Научная статья на тему 'Современные научно-педагогические представления о креативности'

Современные научно-педагогические представления о креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1866
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / CREATIVITY / FACTORS OF CREATIVITY / CREATIVE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович

В статье обобщены научно-педагогические представления о креативности, с позиции проводимого исследования предлагается авторская трактовка креативности студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern scientific and pedagogical concepts of creativity

The article summarizes scientific and pedagogical concepts of creativity, the author's interpretation of a high school. student’s creativity from the perspective of the ongoing research has been offered.

Текст научной работы на тему «Современные научно-педагогические представления о креативности»

УДК 378: 339.138 ББК 74.58 А-36

Айбатыров Казбек Султанбекович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей», автомобильного факультета Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова, e-mail: aibatkaz@yandex.ru;

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРЕАТИВНОСТИ

(рецензирована)

В статье обобщены научно-педагогические представления о креативности, с позиции проводимого исследования предлагается авторская трактовка креативности студента вуза.

Ключевые слова: креативность, творчество, факторы креативности, креативная педагогика.

Aybatyrov Kazbek Sultanbekovich, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Maintenance of cars of the Automobile Faculty of Dagestan State Agricultural University named after M.M. Dzhambulatov, e-mail: aibatkaz@yandex.ru;

MODERN SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL CONCEPTS OF CREATIVITY

(Reviewed)

The article summarizes scientific and pedagogical concepts of creativity, the author's interpretation of a high school. student’s creativity from the perspective of the ongoing research has been offered.

Keywords: creativity, factors of creativity, creative pedagogy.

Исследователи современного периода развития России и российского образования, указывают на то, что качественные изменения в социально-экономической жизни общества, в содержании и характере организации трудовой деятельности обнаруживают несоответствие между наличием широких возможностей для самореализации личности и подготовленностью молодежи к использованию данных возможностей. Исходя из этого, процесс профессионального становления современного специалиста должен быть ориентирован на формирование профессиональной мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволял бы специалисту адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию деятельности в процессе выполнения профессиональных функций и, одновременно, создавал условия для успешной самореализации личности.

Студент вуза - будущий высококвалифицированный специалист должен быть психологически подготовлен к неопределенности, к возможным многократным трансформациям в самой специальности и в отношении к ней общества, к необходимости быстро усваивать новые навыки и выполнять различные функции, постоянно доучиваться и переучиваться, то есть готовиться быть универсальным и, в тоже время, эффективным работником и руководителем. В данной связи, главным становится не количество знаний, что само по себе, конечно важно, а способность специалиста рентабельно решать различные ситуационные производственно-техно-логические проблемы, проявлять гибкость, новаторство, творчество, как в стандартных, так и в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах.

К специалисту с такими профессиональными и личностными характеристиками обычно применяют эпитеты «универсальный», «компетентный», в настоящее время, все чаще, «креативный», которые, по нашему мнению, не противоречат, а, скорее всего, дополняют друг друга. Основываясь на данном предположении, мы определяли стратегию

нашего исследования и, в первую очередь, осуществили целенаправленный анализ научной литературы с целью выявления и обобщения современных представлений о креативности.

Прежде всего, мы обратились к этимологии понятия «креативность». Обратившись к различным словарям и оригинальным научным публикациям, мы выяснили, что прилагательное креативный (от лат. creation - творение) - означает творческий, созидательный [1, с. 363]; креативный (англ. creative - творческий) - творческий, созидательный, ищущий и создающий что-либо новое [2, с. 336]. Отсюда креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию новых идей.

Затем, мы выявили, что изучение креативных возможностей индивида имеет длительную и сложную историю. Начиная с исследований В. Штерна, который ввел в 1912 г. понятие коэффициента умственного развития (intelligence quotient - IQ) и, заканчивая теорией практического интеллекта Р. Стернберга, представления о креативном потенциале личности претерпевали постоянные изменения.

Повышенный интерес к этой проблеме в середине XX века был обусловлен работами американского психолога Д. Гилфорда [3, с. 433-456]. В российской психолого-педагогической науке также возникли научные направления, разрабатывающие эту тематику: развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов); творческая педагогика (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин); воспитание интеллектуальной творческой личности (В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов); креативная педагогика (А.Г. Алейников).

Определенный вклад в разработку проблем, связанных с креативностью и творчеством внесли отечественные педагоги и психологи Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и др.

Рассмотрим некоторые из подходов к интерпретации понятия «креативность». Один из них рассматривает креативность как универсальную познавательную творческую способность. Дж. Гилфорд понимает под креативностью способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности он считает дивергентное

мышление - тип мышления, идущий в различных направлениях [3].

Э. Торренс [4] определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.

Обобщая высказанные в работах Э. Торренса идеи, можно назвать критерии креативности - это беглость (количество идей, возникающих в единицу времени, способность продуцировать большое количество идей); оригинальность (способность производить необычные,

нестандартные идеи, отличающиеся от общепринятых); гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем).

Аналогичный подход к пониманию креативности обнаруживается у Дж. Рензулли [5, с. 38]. Он понимает креативность как свойства поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, решения проблемы, новых подходах к

рассмотрению проблемы с разных точек зрения, это способность удивляться и познавать,

умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

В других подходах креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления, приводятся классификации фаз творческого процесса.

Так, Я.А. Пономарев понимает творчество в самом широком смысле как процесс взаимодействия, ведущий к развитию [6, с. 11]. С. Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования элементов в новые комбинации согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и

некоторым специальным требованиям. Суть творчества по С. Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций [7, с. 220-232].

Другое направление способность к творчеству рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По А. Маслоу [8], свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал. К. Роджерс [9, с. 164-167] описывает тенденцию к самоактуализации как обладание сильной мотивацией и наличие поддерживающей, предоставляющей возможность развиваться среды. Связь креативности с мотивационно-чувственной сферой человека, выявленная учеными, была использована нами при определении составляющих мотивационного компонента креативности студентов технических специальностей аграрного вуза. Ф. Баррон [10] характеризует креативность через целостную личность. Д.Б. Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом [11].

Таким образом, вышеперечисленные авторы, склоняются к тому, что креативность -творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Нами было выявлено, что для оценки креативности исследователями используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления, что также важно для нашего исследования, могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом обучающихся необходимо поощрять к формулировке множества вопросов.

В целом, в большинстве случаев изучение факторов творческих достижений личности ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления,

чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и др. [12, с. 248]. Аналогична концепция креативности, авторами которой считаются Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др., в нашей стране - Д.Б. Богоявленская [11]. Они подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой - в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Поскольку в рамках проводимого исследования нас, прежде всего, интересовали педагогические аспекты формирования креативности, мы обратились к феномену «креативной педагогики», которая определяется ее автором А.Г. Алейниковым, как наука и искусство творческого обучения, или, другими словами, знание и исследование того, как формировать (развивать) творчество и творческую личность, а также умение и искусство применять это знание, то есть делать это творчески в любом предмете обучения [13, с. 29-34]. Это -разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогика (от англ. critical - Critical pedagogy).

Креативная педагогика вбирает в себя результаты исследований в области развития творческого потенциала таких авторов, как G. Wallas, A. Osborn, J.P. Guilford, S. Parnes, E.P. Torrance, G. Davis, Г. Альтшуллер и др.) и приносит это в аудиторию (курс, программу, вуз), чтобы значительно улучшить процесс обучения.

Статья «Гуманное творчество», опубликованная в энциклопедии творчества (Encyclopedia of Creativity), объясняет, что креативная педагогика, как новое направление в

науке об обучении, обобщает и объясняет все от музыки и художественных классов до творчески ориентированных курсов, так тщательно собранных и точно описанных А. Осборном [14, с. 165-167] - это уроки искусства, техническое творчество, психологию творчества, творческое решение проблем, творчески-ориентированные программы обучения.

Появление и рост так называемого творческого класса (от англ. Creative Creative class) [15, с. 355] является реальностью. Именно поэтому появляется креативная педагогика, как педагогика, стремящаяся к воспитанию созидателя (креативного, творческого человека), способного справиться с постоянно растущей сложностью жизни и ускоренным развитием общества.

В целом, осуществленный нами анализ современных научно-педагогических представлений о креативности позволил сформулировать несколько предварительных положений, послуживших теоретической основой для осуществленного нами впоследствии в пространстве Аграрного вуза педагогического эксперимента по формированию креативности (профессионально-ориентированной креативности) студентов - будущих специалистов технического профиля.

Во-первых, все данные об исследованиях, посвященных изучению креативности, можно разделить на две области (одна включает исследования взаимосвязей между креативностью, интеллектом, когнитивными особенностями и реальными достижениями, другая - работы, направленные на определение личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности).

Во-вторых, креативность рассматривается исследователями как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается, в частности, в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Исследователи креативности, интерес к которой за последние годы сильно возрос, предлагают рассматривать ее в четырех основных аспектах: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда (сфера, структура, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Чаще всего эти подходы используются вместе.

В-третьих, в научных источниках обнаруживается большое количество определений креативности и их можно разделить на шесть групп: 1) гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего); 2) инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта); 3) эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца); 4) психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и СверхЯ); 5) проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: «Креативность это процесс дивергентного мышления»); 6) в шестую группу вошли определения, не попавшие ни в одну из перечисленных выше, разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»).

В соответствии с заявленной проблемой исследования, мы будем рассматривать креативность студента как интегральное личностное качество, формирующееся в процессе предметной подготовки при наличии в вузе соответствующих педагогических условий и, проявляющееся в процессе обучения как определенным образом структурированные мотивы, знания, умения.

Кроме того, данные результатов теоретического анализа научно-педагоги-ческой литературы, в частности, экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Но путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает [16, с. 8-11]. Данное дополнение существенно для нашего исследования, поскольку включение усилий всего (или большей части) педагогического коллектива образовательного учреждения в решение проблемы формирования креативности студентов, по всей видимости, может дать высокий суммарный

результат.

Приходится также констатировать, что психологические аспекты проблемы формирования креативности в основном изучены, педагогические же основы этого процесса исследованы недостаточно. Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании студентов; ориентацией на образовательные ценности, введением деятельностного и компетентностного подходов к подготовке специалистов и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску педагогических средств, влияющих на развитие мыслительных способностей, связанных с креативно-творческой деятельностью студентов.

Литература:

1. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. №12. С.

29-34.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.

3. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. М.: Мартин, 2004. 848 с.

4. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 640 с.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965. С. 433-456.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1999. 432 с.

7. Мельникова Е.В. Улучшения в стиле кайдзен // Методы менеджмента качества. 2007. №3. С. 8-11.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1986. 303 с.

9. Попов В.В. Креативная педагогика. В энциклопедическом словаре «Техническое творчество: теория, методология, практика» / Под ред. А.И. Половинкина. М.: Логос, 1995. С. 165-167.

10. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 164-167.

11. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 2001. 800 с.

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2007. 355 с.

13. Torrance E.P. Educational and creativity // Creativity: Progress and potential. N.-Y.,

1964.

14. Renzulli J.S., Hartman R.K. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, Р. 38.

15. Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew. 1969. №2. Р. 220-232.

16. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. Р. 7698.

References:

1. Aleynikov A.G. About creative pedagogy // Bulletin of a high school. 1989. №12. P. 2934.

2. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creativity. M., 2002. 320 p.

3. Bulyko A.N. Dictionary of foreign words. More than 25,000 words and phrases. M.: Martin, 2004. 848p.

4. Vasjukova I.A. Dictionary of foreign words. M.: AST-PRESS, 1998. 640p.

5. Guildford J. Three sides of intelligence // Psychology of mind / Ed. A.M. Matyushkin. M.,

1965. P. 433-456.

6. Maslow A. Long limits of the human psyche. SPb., 1999. 432 p.

7. Melnikova E.V. Improvements in kaizen style // Methods of Quality Management. 2007. № 3. P. 8-11.

8. Ponomarev J.A. The psychology of creativity. M., 1986. 303 p.

9. Popov V. V. Creative pedagogy. In Encyclopedic Dictionary “Technical create-vity: theory, methodology, practice”/ed. A.I. Polovinkin. M.: Logos, 1995. P. 165-167.

10. Rogers K. Creativity as a gain // Questions of psychology. 1990. №1. P. 164-167.

11. Dictionary of practical psychology / Ed. S.Y. Golovin. Minsk, 2001. 800 p.

12. Florida R.Creative Class: people who change the future / Transl. from English. M.: Classic-XXI, 2007. 355p.

13. Torrance E.P. Educational and creativity // Creativity: Progress and potential. N.-Y.,

1964.

14. Renzulli J.S., Hartman RK. Scale for rating behavioral characteristics of superior students. Exceptional Children, 1971, P. 38.

15. Mednich S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew. 1969. №2. P. 220-232.

16. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 7698.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.