Научная статья на тему 'Личность: креативные характеристики'

Личность: креативные характеристики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7794
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / НЕСТАНДАРТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / РАДИКАЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / CREATIVE ABILITY / THE CONCEPT OF ENDOWMENTS / INITIATIVE / A NONSTANDARD / TOLERANCE TO UNCERTAINTY / RADICALISM / FLEXIBILITY OF THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гетманская Елена Валентиновна

В статье рассматриваются сущностные механизмы и характеристики личностной креативности. Научный анализ проблемы показывает, что факторы креативности связаны, прежде всего, с категориями творческого мышления и его продукции. Креативность потенциал личности, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку. Научные концепции творческих основ личности определяют креативность как продукт социальной природы человека и уникальный инструмент, преобразующий действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause considers mechanisms and characteristics personal creative qualities. The scientific analysis of a problem shows, that creative qualities, are connected, first of all, with categories of creative thinking and its production. Creative basis the potential of the person providing it growth, inherent to some extent to each person. Scientific concepts of creative bases of the person define creative qualities as a product of social human nature and the unique tool, changing the validity.

Текст научной работы на тему «Личность: креативные характеристики»

Е. В. Гетманская

Личность: креативные характеристики

В статье рассматриваются сущностные механизмы и характеристики личностной креативности. Научный анализ проблемы показывает, что факторы креативности связаны, прежде всего, с категориями творческого мышления и его продукции. Креативность - потенциал личности, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку. Научные концепции творческих основ личности определяют креативность как продукт социальной природы человека и уникальный инструмент, преобразующий действительность. Ключевые слова: творческая способность, концепция одаренности, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, радикальность, гибкость мышления.

Со времен Аристотеля природа души, психики человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск, т.е. с особой объективно-творческой активностью человека. Согласно А.Г. Маслоу, творческая направленность личности является врожденной, но она теряется большинством людей под воздействием среды [12]. В психологической литературе, посвященной креативным харатеристикам личности, часто как синонимы используются понятия «творчество», «творческие способности», «креативность», «творческое мышление».

В анализе определений наблюдается определенное смешение психологических категорий «процесс», «способность», а также «потребность», «мотив». «Проще было бы постулировать некоторые положения креативности и дать определения основным понятиям по данной теме, чем рассматривать воззрения различных авторов на творчество. Однако сделать это трудно, хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов» [9, с. 156].

В Психологическом словаре креативностью называется «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6, с. 119]. В свою очередь, способность определяется как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям

деятельности. Следовательно, мы можем рассматривать способность к творчеству как индивидуально-психологическую особенность челове ка, выражающую его готовность к овладению и успешному выполнению творческой деятельности. Этот подход разделяют как отечественные, так и зарубежные авторы. Так, например, Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследования креативности за 10 лет (с 1970 по 1980 гг.), дали следующее определение: «Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Это способность осознавать новое в жизни, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер» [18, с. 165].

Иной подход к пониманию природы креативности мы находим в работах К.К. Платонова. С его точки зрения, «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность - это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» [14, с. 108]. Творческие способности, таким образом, рассматриваются как способ, деятельность, индивидуально-психологические особенности интеллектуальной активности, т.е. можно говорить об отождествлении творческой активности и интеллектуальной.

В работах, посвященных психологии творческих способностей, мы встречаем и другие определения. Ю.И. Салов и Ю.С. Тюников рассматривают креативность как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» [15, с. 224].

В исследованиях одаренности, проводимых Е.П. Варламовой и С.Ю. Сте пановым, под креативностью понимается одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности. Ее развитая форма - интегративное свойство психики [7]. Рассмотрение креативности как потребности (возможно, имеется в виду потребность в творчестве) является, на наш взгляд, скорее образным сравнением, чем терминологической неточностью.

Креативность, согласно Е. Торренсу, представляет собой «способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности - в широком смысле; и дивергентные способности - в узком смысле. Креативность - процесс обнаружения пробелов в информации, процесс образования идей и гипотез, их проверки и модификации» [22, с. 45].

Существующие определения креативности К.В. Тейлор объединяет в шесть групп:

1) определения типа «гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности, а креативный процесс описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

2) определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового;

3) эстетические, или экспрессивные, определения, в которых подчеркивается самовыражение творца;

4) психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я»;

5) проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс;

6) определения, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп [21].

В контексте нашей работы важно отметить понимание креативности как творческих способностей человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Такое понимание дает возможность исследовать психические функции и характеристики личности, необходимые в процессе творчества. Разнообразие трактовок креативности породило множество подходов к определению структуры креативности, которая в разных исследованиях приобретает различные смысловые детерминанты.

Креативность человеческого интеллекта определяется его социальной природой и, в частности, диалогической природой его формирования и функционирования. В.С. Библер доказал, что диалогически организованное мышление эволюционировало в рождение такого его качества, как диалогика, диалогического взаимодействия человека с человеком. В пространстве диалогики нечто порождает «свое иное», вступает с ним в рефлексивную связь, и в результате синтеза образуется новое целое. При исследовании диалога необходимо учитывать, что существуют некие его антиподы: монолог и конфликт. Монолог - это абсолютное тождество, не учитывающее различий (например, европоцентризм, западоцентризм, вос-токоцентризм). В конфликте же «противоположности находятся в отчуждении, поэтому их вынужденное взаимодействие структурируется по принципу бинарной оппозиции «свое - чужое», а не «свое - иное». В диалоге нет отчуждения, есть только различие. Когда мы говорим об оппозиции «свое - чужое», то здесь не рождается противоречие, и, следовательно, не может родиться ничего нового» [3, с. 360]. Диалогика, или логика

внутреннего диалога, представляет собой технологию преобразования монологических, внутренне конфликтных логических начал собственного мышления в диалогические, открытые для восприятия другого ratio.

Существуют философские теории, обосновывающие сверхъестественную природу человеческой креативности. Так, Н.А. Бердяев полагал, что «творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподо-бия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему» [13, с. 50], и призывал творчески активно понимать эсхатологию. В своем философском труде «Самопознание» Н.А. Бердяев в качестве одного из главных принципов своего становления как философа выдвигает принцип самопознания, который он реализует через следующее правило: «Развивать потребность познать себя, свой тип, свою судьбу» [1, с. 11]. Другой не менее значимый принцип, который был, несомненно, присущ Н.А. Бердяеву, - это принцип творческой самореализации. «Подлинная жизнь, - писал Н.А. Бердяев, - есть творчество, и это единственная жизнь, которую я люблю... Без творческого подъема нельзя было бы вынести царства мещанства, в которое погружен мир» [1, с. 275].

Дж. Гилфорд, считая креативность общей творческой способностью, выделяет четыре основных параметра креативности:

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическую гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

- образную адаптивную гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Таким образом, первоначально в качестве ведущих выделялись показатели оригинальности и гибкости [19, 20].

В дальнейшем, выделяя параметры креативности, авторы, основываясь на структуре, предложенной Дж. Г илфордом, расширяли ее, акцентировали отдельные показатели. Классификация творческих способностей по А.Н. Луку содержит пятнадцать показателей или способностей, в том числе: способность к переносу, готовность памяти, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, способность к доведению чего-либо до конца [10].

И.А. Малахова называет креативность универсальной способностью к творчеству, предлагая следующие ее критерии: мышление (дивергентное и конвергентное); качественные показатели мыслительной

деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение (воссоздающее и творческое); творческое самочувствие (интеллектуальное и эмоциональное); интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме, легкость в поиске проблемы) [11].

В модели Ф. Вильямса [16] рассматриваются следующие креативные факторы и их конкретизирующие, прикладные значения (таблица 1):

Таблица 1.

Творческие факторы Значение

1. Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы

Беглость мышления - придумать как можно больше... Генерирование большого количества идей; беглость мысли; не один, а несколько уместных ответов

Гибкость мышления -использовать различные подходы. Разнообразие типов идей; способность переходить от одной категории к другой, направить мысль по обходным путям

Оригинальность мышления -уникальные или новые способы мышления... Необычные ответы; оригинальные нестандартные идеи; отступление от очевидного, общепринятого

Разработанность мышления - добавлять к. Облагородить идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой; расширить, добавить что-то к основной идее

2. Личностно-индивидуальные творческие факторы (аффективно-чувственные)

Способность пойти на риск -иметь смелость... Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможные неудачи; пытаться строить предположения, делать догадки; действовать в неконструктивных условиях; защищать собственные идеи

Сложность (комплексность) - исследовать неизвестное. Поиск многих альтернатив; видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло быть; привести в порядок неупорядоченное; разбираться в сложных проблемах; сомневаться в единствен-но верном решении

Любознательность - быть готовым. Иметь желание. Быть любознательным и проявлять интерес; играть идеями; проявлять интерес к загадкам, головоломкам; размышлять над скрытым смыслом явлений; следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет

Воображение - иметь силы. Визуализировать и строить мысленные образы; воображать то, чего никогда не было; доверять интуиции; переходить за границы реального мира

Согласно подходу К.В. Тэйлора, креативность необходимо рассматривать в четырех основных аспектах: 1) креативный процесс; 2) креативный продукт; 3) креативная личность; 4) креативная среда [21].

В структуре креативности, предложенной Н.Ф. Вишняковой, выделяется три подхода в исследовании категории «креативность»: креативность как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией; креативность как созидательный процесс; креативность как результат деятельности, связанный с созиданием нового [8].

По мнению A.M. Матюшкина, в структуру креативности входят следующие компоненты: 1) любознательность (невербальная и вербальная);

2) интуитивность (понятливость как качество личности); 3) легкость владения языком как средством формулирования мыслей [17].

Таким образом, выделение показателей креативности в различных комбинациях, сочетаниях, более обобщенных или детализированных, является основой современных исследовательских программ изучения творческих способностей.

Д.Б. Богоявленская также исследует показатели креативности не по продукту, а по процессу, рассматривая интеллектуальную активность в качестве единицы анализа творчества. Она подробно разбирает часто употребляемое в литературе разноречивое понятие «интеллектуальная активность», которое трактуется ею в аспекте «инициативы». Такая трактовка очень точно отражает сущность данного явления: именно мера инициативы и определяет уровень креативности личности.

В исследовании Д.Б. Богоявленской проблема творчества поставлена не только как проблема интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности: «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» [4, с. 138]. В структуру интеллектуальной активности по Д.Б. Богоявленской входят как умственные способности, так и мотивационные факторы. Диалектическое взаимодействие этих двух подсистем дает в итоге то свойство личности, которое и определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности (креативность). Умственные способности действуют, лишь преломляясь через мотивационную сферу личности, которая может либо стимулировать, либо тормозить проявление этих способностей. Д.Б. Богоявленская предлагает классификацию уровней интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный. Эти уровни отражают последовательное движение мысли от анализа единичного (стимульно-продуктивный), через особенное (эвристический) на уровень всеобщего (креативный).

Процесс установления данной классификации потребовал от ученого нового метода исследования - теперь уже признанного метода «креативное поле». Сущность модели этого метода состоит в создании ситуации двух слоев деятельности. Первый слой - задача, которую испытуемый решает в эксперименте, - это обязательная деятельность, заданная экспериментатором. Второй слой - «ловушка» для интеллектуальной активности - слой деятельности, не очевидной для испытуемого.

Установив отсутствие связи уровней интеллектуальной активности с тем или иным видом профессиональной деятельности испытуемых, Д.Б. Богоявленская обнаружила прямую связь между высоким уровнем интеллектуальной активности и уровнем осуществления профессиональной деятельности, что свидетельствует о возможностях применения метода «креативное поле» для решения актуальной современной проблемы - диагностики творческого потенциала личности.

Системный подход к анализу структуры креативности был продолжен Д.Б. Богоявленской в рабочей концепции одаренности, разработанной ею совместно с В.Н. Дружининым, В.И. Пановым, В. Д. Шадриковым. «Творческая одаренность», по мнению авторов, не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, не является отдельной модальностью, она характерна для любого труда. Следовательно, «творческая одаренность» - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития [5].

Необходимо особо отметить, что такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Нужно создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Опираясь на основные положения рабочей концепции одаренности (определение, признаки, виды), креативность, как интегративное качество личности, целесообразно рассматривать в следующих проявлениях:

- в направленности, характеризующейся доминантностью познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации;

- в способностях создавать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения (способность к преодолению стереотипов, способность чувствовать проблемы, беглость мышления, гибкость мышления);

- в характере как устоявшейся системе отношений и поведения человека (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность, радикальность).

Таким образом, креативность человеческого интеллекта определяется социальной природой личности, а именно, логикой внутреннего диалога человеческого мышления. Креативность можно рассматривать как основу продуктивного развития личности, как потенциал, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку. Представленные теоретические положения обусловливают анализ особенностей творческого мышления в единстве с мотивационными и личностными креативными характеристиками. В соответствии с этим возможно выделение трех взаимосвязанных структурных компонентов:

- мотивационный - проявление познавательной мотивации;

- когнитивно-творческий - проявление характеристик творческого мышления;

- личностный - проявление творческих качеств личности.

Доминирование только одного из этих факторов, как самостоятельного

и независимого, приведет к редуцированной характеристике как креативности, так и изучаемого фактора. При различных подходах к определению характеристик личностной креативности данная категория неизменно определяется природой человека, является имманентной и, в целом, проявляется в преобразующем (а не адаптивном), созидательном посыле личности.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990.

2. Библер В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. -М., 1997.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991.

4. Богоявленская ДБ. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - м., 2О02.

5. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.

6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2009.

7. Варламова Е.П., Степанов СЮ. Психология творческой уникальности. -М., 2002.

8. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.

9. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В.Д Шадриков. - М., 2007.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.

11. Малахова И .А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск, 2002.

12. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. -СПб., 2001.

13. Мир философии - мир человека / Редкол.: Ю.Н. Солонин. - М., 2007.

14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.

15. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

16. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб., 2003.

17. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 2006.

18. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. 1981.Vol. 32.

19. Guilford J.P. Measurement of creativity // Explorations in creativity. - N.Y., 1967.

20. Guilford J.P. The nature of human intelligence. NI: Me Gaw Hill, 1967.

21. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. Cambridge, 1988.

22. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. Cambridge, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.