ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^^
УДК 159.9 ББК 88
КРЕАТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ДАРЬЯ БОРИСОВНА БЕЛИНСКАЯ,
доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНКПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика;
ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ГОНЧАРОВА, преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются понятия «креатив» в работе сотрудников отдела по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел. Отражены мнения различных авторов о влиянии креативности на профессиональную деятельность, где креатив является источником формирования, развитии и усовершенствования профессиональных умений.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, творческое мышление, творческий процесс, творческий подход, способности, профессиональные способности, решение профессиональных задач, инспекция по делам несовершеннолетних, многоресурсность.
Annotation. In this article the author defines the notion of the «creativity» in the staff of the Juvenile Department of the Interior. This article reflects the views of the different authors about the impact of creativity on the professional activity, for what creativity is the source of the formation, development and improvement of professional skills.
Keywords: creativity, creative mind, creative thinking, creative process, creativity, ability, professional ability, professional use, the inspection of juvenile.
В современных условиях профессиональная деятельность инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел зависит от творческого подхода и его влияния на профессиональную самореализацию. В научно-психологических исследованиях, изучающих эту проблему подчеркивается важность креативного мышления и его применение в практической деятельности инспектора ПДН с несовершеннолетними детьми и их родителями. Сам процесс решения профессионально-ориентированных задач формирует профессиональную мотивацию благодаря креативному мышлению, где значимыми показателями творческой активности
выступают чувства новизны и критического мышления. Следует подчеркнуть, что креативность — это не самоцель. Целью же является формирование и сохранение свойств, собирающих в себе разные составляющие, дающие возможность личности принять правильное решение.
Вильгельм Вундт еще в 1879 г. проводил лабораторные исследования на предмет изучения творчества как одной из составляющих человеческого развития. Над проблемой креативности в психологии в разные годы работали как отечественные, так и зарубежные ученые: одним из них был Д. Векслер, создавший тест на выявление интел-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
лектуальных способностей людей; новизной его исследования было то, что он впервые отказался от «умственного возраста» и ввел возрастные нормы при выявлении уровня интеллекта и его составляющих — невербального и вербального интеллекта1. Г.Ю. Айзенк же, в свою очередь, это не просто один из известнейших психологов двадцатого столетия; в конце жизни им была создана теория креативности, в которой все процессы активации он рассматривает как фундаментальную основу личностных и когнитивных составляющих творческих способностей человека2. Дж. Гилфорд, благодаря своим исследованиям, создал понятие «социальный интеллект» —независимые способности от общего интеллекта, которые, прежде всего, связаны с поведенческим познанием. Его исследования доказали важность использования невербальных материалов в исследовании социального интеллекта. Разработав факторную теорию интеллекта Д. Гилфорд показал, что творческое поведение включает в себя такие действия индивида, как проектирование, планирование, изобретение3. А. Маслоу в своих исследованиях обнаружил, что у всех самоактуализирующихся людей присутствует креативность как постоянный образ жизни, поэтому для них воспринимать все по новому — это естественный способ поведения4. В своих исследованиях С. Тейлором было предложено проанализировать характеристики продукта креатива для понимания специфики креативности с целью понять, как человек может применять полученный опыт и его влияние на новые формы поведения. Е. Торренс, в свою очередь, проводя длительное исследование креативного мышления, собрал разные определения «креативности», определил метафорическую суть творческого процесса, исследовал интеллектуальные способности и их влияние на социальную адаптацию в социуме, регуляцию поведенческой деятельности личности5.
Когнитивный и многофакторный подходы исследования, креативности стремительно разрабатываются за рубежом, а именно М. Боден в своих исследованиях пытается раскрыть творческую способность личности при помощи создания информационных систем идеи искусственного интеллекта, которые помогли бы формировать творческий потенциал личности6.
Западные ученые придерживаются когнитивного многофакторного подхода, где «креативность» — это прежде всего способность создавать новый «креативный продукт», помогающий личности бесконфликтно адаптироваться к новым условиям без соответствующий условиям той среды.
Т. Амабаилом было выделено три составляющих компонента, влияющих на креативность мышления личности, а именно: мотивация к деятельности; способность в конкретной области; творческие процессы.
Концепция Э. де Боно — «нестандартное мышление» — представляет особый интерес в западной психологии. Исследователь пытается изучить и получить полную картину о природе творчества для понимания принципа действий приемов, мотивирующих личность на нестандартное мышление'.
Сегодня термин «креативность» в понимании зарубежной психологии используется как предпосылка инновационного развития общества, а инновация — как продукт «креативного мышления», выполняемый практическим путем.
Последние исследования зарубежных ученых на предмет изучения «креативности» удовлетворяют запрос, прежде всего, политиков и бизнесменов, так как сменяющийся современный мир требует от нас быстрого реагирования, быстрой адаптации к современной действительности. Для решения этих проблем основной способностью человека является креативность. Подводя итог вышесказанному, исследования зарубежных психологов, которые, в первую очередь, изучают процесс формирования креативных возможностей личности посредством разрешения проблемных ситуаций в рамках деятельностного и компетент-ностного, а так же личностно-ориентированного подходов.
Современная Россия нуждается в креативных людях; современный мир требует от каждого из нас принятия нестандартного решения, творческого подхода. Это обусловлено, прежде всего, информационно-коммуникативными изменениями в современном обществе, влияния Интернета, современных гаджетов. Исследование проблемы креативности и творчества в России развивается в рамках социокультурной и процессуально-деятельностной парадигмы. Изучение основной проблемы исследо-
^^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
вания направлено на выявление влияния неосознаваемых факторов на творческий процесс. Разработкой данной проблематики занимались отечественные психологи Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, O.K. Тихомиров, А.В. Брушлинский и др. Довольно интенсивно отечественными авторами разрабатывается также проблематика общих и специальных способностей. В.А. Крутецкий посвятил свои исследования способностям, доказав формирование способностей на протяжении всей жизни индивида, а не только их врожденный характер8. Н.С. Лейтес, же в свою очередь, рассмотрел влияние возрастных особенностей на способности личности9. Б.М. Те-плов в своих исследованиях доказывал, что способности — это не только врожденные свойства личности, но что они создаются и развиваются в процессе всей деятельности личностью. В.Д. Шадриков в своих работах описал психологическую реальность как процесс функционирования, обеспечивающий достижение полезного для человека результата10. Проблемой влияния способностей на креативное мышление занимались И.В. Тарасов и Е.И. Игнатьев. В психологии и психофизиологии индивидуальных различий Э.А. Голубева в своих исследованиях доказывала влияние средового воздействия на личность, обращая особое внимание на воспитание и обучение, а так же на врожденные «анато-мо-физиологических» задатки. В.Д. Небылицын, в свою очередь, на основе полученных результатов Б.М. Теплова, разрабатывал принципы дифференциальной психофизиологии; им была выдвинута рабочая гипотеза об общих свойствах нервной системы, лежащих в основе активности и саморегуляции личности. Б.М. Русалов изучал биологические предпосылки свойств психики, влияющих на общие факторы нейродинамических конституций, творчества в искусстве. О генетических предпосылках индивидуального различия в области изучения креативного мышления писал в своих работах И.В. Ра-вич-Щербо. Ряд отечественных авторов основной акцент своих исследований делают на прикладные аспекты творческой деятельности и креативности человека; например Г. С. Альтшуллер предложил применение эвристических приемов, базирующихся на таких приемах, как технические противоречия, административные противоречия, физическом противоречия11.
В Российской науке на современном этапе возникают вопросы: «Как определить креативную личность?» «Какие свойственные признаки личности влияют на формирование ее креативности?». Современные российские ученые В. Романюк12, В.А.Ситаров13, А.К. Сковиков14 рассматривают сознание современного молодого человека как «клиповое», приводящее к узости сознания и неумении быстро реагировать в проблемных ситуациях.
Среди российских ученых проблемой креативности занималась Н.Ф. Вишнякова, которая считала, что креативность выступает одним из основных условий творческого саморазвития личности и основным резервом самоактуализации личности, влияющим на профессиональную деятельность. А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский утверждают, что «креативность как ценностно-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем»15.
Креативность в системе органов внутренних дел можно определить как комплекс интеллектуальных и творческих инструментариев, взаимосвязанных в рамках профессиональной и творческой деятельности полицейского. Поэтому у сотрудника, занимающегося работой с несовершеннолетними подростками и их родителями, креативность является неотъемлемой частью эффективного решения проблемных профессиональных задач. Данные положения можно соотнести со ст. 2 ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 4 ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. N° 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, от 2 декабря 2013 г. № 328-ФЗ), п. 105.1.3. «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершен-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
нолетних органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845.
Креативный подход в полиции — это прежде всего способность индивида разрабатывать новые подходы, идеи на основе имеющихся у него знаний и информации.
В современной науке интерес к изучению креативности возрос. Перспективные направления современного исследования это, прежде всего, поиск путей исследования креативности как особой психической реальности, а так же сложного психологического явления. Несмотря на нарастающий интерес к изучению проблемы креативности, количество нерешенных вопросов не уменьшается. Это определяется, прежде всего, тем, что нет единого определения понятия «креативность», так же остаются неизвестными факторы, влияющие на формирование креативности личности, неопределенны пределы ее развития, не объяснена связь креативности с другими личностными характеристиками, и, самое основное, не разработан вопрос влияния «креативного мышления» на различные виды профессиональной деятельности. В своем исследовании мы постарались изучить влияние креативности на эффективность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Для изучения уровня креативности у сотрудников органов внутренних дел инспекторского состава
ПДН нами были исследованы 40 человек (средний и старший начальствующий состав) смешанного ген-дера. При проведении исследования была использована методика Н. Вишняковой «Креативность», целью которой было выявление творческих склонностей построения психологического профиля, образ «Я — реальный» — рефлексирующий креативный компонент, а так же определение креативного резерва в представлении его в образе «Я — идеальный», который позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал.
В процессе исследования нами было установлено, что у 85% сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних высокий уровень креативных качеств, помогающих им решать профессиональные задачи, 5% сотрудников имеют средний уровень креативных качеств и у 10% выявлен низкий уровень креативности (рис. 1). Исходя из этого мы можем заключить, что у 85% респондентов в поведении превалирует открытость к новым идеям, лабильность психики к конфликтным ситуациям, они характеризуются восприимчивостью к решению появившихся проблем и способностью их оригинально решать.
Возможно, большой процент респондентов, работающих в системе органов внутренних дел с высоким уровнем креативности в нашей выборке, объясняется спецификой их профессиональной деятельности и решением ежедневных задач, выполне-
ние. 1. Распределение по уровню креативноети обследованных полицейских отдела ПДН
^^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ние которых требует определенных способностей. Хотелось бы еще раз отметить, что развитие профессиональных способностей напрямую связано с повседневной жизнью человека и продолжается в течении профессиональной деятельности.
Полученные результаты эмпирического исследования тестовой методики «Креативность» включают 8 индексов.
1. «Творческое мышление» — интеллектуальный процесс, создающий новое.
2. «Любознательность» — внутренняя заинтересованность личности в получении новой информации для удовлетворения познавательных потребностей.
3. «Оригинальность» — способность человека генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от стандартных, очевидных.
4. «Воображение» — способность личности к построению новых образов, путем переработки нейрофизиологических и психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.
5. «Интуиция» — способность непосредственного познания истины с помощью развития интуиции и интуитивных доказательств.
6. «Эмоциональность, эмпатия» — свойства, отражающие динамику и качество эмоций и чувств.
7. «Чувство юмора» — способность человека относиться к происходящему с легкостью, уметь парировать юмористическими комментариями, быть самоироничным.
Показатели креативности
8. «Творческое отношение к профессии» — умение импровизировать и бесконфликтно воспринимать новый вид деятельности.
После проведенного исследования нами были получены следующие результаты (табл.), которые показали, что 11 респондентов оценили свое творческое мышление на низком уровне, но при этом отдали предпочтение интуитивному развитию.
Более половины респондентов, вошедших в нашу выборку, получили средний уровень проявления представленных креативных индексов.
Высокий процент проявления оказался у таких способностей как интуиция, чувство юмора и творческое отношение к профессии, при этом меньше всего респонденты проявляли любознательность. Мы можем предположить, что это связано со спецификой работы респондентов. При таком количестве ежедневно получаемой новой информации, любознательность теряет свою актуальность.
Психологический профиль креативности исследуемых респондентов по средним балльным показателям «Я-реальный» и «Я-идеальный» показал, что мы наблюдаем рассогласование в образах «Я-реальный» и «Я-идеальный», а также, что явной тенденции превалирования какой-либо группы процессов (сознательной, подсознательной, сознательно-подсознательной) не наблюдается, поэтому мы можем говорить о непредсказуемости творческого процесса у сотрудников отдела ПДН органов внутренних дел. Больше всего рассогласование между «Я-реальным» и «Я-идеальным» наблюдается среди показателей: любознательность, оригинальность, творческое отношение к профессии. Это еще раз по-
Таблица
полицейских отдела ПДН
Креативные склонности Уровень креативных склонностей
Низкий Средний Высокий
Творческое мышление 11% 52% 37%
Любознательность 26% 66,5% 7,5%
Оригинальность 22,5% 65% 12,5%
Воображение 12,5% 75% 12,5%
Интуиция 0% 57,5% 42,5%
Эмоциональность, эмпатия 5% 55% 15%
Чувство юмора 11,5% 55% 33,5%
Творческое отношение к профессии 5% 6,5% 33,5%
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
казывает нам, что респонденты воспринимают креативное мышление в профессиональной деятельности как что-то обычное, не требующее усилий. Результаты проведенного исследования показали, что в идеале респонденты, вошедшие в выборку, хотели быть менее эмоциональными и эмпатичными при решении профессиональных задач. Например, очень сложно воспринимать «подростка-зацепера» как преступника, а не как трудного подростка. Нашими респондентами было высказано пожелание как можно меньше полагаться на интуицию. Поэтому подведя итог вышесказанному мы можем утверждать, что респонденты, работающие инспекторами отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, хотят больше проявлять творчества в собственной работе, хотят быть более оригинальными и любознательными и менее интуитивными и эмоциональными. Выявленные различия между показателями «Я-реальный» и «Я-идеальный» еще раз доказывает факт небезразличного отношения к своему будущему и при этом у них есть желание поменять что-то в себе и только 5% выборки ответило, что их «Я-реальный» совпадает с «Я-идеальным».
Полученные результаты еще раз доказывают, что большая часть выборки (85% респондентов) имею высокий уровень креативности. Характеризуются открытостью к восприятию новых идей, восприимчивостью к проблемам профессиональной деятельностью и способностью нестандартного решения.
Следующим этапом исследовательской деятельности было выявление алгоритмов деятельности сотрудников отдела по работе с несовершеннолетними в органах внутренних дел. В процессе формирования профессиональных умений сотрудника, у него вырабатывается собственный алгоритм, содержащий систему ориентиров, которые дают уверенность респонденту в правильности выполнения определенных отдельных действий и деятельности в целом. В правоохранительной деятельности часто требуется от сотрудников применять нестандартные решения при выполнении профессиональных задач; учитывая все перечисленные нормативные акты, мы можем еще раз подтвердить необходимость креативного и творческого подхода в работе. «Креатив» является источником, влияющим на формирование, раз-
витие и усовершенствование профессиональных навыков.
В своем исследовании мы опирались, прежде всего, на определение, предложенное Дж. Гилфордом: «креативность» — это прежде всего способность человека порождать необычные идеи в рамках требований, при которых индивид умеет отклоняться от традиционного мышления, отличается быстротой решения любых проблемных вопросов. Подведя итог вышесказанному, мы можем заключить, что, чем выше уровень развития креативности у респондента, тем эффективней деятельность сотрудника отдела ПДН.
Предложенная гипотеза должна доказать зависимость эффективной деятельности сотрудников отдела по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел от креативного мышления. Исследование проводилось в течении месяца. На первом этапе нами были созданы две группы: «экспериментальная группа» и «контрольная группа» из 40 сотрудников органов внутренних дел инспекторского состава ПДН (средний и старший начальствующий состав) смешанного тендера.. В «экспериментальную группу» вошли сотрудники, чья работа признана руководством лучшей, а в «контрольную группу» вошли сотрудники с более низкими показателями профессиональной деятельности.
На втором этапе исследования мы выявляли уровень креативности респондентов с помощью тестов на определение творческого мышления Ф. Вильямса (для диагностирования показателей креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), а так же тест Е.П. Торренса, диагностирующий вербальную креативность (словесно-творческого мышления) и невербальную креативность (изобразительно-творческого мышления). Данные были обработаны с использованием ^критерия Стьюдента (для сравнения средних выборочных значений) и критерия Фишера. Полученные результаты в процессе исследования еще раз показали незначительные различия в интегральной оценке уровня креативности по обеим методикам у «экспериментальной группы» и «контрольной группы».
Значимых различий по отдельным шкалам психологических тестов творческого мышления выявлено не было. Полученные результаты доказывают еще раз значимость влияния креативности на вы-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
полнение профессиональных задач. Респонденты выделенных групп обладают средним уровнем креативности, а не высоким, как предполагалось в гипотезе. Полученные результаты доказывают факт необходимости креативного мышления и творческого подхода к решению проблем в профессиональной деятельности (умение решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы к выполнению служебных задач), будут эффективными в профессиональной деятельности только при среднем уровне развития креативности. При низком уровне креативности сотрудник мыслит шаблонно, что не допускается в специфике профессиональной деятельности сотрудника отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Высокий уровень креативности напрямую связан с проблемным восприятием окружающих его людей, поиском нестандартных решений; очень часто связан со страхом принятия решений; повышенной чувствительностью, приводящей к неврозоподобному состоянию.
В результате проведенного исследования мы еще раз доказываем важность креативного мышления в профессиональной деятельности сотрудников отдела по работе с несовершеннолетними органов внутренних дел.
Литература
1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности = Intellegence: the battle for the mind. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.
2. Альтшулер Г.С. Найти идею. Новороси-бирск: Наука, 1991. 225 с.
3. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Мн.: Поли Биг, 1995. 240 с.
4. Ильин Е.П.Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2011. 448 с.
5. История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., ПЕР СЭ, М., 2005.
6. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. 305 с.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 259 с.
8. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2003. 325 с.
9. Макарушина Е.Н. Феномен креативности и творчества в современной системе высшего образования // Фундаментальные исследования. 2011. — № 12-3. С. 498—501; 8, с. 100.
10. Неймер Ю.Л. Психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 637 с.
11. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика / Знание. Понимание. Умение. / 2012. № 2. С. 304—305.
12. Ситаров В.А. Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях Знание. Понимание. Умение. Умение. 2012. № 3. 2012.
13. Сковико А.К. Российская молодежь как объект политики в условиях распространения либеральных ценностей сб. науч. тр. По материалам междунар. науч.-практ. конф. 2008. Т. 12. № 1. С. 35—39.
14. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., С. 521— 522.
15. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 123—132.
16. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельностей и способностей человекаю М.: Корпорация МУГО 1986. С. 320.
References
1. Eysenck G., Kamin L. nature of intelligence — the battle for the mind: How are mental abilities = Intellegence: the battle for the mind. M .: Eksmo-Press, 2002. 352 p.
2. Altshuller G.S. Find ideyu. Nauka, 1991. 225 p.
3. Vishnjakova N.F. Creative psychopedagogy. Psychology of creative learning. Mn.: Big Paulie, 1995. 240 p.
4. Ilyin E.P. Psychology of creativity, creativity and giftedness. SPb: Peter, 2011. 448 p.
5. History of psychology in the people: people. under the general editorship. Petrovsky A.V., editor and compiler Karpenko L.A., PER SE, Moscow, 2005.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
6. Krutetskiy V.A. Psychology. M.: Education, 1980. 305 p.
7. Leites N.S. Mental abilities and age. M.: Education, 1971. 259 p.
8. Maslow A. Motivation and Personality. St. Petersburg. Piter, 2003. 325 p.
9. Makushina E.N. The phenomenon of creativity and art in the modern system of higher education // Basic Research. 2011. № 12-3. P. 498—501; 8, p. 100.
10. Neymer Y.L. Psychological Dictionary. Rostov n/D .: Phoenix, 2003. 637 p.
11. Romanyuk L.V. Humanistic education / knowledge. Understanding. Ability. / 2012. № 2 p. 304—305.
12. Sitarov V.A. Nonviolent technology training and education of children in educational institutions of knowledge. Ponimanie. Umenie. Umenie. 2012. № 3. 2012.
13. Skovikov A.K. Russian youth as an object of policy in the spread of liberal values Sat. scientific. tr. According to the materials mezhdunar.nauch.-prakt. konf. 2008. Vol. 12. № 1. p. 35—39.
14. Stepanov S.S. popular psychological Encyclopedia, M., «Eksmo», 2005, p. 521—522.
15. Torshin K.A. Modern research problems of creativity in foreign psychology // Questions of psychology. 1997. № 4. pp. 123—132.
16. Fromm E. The soul of man. M.: Republic, 1992. 430 p.
17. Shadrikov V.D. Psychology of work and abilities chelovekayu M: Mugo Corporation 1986, pp. 320.
1 История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., ПЕР СЭ, М., 2005.
2 Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности // Intellegence: the battle for the mind. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.
3 История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. А.В. Петровского, редактор-составитель Л.А. Карпенко, ПЕР СЭ, М., 2005.
4 Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., С. 521—522.
5 Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., С. 521—522.
6 Боровинская Д.Н. Зарубежный опыт исследований креативности https://CyberLinka.ru
7 История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А.
8 Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. 305 с.
9 Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 259 с.
10 Шадриков В.Д. Психология деятельностей и способностей человекаю М.: Корпорация МУГО 1986. С. 320.
11 Альтшулер Г.С. Найти идею. Новоросибирск: Наука, 1991. 225 с.
12 Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика / Знание. Понимание. Умение. / 2012. № 2. С. 304—305.
13 Ситаров В.А. Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях Знание. Понимание. Умение. Умение. 2012. № 3. 2012.
14 Сковиков А.К. Россиская молодежь как объект политики в условиях распростронения либеральных ценностей сб. науч. тр. По материалам междунар.науч.-практ.конф.2008. Т. 12. № 1. С. 35—39.
15 Макарушина Е.Н. Феномен креативности и творчества в современной системе высшего образования // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 498—501; 8, с. 100.
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Шевченко В.М. Изд-во ЮНИТИ, 2015.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.
Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.
Для студентов и преподавателей юридических факультетов.