Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.m/index.php?id=79&item=4476 КоАП.
24. Мосечкин И.Н. Уголовно-правовые меры противодействия незаконной игорной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 13.
25. Коновалова А.Б., Мосечкин И.Н. О применении института административной преюдиции в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2017. № 6.
26. Лапина М.А., Карпухин Д.В., Трунцевский Ю.В. Административная преюдиция как способ декриминализации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период // Административное и муниципальное право. 2015. № 11.
Поступила в редакцию 15.09.2018