Научная статья на тему 'Организация междисциплинарных тренингов'

Организация междисциплинарных тренингов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лелетова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация междисциплинарных тренингов»

Результаты анализа текста программой «Лекта» дают преподавателю информацию к размышлению и материал для педагогического творчества, повышающего качество подготовки иностранных слушателей по каждой конкретной дисциплине.

М.В. Лелетова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования

Организация междисциплинарных тренингов

Примером проведения междисциплинарных тренингов на кафедре предварительного расследования является проведение таких видов занятий, как учения.

Принципом учений является реалистичность содержания практических заданий, полное моделирование реальной деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений.

В основу реализации установки на совершенствование практической направленности обучения курсантов (слушателей) Нижегородской академии МВД России заложен дидактический принцип превращения части учебного процесса в модель практической деятельности, когда моделируется не только объект и предмет деятельности, но и ее процесс, условия и факторы.

В рамках работы по подготовке к учениям предполагается два этапа ее организации:

1. Специализированная подготовка по трем направлениям практической деятельности органов внутренних дел: следователь, оперативный работник, специалист-криминалист.

2. Этап моделирования ситуаций будущей практической деятельности в рамках тренингов-«прогонов», которые ориентированы на возможный сценарий проведения межвузовских оперативно-тактических учений.

Целью учений является повышение профессионального мастерства курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков по выполнению ими типовых оперативно-служебных задач в составе следственно-оперативной группы, определение лучшей команды и индивидуальной профессиональной подготовленности участников.

Задачи учений:

1. Системное усвоение курсантами (слушателями) знаний о раскрытии и расследовании преступлений в форме предварительного следствия; о функционировании следственных, оперативно-разыскных и криминалистических подразделений; о содержании работы сотрудников указанных органов.

2. Комплексное использование курсантам (слушателям) знаний по уголовному процессу, уголовному праву, криминалистике, оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, физической и огневой подготовке, другим учебным дисциплинам.

3. Совершенствование у курсантов (слушателей) профессиональных умений и навыков по раскрытию и расследованию преступлений, производству следственных и иных процессуальных действий, проведению оперативно-разыскных мероприятий, качественному составлению процессуальных, оперативно-разыскных и организационно-распорядительных документов.

4. Совершенствование у курсантов (слушателей) умений и навыков применения криминалистической и специальной техники, а также использования различных видов учетов.

5. Совершенствование у курсантов (слушателей) умений и навыков правомерного применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств в различных условиях оперативно-служебной деятельности.

6. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих практических работников.

7. Стимулирование и поддержание высокой моральной, психологической и физической готовности курсантов (слушателей) к решению оперативно-служебных задач.

8. Привитие интереса к профессии следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, специалиста-криминалиста.

9. Развитие и совершенствование взаимодействия, обмена опытом между образовательными организациями МВД России и практическими органами.

10. Совершенствование форм и методов обучения.

Применительно к решению данных задач исключительно важную роль играет участие в подготовке команды академии сотрудников отдела психологического обеспечения, так как на этом этапе важен процесс отслеживания психологических особенностей отдельных курсантов (слушателей), что должно способствовать психологической сплоченности команды.

В рамках подготовки предполагается использование педагогического потенциала преподавателей нескольких кафедр академии. Основная часть работы выполняется кафедрами предварительного расследования, уголовного процесса, криминалистики, оперативно-разыскной деятельности ОВД, физической подготовки, огневой подготовки.

Отдельные группы знаний, умений и навыков дополнительно изучаются и формируются с использованием педагогического потенциала следующих кафедр: уголовного и уголовно-исполнительного права, административной деятельности ОВД, деятельности ОВД в особых условиях, психологии и педагогики.

С учетом специфических особенностей подготовки команды академии, которая должна быть направлена исключительно на формирование практических умений и навыков членов команды, может быть использован педагогический и специальный потенциал других сотрудников академии, имеющих опыт практической деятельности в ОВД.

Методом проведения занятий являются серии специализированных лекционных, семинарских и в большей степени практических занятий, в ходе которых у курсантов (слушателей) дополнительно формируются необходимые знания, умения и навыки будущей практической деятельности.

При этом первоначально предполагается раздельное обучение курсантов (слушателей), выполняющих функции следователя, оперативного работника, специалиста-криминалиста. Затем подготовка осуществляется по методу комплексного междисциплинарного тренинга — контроля деятельности курсантов (слушателей) в рамках «многофункциональной следственно-оперативной группы» с информационным наращиванием обстановки и использованием группы специально подготовленных имитаторов, которые обозначают реальные действия субъектов преступной деятельности.

В учении принимают участие курсанты (слушатели) четвертых курсов. Участие курсантов (слушателей) других курсов не допускается.

Проверка индивидуальной профессиональной подготовленности курсантов (слушателей) в ходе учения осуществляется по трем направлениям:

1. Раскрытие и расследование противоправного деяния в составе следственно-оперативной группы.

2. Преодоление тактико-специальной полосы препятствий (ТСПП).

3. Выполнение специального комплексного упражнения по стрельбе из пистолета Макарова.

Команда состоит из 12 человек: из них 10 участников (8 юношей и 2 девушки), судья-посредник

и руководитель команды.

Команды должны привезти с собой и иметь (указанный перечень может меняться в зависимости от конкретно принятого решения по организации проведения учений):

Для выполнения первого комплекса заданий: персональные компьютеры, цифровые фотоаппараты, принтеры, унифицированные следственные чемоданы, бумагу формата А4, канцелярские принадлежности в количестве, достаточном для раздельной работы двух следственно-оперативных групп (СОГ).

Для выполнения второго комплекса заданий: костюм патрульно-постовой (летний), ботинки с высокими берцами, курсантам (слушателям) женского пола разрешаются кроссовки, головной убор, ремень, кобуру общевойсковую (закрывающую основание рукоятки пистолета), пистолет и 16 патронов для каждого участника.

Допуск участников к учению определяется на основании медицинских справок о состоянии здоровья, заверенных подписями и печатями медицинского учреждения (врача) и начальника образовательного учреждения МВД России.

Все участники команд, работающие в статусе оперуполномоченного уголовного розыска, обязаны иметь при себе справку по форме № 3 для допуска к документам, имеющим гриф ограниченного пользования.

Предварительным условием участия в межвузовском оперативно-тактическом учении является успешное прохождение тестирования.

Первая часть тестирования включает проверку знаний нормативных правовых актов, регламентирующих огневую подготовку в ОВД, материальной части пистолета Макарова, мер безопасности

при получении и сдаче оружия в дежурной части и при проведении стрельб, а также основ применения огнестрельного оружия.

Вторая часть тестирования включает проверку знаний нормативных актов, регламентирующих оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную и экспертно-криминалистическую деятельность подразделений органов внутренних дел.

Участникам команды выставляются оценки, исходя из количества правильных ответов на вопросы.

В случае дачи в первой части тестового задания 20% и более неправильных ответов участник команды не допускается к выполнению специального комплексного упражнения из пистолета Макарова.

В случае дачи во второй части тестового задания участником команды более 50% неправильных ответов с команды снимается 10 баллов. Если таковых оказывается несколько человек, то штрафные баллы суммируются.

1. Первый комплекс заданий включает в себя раскрытие и расследование противоправного деяния в составе СОГ, производство на специально обустроенных рабочих местах (площадках) следственных, иных процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий, составление процессуальных и оперативно-разыскных документов.

2. Каждая команда выступает в составе двух следственно-оперативных групп (СОГ № 1 и СОГ № 2) — по 5 человек каждая.

3. Для выполнения первого комплекса заданий обустраиваются 16 площадок, на которых одновременно будут работать 8 команд (в зависимости от количества команд-участников учений данная цифра может меняться).

4. Для работы СОГ № 1 и СОГ № 2 каждой команды в соответствии с жеребьевкой выделяется отдельная площадка.

5. Максимальное время выполнения каждой командой (СОГ № 1 и СОГ № 2) поставленной перед ними служебной задачи до сдачи судейской бригаде комплекта процессуальных и оперативно-разыскных документов не может превышать 4-х часов.

6. Деятельность СОГ № 1 связана с раскрытием и расследованием разбойного нападения.

6.1. Нападавший с места преступления скрылся с похищенным.

6.2. Обстоятельства совершения преступления, а также иные фактические данные будут изложены в представленной фабуле и получены в результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В случае отсутствия необходимых данных участники команды самостоятельно дополняют их с учетом изложенных рекомендаций.

6.3. На месте происшествия установлен очевидец, который дает уверенное описание нападавшего и в последующем сможет его опознать.

6.4. Пострадавший остается на месте происшествия для проведения с ним следственных действий.

6.5. Очевидец дает описание произошедшего.

6.6. На месте происшествия могут быть обнаружены следы обуви, пальцев рук, предметы и др.

7. Деятельность СОГ № 2 связана с раскрытием и расследованием причинения тяжкого вреда здоровью человека.

7.1. Пострадавший на момент прибытия СОГ находится в лечебном учреждении.

7.2. Обстоятельства совершения преступления, а также иные фактические данные будут изложены в представленной фабуле и получены в результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В случае отсутствия необходимых данных участники команды самостоятельно дополняют их с учетом изложенных рекомендаций.

7.3. На месте происшествия могут быть обнаружены следы пальцев рук, обуви, нож, предметы и др.

8. Курсанты (слушатели), выполняющие различные роли участников уголовного процесса и оперативно-разыскной деятельности в составе СОГ, организуют раскрытие и расследование преступления, выполняют оперативно-разыскные и процессуальные действия, составляют необходимые процессуальные и оперативно-разыскные документы.

9. Правовой статус каждого из участников СОГ определяется самостоятельно до начала учений и заранее сообщается в судейскую коллегию, где ему вручается соответствующий бейдж.

10. Менять статус участника после объявления о начале учений запрещается.

11. Состав СОГ: два следователя, один специалист-криминалист, два оперативных уполномоченных полиции.

12. Номер рабочего места каждой СОГ определяется жеребьевкой непосредственно перед началом выполнения первого комплекса задания.

13. Участие понятых, статистов и защитника условно.

14. Пострадавший (потерпевший) и очевидец (свидетель) владеют необходимой информацией по конкретной фабуле и могут участвовать во всех проводимых СОГ мероприятиях; дают необходимые показания при допросе при условии правильного применения тактических приемов и постановки соответствующих вопросов.

15. Подозреваемый при задержании не оказывает физического сопротивления и добровольно дает необходимые показания при допросе при условии правильного применения тактических приемов и постановки соответствующих вопросов.

16. СОГ действуют на территории конкретного населенного пункта, определенного перед началом учений.

17. Участники команды, выполняющие роль следователей, оперуполномоченных уголовного розыска, криминалистов указывают свои фамилии и статус от имени сотрудников соответствующих подразделений МВД указанного населенного пункта.

18. На период участия команд в соревнованиях их членам запрещается иметь при себе и пользоваться средствами связи (радиостанциями, сотовыми телефонами), а также пользоваться помощью посторонних лиц, не являющихся членами команды, в том числе помощью руководителя команды и судьи-посредника.

19. Участникам команды не разрешается покидать рабочее место (площадки) в период с начала и до окончания учений, кроме случаев экстренной необходимости (с разрешения судейской бригады, в присутствии судьи-посредника или одного из судей на площадке).

20. Алгоритм действий команд (СОГ):

20.1. По сигналу, обозначающему начало действий, все участники команд (СОГ № 1 и СОГ № 2) переходят на рабочие места в соответствии с результатами жеребьевки, где в составе СОГ производят осмотр места происшествия, осуществляют следственные и иные процессуальные действия, а также оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию и расследованию преступления.

20.2. Членам СОГ № 1 и СОГ № 2 каждой команды при раскрытии и расследовании преступления необходимо выполнить следующий примерный перечень процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий (необходимо проведение конкретных действий, а их порядок и последовательность определяются самостоятельно участниками СОГ по своему усмотрению в целях скорейшего раскрытия и расследования совершенного преступления, установлению виновного лица и привлечению его в качестве обвиняемого):

— Принять, процессуально оформить и зарегистрировать заявление или сообщение о преступлении.

— Получить объяснения пострадавшего и очевидца преступления.

— Осмотреть место происшествия и оформить результаты его осмотра.

— Принять решение о возбуждении уголовного дела.

— Назначить необходимые судебные экспертизы.

— Провести необходимые оперативно-разыскные мероприятия.

— Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оформить уголовно-процессуальное задержание лица по подозрению в совершении преступления.

— Признать гражданина в качестве потерпевшего и допросить его.

— Допросить свидетеля.

— Допросить подозреваемого.

— Предъявить для опознания лицо (предмет).

— Получить образцы для сравнительного исследования.

— Провести иные следственные действия и ОРМ.

— Вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

20.3. Для определения уровня знаний по соблюдению требований нормативных правовых актов, организации взаимодействия, по раскрытию и расследованию преступления в полном объеме (в связи с ограниченностью во времени участники СОГ выполняют не все действия, необходимые

для раскрытия и расследования преступления, а только указанные в методических рекомендациях), а также выявления полноты выполнения поставленных задач, степени групповой сплоченности и психологической устойчивости участников команды каждый участник СОГ обязан объявлять о всех действиях, которые он собирается провести в соответствии с планом учений или обязан выполнить при реальном раскрытии и расследовании преступления.

20.4. Членам СОГ № 1 и СОГ № 2 при раскрытии и расследовании преступления необходимо подготовить и представить судейской бригаде следующие документы:

— Протокол принятия устного заявления о преступлении.

— Объяснения заявителя, очевидца преступления.

— Ориентировку.

— Протокол осмотра места происшествия.

— Приложения к протоколу осмотра места происшествия (план-схема, фототаблица).

— Упакованные объекты, обнаруженные, изъятые в ходе осмотра места происшествия.

— Постановление о возбуждении уголовного дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Документы, связанные с постановкой на криминалистические учеты похищенных вещей, обнаруженных предметов, лиц, совершивших противоправное деяние, и их проверкой.

— Постановление о признании потерпевшим.

— Протокол допроса потерпевшего.

— Протокол допроса свидетеля.

— Поручение о производстве следственных действий (оперативно-разыскных мероприятий).

— Документы, связанные с получением образцов для сравнительного исследования.

— Постановления о назначении судебных экспертиз.

— Документы, связанные с розыском лиц, совершивших противоправные деяния.

— Протокол задержания подозреваемого.

— Протокол допроса подозреваемого.

— Протокол предъявления лица (предмета) для опознания.

— Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

— Статистические карточки.

20.5. Для определения уровня знаний требований нормативных правовых актов, знаний по раскрытию и расследованию преступления в полном объеме участники каждой СОГ обязаны представить совместный план проведения процессуальных, иных следственных действий и ОРМ, в котором указываются намеченные действия и перечень документов, подлежащих составлению при их производстве.

20.6. Документы составляются на бланках, разработанных и представленных в электронной форме командам принимающей стороной. Использование иной формы бланков не допускается. Документы, оформленные не на бланках, предоставленных организаторами, не засчитываются. При отсутствии в представленном организаторами комплекте нужного команде бланка соответствующий документ готовится рукописно с учетом требований законодательства.

20.7. Фототаблица к протоколу осмотра места происшествия оформляется и распечатывается на рабочем месте. При необходимости для ее распечатывания один из участников команды вместе с судьей переходит на специально оборудованную площадку, где установлены принтеры.

20.8. Участники СОГ должны произвести регистрацию сообщения о преступлении в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).

20.9. Уголовное дело подлежит регистрации в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел. При регистрации уголовному делу присваивается номер.

20.10. В месте проведения учений будет создано и действовать штабное подразделение, в которое участники СОГ должны обратиться для:

— Регистрации сообщения о преступлении.

— Учета уголовного дела.

— Для постановки объектов на учет и их проверки.

20.11. Курсантам (слушателям), выступающим в роли оперативных уполномоченных уголовного розыска, в процессе решения оперативно-служебных задач, связанных с раскрытием и расследованием противоправного деяния в составе СОГ по полученным фабулам учебного уголовного дела, необходимо:

— Организовать и провести оперативно-разыскные мероприятия.

— Продемонстрировать умения и навыки по организации и проведению оперативно-разыскного мероприятия — опрос.

— Завести дело оперативного учета.

— Ориентировать ОВД.

— Организовать агентурно-оперативную работу.

— Использовать учеты ОВД.

— Организовать информационно-аналитическую работу.

— Получить информацию из единого информационного центра.

— Обеспечить взаимодействие с другими службами ОВД и правоохранительными органами.

— Задержать подозреваемых в совершении преступления.

— Оформить результаты ОРД соответствующими оперативно-служебными документами.

— Предоставить необходимые оперативные материалы следователю.

20.12. В месте проведения учений будет действовать режимно-секретное подразделение. В целях соблюдения требований режима секретности курсанты (слушатели), выступающие в роли оперуполномоченных полиции, в режимно-секретном подразделении получают и ведут соответствующий журнал учета документов оперативно-разыскного производства, находящихся у исполнителя.

20.13. Основные оперативные документы составляются на бланках, разработанных и представленных в электронной форме командам принимающей стороной. Использование иной формы бланков не допускается. Документы, оформленные не на бланках, предоставленных организаторами, не засчитываются. При отсутствии в представленном организаторами комплекте нужного команде бланка соответствующий документ готовится рукописно с учетом требований законодательства и режима секретности.

20.14. Исходя из принятых решений курсанты (слушатели) получают бланки оперативно-служебных документов строгой отчетности в режимно-секретном подразделении с соблюдением требований режима секретности.

20.15. Обеспечение режима секретности и подготовка бланков документов, необходимых для оформления результатов ОРД в соответствии с планом-заданием, возлагается на организаторов учения. Выдача и прием указанных бланков осуществляются непосредственно в день проведения учения в соответствии с установленным порядком в режимно-секретном подразделении.

20.16. По истечении установленного времени все оформленные документы в подшитом и пронумерованном виде, подготовленные СОГ № 1 и СОГ № 2, сдаются в режимно-секретное подразделение для их дальнейшей передачи членам судейской бригады в целях проверки и выставления оценок. Завершить выполнение задания разрешается и до окончания контрольного времени. По окончании учений все материалы секретного делопроизводства уничтожаются в течение одного месяца.

20.17. За каждым специально обустроенным рабочим местом закрепляется судейская бригада, состоящая из трех судей (по одному представителю из следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений), которая фиксирует время начала и окончания работы СОГ, следит за тем, чтобы действия на площадке проходили в строгом соответствии с установленными правилами и нормативными правовыми актами, а также оценивает действия ее участников, выставляет баллы за подготовленные документы.

20.18. Судейские бригады формируются и распределяются организационным комитетом.

20.19. Судьи на рабочих местах, руководствуясь уголовно-процессуальным, оперативно-разыскным законодательством и другими нормативными правовыми актами, оценивают качество оформленных процессуальных документов и материалов ОРД по балльной системе.

20.20. За нарушение режима секретности при получении, оформлении и сдаче документов оперативно-разыскной деятельности участник команды, играющий роль оперуполномоченного уголовного розыска, по решению судей на рабочем месте и с согласия главного судьи по СОГ штрафуется на сумму до 10 баллов.

20.21. Судейские бригады на рабочих местах оценивают действия каждой команды образовательного учреждения в целом, каждой СОГ и ее участников в отдельности, а также содержание представленных документов и предметов, исходя из нижеуказанных критериев.

Критерии оценки первого комплекса заданий.

При оценке процессуальных действий оцениваются соблюдение требований норм УПК РФ и соблюдение тактических рекомендаций. Максимальное количество баллов за процессуальные

действия — 50 баллов (здесь и далее приведено примерное количество баллов, которое может меняться по усмотрению организаторов учений. Конкретное определение количества баллов за выполненные действия и составленные документы предоставляется судейским бригадам перед началом учения).

Качество составленных процессуальных и организационно-распорядительных документов (протоколов, постановлений, планов расследования и производства следственных действий и др.) с точки зрения законности, обоснованности, мотивированности, полноты и грамотности. Максимальное количество баллов за процессуальные и организационно-распорядительные документы — 1 00 баллов.

Действия специалиста-криминалиста, его умения и навыки по применению технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, владению способами запечатлевающей судебной фотографии, качество составленных фототаблиц, дакто-карт и иных документов. Максимальное количество баллов за действия специалиста-криминалиста — 30 баллов.

Действия оперативных уполномоченных полиции по соблюдению требований, установленных нормативными правовыми актами в процессе производства ОРМ, умения и навыки по организации и проведению ОРМ, применению различных тактических приемов, эффективность взаимодействия со следователем. Максимальное количество баллов за действия оперативных уполномоченных полиции — 30 баллов.

Качество документов, составленных оперативными уполномоченными полиции, оценивается с точки зрения законности, обоснованности, полноты, а также эффективности их использования в доказывании по уголовному делу. Перечень документов, требования к их содержанию и качеству с точки зрения законности, обоснованности, полноты, а также эффективности их использования в доказывании по уголовному делу определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Максимальное количество баллов за документы, составленные оперативными уполномоченными полиции, — 70 баллов.

Организация взаимодействия членов СОГ, групповая сплоченность, согласованность действий, психологическая устойчивость участников команды в ходе выполнения поставленной задачи, своевременность и полнота выполнения поставленных задач. Максимальное количество баллов — до 20 баллов.

Максимальное количество баллов, которые может набрать команда за выполнение первого комплекса заданий, составляет 600 баллов. (300 баллов может набрать СОГ № 1 и 300 баллов — СОГ № 2).

А.Н. Осянин, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии

Использование информационных технологий при создании учебно-методического пособия по учебной дисциплине «Политология»

В настоящее время перед образовательными организациями, входящими в структуру МВД России, равно как и перед другими, стоят задачи по модернизации методического комплекса, оптимизации и актуализации процесса обучения. В частности, Минобрнауки России, ДГСК МВД России высказывают запрос на применение интерактивных и активных педагогических технологий в процессе создания учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Отдельно можно выделить задачу по использованию информационных технологий как одного из критериев реализации компетентностного подхода.

Одним из инструментов по реализации указанных задач может выступать онлайн-сервис для создания, совместного использования и публикации диаграмм — Сacoo.com.

Функциональные возможности указанного сервиса могут быть применены в процессе проведения учебных занятий по учебным дисциплинам, преподаваемым кафедрой философии, а также в процессе создания учебно-методических пособий.

Преимущества онлайн-сервиса Сacoo.com:

1. Бесплатность.

2. Простота использования — онлайн-сервис Сacoo.com имеет интуитивно понятный интерфейс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.