Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке судебных экспертов и стратегия развития специализации "Речеведческие экспертизы" (специальность 40. 05. 03 судебная экспертиза) в рамках юридического образования'

Компетентностный подход к подготовке судебных экспертов и стратегия развития специализации "Речеведческие экспертизы" (специальность 40. 05. 03 судебная экспертиза) в рамках юридического образования Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
809
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРТНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH FORENSIC EXPERTISE / FORENSICS / QUALIFICATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EXPERT TRAINING / EXPERT SPECIALIZATION / FORENSIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Галяшина Елена Игоревна

В статье констатируется необходимость совершенствования образовательных программ подготовки судебных экспертов по речеведческим экспертизам в рамках юридического образования. Рассматриваются профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, дающие ему право заниматься судебно-экспертной деятельностью в порядке выполнения своих должностных обязанностей. Предлагается стратегия развития специализации «Речеведческие экспертизы» (специальность 40.05.03 Судебная экспертиза) на основе компетентностного подхода к экспертной практике и специализации экспертов. В результате осуществления предлагаемой стратегии развития подготовки по специальности 40.05.03 специализация «Речеведческие экспертизы» преподавание судебно-экспертных и смежных дисциплин будет поднято на более высокий уровень, соответствующий международным стандартам. Реализация стратегии даст возможность студентам получать не только теоретические знания, но и практические навыки работы на приборах и оборудовании, имеющихся на вооружении государственных экспертных учреждений, что позволит им сразу влиться в работу этих структур, повысив тем самым эффективность правоохранительной деятельности. Будет расширено методическое обеспечение процесса подготовки и обучения студентов, которое может быть затем использовано и в практике государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений и, безусловно, даст экономический эффект. Расширение международных связей будет способствовать укреплению позиций отечественных судебных экспертов на международном уровне и повышению статуса и значения отечественной судебно-экспертной науки в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Competence Approach to the Forensic Experts Training and the Development Strategy of the "Forensic Speech Expertise" Specialization ("Forensic Science" Specialization 40.05.03) in Legal Education

The article states the need to improve educational programs for forensic experts training in forensic speech expertise within the framework of legal education. The paper considers professional and qualifying requirements applied to a forensic expert and authorizing him to be engaged in forensic work in the exercise of his or her duties. The paper proposes a development strategy for the "Forensic Speech Expertise" Specialty (Specialty 40.05.03 "Forensic Expertise") based on a competence approach to experts practical training and their specialization. As a result of implementation of the proposed strategy for the development of training within the framework of specialization 40.05.03 "Forensic Speech Expertise" teaching of forensic and related disciplines will achieve a higher standard consistent with international standards. The strategy implementation will enable students to obtain not only theoretical knowledge, but also practical skills of dealing with the tools and equipment available to the state forensic expertise agencies, which will enable the students to join the work of these agencies immediately, thereby enhancing the effectiveness of law enforcement. This will result in strengthening the methodological support of the process of training that can further be used by both state and non-state forensic agencies and, of course, result in the economic effect. The expansion of international relations will help strengthen the position of domestic forensic experts at the international level and enhance the status and the role a domestic forensic science plays in the world.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке судебных экспертов и стратегия развития специализации "Речеведческие экспертизы" (специальность 40. 05. 03 судебная экспертиза) в рамках юридического образования»

Е. И. Галяшина*

Компетентностный подход к подготовке судебных экспертов и стратегия развития специализации «Речеведческие экспертизы» (специальность 40.05.03 Судебная экспертиза) в рамках юридического образования

Аннотация. В статье констатируется необходимость совершенствования образовательных программ подготовки судебных экспертов по речеведческим экспертизам в рамках юридического образования. Рассматриваются профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, дающие ему право заниматься судебно-экспертной деятельностью в порядке выполнения своих должностных обязанностей. Предлагается стратегия развития специализации «Речеведческие экспертизы» (специальность 40.05.03 Судебная экспертиза) на основе компетентностного подхода к экспертной практике и специализации экспертов. В результате осуществления предлагаемой стратегии развития подготовки по специальности 40.05.03 специализация «Речеведческие экспертизы» преподавание судебно-экспертных и смежных дисциплин будет поднято на более высокий уровень, соответствующий международным стандартам. Реализация стратегии даст возможность студентам получать не только теоретические знания, но и практические навыки работы на приборах и оборудовании, имеющихся на вооружении государственных экспертных учреждений, что позволит им сразу влиться в работу этих структур, повысив тем самым эффективность правоохранительной деятельности. Будет расширено методическое обеспечение процесса подготовки и обучения студентов, которое может быть затем использовано и в практике государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений и, безусловно, даст экономический эффект. Расширение международных связей будет способствовать укреплению позиций отечественных судебных экспертов на международном уровне и повышению статуса и значения отечественной судебно-экспертной науки в мире.

Ключевые слова: речеведческие экспертизы, судебная экспертиза, квалификация, повышение квалификации, профессиональная подготовка, экспертная специальность, судебно-экспертная деятельность.

001: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.027-035

Предметная область судебно-экспертной деятельности неразрывно связана с установлением фактов и обстоятельств,

имеющих значение доказательств. К таковым, безусловно, относятся и доказательства, формируемые на основе исследования результа-

© Галяшина Е. И., 2017

* Галяшина Елена Игоревна, доктор юридических наук, доктор филологических наук, заместитель заведующего кафедрой, профессор кафедры судебных экспертиз Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) е§а!уа$Ыпа@§таИ . сот

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

тов речевой деятельности и следов речевой коммуникации, зафиксированных в различных видах информационных материалов, включая документы, устную и письменную речь. Речевые следы, продукты речевой деятельности могут быть объектами различных судебных экспертиз, отличающихся по предмету и задачам исследования, но составляющих один класс речеведческих экспертиз.

Выделение речеведческих экспертиз в отдельный класс впервые было использовано при определении специализации в процессе обучения экспертов, что изначально было продиктовано социальным заказом на подготовку в рамках высшего профессионального образования сведущих лиц, обладающих комплексной компетенцией в области экспертологии, криминалистики и судебного речеведения. В научной парадигме судебное речеведение — это синтетическая область знаний о речевой деятельности человека как единой научной основы судебно-экспертного исследования следов устной и письменной речи1. Профессиональные специальные компетенции эксперта-речеведа охватывают широкий спектр знаний, навыков, умений, владение современными экспертными технологиями, предполагают готовность к выполнению экспертных задач по исследованию устных и письменных текстов на любых материальных носителях.

Эксперт-речевед должен уметь в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), быть готовым при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов — речевых произведений — для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве; обладать знаниями и способностями оказывать методическую помощь

субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела2.

Судебное речеведение как прикладная отрасль научного знания возникла и развивалась от практики к теории под воздействием объективных тенденций и закономерностей интеграции и дифференциации специальных знаний. При этом нельзя говорить о простом суммировании знаний, поскольку только сплав разносторонних междисциплинарных знаний о процессе речепроизводства и рече-восприятия, продуктах речевой деятельности как речевых следах с опорой на твердый фундамент криминалистики и судебной экспертологии позволяет достичь качественно новых результатов всестороннего познания свойств изучаемого речевого объекта как источника доказательственной информации. Успех становления судебного речеведения как предметной науки во многом был обусловлен теми естественно-научными предпосылками, которые собирались, оттачивались в результате многолетних экспериментальных речеведческих исследований, выкристаллизовывались из теоретического обобщения эмпирической базы судебных фоноскопических, лингвистических, автороведческих и почерковедческих экспертиз.

Новые вызовы времени настоятельно требуют повышения эффективности и качества судебных экспертиз, которое невозможно без профессиональной подготовки высоко квалифицированных специалистов посредством совершенствования основных образовательных программ высшего образования и программ дополнительного профессионального образования по экспертным специальностям речеведческих экспертиз с позиций компетентност-ного подхода к научно-методической школе

1 См.: Галяшина Е. И. Феномен судебного речеведения // Лингвистическая полифония : сб. ст. в честь юбилея профессора Р. К. Потаповой. М. : Языки славянских культур, 2007. С. 688—709.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» (уровень специалитета), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2016 № 1342.

и экспертной практике, с учетом перспектив развития рынка труда и расширения сферы юридической деятельности.

Важно и то, что в последние годы в России профессия судебного эксперта с юридическим образованием является одной из наиболее популярных из списка всех специальностей. Современный судебный эксперт — это профессиональный квалифицированный юрист, обладающий дополнительной профессиональной компетенцией по одной или нескольким экспертным специальностям, обладающий специальными знаниями и компетенциями в конкретном роде (родах) или виде (видах) специальных знаний. Специальные знания судебного эксперта рассматриваются как комплекс компетенций, в пределах конкретной экспертной специальности, дающий эксперту не только право занимать соответствующую должность в судебно-экспертном учреждении, но и самостоятельно выполнять судебную экспертизу соответствующего рода (вида).

Специальные знания рассматриваются в теории и практике судебной экспертизы как комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода (вида) и составляют объективную компетенцию эксперта3 .

Современное развитие рынка труда демонстрирует особую востребованность в экс-пертах-речеведах, так как уголовное и гражданское судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях невозможно без использования достижений речеведческой науки при разрешении многочисленных документационных споров и конфликтов, в которые вовлечены тексты, документы и иные вербальные доказательства, на которых основана коммуникация во всех сферах общественных отношений.

Компетентностный подход к подготовке экспертов-речеведов отражает четкую ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений по специализации «Речеведческие экспертизы»

должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности. Компетентностный подход делает акцент на операциональную, навыковую сторону результата и определяется сущностью формируемых ком-петентностей. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Важнейшим признаком компетент-ностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний4 .

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Судебный эксперт, помимо высшего образования, должен обладать специфическими знаниями по экспертной специальности, т.е. специальными компетенциями в области исследования вещественных доказательств, владеть сертифицированными и утвержденными методиками экспертного исследования, а кроме того, иметь глубокие юридические познания. Таким требованиям в полной мере отвечает подготовка экспертов-речеведов, осуществляемая с 2005 г. по настоящее время в Институте судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина.

Следует отметить, что до этого подготовка судебных экспертов с высшим образованием осуществлялась только в области традиционных криминалистических экспертиз (дактилоскопической, трасологической, баллистической, почерковедческой и пр.) в учебных заведениях Министерства внутренних дел России. При этом судебная экспертиза являлась не специальностью, а специализацией в рамках специальности «Юриспруденция». Экспертов-речеведов, специализирующихся в фоноско-пической, автороведческой, лингвистической

3 См.: Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (судебная экспертоло-гия). М., 2016. С. 130—131.

4 Бозванова Е. И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита : Молодой ученый, 2011. С. 174—176.

родах судебной экспертизы, в вузах России вообще не готовили, тогда как за рубежом эта специальность (Forensic linguistics) в последние годы стала особо актуальной в связи с усилением противодействия терроризму и международной организованной преступности, использующей современные электронные средства коммуникации, включая интернет-коммуникацию, для планирования, организации, осуществления и сокрытия своей преступной деятельности. Выпускники вузов по иным направлениям гуманитарного знания, которые привлекались и привлекаются на должности экспертов-фоноскопистов, экспертов-лингвистов и экспертов-автороведов в государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения, проходят обучение на краткосрочных курсах и в процессе стажировок, которые не дают необходимых глубоких систематических знаний, не позволяют приобрести дополнительные профессиональные компетенции и освоить юридическую профессию эксперта-речеведа. В результате они не знают даже основ материального и процессуального права, криминалистики и теории судебной экспертизы (судебной экспертологии). Юридические знания и общая правовая культура, насущно необходимые судебным экспертам в повседневной деятельности, приобретаются ими только через несколько лет практической работы.

В то же время для эффективной и успешной конкуренции на рынке труда эксперт-речевед должен быть не только специалистом в своей области, но и иметь фундаментальное юридическое образование и профессиональную квалификацию по специализации «Речеведческие экспертизы» в рамках специальности «Судебная экспертиза».

В сфере образования и трудовых отношений квалификация — это уровень подготовки и проявления профессиональных качеств, степень пригодности к определенным профессиональным требованиям. Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация подтверждается документом об образовании и (или) квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Эти документы дают их обладателям право

заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством РФ порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

В сфере судебно-экспертной деятельности квалификационными документами, дающими право заниматься профессиональной деятельностью по проведению экспертиз и исследований на основе специальных знаний, являются документы о высшем образовании и дополнительном профессиональном образовании по конкретной экспертной специальности. Этому в полной мере соответствует диплом о высшем образовании по специализации «Речеведческие экспертизы» специальности «Судебная экспертиза».

При этом можно, к сожалению, констатировать, что большинство действующих экспертов государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений до настоящего времени не имеют юридического образования по специальности «Судебная экспертиза», не получили дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности. Существующая система дополнительного образования в рамках повышения квалификации и стажировок не дает положительного эффекта, так как никакая стажировка и даже краткосрочные курсы повышения квалификации не могут заменить полноценного обучения по основной профессиональной программе высшего образования. Уже имеют место случаи, когда суды выражают сомнения в достоверности и правильности, компетентности экспертных заключений по формальному поводу — отсутствие у эксперта-филолога или эксперта-гуманитария высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» — специализации «Речеведческие экспертизы». Это приводит к «развалу» уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, затягиванию сроков их разрешения по существу и в конечном итоге — к нарушению конституционных прав граждан и юридических лиц на справедливый и скорый суд.

Непосредственной целью профессиональной подготовки судебного эксперта является формирование его готовности к квалифицированному выполнению процессуальных и про-

фессиональных обязанностей, под которым понимаются система знаний, умений, навыков, личных качеств, обеспечивающих самостоятельное, всестороннее, полное выполнение поставленных перед экспертом задач по исследованию объектов судебной экспертизы, соответствие требованиям профессионального стандарта. Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

До настоящего времени профессиональный стандарт по судебной экспертизе отсутствует, однако подготовка экспертов в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности «Судебная экспертиза», специализации № 5 «Речеведческие экспертизы» в Институте судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина, учитывает тенденции развития сферы оказания экспертных услуг в Российской Федерации и на международной арене.

Учитывая потребности практики и тенденции развития профессиональной подготовки экспертов, с учетом требований рынка труда, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО) в Институте судебных экспертиз сегодня реализуется новая, не имеющие аналогов в России, инновационная, практико-ориентированная основная профессиональная программа высшего образования по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (уровень специалитета), специализация «Речеведческие экспертизы».

Общая цель состоит в качественной подготовке конкурентоспособных, толерантных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем правовой и языковой культуры и правосознания, фундаментальными знаниями в области нормотворческой, правоохранительной, правоприменительной и консультативной деятельности, востребованной государством и обществом. Специальная цель — формирование профессионально-специальных компетенций, обеспечивающих способность эксперта-речеведа в профессиональной деятельности применять методики

экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей); умение эксперта-ре-чеведа при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов — речевых произведений — для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве; готовность эксперта-речеведа оказать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и провести консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела.

Специализация «Речеведческие экспертизы» в рамках специальности «Судебная экспертиза» выбрана не случайно, а после проведения масштабных научных изысканий, позволивших осуществлять комплексную подготовку судебных экспертов с опорой на концепцию судебного речеведения. В класс речеведческих экспертиз объединены роды судебных экспертиз, для которых речевая деятельность выступает в качестве общего объекта; разработаны частные экспертные теории, методики экспертного исследования продуктов речевой деятельности, экспертные технологии, определяющие общие, профессиональные и специальные профессиональные компетенции эксперта. В соответствии с этими требованиями определен перечень изучаемых дисциплин, необходимых и достаточных для формирования компетенций, и разработаны специальные оценочные средства, позволяющие контролировать уровень их освоения. К числу речеведческих экспертиз относятся, в частности, судебная почерковед-ческая, автороведческая экспертиза и судебная лингвистическая экспертиза. Примыкает к ре-чеведческим экспертизам фоноскопическая/ фонографическая экспертиза звучащей речи. Речеведческие экспертизы объединяет общность исследуемых объектов — следов речевой деятельности с признаками правонарушений, а также разнообразных продуктов речевой де-

ятельности, в отношении которых возникают споры и конфликты. Общим является и комплекс специальных речеведческих знаний, необходимых для производства экспертизы, детерминируемый перечнем решаемых задач и языковой природой исследуемых объектов. Накопленные в судебном речеведении знания позволяют с позиций судебной экспертологии в интеграции с теорией распознавания образов расширить существующие теории экспертной идентификации и диагностики личности по функционально-динамическим навыкам устной речи (в фоноскопической/фонографи-ческой экспертизе) и по признакам письменно-речевых навыков в автороведческой экспертизе. Особенно динамично развивается лингвистическая экспертиза, в рамках родовидовой классификации которой образуются новые виды и подвиды (нейминговая экспертиза, экспертизы результатов интеллектуальной деятельности, экспертиза рекламного текста, экспертизы материалов диффамационной, экстремистской направленности, агитационных и пропагандистских материалов, нормативных правовых актов и т.п.).

Выбор специализации был также обусловлен социальным заказом на экспертов-речеве-дов. За последние годы резко возросло число различных конфликтных ситуаций, в которых инструментом и средством правонарушения является слово звучащее, напечатанное или написанное, отображенное на любом носителе и распространяемое любым способом, включая массовую коммуникацию в Интернете и наружную рекламу. В эти конфликты оказываются вовлеченными не только российские СМИ, книгоиздатели, их юридические службы, патентные ведомства, но многие государственные структуры, правоохранительные органы, антимонопольные и патентные ведомства, фирмы, специализирующиеся на охране авторских и смежных прав, товарных знаков и фирменных наименований, других объектов интеллектуальной собственности.

Это вызвало острую потребность в получении российскими СМИ, их юридическими службами, адвокатами, а также судами всех уровней, следователями, дознавателями, органами прокуратуры специфической юридической и экспертно-лингвистической помощи. Такие специалисты требуются также книгоиздателям и средствам массовой информации,

где они могут еще на этапе прочтения рукописи до ее сдачи в печать и выпуска в свет осуществлять экспертно-лингвистический и юридический мониторинг текстов, снижая тем самым возможность рисков предъявления претензий физических и юридических лиц к конкретным словам и выражениям, употребленным в их адрес в печатных и электронных СМИ, а также уголовного преследования за распространение порнографии, разжигание национальной розни, экстремизм, административные наказания за пропаганду и рекламу наркотиков, нарушения употребления русского языка как государственного и др.

Профессионально подготовленные экспер-ты-речеведы сегодня востребованы в широком спектре организаций и учреждений, начиная от государственной службы, кончая частными фирмами, для обеспечения лингвистической безопасности коммуникации и экспертизы юридически значимых актов делового общения, устных переговоров, письменных и электронных документов, нормативных актов, договоров, контрактов, деловой и частной переписки, электронной рассылки, коммерческих обозначений, рекламы, фирменных наименований, товарных знаков, доменных имен, иных наименований, интернет-коммуникации и т.п.

В ведущих мировых учебных центрах и университетах эта специальность крайне востребована, по ней готовят не только будущих судебных экспертов-речеведов, но и специалистов по противодействию терроризму, ксенофобии, экстремизму, детской порнографии, распространению вредной для здоровья детей информации, злоупотреблением правом в СМИ, специалистов по массовой коммуникации, по пиару, рекламе и пр.

Подготовка специалистов в области судебно-речеведческих экспертиз в Институте судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина с точки зрения профессорско-преподавательского обеспечения и применяемых дидактических подходов не имеет аналогов в России. Уникальность подготовки профессиональных экспертов-речеведов определяется комплексом дисциплин, изучаемых в рамках инновационных учебных программ и практик. Учебные планы обеспечивают подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, центрах

и лабораториях системы органов юстиции, внутренних дел, государственной безопасности, суда, прокуратуры, адвокатуры и др. Кроме дисциплин традиционного юридического цикла предусмотрено изучение основных дисциплин специальности: теория судебной экспертизы; методы и средства экспертных исследований; участие специалиста в следственных и судебных действиях и пр., а также дисциплин специализации: судебная лингвистическая экспертиза, судебная фоноскопическая экспертиза, судебная автороведческая экспертиза, судебное речеведение, лингвистическая конфликтология и др.

В целях совершенствования профессиональной подготовки экспертов-речеведов с учетом перспектив развития рынка труда и современных традиций развития юридической сферы представляется целесообразным переосмыслить «зоны ответственности» экспертных специализаций, методов и методик, разработанных и используемых в практике различных речеведческих экспертиз с опорой на разработанные в судебном речеведении единые научно-методические подходы.

Стратегия развития подготовки по направлению подготовки ФГОС ВО 40.05.03 «Судебная экспертиза» (уровень специалитета), специализации № 5 «Речеведческие экспертизы» представляется в следующем:

— обеспечение профессиональной деятельности и подготовки судебных экспертов-речеведов в рамках единых требований к квалификации государственных и негосударственных судебных экспертов;

— оптимизация и унификация научно-методических подходов к экспертным специализациям и экспертной практике производства судебных фоноскопических (фонографических) экспертиз, криминалистических экспертиз речи,автороведческих и лингвистических экспертиз;

— развитие компетентностного подхода, в рамках которого специальные знания понимаются как триада «знания — умения — навыки», приобретаемые в ходе учебы и практической деятельности на основе изучения закономерностей постоянного качественного и количественного видоизменения знаний, определяющих компетенцию судебных экспертиз, объединенных в класс речеведческих экспертиз;

— формирование комплексной компетенции экспертов-речеведов с углубленным фокусированием на отдельном роде (виде) экспертизы, входящей в класс речеведческих экспертиз (фоноскопическая/фонографи-ческая, автороведческая/лингвистическая/ почерковедческая и др.);

— нацеленность на систематическое «приращение» знаний, умений и навыков как структурных компонентов профессиональной компетенции эксперта-речеведа. Новые вызовы времени настоятельно требуют развития программ подготовки экспер-тов-речеведов с учетом современного развития науки и техники, разработки и внедрения в практику системы высшего образования новых экспертных технологий. С целью обеспечения эффективного и результативного учебного процесса, обусловливающего постепенное вхождение студентов в практическую судебно-экспертную деятельность, возможность их участия в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедры, необходима реализация инновационной образовательной программы, включающей создание на кафедре судебных экспертиз двух дополнительных специализированных учебных интерактивных классов, оснащенных соответствующими комплексами, включающими проектор и электронную доску, что позволит сопровождать лекционный материал демонстрациями проводимых исследований динамически меняющегося аудио- и видеоряда в реальном времени:

— класс лингвистических экспертиз, позволяющий учащимся познавать принципы и методы исследования текстовой, звуковой и визуальной информации, зафиксированной на любых материальных носителях в виде электронного документа, графики, письма (письменная речь), фонограмм (звукозаписи) и видеофонограмм (записи звука и изображения). Необходимость анализа текстовой информации различными лингвистическими, психолого-лингвистическими, социолингвистическими методами исследования письменной речи предполагает овладение экспертами инструментарием судебных речеведческих экспертиз, включая автоматизированные комплексы контент-анализа, поиска информации по ключевым словам и обработки текстовой

информации, мониторинга СМИ и масс-медиа. Поэтому учебный класс должен быть оснащен специализированными программными средствами, используемыми для решения многообразных задач исследования электронных текстов интернет-коммуникации при проведении судебных речеведческих экспертиз. Для обеспечения учебного процесса класс должен быть оборудован сетью из 20 компьютеров, выполняющих роль рабочих станций, и одним сервером, являющимся одновременно рабочим местом преподавателя и содержащим весь учебно-практический и учебно-методический материал. Программное обеспечение класса должно включать полный набор специализированных программных средств, используемых в современной практике производства судебных лингвистических экспертиз, включая подключение к сети Интернет; — лингафонный класс эксперта-речеведа. Поскольку эксперты-речеведы должны иметь профессиональные навыки аудирования, включая распознавание текста речевых сообщений в условиях шумов, каждое учебное место должно быть оборудовано дополнительно 20 лингафонными кабинками, позволяющими каждому учащемуся осуществлять прослушивание фонограмм на головные телефоны и акустические системы, отрабатывать навыки синхронного с прослушиванием протоколирования звучащего текста в письменном виде, прово-

дить установление дословного содержания текста, записанного на фонограмме с низкой степенью разборчивости и высоким уровнем шума. Таким образом, обучение каждого студента будет индивидуально ориентировано и осуществляться на унифицированном АРМе (автоматизированном рабочем месте) речеведческих экспертиз. В результате осуществления предлагаемой стратегии развития подготовки по специальности 40.05.03, специализации «Речеведческие экспертизы» преподавание судебно-экспертных и смежных дисциплин будет поднято на более высокий уровень, соответствующий международным стандартам. Реализация стратегии даст возможность студентам получать не только теоретические знания, но и практические навыки работы на приборах и оборудовании, имеющихся на вооружении государственных экспертных учреждений, что позволит им сразу влиться, «без раскачки», в работу этих структур, повысив тем самым эффективность правоохранительной деятельности. Будет расширено методическое обеспечение процесса подготовки и обучения студентов, которое может быть затем использовано и в практике государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений и, безусловно, даст экономический эффект. Расширение международных связей будет способствовать укреплению позиций отечественных судебных экспертов на международном уровне и повышению статуса и значения отечественной судебно-экспертной науки в мире.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза : курс общей теории. — М. : Норма, 2006.

2 . Галяшина Е. И. Феномен судебного речеведения // Лингвистическая полифония : сборник статей в

честь юбилея профессора Р. К. Потаповой. — М. : Языки славянских культур, 2007. — С. 688—709.

3 . Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) :

учебник / под ред. Е. Р. Россинской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2016.

Материал поступил в редакцию 13 октября 2017 г.

A COMPETENCE APPROACH TO THE FORENSIC EXPERTS TRAINING AND THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE "FORENSIC SPEECH EXPERTISE" SPECIALIZATION ("FORENSIC SCIENCE" SPECIALIZATION 40.05.03) IN LEGAL EDUCATION

GALYASHINA Elena Igorevna — Doctor of Law, Doctor of Philological Sciences, Deputy Head of the Department of Forensic Expertise, Professor of the Department of Forensic Expertise at the Institute of Forensic Studies at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) egalyashina@gmail . com

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article states the need to improve educational programs for forensic experts training in forensic speech expertise within the framework of legal education. The paper considers professional and qualifying requirements applied to a forensic expert and authorizing him to be engaged in forensic work in the exercise of his or her duties. The paper proposes a development strategy for the "Forensic Speech Expertise" Specialty (Specialty 40.05.03 "Forensic Expertise") based on a competence approach to experts practical training and their specialization. As a result of implementation of the proposed strategy for the development of training within the framework of specialization 40.05.03 "Forensic Speech Expertise" teaching of forensic and related disciplines will achieve a higher standard consistent with international standards. The strategy implementation will enable students to obtain not only theoretical knowledge, but also practical skills of dealing with the tools and equipment available to the state forensic expertise agencies, which will enable the students to join the work of these agencies immediately, thereby enhancing the effectiveness of law enforcement. This will result in strengthening the methodological support of the process of training that can further be used by both state and non-state forensic agencies and, of course, result in the economic effect. The expansion of international relations will help strengthen the position of domestic forensic experts at the international level and enhance the status and the role a domestic forensic science plays in the world.

Keywords: speech forensic expertise, forensics, qualification, professional development, expert training, expert specialization, forensic activities.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Averjanova T. V. Sudebnaja jekspertiza : kurs obshhej teorii. — M. : Norma, 2006.

2 . Galjashina E. I. Fenomen sudebnogo rechevedenija // Lingvisticheskaja polifonija : sbornik statej v chest'

jubileja professora R. K. Potapovoj. — M. : Jazyki slavjanskih kul'tur, 2007. — S. 688—709.

3 . Rossinskaja E. R., Galjashina E. I., Zinin A. M. Teorija sudebnoj jekspertizy (Sudebnaja jekspertologija) :

uchebnik / pod red. E. R. Rossinskoj. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Norma ; Infra-M, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.