Научная статья на тему 'Обеспечение оценки «Умение-навыковых» компонентов компетенций инспектора по делам несовершеннолетних при проведении итогового междисциплинарного экзамена'

Обеспечение оценки «Умение-навыковых» компонентов компетенций инспектора по делам несовершеннолетних при проведении итогового междисциплинарного экзамена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / COMPETENCE / ABILITY / SKILLS / JUVENILE INSPECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кученин Евгений Сергеевич, Ренкас Елена Владимировна

На примере итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация: социальная педагогика рассматривается применение «кейс-метода» обучения в качестве одной из мер обеспечения практической направленности обучения в образовательных учреждениях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кученин Евгений Сергеевич, Ренкас Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing assessment «ability-skill» competencies inspector on affairs of minors components during final interdisciplinary examination

For example, the final interdisciplinary examination in the specialty 050407.65 Pedagogy and Psychology of deviant behavior, specialization: social pedagogy considered the use of «case method» of learning as one of the measures to ensure the practical orientation of training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Обеспечение оценки «Умение-навыковых» компонентов компетенций инспектора по делам несовершеннолетних при проведении итогового междисциплинарного экзамена»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ «УМЕНИЕ-НАВЫКОВЫХ» КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧКУЧЕНИН,

заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА РЕНКАС,

преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Г.Н. Суслова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На примере итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация: социальная педагогика рассматривается применение «кейс-метода» обучения в качестве одной из мер обеспечения практической направленности обучения в образовательных учреждениях системы МВД России.

Ключевые слова: компетенция, умения, навыки, инспектор по делам несовершеннолетних.

Annotation. For example, the final interdisciplinary examination in the specialty 050407.65 Pedagogy and Psychology of deviant behavior, specialization: social pedagogy considered the use of «case method» of learning as one of the measures to ensure the practical orientation of training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: competence, ability, skills, juvenile inspector

Современные направления совершенствования образовательного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования системы МВД России в целом, и Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в частности обусловлены двумя взаимосвязанными обстоятельствами.

С одной стороны, — дальнейшее внедрение в систему профессионального образования компе-тентностной модели, заключающейся в ориентации процесса обучения на формирование у курсантов и слушателей комплекса общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных (ПСК) компетенций, которые в конечном итоге определяют профессиональную компетентность выпускника учебного заведения, выражающуюся в наличии у него необходимых для дальнейшего и успешного прохождения службы личных и деловых качеств.

С другой стороны, — безусловная необходимость обеспечения практической направленности подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования, которая предопределяет сосредоточение внимания на формировании именно «умение-владениевых» компонентов компетенций, что подтверждается наличием соответствующего запроса заказчиков подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России — территориальных органов МВД России.

В системе МВД России применяется широкий спектр средств и методов обеспечения практикоо-риентированной подготовки кадров: традиционных, например таких, как включение в программу обучения различных видов учебных и производственных практик, которые преимущественно проводятся в подразделениях территориальных органов МВД России, приглашение для участия в проведении

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

занятии, прежде всего практических, сотрудников территориальных органов МВД России и достаточно новых — проведение практических занятий в форме деловых игр, включение в программу обучения специальных курсов «Учения», приглашение представителей практических органов для участия в проведении зачетов и экзаменов как текущих, так и итоговых, введение в рабочие учебные планы междисциплинарных курсов, разработка и апробация экспериментальных курсов с использованием развивающейся полигонной базы.

Следующим этапом в придании процессу обучения прикладной практической направленности должна стать организация проведения междисциплинарных итоговых экзаменов в том числе с использованием полигонной базы, нацеленных на выявление наличия у выпускника именно «умение-владениевых» компонентов компетенций.

Необходимо отразить содержание новой концепции итоговой государственной аттестации (ИГА). Используя современную терминологию, можно сказать, что целями ее проведения является определение уровня сформированности у выпускника предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по соответствующей специальности (направлению подготовки) общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Традиционно в образовательных учреждениях МВД России итоговая государственная аттестация включала в себя сдачу государственных экзаменов по профилирующим дисциплинами (иногда — междисциплинарных) с подготовкой и защитой дипломной работы или без таковой. Практическая составляющая экзамена состояла, главным образом, в подготовке экзаменуемым решения практической задачи, помимо подготовки ответа на вопросы экзаменационного билета в процессе сдачи того или иного экзамена.

Таким образом, различные составляющие ИГА — и подготовка дипломной работы, и государственные экзамены в большей степени нацелены на определение «знаниевых» компонентов, поскольку даже решение практического задания показывает в большей степени то, насколько выпускник теоретически готов к выполнению служебных обязанностей, и полного представления экзаменаторов

о наличии реально необходимых умений и навыков не обеспечивает.

Эта методика проведения ИГА, по нашему мнению, не полностью соответствует современным требованиям к уровню практикоориентированной подготовки специалистов в образовательных учреждениях системы МВД России, что подтверждается отзывами заказчиков подготовки кадров — выпускники, как правило, обладают необходимыми теоретическим познаниями, но не умеют их применять в условиях реальной оперативно-служебной деятельности служб и подразделений территориальных органов МВД России.

Предлагаемая концепция в значительной мере отличается методами контроля готовности выпускника к самостоятельной работе и состоит в следующем.

Современными действующими ФГОСами предлагается оперировать не столько самими компетенциями, сколько их наполнением. Имеются в виду такие взаимосвязанные и неразрывные компоненты компетенций, как знания, умения и владения, которыми должен обладать курсант/слушатель после завершения процесса обучения.

Контроль теоретической подготовки выпускника, т.е. обладание им необходимыми для выполнения служебных обязанностей знаний, как и прежде, обеспечивается подготовкой и защитой обучаемым выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Основные изменения относятся к содержанию экзамена. Предлагается проведение комплексного междисциплинарного экзамена, целиком состоящего из решения экзаменуемым практических заданий, отражающих все основные, определенные ФГОСом, направления его будущей профессиональной деятельности в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, в которой работают сотрудники полиции.

В основе организации проведения такого экзамена лежит определение близких по своему содержанию групп профессиональных задач, готовность к решению которых должен продемонстрировать выпускник, освоивший программу обучения, и поэтапная оценка экзаменационной комиссией взаимосвязанных в рамках данного направления деятельности умений и владений выпускника.

Если говорить об итоговом междисциплинарном экзамене по направлению подготовки (специально-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти) 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация — социальная педагогика, то необходимо отметить специфику будущей служебной деятельности обучающихся по данной специальности, поскольку именно она определяет как его (экзамена) организацию, так и его содержание.

Прежде всего отметим, что заказчики подготовки кадров по данной специальности планируют назначение наших выпускников на должности в подразделениях по делам несовершеннолетних, т.е. образовательные учреждения МВД России готовят будущих инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних (инспекторов ПДН) или, как их еще называют, детских работников полиции.

Специфика их будущей служебной деятельности определена задачами, возложенными на подразделения по делам несовершеннолетних ОВД ст. 21 федерального закона от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 и конкретизированными Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации2. Эти задачи вкратце можно отобразить следующим образом:

• проведение профилактической работы с различными категориями несовершеннолетних и взрослых лиц;

• выявление лиц, которые ставят под угрозу нормальное как физическое, так и личностное развитие несовершеннолетних;

• выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск несовершеннолетних;

• рассмотрение обращений о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних и совершенных в отношении несовершеннолетних;

• подготовка и участие в подготовке различного рода материалов в отношении несовершеннолетних и других лиц, связанных с защитой прав несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с другими органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти задачи легко сопоставляются с указанными во

ФГОСе по данной специальности3 обязательными для данной специализации видами профессиональной де-

ятельности выпускника: воспитательная (социально-педагогическая); диагностико-коррекционная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая; педагогическая.

Взаимосвязанный анализ норм федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и положений ФГОС по направлению подготовки (специальности) 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация — социальная педагогика позволяет сделать вывод о том, что выпускник ведомственного образовательного учреждения, освоивший программу специалитета по данной специальности, не получает квалификации юриста, однако должен обладать необходимыми познаниями в области юриспруденции для того, чтобы в дальнейшем реализо-вывать указанные виды профессиональной деятельности, прежде всего — правоохранительную.

Оставляя за рамками настоящей статьи дискуссию о юридической или педагогической природе служебной деятельности инспекторов ПДН4, отметим, что именно этот вывод определяет как организационные, так и содержательные аспекты итогового междисциплинарного экзамена у будущих инспекторов ПДН.

Очевидно, что комплексный междисциплинарный экзамен должен охватить все направления служебной деятельности инспекторов ПДН и должен проводиться несколькими «профильными» кафедрами, которые в процессе обучения обеспечивают формирование у обучающихся профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, указанных в ФГОС и обусловленных спецификой будущей служебной деятельности обучаемого.

Основываясь на изложенном, на примере Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в состав экзаменационной комиссии предполагается включить следующие подкомиссии.

Подкомиссия контроля навыков социально-психологической и педагогической работы в составе педагогических работников кафедр педагогики, психологии и юридической психологии. Целью работы данной подкомиссии — оценка степени готовности экзаменуемого к реализации, прежде всего таких направлений деятельности инспектора ПДН, как воспитательная (социально-педагогическая), диагностико-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

коррекционная, экспертно-консультационная (социально-психологические аспекты) и педагогическая.

Подкомиссия контроля организационно-управленческих навыков и навыков профилактической деятельности в составе педагогических работников кафедр административной деятельности ОВД и криминологии оценивает степень готовности выпускника к реализации, прежде всего, правоохранительной и организационно-управленческой видов деятельности, а также правовых аспектов диагно-стико-коррекционной и экспертно-консультацион-ной деятельности, направленных на профилактику вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и совершаемых в отношении несовершеннолетних.

Подкомиссия контроля навыков правоохранительной деятельности в составе представителей кафедр уголовного права и уголовного процесса осуществляет оценку готовности экзаменуемого, прежде всего, к выполнению деятельности, направленной на защиту несовершеннолетних от преступлений.

Очевидно, степень готовности выпускника к самостоятельной работе невозможно объективно оценить силами одних лишь сотрудников образовательного учреждения. Поэтому, и это требование ФГОС, в работе экзаменационной комиссии должны принимать участие практические работники — представители подразделений ПДН, преимущественно из числа лиц руководящего состава.

Для проведения итогового междисциплинарного экзамена по рассматриваемой специальности организуется 3 учебных места — по числу задействованных в его проведении экзаменационных подкомиссий. На первом этапе группа экзаменуемых делится, соответственно, на 3 подгруппы для каждой из которых определяется учебное место. Также определяется последовательность прибытия подгрупп на учебные места по принципу «карусели», т.е. подгруппы в течение времени, отведенного для проведения экзамена, проходят все учебные места, последовательно заменяя друг друга.

Работа подкомиссий должна быть организована таким образом, чтобы на каждой «учебной точке» подгруппа находится не более 2 час.

Кафедры, задействованные в проведении экзамена, разрабатывают необходимое количество экза-

менационных билетов в соответствии с направленностью работы подкомиссии, отражающих соответствующие направления деятельности инспектора ПДН, каждый из которых включает в себя:

• фабулу (условия задания, исходные данные) по отдельному направлению деятельности инспектора ПДН и в соответствии с профилем деятельности кафедры;

• комплексные интегрированные практические задания, оценка выполнения которых позволит оценить уровень (степень) сформированности ПК и ПСК в соответствии с профилем деятельности кафедры.

• справочную информацию по фабуле экзаменационного билета.

Для выполнения практических заданий экзаменуемому предоставляются необходимые справочные материалы, нормативные правовые акты, бланки процессуальных и служебных документов.

Например, экзаменационные билеты подкомиссии в составе сотрудников кафедр административной деятельности ОВД и криминологии подразумевают последовательное выполнение заданий:

• дать социально-правовую оценку ситуации, согласно предложенной фабулы;

• на основе произведенной экзаменуемым квалификации деяния или социально-правовой оценки ситуации, определить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать инспектору ПДН для разрешения предложенной ситуации. Другими словами — разработать алгоритм действий;

• в зависимости от предложенной фабулы, подготовить на бланке установленного образца какой-либо служебный документ, из числа документов, составление которых предполагается при реальном разрешении инспектором ПДН ситуации, подобной изложенной в фабуле. Задания могут быть усложнены за счет изменения вида служебного документа, который необходимо подготовить в процессе подготовки ответа. Например, экзаменуемому может быть предложено подготовить проект заключения проверки по условиям задачи. Эффективность проверки готовности выпускника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей при этом только возрастет, однако работу экзаменуемого необходимо соответствующим образом обеспечить: оборудовать рабо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

чее место компьютером и предоставить справочные данные в необходимом объеме5.

Общая оценка по результатам комплексного экзамена выставляется путем суммирования баллов, полученных экзаменуемыми на каждой из «учебных точек» и не превышает заранее определенного числа баллов, например — 100 балов.

Общее количество баллов распределяется между подкомиссиями, каждая из которых на закрепленной «учебной точке» оценивает уровень сформированно-сти ПК и ПСК экзаменуемого в пределах выделенного лимита баллов. В свою очередь, лимит баллов, выделенный каждой подкомиссии, распределяется между заданиями экзаменационного билета.

Таким образом, экзаменуемый, последовательно выполняя задания экзаменационных билетов на каждой «учебной точке», получает определенное количество баллов, суммируемых при подведении итогов комплексного экзамена. Полученная сумма баллов является основой для выставления итоговой оценки.

Необходимо несколько подробнее рассмотреть вопрос участия «практиков» в проведении междисциплинарного итогового экзамена.

Все последние решения Министерства образования и науки Российской Федерации содержат требования о расширенном участии практических работников в процессе подготовки кадров для всех без исключения отраслей народного хозяйства. Это требование также относится и к участию практиков в работе государственных аттестационных комиссий.

Участие практиков в образовательном процессе требует наличия необходимых для этого ресурсов как временных и кадровых — это наличие специалистов требуемого профессионального уровня, которые будут участвовать в проведении государственных экзаменов с отрывом от своей основной деятельности, так и материальных — работа «практиков» должна оплачиваться. Очевидно, требуется принятие ряда соответствующих организационно-правовых мер, направленных на решение указанных проблем.

Образовательные учреждения системы МВД России находятся в более выгодном положении, поскольку и «практики» — сотрудники, состоящие в штате территориальных органов МВД России, и педагогические работники образовательных учреждений системы МВД России, подчинены одному руководству и есть необходимые для обеспечения

участия практиков в работе государственных аттестационных комиссий административные рычаги.

Однако, данное обстоятельство не исключает, по нашему мнению, необходимости внесения соответствующих изменений в ведомственные нормативные правовые акты системы МВД России, регламентирующие взаимодействие образовательных учреждений МВД России с заказчиками подготовки кадров — территориальными органами МВД России, или, как минимум, внесения соответствующих изменений в соглашения о сотрудничестве между указанными субъектами подготовки кадров в системе МВД России.

Нет сомнений в том, что данные меры будут приняты и, поэтому, территориальным органам МВД России в будущем при планировании своей деятельности необходимо также учитывать работу подчиненных сотрудников в составе государственных аттестационных комиссий по приему выпускных экзаменов у выпускников ведомственных образовательных учреждений.

Безусловно, для оценки эффективности реализации новой концепции итоговой государственной аттестации необходима ее апробация, однако предложенный подход к организации проверки готовности выпускников образовательных учреждений системы МВД России к самостоятельной работе отличается новизной и заслуживает внимания.

1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.

2 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2014 г. № 31238) // БНА ФОИВ. 2014. № 11.

3 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 24 декабря

2010 г. № 2062 (ред. от 31 мая 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля

2011 г. № 19835) // БНА ФОИВ. 2011. № 14.

4 Существуют разные взгляды на содержание образовательной программы подготовки в образовательных учреждениях системы МВД России сотрудников полиции для дальнейшего прохождения службы в должностях сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. См., например, Дорошенко О.М. роль личности в обеспечении правового регулирования профессиональной компетенции сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. // Административное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 51—53.

5 Фактически предлагается адаптация кейс-метода обучения к учебному процессу образовательных учреждений системы МВД России. Подробнее о кейс-методе (метод кейсов) см., например, Дер-качА.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4. С. 22—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.