Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при проведении государственного экзамена судебных экспертов'

Реализация компетентностного подхода при проведении государственного экзамена судебных экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДИДАКТИКА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE / FORENSIC EXPERT ACTIVITIES / FORENSIC EXPERT / FORENSIC DIDACTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярмак Кирилл Владимирович

В условиях реализации компетентностного подхода, заложенного в основу федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Судебная экспертиза», актуальным вопросом является модернизация формата проведения государственного экзамена, являющегося неотъемлемой частью государственной итоговой аттестации выпускников. Не менее важным представляются и вопросы модернизации экзамена с точки зрения нормативных актов и дидактики в судебной экспертизе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the competency approach in state examination of forensic experts

In the context of the implementation of the competency approach underlying the federal state educational standards, specialty Forensic important issue is to modernization of the format of the state examination, which is an integral part of the state final certification of graduates. The article gives an opinion on the modernization of the exam in terms of regulations and didactics in forensics.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при проведении государственного экзамена судебных экспертов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.692 ББК 67.53

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ЯРМАК,

Начальник кафедры оружиеведения и трасологии УНК судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: kirill.77@mail.ru

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В условиях реализации компетентностного подхода, заложенного в основу федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Судебная экспертиза», актуальным вопросом является модернизация формата проведения государственного экзамена, являющегося неотъемлемой частью государственной итоговой аттестации выпускников. Не менее важным представляются и вопросы модернизации экзамена с точки зрения нормативных актов и дидактики в судебной экспертизе.

Ключевые слова: основная образовательная программа, компетенция, судебно-экспертная деятельность, судебный эксперт, судебно-экспертная дидактика.

Annotation. In the context of the implementation of the competency approach underlying the federal state educational standards, specialty Forensic important issue is to modernization of the format of the state examination, which is an integral part of the state final certification of graduates. The article gives an opinion on the modernization of the exam in terms of regulations and didactics in forensics.

Keywords: basic educational program, competence, forensic expert activities, forensic expert, forensic didactics.

В федеральных образовательных стандартах высшего образования нового поколения, в том числе и по специальности «Судебная экспертиза» во главу угла ставится компетентностный подход, в связи с чем реализация указанных ФГОС ВПО 3-его поколения, разработанных Московским университетом МВД России имени В.Я. Кикотя, обусловливает не столько установление единого подхода к методам и методикам обучения, а сколько определение компетенций выпускника-специалиста как результат всего образовательного процесса.

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Судебная экспертиза» включает в себя целый ряд определенных направлений деятельности, к которым можно отнести судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства , а также предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний. Образовательный стандарт устанавливает, что подобная деятельность направлена на обнаружение, фиксацию, изъятие и исследование материальных носителей информации, необходимых для установления фактических данных.

Достичь поставленных целей образования можно только за счет постоянного «тренинга» обучающихся путем проведения большого числа практических занятий, предполагающих выполнение именно тех практических манипуляций, которые положены в основу его будущей профессии.

В литературе можно встретить определения «объективной» и «субъективной» компетенции судебного эксперта. [1, стр. 177] Объективная компетенция -это объем знаний, которыми должен владеть эксперт. Субъективная компетенция (компетентность) - определяется как степень владения конкретным экспертом этими знаниями. Она устанавливается образовательным уровнем, экспертной подготовкой, а также стажем экспертной работы и опытом в решении экспертных задач, индивидуальными способностями.

Основная образовательная программа подготовки выпускника по рассматриваемой нами специальности предусматривает изучение различных учебных циклов, к которым относят гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Отметим, что уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости получения выпускником экспертной специальности достаточного спектра юридических знаний, помимо знаний в области судебной экспертологии, навыков работы с вещественными доказательствами в рамках проводимых экспертиз, применения современных экспертных технологий, методов, методик и пр. [2, 3] В том числе данное обстоятельство обусловлено возвратом специальности «Судебная экспертиза» в укрупненную группу юридического образования.

Помимо указанных выше циклов, основная образовательная программа подготовки специалиста в вузах, в том числе и системы МВД России, предполагает наличие таких разделов, как физическая подготовка; учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа; государственная итоговая аттестация. Именно на государственной итоговой аттестации хотелось бы остановиться более подробно.

Прежде отметим, что оценка качества освоения основной образовательной программы подготовки специалиста включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию выпускников.

Проверка остаточных знаний, проводимая в организованном порядке вузом - это еще одна форма проверки сформированности компетентностей, которая уже в настоящий момент зарекомендовала себя как имеющая право на существование и дающая определенные основания для суждения о достижении цели преподавания той или иной учебной дисциплины.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям образовательного стандарта в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, билеты, практические задания, практикумы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций.

Фонды оценочных средств, которые разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно, должны быть полными и адекватно отражать требования ФГОС по данной специальности, а также соответствовать целям и задачам конкретной образовательной программы подготовки специалиста и ее учебному плану.

Важно, что итоговая аттестация является обязательным и логичным элементом образовательного процесса, представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и проводится в порядке и в форме, которые установлены вузом. В основе проведения итоговой аттестации лежат принципы объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, который вводится по решению ученого совета вуза.

Отметим, что в рамках итоговой государственной аттестации должны проверяться практически все предусмотренные ФГОС общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые выпускником.

Вместе с тем, требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену определяются вузом самостоятельно. Программа государственного экзамена также разрабатывается вузом самостоятельно.

Для проведения государственной итоговой аттестации создаются контрольные измерительные материалы, которые представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы. Обратим внимание, сто законодатель определяет информацию, содержащуюся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, как относящуюся к информации ограниченного доступа. [4]

Анализируя компетенции, заложенные в образовательном стандарте по специальности «Судебная экспертиза», можно очертить широкий круг знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. Это и комплекс юридических знаний и естественнонаучных знаний, а также знаний и умений по конкретной экспертной специальности. Безусловно, большинство общекультурных компетенций, направленных на гармоничное и всесторонне развитие личности выпускника, будут анализироваться в рамках выполнения им выпускной квалификационной работы.

Кроме этого, и некоторые профессиональные компетенции без особых затруднений анализируются при приеме государственного экзамена: способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9); способность организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями основ делопроизводства, составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-11); способность выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-17).

Остановимся на профессиональных компетенциях, которые вполне отчетливо проявляются при проведении государственного экзамена.

Выше мы уже определили целый блок компетенций юридического свойства, к которым можно отнести следующие:

• способность применять познания в области материального и процессуального права, в том числе уголовного права и уголовного процесса (ПК-5);

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• способность организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);

• способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);

•способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-14);

• способность обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-15).

Основным направлением деятельности сотрудника экспертно-криминалистических подразделений является производство экспертиз и исследований по заданиям органов предварительного следствия и суда. Для выполнения данных функций на должном уровне в образовательном стандарте предусмотрен целый ряд компетенций, к которым отнесем следующие:

• способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);

• способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

• способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

• способность применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);

• способность к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-13).

Неотъемлемой частью профессиональных функций судебного эксперта, особенно эксперта-криминалиста, является его участие в качестве специалиста при проведении процессуальных действий. В связи с эти большим блоком определены компетенции, обеспечивающие именно это направление деятельности:

• способность применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов - вещественных доказательств (ПК-6);

• способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7);

• способность к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-13).

В рамках информационного сопровождения правоохранительной деятельности в последнее время все активнее решаются задачи информационного противоборства противоправной среде по формированию и поддержанию в актуальном состоянии различных учетов, ведущихся в органах внутренних дел; реализуются меры по созданию централизованной интегрированной автоматизированной дактилоскопической информационной системы МВД России, развитию федеральной базы данных геномной информации.

В связи с этим определим соответствующие компетенции, предусмотренные образовательным стандартом:

• способность формировать, вести и использовать экспертно-криминалистические учеты в целях раскрытия и расследования преступлений, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);

• способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9).

Нельзя забывать еще об одном направлении профессиональной деятельности судебного эксперта -это оказание консультативной помощи участникам судопроизводства (следователям, дознавателям, сотрудникам оперативных подразделений) по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, возможностей методик и технических средств, оценки заключения эксперта. К обеспечивающим данный функционал компетенциям отнесем:

• способность обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-15);

• способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-16).

Из приведенного выше анализа предусмотренных образовательным стандартом компетенций видно, что некоторые из них мы отнесли к различным группам, а, соответственно, и к различным направлениям деятельности. Данный аспект еще раз подтверждает комплексный характер образовательной программы по специальности «Судебная экспертиза».

Таким образом, все выше изложенное позволяет констатировать необходимость разработки нового

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

формата проведения государственного экзамена, который бы отвечал требованию всесторонней проверки сформированности компетенций. Разработчикам необходимо определить целый ряд важных аспектов проведения экзамена.

Так, мы уже отмечали необходимость тщательной подготовки фондов оценочных средств, применяемых на государственном экзамене. Необходимо определить критерии оценки, шкалу оценивания, порядок выставления оценок.

Фактически необходимо осуществить пересмотр формата проведения государственного экзамена. Экзаменуемый не должен рассказывать, как он будет работать, а должен продемонстрировать свое умение осуществлять первоочередные задачи по будущей должности.

Необходимо напомнить, что вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы контроля качества освоения обучающимися основной образовательной программы к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться практические работники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Еще одна новация, внесенная в порядок проведения государственной итоговой аттестации, заключается в том, что по результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию, т.е. подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что потребуется большой людской ресурс, привлечение большого количества как преподавательского состава,

так и практических работников ОВД, обеспечивающего персонала и пр.

В заключение еще раз отметим, что совместная, согласованная работа всех заинтересованных лиц обеспечит положительный результат при разработке, подготовке и проведении государственного экзамена на высоком методическом уровне.

Литература:

1. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М.: Юрист, 1999, С. 177.

2. Перепечина И.О. Криминалистическая и экспертная дидактика в условиях применения сложных инновационных судебно-экспертных технологий // Вестник академии экономической безопасности МВД России, № 2, 2015.

3. Ярмак К.В. О юридической подготовке судебных экспертов // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы международной научно-практической конференции. Волгоград: ВА МВД России, 2012.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3.

References

1. Encyclopedia of Forensic / Ed. T.V. Averyanova, E.R. Rossinskaya. - M .: Lawyer, 1999, p. 177.

2. Perepechina I.O. Forensic and expert didactics in conditions of use of difficult innovative forensic technologies // Bulletin of the Academy of economic safety of the Russian Interior Ministry, № 2, 2015.

3. Yarmak K.V. On the legal training of forensic experts // Forensics: Russian and international experience: the materials of the international scientific-practical conference. Volgograd: VA Russian Interior Ministry, 2012.

4. Federal Law «On Education in the Russian Federation» № 273-FZ.

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 287 с. (Серия «Magister»).

Учебное пособие, подготовленное в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация «магистр», отражает современные актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы уголовно-процессуального права.

Для магистров, слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.