Научная статья на тему 'Формирование у курсантов и слушателей комплексного представления о деятельности следователя (дознавателя) в ходе занятий по дисциплинам кафедры предварительного расследования'

Формирование у курсантов и слушателей комплексного представления о деятельности следователя (дознавателя) в ходе занятий по дисциплинам кафедры предварительного расследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексное представление о профессии следователя (дознавателя) / профессиональные компетенции / профессиональное мышление следователя (дознавателя) / творческое мышление / репродуктивное мышление / метакогнитивное обучение / complex idea of a profession of the investigator (investigator) / professional competences / professional thinking of the investigator (investigator) / creative thinking / reproductive thinking / metacognitive training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Владимировна Уханова

Формирование комплексного представления курсантов и слушателей о профессии следователя (дознавателя) происходит на базе усвоения профессиональных компетенций. Для успешного образовательного процесса необходим баланс между развитием репродуктивного и творческого элементов профессионального мышления следователя (дознавателя). При этом должны использоваться приемы метакогнитивного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надежда Владимировна Уханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation at cadets and listeners of complex idea of activity of the investigator (investigator) during classes in disciplines of department of preliminary investigation

Formation of complex idea of cadets and listeners of a profession of the investigator (investigator) happens on the basis of assimilation of professional competences. The balance between development of reproductive and creative elements of professional thinking of the investigator (investigator) is necessary for successful educational process. At the same time methods of metakognitivny training have to be used

Текст научной работы на тему «Формирование у курсантов и слушателей комплексного представления о деятельности следователя (дознавателя) в ходе занятий по дисциплинам кафедры предварительного расследования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.026.9; 343 ББК 67.303.5; 67.73

ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА УХАНОВА,

доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Формирование комплексного представления курсантов и слушателей о профессии следователя (дознавателя) происходит на базе усвоения профессиональных компетенций. Для успешного образовательного процесса необходим баланс между развитием репродуктивного и творческого элементов профессионального мышления следователя (дознавателя). При этом должны использоваться приемы метакогнитивного обучения.

Ключевые слова: комплексное представление о профессии следователя (дознавателя); профессиональные компетенции; профессиональное мышление следователя (дознавателя); творческое мышление; репродуктивное мышление; метакогнитивное обучение.

Annotation. Formation of complex idea of cadets and listeners of a profession of the investigator (investigator) happens on the basis of assimilation of professional competences. The balance between development of reproductive and creative elements of professional thinking of the investigator (investigator) is necessary for successful educational process. At the same time methods of metakognitivny training have to be used.

Keywords: complex idea of a profession of the investigator (investigator); professional competences; professional thinking of the investigator (investigator); creative thinking; reproductive thinking; metacognitive training.

В ходе занятий по дисциплинам кафедры предварительного расследования на 3—5-м курсах у курсантов и слушателей постепенно формируются следующие профессиональные компетенции (далее — ПК), а именно способность:

♦ юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2);

♦ принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3);

♦ квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4);

♦ разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5);

♦ выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-9);

♦ применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления

объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);

♦ правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13) и др.

Формирование указанных компетенций должно носить интегративный характер; в процессе обучения преподавателем должны создаваться условия для взаимопроникновения знаний, умений и навыков из различных отраслей права и науки, которые, в конечном итоге, составят некую упорядоченную систему, индивидуальную для каждого обучающегося. В результате формирования этой системы знаний, умений и навыков курсанты и слушатели получают собственное комплексное представление о профессии следователя (дознавателя).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Качественная характеристика комплексного представления о профессии, в свою очередь, влияет на мотивацию к дальнейшей службе в органах внутренних дел в должности следователя и дознавателя.

Важнейшими условиями для формирования объективного и положительного комплексного представления о будущей профессии являются:

1) осознанное овладение курсантами и слушателями практическими умениями и навыками (по организации и проведению следственных действий, составлению процессуальных документов);

2) умение курсантов и слушателей видеть взаимную связь между системными элементами одной и той же и разных учебных дисциплин;

3) формирование профессионального мышления курсантов и слушателей.

Первое и второе условия тесно связаны с третьим, а профессиональное мышление неразрывно связано с мышлением творческим.

Творческое мышление — это способность самостоятельно открывать новые знания и способы действий [1, с. 141]. Творческое мышление представляет собой высший, интегральный уровень мышления, основными структурными элементами которого являются: системно-теоретическое, образно-практическое и лабильно-логическое мышление [7].

Профессиональное мышление имеет следующие свойства: активность и инициативность, способность мыслить при «информационных пустотах», находчивость, гибкость, способность поиска различных вариантов решений [3, с. 324]. Профессиональное мышление следователя (дознавателя), наряду с творческим компонентом, обладает в определенной степени и репродуктивным компонентом. Репродуктивный компонент мышления, т.е. процесс применения готовых знаний и умений, выражается в алгоритмизации многих процессуальных действий.

Например, в значительной степени алгоритмизировано умение следователя (дознавателя) разъяснять права и обязанности различным участникам уголовного судопроизводства. Однако, и здесь остается простор для творческого мышления — в том, что касается подбора терминов, при помощи которых следователь (дознаватель) доходчиво разъясняет права лицам с разным образовательным уровнем.

Высший уровень мастерства преподавателя кафедры предварительного расследования состоит в том, чтобы найти и сохранить баланс между разви-

тием репродуктивного и формированием творческого мышления в процессе занятий по дисциплинам, связанным с расследованием преступлений.

Большим недостатком существующей системы образования в ведомственных образовательных организациях системы органов внутренних дел является подавляющее преимущество формирования и развития репродуктивного мышления курсантов и слушателей. Та же проблема отмечается и по отношению к процессу обучения в военных образовательных организациях: «в большинстве случаев курсанты воспроизводят стандартные знания, без творческого подхода к разрешению того или иного вопроса» [2, с. 62].

Современные социально-экономические условия, к которым по роду своей деятельности вынуждены приспосабливаться следователи и дознаватели, характеризуются ярко выраженной динамичностью. С каждым годом появляются все новые способы совершения уже известных преступлений. Кроме того, в Уголовный кодекс РФ вводятся новые составы преступлений. В связи со всеобщей компьютеризацией населения все большее количество преступлений приобретает «электронный» характер, поэтому возникает необходимость взаимодействия органов расследования с соответствующими субъектами (например, провайдерами). Все это делает востребованным именно творческое мышление следователя и дознавателя, который мог бы самостоятельно ориентироваться в незнакомых ситуациях и принимать оригинальные решения.

«Благодатной почвой» для развития творческого мышления, связанного с составлением служебной документации (компетенции ПК-5 и ПК-13), является хорошее знание курсантами и слушателями правил русского языка и устойчивый, развитый навык по составлению связного текста (навык по написанию сочинений, который должен формироваться при овладении школьной программой).

Практика преподавания различных дисциплин на кафедре предварительного расследования (проверка практикумов, беседы с курсантами, наблюдение динамики формирования компетенций на 3—5-м курсах) показывает, что курсанты и слушатели с развитым навыком письменной речи без особого труда и в короткие сроки овладевают искусством официально-деловой письменной речи следователя (дознавателя), а именно умением:

а) письменно формулировать свои мысли на основе анализа и обобщения известных фактов и обле-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

кать их в процессуальную форму (составление постановлений) — ПК-2, ПК-3, ПК-5;

б) составлять связное и последовательное описание хода и результатов следственных действий в протоколах — ПК-5, ПК-10, ПК-13.

Эти умения представляют собой важнейшую составляющую деятельности российского следователя (дознавателя): суд, прокурор, потерпевший, обвиняемый, защитник и другие участники уголовного судопроизводства именно из письменных материалов уголовного дела получают представление о ходе предварительного расследования.

Вместе с тем, количество курсантов и слушателей, владеющих навыком письменной речи на достаточно высоком уровне, невелико. По наблюдениям автора, оно колеблется в диапазоне от 10% до 30% в разных учебных взводах, а в отдельных взводах достигает уровня 43% (в группе экономической направленности, состав которой специально подобран). При этом достаточно высоким уровнем владения навыком, о котором идет речь, автор считает умение:

♦ писать без орфографических и пунктуационных ошибок;

♦ без особого труда составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно согласовывая падежи;

♦ свободно определять порядок слов в предложениях;

♦ выстраивать предложения в тексте в логической последовательности.

Низкий уровень владения курсантами (слушателями) грамотной письменной речью связан с существенными недостатками школьного образования, которое, несмотря на проведенное реформирование, в значительной степени деградировало. Не входя в подробности этого негативного фактора, отметим целесообразность введения в качестве вступительного экзамена в образовательные организации МВД России экзамена по русскому языку. По мнению автора, этот экзамен должен проходить в устной и письменной формах. При этом письменный экзамен по русскому языку должен непременно предусматривать написание сочинения по заданной теме (тем может быть несколько, на выбор абитуриентов).

Следует сказать, что такая практика имела место в прошлом, в чем автор настоящей статьи имела возможность убедиться на собственном опыте, поступая в 1994 г. в Волгоградский юридический институт

МВД России. Успешность такой практики не вызывает сомнений: отбор кадров в образовательные организации МВД был более качественный.

Но вернемся к профессиональному мастерству преподавателя.

Безотносительно к тому, с каким уровнем образования обучающихся имеет дело преподаватель, в целях формирования у курсантов (слушателей) комплексного представления о профессии следователя (дознавателя) он должен, прежде всего, побуждать их к самостоятельному, творческому мышлению. В этих целях можно рекомендовать не предлагать курсантам и слушателям готовых решений, а, вместо этого, побуждать их к размышлениям и поиску решений путем соответствующих вопросов и заданий.

Высокая значимость вопросов, которые побуждают учащегося к мыслительной деятельности, отмечена в научных исследованиях. При этом авторы различают вопросы для выяснения уровня понимания учебного материала и вопросы для направления и развития мышления [4, с. 94—96].

Пример. Курсант ошибочно назвал один из элементов составленного им письменного плана расследования по уголовному делу «перечнем следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий».

Вопрос преподавателя: Назовите оперативно-разыскные мероприятия, которые Вы включили в план.

Ответ курсанта: Направление поручения органу дознания о производстве оперативно-разыскных мероприятий для выявления очевидцев совершения преступления.

Преподаватель: Какой нормой права предусмотрено направление поручений органу дознания?

После поиска в тексте Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) отвечает другой курсант: Статья 144 УПК РФ.

Преподаватель: Что это за действие — направление поручения органу дознания, к какой категории оно относится?

Ответы с места: Иное процессуальное действие.

Преподаватель — отвечающему курсанту: В таком случае — где же в Вашем плане оперативно-разыскные мероприятия?

Курсант: Но я же поручаю органу дознания оперативно-разыскные мероприятия.

Преподаватель: Какие именно? Назовите.

Курсант: Для того чтобы выявить свидетелей, установить наличие видеокамер на месте преступле-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния. Можно провести оперативно-разыскное мероприятия — опрос.

Преподаватель: И Вы в плане это указали?

Курсант: Нет. Я указал, что надо сделать — выявить.

Преподаватель: Т.е., поставили задачу перед органом дознания? Хорошо, а почему Вы не указали конкретные оперативно-разыскные мероприятия, а поставили только задачу, которую надо выполнить ?.. Перечислите принципы взаимодействия следователя и органа дознания.

Ответы с места: Законность... Самостоятельность органа дознания при выборе средств и методов для решения поставленных задач... Следователь при этом руководит, определяет цель перед органом дознания.

Преподаватель: Т.е., мы вспомнили принцип руководящей роли следователя и самостоятельности органа дознания при выборе средств и методов для решения поставленных следователем задач.

Преподаватель — отвечающему курсанту: Итак, как же нужно грамотно назвать данный структурный элемент плана ?

Курсант: Перечень следственных ипроцессуаль-ный действий.

Преподаватель: Подсказываю: и иных процессуальных действий. Почему — иных?.. И т.д.

Здесь описан разбор учебного материала по дисциплине «Расследование преступлений против личности и собственности». Этот материал направлен на приобретение умения грамотно составлять письменный план расследования конкретного преступления. Но, кроме выполнения данной задачи, преподаватель активизирует связи между темами различных дисциплин: тема взаимодействия следователя с органами дознания рассматривается в рамках другой дисциплины — «Предварительное следствие в ОВД».

В данном случае целью преподавателя является не только побуждение курсанта к поиску правильного ответа и самостоятельному исправлению ошибки. Преследуется и иная цель — «развитие у учащегося более адекватных представлений о собственных знаниях, а также особенностях своего познания в учении», которая является одной из задач метакогни-тивного обучения — новейшей области теории и практики образования, которая используется для формирования профессионального мышления [6, с. 87].

Другая задача метакогнитивного обучения — это создание условий для развития у учащегося специ-

альных навыков самоконтроля интеллектуальной деятельности при выполнении учебных заданий [6, с. 87].

Пример. После проведения ролевой игры по производству какого-либо следственного действия или после составления процессуального документа преподаватель предлагает одному из курсантов оценить работу его коллеги. Обязательным условием оценки является использование следующих критериев: уголовно-процессуального, криминалистического, языкового. Если в процессуальном документе требовалось указать квалификацию преступления — добавляется уголовно-правовой критерий. Кроме того, при оценке хода и результатов следственного действия, представленного во время ролевой игры, используется еще и морально-нравственный критерий.

Так, при разборе процессуального документа, составленного курсантом А., курсант К. оценивает его с точки зрения:

♦ уголовно-процессуального критерия: «Наводящих вопросов в протоколе допроса нет — требование уголовно-процессуального закона соблюдено»;

♦ криминалистического критерия: «Избрана правильная тактика дополнительного допроса потерпевшей — допрос начат с вопроса следователя. И этот первый вопрос задан тактически правильно: он касается признаков внешности преступника...»;

♦ языкового критерия: «Язык протокола грамотный. Вопросы следователя точные, ясные».

Оценивая таким образом работу другого курсанта, учащийся получает навыки контроля и собственной интеллектуальной деятельности, которые будут им впоследствии использованы при выполнении аналогичных заданий.

«Метакогниции — личностный ресурс, являющийся базисом для формирования и развития компетенций» [5, с. 179]. Поэтому применение приемов метакогнитивного обучения является обязательным для формирования комплексного представления курсантов и слушателей о профессии следователя (дознавателя).

Выводы

1. Формирование комплексного представления о профессии следователя (дознавателя) неразрывно связано с формированием у курсантов профессионального мышления следователя (дознавателя).

2. Профессиональное мышление следователя (дознавателя) включает творческий и репродуктивный элементы, в гармоничном развитии которых и со-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

стоит одна из главных задач преподавателя кафедры предварительного расследования.

3. При формировании профессионального мышления должны использоваться средства метакогни-тивного обучения, основными задачами которого являются:

а) развитие у курсантов адекватных представлений о собственных знаниях, умениях и навыках;

б) создание условий для развития у учащегося специальных навыков самоконтроля интеллектуальной деятельности при выполнении учебных заданий.

Эти задачи могут быть реализованы посредством использования преподавателем вопросов и заданий, которые помогают курсанту (слушателю) выявить пробелы в своих знаниях и получить навыки самоконтроля.

4. Важным условием для качественного усвоения профессиональных компетенций ПК-5 и ПК-13 является высокий уровень владения курсантами и слушателями навыками письменной речи. Вот почему для поступления в образовательные организации МВД России необходимо ввести вступительный экзамен по русскому языку в устной и письменной форме (сочинение).

Литература

1. Апушкина К.Н., Кондрух В.И., Найн А.Я. Ин-тегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза//Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12.

2. Бородин В.В. Активные методы обучения как один из подходов в развитии творческого мышления у курсантов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2009. № 3-2.

3. Валиуллина Г.Г. К вопросу о творческом компоненте профессионального мышления и его развитии у студентов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 5.

4. Дозморова Е.В., Гельфман Э.Г. Возможности вопроса в развитии творческого мышления обучающихся на уроках математики в МКШ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Терешонок Т.В., Бакшеева С.С. Метакогни-тивные компоненты в структуре учебной деятельности // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 1 (1).

6. ФоминА.Е. Теория и практика метакогнитив-ного обучения / Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии / Под ред. Е.И. Горбачевой. Калуга, 2015.

7. ЧернецкаяН.И. Интегральный подход к развитию разных видов творческого мышления подростков // Известия Иркутского государственного университета. 2012. Т. 1. № 2.

References

1. ApushkinaK.N., Kondrukh V.I., Nayn A.Ya. In-tegrativno-razvivayushchiy podkhod k razvitiyu tvorche-skogo myshleniya studentov vuza // Sibirskiy pedagogi-cheskiy zhurnal. 2011. № 12.

2. Borodin V.V. Aktivnye metody obucheniya kak odin iz podkhodov v razvitii tvorcheskogo myshleniya u kursantov // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk. 2009. № 3-2.

3. Valiullina G.G. K voprosu o tvorcheskom komponente professional'nogo myshleniya i ego razvitii u studentov // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2006. № 5.

4. Dozmorova E.V., Gelfman E.G. Vozmozhnosti voprosa v razvitii tvorcheskogo myshleniya obuchay-ushchikhsya na urokakh matematiki v MKSh // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 12.

5. Tereshonok T.V., Baksheeva S.S. Metakognitiv-nye komponenty v strukture uchebnoy deyatel'nosti // Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Kras-noyarskogo GAU. 2015. № 1 (1).

6. Fomin A.E. Teoriya i praktika metakognitivnogo obucheniya/Razvitie professional'nogo myshleniya: issle-dovatel'skie podkhody i obrazovatel'nye tekhnologii / Pod red. E.I. Gorbachevoy. Kaluga, 2015.

7. Chernetskaya N.I. Integral'nyy podkhod k razvitiyu raznykh vidov tvorcheskogo myshleniya podrostkov // Iz-vestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. T. 1. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.