Научная статья на тему 'Теоретическая модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних'

Теоретическая модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2965
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / JUVENILE INSPECTOR / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIOGRAM / PSYCHOGRAMM / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмичева Надежда Андреевна

Представлена теоретическая модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних с учетом современных требований к профессиональной деятельности. Данная модель необходима для усовершенствования подготовки специалистов в данной области, в помощь практическим психологам и преподавателям ведомственных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмичева Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of professiogram of juvenile inspector

The professiogram model of Juvenile Inspector was developed in accordance with modem professional requirements. This model is necessary to improve the training of specialists in this field, to help practical psychologists and teachers of departmental educational institutions.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99 ББК 88.8

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА КУЗЬМИЧЕВА,

адьюнкт

Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

Научная специальность 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: dejjonok@list.ru Рецензенты: доктор психологических наук И.Б. Лебедев, кандидат психологических наук Е.В. Пугачева

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлена теоретическая модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних с учетом современных требований к профессиональной деятельности. Данная модель необходима для усовершенствования подготовки специалистов в данной области, в помощь практическим психологам и преподавателям ведомственных образовательных учреждений.

Ключевые слова: инспектор по делам несовершеннолетних, профессиональная деятельность, профессиограмма, психограмма, психологическая подготовка.

Annotation. The professiogram model of Juvenile Inspector was developed in accordance with modern professional requirements. This model is necessary to improve the training of specialists in this field, to help practical psychologists and teachers of departmental educational institutions.

Keywords: Juvenile Inspector, professional activity, professiogram, psychogramm, professional and psychological training.

В связи с реформированием системы органов внутренних дел (далее - ОВД) актуальными становятся проблемы совершенствования каждого подразделения в отдельности. Каждую специальность в отдельности психолог может рассмотреть с помощью специальный профессиограмм. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области1. Зачастую составление профессиограммы представляет собой описание по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей той или иной профессии2.

Поэтому, для нас значимо рассмотрение умозрительной модели как базового уровня структуры теоретического знания, на основе которого в последующем предполагается проводить эмпирическое исследование профессиографического описания инспектора по делам несовершеннолетних (далее-ПДН) на основе компетентностного подхода.

Научные разработки таких ученых, как Г. С. Човды-рова3 (2013 г.), Т.С. Клименко4 (2014 г.), Т.А. Хрустале-ва5 (2004 г.), посвященные изучению профессионально важных качеств, позволили частично определить новые подходы к изучению профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так,

авторы Г.С. Човдырова и Н.А. Митрохина6 в своей статье «Психологическая структура профессиограммы в научных исследованиях», проанализировали структуру профессиогрммы в работах зарубежных и отечественных авторов. Н.В. Кругова7 (2007 г.) разработала модель профессиограммы следователя, И.В. Бабичев8 (2011 г.) описал модель профессиограммы оперативных сотрудников, А.В.Гайнуллина9(2010 г.) исследовала деятельность инспектора ГИБДД. Авторы Д.И. Кечил10. (2013 г.) и А.С. Душкин11 (2010 г.) занимались профессиограммой психолога органов внутренних дел и выделили профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности психолога. Несмотря на то, что в данных работах не представлена модель профессиограммы инспектора ПДН, они сыграли положительную роль для психологической подготовки сотрудников ОВД. Сейчас большую актуальность получил компетентностный подход в изучении специальности подразделений структуры МВД. Он предполагает оценку сотрудников через сравнение результативности, качества и сложности осуществленного труда с эталонными характеристиками субъектов этой деятельности. Компетентностный подход позволяет описать поведение, необходимое для успешного прохождения службы в конкретной должности, разработать профили профессиональных ком-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

петенций, ориентированные на конкретные функции в соответствии с должностным регламентом12.

Используя научные подходы, нами было подготовлено структурированное интервью, с помощью которого мы разработали предварительную теоретическую модель профессиограммы инспектора по делам несовершеннолетних. Теоретическая модель составлялась на основе личного опыта работы в подразделении ПДН, а также на основе изучения научной литературы, методических пособий, данных выборочного опроса специалистов, наблюдения за действующими успешными сотрудниками подразделения ПДН, что позволило нам сделать более подробное описание профессии инспектора по делам несовершеннолетних.

Разработка профессиограммы - трудоемкий процесс, не дающий сиюминутные результаты. Проведение профессиографического исследования пр усматривает изучение психологических, социально-экономических, гигиенических и других сто-ро деятельности инспектора ПДН с учетом возможности решения специфических практических задач психогигиены и психопрофилактики. Для того чтобы

профессиографически изучить специальность сотрудника ПДН в дальнейшем, необходимо наблюдать за сотрудниками в процессе труда и отдыха, проводить психофизиологические замеры и тестирование, фотографирование рабочего дня сотрудника. Кроме того, замерять и фиксировать время определенных служебных операций, анализировать информацию, полученную специалистом в ходе рабочего дня, проводить анкетирование и тестирование и затем, по итогам, -составить психограмму специалиста.

Таким образом, мы изучили характерные признаки профессиональной деятельности инспекторов ПДН, в результате чего была разработана ориентировочная предварительная психологическая модель профессиограммы (схема. 1). На основе данной модели, в сравнительном аспекте, будет разработана практическая модель укороченной профессиограммы и, в дальнейшем, более детальное изучение деятельности успешных сотрудников ПДН позволит нам составить эталонный психологический портрет инспектора ПДН, на который можно будет ориентироваться при отборе и подборе кадров.

Психограмма

Мотивационно-ценностные особенности Коммуникативные качества Волевые качества

Интеллектуальные качества Внимание

Память,мышление (

Инспектор ПДН

Эмоциональные особенности

Профессиональные компетенции

(психические образования)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Функции

Воспитательная ^Поисковая Коммуникатив ная Организационная Прогностическая

Коллеги

Трудные семьи

Образовательные учреждения

II /

Другие

государственные

Схема. 1 Ориентировочная теоретическая (психологическая) модель профессиограммы инспектора ПДН

I. Общие сведения о профессии инспектора по делам несовершеннолетних, несущего службу в системах «человек-человек» (обслуживание людей и групп) и «человек-знак» (использование различных законов и другой необходимой литературы, анализ документов, подготовка заключений, отчетов).

Основные обязанности инспектора, изученные по документам:

1) организация работы по учету и индивидуальной

профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также в отношении родителей, если они не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

2) организация работы с несовершеннолетними, доставленными в ОВД;

3) анализ оперативной обстановки на административном участке, изучение статистических данных о

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

■Ф-

преступлениях, административных правонарушениях, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, информации о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению;

4) оказание методической и практической помощи, педагогам в организации работы по предупреждению правонарушений и других негативных проявлений среди несовершеннолетних, совершенствовании форм и методов этой деятельности;

5) рассмотрение обращений граждан, сообщений государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, рассмотрение материалов книги учета сообщений о происшествиях (КУСП) в отношении несовершеннолетних;

6) осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

7) проведение работы по установлению доверительных отношений с гражданами;

8) осуществление приема граждан, ведение журнала учета приема граждан, проведение проверки по сообщениям;

9) подготовка материалов на несовершеннолетних, родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, для постановки их на учет; при достаточных основаниях принимает к родителям меры, предусмотренные КоАП;

10) внесение предложений по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

II. Содержание профессиональной деятельности инспектора ПДН

1. Содержание основных обязанностей: проведение встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории, по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних; формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел; проведение работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

2. Основные функции деятельности:

• воспитательная - оказание воспитательно-профилактических воздействий на несовершеннолетних и родителей в целях формирования законопослушного поведения;

• поисковая - выявление правонарушений со стороны безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей;

• коммуникативная - общение с родителями и другими гражданами, средствами массовой информации в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и повышения позитивного отношения к сотрудникам полиции;

• организационная - организация рейдов и других мероприятий, направленных на выявление негативных примеров обращения с детьми; выявление злоупотреблений лицами, не достигшими совершеннолетия, алкогольной, табачной или наркотической продукцией, а также выявление и предупреждение совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними;

• прогностическая - прогнозирование обстановки на обслуживаемой территории, превенция преступлений несовершеннолетних).

• конструктивная - принятие административных мер в отношении несовершеннолетних или родителей, не выполняющих должных функций по воспитанию и содержанию детей с учетом субъективных и объективных факторов.

3. Общая и специальная подготовка инспектора ПДН: среднеспециальное (до 2014 г.), высшее образование. Преимущественно высшее педагогическое или психологическое образование, курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим педагогическим образованием (со слов работников отдела кадров).

4. Условия служебной деятельности

Санитарно-гигиенические условия: микроклимат служебных помещений, факторы внешней среды (экологические, погодные, световые условия, шумы). Факторы трудового процесса (работа в окружении источников повышенной опасности, интенсивные физические и психические перегрузки, связанные с большим количеством контактов с гражданами). Смена деятельности: командировки, выезды, рейды, специальные операции осуществление пешего патрулирования на обслуживаемой территории, осуществление выездов по адресам семей, стоящих на учете, а также необходимость несения службы в однообразной позе (заполнение большого количества документов).

Организация работы инспектора ПДН, режим труда и отдыха. Не регламентированный рабочий день. Пяти- или шестидневная рабочая неделя, с учетом несения суточных дежурств по подразделению (определяется внутренним графиком). В соответствии с приказом от 15 августа 2013 г. №2 845 осуществляется прием граждан в один из выходных дней как в дневное, так и в вечернее время. При сменной работе (когда работа производится не в одну, а в две смены) режим рабочего времени устанавливается графиками сменности, утвержденным начальником подразделения. Отпуск определяется в очередности, назначенной начальником подразделения. Количество отпускных дней зависит от выслуги лет и должности, занимаемой сотрудником.

Неблагоприятные условия профессиональной деятельности - факторы, которые сопряжены с работой в неблагополучных семьях; возможность работы в выходные и праздничные дни.

5. Профессиональное мастерство, которым должен обладать инспектор ПДН (знания, умения, навыки, т.е. компетенции):

ф-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

a) кроме общих знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник ОВД, сотруднику ПДН необходимо знать:

• кодекс об административных правонарушений (далее - КоАП) в сфере привлечения несовершеннолетних за различные проступки;

• федеральные законы (ведомственные приказы, инструкции) в сфере работы с неблагополучными семьями, например обеспечение профилактических мероприятий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияющих на поведение детей, либо жестоко обращающихся с ними;

• особенности возрастной психологии и педагогики, психологии общения и юридической психологии, а также психологии девиантного и делинквентного поведения;

b) важно уметь:

• распознавать и преодолевать психологические барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию с несовершеннолетними и их семьями;

• воздействовать психологически, педагогически на несовершеннолетнего, вызывать положительное отношение к сотрудникам ОВД, тем самым способствовать их расположению к беседе и законопослушному поведению;

• компетентно составлять соответствующие материалы по факту административных правонарушений несовершеннолетних и их родителей;

• уметь принимать самостоятельные решения в экстремальных ситуациях в отношении несовершеннолетних и их родителей;

• противостоять негативным воздействиям со стороны неблагополучных семей, с которыми необходимо ежедневно работать;

в) необходимо обладать навыками:

• самоконтроля и саморегуляции психических состояний в условиях общения с трудными семьями, правонарушителями;

• грамотно применять психолого-педагогические знания и умения для эффективной работы с несовершеннолетними и их семьями.

6. Орудия и средства труда

Инспектор ПДН работает с компьютером и другой офисной техникой, с документами.

7. Круг коммуникативных контактов в работе инспектора по делам несовершеннолетних

Работа в подразделении - коллеги, начальствующий состав, сотрудники других подразделений, содействующих в решении рабочих вопросов.

Работа в семье - несовершеннолетние подростки, дети и их родители, население, проживающее на обслуживаемой территории.

В образовательных учреждениях - классные руководители, учителя, директора школ.

В других структурах и государственных органах - сотрудники комитета по делам

несовершеннолетних(КДН), по образованию (РОНО), органов опеки и попечительства, органов управления социальной защиты населения, органов управления здравоохранением, органов по делам молодежи и прокуратуры.

III. Особенности психического состояния инспектора ПДН в процессе работы

1. Характер и степень изменения психофизиологических реакций и работоспособности. Вначале рабочего дня у сотрудников подразделения ПДН преобладает оптимальное рабочее состояние, которое обеспечивает наибольшую эффективность деятельности, но под действием длительной и интенсивной нагрузки возникают состояния напряженной деятельности. Вследствие длительной работы с документами возникают состояния монотонии, что приводит к снижению работоспособности. Длительность и интенсивность психологических перегрузок, масштаб обслуживаемой территории, количество несовершеннолетних, «стоящих на учёте» на данном участке, могут привести к утомлению, к истощению ресурсов организма сотрудника, к снижению мотивации к труду. Влияние разнообразных факторов внешней среды (несение службы в плохих погодных условиях: особенности времени года, температурных колебаний и др.), превышающих возможности адаптации работника могут привести к стрессу, состоянию повышенного и длительного напряжения.

2. Основные пути преодоления неблагоприятных для работы состояний заключаются в овладении навыками саморегуляции таких психических состояний, как стресс и другие. С личным составом проводятся занятия по овладению навыками саморегуляции и физической культуры.

IV . Психограмма инспектора ПДН

Психограмма это совокупность психологических качеств личности, необходимых для какой либо деятельности. Структура личности включает такие психологические феномены, как психические состояния, свойства, процессы и образования (знания, умения, навыки, опыт в настоящее время, с педагогической точки зрения, трактуются как компетенции), но мы можем использовать только те, которые возможно измерить с помощью психологических тестов.

А. Психические свойства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мотивационно-ценностные особенности:

соблюдение моральных стандартов и правил, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность; соблюдение законности, добросовестность, настойчивость, ответственность, упорность, решительность, совестливость, развитое чувство долга.

2. Коммуникативные качества:

общительность; открытость, естественность, непринужденность, тактичность; достаточный уровень вербальной культуры и эрудиции, дипломатичность, опытность, проницательность по отношению к несовершеннолетним.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

■ф-

3. Волевые качества:

твердость характера, самолюбие, самоконтроль, точность, работоспособность, целенаправленность, выдержка длительных психических и физических нагрузок.

Б. Психические процессы

4. Интеллектуальные качества:

сообразительность, абстрактность мышления, высокие общие умственные способности, проницательность, интеллектуальная гибкость.

5. Внимание и наблюдательность:

умение сосредоточиться на главном, вовремя заметить психическое состояние ребенка, его характерологические особенности.

6. Особенности памяти:

развитая в достаточной мере словесно-логическая память (память на фамилии, даты), память на лица, способность удерживать в памяти и воспроизводить в нужный момент то, что необходимо.

В. Психические состояния

7. Эмоциональные особенности:

стрессоустойчивость, эмоциональная выдержанность, спокойствие, приветливость, улыбчивость, доброжелательность выражения лица и движений, эмоциональная зрелость; терпимость, способность к эмпатии.

Г. Психические образования

Знание законов, регламентирующих деятельность инспектора, знание некоторых моментов психологии и педагогики, а также умения и наличие профессиональных навыков в обращении с детьми и подростками.

Профессиональные компетенции, которыми должен обладать инспектор по делам несовершеннолетних.

В нашем исследовании мы должны сказать о Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки по специальности «Социальная педагогика» (050711) с 2009 г. В 2012 г. на замену этой специальности введена «Педагогика и психология девиантного поведения» (050407). Сегодня такую подготовку осуществляет ФГКОУ высшего профессионального образования «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя». Изучая деятельность подразделений по делам несовершеннолетних необходимо знать, как происходит укомплектование кадров ОВД по данному направлению. В основном, большую часть сотрудников подразделения ПДН составляют выпускники факультета подготовки психологов, а также других образовательных организаций, имеющих схожие специальности.

В соответствии с ФГОСом специалист-педагог или психолог по образованию должен обладать профессиональными компетенциями (знаниями, умениями, навыками, которые на языке психологии, трактуются как психические образования).

В воспитательной (социально-педагогической) деятельности инспенктор ПДН должен:

1) анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;

2) осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в этой области различных учреждений, организаций и служб;

3) взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов;

4) использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром; осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной, формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков;

5) реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей;

6) оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения;

7) обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующую адаптацию после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с де-виантным поведением.

В диагностико-коррекционной деятельности инспектор ПДН должен:

1) выявлять специфику психического функционирования ребенка с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности;

2) выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершен-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нолетних с девиантным поведением, направляемых в ИТУ;

3) устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения;

4) воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.

В идеале, каждый сотрудник подразделения ПДН, имеющий стаж работы не менее трех лет и имеющий высшее профессиональное образование должен обладать всеми вышеуказанными компетенциями.

Противопоказания к работе в данной профессии

1. Мотивационно-ценностные особенности: недисциплинированность, безынициативность, корыстная мотивация, пассивность, преобладание мотива избегания неудач.

2.Познавательные качества: низкий уровень интеллекта, плохо развитая память, слабая познавательная активность.

3.Коммуникативные качества: закрытость, низкая культура речи, агрессивность, эгоцентризм.

4.Эмоционально-волевые качества: вспыльчивость, агрессивность, раздражительность, нетерпимость, завышенная самооценка, конфликтность, властолюбие, несобранность, в целом психологическая неустойчивость, незрелость.

5. Недостаточные физические данные и дефекты речи.

Таким образом, примерная предварительная модель профессиограммы - это шаг к изучению профес-сиограммы и составлению психограммы специальности инспектора подразделений ПДН, что позволит в дальнейшем проанализировать профессионально-психологическую подготовку к деятельности, выявить их соответствие требованиям профессии, а также разработать психологические рекомендации по переподготовке инспекторов ПДН, тренинги, развивающие недостающие качества. Это поможет эффективно проводить основную работу по профилактике правона-

рушений среди несовершеннолетних и по воспитанию законопослушного поведения, а также оптимизировать работу самих сотрудников ПДН: уменьшить количество стрессовых ситуаций, избежать эмоционального выгорания и конфликтов на службе.

1 Макарова А.К. Психология профессионализма // М.: Знание, 1996. 308 с.

2 Зимин В. Введение в профессиографию // Консультант.

2013. № 3. 85 с.

3 Човдырова Г.С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. №.2 2013. С. 38.

4 Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Психологические диагностика и развитие коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2014. 97с.

5 Хрусталева, Т.А. Психологические особенности формирования личности оперативного работника уголовного розыска: Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 2004.

6 Човдырова Г.С., МитрохинаН.А. Психологическая структура профессиограммы в научных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 2. 2015. 97-101 с.

7 Кругова Н.В. Психологические особенности профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тверь, 2007.

8Бабичев И.В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. М., 2010.

9 Гайнуллина А. В. Психология взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения: Дисс. канд. психол. наук. М., 2010.

10 Кечил Д.И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2013. С. 3-7.

11 Душкин А.С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2010.

12 «Профессиографическое описание деятельности психологов МВД России на основе компетентностного подхода» отчет о НИР / Л. Цветков, С.Н., Федотов, Т.А. Хрусталева и др. М.: Московский университет МВД Росии имени В.Я. Кикотя,

2014. 3с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.