Научная статья на тему 'Профессиональные затруднения сотрудников ПДн во взаимодействии с семьями группы риска'

Профессиональные затруднения сотрудников ПДн во взаимодействии с семьями группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
641
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЗАТРУДНЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРУППА РИСКА / ОFFICER JUVENILE / DIFFICULTIES / COMPETENCES / FAMILY / COOPERATION / GROUP OF RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Курипченко Юлия Игоревна

Раскрывается понятие профессиональных затруднений сотрудника ПДН во взаимодействии с семьями группы риска, описывается результаты проведенного исследования по выявлению сотрудниками ПДН трудностей взаимодействия с семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Курипченко Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DIFFICULTIES OF JUVENILE AFFAIRS OFFICERS IN COLLABORATION WITH AT-RISK FAMILIES

The article is devoted to the notion of professional difficulties of employee personal data in collaboration with at-risk families. The article describes the results of the study to identify self-assessment of employee personal data in the difficulties of interaction with families.

Текст научной работы на тему «Профессиональные затруднения сотрудников ПДн во взаимодействии с семьями группы риска»

УДК 159.922 ББК 74.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПДН ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА

ИННА СЕРГЕЕВНА СКЛЯРЕНКО,

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: ic-k@mail.ru; ЮЛИЯ ИГОРЕВНА КУРИПЧЕНКО, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: GHart2@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Рецензент: доктор педагогических наук И.В. Ульянова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается понятие профессиональных затруднений сотрудника ПДН во взаимодействии с семьями группы риска, описывается результаты проведенного исследования по выявлению сотрудниками ПДН трудностей взаимодействия с семьями.

Ключевые слова: сотрудник по делам несовершеннолетних, затруднения, компетенции, семья, взаимодействие, группа риска.

Abstract. The article is devoted to the notion of professional difficulties of employee personal data in collaboration with at-risk families. The article describes the results of the study to identify self-assessment of employee personal data in the difficulties of interaction with families.

Keywords: оfficer juvenile, difficulties, competences, family, cooperation, group of risk.

В последние годы, по данным генеральной прокуратуры Российской Федерации, число нарушений, допущенных подразделениями по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) сохраняется на высоком уровне. Эти подразделения призваны не только пресекать преступления несовершеннолетних, но и предупреждать их, осуществляя комплекс профилактических мер, в отношении самих несовершеннолетних и их семей. Однако прокурорами, осуществляющими надзор за ПДН, было выявлено нарушений в 2011 году — 34 046, а в 2013 году — 38 1471.

Выделим основные их виды. Во-первых, должностные лица органов внутренних дел профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями, состоящими на учете, проводят нерегулярно,

несистемно, непоследовательно, а порой и просто формально. Во-вторых, не отвечает предъявляемым требованиям деятельность инспекторов ПДН по выявлению детского неблагополучия, семей, находящихся в социально опасном положении. В-третьих, сотрудники ПДН зачастую не принимают меры по информированию органов опеки и попечительства о безнадзорности несовершеннолетних при наличии информации о факте ухода из дома и проживания у посторонних лиц. В-четвертых, отсутствует взаимодействие между ПДН и образовательными организациями, в результате чего несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи, остаются вне поля зрения социальных педагогов. В-пятых, отсутствует в полном объеме учетно-профилактическая документация на несовершеннолетних, их родителей

(карточек, дел, планов индивидуально-профилактической работы, сведений о проведении мероприятий и др.).

Приведенные факты нарушений допускающих сотрудниками ПДН, особенно молодыми, могут быть связаны и с профессиональными затруднениями, возникающими в процессе несения службы. В свою очередь, затруднения, с которыми сталкивается молодой сотрудник ПДН, напрямую зависят от качества их профессиональной подготовки. Решение обозначенной проблемы нам видится в формировании профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация «Социальная педагогика».

Основой профессиональной деятельности сотрудников ПДН является — предупреждение и пресечение правонарушений, антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью и т.д. Ответственность за успешное выполнение этих задач и реализацию других направлений профессиональной деятельности, касающихся работы с несовершеннолетними, лежит на подразделениях по делам несовершеннолетних (инспекторах ПДН). Организация деятельности инспекторов ПДН регламентируется Приказом № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»2; Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 23 ноября 2015 г.)3.

Профессиональная деятельность сотрудников ПДН также исходит из совокупности требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), включающим различные группы компетенций: общие, профессиональные, специальные4.

Сегодня компетентностный подход является доминирующим в мировой образовательной практике. Необходимость его использования в конструировании содержания профессионального образования возникла в связи с попыткой отобрать способы де-

ятельности, которыми должны овладеть будущие специалисты.

Особенность компетентностного подхода, заключающаяся в том, что он призван устранить разрыв между знаниями и умениями, которые человек получает в результате обучения, и возможностью их применения на практике, в реальной профессиональной среде. С точки зрения академика А.М. Новикова, компетентностный подход позволяет перейти от его ориентации на воспроизведение знаний к их применению и организации, т.е. от «знаниевой» образовательной парадигмы к «деятельностной», что предполагает совершенно иначе строить цели и содержание образования5.

По утверждению З.В. Якимовой, В.И. Николаевой в мировой профессиональной среде многообразие понимания сущности компетенций может быть условно сведено к двум основным позициям: поведенческой (американской) и функциональной (европейской)6.

Американская (поведенческая) позиция рассматривает компетенции как описание поведения сотрудников; определяет «что и как» должен делать сотрудник (поведенческие индикаторы), чтобы достичь наивысшей эффективности в работе. Компетенции, согласно американского позиции, — это основные характеристики сотрудника, дающие возможность ее обладателю показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться полезных результатов в работе.

В Европейской (функциональной) позиции «компетенция» рассматривается как способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Эта позиция сосредоточена на описании рабочих задач, функций и ожидаемых результатов, определении стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником. Так, в материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996 г.), компетенцию специалиста предлагалось понимать, как его общую способность мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий (С.Е. Шишов)7.

В отечественной практике компетенции рассматриваются как: нормативное требование к об-

разовательной подготовке учащегося, выполнение которого должно обеспечить его компетентность в определенной деятельности (Н.В. Кузьмина, В.М. Шепель)8; сочетание знаний, умений и опыта, обеспечивающее способность решать практические задачи в различных сферах (И.С. Сергеев, В.И. Блинов)9; общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий; способность человека реализовать на практике свою компетентность (Э.Ф. Зеер)10. И.А. Зимняя выделяет важную составляющую компетенции — деятельностное умение, включающее навык, т.к. овладение компетенцией предполагает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной практической ситуации11.

Таким образом, с учетом деятельностного характера проявления компетенции ее «ядром» выступает умение (А.В. Баранников, В.А. Ермоленко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Новиков)12.

В построении образовательных стандартов первого и второго поколения основной акцент ставился на традиционную («знаниевую») образовательную парадигму и исследование знаний, умений и навыков, а также рассмотрение профессионально важных качеств.

Целью реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) является овладение обучающимися компетенциями. Под компетенциями здесь понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Из этого понятия следует, что компетенция включает и знания, и умения, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), и социальную адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе), и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели, т.е. выпускника способного самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи13.

Подобное понимание компетенции ни коим образом не противоречит определениям выдвинутым учеными (Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, И.С. Сергеева, В.М. Шепеля и др.), Однако, на наш взгляд, здесь слабо учитывается точка зрения И.А. Зимней о включении в понятие компетенции, среди прочего, навыка — умения доведенного до автоматизма, что возможно только на практике.

Опора в исследовании на компетентностный подход позволяет нам обеспечить приближение результатов профессионального образования сотрудников правоохранительных органов к непрерывно меняющимся потребностям личности, общества, производства.

Кроме того, опираясь на мнение А.В. Баранникова, который считает, что в рамках компетент-ностного подхода содержание образования может быть представлено в виде совокупности компетенций, определенных образовательным стандартом, а оценкой знаний выпускников образовательных организаций становится оценка их компетентности. То есть, овладение необходимыми компетенциями, умениями, мы обосновали как критерии профессионала14, способного самостоятельно справиться с возникшими профессиональными затруднениями.

Нужно заметить, что именно овладение компетенциями лежит в основе как профессиональной подготовки в образовательной организации, так и в основе профессиональной деятельности сотрудников ПДН. Несмотря на четкую регламентацию деятельности сотрудников ПДН (права, обязанности, органы взаимодействия, совокупность требований) возникают определенные профессиональные затруднения. Особо следует выделить проблемы взаимодействия сотрудников ПДН с семьями группы риска15.

В процессе исследования нами была разработана анкета, которая позволила выявить затруднения, возникающие у молодых сотрудников в процессе работы с семьями группы риска. Вопросы анкеты, выявляющие затруднения, соотносились с профессиональными компетенциями, прописанными в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения»16, специализация «Социальная педагогика». Такой подход нами выбран не случайно, выявление про-

фессиональных затруднений сотрудников ПДН позволило определить уровни овладения соответствующими компетенциями: недостаточный, средний, достаточный. Причем, эти уровни определялись с точки зрения сотрудника, он сам оценивал, насколько ему хватает сформированных способностей для осуществления тех или иных профессиональных действий.

Представим краткий анализ результатов проведенного исследования.

В анкетировании участвовали инспектора ПДН города Москвы и Московской области преимущественно женского пола, имеющие высшее образование, в возрасте от 23 до 25 лет, с общим стажем службы от 5 до 15 лет, стажем работы в ПДН от 0,5 года до 5 лет.

В вопросе, касающемся затруднений о предупреждении попадания благополучной семьи в группу социального риска (или ухудшения социального состояния у семьи, уже состоящей в группе социального риска) 100% респондентов отметили, что испытывают сложности. Все опрошенные сотрудники ПДН связывают это затруднение с недостатком времени для наблюдения за всеми семьями. 66,6% отмечают, что семья не желает контактировать со специалистом. Среди других причин названа причина возросшей нагрузки на одного инспектора.

Возникновение затруднений в выявлении семьи группы социального риска также испытывают 100% опрошенных. 33,3% связывают это с отсутствием диагностического аппарата. 66,6% объясняют это затруднение невозможностью установления контакта с семьей. 33,3% отмечают, сложность диагностического аппарата, требующего больших временных затрат. Среди иных причин указывают большое количество семей попадающих в группу риска по причине сложного материального положения. Указанный факт способствует увеличению профессиональной нагрузки, а значит, часто и снижению качества работы.

Вопрос, об определении причин социального неблагополучия семей группы риска показал, почти 70% респондентов испытывают здесь затруднения. 33,3% связывают эти затруднения с отсутствием диагностического аппарата (методик, анкет, др.). 33,3% говорят о том, что для проведения

качественной диагностики требуется очень много времени и часто этим временем инспектор не располагает. 67% респондентов отметили затруднения в установлении контакта с семьей и «маскировку ею проблем».

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить профессиональные затруднения молодых сотрудников отделов ПДН, возникающие в процессе практической деятельности, с семьями выделенной категории. К ним, прежде всего, относятся: предупреждения попадания благополучной семьи в группу социального риска (или ухудшения социального состояния у семьи, уже состоящей в группе социального риска); выявления семьи группы социального риска; выявления причин социального неблагополучия семей группы риска.

Анализ анкетирования позволил определить уровень овладения сотрудниками ПДН соответствующих компетенций, выделенных в ФГОС ВПО. Так, вопрос, касающийся затруднений относительно предупреждения попадания благополучной семьи в группу социального риска, показал, что практически у 100% респондентов недостаточно сформированы профессиональные компетенции правоохранительной деятельности ПК-15 и ПК-16. Где, ПК-15 представляет собой способность выявлять лиц, совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, в том числе родителей и их законных представителей, которые не исполняют свои обязанности; в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством. ПК-16 характеризуется как способность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, в том числе родителей и их законных представителей, а также в отношении родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности, отрицательно влияющих на их поведение, осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Уровень овладения инспекторами ПДН, участвующими в исследовании, этими компетенциями недо статочный.

Вопрос о затруднениях в выявлении семей группы социального риска продемонстрировал, что у 100% опрошенных инспекторов ПДН на недостаточном уровне сформированности находится профессиональная компетенция диагностико-кор-рекционной деятельности ПК-9 (способность выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних).

Вопрос анкеты о затруднениях в определении причин социального неблагополучия семей группы риска констатировал недостаточный уровень сфор-мированности профессиональной компетенции диагностико-коррекционной деятельности ПК-10 у 66.6% (способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, причины социального неблагополучия семьи, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка) и другие проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношений). 33.3% респондентов считают, что их уровень сформиро-ванности указанной компетенции достаточный для практической деятельности.

Недостаточный уровень сформированности ряда профессиональных компетенций ПК-15, ПК-16, ПК-9, ПК-10 у инспекторов ПДН отражается на качестве их служебной деятельности во взаимодействии с семьями группы социального риска. Так, например, несформированность способности выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних (ПК-9) приведет к тому, что несовершеннолетние, нуждающиеся в оперативном корректировании отклоняющего поведения, своевременно не попадут в поле зрения сотрудников ПДН, и их девиантное поведение будет только усугубляться.

Проведенное исследование раскрывает не только профессиональные затруднения практических сотрудников ПДН во взаимодействии с семьями группы риска, но и причины этих затруднений. Особо следует обратить внимание на низкий уровень сформированности некоторых профессиональных компетенций, указывающих на необходимость совершенствования подготовки будущих сотрудников ПДН в образовательных организациях системы МВД России.

В целях формирования перечисленных профессиональных компетенций в содержание семинарских и практических занятий таких дисциплин как «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания» «Методика и технология работы социального педагога», «Коррекционная педагогика», предусмотренных учебным планом, мы включаем проблематику работы с семьей группы социального риска. Рассматриваются различные виды социально-педагогической деятельности в работе с семьями группы социального риска: диагностическая, профилактическая коррекционная. Особое значение при этом имеет овладение будущими сотрудниками ПДН инновационными методами работы с семьями группы социального риска.

В этом смысле интерес представляет, описанный Е.А. Федотовской17, модернизированный и апробированный нами метод «семенных групповых конференций», представляющий собой эффективный метод работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, в основе которого лежит развитие способностей ребенка преодолевать проблемные ситуации, взаимодействуя с ближайшим окружением.

Семейная групповая конференция — это встреча членов семьи, близких ей людей и специалистов. В группу участников конференции входят: заявитель-референт, независимый координатор, независимый ведущий, специалисты. Заявитель-референт (социальный педагог, классный руководитель, специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектор ПДН) — в процессе работы с семьей инициирует проведение семейной групповой конференции, обращаясь с просьбой к независимому координатору. Независимый координатор — подбирает семье независимого ведущего, отвечающего потребностям семьи группы социального риска. Независимый ведущий (социальный педагог, инспектор ПДН) готовит семейную групповую встречу, собирая вместе всех заинтересованных людей — членов семьи, представителей социального окружения, специалистов социальных, правовых, административных служб. Его задача заключается в мобилизации всех ресурсов семьи и приглашение специалистов. Он является ключевой фигурой в прове-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

дении семейной групповой конференции и должен владеть методами разрешения конфликта, обладать навыками общения и проведения переговоров, верить в потенциал семьи. Приглашенными специалистами могут быть учителя-предметники, работники разных служб, отделов администрации города, сотрудники различных органов, организаций и учреждений, имеющие возможность оказать семье группы риска услуги в разрешении возникших проблем.

По методу семейной конференции семья группы риска рассматривается не как семья, нуждающаяся в помощи, а как семья, которой могут быть полезны услуги школы, служб социальной защиты и органов внутренних дел.

Метод «Семейные групповые конференции» включает три этапа. На первом этапе проведения конференции члены семьи группы риска разъясняют причину встречи. Специалисты предоставляют семье полезную информацию, объясняют, какие услуги могут ей оказать. На втором этапе члены семьи, используя полученную от специалистов информацию без посторонних, самостоятельно конфиденциально обсуждают свою проблему и варианты ее решения, путем задействования собственных ресурсов. Решение проблемы перестает зависеть от специалистов, а семья берет ответственность за решение собственных проблем. На третьем этапе независимый ведущий и специалисты совместно с семьей одобряют выработанный план действий.

Использование в работе сотрудника ПДН метода «Семейных групповых конференций» создает условия, с одной стороны, для выработки совместных решений в процессе сотрудничества семьи и социальных институтов. С другой стороны, создаются условия для повышения ответственности родителей и детей. Главное назначение этого метода — укрепление семьи, центра воспитания и развития личности несовершеннолетнего.

Таким образом, качественная подготовка, связанная с формированием профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательных организациях МВД России, будет способствовать повышению престижа профессии инспектора ПДН, позволит снизить кадровый отток и уменьшить нагрузку на одного сотрудника, что в свою очередь

решит проблему профессиональных затруднений и нарушений в этой сфере деятельности.

1 Гришин А.В. и др. Состояние законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и типичные нарушения законов, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел // Инспектор по делам несовершеннолетних № 11, 2015. С. 42—48.

2 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 23 ноября 2015 г № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

4 http://fgosvo.ru/

5 Новиков А.М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей. [Текст] / А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2010. С. 67.

6 http://uecs.ru/logistika/item/1562-2012-09-26-11-36-01

7 Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 15—20.

8 Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.; Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. М., 1984. 246 с.

9 Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентност-ный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.

10 Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. [Текст] / Э.Ф. Зеер. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2008. 256 с.

11 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.

12 Баранников А.В. Содержание общего образования. Ком-петентностный подход /А.В.Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. С. 27—48; Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. / В.А. Ермоленко. М., ИТИП РАО, 2005. С. 135; Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2008. 256 с.; Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34— 42; Новиков А.М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей / А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2010. С. 63—65, 67.

13 http://www.gubkin.ru/faculty/chemical_and_environmental/ Stygent/competitions.

14 Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компе-тентностный подход [Текст] / А.В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.

15 СкляренкоИ.С., КурипченкоЮ.И. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Международный журнал Психология и Педагогика в служебной деятельности. № 1, М.: «ЮНИТИ-ДАНА» / Под ред. Н.Д. Эриашвили, 2016. С. 47—49.

16 http://fgosvo.ru/

17 Федотовская Е.А. Семейные групповые конференции как инновационный метод работы с семьями // Инспектор по делам несовершеннолетних № 11, 2015. С. 30—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.