Научная статья на тему 'Итоговая государственная аттестация слушателей университета: новый формат проведения (положительный опыт по кафедре предварительного расследования)'

Итоговая государственная аттестация слушателей университета: новый формат проведения (положительный опыт по кафедре предварительного расследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / итоговая государственная аттестация / специальность — правовое обеспечение национальной безопасности / слушатели (обучающиеся) / учебные дисциплины. / educational process / final state certification / specialty-legal support of national security / students (students) / academic disciplines.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алла Сергеевна Есина

Анализируется порядок организации учебного процесса у слушателей, обучающихся по специальности — ПОНБ, с целью формирования профессиональных компетенций и для подготовки к сдаче итоговой аттестации а также описывается методика проведения итоговой государственной аттестации в новом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алла Сергеевна Есина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINAL STATE CERTIFICATION OF THE UNIVERSITY STUDENTS: A NEW FORMAT (POSITIVE EXPERIENCE IN THE DEPARTMENT OF PRELIMINARY INVESTIGATION)

Аnalyzes the organization of the educational process in students majoring in PONB, in order to form professional competencies and to prepare for the delivery of the final certification and describes the methodology of the final state certification in the new format.

Текст научной работы на тему «Итоговая государственная аттестация слушателей университета: новый формат проведения (положительный опыт по кафедре предварительного расследования)»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10051 © АС. Есина, 2018

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА: НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПО КАФЕДРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ)

Алла Сергеевна Есина,

начальник кафедры предварительного расследования ФГКОУ ВО, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется порядок организации учебного процесса у слушателей, обучающихся по специальности — ПОНБ, с целью формирования профессиональных компетенций и для подготовки к сдаче итоговой аттестации а также описывается методика проведения итоговой государственной аттестации в новом формате.

Ключевые слова: учебный процесс, итоговая государственная аттестация, специальность — правовое обеспечение национальной безопасности, слушатели (обучающиеся), учебные дисциплины.

THE FINAL STATE CERTIFICATION OF THE UNIVERSITY STUDENTS: A NEW FORMAT (POSITIVE EXPERIENCE IN THE DEPARTMENT OF PRELIMINARY INVESTIGATION)

Alla S. Esina,

Head of the Department of preliminary investigation of FGKOU IN, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Analyzes the organization of the educational process in students majoring in PONB, in order to form professional competencies and to prepare for the delivery of the final certification and describes the methodology of the final state certification in the new format.

Keywords: educational process, final state certification, specialty-legal support of national security, students (students), academic disciplines.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Есина А.С. Итоговая государственная аттестация слушателей университета: новый формат проведения (положительный опыт по кафедре предварительного расследования). Вестник экономической безопасности. 2018;(4):262-4.

С 2003 года Россия была признана полноправным членом Болонского процесса1 среди сорока европейских государств. С 2007 года в Федеральные законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были внесены существенные изменения. Федеральный закон «Об образовании» (ст. 13) предписывает высшим учебным заведениям при реализации образовательных программ использовать различные образовательные технологии. Главной целевой установкой при реализации образовательных программ сегодня является формирование у обучающихся компетенций (общекультурных и профессиональных). При этом под термином компетенция предлагается по-

1 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования стран Европы была подписана совместная декларация о системе высшего образования современной Европы.

262_ - Вестник экономич

нимать способность выпускника не только обладать совокупностью теоретических знаний, но и комплексно применять эти знания в своей будущей профессии, обладать и применять на практике те умения и навыки, в том числе и личностные качества, которые позволят достойно выполнять служебные обязанности в рамках избранной профессии.

Действующие образовательные стандарты предъявляют особые требования к выпускнику высшего учебного заведения. Курсант должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить, быть готовым к выполнению служебной задачи в любых условиях и ситуациях.

Современное развитие системы высшего образования требует качественно новых подходов к организации учебного процесса. Необходимо найти такие формы обучения, использование которых

:кой безопасности - № 4 / 2018

способствовало бы подготовке действительно высококвалифицированных специалистов. Такие же высокие требования предъявляются сегодня и к итоговой аттестации обучающихся. Выпускники университета должны продемонстрировать способность решать оперативно-служебные задачи, поставленные перед ними в рамках избранной специальности. Особенно злободневно звучит вопрос: готовы ли наши выпускники к будущей профессиональной деятельности, владеет ли наш выпускник теми необходимыми навыками и умениями, той совокупностью теоретических и практических знаний которые позволят ему качественно и добросовестно исполнять служебные обязанности?

Кафедра предварительного расследования в большей степени проводит занятия с курсантами Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования, обучающихся по специальности — правовое обеспечение национальной безопасности, узкая специализация — предварительное следствие (дознание). Следователь (дознаватель) сегодня это специалист, который умело ориентируется в условиях меняющейся правовой действительности, умеет правильно выбрать и применить именно тот алгоритм действий, который будет наиболее целесообразен и эффективен в конкретной практической ситуации, специалист, умеющий комплексно применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Итоговый государственный экзамен — это тот рубеж, который позволит проверить сформирован-ность необходимых навыков, знаний и умений, то есть фактически проверить выпускников на готовность достойно выполнять свой служебный долг по избранной специальности.

Однако прежде чем говорить о итоговом экзамене, необходимо отметить, что организация всего учебного процесса в университете построена таким образом, что поставленная задача — подготовить специалиста к будущей профессии и службе в системе органов внутренних дел — решается все 5 лет обучения: постепенно и планомерно. Система образования в целом построена таким образом, что представляет собой последовательное усвоение слушателями основных правовых институтов тех учебных дисциплин, которые сменяют друг друга на различных этапах обучения курсанта. Предпо-

лагается, что к концу обучения, полученные теоретические знания должны преобразоваться в некую систему, синтезироваться в умах наших курсантов и сформировать у них необходимые компетенции. Следует признать оптимальным и перечень учебных дисциплин, определенный учебными планами для различных годов набора, что позволяет в конце обучения требовать от курсантов демонстрации тех умений, навыков и знаний, которые они получили.

Например, на старших курсах обучения изучаются комплексные дисциплины специализации. Кафедрой предварительного расследования преподаются такие специализированные дисциплины как «Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», «Расследование преступлений против личности и собственности», «Расследование ДТП», «Расследование преступлений совершенных несовершеннолетними», «Расследование преступлений в сфере экономики»; кафедрой криминалистики преподается дисциплина «Практикум по производству следственных действий», «Работа со следами преступлений. Практикум», кафедрой уголовного права преподается: «Практикум по квалификации отдельных видов преступлений», «Актуальные проблемы уголовного права».

Помимо дисциплин специализации активно используются в учебном процессе активные виды занятий, такие как ролевые игры, занятия на криминалистических полигонах, где обучающимся имитируется обстановка места совершения преступления, занятия в компьютерных классах. Огромную роль в становлении будущих специалистов играет ознакомительная практика (на 3 курсе обучения) и организация преддипломной практики (стажировки) в практических подразделениях органов расследования (на 5 курсе), участие в проведении аудиторных занятий сотрудников практических подразделений различных служб с учетом специальности обучающихся.

Такой подход позволяет сформировать у обучающихся необходимый набор компетенций (общекультурных и профессиональных).

Наш университет всегда ориентирован на подготовку специалистов, которые необходимы подразделениям органов предварительного расследования. Так, в 2008 году был создан факультет подго-

№ 4 / 2018

Вестник экономической безопасности

263

товки дознавателей, выпускники которого успешно работают в службе дознания. С 2015 года в соответствии с образовательными программами в рамках специальности ПОНБ предусмотрена подготовка специалистов по узкой специализации — расследование преступлений экономической направленности. Именно для обучающихся по данной специальности учебными планами предусмотрено в большем количестве часов изучение экономических дисциплин, с тем, чтобы сформировать у будущих следователей не только знания по юридическим дисциплинам, но и по учебным предметам эконмического блока. Предусмотрено изучение и межкафедральных дисциплин, таких как, например, «Выявление и расследование преступлений экономической направленности», которая преподается профессорско-преподавательским составом кафедры предварительного расследования и кафедры финансов и экономического анализа.

Сказанное свидетельствует о той планомерной и кропотливой работе, которую ведет профессорско-преподавательский состав университета с тем, чтобы подготовить действительно знающего специалиста, обладающего всей политрой необходимых ему знаний и умений.

Таким образом, на итоговой государственной аттестации задача преподавательского состава состоит в том, чтобы создать условия для проверки эффективности обучения, оценить его результаты.

Проведение ИГА в виде междисциплинарных учений это, безусловно, новый формат проведения государственного экзамена. Но именно такая форма (или процедура) итогового экзамена позволяет проверить сформированность компетенций, наличие навыков универсальности, способности к интердисциплинарным решениям.

Экзамен состоит из двух этапов. В экзаменационной комиссии участвуют представители нескольких кафедр: уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, предварительного расследования. В качестве членов комиссии принимают участие и представители органов предварительного расследования. Группа слушателей делится на две подгруппы. На одном из этапов демонстрируются знания по дисциплинам «Уголовное право» и «Уголовный процесс». На другом этапе, находясь на рабочих местах криминалистического полигона, обучающиеся сдают экзамен по дисциплинам «Криминалистика»

и «Предварительное расследование». Каждому обучающемуся в соответствии с номером экзаменационного билета достается практическая фабула, для решения которой слушатель проходит в соответствующее рабочее место на криминалистическом полигоне, где самостоятельно, имитируя себя в должности следователя (дознавателя) выполняет различные задания. Задания разработаны таким образом, чтобы слушатель смог продемонстрировать все полученные знания, умения и навыки, необходимые ему для будущей профессии: определить квалификацию и дать уголовно-правовую характеристику преступного деяния, составить процессуальный документ, оформляющий решение субъекта расследования о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении, оценить ситуацию с точки зрения соответствия действий должностных лиц требованиям уголовно-процессуального закона, составить процессуальный документ, произвести осмотр места происшествия, обнаружить следы, зафиксировать их в протоколе, грамотно составить план подготовки к производству следственного действия и т.д.

По окончанию всех действий курсант сдает комплект своих документов комиссии. Собрав документы от всех экзаменуемых, комиссия начинает работу по оценке результатов, для чего члены комиссии используют специально разработанные критерии оценки, которые имеются для каждого задания.

Представляется, что такой объективный подход к проверке знаний на итоговой аттестации, действительно создает условия для того, чтобы каждый выпускник смог продемонстрировать и доказать способность к будущей профессии.

Нужно ли совершенствовать процедуру проведения ИГА в Университете? Конечно нужно. С каждым годом у членов комиссий нарабатывается определенный опыт, формируются предложения по изменению практических заданий, предложения по процедуре экзамена. Гибкость и способность к совершенствованию — качества свойственные организации учебного процесса в Университете. Главное, что профессорско-преподавательский состав в таком формате проведения итоговой государственной аттестации видит положительный эффект своей работы, а при получении положительных отзывов от практических сотрудников — есть основания для гордости за результаты своего труда.

264

Вестник экономической безопасности

№ 4/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.