Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вуза морского профиля'

Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вуза морского профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / MARITIME HIGHER SCHOOL / STUDENTS / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATION BARRIER / COMMUNICATION COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / COMMUNICATION TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бугакова Екатерина Сергеевна

В статье доказывается необходимость формирования у морских специалистов коммуникативной компетентности с ранних этапов профессионализации. Приводятся данные эмпирического исследования коммуникативных особенностей курсантов, в частности результаты авторского опросника на выявление причин возникновения барьеров общения. Раскрывается содержание тренинга коммуникативной компетентности, состоящего из шести основных частей - компетенций, отражающих профессиональные особенности морской профессии. Описываются итоги работы, согласно которым существует необходимость наращения коммуникативных компетенций у курсантов-моряков посредством коммуникативного тренинга, что впоследствии поможет справиться со специфическими трудностями будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бугакова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicational skills of MARITIME UNIVERSITY STUDENTS

The article proves the importance of development of communicational skills of maritime university students starting from the early stages of professionalization. The article considers the empirical research results of students’ communicative characteristics, including the results of the questionnaire designed by the author to reveal the causes of communicative barriers. The author presents communication training that consists of six main sections covering essential competencies of marine specialists. The article describes the research results, according to which there is a need for reinforcement of maritime university students’ communicative competencies by means of the communication training, which may help to cope with specific difficulties of their future profession.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вуза морского профиля»

УДК 159.9 Бугакова Екатерина Сергеевна

соискатель кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, помощник директора Института водного транспорта имени Г.Я. Седова -филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗА МОРСКОГО ПРОФИЛЯ

Bugakova Ekaterina Sergeevna

PhD applicant, General and Educational Psychology Department, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Assistant Director of Sedov Water Transport Institute, branch of Admiral Ushakov Maritime State University

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIONAL SKILLS OF MARITIME UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация:

В статье доказывается необходимость формирования у морских специалистов коммуникативной компетентности с ранних этапов профессионализации. Приводятся данные эмпирического исследования коммуникативных особенностей курсантов, в частности результаты авторского опросника на выявление причин возникновения барьеров общения. Раскрывается содержание тренинга коммуникативной компетентности, состоящего из шести основных частей - компетенций, отражающих профессиональные особенности морской профессии. Описываются итоги работы, согласно которым существует необходимость наращения коммуникативных компетенций у курсантов-моряков посредством коммуникативного тренинга, что впоследствии поможет справиться со специфическими трудностями будущей профессии.

Ключевые слова:

морской вуз, курсанты, межличностное общение, барьеры общения, коммуникативная компетентность, психологическое сопровождение, коммуникативный тренинг.

Summary:

The article proves the importance of development of communicational skills of maritime university students starting from the early stages of professionalization. The article considers the empirical research results of students' communicative characteristics, including the results of the questionnaire designed by the author to reveal the causes of communicative barriers. The author presents communication training that consists of six main sections covering essential competencies of marine specialists. The article describes the research results, according to which there is a need for reinforcement of maritime university students' communicative competencies by means of the communication training, which may help to cope with specific difficulties of their future profession.

Keywords:

maritime higher school, students, interpersonal communication, communication barrier, communication competence, psychological support, communication training.

В соответствии с новыми требованиями пересмотренной Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и одноименного Кодекса (ПДНВ-95), судовые специалисты (вахтенные офицеры - судоводители и механики) должны не только обладать соответствующими профессиональными знаниями и практическими навыками, но и уметь поддерживать в судовом коллективе обстановку взаимопонимания, доброжелательности, взаимовыручки, соблюдения общепринятых нравственных норм и человеческих отношений [1]. То есть владеть основными принципами эффективного и бесконфликтного общения. Причинами тому послужили следующие факторы: сокращение количества людей на борту, совмещение обязанностей, увеличение темпа рейсов и уменьшение продолжительности стоянок судна, растущая ответственность и объемы документооборота внутри судна и между судном и офисом, а также новые требования современных стандартов. Как следствие, увеличивается объем выполняемых работ, растет уровень физической и психологической нагрузки на моряков. Усугубляет ситуацию также мультинациональный состав современных судовых экипажей. Отсутствие возможности общаться на родном языке сводит к минимуму вероятность создания хорошей социальной общности и позитивного рабочего климата в многонациональных экипажах. Именно поэтому, ввиду столь скудных человеческих ресурсов, недостатка времени, утомления от тяжелой работы, культурных различий членов команды - представителей разных стран, офицерам крайне необходимо уметь контактировать, согласованно взаимодействовать друг с другом, разрешать конфликты и поддерживать высокий уровень сплоченности судовой команды.

Исследования последних лет доказали, что многие из офицеров не имеют необходимых для этого знаний и навыков.

Очевидно, что пришло время обучать судовых офицеров основам эффективной коммуникации, формировать у них качества, необходимые для успешного, комфортного, благополучного и хорошо налаженного общения на борту. Исходя из того, что коммуникативная компетентность -это определенная система требований к человеку, связанных с процессом общения, необходимо научить судовых офицеров слушать и слышать, задавать вопросы, эффективно осуществлять обратную связь, говорить о своих эмоциях, создавать атмосферу, вести групповое обсуждение. Несомненно, что такую подготовку следует начинать в стенах морского учебного заведения, поскольку режим и дисциплина в вузе, особенности плавательной практики, которая протекает на судне, уже соответствуют тому ритму, который составляет суть профессиональной деятельности судовых специалистов. Поэтому формирование коммуникативной компетентности у курсантов морских вузов представляется первоочередной психолого-педагогической задачей.

В психологической науке существует множество работ, посвященных проблемам общения и взаимодействия. В отечественной и зарубежной литературе среди таковых можно отметить труды следующих авторов: Г.М. Андреевой (2000), Б.Г. Ананьева (2000), А.Н. Леонтьева (1979), Б.Ф. Ломова (1979), А.П. Панфилова (2001), Б.Д. Парыгина (1999), В.А. Петровского (1996). Их работы посвящены изучению межличностного восприятия, межличностной коммуникации, межличностного взаимодействия, межличностных отношений, межличностных конфликтов, коррекции общения и исследованию других проблем [2; 3; 4; 5; 6].

Целый ряд работ ориентирован на исследование особенностей общения и межличностного взаимодействия в различных профессиональных контекстах. Так, были проведены исследования особенностей коммуникативной сферы педагогов (Е.В. Алтухова, 2000; М.Г. Бобкова, 1999; Л.И. Габдулина, 1997; Ю.В. Еремин, 1997; В.А. Петровский, 1996), сотрудников правоохранительной сферы (М.В. Авдеева, 2000; Л.Н. Вишневская, 1999; М.В. Иванова, 2001), госслужащих (В.Г. Зазыкин, 2003; О.В. Погорелова, 2001), врачей (А.И. Кипиани, 1999; Т.В. Константинова, 2001; И.А. Терентьев, 1997) и младшего медицинского персонала (Е.Е. Богданова, 1997), психологов (Н.К. Зиналиева, 2002; Е.В. Мельник, 2010), социальных работников (Ю.П. Расторгуева, 2010), переводчиков (Е.В. Сапига, 2009), спортсменов (А.В. Челпанов, 2010) и других [7; 8].

Но, несмотря на обширное изучение особенностей делового общения, существует большой недостаток работ применительно к сфере профессиональной деятельности моряков торгового флота и процессу подготовки этих специалистов в вузе, и все они носят преимущественно прикладной характер.

Актуальным и практически значимым остается вопрос диагностического исследования особенностей проявления коммуникативных качеств курсантов морских университетов. Существует ряд исследований, посвященных диагностике особенностей поведения профессионалов, работающих в схожих условиях, - полярников, космонавтов, военных курсантов, курсантов Министерства внутренних дел, однако эти исследования не всегда касаются проблем коммуникативного взаимодействия и преодоления возникающих барьеров, и тем более они не затрагивают специфику высшего и профессионального обучения курсантов (А.А. Леонов, 1975; В.И. Лебедев, 2001 ; О.В. Матора, 2008; А.Г. Шостаков, 1984; С.В. Бирюков, И.К. Валеева, Б.А. Коссов, И.П. Шуранова, 1999) [9; 10; 11].

Также практически значимым остается аспект разработки коммуникативного тренинга для курсантов морских учебных заведений, учитывающего специфику и содержание данной профессиональной принадлежности. Несмотря на большое разнообразие существующих коммуникативных тренингов (А. Баркер, 2004; С. Бишоп, 2001; Е.Д. Бреус, 2009; Е.Е. Вахромов, 2003; И.Б. Дер-матова, Е.В. Сидоренко, 2002; Т.В. Евтушенко, 2005; Д. Льюис, 2002; В.Г. Ромек, 2002; К. Фопель, 2002), все они касаются общепсихологических особенностей делового или межличностного взаимодействия и не учитывают специфику профессионального и учебного материала, речь о которых велась ранее [12; 13; 14; 15; 16].

Исходя из этого противоречия и теоретических предпосылок, существующих в современной психологии, возникла необходимость исследования особенностей коммуникативного взаимодействия курсантов-моряков и возможностей преодоления возникающих барьеров в процессе тренинга развития коммуникативной компетентности.

Цели исследования: изучить особенности проявления коммуникативных качеств курсантов-моряков, причины возникновения барьеров в общении и составить психолого-педагогическую программу тренинга формирования коммуникативных компетенций в соответствии со спецификой обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Объектом исследования выступили курсанты очного и заочного отделений средней и высшей ступеней образования Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Новороссийске в количестве 202 человека. Все испытуемые - мужчины и одна женщина в возрасте от 1б до 48 лет - обучаются по судовым специальностям. 95 % опрошенных находятся в возрасте от 18 до 22 лет. 70 % опрошенных имеют плавательную практику, 30 % такой практики не имеют.

В эмпирической части исследования были использованы следующие методики психологической диагностики: тест-опросник «КОС» (коммуникативных и организаторских склонностей) В.В. Синявского и Б.А. Федорошина; тест-опросник «КСК» (коммуникативной социальной компетентности) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова; индивидуально-типологический опросник («ИТО») Л.Н. Собчик; тест К. Томаса «Типы поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной; методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко; авторский опросник причин возникновения барьеров общения у курсантов вузов морского профиля.

В формирующей части эмпирического исследования был осуществлен мониторинг коммуникативных компетенций при помощи методик «КСК», В.В. Бойко и теста К. Томаса. Также был разработан тренинг коммуникативной компетентности, который включил в себя следующие темы: «Активное слушание», «Техники постановки вопросов», «Корректирующая обратная связь», «Проведение собраний и митингов на судне», «Навыки лидерства и умение работать в команде», «Управление конфликтами». Тренинг разработан на основе эмпирических исследований и направлен на формирование именно тех компетенций, которые в результате диагностики курсантов-моряков оказались выражены на низком уровне. Теоретической и практической основой разработки тренингов послужили общепсихологические закономерности, базовые основы коммуникативного взаимодействия, основы поведенческой психотерапии и НЛП-практики, а также англоязычные версии специальных тренинговых работ по формированию коммуникативных компетенций, используемых в известных иностранных судоходных компаниях [17; 18].

Разработка и внедрение коммуникативного тренинга в психолого-педагогический процесс являются практической значимостью проведенного исследования. Тренинг реализован в двух формах - в виде непосредственных занятий, где каждая компетенция оформлена как слайд для большей наглядности и доступности в обучении, и в виде рабочих тетрадей, каждая из которых посвящена одной из перечисленных тем.

Все темы тренинга имеют единую структуру, которую можно представить в виде следующей последовательности:

1. Введение в проблему. Цель - ввести в круг обсуждаемых проблем, определить цели и задачи работы.

2. Актуальность формирования представленной компетенции. Цель - объяснить, зачем необходимо формировать, развивать и закреплять данный навык.

3. Формирование когнитивной части проблематики. Цель - расширить диапазон знаний о предмете изучения.

4. Формирование поведенческой части проблематики. Цель - получить умения, сформировать поведенческие навыки, соответствующие данной компетенции.

5. Тренинг применения полученных навыков. Цель - закрепить полученные навыки и поведенческие формы, соответствующие проявлению данной компетенции.

6. Проверка полученных знаний и навыков. Цель - закрепить полученные знания, научиться применять приобретенные навыки.

В ходе эмпирического исследования нами были получены сведения о том, что причинами возникновения барьеров общения курсанты считают, во-первых, личностные особенности, такие как замкнутость, неуверенность в себе, недостаток самоконтроля, зависимость самооценки от внешних обстоятельств; во-вторых, фундаментальные особенности межличностного взаимодействия: неуважение других людей, неумение держать слово, ненадежность; в-третьих, отсутствие коммуникативных навыков: неумение слушать, правильно наладить обратную связь с партнером по общению, вовремя выйти из разговора, несоблюдение правил невербальной коммуникации: нарушение индивидуальной дистанции, нежелание поддерживать зрительный контакт; в-четвертых, особенности социального статуса членов экипажа (вышестоящих или нижестоящих по званию), национальные, этнические, культурные особенности; в-пятых, особенности деловой коммуникации, связанной с реализацией социальной роли руководителя: умение аргументированно доказывать свою точку зрения по важному вопросу, уверенная и четкая постановка приказа, отдача распоряжения другому курсанту, выступающему в роли подчиненного.

Психологическими причинами возникновения коммуникативных барьеров курсанты считают, во-первых, субъективные причины (тоска по близким, невозможность длительное время реализовать физические потребности); во-вторых, причины, связанные с необходимостью межличностного взаимодействия (психологическая несовместимость, неприятие людьми друг друга, несовпадение смысложизненных, ценностных ориентаций, целей общающихся, отсутствие дружественных связей, неумение в критической ситуации согласовывать свои действия с другими людьми); в-третьих, психологические причины объективного характера, вызывающие различные виды психической депривации - сенсорную, пространственную, эмоциональную (однообразие естественного, человеческого окружения, ограниченное пространство, невозможность побыть одному, проявить истинные чувства, эмоции).

Организаторские и коммуникативные склонности курсантов указывают на необходимость и желательность психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативных навыков: 38 % курсантов демонстрируют низкий и средний уровни развития коммуникативных склонностей, 62 % - выше среднего и высокий уровни развития коммуникативных склонностей; 51 % - низкий и средний уровни развития организаторских склонностей, 49 % - выше среднего и высокий уровни развития организаторских склонностей.

У курсантов выявлена проблема общительности (50 % - средний показатель, 37 % - низкий показатель). Лишь 13 % курсантов-моряков могут и желают непринужденно общаться, не испытывая дискомфорта и барьеров общения. Им не свойственна беспечность и жизнерадостность, в 50 % они демонстрируют средние показатели. У 45 % респондентов выражены молчаливость, серьезность и трезвость. Курсанты-моряки относятся к типично рациональному типу личности, которому не свойственны эмоциональность и чувственность, потребность в общении с другими для удовлетворения эмоциональных переживаний, также им чуждо и художественное (творческое) мышление, поскольку в 64 % случаев они демонстрируют рациональный тип мышления, реалистичность, стремление полагаться только на себя. Большая часть курсантов демонстрирует конформность (52 %), а также среднюю выраженность конформности (42 %), что мы склонны связывать со спецификой обучения в вузе и профессиональной деятельностью, которым присущи строгая субординация рангов, необходимость подчиняться вышестоящему по званию лицу, зависимость от решения группы в плане жизнеобеспечения, здоровья, успеха совместной деятельности.

По фактору «импульсивность - контроль» большинство курсантов имеют средние показатели (55 %), очень небольшой процент имеет выраженную импульсивность и отсутствие контроля (16 %), 29 % демонстрируют высокую склонность к наличию контроля и жесткому соблюдению установленных правил. Курсантам не свойственно асоциальное поведение (83 %), однако небольшой процент (17 %) демонстрирует пограничные показатели асоциальности, что мы склонны рассматривать как социальную напряженность и тенденцию к социальной дезадаптации.

Интеллектуальный уровень развития в большинстве случаев средний (57 %), что свидетельствует о среднем уровне внимательности, сообразительности, развития мышления. Высокоразвитый логический интеллект демонстрируют 19 % курсантов. Эмоциональная устойчивость, зрелость, спокойствие выражены средними показателями у 48 % курсантов, 36 % курсантам свойственны неустойчивость и изменчивость.

У курсантов акцентуированы такие индивидуально-типологические особенности, как агрессивность, эмотивность, спонтанность, сензитивность, ригидность. Полярные качества, такие как эмотивность - ригидность, тревожность - агрессивность и спонтанность - эмотивность, уравновешиваются полярными показателями и свидетельствуют о наличии внутренней эмоциональной напряженности и внутреннего психологического конфликта относительно таких социальных качеств личности, как конформность и компромиссность. Тревожность и ригидность выражены нормативными показателями. Курсанты демонстрируют непонимание или нежелание признавать свою ригидность, по показателям высокой гипоэмотивности - 33 % - по шкале «ригидность». Дезадаптированными можно считать такие показатели, как экстравертированность - 32 % курсантов. Такие социальные качества, как лидерство, общительность и доминирование, свойственны лишь 15 % курсантов. Коммуникативность как социальное качество свойственно 10 % курсантов.

У курсантов-моряков превалируют такие типы поведения в конфликте, как компромисс и соперничество, в меньшей мере им свойственны избегание и приспособление, совершенно не свойственно сотрудничество, которое можно было бы рассматривать как наиболее эффективный способ поведения в конфликтной ситуации в условиях пребывания в экипаже с учетом необходимости эффективно и в срок выполнять поставленные профессиональные задачи и при этом не испытывать психологический дискомфорт (как в случае соперничества, приспособления и компромисса).

Большая часть опрошенных курсантов-моряков (67-88 %) не понимает своих эмоций в общении с другими людьми (либо намеренно их не демонстрирует), не отслеживает их, не задумывается об их роли в построении межличностных отношений, следовательно, риски наличия эмоциональных барьеров очень высоки, так как налицо отсутствие умения управлять эмоциями, неадекватность их проявления в щекотливых ситуациях, что может провоцировать конфликт из-за незначительных ошибок в поведении, демонстрация неразвитости и негибкости эмоциональных проявлений в межличностном общении, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Мы можем объяснить этот феномен еще и спецификой существующих «неписаных» правил того, как должен вести себя «настоящий мужчина», которые обычно существуют в однополой мужской среде специалистов, специфика работы которых связана с тяжелыми, экстремальными условиями труда, депривациями, наличием строгих субординационных отношений. И тогда тем более необходимо развивать у курсантов-моряков элементарные правила адекватного межличностного взаимодействия.

Для проведения тренинга при помощи скрининга мы отобрали 60 человек, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли 30 человек, которые участвовали непосредственно в коммуникативном тренинге, во вторую - 30 курсантов, с которыми проводили обычные занятия по психологии, предусмотренные в морском университете. Коммуникативный тренинг проводился в течение трех месяцев два раза в неделю.

Мониторинг показателей по тесту «КСК» до и после тренинга в первой группе курсантов показал следующие изменения. До тренинга коммуникативного взаимодействия у отобранных курсантов преобладали низкие (67 %) и преобладающие (23 %) показатели по общительности, после тренинга они стали преобладающими (50 %), средними (23 %) и высокими (17 %). Это свидетельствует о существенном повышении такой коммуникативной компетентности, как «общительность», у большей части курсантов в группе тренинга. Уровень «веселости» также изменился: низкий (57 %) и средний (40 %) показатели уступили место преимущественно среднему показателю (80 %), низкий уровень сократился до 16 %. Такой показатель, как «асоциальность», также подвергся изменению: низкий (60 %) и средний (37 %) показатели превратились в преимущественно низкий показатель (90 %), что свидетельствует о том, что асоциальность курсантов, принявших участие в коммуникативном тренинге, практически исчезла, а оставшиеся 10 % распределились между средним (6,7 %) и преобладающим (3,3 %) уровнями.

По показателю «контроль» существенные изменения были выявлены в переходе от среднего уровня (61 %) в преобладающий (47 %) и средний (27 %) уровни, то есть контроль незначительно вырос по значимости для курсантов, участвовавших в коммуникативном тренинге. По показателю «чувственность» также есть небольшие, но существенные изменения, поскольку низкая представленность у курсантов этой коммуникативной компетентности (70 %) перешла в менее низкую (50 %), а преобладающий (21 %) и высокий (19 %) уровни возросли. Учитывая, что достоверно этот показатель коррелирует со стратегией сотрудничества по тесту К. Томаса, эта тенденция обнадеживает.

Такие показатели, как «конформность», «интеллект» и «эмоциональность», существенно не изменились в ходе тренинга. Мы считаем, что это качества, которые находятся на более глубоком личностном уровне формирования и взаимосвязаны с типологией высшей нервной деятельности, поэтому они менее подвержены изменению.

По показателям статистики и сравнительному анализу по методике «ИТО» Л.Н. Собчик, «конформность» достоверно свойственна большинству курсантов, обучающихся в морском вузе, и лежит в основе разнонаправленных тенденций, что представляет прецедент для возникновения внутренней напряженности. Однако за счет повышения показателей «общительности», «веселости», «контроля» и снижения «асоциальности» такое внутреннее напряжение становится неактуальным.

У второй группы курсантов, в которой не проводился коммуникативный тренинг, нет значимых изменений по показателям коммуникативной компетентности.

Мониторинг по показателям теста К. Томаса «Типы поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной показал следующие результаты (см. рис. 1). Значимыми оказались изменения, произошедшие в группе курсантов, которые участвовали в коммуникативном тренинге.

морского университета в результате коммуникативного тренинга

На рисунке 1 мы можем увидеть, что стратегия поведения в конфликте существенно сдвинулась в сторону «сотрудничества» (9 % против 50 %) и «компромисса» (15 % против 45 %).

Также существенно снизились показатели «соперничества» (15 % и 25 %). Эти показатели достоверно связаны с повышением такой коммуникативной компетентности, как «чувственность» (при p < 0,05, t = 0,1). Повышение «веселости» положительно связано со стратегией в конфликте «соперничество», но теснота связи незначительная (при p < 0,05, t = 0,01).

Смещение стратегии взаимодействия в сторону «компромисса» взаимосвязано с повышением «общительности» и существенным снижением стратегии «избегания». И действительно, ранее мы достоверно доказали, что экстравертированность, основным свойством которой является «общительность», положительно взаимосвязана с «компромиссом» (при p < 0,05, t = 0,1) и отрицательно - с «избеганием» (при p < 0,05, t = -0,1).

В результате мониторинга диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко мы увидели существенную разницу до и после коммуникативного тренинга в группе курсантов-участников тренинга (см. рис. 2). До коммуникативного тренинга у опрашиваемых были выражены только две позиции - «неумение видеть себя со стороны», причем эта позиция доминировала по всем пяти шкалам методики В.В. Бойко, определяющим эмоциональные особенности общения, и «эмоции не мешают общению», что было проявлено в меньшей степени во всех пяти шкалах методики. В результате обучения активному слушанию, техникам постановки вопросов, правилам правильной дачи обратной связи, а также изучению внешних эмоциональных проявлений у курсантов в ходе тренинга распределение между двумя направленно-стями резко изменилось. По показателю «неумение управлять эмоциями» направленности стали соотноситься как 50 % к 50 %. Это значит, что половина курсантов научилась «видеть себя со стороны и понимать, что они не умеют управлять эмоциями в том или ином конкретном случае». Также в 40 % случаев курсанты стали признавать, что они «неадекватно воспринимают определенные проявления эмоций в общении». «Негибкость эмоциональной сферы» снизилась с 76 до 35 %, «доминирование негативных эмоций» уступило место «доминированию позитивных эмоций» (с 15,5 до 80 %), а «нежелание эмоционально сближаться» снизилось с 85 до 35 %.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80% 80%

£4%

60%

50%50% Э 1 1

■ 40 % 35%

■ и 30%

# # о-®4 # 6

У У

</

У </ с/

уСО „<у

* ^ „С

* * ^ л.

У

Не видит себя со стороны Эмоции не мешают общению

Рисунок 2 - Показатели выраженности эмоциональных барьеров в межличностном общении у курсантов морского университета после коммуникативного тренинга

В группе курсантов, не занимавшихся на тренингах, картина не изменилась. Таким образом, приходим к выводу, что в ходе коммуникативного тренинга возможно в короткие сроки нарастить такие составляющие коммуникативной компетентности, как «общительность» (взаимосвязана с «экстраверсией»), «веселость» (взаимосвязана с «сотрудничеством»),

«контроль» (опосредованно воздействует на снижение внутренней психологической напряженности курсантов). Также представляется возможным существенно понизить степень проявления качеств, мешающих коммуникативной компетентности («асоциальность»).

В ходе коммуникативного тренинга можно развивать наиболее конструктивные типы поведения в конфликте («сотрудничество») и снижать неконструктивные типы поведения («избегание» и «приспособление») путем перевода этих стратегий в стратегию «компромисс».

Также в процессе участия в коммуникативном тренинге курсанты учатся управлять собственными эмоциями, видеть себя со стороны и замечать существующие проблемы, связанные с управлением эмоциями, переносить акцент с негативного эмоционального фона на позитивный, повышать эмоциональную гибкость и адекватно принимать проявляемые в общении с окружающими эмоции, усиливать мотивацию к эмоциональному сближению в межличностном взаимодействии.

Возможность развития таких коммуникативных компетенций во много раз повышает социальную адаптацию курсантов морских университетов в процессе обучения, а также создает «зону ближайшего развития» и возможность совладать с профессиональными трудностями в будущей деятельности.

Ссылки:

1. Конвенция ПДНВ и Кодекс ПДНВ. Лондон, 2011.

2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психологический журнал. М., 2008. № 4. С. 56-67.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2000.

5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979.

6. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.

7. Алимова Е.Е. Психолого-педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров педагогов-руководителей в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2011.

8. Даниленко А.А. Психологические основы управления на морском транспорте : учебник. СПб., 2004.

9. Матора О.В. К проблеме коммуникативных барьеров в общении курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля // Материалы научно-практической конференции. Анапа, 2008. С. 96-104.

10. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М., 2001.

11. Леонов А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975.

12. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2005. С. 47-51, 153-165.

13. Бреус Е.Д. Динамика представлений о себе как трудном партнере общения в результате социально-психологического тренинга : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1999.

14. Вахромов Е.Е. Проблема и методология исследования человеческого потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема : материалы II Всерос. интернет-конф. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2003.

15. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2002.

16. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / пер. с нем. М., 2002.

17. TrainingSite.no. E-learning store [Электронный ресурс]. URL: http://trainingsite.no/Marketplace/CourseCatalog.aspx7Cat-egoryId=14&Type=Details (дата обращения: 05.05.2015).

18. Maritime Training Services [Электронный ресурс]. URL: http://www.maritimetraining.com/Home (дата обращения: 05.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.