бежей; передвижение войск в процессе СБД; подготовку и ведение отвлекающих СБД.
Привлекаемые для демонстративных действий и имитации войска не должны знать истинных целей проводимых мероприятий.
Дезинформация заключается в доведении до НВФ (противника) ложных (частично соответствующих действительности, искаженных, устаревших) сведений о положении, составе и состоянии своих войск.
Дезинформация осуществляется:
— ведением специально подготовленных служебных переговоров по каналам связи, подверженным перехвату информации;
— преднамеренной утратой дезинформирующих документов;
— обратной засылкой дезинформированных пленных;
— распространением ложной информации, слухов, сведений и сообщений среди населения с использованием средств массовой информации и другими приемами 8.
Дезинформация готовится и проводится по согласованию с вышестоящим штабом, ее цели и задачи доводятся до строго ограниченного круга должностных лиц.
Содержание способов выполнения задач тактической маскировки и мероприятий в процессе СБД может уточняться и дополняться.
Во внутренних войсках тактическая маскировка выступает одним из важнейших видов боевого обеспечения. Ее целью являются введение противника в заблуждение и скрытие истинных намерений, направленных на достижение внезапности действий своих войск и повышения их живучести в ходе служебно-боевого применения 9.
Умело организованная тактическая маскировка при одинаковых силах и прочих равных условиях позволяет победить тому, кто сумеет перехитрить против-
ника и навязать ему ложное представление о характере действий своих войск и планируемых мероприятиях.
Проводимые в ходе тактической маскировки мероприятия требуют творческого подхода, не допускающего шаблонных действий и упрощенчества. Их цель — убедительный показ ложных объектов и ложных действий войск при активном и непрерывном скрытии действительных. Их итог — обман противника и принуждение его к принятию неверного решения, обеспечивающего безусловный успех действиям внутренних войск. В связи с этим в основу организации и осуществления всего комплекса мероприятий по служебно-боевому применению внутренних войск должны быть положены военная хитрость, обман противника, ответственные действия всех исполнителей, качественное выполнение поставленных перед ними задач по тактической маскировке. Творческое и целеустремленное решение этих задач позволит минимизировать потери личного состава, вооружения и техники, неизменно повышая живучесть внутренних войск в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения.
1 Огарков И. В. Военно-энциклопедический словарь. М., 1984. С. 21.
2 Боевой устав. М., 2006. Ч. 3. С. 374.
3 Бражник С. А., Крысанов М. Ф., Шахворостов Н. Г. Маскировка и имитация войск, объектов : учеб. пос. М., 2003. С. 24, 28.
4 Мероприятия маскировки и имитации в современных территориальных конфликтах : учеб. пос. М., 2000. С. 9.
5 Бражник С. А., Крысанов М. Ф., Шахворостов Н. Г. Указ.
соч.
6 Боевой устав. М., 2006. Ч. 2. С. 522.
7 Шапкин И. Ф. Эффективность мероприятий маскировки и имитации : учеб. пос. М., 1997. С. 15, 521.
8 Богданов С. Д. Война в Персидском заливе. М., 1993. С. 24.
9 Бражник С. А., Крысанов М. Ф., Шахворостов Н. Г. Указ. соч. С. 11.
УДК 343.95
ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
И. Е. Реуцкая, О. И. Бродченко, Е. С. Морар
В статье рассматриваются вопросы специфики коммуникативной компетентности следователей и дознавателей, методов ее оценки и развития. На основании предложенных методов оценки коммуникативной компетентности дается анализ уровня ее развития у сотрудников подразделений по расследованию преступлений.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, следователь, дознаватель, профессиональная деятельность.
Важным направлением работы по совершенствованию деятельности сотрудников подразделений
следствия и дознания является повышение их профессиональной, в том числе коммуникативной, компетентности, которая предусматривает совершенное владение родным языком и речью — главных инструментов в следственной работе. Безупречное владение языком и развитые навыки речи способны в значительной мере обеспечить объективность и достоверность расследования преступления.
Исследование структуры коммуникативной деятельности, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования приводит к необходимости разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности коммуникативной компетентности следователя и дознавателя.
Термин «коммуникативная компетентность» в отечественной психологии имеет различную трак-
товку ', ее сущность заключается в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а структура включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса 2, т. е. процесса общения.
В то же время коммуникативная компетентность следователей и дознавателей имеет профессионально обусловленную специфику. В первую очередь это связано с тем, что деятельность по расследованию преступлений предполагает рефлексивный и конфликтный характер общения, а также наличие профессионально значимых 3 и профессионально важных качеств у сотрудников следствия и дознания. Различие в понятиях «профессионально значимые качества» и «профессионально важные качества» впервые проведено Ю. П. Поваренковым. К первым он относит мотивы, черты характера и другие особенности личности, определяющие отношение к содержанию и условиям профессиональной деятельности, профессионализации в целом. Профессионально важными качествами, с точки зрения Ю. П. Поварен-кова, являются профессиональные способности, знания и умения, а также другие качества личности, которые непосредственно влияют на конечные и промежуточные результаты профессионального развития, профессиональной деятельности.
Говоря о рефлексивности, необходимо указать на ее дихометричность, так как она включает в себя, во-первых, механизм взаимопонимания, т. е. осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению, и, во-вторых, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Таким образом, возникают два взаимосвязанных элемента одной системы — рефлексии: в первом случае идет речь о возможности и необходимости осознания следователем (дознавателем) того, как он воспринимается партнером по общению; во втором — о способности человека осознавать как свои внутренние психические акты (совокупность имеющихся в памяти образов, побуждения, цели, фантазии), так и состояния (настроение, эмоции, переживания). Данная способность лежит в основе аутопсихологической компетентности личности, представляющей собой комплекс знаний, умений и навыков в областях самопознания, саморегуляции, саморазвития и самореализации 4. Она необходима для управления своим поведением, особенно в конфликтных ситуациях.
Рассматривая конфликтность общения следователя (дознавателя), необходимо понимать, что она обусловлена также наличием у него властных полномочий. Это обстоятельство является одним из существенных психологических факторов межличностного взаимодействия указанных должностных лиц и участников уголовного процесса (подозреваемые, обвиняемые). Можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность следователя (дознавателя)
тесно связана с конфликтностью общения и уровнем указанной компетентности, присущей конкретной личности.
Последнее включает следующие составляющие:
— компетентность индивида в собственном «Я» (адекватная ориентация в своем психологическом потенциале, а также в потенциале других; умение выбрать и использовать стратегию поведения в зависимости от ситуации, т. е. ситуационная компетентность);
— знание о конфликте;
— субъективная позиция (умение «со стороны наблюдать» за собой и партнером по общению);
— владение достаточно широким спектром стратегий поведения в конфликте 5 и адекватное их использование (обязательное владение «сотрудничающими стратегиями поведения»: сотрудничество, интегрирование, приспособление, компромисс — без игнорирования остальных). В психологической литературе различают следующие стратегии поведения в конфликте: «соперничество» (противодействие) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям; «сотрудничество», когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; «избегание», для которого характерно как отсутствие стремления к объединению, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей; «приспособление», означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; «компромисс», реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Культура саморегуляции (прежде всего эмоциональной) 6 также входит в этот ряд. В структуру конфликтной компетентности должны входить не только соответствующие знания, но и базовые навыки поведения в конфликте и основные умения работы с конфликтами. При этом первые формируются на основе овладения техниками эмоциональной саморегуляции, экстремального общения, психологического воздействия. Наиболее важными из них, по мнению В. П. Трубочкина, являются: управление эмоциями в конфликте; слушание и понимание оппонента в конфликте; защитное поведение и противодействие; ведение переговоров 7.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что профессиональная коммуникативная компетентность следователей и дознавателей заключается в наличии ряда необходимых компонентов:
1) личностного потенциала, позволяющего осуществлять конструктивное общение в рамках уголовного процесса;
2) знания закономерностей, значимых для профессионального общения («эффект первого впечатления», «эффект ореола», т. е. восприятие человека под влиянием сложившегося общего впечатления о нем (возможно, под воздействием слухов), и т. д.), а также трудностях в реализации общения;
3) умения использовать психотехнологии и психотехники общения в профессионально значимых (особенно конфликтных) ситуациях.
Мотивация к самосовершенствованию и профессиональному развитию личности является тем профессионально значимым качеством, которое в значительной мере обусловливает коммуникативную компетентность следователя (дознавателя).
Важно отметить также комплекс профессионально значимых качеств, имеющих непосредственное влияние на уровень коммуникативной компетентности следователей (дознавателей). К ним относятся такие как умение в ходе общения:
— применять в зависимости от ситуации разнообразные стили;
— устанавливать психологический контакт;
— слушать и слышать собеседника;
— понимать невербальное поведение собеседника (владение навыками социальной перцепции);
— управлять своими аффективными процессами (эмоциями) в процессе общения;
— управлять конфликтами в профессионально значимых ситуациях: собственным поведением и эмоциями участников уголовного судопроизводства, в отношении которых осуществляется производство следственных и иных процессуальных действий.
Уровень развития указанных выше качеств позволяют установить методы психодиагностики. Анализ структуры коммуникативной компетентности следователей и дознавателей показал, что для определения уровня коммуникативной компетентности и коммуникативного потенциала следователей и дознавателей необходимо исследовать такие психологические качества личности, как мотивация, стиль общения, уровень возможностей управления аффективно-регулятивными процессами (своими эмоциями) в сфере коммуникаций в контексте профессии.
Для выявления данных психологических качеств в 2013 г. проведено тестирование 40 сотрудников органов предварительного следствия и дознания одного из подразделений МВД России с использованием ряда методов.
Для изучения профессиональной мотивации личности применен тест В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности».
Возможности управления аффективно-регулятивными процессами в сфере коммуникаций определялись по тестам В. А. Лосенкова «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности», В. В. Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» и «Определение уровня конфлик-тоустойчивости».
Для оценки профессионального стиля общения применялись тесты «Изучение способности к самоуправлению в общении» и «Умеете ли Вы слушать?».
Анализ результатов тестирования по методике В. Э. Мильмана свидетельствует, что у сотрудников,
Таблица 1. Доминирующие виды направленности личности
Шкала Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %*
Жизнеобеспечение 16,3 3,4 0
Комфорт 16,7 2,7 2,7
Общение 19,0 3,7 11,1
Общая активность 16,5 3,6 0
Творческая активность 21,4 3,9 47,2
Социальная полезность 22,4 4,0 44,4
Примечание. * — > 100%, так как возможно одновременное доминирование более одного вида направленности личности.
принявших участив в исследовании, преобладает «рабочая» направленность личности (табл. 1). Это указывает на деловой настрой сотрудников, желание добиваться высоких профессиональных результатов. Наиболее выражены у них значения по шкалам «творческая активность» и «социальная полезность». Данные показатели свидетельствуют о наличии творческого подхода к профессиональной деятельности и стремлении быть максимально полезными для общества и государства.
От уровня развития коммуникативной компетентности у следователей и дознавателей зависит продуктивность решения ими служебных задач. Так, решение одной из главных задач — получение и закрепление достоверной доказательственной информации по уголовному делу непосредственно связано с умением следователя (дознавателя) получать информацию в ходе профессионального общения. Главной установкой, обеспечивающей ее успешность, является готовность учитывать психологические особенности другого человека (партнера по общению), в частности — ценность его личности. Не менее важным является учет интересов как коллег, так и участников уголовного процесса, особенно свидетелей и потерпевших. Реализация такой установки на профессиональное общение сопряжена с необходимостью постоянного самоконтроля. Составляющими в самоконтроле являются такие его элементы, как принятие роли, формирование и коррекция поведения. При этом они могут налагаться, пересекаться и возникать на фоне возможных экспектаций партнеров по общению.
Анализ результатов тестирования по методике В. А. Лосенкова показал у большинства опрошенных средний (умеренный) уровень коммуникативной импульсивности, при этом и она не оказывает отрицательного влияния на профессиональное общение сотрудников (табл. 2). Кроме того, большинство опрошенных сотрудников при решении спорных вопросов нацелены на компромисс (табл. 3).
Таблица 2. Потенциал коммуникативной импульсивности
Уровень импульсивности Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %
Высокий 0 0 0
Средний 46,8 5,9 97,0
Низкий 33,0 0 3,0
Таблица 3. Уровень конфликтоустойчивости
Уровень импульсивности Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %
Высокий 46,0 0 2,7
Средний 33,4 2,4 73,0
Низкий 26,1 2,3 24,3
Очень низкий 0 0 0
Однако результаты диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (по методике В. В. Бойко) свидетельствуют о наличии у респондентов высокого уровня эмоциональности, что может обусловливать затруднения при установлении и поддержании психологического контакта в ходе межличностного общения (табл. 4).
Социально-ролевой статус следователя (дознавателя) как официального лица требует от него соблюдения дистанции, сдержанности в речи. Сотруднику в зависимости от ситуации (от того, с кем и при каких обстоятельствах происходит профессиональное общение) целесообразно использовать различные стили речи 8.
В ситуации общения с коллегами по служебным вопросам актуальны точность передаваемой информации и внимательность при ее восприятии.
В общении с участниками уголовного судопроизводства (подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим) предполагается использование следующих стилей общения:
1) доминантный актуален в качестве тактического приема при разоблачении ложных показаний (стратегия, направленная на снижение роли других в общении);
2) драматический возможен в сочетании с методом убеждения (т. е. преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий) — при предъявлении доказательств в противовес ложным показаниям;
4) успокаивающий — при общении с потерпевшим (особенно от насильственных преступлений) и свидетелем (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);
5) внимательный — при активном слушании свободного рассказа допрашиваемого, например, высказывание интереса к тому, что говорят другие.
Анализ результатов тестирования по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» свидетельствует, что сотрудники, принявшие участие в исследовании, общаются с людьми (как с участниками уголовного процесса, так и с сослуживцами) в зависимости от сложившейся ситуации и готовы к партнерству в общении (табл. 5) 9.
Успешность профессиональной коммуникации следователей (дознавателей) обусловлена грамотным использованием языковых средств общения (речи). Вместе с тем в речи нельзя допускать фамильярности и бестактности, она должна быть доступной для понимания оппонентом, вне зависимости от его социально-культурного уровня. Неприемлемы жаргонизмы, даже если это характерно для лица, с которым он общается в ходе расследования преступления. Темп речи также целесообразно регулировать в зависимости от темперамента объекта общения. При общении с холериком и сангвиником допускаются высокий темп речи и интенсивные переходы от одной темы к другой; с флегматиком рекомендуется вести разговор медленно, постепенно переходя от одной темы к другой; к меланхоликам целесообразно проявить терпеливость, неторопливость и детальный подход.
Важным является умение следователя (дознавателя) поставить себя на место собеседника и «услышать» в его речи то, что хотел в нее вложить говорящий. Данное умение сотрудника напрямую связано с уровнем владения навыками «активного слушания», поддержания речевой активности и диагностики невербального поведения человека. Активное слушание собесед-
Таблица 5. Способность к самоуправлению общением
Количество баллов Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %
Менее 8 0 0 0
8-17 12,2 1,9 99,6
17-25 17,0 0 0,4
Примечание. Менее 8 баллов — стабильная модель общения, некоторая ригидность; 8-17 баллов — потребность проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении; 17-25 баллов — мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Таблица 4. Эмоциональные барьеры в межличностном общении
Количество баллов Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %
Менее 5 0 0 0
6-8 0 0 0
9-12 10,8 1,2 15,4
13 и более 14,3 1,5 84,6
Таблица 6. Показатели по тесту «Умеете ли Вы слушать?»
ника заключается в невербальной демонстрации позитивного отношения к говорящему (положение тела, наклон в сторону говорящего, мимика (визуальный контакт) — позиции «Я весь внимание»), а также в использовании психологических приемов: перефразирования («Вы сказали, что...», «Так значит, Вы говорите, что видели лица нападавших преступников?»); пауз, молчания, «эха реплик» (допрашиваемый: «Я видел, что в руке был пистолет», следователь: «Пистолет?»); отражения чувств («Представляю, что Вы чувствовали»); прояснения («Я Вас понял так. Правильно?»). Применение данных приемов способствует также активизации рассказа допрашиваемого («Расскажите детальнее», «Не понял. Уточните это» и т. д.).
При оценке невербальных реакций человека рекомендуется учитывать, что мимические проявления эмоций разнообразны, индивидуальны и чаще всего возникают в различных комбинациях, взаимодействуя между собой, могут оживлять, усиливать или ослаблять друг друга. Кроме того, одна и та же мимическая реакция может вызываться различными причинами. Например, мимика, возникающая вследствие неожиданного стука, идентична мимике страха или испуга 10. В связи с этим не может быть исчерпывающей характеристика мимических проявлений человека. Кроме того, диагностику невербальных проявлений человека целесообразно осуществлять с учетом культурных традиций той местности (страны), где он вырос и проживает. Таким образом, понимание языка эмоций требует знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества, а также способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.
Анализ результатов тестирования по методике «Умеете ли Вы слушать?» показал, что большинство сотрудников, принявших участие в исследовании, — хорошие собеседники, но иногда не проявляют достаточного внимания к лицу, с которым они общаются (табл. 6).
В целом результаты исследования свидетельствуют о наличии у респондентов хорошо развитых профессионально значимых и профессионально важных качеств, являющихся базисом коммуникативной компетентности, обусловливающей эффективность их профессиональной деятельности.
Развитие компетентности следователей и дознавателей сопряжено не только с обогащением личной практики в процессе общения, в том числе в рамках
профессиональной деятельности, но и с психологической подготовкой указанной категории лиц, которую целесообразно осуществлять в рамках служебной подготовки в форме лекций и тренингов. Общее количество членов группы в тренинге не должно превышать 12-15 человек. Каждый участник должен дать согласие на работу в группе тренинга.
Структура занятия в виде тренинга включает:
а) информирование сотрудников относительно важности, актуальности и сути той или иной техники либо приема коммуникации;
б) диагностику и самодиагностику наличия и степени развитости необходимых качеств личности (этот этап применяется, если требуется оценить эффективность тренинга);
в) информирование участников о способах развития данного качества, техниках или приемах эффективного взаимодействия как с коллегами, так и с участниками уголовного процесса при расследовании преступлений;
г) непосредственное развитие в ходе упражнений, нацеленных на освоение конкретных приемов эффективной коммуникации, их отработку, трансформацию умений в навыки 11.
Основными методами работы в тренинге являются: психодиагностика, дидактические (в том числе ролевые) игры и упражнения, моделирование ситуаций.
Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку12. В рамках данной работы психодиагностика рассматривается с точки зрения измерения индивидуально-психологических особенностей человека для выявления уровня его коммуникативной компетентности в целях повышения последнего.
Дидактические (обучающие) игры и упражнения используются в тренинге коммуникативной компетентности в целях формирования и совершенствования умений и навыков, необходимых для оптимизации общения следователей (дознавателей) в профессионально значимых ситуациях: «активного слушания», социальной перцепции и др. Дидактическая игра или упражнение имеют свои правила, что помогает выявить ошибки участников, вербализировать (озвучить) их и проанализировать (как самим ведущим, так и участниками тренинговой группы). Непродолжительность по времени дидактических игр и упражнений позволяет повторить их теми же участниками с учетом высказанных замечаний, а также задействовать в обучающем процессе значительное количество людей (участников тренинговой группы).
В целях развития умения управлять аффективными процессами в ходе общения целесообразно использовать упражнения, направленные на трениров-
Количество баллов Средние значения, балл Стандартное отклонение Преобладание, %
14-20 0 0 0
8-14 3,0 1,0 7,5
2-8 4,7 1,0 9,0
0-2 1,0 0 2,5
ку навыков саморегуляции, т. е. внутреннего управления своим поведением. Наиболее оптимальными с точки зрения применения в практической деятельности следователей (дознавателей) являются упражнения, связанные с регулировкой дыхания.
Моделирование ситуаций — это осмысленная профессионально-обучающая деятельность следователя (дознавателя) под руководством психолога, реализуемая в соответствии с требованиями дидактических принципов, с помощью специально смоделированных ситуаций и широкого использования различных инновационных технологий, направленная на овладение умением общаться в различных условиях 13. Данный метод наиболее часто применяется. Его рекомендуется использовать для расширения репертуарного набора стилей общения, развития умений устанавливать психологический контакт, управлять конфликтами в профессионально значимых ситуациях. В рамках моделирования ситуаций профессиональной деятельности отрабатываются навыки «активного слушания», диагностики невербального (неречевого) поведения человека и др.
Таким образом, развитие коммуникативной компетентности следователей и дознавателей является важной составляющей профессионально-психологической подготовки указанной категории сотрудников.
1 Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. С. 11 ; Кораблев С. Е. Коммуникативная компетентность участ-
кового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. С. 23 ; Цветков В.Л., Слободчиков Ю. В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1(52). С. 30-34.
2 Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. С. 67.
3 Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. С. 304.
4 Деркач А. А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологи-ческой компетентности государственных служащих. М., 2003. С. 42.
5 Крысько В. Г. Социальная психология : курс лекций. Москва—Ленинград, 2006. С. 317.
6 Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 85.
7 Трубочкин В. П. Компетентность руководителя в общении // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 332-333.
8 Крысько В. Г. Указ. соч. С. 86.
9 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 165.
10 Попов С. В. Визуальное наблюдение. СПб., 2002. С. 153.
11 Вывод сделан с учетом исследования О. С. Возженико-вой (Возженикова О. С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования : дис. . канд. психол. наук. М., 2004. 200 с.).
12 Современная психология : справочное руководство. М., 1999. С. 619.
13 Байдиков В. В., Филипенкова Н. Ю., Петров В. Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций : учеб.-метод. пос. М., 2006. С. 4.
УДК 37.032
ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ К ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. В. Кузнецова, А. С. Сугатова
В статье на основе теоретической модели, разработанной с учетом практического опыта, описан процесс формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках оперативно-служебной деятельности.
Ключевые слова: профессиональный интерес, потребностно-деятельностный компонент, оперативно-служебная деятельность, адаптация молодого сотрудника, наставничество.
Процесс реорганизации системы МВД России поставил перед кадровыми аппаратами комплекс закономерных проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров, способных в рамках Конституции Российской Федерации и в изменившихся условиях решать профессиональные задачи по охране личных и имущественных прав человека и гражданина, защите государственного строя, обеспечения безопасности общества и государства от преступных по-
сягательств. В. В. Путин отметил на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 г.: «Одним из ваших приоритетных направлений сегодня является кадровое укрепление МВД. Важно обеспечить системность в работе при назначении руководящего звена, принципиально подходить к профессиональным и личным качествам сотрудников всех уровней» '. На данном этапе реорганизации следует более основательно подходить к вопросу подготовки молодых профессионалов в системе МВД России.
Проблемам совершенствования процесса формирования будущего профессионала-специалиста, его саморазвития посвятили свои работы Т. К. Ахаян, Б. Г. Ананьев, А. П. Беляева, Л. С. Выготский, В. И. Ге-нецианский, Ф. Н. Гоноболин, И. Ф. Исаев, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, П. И. Образцов, К. К. Платонов, А. А. Реан, В. А. Сластенин, В. П. Трусов, В. Д. Шадриков, И. А. Шаршов, Г. И. Щукина, Д. Б. Эль-конин, В. А. Якунин и др. Особое значение имеют исследования А. В. Буданова, И. В. Горлинского, В. Я. Ки-котя, Л. В. Кузнецовой, А. М. Столяренко и др., направленные на раскрытие содержательных и организационных сторон подготовки к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.