С.Е. Кораблев,
кандидат психологических наук
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ORGANIZATION OF COMMUNICATIVE TRAINING OF LAW-ENFORCEMENT OFFICERS ON THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL INSTRUCTION
В статье рассматриваются психологические аспекты организации процесса обучения сотрудников милиции умениям профессионального общения. Дана характеристика этапам тренинга развития коммуникативной компетентности. Показана актуальность коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности
The article is devoted to psychological aspects of organization of law-enforcement officers professional contact training. Stages of training in advanced communicative competence are defined. Urgency of communicative training of law-enforcement officers in order to improve efficiency of law-enforcement activity is presented
Современная ситуация нацеливает сотрудников правоохранительных органов на решение профессиональных вопросов не только административными, но и разнообразными коммуникативными методами. Использование коммуникации в качестве средства достижения целей в профилактической и правоохранительной деятельности сотрудников обуславливает необходимость развития профессиональной коммуникативной компетентности (КК) - высокоразвитой способности к использованию средств общения в целях оказания воздействия на правосознание и поведение граждан в правовой сфере. Ее отсутствие приводит к неэффективности решения служебных задач, вы -бору административных, силовых способов воздействия со стороны сотрудника. Как следствие возникают конфликтные отношения с гражданами, вызывающие негативное отношение к правоохранительным органам и отсутствие готовности содействовать им в решении задач охраны правопорядка.
В структуру КК включены две взаимосвязанные составляющие: личностная и технологи -ческая. Первая представлена наличием и высоким уровнем развития личностных качеств, свойств, отражающих своеобразие природных и социальных параметров личности; особенности их влияния на аналитико-перцептивные, аффективно -регулятивные процессы в сфере коммуникации; направленность и индивидуально-стилевое своеобразие коммуникативного потенциала. В нее включены такие качества, как: социальная активность, предприимчивость, высокий уровень общительности, нацеленность на установление
многочисленных социальных контактов, осознание коммуникативной природы своей профессиональной деятельности, интеллектуальная полноценность, позволяющая ориентироваться в коммуникативном разнообразии профессиональной деятельности, включающая знание социальных норм и правил, способов эффективного взаимодействия с окружающими людьми, тонкая наблюдательность, способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, самоконтроль в экстремальных ситуациях общения, способность воздействовать на собеседников и сознательно управлять этим влиянием и др.
Технологическая составляющая КК представлена высокой степенью информированности: о многообразии коммуникативных стратегий (репертуаров) построения контактов с различ -ными категориями собеседников (процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений); основных социально -психологических закономерностях, значимых в профессиональной коммуникации; типичных трудностях профессионального общения и т.д. Кроме этого данная составляющая включает вы -сокую степень освоения разнообразных коммуникативных умений в использовании методов, приемов, средств, которые в своей совокупности составляют психотехнологии и психотехники профессионального общения (аналитико-перцеп-тивные, психологические умения осуществления отдельных коммуникативных действий, тактико -психологические умения, специфические для сотрудников определенного подразделения).
Для развития КК, помимо общеизвестных методов активного обучения (упражнение, дискуссия, ролевая игра, анализ профессиональных ситуаций и др.), должны использоваться методы самодиагностики, самоотчетов, наблюдение за собственным или чужим исполнением (видеосъемка) отдельных коммуникативных действий, мысленного проигрывания своего поведения в различных ситуациях. Анализ достигнутого психологической наукой в использовании групповых форм повышения ком -муникативного потенциала в ходе специально организованных тренингов показал, что они ориентированы на развитие какой-либо одной психологической переменной (чувствительности в восприятии окружающего мира, уверенности, креативности, мотивации и т.п.). Однако эффективность в развитии личностной или технологической составляющих КК не может быть получена при таком «атомарном» подходе. Поэтому для решения задачи развития коммуникативной компетентности разработан специальный тренинг, длительность и целевая направленность которого выходят за пределы традиционного тренинга, в силу чего он назван «Курс развития коммуникативной компетентности».
Программа курса, ее содержательные и формальные аспекты составляются в соответствии со спецификой профессиональной деятельности сотрудников большинства служб и подразделений ОВД, конкретных ситуаций, требующих коммуникативно-грамотного решения, личностных особенностей участников группы, заявленных профессиональных проблем, уровня общей психологической культуры, возраста и т. д. На -полнение программы конкретными психотехни -ками и упражнениями осуществляется с учетом перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики.
Курс развития КК обладает достаточно устойчивой обобщенной структурой, включающей обязательные содержательные блоки и процедурные моменты. Программа курса состоит из нескольких взаимосвязанных частей: диагностической, теоретической и практической (тренинговой).
Диагностическая часть курса посвящена осознанию сотрудниками своих личностных коммуникативных качеств и оптимизации отно -шения к себе как носителю тех или иных знаний, навыков в сфере общения. В нее включены тес -ты, упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников на коммуникативно-значимых качествах собственной личности, формирующих компетентность, а также мыслях, способах поведения, своих представ -лениях о собственном коммуникативном «Я». На этом этапе решается задача создания в процессе обучения таких условий, которые могли бы обеспечить каждому сотруднику возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок, а также в зеркале мнений других людей - участников группы, оценить свои личностные коммуни-
кативные качества, прислушаться к своим переживаниям по поводу собственных типичных способов общения.
Характерным способом развития личностной составляющей компетентности для первой части курса является самопознание сотрудником лич -ностного коммуникативного потенциала путем выполнения тестов (например, CPI - Калифорнийский психологический опросник). В данном случае доведение результатов диагностики для сотрудников об их собственных коммуникативных возможностях, эффективно способствует пониманию личностью своих сильных и слабых сторон в сфере общения. Проблема диагностики коммуникативных возможностей решается на протяжении всего курса: и в рамках первоначального общего тестирования (CPI), и в рамках каждого из занятий по развитию того или иного коммуникативного умения.
Первая часть курса, кроме собственно элемента психодиагностики, включает теоретиче-скую часть. Курсантам, слушателям в процессе интерпретации результатов тестирования раскрывается сущность необходимых сотрудникам ОВД личностных качеств, знаний, умений, навы -ков. Таким образом, этап познания своих коммуникативных возможностей неразрывно связан с теоретической осведомленностью, знаниями в сфере профессиональной коммуникации. Приобретение информации о многообразии коммуникативных стратегий (репертуаров) построения контактов с различными категориями граждан (процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений); лингвисти -ческих, социально-психологических аспектах коммуникации; основных закономерностях, ти-пичных трудностях профессионального общения и т.д. является связующим звеном с тренинговой частью курса.
Вторая (тренинговая) часть курса подразделяется на два этапа. В ходе первого выполняются упражнения для развития у участников умений и навыков осуществления отдельных коммуникативных действий, способствующих усилению воздействующей роли их коммуникации (техникопсихологические умения). В частности, отрабатываются социально-перцептивные, логико-композиционные (психолингвистические, риторические), интерактивные умения. Большое значение на этом этапе придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков диагностики ситуации общения в целом. Участники группы овладевают приемами налаживания делового взаимодействия, установления коммуникативного и психологического контакта. Для этих целей слушателями осваивается техника диагностики невербального поведения собеседника, те хника анализа собственной невербалики, а в ходе ролевых игр участники группы овладевают способами психологической «пристройки) к партнеру по общению и методиками эффективного воз-
действия с целью достижения позитивного результата общения за предельно короткое время.
Структура каждого из занятий этой части курса включает в себя: а) информирование сотрудников по поводу психологического содержания того или иного коммуникативного качества, как базового слагаемого профессиональной коммуникативной компетентности; б) диагностику наличия и степени развитости данного коммуникативного качества; в) информирование участников о способах развития данного качества; г) непосредственно развитие в ходе упражнений, нацеленных на освоение конкретных приемов эффективной воздействующей коммуникации, их отработку, трансформацию умений в навыки.
В ходе второго этапа проводятся тренинговые занятия, нацеленные на формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков эффективной коммуникации в типич-ных ситуациях профессиональной деятельности (тактико-психологические умения). На этом этапе основной акцент ставится на закрепление новых способов поведения в целостных коммуникативных ситуациях, особенно в экстремальных условиях взаимодействия. Основными методами, используемыми в этой части курса, является на -блюдение и анализ видеофрагментов типичных ситуаций профессиональной деятельности, на -блюдение и непосредственное участие в сюжетно-ролевых играх, ориентированных на самораскрытие участников, в которых они активно ис -пользовали новые способы взаимодействия, ап -робировали психотехники общения. В процессе развития КК наиболее перспективными в использовании показали себя психотехнические упражнения и ролевые игры.
В контексте разных тем применяется комплекс упражнений, включающий в себя элементы ролевых игр, ситуационного тренинга, тренинга повышения чувства уверенности в себе, сенситивного тренинга. В большинстве своем эти игры являются моделями жизненных и профессиональных ситуаций общения: конфликтных ситуаций, ситуаций совместной деятельности, знакомства, борьбы мнений и т.д. Задача каждого участника заключается в том, чтобы провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. В конце каждого упражнения подводятся итоги, происходит групповой анализ действий игроков, выявляются наиболее перспективные поведенческие модели.
В процессе проигрывания преподавателю следует проявить творческий подход и адаптировать отдельные сценарии ситуаций с учетом профессиональной специализации обучаемых Очередность упражнений зависит от последовательности изучения и развития следующих слагаемых профессионального общения сотрудника милиции: -навыков социальной перцепции, умения получить необходимую информацию по малозаметным проявлениям поведения и внешности; - рефлексивного мышления, позволяющего тонко и достоверно моделировать психическое состояние личности парт-
нера по общению, мотивацию его поведения; - навыков использования невербальных средств общения, включая понимание и анализ экспрессивновыразительных движений, экстралингвистических характеристик и др.; - навыков использования вербальных средств общения, включая умения оптимального контекстного построения речи, использования выразительных, семантических особенностей языка (риторики) и формально-смысловых приемов (аргументирования, нейтрализации замечаний, постановки вопросов и пр.); - умений установления и поддержания психологического контакта, начиная с процесса планирования специальных условий (мотивационная, ситуационная и пространственная организация) и заканчивая умением органичной практической реализации отдельных приемов; - навыков ролевого поведения (умение «подать себя») и развитие волевых качеств, обеспечивающих сотруднику возможность управления собственным поведением в ходе коммуникативных актов.
Несмотря на многообразие функций и решаемых служебных задач, форм, в которых реализуются коммуникативные акты, обстановочных и субъективных условий, вышеприведенные компоненты составляют ядро профессионального общения сотрудника правоохранительных органов и требуют постоянного совершенствования.