Bibliography
1. Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya. - M.: «Sovetskaya ehnciklopediya», 1969-1978. - T. 21.
2. Prikaz Ministra vihsshego i srednego specialjnogo obrazovaniya SSSr ot 18 marta 1968 g. № 220 «Ob utverzhdenii Polozheniya o personaljnom
raspredelenii molodihkh specialistov, okanchivayuthikh vihsshie i srednie specialjnihe uchebnihe zavedeniya».
3. Kravcevich, S.V. Istoriko-ehkonomicheskie vzglyadih na formirovanie predstavleniyj o konkurencii. - Chita, 2011.
4. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoyj lichnosti. - M. - Voronezh, 2002.
5. Fatkhutdinov, R.A. Konkurentosposobnostj: ehkonomika, strategiya, upravlenie. - M., 2000.
6. Kotikova, G.P. Upravlenie konkurentosposobnostjyu: uchebnoe posobie. - Kemerovo, 2001.
7. Shapovalov, V.I. Konkurentosposobnostj lichnosti v paradigme innovacionnogo pedagogicheskogo menedzhmenta // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. - 2003. - № 4.
Статья поступила в редакцию 14.03.12
УДК 159.99
Terelyanskaya I. К THE PHILOSOPHIC ETHNOLOGICAL REFLECTION OF THE ETHNONATIONAL CONSCIENCE PHENOMENON. This article reproduces short discourse concerning the questions of creativity and creative potential of a person. Particular attention is paid to the works of scientists engaged in the researching the stated issue. This article also highlights the main components in the description of person creativity.
Key words: creativity, creative potential, creative activity, competitiveness.
И.В. Терелянская, психолог, Агентство Психологической Помощи «Камертон», г.Волжский,
Е-mail: TerelyanskayaIV@vtz.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КРЕАТИВНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В статье изложен краткий дискурс по вопросам креативности, творчества, творческого потенциала. Обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной проблемой, выделяются основные элементы в характеристике креативности личности.
Ключевые слова: креативность, творчество, творческий потенциал, творческая активность, конкурентоспособность.
В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса, постоянно меняющимися технологиями идет ускорение всех процессов, происходящих в обществе. Бизнес вынужден постоянно предлагать новые и совершенствовать свои старые технологии, рынок требует новые товары и идеи. Так, компания Sony только за 1996 г. выпустила 5000 новых изделий, т.е. более двух новых изделий в час! [1]. Чтобы успешно конкурировать в современном мире, необходимо постоянно находить что-то новое, оригинальное, самому меняться, творить. Изначально такое свойство как креативность требовалось только от представителей творческих профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов и т.п. Но сегодня креативность стала рассматриваться как один из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще. Быть творческой личностью должен и педагог, и менеджер, и программист, и специалисты многих других профессий, а уж о руководителях и говорить не приходиться. «Творческий подход в управленческой деятельности более выражен тогда, когда менеджер ориентирован на конкуренцию, борьбу, вызов в профессиональной деятельности и не стремится к стабильности. Креативность в структуре личности менеджеров имеет значимую связь с такими карьерными установками, как вызов (внешним условиям) и автономия» [2].
Слово «креативность» имеет латинские корни, обозначает сотворение, созидание (лат. сгеа^о) и подразумевает какую-либо творческую, созидательную, или новаторскую деятельность. Т.о. феномен креативности тесно переплетен с таким явлением как творчество, которое определяется учеными как особая форма человеческой активности. Творчество выполняет преобразующую функцию, и представляет собой глубинную сферу психических процессов человека, основу внутреннего механизма таких когнитивных процессов, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, и др.). Результатом творчества считают творческий продукт, который отличается от существующих ранее новизной и оригинальностью.
Отношение к творчеству неоднозначно и в разные исторические эпохи существенно менялось. В древнем мире ценился лишь материал и работа мастера, а творческая идея, креативность не имели ценности, плагиат и подделки не считались аморальными деяниями. В Средние века творца не отделяли от ремесленника, ценилось следование неким канонам, поэтому творческая самостоятельность не поощрялась, а порой пресле-
довалась. Признание и возможность жить продажей своего творческого продукта получили представители творческих профессий только в XIX-XX в.в. Причем результат их творчества использовался лишь в качестве матрицы для выпуска массового продукта. Т.к. затраты на ее тиражирование составляли до 99,9% издержек производства, то ценой затрат на разработку самой матрицы пренебрегали. В постиндустриальную эпоху наблюдается формирование и бурный рост рынка нематериальных товаров типа программного обеспечения, продуктов медиа-культуры и тому подобных, тиражирование которых составляет незаметную долю их стоимости. На этом фоне цена образца возрастает неимоверно. Поэтому и отношение к специалистам, способным создать такой образец, изменилось коренным образом. Сейчас они буквально «на вес золота». Сегодня работодатели все чаще требуют от кандидата на вакантную должность наличие таких качеств как творческий подход и креативность. На этот социальный запрос общества откликнулась и научная мысль -работами по теориям творчества, творческих способностей и креативности (Г. Айзенк, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, Р Стернберг и др.).
Креативность - это, то свойство, которое помогает человеку принимать эффективные решения в огромном море разнообразной, поступающей к нему информации, или, наоборот, в ситуациях информационного вакуума, оно способствует генерации необычных идей, принятию нетрадиционных схем решения проблем. Так, руководитель компании Scandia, обратился к участникам I Всемирной олимпиады интеллектуального спорта, проходившей в Лондоне в 1997 г. со словами: «Выросший мозг уже никогда не сокращается до прежних размеров. Деньги можно взять в долг, процессы можно скопировать, но силы разума нельзя поймать в силки. Оригинал всегда лучше самой хорошей копии. Уникальность бесценна. Умение напрягать ум, оставаясь при этом самим собой, - редчайшее явление, равное взрыву звезды» [3].
На данном этапе в психологии выделяют как минимум четыре подхода к творчеству. Первый подход основывается на концепции, что как таковых творческих способностей не существует, а имеет место только творческое поведение индивидуума, основанное на мотивации, ценности и личностных чертах человека. Интеллектуальность - необходимое, но недостаточное условие творческой активности. Когнитивная одаренность, чув-
ствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях - вот основные черты творческой личности (А. Маслоу, А. Олох, А. Танненбаум и др.). К этому же направлению можно отнести и идеи Д.Б. Богоявленской. С ее точки зрения, творчество - это ситуативно нестимулированная активность личности, так называемая «креативная активность личности», цель которой: выйти за пределы заданной проблемы. Эта форма активности является особой психической структурой, существующей у личности креативного типа, к которым Д.Б. Богоявленская относит новаторов в независимости от рода их деятельности, будь то художники, музыканты, писатели или ученые и изобретатели.
Второй подход рассматривает творческие способности или креативность как, независимый от интеллекта, самостоятельный фактор (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, К. Тейлор, Э.П. Торренс). В своих исследованиях Э.П. Торренс установил, что до определенного уровня интеллект коррелирует с креативностью. Но при его дальнейшем росте, зависимость между интеллектом и креативностью не наблюдается. Т.е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [4;5].
Этот постулат опровергают сторонники третьего подхода к творчеству (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.). Они отрицают существование творческого процесса как особой формы психической активности. Творческий процесс, по мнению представителей этого направления, является составной частью интеллекта. Следовательно, чем выше уровень развития интеллекта, тем выше уровень развития творческих способностей и наоборот.
Приверженцы четвертой концепция креативности (П. Вернон, М. Воллах, Н. Коган, Д. Харгривс), хотя и соглашаются с Гилфордом, Торренсом и другими их последователями в том, что креативность есть независимый от интеллекта фактор, тем не менее, критикуют последних, считая, что, применяемые ими, тесты креативности всего-навсего диагностируют Ю, как и обычные тесты интеллекта. Они считают, что в тестах на креативность не должно быть жестких временных рамок и единственного правильного ответа, т. е. отвергают такой критерий креативности, как точность. К тому же испытуемый должен иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания, т.к. по их мнению, мотивация достижений и социального одобрения являются препятствием для проявления творческих способностей личности.
Креативность как творческая способность может быть выражена в двух формах - потенциальной (творческий потенциал) и актуальной (творческая активность) (Дж. Гилфорд, Е.Л. Яковлева и др.).
Творческий потенциал - это особенности личности, способствующие реализации творческих способностей, такие как мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетенции, интеллект, духовность и нравственность (Е.П. Ильин, В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова) [6]. Из этих предпосылок мы рассматриваем структуру творческого потенциала личности, как состоящую из следующих компонентов:
- мотивационный компонент - основа для подготовки к творческой деятельности (1 этап), раскрывает уровень и своеобразие интересов и увлечений студента, наличие цели, открытость новому опыту, показывает любознательность и степень его заинтересованности и участия в предстоящей творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, Г. Меррей, Е.Л. Яковлева и др.);
Библиографический список
- интеллектуальный компонент - проявляется индивидуумом на этапе осознания дальнейших действий и созревания решения (2 этап), выражается в оригинальности, гибкости и беглости мышления, разнообразии ассоциативного ряда, уровне творческого воображения, в сообразительности, интуитивности, смекалистости (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Тер-мен, Р. Уайсберг и др.);
- эмоционально-волевой компонент - наблюдается на стадии оценки своих возможностей при принятии решения (3 этап), характеризует с одной стороны - эмоциональное отношение студента к данной творческой деятельности и эмоциональный настрой на ее выполнение, с другой - способность к волевому напряжению, организованности, самоконтролю и саморегуляции; целеустремленности, направленности на творческую деятельность (К.Э. Изард, А. Маслоу, Дж. Сингер и др.);
- духовно-нравственный компонент - проявляется на этапе переоценки своих будущих действий и окончательное принятие решения (4 этап) - показывает способность человека увидеть и выбрать истинные нравственные и духовные ценности, не отступать от них и следовать им в течение своей жизни (Е.П. Ильин, И.В. Курышева, В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова);
- операциональный компонент - является основой этапа действия, после принятия решения, его реализация (4 этап) -характеризуется способностью личности к принятию нестандартных решений, готовностью рисковать, внутренней свободой и уверенностью в себе (Л.Д. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- рефлексивный компонент - выходит на первый план на этапе оценки и принятия ответственности за свое решение и последующих за ним действий - характеризуется такими качествами, как самодиагностика, самоосознание и саморегуляция творческого действия (А.Г. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.).
Анализ литературы по проблеме креативности показал, что понятие «креативность» чаще всего рассматривается в двух направлениях. Согласно первому, креативность описывается как психический процесс, второму, - как творческое отношение к жизни.
Любая креативная идея, с одной стороны, опирается на знания и опыт, использует знания и решения, найденные прежде в других областях, опирается на сложившиеся закономерности, а с другой - не опирается на привычную логику, т. е. алогична. Поэтому невозможность порой объяснения креативной идеи методами логики, с опорой на опыт, создает риск принятия ее за пустую фантазию, а человека, ее предложившую в лучшем случае за фантазера. Т.е. порой наблюдается сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого. На основании этого творчеству порой дают негативную характеристику - как выход за пределы традиций и стереотипов, как созидательное нарушение. Так Барышева Т.А. и Жигалов Ю.А. утверждают, что «креативность проявляется в инновационных преобразованиях во всех (или отдельных) сферах жизни человека (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т. д.) на уровнях: личность (потенциал) - процесс - результат. Учитывая то, что процесс творчества включает две разнонаправленные тенденции - созидание и разрушение (реконструкцию) стереотипов, творческое, креативное поведение индивида можно рассматривать как «созидательное разрушение» [7].
1. Белкин, А.И. Запах денег: Психологические этюды. - М. - 1999.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2009.
3. Хант, Р Как создать Интеллектуальную организацию / Р Хант, Т. Базан; пер. с англ. - М., 2002.
4. Torrance, E.P Empirical validation of criterionreferenced indicators of creative ability through a longitudinal study. Creative Child and Adult
Quarterly, 1981.
5. Guilford, J.P. Creativity, American Psychologist, 1950. - Vo. 5. - Issue 9.
6. Рыжов, В.В. Креативная личность и сферы ее актуализации / В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова: монография. - Н.Новгород, 2006.
7. Барышева, Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб, 2006.
Bibliography
1. Belkin, A.I. Zapakh deneg: Psikhologicheskie ehtyudih. - M. - 1999.
2. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2009.
3. Khant, R. Kak sozdatj Intellektualjnuyu organizaciyu / R. Khant, T. Bazan; per. s angl. - M., 2002.
4. Torrance, E.P. Empirical validation of criterionreferenced indicators of creative ability through a longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly, 1981.
5. Guilford, J.P. Creativity, American Psychologist, 1950. - Vo. 5. - Issue 9.
6. Rihzhov, V.V. Kreativnaya lichnostj i sferih ee aktualizacii / V.V. Rihzhov, G.V. Sorokoumova: monografiya. - N.Novgorod, 2006.
7. Barihsheva, T.A., Zhigalov Yu.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih razvitiya kreativnosti. - SPb, 2006.
Статья поступила в редакцию 14.03.12