Научная статья на тему 'Влияние коммуникативной компетентности на адаптацию сотрудников ГИБДД'

Влияние коммуникативной компетентности на адаптацию сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ / СОТРУДНИКИ ГИБДД / ADAPTATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / OFFICIAL ACTIVITY / TRAININGS OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE FEATURES / GIBDD EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Жанна Михайловна

Данная работа рассматривает значимость повышения коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД с целью их эффективной адаптации к профессиональной деятельности. Актуальность темы заключена в том, что служебная деятельность сотрудников ГИБДД проходит в исключительно напряженных и психологически сложных условиях. Вследствие этого в статье представлены рекомендации по повышению коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД в ходе специальных тренинговых занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маслова Жанна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of communicative competence on the adaptation department (GIBDD) workers

This work considers the importance of the rise of the communicative competence of the GIBDD employees with the purpose of their effective adaptation to the professional activity. The theme topicality is in that that the official activity of the GIBDD workers is done under exceptionally intensive and psychologically hard conditions. Owing to that recommendations about the rise of the communicative competence of the GIBDD employees in the course of special training lessons are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Влияние коммуникативной компетентности на адаптацию сотрудников ГИБДД»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

6. Yermolaeva-Tomina L.B. Research of the factors determining individual distinctions in display of creative activity // Creativity psychology: the general, differential, applied. M, 1990.

7. ZhuravlyovA.L. The factor of formation of style of a management by a work collective // Socially-psychological problems of a work collective, M, 1983.

8. KellerB. Some problems of Gestalt-psychology // The history of a psychology. Moscow, 1980.

9. KepalaiteA. Emotionality and feature of intelligence.//Psychological magazine, 2007, T. 3. N 2.

10. Kozlenko V.N. A problem creativity of persons // Creativity Psychology: the general, differential, applied. M, 1990.

11. CampbellD. Models of experiment in psychology and applied researches. M, 1980.

12. Laak J. Psichodiagnostyc: Problems of the maintenance and methods. Moscow - Voronezh,

1995.

13. Marylin V. S. Mutual relations in social group and properties of the person // Social psychology of the person. M, 1979.

14. Panferov V. N. Psychology of mutual relations in brigades // Socially-psychological reserves of increase of efficiency of activity labor in collective. M, 1989.

15. Parygin B.D. Bas of the socially-psychological theory. M, 1971.

16. Petrovsky V.A. Psychology of not adaptive activity. M, 1992.

17. Rusalov V.M. Communicative aspects of temperament of the person // Psychology Magazine. 1989. N 1. With. 10-21.

18. Sobcik L.N. Diagnostics of interpersonal relations. (The modified variant interpersonal T. Liri’s diagnostics). M, 1990.

19. Joint activity: research and management methods. M, 1992.

20. Modern psychology. M, 1999.

21. Socially-psychological problems of the brigade form of the organization of work. M, 1987.

22. TchernyshevA.S. Organization of primary collective in intense situations ofjoint activity // Socially-psychological aspects of organization of primary collective of schoolboys and students. Kursk, 1984.

УДК 331.054 Ж.М. Маслова*

Влияние коммуникативной компетентности на адаптацию сотрудников ГИБДД

Данная работа рассматривает значимость повышения коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД с целью их эффективной адаптации к профессиональной деятельности. Актуальность темы заключена в том, что служебная деятельность сотрудников ГИБДД проходит в исключительно напряженных и психологически сложных условиях. Вследствие этого в статье представлены рекомендации по повышению коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД в ходе специальных тренинговых занятий.

Ключевые слова: адаптация, коммуникативная компетентность, служебная деятельность, тренинги развития коммуникативных качеств, сотрудники ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения).

Z.M. Maslova*. The influence of communicative competence on the adaptation department (GIBDD) workers. This work considers the importance of the rise of the communicative competence of the GIBDD employees with the purpose of their effective adaptation to the professional activity.

The theme topicality is in that that the official activity of the GIBDD workers is done under exceptionally intensive and psychologically hard conditions. Owing to that recommendations about the rise ofthe communicative competence of the GIBDD employees in the course of special training lessons are presented in this article.

Keywords: adaptation, communicative competence, official activity, trainings of development of the communicative features, GIBDD employees.

Служебная деятельность сотрудников ГИБДД проходит в исключительно напряженных, психологически сложных условиях. Это объясняется быстрым нарастанием и качественным изменением автодорожной обстановки в Российской Федерации: увеличением количества автомобилей на дорогах страны, увеличением повседневных нагрузок по службе, постоянным изменением законодательства в сфере регулирования взаимоотношений «водитель - пешеход - сотрудник ГИБДД». Частые факты нарушения взаимодействия и непонимания между сотрудниками являются причинами

* Маслова Жанна Михайловна, адъюнкт кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, психолог центра профессиональной подготовки № 1 ГУВД по Кемеровской области, майор милиции. Тел.(рабочий): 8(3842) 655744;65570. e-mail:dominiczhanna@rambler.ru.

* Maslova Zhanna Mikhailovna, a post-graduate student of the faculty of the general and practical psychology of the Saint Petersburg University of the MIA of Russia, a psychologist of the professional training centre №1 of the municipal department of internal affairs (GUWD) in the Kemerovo re. Phone(office): 8(3842) 655744;65570. e-mail:dominiczhanna@rambler.ru.

служебных конфликтов и снижают эффективность их деятельности. Ситуации конфликтов, непонимания, неудовлетворенности процессом общения являются, как правило, следствием негибкости в управлении и контроле протекания процесса общения, невнимательности к проявлениям, наблюдающимся во внешнем поведении собеседника. У сотрудников ГИБДД общение служит важной составляющей их деятельности. В системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой. В целенаправленной же деятельности сотрудников ГИБДД оно превращается в специальную задачу. Поэтому сотрудники должны знать нормы общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой.

Е.А.Козловская1 охарактеризовала основные стороны деятельности сотрудника ГИБДД на основе профессиограммы. Она включает социальную, конструктивную, организационную, удостоверительную, коммуникативную и поисковую стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его работе.

Коммуникативная деятельность сотрудника заключается в установлении и поддержании контактов с населением (водители, пешеходы). Нужно не просто контактировать, а завоевать доверие и авторитет среди граждан. Особенность работы сотрудника ГИБДД и в том, что он нередко оказывается втянутым в сложные конфликты. Чтобы действовать правильно, сотрудник должен уметь легко устанавливать контакты с разными категориями людей.

Коммуникативная компетентность включает в себя следующие качества: способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон, целесообразную формулу общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими; умение согласовать свои действия с действиями других людей; умение отстаивать свою точку зрения; умение вживаться в роль, способность к перевоплощению; умение слушать и тактически грамотно переводить разговор на значимые темы; умение применять психологические приемы с целью выведения значимой информации2.

Использование коммуникации в качества средства достижения целей в профилактической и правоохранительной деятельности сотрудника ГИБДД обусловливает необходимость формирования и развития профессиональной коммуникативной компетентности. Ее низкий уровень приводит к неспособности решать служебные задачи средствами общения, что чревато выбором административных, силовых способов воздействия со стороны сотрудника. Как следствие, возникают конфликты с гражданами, вызывающие негативное отношение последних к правоохранительным органам и нежелание содействовать им в решении задач охраны правопорядка3. Для того чтобы функциональные обязанности сотрудника ГИБДД выполнялись успешно, ему необходимо в профессиональных ситуациях общаться определенным образом (осуществлять диагностику коммуникативной ситуации, не допускать возникновения психологических барьеров, устанавливать коммуникативный и психологический контакт, задавать нужные вопросы, активно слушать, аргументировать свою речь, ориентироваться на словарный запас собеседника, играть нужную роль, гибко менять тактику общения в зависимости от ситуации и состояния собеседника и т.д.), т.е. компетентно использовать средства, достигать выгодного профессионального результата.

Таким образом, анализ деятельности сотрудника ГИБДД, ее нормативной базы обусловливает не просто желательность, а крайнюю необходимость формирования и развития коммуникативной компетентности как способности к целенаправленному, психологически грамотно организованному коммуникативному процессу, нацеленному на улучшение процесса адаптации, решение профессиональных задач, большая часть которых сводится к воздействию на правосознание граждан и управлению их поведением4. Однако сотрудник ГИБДД, не умеющий психологически активно влиять на людей, побуждать их к необходимым поступкам, может оказаться при решении служебных задач перед трудным выбором: признать себя побежденным или решать их недопустимыми методами. Следовательно, овладение психологическими знаниями и методами их применения одновременно служит важной предпосылкой предупреждения нарушений законности. Поэтому важно учитывать наличие у сотрудников ГИБДД коммуникативных способностей, необходимых для успешности адаптации и служебной деятельности и способствовать их совершенствованию.

В центре профессиональной подготовки № 1 ГУВД по Кемеровской области среди слушателей учебных групп сотрудников ГИБДД (общее количество испытуемых - 39 человек) были проведены следующие исследования: 1) анкетирование по выявлению приоритетов интенсификации профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД; 2) диагностика профессионально важных качеств сотрудников ГИБДД; 3) исследование эффективности тренинга общения сотрудников ГИБДД; 4) исследования влияния психотренингового обучения на развитие коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД. Целью исследования было выявление коммуникативных особенностей сотрудников ГИБДД, влияющих на адаптацию и в дальнейшем - на служебную деятельность.

Исследование проводилось в три этапа. На первом, диагностическом этапе выявлялись коммуникативные особенности сотрудников ГИБДД, влияющие на эффективность их служебной деятельности. По уровню образования сотрудники распределены следующим образом: с высшим образованием - 82%; со средним специальным - 18%.

Для реализации цели диагностического этапа в ходе проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методики.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

1. Для выявления уровня коммуникабельности сотрудников был использован опросник В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».

2. Для оценки устойчивых психологических свойств, определяющих социальное поведение человека, особенности вступления его в контакт с другими людьми был использован опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».

Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования коммуникативных качеств. Результаты самооценки коммуникативных качеств, полученные по методике Т. Лири «Диагностика межличностных отношений», представлены в таблице 1.

Таблица 1

Самооценки коммуникативных качеств сотрудников ГИБДД по методике Т. Лири

Шкала (Т ип отношения к окружающим) Среднее значение в баллах

Сотрудники с высшим образованием Сотрудники со средним специальным образованием

I 6,2 7,3

II 6,8 6,5

III 6,3 5,9

IV 3,4 2,9

V 4,8 4,1

VI 6,1 4,3

VII 6,9 7,2

VIII 6,8 6,2

В зависимости от количества баллов, набранных испытуемыми, и на основании обобщения данных были определены преобладающие тенденции сотрудников в межличностных отношениях.

Типы отношений к окружающим: I - авторитарный, II - эгоистический, III - агрессивный, IV

- подозрительный, V - подчиняемый, VI - зависимый, VII - дружелюбный, VIII - альтруистический.

Как свидетельствуют данные, практически все сотрудники характеризуются как уверенные в себе, своих поступках, способные принимать на себя ответственность (I, II шкалы). Именно такие сотрудники четко ориентированы на цель, обладают даром убеждения и обычно эффективно взаимодействуют с другими. В то же время для некоторых сотрудников ГИБДД со средним специальным образованием характерно стремление полагаться только на свое мнение, неумение прислушиваться к другим. В оценке окружающих у этих сотрудников отмечается некоторая прямолинейность, резкость. Это можно объяснить завышенной самооценкой данных сотрудников, желанием показать себя перед окружающими. Выраженность выше перечисленных качеств, возможно, будет мешать выполнению служебных обязанностей.

Другой общей особенностью поведения сотрудников ГИБДД является настойчивость и упорство в достижении цели, энергичность, активность. Умеренное доминирование по VII и VIII шкалам показывает, что у сотрудников ГИБДД с высшим образованием более развито чувство ответственности, они отзывчивы к окружающим, стремятся помочь им по возможности, бескорыстны. Доброе эмоциональное отношение к людям проявляется в симпатии, сострадании. Высокий уровень развития коммуникативных способностей у этих сотрудников можно объяснить тем, что с повышением образования расширяется кругозор, уровень социального окружения. В результате анализа данных полученных в ходе исследования с использованием опросника В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» были получены следующие результаты, которые представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Распределение сотрудников по уровням коммуникабельности в зависимости от уровня образования

Уровень коммуникабельнос ти Количество сотрудников (в %)

Высшее Среднее юридическое Среднее специальное

Высокий 18 20 15

Выше среднего 60 50 45

Средний 22 30 40

Низкий 0 0 0

Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 2, у сотрудников с высшим образованием, по сравнению с сотрудниками, имеющими среднее специальное образование уровень развития коммуникативных навыков немного выше. Это, вероятно, связано с тем, что с повышением уровня образования расширяется кругозор сотрудников, круг их общения.

Данные показывают, что различия в стаже службы у сотрудников ГИБДД (до 1 года, 2 и более лет) оказывают определенное влияние на уровень коммуникативной компетентности сотрудников. Таким образом, у большинства молодых сотрудников ГИБДД достаточно развиты коммуникативные качества. Это свидетельствует о том, что при поступлении на службу уделяется внимание особенностям

Таблица 3

Распределение сотрудников по уровням коммуникабельности в зависимости от стажа службы

Уровень коммуникабельности Количество сотрудников (%)

До года Год и более 2 года и более

Высокий 17 19 24

Выше среднего 43 48 52

Средний 40 33 34

Низкий 0 0 0

коммуникативной деятельности кандидата на службу в ГИБДД. Однако имеющиеся коммуникативные навыки необходимо совершенствовать в процессе профессиональной психологической подготовки.

После проведения диагностического исследования была разработана программа занятий в форме тренинга. Исследование влияния психотренинговых занятий на коммуникативную компетентность сотрудников ГИБДД. Цель этой части исследования состояла в том, чтобы разработать и провести тренинговые занятия, использование которых окажет влияние на развитие социально-психологической компетентности сотрудников ГИБДД. Для этого была разработана программа тренинговых занятий, в которой использованы различные упражнения. Программа социально-психологического тренинга включает в себя 5 занятий, которые рассчитаны на 5 дней. Тренинговые занятия проводились с сотрудниками ГИБДД на базе центра профподготовки №1 ГУВД по Кемеровской области. Основная цель занятий - совершенствование коммуникативных навыков молодых сотрудников ГИБДД.

Задачи, решаемые в ходе группового взаимодействия в рамках программы: 1) осознание собственных коммуникативных способностей; 2) отработка навыков эффективного взаимодействия в общении (установление контакта, поддержание контакта, активное слушание, изложение собственного мнения); 3) дифференциация средств, способствующих и препятствующих эффективному общению; 4) развитие эмпатии; 5) проявление индивидуальности личности участников; 6) развитие доброжелательного отношения к окружающим.

По завершении проведения тренинговых занятий нами был проведен срез с использованием теста В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» и опросника Т. Лири «Диагностика межличностных отношений». Цель - определить влияние использования социально-психологических тренингов на коммуникативную компетентность сотрудников5.

1. Наглядно результаты тестирования (Ряховский В.Ф. «Оценка уровня общительности») до и после проведения тренинговых занятий представлены на диаграммах (рис. 1 и 2).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ До тренинга ■ После тренинга

Высокий Выше Средний

среднего

Рис 1. Уровни общительности сотрудников ГИБДД до и после проведения тренинговых занятий (срок службы менее года)

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0%

□ До тренинга ■ После тренинга

Высокий Выше Средний

среднего

Рис. 2. Уровни общительности сотрудников ГИБДД до и после проведения тренинговых занятий (срок службы более двух лет)

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Как показывают данные, имеются отличия между показателями до и после занятий. Количественная обработка данных показала, что процент сотрудников (стаж службы 2 и более года), находившихся на высоком уровне общительности (было 24,3% - стало 29,8%) и на уровне выше среднего (было 52,5% - стало 63,4%), увеличился. В то же время процент сотрудников, находящихся на среднем уровне, уменьшился (было 23,2% - стало 6,8%). Это объясняется тем, что в ходе занятий сотрудники смогли ближе узнать друг друга, познакомились с приемами преодоления барьеров в общении, совершенствовали свои умения слушать и понимать других. Однако в ходе проведенных занятий, которых явно недостаточно, не было достигнуто достаточно высокого уровня совершенствования коммуникативных навыков у сотрудников ГИБДД, стаж службы которых менее года (рис.4). Приобретенные навыки необходимо постоянно закреплять в практической деятельности.

Результаты исследования с использованием опросника Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» до и после проведения тренинговых занятий показаны на диаграмме (рис. 3).

I

—♦—Среднее значение, в баллах до тренинга -■—Среднее значение, в баллах

после тренинга

Рис.3. Динамика коммуникативной компетентности до и после проведения тренинговых занятий

Полученные данные показывают, что имеются некоторые отличия показателей по I, III, VII, VIII шкалам. Обработка данных показала, что несколько ниже стали результаты по I и II шкалам (до проведения занятий - 6,2 балла, после проведения занятий - 5,8 балла, соответственно - 6,8 балла - 6,6 балла). Это говорит о том, что в ходе тренинговых занятий сотрудники ГИБДД научились прислушиваться к другим в процессе общения, понимать их, при принятии решений ориентироваться на социальное мнение, гибко воздействовать на сознание окружающих.

Увеличились показатели по VII шкале (до занятий 6,9 балла, после занятий - 7,2 балла). Молодые сотрудники стали терпеливее относиться к недостаткам окружающих, более внимательны к поведению и чувствам других людей, повысился уровень эмпатии. В процессе занятий сотрудники совершенствовали умение гибко строить и перестраивать общение в зависимости от ситуаций.

Можно сделать вывод о том, что, с целью интенсификации профессионально-психологической подготовки сотрудников ГИБДД необходимо проведение специальных социально-психологических тренингов, поскольку отмечается положительное влияние тренинговых занятий на совершенствование коммуникативных навыков сотрудников ГИБДД: способствуют развитию умения выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми; развивают умение влиять, воздействовать на собеседника и сознательно управлять этим влиянием; способствуют развитию эмпатии, внимательного отношения к другим людям; обеспечивают развитие коммуникативных качеств, свойственных общительному человеку; такие занятия повышают групповую сплоченность служебного коллектива.

Таким образом, нами установлено положительное влияние коммуникативных качеств, коммуникативной компетентности на адаптацию сотрудников ГИБДД к учебной и служебной деятельности. В силу того, что была доказана возможность повышения коммуникативной компетентности сотрудников ГИБДД, можно рекомендовать использование тренинговых занятий для повышения эффективности процесса адаптации и социально-психологической компетентности служебной деятельности непосредственно в подразделениях ГИБДД.

Список литературы

1. Козловская, Е.А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения : учебное пособие. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996. - 44 с.

2. Куницина, В.Н., Казаринова, Н.В. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

3. Козловская, Е.А. Морально-психологический климат в коллективе подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения: состояние, формирование, развитие : методическое пособие. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999. - 32 с.

4. Новиков, В.П. Использование новых психотехнологий в процессе общения сотрудников

ОВД : учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. - 47 с.

5. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ОВД : методическое пособие / МВД РФ, ГУК; МВД Республики Татарстан. Управление психологического обеспечения деятельности сотрудников; Ажимова О.А., Поповичева Т. М., - Казань, 2003. - 88 с.

Пантелеева Т.В. Влияния мотивации достижения и мотивационного профиля личности на особенности... Literature

1. Kozlovskaya Y.A. Psychology of interrelations among the GIBDD inspector and the road traffic participants: educational manual. - Moscow, 1996.

2. Kozlovskaya Y.A. Moral and psychological climate of the GIBDD subdivision: state, forming, development: methodical manual. - M., 1999.

3. Kunitsina V.N., Kazarinova N.V. Interpersonal contact. - SPb., 2001.

4. Novikov V.P. The using of new psychological technologies in the process of intercourse of the OVD workers: educational manual. - Domodedovo, 2003.

5. Social and psychological training professional intercourse ofthe OVD workers: methodical manual.

- Kazan, 2003.

1 Козловская E.A. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: Ученое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996. - 24 с.

2 Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. - 244 с.

3 Козловская E. А. Психология взаимоотношений инспетора ГАИ с участниками дорожного движения: Ученое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996. - 44 с.

4 Козловская E.A. Морально-психологический климат в коллективе подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения: состояние, формирование, развитие: Методическое пособие. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999. -21 с.

5 Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ОВД: Методическое пособие / МВД РФ, ГУК; МВД Республики Татарстан. Управление психологического обеспечения деятельности сотрудников; Ажимова О.А., Поповичева Т.М. - Казань, 2003. - 53 с.

УДК 159.9:34.01 Т.В. Пантелеева*

Влияния мотивации достижения и мотивационного профиля личности на особенности профессиональной адаптации специалистов по социальной работе ФСИН России

В статье представлены результаты исследования влияния мотивации достижения и мотивационного профиля личности на особенности профессиональной адаптации специалистов по социальной работе УИС. Особое внимание уделяется влиянию гендерных особенностей на мотивацию достижения и профессиональную адаптацию. Установлено, что существует взаимосвязь между направленностью и выраженностью мотивационной структуры личности, мотивацией достижения, локусом контроля и психологическими особенностями профессиональной адаптации специалистов по социальной работе.

Ключевые слова: мотивационный профиль, мотивационная направленность, мотивационная выраженность, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, уровень профессиональной адаптации.

T.V. Panteleeva*. The influences of motivation achievement motivation and motivate profile of personality on professional adaptation peculiarities of social-work specialists of Federative Correctional Department

The article presents results of a study on influences of motivation achievement and motivate profile of personality on peculiarities of professional adaptation of social-work specialists of Correctional Department System. Special attention is paid to the gender features inflation on motivation achievement and professional adaptation. The results indicate that there is a connection between directivity and expression of motivated personal structure, motivation achievement, control factor and psychological peculiarities of social-work specialists’ professional adaptation.

Keywords: motivated profile, motivated directivity, motivated expression, professional activity, personality professional forming, professional adaptation level.

Изучение влияния мотивационных феноменов на различные стороны профессиональной деятельности является одной из ключевых проблем в психологической науке. Исследования в этом направлении ведутся с начала XX в., но актуальность обозначенной проблемы среди представителей различных научных школ со временем только возрастает.

* Пантелеева ТВ. Преподаватель кафедры русского и иностранных языков Рязанского филиала Московского университета МВД России. Россия, Рязань, 1-я Красная ул., д. 8. Тел. (84912) 38-28-41, e-mail: tanya7780@mail.ru.

* Panteleeva T.V, Lecturer, Department of Russian and foreign languages, the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, Ryazan, the 1'st Krasnaya-Street, 8.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.