Научная статья на тему 'О компетенции судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы'

О компетенции судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
885
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ФОНОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБЛИКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИКТОРА / КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКСПЕРТА / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТОЛОГИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / FORENSIC SPEECH AND AUDIO ANALYSIS / CHARACTERISTICS OF SPEAKER»S APPEARANCE / COMPETENCE OF THE EXPERT / FORENSIC SCIENCE / SPECIALIST KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лебедева Антонина Константиновна

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с компетенцией судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы, в частности фоноскопической экспертизы обликовых характеристик личности. Затронуты некоторые аспекты оценки компетенции эксперта правоприменителем. Обосновывается перечень специальных знаний, которыми должен обладать эксперт в области судебной фоноскопической экспертизы. Рассмотрены вопросы образования эксперта-фоноскописта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Лебедева Антонина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About competence of the forensic expert in forensic speech and audio analysis

The article deals with the issues of competence of the expert in forensic speech and audio analysis and also in forensic speech and audio analysis of characteristics of speaker»s appearance. Some aspects of evaluation of the competence of the expert were also considered. The list of specialist knowledge, which forensic expert in forensic speech and audio analysis should have, are also considered. Some questions about education of expert in forensic speech and audio analysis are analyzed.

Текст научной работы на тему «О компетенции судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы»

в

-1МШп]Ш ЛеВедева А К.

УНИВЕРСИТЕТА О компетенции судебного эксперта

имени o.e. кутафина(мгюА) в области судебной фоноскопической экспертизы

О КОМПЕТЕНЦИИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ФОНОСКОПИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с компетенцией судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы, в частности фоноскопической экспертизы обликовых характеристик личности. Затронуты некоторые аспекты оценки компетенции эксперта правоприменителем. Обосновывается перечень специальных знаний, которыми должен обладать эксперт в области судебной фоноскопической экспертизы. Рассмотрены вопросы образования эксперта-фоноскописта.

Ключевые слова: судебная фоноскопическая экспертиза, обликовые характеристики диктора, компетенция эксперта, судебная экспер-тология, специальные знания.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.57.5.079-087

А. K. LEBEDEVA,

lecturer of the Department of Forensic Examination of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), PhD (Law)

tonya109@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

ABOUT COMPETENCE OF THE FORENSIC EXPERT IN FORENSIC SPEECH AND AUDIO ANALYSIS

Abstract. The article deals with the issues of competence of the expert in forensic speech and audio analysis and also in forensic speech and audio analysis of characteristics of speaker»s appearance. Some aspects of evaluation of the competence of the expert were also considered. The list of specialist knowledge, which forensic expert in forensic speech and audio analysis should have, are also considered. Some questions about education of expert in forensic speech and audio analysis are analyzed. Keywords: forensic speech and audio analysis, characteristics of speaker»s appearance, competence of the expert, forensic science, specialist knowledge.

Антонина

Константиновна

ЛЕБЕДЕВА,

преподаватель кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук tonya109@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Вопрос определения пределов компетенции судебного эксперта имеет важное теоретическое и прикладное значение. При назначении судебной экспертизы правоприменитель выбирает эксперта исходя из наличия у него необходимых для решения поставленных вопросов специальных знаний. Таким

образом, эксперт должен быть компетентен, чтобы проводить ту или иную су- © А. К. Лебедева, 2019

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

дебную экспертизу. Если же обнаружится некомпетентность эксперта, то он не может принимать участие в производстве судебной экспертизы (например, по уголовному делу, ч. 2. ст. 70 УПК РФ).

Понятия «компетенция» и «компетентность» судебного эксперта являются крайне важными для теории судебной экспертологии. Например, профессор Е. И. Галяшина указывает, что «компетентность судебного эксперта во многом определяет доказательственную значимость заключения эксперта, его истинность, полноту, обоснованность и достоверность выводов»1. Таким образом, исследование проблем, связанных с определением компетенции эксперта, имеет основополагающее значение как при осуществлении практической судебно-экспертной деятельности, так и при подготовке по специальности «судебная экспертиза»2.

Определение «компетенция эксперта» сформулировано, например, профессором Е. Р. Россинской: «Компетенция — круг полномочий, предоставленных законом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом»3.

Необходимо подчеркнуть, что в судебной экспертологии различают объективную и субъективную компетенцию. Объективная компетенция — это тот объем знаний, умений, навыков, которыми должен обладать эксперт, а субъективная компетенция (компетентность эксперта) — это тот уровень, на котором конкретный эксперт владеет необходимыми знаниями. Компетентность эксперта может быть определена его уровнем образования, прохождением повышения квалификации, стажем работы по экспертной специальности, опытом, индивидуальными качествами эксперта и т.д.

Мы рассмотрим указанное понятие на примере судебной фоноскопической экспертизы, и в частности судебной фоноскопической экспертизы обликовых характеристик личности.

Одним из обязательных условий для назначения судебной экспертизы, в том числе фоноскопической, конкретному эксперту является наличие у него специальных знаний в том или ином роде (виде) судебной экспертизы, достаточных для решения поставленных перед ним вопросов. Таким образом, эксперт должен быть компетентен (п. 4 ч. 2 ст. 57 УПК РФ). Тем не менее на практике правоприменитель сталкивается с определенными сложностями при оценке компетентности эксперта.

Компетенция эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы определяется кругом вопросов, для разрешения которых, требуются специальные зна-

1 Галяшина Е. И. Паспорт экспертной специальности: понятие и сущность // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях : материалы IV Международной научно-практической конференции. Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. С. 99.

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2016 № 1342 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. 2-е изд., перераб и доп. М. : Норма ; Инфра-М, 2016. С. 131.

УНИВЕРСИТЕТА О компетенции судебного эксперта

имени o.e. кугафина(мгюА) в области судебной фоноскопической экспертизы

ния в области теории и практики судебной фоноскопической экспертизы, в то же время разрешение данных вопросов ограничено установлением обстоятельств, которые подлежат доказыванию по конкретному делу.

Необходимо отметить, что судебная фоноскопическая экспертиза — это синтетическая область научного знания, она представляет собой комплексное исследование устной речи человека методами акустического, лингвистического, аудитивно-перцептивного анализа.

Методика производства судебной фоноскопической экспертизы предусматривает наличие у эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы специальных знаний в следующих областях:

«— общее языкознание, в том числе фонетика, грамматика, морфология, синтаксис, лексикология;

— история развития и диалектология русского языка;

— акустическая теория речеобразования;

— физиология речи — учение о речевой деятельности человека как рефлекторной функции его центральной нервной системы;

— психология речи — учение о природе, функциях и механизмах речи;

— логопедия — учение об основных нарушениях речепроизводства;

— акустика речи;

— основы распознавания образов и автоматической обработки речи;

— основы теории вероятности и математической статистики;

— основы звукозаписи;

— учение о способах и методах фиксации звуковых сигналов на различные материальные носители»4.

Стоит отметить, что, несмотря на сравнительно большой объем отраслей знаний в указанном выше перечне, в нем, к сожалению, отсутствуют такие разделы, как судебная экспертология и криминалистика. Не стоит забывать, что именно на познании закономерностей этих наук формируется экспертное мышление.

Что касается судебной фоноскопической экспертизы обликовых характеристик личности, то характер специальных знаний, необходимых для исследования указанных характеристик личности, определяют в том числе закономерности корреляции параметров речевого сигнала и облика диктора5.

При подготовке специалистов, занимающихся исследованием по установлению обликовых характеристик диктора, необходимо рассмотреть определенные разделы тех дисциплин (лингвистики, акустики, антропологии, физиологии, психофизиологии), которые посвящены естественно-научным предпосылкам Е

диагностики личности по фонограммам речи, системе диагностических призна- Т

4 Кураченкова Н. Б., Байчаров Н. В., Ермакова М. А. Идентификация лиц по устной речи на д русском языке. Методика «Диалект» : пособие для экспертов. 2-е изд., перераб. и доп. / И под ред. В. М. Богданова. М., 2007. С. 17. Д

5 Лебедева А. К. О понятии «обликовые характеристики личности» в судебной фоноско- Ч

пической экспертизе // Государственный суверенитет и верховенство права: междуна-

m П

родное и национальное измерения. II Московский юридический форум (Кутафинские ^

чтения) (г. Москва, 2—4 апреля 2015 г) : материалы круглых столов : в 2 ч. М. : Проспект, й

2015. Ч. 1. С. 612. НАУКИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

ков голоса и звучащей речи, методическим подходам к диагностике обликовых характеристик личности, особенностям определения конкретных обликовых характеристик (пол, возраст, родной язык говорящего, его социальный статус, эмоциональное состояние и т.д.).

Если сравнить комплекс специальных знаний, необходимых для идентификации диктора и диагностики его обликовых характеристик, то мы можем сказать, что при проведении идентификационных исследований нас в первую очередь интересуют особенности проявления в голосе и речи определенных признаков, классификация которых описана в методической литературе6. Что касается диагностики обликовых характеристик личности по фонограммам речи, то важны не только особенности проявления этих признаков, но и их корреляция с обликом лица, например, как определенные физиологические особенности лица проявляются в его голосе и речи, как это отражается в его облике.

Для выявления указанных закономерностей эксперту необходимы знания, в том числе в области физиологии человека, психологии и даже стоматологии (случаи определения влияния отсутствия некоторых зубов, наличия зубных протезов на речь лица).

В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»7 (Закон о ГСЭД) определены профессиональные и квалификационные требования к экспертам государственных судебно-экспертных учреждений, которые включают в себя наличие высшего образования и получение дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности. К сожалению, необходимо констатировать, что «единообразные дополнительные профессиональные программы не приняты, профессиональные стандарты в области судебно-экспертной деятельности не сформулированы, единый подход к профессиональным компетенциям по экспертным специальностям не определен, унифицированный реестр экспертных специальностей отсутствует, легального определения понятия «экспертная специальность» нет»8. Кроме того, «для определения области знания эксперта иногда используется не только понятие «специальность», но и «специализация»»9, которое, по сути, является крайне многозначным. Для устранения несоответствий, связанных с понятием и объемом экспертных специальностей в различных ведомствах, Е. И. Галяшина предлагает «по аналогии с паспортом научной специальности ввести понятие паспорта экспертной специальности для стандартизации и унификации экспертных компетенций в рамках родов (видов) судебных экспертиз»10: «Только паспортизация экспертных специальностей сможет должным образом систематизировать и унифицировать во-

6 Кураченкова Н. Б., Байчаров Н. В., Ермакова М. А. Указ. соч. С. 17.

7 СПС «КонсультантПлюс».

8 Галяшина Е. И. Доступ к профессии эксперта и паспорт экспертной специальности // Эксперт-криминалист. 2016. № 2. С. 30.

9 Усов А. И., Торопова М. В. Совершенствование системы профессионального образования государственных судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 1 (37). С. 37.

10 Галяшина Е. И. Паспорт экспертной специальности: понятие и сущность. С. 99.

УНИВЕРСИТЕТА О компетенции судебного эксперта

имени o.e. кугафина(мгюА) в области судебной фоноскопической экспертизы

просы высшего профессионального образования и дополнительной подготовки судебных экспертов»11.

Кроме указанных выше положений, ст. 13 Закона о ГСЭД допускает наличие у эксперта среднего профессионального образования в области судебной экспертизы, если он «занимает должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел». В настоящее время не предусмотрено подготовки экспертов-фоноскопистов в рамках среднего профессионального образования.

Рассмотрим основные особенности подготовки экспертов-фоноскопистов на примере системы экспертных учреждений МВД России.

Специалисты в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России проходят подготовку путем12:

— обучения в высших образовательных учреждениях МВД России специалистов высшей категории по специальности «Судебная экспертиза»;

— прохождения стажировки как вида дополнительного профессионального образования.

В приказе МВД России от 09.01.2013 № 2 указывается, кто имеет право самостоятельного производства судебных экспертиз: во-первых, лица, имеющие «высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности»13, во-вторых, лица, имеющие «среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы». Более того, если лицо получило диплом об окончании образовательного учреждения системы МВД России по специальности «судебная экспертиза», то ему «предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз».

Тем не менее в данный момент в образовательных учреждениях МВД России не производится подготовка экспертов в области производства судебной фоноскопической экспертизы, т.е. обучение экспертов-фоноскопистов возможно только путем получения дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности, после того как они получат диплом о высшем (неэкспертном) образовании. В соответствии с вышеуказанным приказом в рамках фоноскопической экспертизы аттестация на право самостоятельного производ-

11 Галяшина Е. И. Паспортизация экспертных специальностей и профессиональное образование судебных экспертов // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2016. № 1. С. 15.

12 Грицкова И. Е. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов : науч.-практич. пособие / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Стат-

Ш m К

Т □

Р

куса. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2015. С. 55. д Приказ МВД России от 09.01.2013 № 2 (ред. от 09.01.2017) «Вопросы определения уровня И профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» (вместе с Положением Д об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз Ч и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положением о Центральной экспертно- ^ квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации) // й URL: http://www.pravo.gov.ru. НАУКИ

m

П

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

ства судебных экспертиз проводится по двум специальностям: «Идентификация лиц по фонограммам речи» и «Техническое исследование фонограмм». Как мы видим, диагностическое исследование, связанное с установлением обликовых характеристик диктора, не входит в указанные экспертные специальности. Кроме того, в настоящее время эксперты МВД России проходят лишь аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз по вышеуказанным специальностям.

На практике судебная фоноскопическая экспертиза проводится, как правило, двумя экспертами: с высшим филологическим образованием (занимается лингвистическим анализом) и с высшим техническим (занимается акустическим анализом). Однако данных знаний недостаточно для производства судебных фоноскопических экспертиз. Для устранения пробелов в специальных знаниях сотрудники экспертно-криминалистических подразделений в течение одного года с того момента, как они были назначены на экспертную должность, должны «проходить подготовку с целью получения права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном МВД России»14.

Стоит отметить, что вышеуказанное разделение процесса производства судебной фоноскопической экспертизы на «две части» (акустическую и лингвистическую) может отрицательно влиять на результаты судебно-экспертного исследования. Вывод эксперта должен основываться на данных, полученных в процессе комплексного исследования фонограммы методами аудитивного, лингвистического, инструментального анализа. Оценка экспертом полученных результатов должна осуществляться совместно, а не путем сложения результатов исследования экспертом-лингвистом и экспертом-акустиком, без какой-либо общей криминалистической оценки.

О необходимости выработки единой судебно-экспертной специализации писал еще в 2001 г. В. Ю. Владимиров, указывая, что фоноскопические экспертизы должны проводиться специалистами, «обладающими достаточными специальными познаниями в области акустики и лингвистики; для чего должна быть организована подготовка экспертов-фоноскопистов, имеющих единую судебно-экспертную специализацию, что позволит уйти от комплексного характера фоноскопических судебно-экспертных исследований»15. Для осуществления данного принципа были созданы и успешно развиваются специализированные факультеты, готовящие специалистов в области различных родов (видов) судебных экспертиз (в том числе и фоноскопических). Вследствие этого наблюдается определенная конкуренция между выпускниками профильных факультетов (специальность «Судебная экспертиза») и специалистами, обладающими непрофильным образованием.

Количество образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой по специальности «судебная экспертиза», постоянно увеличивается. В 2011 г.

14 Гоицкова И. Е. Указ. соч. С. 57.

15 Владимиров В. Ю., Берекет В. М., Кузьминых К. С. О соответствии идентификации лиц по фонограммам русской речи на компьютерном речевом комплексе «Диалект-М» уголовно-процессуальному законодательству // Криминалистика. XXI век. М. : ГУ ЭКЦ МВД РФ. 2001. С. 144—148.

в

-1МШп]Ш ведена А. К.

УНИВЕРСИТЕТА О компетенции судебного эксперта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени o.e. кугафина(мгюА) в области судебной фоноскопической экспертизы

была создана Ассоциация образовательных учреждений «Судебная экспертиза», президентом которой является Е. Р. Россинская. В данную ассоциацию входят, например, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, Саратовская государственная юридическая академия и др.

В целях реализации компетентностного подхода объем компетенций, которыми должен владеть выпускник вуза по специальности «Судебная экспертиза», прописывается в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования16 по данной специальности. Например, там указано, какими профессиональными компетенциями должен овладеть выпускник по специализации «Речеведческие экспертизы».

Кратко рассмотрим особенности подготовки экспертов-фоноскопистов на примере Института судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подготовка специалистов в области судебных речеведческих экспертиз была организована в 2005 г. В данный момент, согласно приказу Минобрнауки России17, судебная экспертиза является юридической специальностью, выпускники по специальности «Судебная экспертиза» признаются специалистами двойной компетенции. Они являются специалистами как в области методики производства целого ряда экспертиз, так и в области юриспруденции.

В процессе обучения студенты изучают как правовые дисциплины (например, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, арбитраж-но-процессуальное право, право интеллектуальной собственности и т.д.), так и дисциплины специализации, которые включают как общетеоретические курсы (теория судебной экспертизы, участие специалиста в процессуальных действиях и т.д.), а также курсы, подготавливающие к изучению отдельных родов судебных речеведческих экспертиз.

Перед тем как приступить к изучению дисциплины «Судебная фоноскопиче-ская экспертиза», согласно рабочей программе данной дисциплины, студенты должны изучить общее языкознание и современный русский язык, основы физической акустики, криминалистику, теорию судебных экспертиз, судебное речеве-дение, участие специалиста в процессуальных действиях и другие дисциплины.

В период освоения курса «Судебная фоноскопическая экспертиза», который занимает два учебных семестра, студенты оттачивают свои теоретические знания в процессе подготовки лабораторных работ и контрольных экспертиз (в настоящее время предусмотрено выполнение студентами 13 лабораторных работ в первом семестре и 13 контрольных экспертиз во втором). Е

По результатам освоения данной образовательной программы выпускники Т

должны обладать знаниями теории и практики производства судебной фоноско- □

--б

16 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2016 № 1342 «Об утверждении И

федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по Д

специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)» // СПС «Консуль- Ч

тантПлюс». С

17 Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 01.12.2016) «Об утвержде- ^ нии перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // СПС й «КонсультантПлюс». НАУКИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

пической экспертизы (знать идентификационные и диагностические признаки устной речи, типовую методику судебной фоноскопической экспертизы, особенности производства судебных фоноскопических экспертиз в различных видах процесса), уметь использовать методы аудитивного, инструментального и лингвистического анализа при исследовании фонограмм различного объема и качества, составлять заключение эксперта и специалиста, владеть навыками работы с различными источниками информации, компьютерной техникой, аппаратно-программными комплексами в лаборатории фоноскопических исследований18. С учетом этого выпускники по специальности «Судебная экспертиза» (специализация «Речевед-ческие экспертизы») смогут единолично проводить судебную фоноскопическую экспертизу с использованием комплекса изученных ими методов.

Несмотря на постоянные споры по поводу образования экспертов в области судебной фоноскопической экспертизы, полагаем, что специалисты двойной компетенции, получившие высшее экспертное образование, обладающие комплексом знаний как в области лингвистических, акустических методов исследования для производства судебных фоноскопических экспертиз, так и в области юриспруденции, могут производить судебные фоноскопические экспертизы единолично.

Судебно-экспертное исследование обликовых характеристик личности по фонограммам речи имеет свою специфику, вследствие этого необходимо расширять его значение в общем курсе судебной фоноскопической экспертизы.

Принимая во внимание все вышесказанное, считаем, что судебная фоноско-пическая экспертиза, в том числе по установлению обликовых характеристик личности, может быть произведена одним специалистом, а не комиссией экспертов из числа лиц с техническим и филологическим образованием. Надлежащая криминалистическая оценка признаков, выявленных по результатам комплексного исследования с использованием методов аудитивного, акустического, лингвистического анализа, может быть дана специалистами, владеющими в полном объеме знаниями, умениями, навыками, необходимыми для производства судебной фоноскопической экспертизы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Владимиров В. Ю., Берекет В. М., Кузьминых К. С. О соответствии идентификации лиц по фонограммам русской речи на компьютерном речевом комплексе «Диалект-М» уголовно-процессуальному законодательству // Криминалистика. XXI век. — М. : ГУ ЭКЦ МВД РФ, 2001. — С. 144—148.

2. Галяшина Е. И. Доступ к профессии эксперта и паспорт экспертной специальности // Эксперт-криминалист. — 2016. — № 2. — С. 30—33.

3. Галяшина Е. И. Паспорт экспертной специальности: понятие и сущность. // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонаруше-

18 Подробнее см.: Галяшина Е. И., Соколова Т. П. Судебная фоноскопическая экспертиза : рабочая программа. М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018. С. 7.

в

-1МШп]Ш ЛеВедева А. К.

УНИВЕРСИТЕТА О компетенции судебного эксперта Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) в области судебной фоноскопической экспертизы

ниях : материалы IV Международной научно-практической конференции. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. — С. 95—101.

4. Галяшина Е. И. Паспортизация экспертных специальностей и профессиональное образование судебных экспертов. // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. — 2016. — № 1. — С. 15—18.

5. Гэицкова И. Е. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов : науч.-практич. пособие / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2015. — 724 с.

6. Кураченкова Н. Б., Байчаров Н. В., Ермакова М. А. Идентификация лиц по устной речи на русском языке. Методика «Диалект» : пособие для экспертов. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. М. Богданова. — М., 2007. — 136 с.

7. Лебедева А. К. О понятии «обликовые характеристики личности» в судебной фоноскопической экспертизе // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. II Московский юридический форум (Кутафинские чтения) (г. Москва, 2—4 апреля 2015 г.) : материалы круглых столов : в 2 ч. — М. : Проспект, 2015. — Ч. 1. — С. 610—613.

8. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. — 2-е изд., перераб и доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2016. — 368 с.

9. Галяшина Е. И., Соколова Т. П. Судебная фоноскопическая экспертиза : рабочая программа. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА), 2018. — 50 с.

10. Усов А. И., Торопова М. В. Совершенствование системы профессионального образования государственных судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. — 2015. — № 1 (37). — С. 34—39.

Ш m К

Т □

Ю р И Д И

4 m П

К

5

НАУКИ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.