ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.983 ББК 67.5
ДИДАКТИКА В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БУШУЕВ,
Заместитель начальника кафедры оружиеведения и трасологии УНК судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен обзор проблемных вопросов процесса подготовки и переподготовки судебных экспертов. Рассматриваются организационные и методические аспекты, проблемы материально-технического, информационного и кадрового обеспечения. Вопросам дидактике в судебной экспертизе было посвящено заседание одноименного Круглого стола, проходившего на базе кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Ключевые слова: дидактика, судебная экспертиза, компетенции судебного эксперта, подготовка судебных экспертов.
Annotation. Article provides an overview of problematic issues of training and retraining of judicial experts. We consider the organizational and methodological aspects of the problem of logistics, information and human resources. Didactics issues in forensic dedicated eponymous of the Round Table meeting, which took place at the Department of weapon and trace analysis and educational and scientific complex forensic Russian Interior Ministry of Moscow State University named after V.Y. Kikot.
Keywords: didactics, forensics, forensic expert competence, preparation of forensic experts.
Современные социально-экономические условия, развитие науки и техники, изменение стандартов образования закономерно влекут за собой повышение требований к качеству подготовки судебных экспертов. Решение такой задачи требует комплексного подхода и зависит от целого ряда факторов [1, С. 13-14]. Проблемам обучения и переподготовки экспертных кадров был посвящен XIX Всероссийский круглый стол «Дидактика в судебной экспертизе: современные подходы», заседание которого состоялось 21 октября 2014 г. на базе кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Открывая заседание, профессор кафедры оружиеведения и трасологии, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации Н.П. Майлис отметила, что подготовка судебных экспертов - это особый дидактический процесс, требующий разработки своих подходов, использования обобщений экспертной практики и применения современных технологий обучения.
Рассматривая суть проблемы в целом, директор Института судебных экспертиз, заведующая кафедрой судебных экспертиз Московского государственного юри-
дического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Е.Р. Россинская в своем докладе выделяет в качестве основы судебно-экспертной дидактики компетентностный подход, обратив внимание на две его стороны: обучение и переподготовка судебных экспертов и обучение юристов в плане правильного понимания возможностей применения специальных знаний в правоприменительной практике и способности объективной оценки заключения эксперта. Она отмечает тот факт, что единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз позволило разработать Государственные образовательных стандартов высшего профессионального образования 1 и 2-ого поколения, сыграв определенную роль в выработке единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования.
Развивая тему компетентостного подхода, заместитель заведующего кафедрой судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор Е.И. Галяшина предлагает паспортизировать экспертные специальности, что позволит унифицировать профессиональные и квалификационные требования,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
предъявляемые к судебным экспертам, а также создать основу единого подхода к их обучению. Она констатирует тот факт, что на практике имеют место ведомственные разночтения в нормативно-правовом закреплении перечней родов (видов) судебных экспертиз и экспертных специальностей, по которым осуществляется профессиональная аттестация экспертов.
Единому подходу посвящено и выступление начальника кафедры криминалистических экспертиз и исследований учебно-научного комплекса экспертно-кри-миналистической деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидата юридических наук, доцента Д.С. Коровкина, который делает акцент на необходимости формирования единой учебно-методической базы на едином техническом оснащении учебных лабораторий.
Вопросам разграничения объема и содержания знаний о криминалистических экспертизах в курсах криминалистики и судебной экспертизы с целью избегания ненужного дублирования изучаемого материала и нерационального использования учебных часов уделяет внимание заместитель заведующего кафедрой уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы им. Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор Т.Ф. Моисеева.
Возможные виды реализации подготовки судебных экспертов предлагает профессор кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ А.М. Зинин. В качестве первого и наиболее предпочтительного вида он выделяет обучение в соответствующем вузе как в очной, так и в заочной форме. В качестве второго вида предлагается дистанционное обучение, а под третьим имеется ввиду переподготовка, повышение квалификации.
Вопросов переподготовки судебных экспертов коснулся в своем выступлении и доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, Ф.Г. Аминев. Им были предложены формы реализации такой переподготовки для различных категорий экспертов: имеющих высшее неэкспертное образование; естественно-научного профиля (биология, физика, химия и т.д.); имеющих высшее образование (уровень бакалавра) неэкспертной специальности. Развивая тему возможностей дистанционного обучения, Ф.Г. Аминев приводит примеры конкретных форм такого вида подготовки.
Ученый секретарь РФЦСЭ при Минюсте России, кандидат юридических наук, доцент О.В. Микляева отметила, что дополнительное профессиональное образование для судебных экспертов носит обязательный характер. В РФЦСЭ сейчас заканчивается разработка соответствующих программ. В целях наибольшей эффективности процесса переподготовки, наряду с очной, планируется использование дистанционной формы обу-
чения, для реализации которой уже ведется соответствующая технологическая подготовка, которую планируется завершить к концу текущего года.
О необходимости совершенствования технического обеспечения учебного процесса говорит начальник учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент И. В. Латышов. В качестве программно-технического решения этой задачи он предлагает разработку и внедрение в образовательный процесс автоматизированных рабочих мест (АУМ) как средство повышения эффективности и качества подготовки экспертов-криминалистов.
Стоит отметить, что учебный процесс подразумевает не только формирование компетенций, но и контроль степени их сформированное™. Поднимая эту проблему, начальник кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент К.В. Ярмак говорит о необходимости реализация компетентностного подход при проведении государственного экзамена. Задача проверки практически всех предусмотренных ФГОС общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником, позволяет констатировать необходимость разработки нового формата проведения государственного экзамена, позволяющего осуществить всестороннюю проверку их сформированности.
В ходе заседания Круглого стола, наряду с вопросами, касающимися подготовки по специальности Судебная экспертиза в целом, были рассмотрены также вопросы подготовки судебных экспертов по отдельным видам экспертиз.
В настоящее время постоянно растет потребность в специалистах по генетической идентификации человека и, как следствие, в учебно-методическом обеспечении их подготовки. Профессор кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор медицинских наук, профессор И.О. Пере-печина представляет разработанную на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова программу дополнительного профессионального образования «криминалистическая днк-идентификация: базовый курс (для экспертов-криминалистов)». После прохождения предусмотренного данной программой курса обучения предполагается присвоение квалификации «эксперт-криминалист, специализирующийся в области генетической идентификации человека».
Традиционно большой и интересный материал, посвященный вопросам организации профессиональной переподготовки судебных экспертов экономического профиля, представляют профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор А.Ф. Волынский и главный судебный эксперт НП «Коллегия судебных экспертов», доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор В.А. Прорвич. В
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
докладе рассматривается проблема новых подходов к подготовке кадров для расследования преступлений экономической направленности - как следователей, так и судебных экспертов, поскольку, как показывает опыт, на сегодняшний день, существует большая потребность в высококвалифицированных специалистах в данной сфере. Обосновывается необходимость развития таких новых родов и видов судебно-экономической экспертизы, как судебно-оценочная и судебно-кадастровая, создания межвузовских центров судебно-экономической экспертизы в форме некоммерческих организаций под эгидой Следственного комитета РФ.
Совершенствованию подготовки экспертов-трасологов посвящен материал, подготовленный преподавателем кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя М.В. Беляевым. Им предложены новые подходы к методике преподавания дисциплин «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте происшествия» и «Исследование маркировочных обозначений», целью изучения которых является подготовка специалистов-трасологов, способных квалифицированно и на современном уровне решать задачи использования специальных познаний для установления фактических данных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и исследования измененных маркировочных обозначений ТС и огнестрельного оружия.
Пути повышения эффективности подготовки экспертов-почерковедов анализируются в докладах доцента кафедры исследования документов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя кандидата юридических наук Р.В. Бондаренко и старшего преподавателя той же кафедры Гулиной Е.Г., которые выделяют проблемы материально-технического обеспечения, правильной последовательности подачи материала, соотношения объема практических занятий и контрольных экспертиз.
Вопросы подготовки экспертов в области дактилоскопии затрагивает доцент кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя О.А. Соколова. Она считает, что для решения диагностических задач перспективным направлением является интеграция знаний в дактилоскопию из области физиологии, анатомии, медицины, психологии и других наук.
Одним из видов инженерно-технических экспертиз является автотехническая экспертиза. Рассматривая целый ряд дисциплин, изучаемых при подготовке специалистов по данному направлению, начальник кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат технических наук, доцент В.Ф. Гольчевский подробно останавливается на необходимости учета современных технических решений при изучении экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств.
Преподаватели кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени
B.Я. Кикотя кандидат юридических наук Майоров
C.В. и Муликов С.Н., основываясь на опыте подготовки экспертов в области баллистики и экспертизы холодного и метательного оружия, выделяют ряд ключевых направлений обеспечения учебного процесса, состояние которых напрямую влияет на качество обучения. Это, в первую очередь, относится к кадровому обеспечению. Большое значение имеет профессионально-педагогическая компетентность преподавателя, подразумевающая, с одной стороны, глубокие теоретические и практические знания, а с другой, - психолого-педагогическую подготовку.[3, С. 97-103] . Далее отмечена важность состояния материально-технического обеспечения и наличия комплекса учебных объектов, методическое и информационно-справочное обеспечение. На наш взгляд, перечисленные направления являются во многом определяющими в процессе подготовки судебных экспертов любых специализаций.
В заключение еще подчеркнем, что по справедливому мнению многих ученых и практиков, система подготовки и обучения судебных экспертов - одна из важнейших составляющих технико-криминалистического обеспечения правоприменительной деятельности [2. С. 38]. От степени компетентности субъектов применения специальных знаний во многом зависит ее эффективность в целом.
Литература
1. Майлис Н.П. Совершенствование судебно-экспертной дидактической деятельности с использованием инновационных технологий // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 2. С. 12-15.
2. Рубис А.С. Что нужно сделать, чтобы судебный эксперт перестал быть судьей факта, или еще раз о возможности и необходимости оценки достоверности заключения судебного эксперта // Эксперт-криминалист.
2014. № 2. С. 38.
3. Тахохов Б.А. О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя // Высшее образование в России.
2015. № 10.С. 97-103.
References
1. Mailis N.P. Improving forensic educational activities using innovative technologies // Bulletin of the Academy of economic safety of the Russian Interior Ministry. 2015. №2. P. 12-15.
2. Rubis A.S. What you need to do to forensic expert has ceased to be a judge of fact, or again the possibility and the need to assess the reliability of a forensic expert // Criminal expert. 2014. №2. P.38
3. Tahohov B.A. On the directions of improvement of professional-pedagogical competence of the teacher // Higher education in Russia. 2015. № 10.S. 97-103.