Научная статья на тему 'Формирование конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности'

Формирование конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1723
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / сотрудники ОВД / конфликтная компетентность / conflict / employees of police officers / conflict competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

Рассматриваются особенности конфликтности сотрудников ОВД; раскрываются вопросы конфликтной компетентности сотрудников ОВД и пути ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF CONFLICT COMPETENCE TO THE POLICE OFFICERS IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The features of conflict of employees of police officers are examined in the article, the questions of conflict competence of employees of police officers and ways of her perfection open up.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности»

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10119

ББК 88.4 © А.В Гайнуллина, 2019

Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Айгуль Вильевна Гайнуллина, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД, кандидат психологических наук

Уфимский юридический институт МВД России (450103, Уфа, ул. Муксинова, д. 2) E-mail: lswetok@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности конфликтности сотрудников ОВД; раскрываются вопросы конфликтной компетентности сотрудников ОВД и пути ее преодоления.

Ключевые слова: конфликт, сотрудники ОВД, конфликтная компетентность.

FORMING OF CONFLICT COMPETENCE TO THE POLICE OFFICERS IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Aigul V. Gainullina, assistant professor of the department of pedagogy and psychology in police activity, candidate of psychological sciences

Ufa law institute of the ministry of internal affairs of Russia (450103, Ufa, ul. Muksinova, d. 2) E-mail: lswetok@mail.ru

Annotation. The features of conflict of employees of police officers are examined in the article, the questions of conflict competence of employees of police officers and ways of her perfection open up.

Keywords: conflict, employees of police officers, conflict competence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гайнуллина А.В. Формирование конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):282—287.

К проблемам эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и достижения взаимопонимания проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, социологи и педагоги, но и сотрудники органов внутренних дел, так как их профессиональная деятельность протекает во взаимодействии с людьми, связанном с возникновением различных эмоционально напряженных ситуаций.

Ежедневное выполнение функциональных обязанностей требует от сотрудников полиции высокого уровня коммуникативной, в том числе конфликтной компетентности в работе с гражданами. Важным направлением работы по совершенствованию деятельности сотрудников полиции является формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми, обеспечивающих своевременное распознавание конфликтных ситуаций, профилактику и управление конфликтами, умение вести переговоры, вырабатывать и применять оптимальные стратегии поведения в конфликте.

Необходимость повышения доверия населения, изучение психологических особенностей поведения

сотрудников полиции в ситуациях межличностных конфликтов, а также поиск оптимальных путей ненасильственного их разрешения, приводит к целесообразности разработки рекомендаций по повышению уровня психологической подготовленности сотрудников ОВД к конструктивному диалогу с гражданами.

Одной из ведущих причин напряженного характера взаимодействия с гражданами является реализация сотрудниками ОВД профессиональных полномочий, которые носят властный и обязательный характер и существенно затрагивают их интересы. Малейшее отступление сотрудников полиции от норм права при разрешении оперативно-служебных задач, а также чрезмерное акцентирование на властных полномочиях, способствуют причинению морального вреда гражданам и формированию негативного стереотипа стражей правопорядка в глазах населения.

Проблемам психологии конфликтов посвящены труды психологов: Л.А. Петровской, А.И. Шипилова, А.Я. Анцупова, С.М. Емельянова, Н.В. Гришиной, Б.И. Хасана, М.В. Башкина и др.; юридических психологов: А.М. Столяренко, И.Б. Пономарева, А.И. Пап-

кина, В.Л. Цветкова, А.Г. Караяни, В.П. Трубочкина, С.Е. Кораблева, В.Е. Петрова и др.

Для того, чтобы охарактеризовать уровень развития личностных качеств, необходимых для управления конфликтами, в психологии используются такие понятия как «конфликтоустойчивость личности», «конфликтологическая компетентность» и «конфликтная компетентность».

Термин «конфликтная компетентность» в отечественной психологической науке имеет различную трактовку. Чаще всего к компетентности относятся качества, способности и возможности специалиста, формирующиеся в процессе профессиональной деятельности.

Конфликтную компетентность психологии считают одной из составляющих коммуникативной компетентности и сложным личностным образованием, включающем:

♦ компетентность человека в собственном «Я» («Я-компетентность»), субъектную позицию, рефлексивную культуру, владение широким спектром стратегий поведения в конфликте, а также культуру саморегуляции [1, с. 41-45];

♦ способность к распознаванию признаков назревающего конфликта; умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей ее разрешению; умение проектировать конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия [2, с. 19-22];

♦ базовые конфликтные качества и навыки; основные умения работы с конкретными конфликтами и конфликтологические знания [3, с. 286-289];

♦ направленность на конструктивное разрешение конфликта (мотивационный компонент); анализ конфликтной ситуации и выделение ее структуры (когнитивный компонент); способность к сознательному управлению собой и своим эмоционально-волевым

состоянием в конфликтных и предконфликтных состояниях (регулятивный компонент) [4, с. 12].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует уточнить, что понятие «конфликтная компетентность сотрудника ОВД», помимо теоретических знаний о природе конфликта и способах поведения в них, предполагает владение сотрудником широким арсеналом практических умений и навыков в области разрешения конфликтов, обеспечивающих: осознание значимости конструктивного разрешения конфликтов в повышении доверия граждан; способность своевременно выявлять признаки назревающего конфликта с гражданами и не допускать его эскалации; умение управлять собой и психоэмоциональным состоянием гражданина в напряженных ситуациях; владение адекватными ситуации стратегиями поведения в конфликте; уверенное и профессионально грамотное взаимодействие с провоцирующими на конфликт гражданами.

Полагаем, что конфликтная компетентность, наряду с коммуникативной компетентностью, является частью общей психологической компетентности сотрудника ОВД, куда входят: обладание системой психологических знаний в области человеческих взаимоотношений; владение навыками и умениями взаимодействия с людьми; совокупность личностных качеств, позволяющих управлять своим психическим состоянием и осваивать приемы психической саморегуляции в трудных ситуациях [5, с. 17].

В целях выявления особенностей конфликтности сотрудников ОВД нами было проведено психодиагностическое обследование 30 слушателей факультета заочного обучения Уфимского юридического института МВД России по методикам: «Изучение способности к самоуправлению в общении», «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева [6, с. 363480] и модифицированный опросник «Стратегия» А.И. Шипилова [7, с. 357-361].

Табл. 1. Способность к самоуправлению в общении

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0-8 0 0 0

8-17 12,2 2,1 83,3

17-25 19,8 2,4 16,6

Табл. 2. Эмоциональные барьеры в межличностном общении

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

3-5 4,2 0,7 26,7

6-8 7,0 1 36,7

9-12 10,6 1,3 23,3

13-25 15 1,8 13,3

Для исследования моделей поведения сотрудников ОВД во взаимодействии с окружающими, склонности к партнерству в общении была применена методика «Изучение способности к самоуправлению в общении» (табл. 1).

Как видим, испытуемым не свойственна ригидность в общении. Большинство обследованных сотрудников ОВД (83,3%) проявляют склонность к субъектсубъектному взаимодействию, располагающему к доверительному общению с гражданами. Вместе с тем, только 16,6% сотрудников ОВД, помимо приверженности к партнерскому общению, выражают готовность подстраиваться к поведению оппонента, что связано, прежде всего, с реализацией сотрудниками ОВД своих властных полномочий и соответствующими императивными установками.

При эскалации конфликта, носящего деловой характер, когда противостояние, обостряясь, переходит от ролевого на межличностный уровень, оппоненты зачастую теряют контроль над эмоциями. В данной ситуации значимым для оптимального достижения субъектами целей в конфликтном взаимодействии становится обладание «искусством эмоциональной регуляции» [8, с. 122].

В напряженных ситуациях общения с гражданами сотрудникам ОВД необходимо учитывать психологические механизмы эмоционально-волевой сферы конфликтного взаимодействия [7, с. 53]. Когда сотруд-

ник ОВД реагирует на возбужденное состояние оппонента своим спокойствием, он способствует тому, что его хладнокровное состояние, посредством отзеркали-вания эмоций, через несколько циклов передастся другому. Также сотрудник полиции должен помнить о том, что его эмоциональным состоянием могут заражаться окружающие, поэтому ему не следует выражать негативные эмоции на взаимоотношения с гражданами. При проявлении взаимных негативных эмоциональных состояний между сотрудником ОВД и гражданином возникнет «эмоциональный барьер», вследствие чего общение не будет продуктивным.

Результаты тестирования по методике «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко показали, что лишь для незначительной части испытуемых (13,3%) характерен высокий уровень эмоциональности, что может затруднять межличностное взаимодействие в напряженных ситуациях (табл. 2).

Тестирование по методике Е.П. Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» позволило выявить степень выраженности обобщенного показателя конфликтности сотрудников ОВД, которое составляет суммарное соотношение шкал: «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость» и «подозрительность» (табл. 3).

Обследованным сотрудникам ОВД не свойственен высокий уровень конфликтности, что, по-види-

Табл. 3. Обобщенный показатель конфликтности

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0-10 8 1,4 6,7

10-20 13,7 2,4 73,3

20-30 24,3 3,2 20

30-40 0 0 0

мому, является следствием повышенного внимания со стороны психологов к выявлению негативных личностных качеств кандидатов на службу в ОВД, препятствующих эффективному взаимодействию с окружающими еще на стадии профессионально-психологического отбора.

Для оценки стратегий поведения в конфликтных ситуациях взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами была применена модифицированная методика «Стратегия» А.И. Шипилова (табл. 4).

Менее половины обследованных сотрудников ОВД (43,3%) ориентируются в конфликте с гражданами на переговорную стратегию, предполагающую диалог, совместное обсуждение проблемы, нахождение компромисса, т.е. решения, которое удовлетворяет обе стороны. Данная стратегия является наиболее оптимальной в разрешении конфликтов, так как способствует повышению доверия населения.

Более трети обследованных сотрудников ОВД (36,6%) руководствуется такими стратегиями взаимодействия с гражданами, как нормативная (20%) и нормативно-переговорная (16,6%). Нормативная стратегия представляет собой линию поведения сотрудника ОВД в конфликтной ситуации с гражданином, в основе которой лежит опора на нормативность позиции, преобладание императивного монолога, предъявление требований с опорой на официальный статус.

Пятая часть обследованных сотрудников ОВД (20%) ориентируются при взаимодействии с гражда-

нами на такие стратегии поведения в конфликте, как манипулятивную (10%) и конфронтационно-мани-пулятивную (10%).

Манипулятивная стратегия предусматривает косвенное психологическое воздействие на граждан, в результате которого они вынуждены уступить или действовать в нужном для сотрудника ОВД направлении. Для реализации данной стратегии необходимы элементарные знания о потребностях оппонента, сильных и слабых сторонах его личности.

Конфронтационная стратегия характеризуется как конфликтный тип поведения сотрудника ОВД. Она предполагает использование должностного превосходства, психологического и физического принуждения по отношению к гражданам. Для сотрудника ОВД, руководствующегося данной стратегией, свойственен довольно слабый контроль над своими эмоциями.

Таким образом, 43,3% обследованных сотрудников ОВД видят в гражданах равноправных партнеров субъект-субъектного взаимодействия и придают большое значение воздействующей роли коммуникации в эффективной профилактике правонарушений и преступлений; 20% сотрудников ориентируются на неконструктивные стратегии поведения в конфликте и не осознают в полной мере социальную значимость своей профессиональной деятельности, что может затруднять эффективное выполнение ими служебных обязанностей.

Табл. 4. Стратегии поведения сотрудников ОВД в конфликте с гражданами

Шкалы Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

Уважительное отношение к другому 16,5 1,7 Переговорная, 43,3

Жесткость позиции 9,2 1,2

Уважительное отношение к другому 16,8 1,8 Нормативно-переговорная, 16,6

Жесткость позиции 12 0

Уважительное отношение к другому 15 1 Нормативная, 20

Жесткость позиции 13 0,6

Уважительное отношение к другому 10,3 0,6 Манипулятивная, 10

Жесткость позиции 10,7 0,6

Уважительное отношение к другому 11 0 Конфронтационно-манипулятивная, 10

Жесткость позиции 12 0

Благодаря ежедневному контактированию с различными категориями граждан повышение конфликтной компетентности сотрудников ОВД происходит, чаще всего, опытным путем, т.е. стихийно, методом проб и ошибок. Важную роль здесь играет стремление сотрудника к саморазвитию и личный пример более опытного в общении с гражданами наставника. В то же время, проведенные в области психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД исследования показывают, что гораздо быстрее высокий уровень профессионального мастерства можно достичь в рамках целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников [9, с. 106110; 10, с. 15-20; 11, с. 31-34; 12, с. 16-22].

Овладение знаниями, умениями и навыками конструктивного разрешения конфликтов курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России происходит по дисциплине «Психология конфликта» по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность», содержащей 30 аудиторных часов.

На лекционных и семинарских занятиях курсанты и слушатели изучают и закрепляют знания о: сущности конфликта, его динамике и структуре; основах прогнозирования и профилактики конфликтов; психологии переговорного процесса; психотехнологиях управления различными видами конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

Практические занятия включают 10 аудиторных часов и содержат психодиагностику, выявляющую особенности эмоционально-волевой регуляции курсантов и слушателей, а также уровень владения ими конструктивными стратегиями поведения в конфликте. Отработка умений и навыков рационального поведения в конфликте предусматривает такие интерактивные методы обучения, как тренинговые упражнения, деловые игры, а также моделирование проблемных ситуаций профессиональной деятельности.

Обучение сотрудников территориальных органов МВД России психотехнологиям конструктивного взаимодействия происходит на лекционных и практических занятиях. Слушатели учебных групп в результате обучения должны уметь «применять методики психологической саморегуляции; ...владеть коммуникативными навыками профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных

задач» [13]. Однако, незначительное количество часов, отводимых занятиям по формированию психологической компетентности сотрудников ОВД в рамках вопросов морально-психологической подготовки, полагаем, не позволяет осуществить это качественным образом.

Значимую роль играет консультирование психологом сотрудников ОВД, обладающих по результатам психодиагностического обследования повышенной конфликтностью и неуравновешенностью, а также имеющих обоснованные жалобы со стороны граждан.

Вопросы обучения сотрудников полиции навыкам цивилизованного разрешения конфликтов являются достаточно актуальными в связи с возрастанием требовательности к уровню их профессионального мастерства. Эффективность психологической подготовки сотрудников ОВД по формированию конфликтной компетентности зависит от учета особенностей взаимодействия с гражданами сотрудников различных служб и подразделений, что является предметом для дальнейших исследований.

Литература

1. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского университета. 1997. № 4. С. 41-45.

2. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: Учеб. пособие. М., 2018.

3. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. М., 2002.

4. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009.

5. Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел / Т.А. Буркова [и др.]. М., 2011.

6. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003.

7. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дисс. ... докт. психол. наук. М., 2000.

8. Кораблев С.Е. Психологические детерминанты общения сотрудника правоохранительных органов в межличностном конфликте // Научный портал МВД России. 2014. № 1. С. 120-128.

9. Касперович Ю.Г., Костина Л.Н., Марьин М.И. О формировании профессиональных навыков и качеств у сотрудников Госавтоинспекции для противодействия провокационному поведению участников дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4. С. 106-110.

10. Реуцкая И.Е., Бродченко О.И. Морар Е.С. Повышение коммуникативной компетентности следователей и дознавателей при решении служебных задач // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 15-20.

11. Аникеева Н.В. Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4. С. 31-34.

12. Гайнуллина А.В. Психология взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с частниками дорожного движения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010.

13. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Petrovskaya L.A. K voprosu o prirode konflikt-noy kompetentnosti // Vestnik Moskovskogo universi-teta. 1997. № 4. S. 41-45.

2. Khasan B.I. Konstruktivnaya psikhologiya kon-flikta: Ucheb. posobiye. M., 2018.

3. PonomarevI.B. Izbrannyye trudy: Yuridicheskaya psikhologiya, konfliktologiya i psikhologiya upravleniya, prakticheskaya psikhologiya v organakh vnutrennikh del. M., 2002.

4. Bashkin M.V. Konfliktnaya kompetentnost' lich-nosti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl', 2009.

5. Formirovaniye psikhologicheskoy kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del / T.A. Burkova [i dr.]. M., 2011.

6. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. SPb., 2003.

7. ShipilovA.I. Psikhologicheskiye osnovy vzaimo-deystviya ofitserov v trudnykh mezhlichnostnykh situ-atsiyakh: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. M., 2000.

8. Korablev S.E. Psikhologicheskiye determinanty obshcheniya sotrudnika pravookhranitel'nykh organov v mezhlichnostnom konflikte // Nauchnyy portal MVD Rossii. 2014. № 1. S. 120-128.

9. Kasperovich Yu.G., KostinaL.N., Mar'in M.I. O formirovanii professional'nykh navykov i kachestv u sotrudnikov Gosavtoinspektsii dlya protivodeystviya pro-vokatsionnomu povedeniyu uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2017. № 4. S. 106-110.

10. Reutskaya I.E., Brodchenko O.I. Morar E.S. Po-vysheniye kommunikativnoy kompetentnosti sledovate-ley i doznavateley pri reshenii sluzhebnykh zadach // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2015. № 1. S. 15-20.

11. Anikeyeva N. V. Razvitiye volevoy regulyatsii i volevykh kachestv sotrudnikov organov vnutrennikh del sredstvami psikhologicheskogo treninga // Psikho-pedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 4. S. 31-34.

12. Gaynullina A.V. Psikhologiya vzaimodeystviya sotrudnikov DPS GIBDD s chastnikami dorozhnogo dvi-zheniya: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2010.

13. Prikaz MVD Rossii ot 10 avgusta 2012 g. № 777 «Ob organizatsii moral'no-psikhologicheskoy podgo-tovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federat-sii» // SPS «Konsul'tant Plyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.