УДК 159.9
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ИХ ВОСПИТАННИКОВ
© В.М. Толстошеина
Статья посвящена исследованию проблемы развития креативности воспитанника детского дома посредством создания соответствующей креативной среды. Выделены негативные средовые условия, затормаживающие естественную креативность детей, определен вектор стимулирования креативности за счет изменения позиции воспитателя и специальной подготовки его к организации деятельности детей в условиях нерегламентированной среды.
Ключевые слова: креативность; учебно-воспитательный процесс детского дома; реализация творческих способностей; творческая позиция и личность воспитателя.
Творчество - естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. На психологическом уровне творческий компонент самореализации человека получил название «креативность». Как и творческие способности, креативные потенциалы заложены и в той или иной мере реализуются каждым ребенком. Креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для психолога, педагога все дети должны быть потенциально креативными. А ведущей задачей специалиста является раннее выявление своеобразной индивидуальной креативности ребенка и создание условий для ее развития.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей-сирот обусловлена большим числом факторов, определяющих как природу, так и способы реализации творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее значимые группы.
Первая группа включает факторы, способствующие реализации природных задатков и индивидуально-типологических особенностей, определяющих формирование творческой личности. Вторую группу составляют все формы воздействия социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа - это факторы зависимости развития креативности
от организации, характера и структуры деятельности.
Наблюдая за воспитанниками «Центра психолого-медико-социального сопровождения» (детский дом № 7) г. Тамбова, приютов городов Моршанска и Рассказово Тамбовской области, мы отметили, что с самого раннего возраста в процессе взаимодействия со взрослыми они демонстрируют только репродуктивный уровень решения поставленных задач, т. е. дают нам ответы, которые мы от них ожидаем, ведут себя таким образом, чтобы результаты их деятельности и поведения были социально одобряемы. Они отваживаются только на те действия, поступки и суждения, в которых уверены, а все креативное, нестандартное, неопределенное отвергают, чтобы не поставить под угрозу свой статус «послушного ребенка», не быть непризнанными, отвергаемыми.
Такой путь наименьшего сопротивления педагогическому воздействию в ущерб реализации индивидуальности указывает на глубокую экзистенциальную неуверенность, социальную несостоятельность. Самая большая опасность такой позиции состоит в том, что социально зависимое поведение формирует конформистское мышление и делает возможными лишь решения в привычном контексте и в стандартной ситуации. Перенос усвоенного опыта, его расширение и обогащение, а также интерпретация затруднены, что представляет собой наиболее значимую проблему при переходе воспитанника детского дома к самостоятельной жизни вне его стен, в которой он не выступает субъек-
том активности, ответственным за себя и других.
Стереотипное конвергентное мышление есть одно из самых больших препятствий для креативности, препятствие для возможности открывать и переживать новое, преобразуя себя и окружающий мир. Другим препятствием становится жесткий контроль, регламентация и критика деятельности воспитанников со стороны взрослых. Однако по-настоящему труднопреодолимыми препятствиями к творчеству, ограничителями успеха в деятельности все же следует считать недостаток и быстрое истощение психофизиологических ресурсов и негативное воздействие средового фактора специализированного детского учреждения. Именно средовой фактор может выступать в качестве стимулятора или тормоза креативной самореализации в любом возрасте.
Предпосылками, ограничивающими психофизиологические ресурсы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают когнитивную, волевую, эмоциональную сферы жизнедеятельности; как следствие, снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о себе в настоящем и будущем. Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные затруднения. В целом же, считать данные особенности де-тей-депривантов качествами, препятствующими развитию креативности, нельзя.
В большей мере воздействует на уровень креативности средовой фактор. Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ее влиянию на формирование разных вариаций креативности отводится 95 % и только 5 % - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом [1, 2].
Развитие креативности происходит в различных видах деятельности, важно чтобы
она носила творческий характер. Так, черты креативного мышления могут сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «открытого типа». Эти задачи, во-первых, предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным выдвижение любого, социально приемлемого решения проблемы.
Существенным условием воздействия развивающей среды является расширение сферы деятельности детей в условиях детского дома. Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности, поэтому детей необходимо включать как можно в большее количество деятельностей, насыщенных разнообразными развивающими заданиями и ситуациями, требующими самостоятельного решения.
Среда, в которой креативность может быть актуализирована, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых штампов, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.
Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и знакомить с его результатами, как своего рода эталонами. Следовательно, роль воспитателя в организации и стимулировании креативной деятельности воспитанника детского дома является крайне значимой и должна быть направлена на стимулирование воображения, восприятия и субъективной активности ребенка, носящей творческий характер.
Важным психологическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие (Ф. Баррон, И.А. Ветлугина, Р.П. Джонс, А.И. Кроплей, X. Литгон, А.Н. Лук, П.А. Про-сецкий и др.). В процессе восприятия стимулирующий материал подготавливается для будущего мыслительного процесса. Вот почему восприятие уже обладает всеми первичными признаками креативности, и авторы считают, что детей, прежде всего, необходимо обучать восприятию и видению мира и лишь потом развивать мышление и иные высшие психические функции.
Значимость восприятия для творчества подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации, необходимой для любого вида творческой деятельности. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти обширный материал, чтобы свободно им оперировать. При этом пассивно накопленная информация не всегда выполняет свои «творческие функции» и хранится в подсознании как балласт. Для того чтобы этого не произошло, необходимо ориентировать детей на активное восприятие, позволяющее связывать воспринимаемое с целевой установкой на последующее воспроизведение, на актуализацию полученного материала при выполнении какой-либо конкретной деятельности.
Другим психологическим процессом, тесно связанным и во многом переплетающимся с процессом творчества, отличающим творческую индивидуальность, является процесс активного, творческого воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличается по направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако по мере взросления он утрачивает свою яркость и силу, дети становятся «реалистами», что связано с учебной деятельностью, а, вместе с тем, в мир фантазий уходит нечто, что никак не связано с ведущей деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения детей в решение проблемной задачи.
Кроме того, как отмечал Л.С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека; чем богаче опыт, тем больше материала в арсенале воображения [3]. Педагогический вывод заключается в следующем: если мы хотим создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо стимулировать воображение ребенка посредством расширения его опыта.
С целью стимулирования детского творчества, как отмечает П. Смит, необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними любым, не нарушающим нравственных критериев образом, поощрять творческие интересы ре-
бенка, стимулируя чувство уверенности в себе, внутренней раскованности и свободы [4]. Развитие детского воображения не только значительно повышает творческий интеллект, но и концентрирует внимание на творческом решении задач, что крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных проблем и конфликтов.
Значительная роль в структуре креативной деятельности отводится и регуляторным процессам - эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, А.М. Матюшкин, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Х. Хекхаузен и др.), формируются под влиянием доминирующих эмоций человека. К числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у творческих личностей, относят агрессию и радость, а также: стремление к доминированию и превосходству, склонность к риску, нарушению привычного порядка (неадаптивная активность, по В. А. Петровскому), тяготение к независимости, радикализму и т. п. Вместе с тем у творческих людей отмечают: оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного, чувство юмора.
Наиболее часто выделяются: стремление к доминированию и оптимизм, что указывает, с одной стороны, на значение в творческой деятельности социального фактора, а с другой - эмоционально-личностного.
Поэтому создание атмосферы, благоприятной для появления новых идей и мнений, предполагает развитие чувства психологической защищенности как одного из ведущих условий развития творческих способностей детей. В практике педагогической деятельности оно реализуется через оказание помощи детям в развитии позитивного представления о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к воспитанникам и поощрения их деятельности. Таким образом, развитие позитивной (в т. ч. и креативной) Я -концепции является ведущим психологопедагогическим условием полной реализации потенциальных возможностей и способностей ребенка (дети с низкой самооценкой не могут реализовать своих способностей).
Поэтому взрослым, работающим с детьми, необходимо воспитывать в них целенаправленность в любой творческой, интеллек-
туальной деятельности при помощи соответствующего мотивирования и подкрепления, предполагающего максимальное содействие улучшению социальной ситуации развития креативности воспитанника детского дома посредством взаимодействия с взрослыми; организацию творческого пространства и применение специальных психолого-педаго-гических мер по ослаблению и компенсации негативного влияния социального окружения (как в настоящем, так и в прошлом).
Воспитатели детского дома и другие значимые взрослые (психологи, социальные работники, волонтеры и др.), ставя перед ре-бенком-депривантом задачи возрастающей степени трудности и стимулируя уверенность в собственных силах при решении данных задач, создают тем самым условия для их решения и, соответственно, продвижения ребенка в личностном росте.
Развитие творческих способностей невозможно без создания в учебно-воспитательном процессе творческой ситуации, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее стимулирует поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей личности; она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей, процессом ее принятия и решения [5].
В связи с вышесказанным следует определить основные стимулы креативного развития личности воспитанника детского дома.
1. Основное средство воспитания креативности - личность воспитателя, умеющего определять, выдвигать учебно-творческие задачи. Существует много исследований, свидетельствующих о том, что в большинстве случаев, когда дети не могут реализовать своих возможностей, это происходит в результате либо плохого преподавания, либо негативного отношения педагога к ребенку, либо неадекватных развивающих программ. Словом, личность учителя, воспитателя, психолога, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей.
В связи с этим психологи (П. Торренс, А.Ш. Шахманова и др.) выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми: чуткость, чувствительность к
переживаниям и потребностям других, способность к индивидуализации обучения, позитивная Я-концепция, интеллект выше среднего уровня, настойчивость и целеустремленность, творческое начало, профессиональная и эмоциональная зрелость, эмоциональная стабильность, широкий круг интересов и умений, чувство юмора [2, 6].
2. В развитии творческих способностей детей значительную роль играет стиль взаимодействия преподавателя (воспитателя) и воспитанника детского дома. Наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми -стиль гибкий, творческий, деловой, учитывающий конкретные задачи и создающий конкретные условия для реализации, в т. ч. творческих способностей каждой личности.
3. Овладение воспитателем эффективными креативными методами воспитательного и обучающего воздействия. Так, к числу наиболее «творческих методов в преподавании» П. Торренс [6] относит:
- уважение желания ребенка работать самостоятельно;
- индивидуализированное применение учебной программы;
- создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
- исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
- подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
- уважение потенциальных возможностей отстающих;
- оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;
- извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;
- терпимое отношение к возможному беспорядку;
- поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность и др.
4. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала педагога как важное условие его успешной творческой деятельности. Именно ценности, смыслы, позиции воспитателя, более чем ме-
тоды и приемы его работы, делают общение с ним значимым и развивающим для учеников.
Проанализировав учебно-воспитательную деятельность сотрудников детских домов Тамбова и Тамбовской области и их отношение к творческой деятельности с помощью опросника «Определение творческой активности личности» (М.М. Кашапов, О.Н. Ра-китская) [7], мы установили, что показатели творческой активности личности воспитателей варьируют от 20 до 39 баллов (среднестатистический балл по выборке равен 27), что соответствует среднему уровню развития творческой активности личности.
На рис. 1 видно, что из общего числа респондентов 20 % продемонстрировали высокий уровень исследуемого показателя; 27,5 % аудитории имеют низкий уровень творческой активности и, соответственно, 52,5 % - средний.
Также с помощью программы SPSS 11.5 for Windows нами был проведен Т-тест для парных сравнений показателей беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, названия и общей креативности, полученных с помощью методики САР Ф. Вильямса [8] и показателя творческой активности личности.
В исследовании принимали участие 40 педагогов учреждений интернатного типа городов Тамбова, Рассказово и Моршанска.
Как видно из таблицы парных корреляций (рис. 2), нами получены два значимых коэффициента корреляции в паре 2: гибкость -показатель творческой активности личности
0,650, и в паре 6: общая креативность - показатель творческой активности личности 0,597 с вероятностью получения таких значений (В1§) 0,05. Это говорит нам о значимом отличии коэффициента корреляции от нуля.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что отношение к творческой деятельности специалистов детского дома не носит ярко выраженного характера, что, в свою очередь, не может способствовать передаче определенного опыта и навыка креативной деятельности воспитанникам. Следовательно, создание творческой среды и соответствующей атмосферы в стенах детского дома, способствующих росту творческой активности и продуктивности его воспитанников, потребует, в первую очередь, повышения творческой активности личности воспитателя и создания определенных психологопедагогических условий передачи соответствующего опыта воспитаннику.
В связи с этим нами были определены основные психолого-педагогические условия развития креативности воспитанников детского дома.
£
С
ф
о
ст
ф
22,5
27,5
32,5
37,5
Рис. 1. Гистограмма и кривая распределения показателя творческой активности личности воспитателей детских домов
Paired Samples Correlations
N Correlation Sig.
Пара 1 беглость & показатель творческой активности личности 40 ,191 ,238
Пара 2 гибкость & показатель творческой активности личности 40 ,650 ,000
Пара 3 оригинальность & показатель творческой активности личности 40 ,450 ,004
Пара 4 разработанность & показатель творческой активности личности 40 ,204 ,208
Пара 5 название & показатель творческой активности личности 40 ,391 ,013
Пара 6 общая креативность & показатель творческой активности личности 40 ,597 ,000
Рис. 2. Парная корреляция показателей креативности и творческой активности педагогов интернатных учреждений
1. Чтобы добиться высоких креативных результатов воспитанников, необходимо начинать стимулировать данную деятельность как можно раньше; стремится наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами, стимулирующими его любознательность и компенсирующими депривационные тенденции.
2. Ориентировать педагогическую деятельность на развитие креативности и структурировать развивающее пространство, согласно цели и задачам креативного развития детей-депривантов.
3. Обеспечить содержание (программы, методы) и технологическое воплощение (средства, формы, процедуры, направленные на развитие креативности) творческого развития детей-депривантов.
4. Организовать педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника по законам свободного творчества (создание позитивных образцов творческого мышления и отношений; широкое применение и демонстрация воспитателем образцов креативной деятельности; последовательное ослабление регламентированного педагогического воздействия при параллельном наращивании всестороннего стимулирования творческого поведения).
5. Стимулировать мотивацию творческого саморазвития воспитанников за счет демонстрации образца творческой деятельности.
6. Обеспечить психологически безопасное учебно-воспитательное творческое пространство учреждения (доверительные отношения в группе; стимулируемые позитивные ожидания в ситуациях творчества; создание ситуаций успеха в ситуациях с «неопределенным будущим» и др.).
Итак, мы убеждены, что преодолеть депривационные тенденции в условиях детского дома можно за счет творческого преобразования воспитательной среды детского дома и изменения отношения к деятельности воспитателей.
Известно, что педагог не бывает нетворческим, т. к. не существует однотипных педагогических ситуаций. Данное положение в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. В детских домах, как показала практика, взаимодействие и образ жизни детей жестко регламентированы и потому менее свободны как для воспитанника, так и для воспитателя.
Следовательно, только принципиальное изменение данной ситуации будет способствовать повышению уровня креативности, социальной адаптивности воспитанников детского дома. Только через развитие творческого мышления, творческости и соответственного отношения воспитателя к своему труду, т. е. способности к профессиональной импровизации, можно решить проблему развития личности ребенка-деприванта. Именно
креативный подход является главным условием повышения интереса к своей деятельности и изменения профессиональной позиции, что, в свою очередь, будет способствовать развитию и саморазвитию воспитуемых.
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005. С. 7-42.
2. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / под ред. С.А. Козловой. М., 2005. С. 39-57.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4. Smith P. Creativity. N. Y., 1959.
5. Андреев В. И. Педагогика. Казань, 2000. С. 347-361.
6. Torrance E.P. Education and creativity // Creativity: Progress and Potentional / ed. by C. Taylor. N. Y., 1964.
7. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М., 2006. С. 657-659.
8. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003. С. 16-20.
Поступила в редакцию 1.04.2009 г.
Tolstosheina V.M. Development of creative activity of teachers of boarding school type establishments as a condition of development of creativity of their pupils. Article is devoted to the research of a problem of development of creativity of the pupil of an orphanage by means of creation of the corresponding creative environment. Negative environment conditions suspending the natural creativity of children are allocated, stimulation vector of creativity at the expense of change of a position of the tutor and its special preparation for the organization of activity of children in the conditions of the unstructured environment is defined.
Key words: creativity; educational and upbringing process of an orphanage; realization of creative abilities; creative position and tutor’s personality.
УДК 374
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Л.А. Нагорнова
Статья посвящена экспериментальному рассмотрению проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. В работе отмечается, что дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства). Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования; музыкальное воспитание; дети дошкольного возраста.
Требование гуманизации образования, выдвинутое педагогами и психологами, предполагает большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения [1]. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Это в большой степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления,
побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Родители нередко обращаются к психологам и специалистам-педагогам с вопросами по поводу музыкального воспитания детей. Большой интерес, который проявляют родители к этой области воспитания, понятен. Ведь всестороннее и полноценное развитие человеческой личности включает и эстетическое развитие. Искусство существует не только для профессионалов, но и для любого человека, какова бы ни была его специаль-