УДК 37 ББК 6
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ РЫЖИХ,
заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук; ЕЛИСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ РОГА ЧЕВ, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право,
международное частное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Подготовка специалистов для работы в правовых подразделениях органов внутренних дел является одним из направлений образовательной деятельности ведомственных высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В целях проверки сформированности профессиональных и профессионально-служебных компетенций предлагается проводить итоговую аттестацию выпускников в форме междисциплинарного экзамена.
Ключевые слова: современное образование, Министерство внутренних дел Российской Федерации, инновационное образование, высшее образование, междисциплинарный экзамен, правовые подразделения.
Abstract. Training of specialists for work in the legal departments of internal affairs is one of the areas of departmental educational activity of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In order to verify the formation of professional competencies it is offered to carry out final certification of graduates in the form of a multi-disciplinary exam.
Keywords: modern education, the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, innovative education, higher education, interdisciplinary exam, legal departments.
Цель итогового междисциплинарного экзамена состоит в проверке сформированности у слушателей профессиональных и профессионально-служебных компетенций как необходимого условия начала эффективной практической деятельности в подразделениях органов внутренних дел. Определяющими как для учебного процесса, так и для итогового междисциплинарного экзамена являются те направления деятельности, которые в итоге будут реализовывать-ся выпускниками в практических подразделениях органов внутренних дел. В этом смысле юридическое
образование в высшем учебном заведении системы МВД России должно сочетать в себе как фундаментальную теоретическую основу, так и узкую прикладную направленность, формирующую навыки применения полученных знаний на рабочем месте.
Таким образом, в ходе комплексного междисциплинарного экзамена надлежит оценить уровень овладения слушателями правоприменительными навыками и умениями по основным направлениям деятельности правовых подразделений органов внутренних дел.
На юридическую службу в системе МВД России возлагается значительный объем правовой работы.
Согласно приказу МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» к числу основных видов правовой работы следует отнести, в частности:
• нормотворческую деятельность;
• правовой контроль;
• договорно-правовую работу;
• судебно-исковую работу;
• информационно-правовую деятельность. Указанные виды деятельности включают в себя
различные направления:
1. В части нормотворческой деятельности:
• выявление потребностей в правовой регламентации сферы внутренних дел и служебной деятельности органов внутренних дел;
• разработка проектов правовых актов;
• издание в пределах компетенции правовых актов;
• подготовка либо участие в подготовке проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов (подразделений), принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти;
• подготовка отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти;
• сопровождение проектов правовых актов при их рассмотрении в соответствующих инстанциях;
2. В части правового контроля:
• осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов;
• оценка законности принятых ведомственных правовых актов;
• контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России;
3. В части договорно-правовой работы:
• выявление потребностей в заключении договоров органом (подразделением) на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг);
• разработка проектов конкурсной документации и договоров;
• согласование и заключение договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• контроль исполнения договоров и при необходимости ведение претензионной работы;
4. В части судебно-исковой работы:
• работа по искам (заявлениям, жалобам), предъявленным в суд к органу (подразделению);
• работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице МВД России — главного распорядителя средств федерального бюджета;
• работа по предъявлению исков органом (подразделением);
• работа по представлению интересов органа внутренних дел в качестве третьего лица;
• мониторинг и анализ правоприменительной практики;
5. В части информационно-правовой деятельности:
• ведение систематизированного учета правовых актов;
• правовая пропаганда;
• консультирование по правовым вопросам. Представляется, что для практической реализации указанных выше направлений выпускник должен обладать знаниями, умениями и навыками как в сфере частного, так и в сфере публичного права (в частности, административного права, процессуальных отраслей права и др.). Именно указанное обстоятельство определяет междисциплинарный характер итогового государственного экзамена у будущих специалистов правовых подразделений органов внутренних дел.
Прежде всего, экзамен должен быть ориентирован на решение практических повседневных задач правовых подразделений в системе МВД России. Фабулы практических ситуаций должны быть максимально приближены к реальной профессиональной деятельности выпускника. Одновременно и вопросы к этим ситуациям призваны имитировать постановку перед будущим юрисконсультом реальных служебных задач.
Такой подход может быть реализован посредством использования материалов актуальной правоприменительной практики при разработке экзаменационных заданий, а также рецензированием экза-
334
Вестник экономической безопасности
№ 4/2016
менационных материалов со стороны практических органов.
С учетом изложенного экзаменационные билеты должны иметь комплексный характер и включать в себя задания по:
• правовой экспертизе служебных документов (приказов, заключений служебных проверок);
• судебно-исковой работе (подготовка процессуальных документов);
• договорной работе (правовая экспертиза документации о закупке, проектов контрактов, подготовка уведомлений об одностороннем отказе от договора, досудебных претензий);
• правовая пропаганда (правовое информирование и консультирование).
При этом междисциплинарные экзаменационные задания должны охватывать правоотношения следующей отраслевой принадлежности:
• гражданское право;
• трудовое право;
• гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право;
• административное право;
• уголовное право;
• уголовно-процессуальное право.
В обязательном порядке в экзаменационных заданиях должна найти свое отражение криминологическая составляющая, в первую очередь в части выявления коррупционных факторов в деятельности органов внутренних дел, должностных (служебных) нарушений и преступлений, в том числе причин их совершения, а также определение путей профилактики.
Условия сдачи междисциплинарного экзамена должны быть максимально приближенными к реальной работе юрисконсульта, а именно: слушателю выделяется отдельное рабочее место, оборудованное персональным компьютером, имеющим возможность вывода подготовленных документов на печать. При этом должна быть обеспечена возможность пользования слушателями ведомственными автоматизированными справочно-правовыми и соответствующими информационными системами МВД России.
Схема экзамена представляется следующей: Этап первый — рассмотрение ситуации из правоприменительной практики с участием органов
внутренних дел с постановкой следующих вопросов (заданий):
• правовая оценка и разрешение спорной ситуации (демонстрация профессиональных компетенций в сфере квалификации правоотношений и правоприменения);
• составление служебного или процессуального документа (демонстрация профессиональных компетенций в сфере служебного правоприменения, документооборота и судебно-исковой работы);
Этап второй — правовая экспертиза проекта правового акта, служебного документа, договора на предмет выявления сознательно заложенных в них типичных ошибок (демонстрация профессиональных компетенций в сфере правового контроля).
Система оценивания предусматривает шкалу в сто баллов с последующим переводом полученного результата в традиционную четырехбальную систему (от двух до пяти). Для каждого экзаменационного задания определяется максимальное количество баллов, что позволяет заблаговременно устанавливать его значимость в итоговой оценке слушателя. Обязательными членами экзаменационной комиссии являются сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел в равной пропорции с профессорско-преподавательским составом.
Подводя итог, следует отметить, что цель итогового междисциплинарного экзамена может быть достигнута только в том случае, если его содержание будет определяться конкретными направлениями работы будущих выпускников, а в предшествующий образовательный процесс будет привнесена весомая практическая составляющая (в виде спецкурсов, реализуемых на четвертом и пятом годах обучения). Наряду с отмеченным, представляется необходимым обеспечить эффективное соотношение теоретической и прикладной направленности образовательного процесса, поскольку высшее образование — это в первую очередь фундаментальные теоретические знания в совокупности с навыками самостоятельного творческого мышления, а не механическая отработка профессиональных операций. Найти этот баланс — задача непростая и ответственная, поскольку от эффективности ее решения зависит качество подготовки специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.