Научная статья на тему 'Интегративный компонент учебных достижений как один из критериев оценки выпускника'

Интегративный компонент учебных достижений как один из критериев оценки выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / FINAL STATE ASSESSMENT / STATE EXAMINATION COMMISSION / INTEGRATIVE COMPONENT / EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / INTEGRITY OF THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

В статье исследуются вопросы совершенствования процедуры аттестации и повышения качества процесса обучения. Интегративный компонент учебных достижений рассматривается как один из критериев оценки выпускника, формирующийся на протяжении всего обучения и име-ющий определенные особенности при аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrative component of educational achievements as one of the criteria for evaluation of graduate

The article examines the issues of improving the quality of education in areas of improvement of the procedures for the certification and learning process. The integrative component of educational achievements is considered as one of the evaluation criteria of the graduate, emerging throughout the training and have specific features for certification.

Текст научной работы на тему «Интегративный компонент учебных достижений как один из критериев оценки выпускника»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: zatolokin09@rambler.ru)

Интегративный компонент учебных достижений как один из критериев оценки выпускника

В статье исследуются вопросы совершенствования процедуры аттестации и повышения качества процесса обучения. Интегративный компонент учебных достижений рассматривается как один из критериев оценки выпускника, формирующийся на протяжении всего обучения и имеющий определенные особенности при аттестации.

Ключевые слова: качество образования, итоговая государственная аттестация, государственная экзаменационная комиссия, интегративный компонент, учебные достижения, целостность процесса обучения.

A.A. Zatolokin, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@rambler.ru

The integrative component of educational achievements as one of the criteria for evaluation of graduate

The article examines the issues of improving the quality of education in areas of improvement of the procedures for the certification and learning process. The integrative component of educational achievements is considered as one of the evaluation criteria of the graduate, emerging throughout the training and have specific features for certification.

Key words: quality of education, final state assessment, state examination commission, integrative component, educational achievements, integrity of the learning process.

Перманентно важной задачей, стоящей перед профессорско-преподавательским составом, является повышение качества образования. Под качеством образования принято понимать комплексную характеристику образовательной деятельности в сфере подготовки специалиста, выражающую степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Применительно к ведомственным вузам МВД России следует отметить, что действующая система контроля качества высшего образования реализуется посредством процедур лицензирования, государственной аккредитации и инспектирования, что позволяет судить о совершенстве образовательного процесса и продуктивности деятельности его субъектов.

В то же время не вызывает сомнения, что качество образования в целом складывается из качества знаний, полученных каждым выпускником. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом оценка качества подготовки слушателя последнего курса осуществляется посредством ито-

говой государственной аттестации. Согласно рабочему учебному плану итоговая аттестация состоит из государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы. Например, для специальности «Правоохранительная деятельность» предусмотрены государственные экзамены по дисциплинам «Уголовное право» и «Административная деятельность полиции».

Иными словами, перед членами государственной экзаменационной комиссии стоит архисложная и архиважная задача: оценить степень достижения планируемых результатов освоения образовательной программы через знание двух дисциплин и защиту выпускной квалификационной работы. То есть ответ слушателя на вопросы билета и дополнительные вопросы должен демонстрировать полное освоение образовательной программы и наличие предусмотренных ею общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Здесь необходим неформальный, творческий подход как к образовательному процессу в целом, так и к процессу государственной аттестации в частности. В связи с этим на первый план выходит инте-

173

гративный компонент учебных достижений как один из критериев оценки выпускника.

Интегративный компонент может проявляться не только в оценке знаний слушателя, но и в подходе к формированию состава государственной экзаменационной комиссии. В качестве положительного примера можно привести опыт работы ГЭК 030505.65 «Правоохранительная деятельность» в Краснодарском университете МВД России, в состав которой вошли специалисты разных отраслей знаний, а именно: заместитель начальника главного следственного управления, старший оперуполномоченный транспортной полиции, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД и заместитель начальника кафедры уголовного процесса. Такой подход отразился на задаваемых дополнительных вопросах, что позволило повысить репрезентативность оцениваемых знаний в различных отраслях права и правоприменительной деятельности. Например, при ответе на вопрос «Организация и правовые основы деятельности подразделений по делам несовершеннолетних» слушатель в качестве дополнительных вопросов получал следующие: «Особенности осуществления следственных действий с участием несовершеннолетних»; «Формы взаимодействия сотрудника ПДН и оперуполномоченного ОУР при раскрытии преступлений, совершенных несовершеннолетними» и пр. Выпускники были оценены по конкретному предмету, также была дана объективная оценка их готовности применять полученные знания в совокупности, реализуя принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса.

Между тем, профессорско-преподавательский состав кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России (далее - кафедры) не останавливается на достигнутом, воплощая в своей работе посылы руководства МВД России к модернизации процесса обучения, обозначенные Дорожной картой дальнейшего реформирования органов внутренних дел [1, с. 75]. Сотрудниками кафедры разработаны задания для проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Правоохранительная деятельность», что позволит проверить не только знания выпускника по отдельным дисциплинам, но и соответствие специалиста требованиям, предусмотренным федеральным го-

сударственным образовательным стандартом по данной специальности.

Однако было бы неверно говорить об ин-тегративном компоненте учебных достижений только с позиций оценки выпускника при аттестации, оставляя без внимания весь предшествующий аттестации процесс обучения. В этой связи кафедрой предпринимаются значительные усилия в целях воссоединения дидактических единиц как по вертикали (через межпредметные (межкафедральные) связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные связи). В частности, по дисциплинам «Основы профессиональной деятельности», «Административная деятельность полиции», «Розыск транспортных средств», «Организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения» практические занятия планируются, разрабатываются и проводятся совместно с представителями иных кафедр (психологии и педагогики, тактико-специальной подготовки, физической подготовки и спорта).

Кроме интеграции на внутрипредметном и междисциплинарном уровне, важное место в процессе подготовки специалиста занимает интеграция с практическими подразделениями полиции. Здесь следует отметить опыт кафедры по проведению учений вне стен университета [2, с. 143]. Так, в ноябре 2013 г. были проведены масштабные как с точки зрения географии, так и по количеству задействованных нарядов учения, которые продемонстрировали полную готовность слушателей Университета к самостоятельной деятельности. Оперативно-тактические учения проходили сразу в трех районах города Краснодара, от ТРЦ «Красная площадь» до административной границы с Республикой Адыгея. В учениях были задействованы: группа немедленного реагирования, следственно-оперативная группа, оперативный штаб, подразделения ДПС, ГИБДД, дежурная часть. Работа слушателей в составе заградительных постов, групп поиска и групп блокирования получила высокую оценку руководства УМВД России по г. Краснодару. Проведение такого рода мероприятий вызвало интерес у представителей СМИ и было освещено ими [3].

Однако следует отметить, что процесс подготовки специалиста, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения, должен носить коллективный характер. У специалиста в сфере ГИБДД не может отсутствовать умение определять подделку в идентификационном номере, способность отграничить административное правонарушение от уголовного престу-

174

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 4 (34)

пления, навык применения физической силы к водителю, оказывающему неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, и пр. Достижение успеха в борьбе с правонарушениями и преступлениями на дорогах, качественное решение задач повседневной деятельности сотрудников ГИБДД возможно лишь при наличии четкого взаимодействия сотрудников различных служб полиции, что может быть достигнуто только при проведении межкафедральных учений по различным оперативно-тактическим планам. Такие учения необходимо проводить в плановом порядке. В целях подготовки и проведения учений обязательно создание рабочей группы, в которую должны входить руководители различных кафедр университета (штаб учений). Задачами рабочей группы являются разработка сценария учений, определение сил и средств, необходимых для проведения учений, вопросы межкафедрального (междисциплинарного) взаимодействия и взаимодействия с практическими подразделениями полиции.

1. Затолокин А.А. Учебный полигон МРЭО: история возникновения, тенденции развития // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 1(23).

2. Богун О.Н., Затолокин А.А. О некоторых вопросах взаимодействия образовательных учреждений и территориальных подразделений МВД России // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., 23 мая 2014 г. Краснодар, 2014.

3. URL: http://youtube.com/ Краснодар+/ново-сти за 18.11.2013.

Таким образом, чтобы оценить рассмотренный нами интегративный компонент в знаниях, умениях и навыках слушателя, необходимо обеспечение следующих условий:

глубокая интеграция образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали;

интеграция усилий академической среды с практикой, а именно отработка полученных знаний в ходе учений, максимально приближенных к реальным условиям;

проведение аттестации не по конкретным дисциплинам, а путем комплексного междисциплинарного экзамена;

наличие определенных требований к составу экзаменационной комиссии (обязательное присутствие практиков и теоретиков из разных отраслей знаний).

Подводя итог, следует отметить, что интегративный компонент учебного процесса требует комплексного подхода, должен формироваться на протяжении всего периода обучения и являться важнейшим критерием оценки выпускника.

1. Zatolokin A.A. Training ground vehicle registration and examination of driving: history, trends of development // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2014. № 1(23).

2. Bogun O.N., Zatolokin A.A. On some issues of interaction between educational institutions and the territorial divisions of the Ministry of the Interior of Russia // Administrative and legal regulation of law enforcement activity: theory and practice: proc. of III All-Russian sci.-pract. conf., May 23, 2014. Krasnodar, 2014.

3. URL: http://youtube.com/ Krasnodar+/news for 18.11.2013.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.