УДК 37.01 Еремина Лариса Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
РАЗВИТИЕ
КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [1]
Аннотация:
В статье предложен анализ современных подходов в определении сущности и содержания развития креативности личности. Дается характеристика креативности как способности к творчеству, в той или иной степени свойственной каждому человеку. Обосновывается значимость исследования, исходные позиции взаимовлияния различных концепций, определяющих понятие «креативность», на проблему творческого развития личности в научной литературе.
Ключевые слова:
креативность, концепции креативности, развитие креативности.
Eremina Larisa Ivanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University
DEVELOPMENT OF PERSONAL CREATIVITY: PSYCHOLOGICAL ASPECT [1]
Summary:
The article reviews the modern approaches to definition of the essence and the content of the personal creativity development. The author describes the creativity as an ability to create, peculiar to any human to one extent or another. The article substantiates the research relevance, and deals with the initial influence points of different conceptions interpreting the creativity conception, and its correlation with the personal creativity development in the scientific literature.
Keywords:
creativity, concepts of creativity, creativity development.
Человеческая уникальность, индивидуальность тесно связана с проблемой креативности. Развитие креативности личности как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при научном описании «креативность» отождествляют с понятием «творчество» и его производных (предпосылки к творчеству, способности общие и специальные, потенциал и пр.), где возникает опасность ухода от научных основ природы креативности. Следовательно, имеет смысл рассмотреть и проанализировать научные исследования структуры и содержания понятия «креативность» с психологической точки зрения.
В психологии креативности на настоящий момент выделяют когнитивный, психометрический подходы, а также мистический, мотивационный, социально-личностный и прочие, на основании которых разработан ряд концепций, определяющих понятие «креативность».
Согласно концепции редукции творчества к интеллекту, уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта (Л. Термен, К. Кокс). Специалисты в области интеллекта Д. Векслер, Г. Айзенк и другие разделяют такую точку зрения: что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
Особо выделяют концепцию Д.Б. Богоявленской (1971, 1983), которая рассматривает творчество как ситуативно нестимулированную активность (стремление выйти за пределы заданной проблемы) и вводит понятие «креативная активность личности», присущую творческому типу личности. Основным показателем творческости, по мнению Д.Б. Богоявленской, является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий [2].
Согласно концепции креативности Дж. Гилфорда (1967), Е.П. Торренса (1964, 1965), креативность как универсальная познавательная творческая способность, является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Дж. Гилфорд считал операцию
дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности и характеризовал креативность как способность отказаться от стереотипных способов мышления; как умственные способности, обеспечивающие творческое достижение.
Исследователь выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию идей - беглость; 3) способность к продуцированию разнообразных идей - гибкость; 4) способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов, отвечать на раздражители нестандартно - оригинальность; 5) способность к усовершенствованию объекта путем добавления деталей; 6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу [3].
Создав трехмерную модель интеллекта, основными измерениями которой являются содержание, операции, результаты (SOI - structure of the intellect), Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мышления конвергентное (функционирует в тех случаях, когда на основе множества условий необходимо найти одно наиболее верное) и дивергентное (ориентированное на поиск как можно большего числа решений при одних и тех же условиях, характеризующееся беглостью, гибкостью, оригинальностью и точностью). Однако исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом (Л. Терстоун), так как творческое мышление не сводится к дивергентному мышлению, оно также включает чувствительность к проблемам, способность к переопределению и пр.
Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), тестирующие в основном дивергентную продуктивность [4].
Дальнейшим развитием этой программы явились исследования Е.П. Торренса. Определив креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. п., исследователь в структуре творческого акта выделял восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию, нахождение результатов [5].
По мнению автора, креативность включает в себя: процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверку и оценку этих гипотез; их пересмотр и перепроверку; сообщение результата. Следовательно, креативность (по Е.П. Торренсу) выступает как способность к творчеству; как способность осознавать проблемы и противоречия; отказ от стереотипных способов мышления; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач; способность формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации [6].
Наиболее распространена в психологии креативности концепция Е.П. Торренса -«теория интеллектуального порога»: если IQ (коэффициент интеллектуальности) ниже 115-120, то креативность и интеллект входят в состав одного фактора; при IQ выше 120 -креативность становится независимым от интеллекта фактором. Результатом исследования Е.П. Торренса явилась система измерения творческих способностей. Автором установлено, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности, а именно влияние семьи, родителей разного пола, школы, педагогов будет способствовать развитию креативности, и экспериментально доказано, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения. В исследованиях Е.П. Торренса, Дж. Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности.
В то же время, как полагают М. Воллах и Н. Коган, фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми, но при этом взаимосвязанными не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. Основой их исследования явилось доказательство того, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокирует самоактуализацию личности, затрудняет проявление ее творческих возможностей. Исследователи, используя независимость фактора интеллекта и фактора креативности, выделили четыре группы людей, отличающихся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем [7].
Иная концепция лежит в основе разработанного С. Медником (1969) теста RAT («тест отдаленных ассоциаций»). Автор полагал, что в любом творческом процессе (творчество рассматривается как широта ассоциаций) присутствует как конвергентная,
так и дивергентная составляющая. При этом чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по С. Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций [8].
Ревалидизация теста RAT на отечественной выборке была проведена Т.В. Галкиной и Л.Г. Хуснутдиновой. Исследователями были определены индексы речемыслительной креативности (РМК): продуктивности (отношение числа ответов к количеству заданий); оригинальности (сумма индексов оригинальности отдельных ответов, отнесенных к общему числу ответов); уникальности ответов (отношение количества уникальных ответов к общему числу ответов); селективности (избирательности).
Самая молодая концепция, предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом (1985), «теория инвестирования» определяет креативным такого человека, который стремится и способен покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой [9]. Креативность, по мнению Р. Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. По Р. Стернбергу, творческие проявления определяются следующими факторами: интеллектом как способностью, знанием, стилем мышления, индивидуальными чертами, мотивацией, внешней средой. Вместе с тем для творчества особенно важны составляющие интеллекта: 1) синтетическая способность (новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; 2) аналитическая способность (выявление идей, достойных дальнейшей разработки); 3) практические способности (умение убеждать других в ценности идеи, «продажа») [10].
В соответствии с критериями оценки креативности Р. Стернберга в функционально-уровневой концепции принятия интеллектуального решения и смысловой теории мышления, Т.В. Корниловой (2010) проведено исследование, в котором изучалась инкрементальная предсказательная валидность показателей интеллекта и толерантность к неопределенности в отношении креативности. Т.В. Корнилова выделяет, что рассмотрению креативности как отличающихся от интеллекта общей способности или индивидуального свойства (личностной черты) противостоит взгляд на креативность как компонент, этап или один из процессов в реализации творческого мышления. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что 1) толерантность к неопределенности положительно предсказывает креативность, тогда как интолерантность к неопределенности демонстрирует обратную связь с выраженностью новообразований; 2) предсказательная сила интеллектуального потенциала сопоставима по величине с вкладом в создание креативного продукта личностных свойств толерантности и интолерантности к неопределенности и пр. [11].
Таким образом, наибольшее внимание в изучении феномена креативности получило направление, связанное с исследованием связи креативности с интеллектом и личностными чертами.
В явлении креативности выделяют четыре аспекта: креативная среда, в которой осуществляется творчество (сфера, социальный контекст, структура, формирующие требования к продукту творчества); креативный продукт (характеристики материального или идеального продукта, его качественные стороны); креативный процесс (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его фиксация и описание); креативная личность (личностные характеристики, описывающие креативного человека и предопределяющие креативность) (Р. Муни).
Впервые использовал понятие «креативность» Д. Симпсон (1922) как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Впоследствии стали рассматривать креативность как высший мыслительный процесс. Р. Мэй полагал, что творческие процессы не иррациональны, а «сверхрациональны» и объединяют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции; для него существенным показателем творчества было реалистичное решение проблемы.
К.В. Тейлор (1988), рассматривая творчество как решение задач, выделяет шесть групп определений креативности: 1) определение типа «Гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности; 2) определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирова-
ние чего-то нового; 3) «эстетические», или «экспрессивные», определения, в которых подчеркивается самовыражение (способность мыслить в неисследованной области, не будучи ограниченным прошлым опытом); 4) «психоаналитические», или «динамические», определения, в которых творчество определяется в терминах взаимодействия «Я», «Оно» и «Сверх-Я»; 5) определения в терминах «мышления, ориентированного на решение», в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс; 6) и другие разнообразные определения, не укладывающиеся ни в одно из вышеперечисленных [12].
Э. Фромм предложил свое определение понятия креативности как способности удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому анализу, осознанию своего опыта. Критерием же творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Творческое отношение к жизни, поведенческую креативность раскрывали в своих работах А.Г. Маслоу (1972), К.Р. Роджерс (1957). А.Г. Маслоу определял креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности, где под самоактуализацией понимал полное использование талантов, способностей, возможности личности как процесс самореализации человеческих потенций. Креативность потенциально присутствует в каждом человеке, но большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде.
Автор делит креативность на первичную (изначально присуща каждому человеку) -этап вдохновенного творчества - и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы). Центральным в теории креативности А.Г. Маслоу является понятие мотивации, которое он определяет исходя из потребностей личности: чем выше человек может подняться по иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, творческие возможности он продемонстрирует [13].
В отличие от А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс полагал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира; тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью (человек, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал) [14].
К.Р. Роджерс понимал под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения, определив внутренние (экстенсиональность (открытость новому опыту), внутренний локус оценивания, способность к необыкновенным сочетаниями) и внешние условия творческой деятельности (психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание), психологическая свобода самовыражения).
Ф. Баррон, осуществивший обзор многих исследований по креативности, делает вывод о том, что:
1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это осмысленное включение в жизнь чего-то нового, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышенной возможности роста и выживания.
2. «Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком. Креативность легче изучать в трех аспектах: продукт, процесс, человек.
3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов, людей являются их новизна, оригинальность, умелость, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.
4. Эти творческие продукты разнообразны.
5. Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек - одновременно и продукт, и процесс. Создание нового продукта зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации [15].
Современные исследователи Т.А. Барышева (2005) и Ю.А. Жигалов разработали теоретическую модель структуры креативности как системного (многоуровневого и многомерного) психического образования, включающего в себя семь симптомокомплексов: мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный, эстетический, экзистенциальный, комму-
никативный, компетентный [16]. Система выделенных параметров «индексирует» творческую стилистику поведения, обеспечивает продуктивность, новизну, уникальность способов и результатов деятельности, предрасположенность и готовность к творческим конструктивным преобразованиям в различных сферах жизнедеятельности. Исследователи определяют креативность как субъективную детерминанту творчества, которая появляется в инновационных преобразованиях во всех сферах жизни человека (познании, мышлении, общении, деятельности и т. д.) на уровнях: личность, процесс, результат. Творчество, по словам авторов, выступает как процесс и результат, креативность - «субъективная детерминанта творчества»; «в продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» [17, с. 57].
Н.Ю. Хрящева (1998) под креативностью понимает способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта. Исследователь отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенным условием актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Близкое понятие вводит и М.А. Холодная, определив креативность в узком смысле как дивергентное мышление, главной характеристикой которого является готовность выдвигать множество в разной мере правильных идей относительно одного объекта.
Согласно В.Н. Дружинину, креативность - «интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности» [18, с. 625]. В.Н. Дружинин утверждает, что креативность может являться чисто ситуативной характеристикой - реакцией, чтобы она сложилась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды.
Е.Л. Яковлева, исследуя психологию развития творческого потенциала личности, определяет творческость как проявление человеком собственной индивидуальности; «развитие индивидуальности человека есть главный путь развития его творческости» [19, с. 5]. Творческость рассматривается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности (индивидуальности-уникальности) для автора являются эмоциональные реакции и состояния человека. На основании принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональное с использованием принципов развивающего обучения и с соблюдением условий безоценоч-ности, принятия, поддержки и безопасности Е.Л. Яковлевой была разработана программа «Развитие творческого потенциала личности школьника».
И.М. Кыштымова, опираясь на психосемиотический подход, определяет креативность как свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры, при выделении двух компонентов: личностного смысла и сигнифи-кационных умений. Образовательное пространство, моделируемое в соответствии с принципом гомоморфизма камертонной культуры, оказывает положительное влияние на развитие креативности. Для диагностики вербальной креативности школьников автор предлагает использовать психосемиотический анализ их сочинений, выделив смысловые и формальные показатели для их определения: уровень развития личностного смысла; уровень владения вербальной знаковой системой при создании текста [20].
Таким образом, понятие «креативность» в современной науке трактуется как многомерное и многоаспектное понятие. В широком смысле - это самостоятельный феномен, который представляет собой единую целостную систему и функционирует во всех сферах жизни человека как: креативный процесс, креативный продукт - результат творческого процесса и свойства (качества) личности креативного типа.
В узком же смысле (аспект нашего исследования) креативность определяется как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Креативность формируется и проявляется в деятельности. Креативная среда в этом случае выступает условием реализации творческих потенциалов человека.
Разнообразие трактовок понятия «креативность» как предпосылки, потенциала, способности к творчеству, процесса, продукта, среды, характеристики и типов творческой личности предполагает его изучение в аспектах творческого мышления (М.А. Воллах, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Н.Ю. Хрящева, М.А. Холодная и др.), универсальной познавательной
способности, общей творческой способности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс), способности к творчеству (В.Н. Дружинин, Л.Д. Лебедева, А.В. Морозов и др.), характеристики, свойства личности (И.М. Кыштымова, Е.Л. Яковлева), системного психического образования (Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов), творческого воображения (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л.Б. Ермолаева-Томилина и др.), творческой одаренности (М.А. Воллах, Н. Коган, Т.В. Галкина, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков и др.), компонента одаренности (Д.Б. Богоявленская,
Э. Ландау, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли и др.) и пр.
В научных исследованиях оформилась тенденция к дифференциации понятий «творчество» и «креативность», где креативность занимает место одной из основных составляющих как самой категории «творчество» (данное понятие шире, поскольку не сводится только к способностям), так и ее производных. Отмечая сходство и различие понятий «творческие способности» и «креативность» (способность к творчеству), следует отметить, что: 1) они могут рассматриваться «как синонимы, если речь идет только об общей творческой способности» [21, с. 49]; 2) «творческие способности» шире, так как включают в себя и общие, и специальные способности; 3) креативность определяется как характеристика любой способности к деятельности (рассматривая различные виды способностей, креативность видится в них как содержательный компонент).
Ссылки и примечания:
1. Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ (проект № 13-16-73004 а(р)).
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.
3. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. М., 1965. 244 с.
4. Там же.
5. Torrance E.P. Guiding creative telent. Englewood Cliffs, W.J., 1964. 234 p.
6. Там же.
7. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М., 1994. 343 с.
8. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под общ ред. В.Н Дружинина. СПб., 2009. 656 с.
9. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144-160.
10. Там же.
11. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-13.
12. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P. 99-124.
13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб., 1999. 432 с.
14. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
15. Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P. 76-98.
16. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006. 268 с.
17. Там же.
18. Психология. С. 625.
19. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 224 с.
20. Кыштымова И.М. Креативность школьников: психосемиотический подход : автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 2009. 44 с.
21. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». Ульяновск, 2004. 194 с.