Научная статья на тему 'Совершенствование коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции'

Совершенствование коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
513
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иваницкий Анатолий Тихонович, Потлачук Н. В.

Статья посвящена проблеме совершенствования коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции. В качестве основного метода предложен социально-психологический тренинг, основанный на теоретическом анализе данных вопросов и результатах эмпирического исследования коммуникативных качеств сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a problem of perfection of communicative competence of the employees of criminal militia. In quality of the basic method the socially-psychological training based on theoretical studying of opportunities of the given method and results of empirical research communicative competence of employees of the Municipal Department of Internal Affairs is offered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

профессиональной подготовки будущих следователей требует разработки и научно-методического обеспечения такого рода игр, их органичного включения в учебные темы по отдельным дисциплинам, которые курсанты осваивают на разных этапах вхождения в профессию.

1 См.: Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

2 См.: Иванюк М.И., Гейжан Н.Ф. О значении соотношения интереса и способностей для профориентации школьников // Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи. Ташкент, 1981. С. 41-44.

3 Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М., 1991. С. 51.

4 См.: Иванова И.И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. С. 159.

5 См.: Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теоретические основы и практика организации: Монография. СПб., 2005. С. 18.

6 См.: Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

7 См.: Жуланова И.В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе. Волгоград, 2005.

УДК 301.085:15

А.Т. Иваницкий*, Н.В. Потлачук**

Совершенствование коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции

Статья посвящена проблеме совершенствования коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции. В качестве основного метода предложен социально-психологический тренинг, основанный на теоретическом анализе данных вопросов и результатах эмпирического исследования коммуникативных качеств сотрудников ОВД.

The article is devoted to a problem of perfection of communicative competence of the employees of criminal militia. In quality of the basic method the socially-psychological training based on theoretical studying of opportunities of the given method and results of empirical research communicative competence of employees of the Municipal Department of Internal Affairs is offered.

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в работе с людьми. Но, в отличие от других профессий, специфику построения межличностных отношений с людьми у сотрудников внутренних дел определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и не похожие друг на друга случаи и ситуации. Значение достижения психологического контакта оперуполномоченного милиции с различными категориями граждан, с которыми ему приходится работать, во взаимоотношениях и взаимодействии с которыми он решает профессиональные задачи и помогает гражданам решать свои, трудно переоценить.

Если проанализировать особенности профессиональной деятельности и определить понятие коммуникативной компетентности, мы получим возможность определить понятие и уровни коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции.

Коммуникативная компетентность оперуполномоченных криминальной милиции обусловлена системой отношений и особенностей личности и проявляется в ситуации взаимодействия, обеспечивая эффективность профессионального общения, направленного на решение профессиональных задач.

* Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук.

** Старший психолог-эксперт ЦПД МСЧ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, старший лейтенант внутренней службы.

Понятие «коммуникативная компетентность» включает в себя три составляющие:

Информационная

составляющая:

Мотивационная

составляющая:

• Знание психологических закономерностей процесса общения

- Мотивация к установлению контакта с собеседником

- влияющие на эффективность взаимодействия в группе

знание личных коммуникативных особенностей и особенностей объектов, на которых направлено общение

• особенности когнитивных психических процессов (память, мышление и т.д.),

• интеллекта,

• особенности характера (наблюдательность, любознательность, лабильность, рефлексия и т.д.)

- Мотивация к совершенствованию коммуникативной компетентности

Установки на

- самоактуализацию и совершенствование собственной личности,

- эффективное выполнение профессиональных задач. Адекватная самооценка. Волевые качества и т.д.

• способствующие повышению эффективности взаимодействия с различными категориями граждан

- умение слушать,

- владение психологическими приемами и техниками общения,

- эмпатия, вежливость, терпимость, контроль за своими эмоциями и др.

Такого рода компетентность предполагает умение расширять (или сужать) круг общения и умение варьировать его глубину (умение вести общение на разных уровнях доверительности), понимать и быть понятыми партнерами по общению1. По форме и содержанию коммуникативная компетентность соотносятся с особенностями выполняемых человеком социальных ролей. При этом человек сосредоточивает внимание не на всей совокупной культуре общества, а только на полезной ему в профессиональной и повседневной практике2.

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в работе с людьми. Но, в отличие от других профессий, специфику построения межличностных отношений с людьми у сотрудников внутренних дел определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и не похожие друг на друга случаи и ситуации.

Оперуполномоченный уголовного розыска находится на переднем крае борьбы с преступностью. Сложная и разносторонняя деятельность «оперов» осуществляется в двух формах:

- вместе со следователем или в рамках его отдельных поручений оперуполномоченный выезжает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске и других следственных действиях;

- кроме того, оперуполномоченные уголовного розыска, используя профессиональные приемы и методы, ставят своей задачей разгадать замысел противной стороны (преступников) и предупредить или предвосхитить реализацию этих замыслов. В этих случаях им приходится с помощью специальных приемов получать необходимую информацию об опасных преступниках, их связях и намерениях3.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования коммуникативной компетентности сотрудников оперативных подразделений.

Кроме того, необходимость этого вызвана тем, что в учреждениях Министерства внутренних дел отмечается неблагоприятная ситуация с кадровым обеспечением, что обусловлено несколькими причинами. Одна из них - качественный подбор кадров. В отечественной и мировой практике

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

комплектования правоохранительных органов можно выделить два основных направления, как правило, представляющих последовательные ступени профессионального психологического отбора:

1) выявление и отсев кандидатов, имеющих неблагоприятные индивидуальные социальнопсихологические, медико-психологические, психофизиологические особенности («группа риска»);

2) выявление и отбор на службу и учебу кандидатов как можно более соответствующих модельным требованиям по профессионально важным качествам, а также их оптимальное распределение по должностям и подразделениям в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками.

Само понятие отбора по своему смысловому значению предполагает выбор из достаточного числа кандидатов. Но, к сожалению, в настоящее время при приеме в ОВД РФ речь не идет об отборе наиболее достойных, т.к. отсутствует конкурс. В лучшем случае осуществляется так называемый «отбор по минимуму» или, лучше сказать, отсев лиц, явно не пригодных к службе в органах внутренних дел - в основном по медицинским показаниям.

Вторая, не менее острая причина - высокая текучесть кадров. В подразделениях криминальной милиции районных управлений внутренних дел Санкт-Петербурга средний возраст сотрудников (по результатам исследования) - 25 лет, а стаж - 3 года. Эксперты утверждают, что причиной увольнения сотрудников преимущественно становятся не социально-экономические, а психологические факторы, среди которых - неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности, отсутствие умения выбирать способы решения профессионально значимых ситуаций в условиях дефицита информации и времени, низкий уровень коммуникативной компетентности.

Кроме того, при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с раскрытием преступлений, в течение длительного периода времени происходит невольное приобщение сотрудника к специфической субкультуре, освоение им лишь отдельных слоев общества, чаще всего с антиобщественной направленностью, что приводит к обеднению социальных контактов и профессиональной деформации.

Все это обусловило выбор темы исследования, и ее актуальность.

Целью исследования было изучение коммуникативной компетентности сотрудников оперативных подразделений и пути ее совершенствования. В качестве объекта исследования выступили сотрудники криминальной милиции одного из районов Санкт-Петербурга. В задачи исследования входило:

- анализ теоретических и методологических подходов в литературе по проблеме коммуникативной компетентности;

- определение понятия и уровней коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции с учетом особенностей профессиональной деятельности;

- изучение особенностей личности, определяющих коммуникативную компетентность в профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений на примере конкретного подразделения;

- разработка программы и методической основы планирования социально-психологического тренинга с учетом результатов исследования коммуникативной компетентности сотрудников КМ;

- оценка эффективности тренингового воздействия на группы сотрудников КМ при помощи эксперимента.

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по проблеме коммуникативной компетентности и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД. В качестве эмпирических методов были использованы:

- для изучения особенностей личности - шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;

- для изучения коммуникативных характеристик - опросник К.Томаса «Тип поведеня в конфликтной ситуации», Методика агрессивности в отношениях А.Ассингера, Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (Модификация Л.Н. Собчик);

- для анализа эффективности профессиональной деятельности - экспертная оценка руководителей подразделений служебной и социальной нормативности сотрудников, многомерная шкала УНП И.Н. Гурвич (на основе шкалы Алексндровского Ю.А. ПНИИ им. Бехтерева), Люшер-СО-ВК.

Математическая обработка данных проводилась с помощью специальных пакетов прикладных программ «81ай8йка 5.0» и «Ехе11 7.0», обеспечивающих выполнение общепринятых математикостатистических методов, адекватных для решения конкретных задач исследования. Вычислялись следующие параметры одномерных статистик: среднее арифметическое, стандартное отклонение,

средняя ошибка. Одновременно с помощью указанных программ осуществлялся сравнительный, факторный и корреляционный анализ. Достоверность полученных статистических данных оценивалась по 1-критерию Стьюдента.

Проведенное исследование дало возможность реально оценит уровень коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции и ее взаимосвязи с эффективностью профессиональной деятельности. Эмпирическое исследование показало, что «реальный» оперуполномоченный не всегда отвечает достаточно высоким требованиям, предъявляемым представителям данной профессии. При исследовании коммуникативных качеств оперуполномоченных различных подразделений криминальной милиции (КМ), а именно: ОБЭП, ОУР, ОСО (ОРУУ), УР территориальных отделов милиции (ОМ) были обнаружены следующие особенности.

Значимых различий коммуникативных характеристик по большему числу параметров не найдено. Но при анализе некоторых параметров выявлены достоверные различия, что требует дополнительного анализа и определения связи со спецификой работы в данных подразделениях.

Так, уровень коммуникативного контроля составляет 5,9 балла, что соответствует среднему показателю и характеризует оперуполномоченного как искреннего, но не сдержанного в своих эмоциональных проявлениях, считающегося в своем поведении с окружающими людьми. В беседе оперуполномоченным также присущи некоторые недостатки, например, излишняя критичность по отношению к высказываниям собеседника. В этом параметре выявлены достоверные различия (см. график 1).

График 1

Средние значения показателя оценки собеседника в различных подразделениях КМ;

LS Means

Wilks lambda=,00481, F(93, 39,803)=2,1177, p=,00468 Effective hypothesis decomposition Вертикальные линии - 0,95 доверительного интервала

о

CD

X

т;

ш

с

о

ст\

CD

о

CD

д

X

S

т;

ш

0,4

0,3

0,2

0,1

0,0

-0,1

-0,2

-0,3

ОБЭП

ОУР ОРУУ

подразделение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМ

Оценка испытуемого как собеседника включает в себя не только определение сильных и слабых сторон при ведении беседы, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Если сотрудники ОБЭП, ОУР, ОСО (название подразделения до переименования -ОРУУ) продемонстрировали средние показатели данной характеристики, то у сотрудников уголовного розыска территориальных отделов милиции (ОМ) они на очень низком уровне. Похожая картина наблюдается при сравнении средних показателей испытуемых как слушателей (см. график 2).

Ьв

гъ

съ

1

?

а

I

<\>

съ

§

X

S

сь

•§

1

£

съ

съ

1

График 2

<N

S

5

£

6

Средние значения показателя "умение слушать" в различных подразделениях КМ; LS Means Wilks lambda=,37989, F(66, 162,11)=,94021, p=,60546 Effective hypothesis decomposition Вертикальные линии - 0,95 доверительного интервала

CD

I

о

л

у

Е

ш

¡3

&

«

IS

I

!

а.

!

«

С

з

I

подразделение

Умение слушать у сотрудников ОБЭП, ОУР, ОРУУ выше среднего (средний балл - 55-60), тогда как данный показатель у сотрудников уголовного розыска территориальных отделов милиции хотя и соответствует среднему уровню, но значительно ниже, чем у коллег из других подразделений. При анализе результатов по данным опросника Р.Б. Кеттелла данные по фактору «В» показывают не очень высокий уровень интеллекта.

Исходя из этого, появилась насущная необходимость подумать, каким образом усовершенствовать данные характеристики.

Одним из современных методов психологической подготовки и совершенствования коммуникативной компетентности в настоящее время является социально-психологический тренинг (СПТ). Термин «социально-психологический тренинг» был введен М. Форвергом. Первоначально термин обозначал разработанную им четко структурированную конкретную программу социальнопсихологической подготовки руководителей. Позднее именно ее стали называть «тренингом партнерского общения» или «тренингом коммуникативной компетентности»4.

Создание научно-обоснованной систематизации видов СПТ общепризнанно является актуальной и важной задачей социальной психологии. Ее решение помогло бы четче выявить особенности метода, рассмотреть и определить сферы и возможности применения. При проведении тренинга особенно важна «клиенториентированность» как «натурная модель для изучения психологических явлений и практическая лаборатория для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности»5. «Подчиненность метода специфике клиента» часто упоминаемая исследователями в качестве его общей отличительной особенности, отражена в представленных классификациях выделением четырех признаков объекта воздействия: профессиональной принадлежности, должностного статуса, предварительного знакомства и композиции состава участников групп. Эти признаки, без сомнения, играют существенную роль при диагностике индивидуальных или организационных потребностей в обучении и составлении тренинговых программ. Исследователи тренинга единодушно упоминают следующие

проблемы, препятствующие развитию и распространению метода, и не нашедшие пока своего теоретически обоснованного и практически разработанного решения:

- проблема переноса полученных знаний в трудовую деятельность;

- проблема учета особенностей естественных тренинговых групп по сравнению с группами лабораторными;

- проблема регистрации и классификации эффектов тренинга;

- проблема анализа эффективности тренинговых программ6.

Эти проблемы взаимосвязаны, поскольку под разными углами зрения актуализируют вопрос о возможностях и практической пользе метода. Кроме того, при планировании тренинговых занятий невольно сталкиваешься со следующими актуальными проблемами реализации тренинговых программ (вне зависимости от тематики тренинга) в естественных (корпоративных) группах:

- низкая мотивация участия в тренинге у большинства участников;

- высокий уровень тревоги, связанной с тем, что сотрудники не всегда адекватно оценивают уровень личной безопасности при беседе с психологом. Отчасти это происходит потому, что опыт общения с психологом в основном связан с прохождением военно-врачебной комиссии при поступлении на службу, где работа психолога носит оценивающий характер - соответствует ли данный кандидат необходимым требованиям.

Это отражается в выраженном сопротивлении (вплоть до конфронтации) группы тренеру, нетипичной (по сравнению с лабораторными группами) групповой динамикой, особой критичностью участников к содержанию сюжетов ролевых игр и дискуссий, неприятии участниками «нелепых и детских» психогимнастических упражнений, отказах от участия в играх или упражнениях в паре с определенными коллегами, более выраженном прагматизме («зачем нам это понадобится»), более заметной актуализации индивидуальных психологических защит, неготовности к открытым высказываниям впечатлений и рефлексии и проч.

Все эти условия привели к тому, что разработка тренинговой программы, ее теоретической и практической обоснованности потребовали серьезной работы с литературой. Эта работа показала, что, несмотря на популярность СПТ в последнее время, актуальность этой темы не уменьшается. А в органах внутренних дел социально-психологический тренинг все еще не имеет достаточно систематизированной и эмпирически обоснованной теоретической базы. Отсутствие этих данных не позволяет в должной мере осуществлять планирование и развитие системы обучения сотрудников правоохранительных органов с учетом всех возможных последствий тренинга. Для выявления групповых социально-психологических эффектов тренинга в оперативном подразделении был проведен эксперимент. Основная цель эксперимента заключалась в проверке гипотезы о возникновении выраженных изменений групповых характеристик, обусловленных воздействием тренинга, а не другими факторами. Эксперимент осуществлялся по схеме:

Схема эксперимента

Таблица 1

Г руппы До Тренинг После

ОРУУ Измерение Проводится Измерение

ОБЭП Измерение Плацебо Измерение

ОУР Измерение Не проводится Измерение

Данная экспериментальная схема позволяла выявить эффекты, являющиеся закономерными последствиями тренинга, а не обучения другими методами, диагностических тестовых процедур или случайного воздействия.

Результаты исследования с применением методик. Тест описания поведения К. Томаса и Методики диагностики межличностных отношений Лири в начале и конце данного тренинга были обработаны с помощью критерия 1-Стьюдента для независимых выборок и отражены в диаграммах 1 и 2.

Ьв

гъ

съ

І

Я

*

£

I

<\>

съ

§

я

сь

•§

І

?

съ

съ

Я

І

и»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

Диаграмма 1

Тест описания поведения К.Томаса

9 і

Как наглядно показывает диаграмма, достоверно (р > 0,05) увеличились показатели по шкалам:

- «сотрудничество», когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон,

- «компромисс», умение идти на компромиссные уступки.

Возможно, что этому способствовало снижение показателей по шкале «соперничество», т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 2

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

И До тренинга ■ После тренинга

Результаты повторного исследования после проведения тренинга коммуникативной компетентности по методике диагностики межличностных отношений показали, что оперуполномоченные ОСО (ОРУУ) КМ стали более уверенными в себе (шкалы 1 и 5), более самостоятельными, менее зависимыми (шкалы 2 и 6), более настойчивыми в достижении цели (по

шкале 3 результат в пределах 8 баллов), появилась большая осторожность, реалистичность базы суждений и поступков.

Результаты анализа данных исследования позволяют судить о возникновении изменений межличностных взаимоотношений в группе, что отразилось в экспертных оценках руководителей, отзывах участников, наблюдении за поведением именно в результате тренинга. Для группы, не проходившей тренинг, эти изменения не характерны.

Кроме того, отмечается рост эффективности групповых решений игровых задач, применение техник активного слушания и снятие эмоционального напряжения, возрастает единство мнений об актуальных внутренних проблемах и ценностях группы и организации, можно говорить о том, что повышение групповой сплоченности приводит и к изменениям индивидуальных коммуникативных характеристик.

При обработке бланков оценки эффективности тренинга вычислили, что средний коэффициент субъективных оценок эффективности тренинга равен 5,1 балла, что соответствует неустойчивому, но достаточно благоприятному уровню. Это значит, что большинство участников оценивают тренинг положительно. А на вопрос «Какую тематику Вы хотели бы внести в следующий тренинг?» пять человек ответили, что хотели бы научиться владеть различными психологическими приемами, помогающими получать информацию в профессиональной деятельности.

Данное исследование позволит психологическим службам ОВД совершенствовать методы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов и оказывать на них более эффективное корректирующее и поддерживающее воздействие в период профессиональной деятельности.

1 См.: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.

2 См.: Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994.

3 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.

4 См.: Чанько А. Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации: Дис. ... канд.

психол.наук. СПбГУ, 2004. С. 42-43.

5 См.: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2003.

6 См.: Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации перцептивных процессов в группе // В кн.: Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, М., 1981. С. 270-287.

УДК-371.3

В.И. Хальзов*, А.Ю. Сагайдак**

Интегративный подход в совершенствовании профессиональной подготовки психологов в вузе МВД

В статье дана краткая характеристика интегративного подхода. В ней рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов психологов в вузе МВД

This article gives the brief characteristic of integration and deals with the this problem. The article contains the questions of perfection of vocational training of psychologists cadets of in high school of the Ministry of Internal Affairs.

Развитие системы образования является глобальной задачей современности. Реформы в этой области носят мировой и интегративный характер. В современных условиях преобразования, происходящие в обществе, требуют адекватного реформирования образования с целью интеграции в мировую образовательную систему.

* Заслуженный работник высшей школы, академик Международной академии акмелогических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.

**Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России.

be

гъ

съ

І

*

I

<\>

съ

§

X

S

сь

•§

І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.