Научная статья на тему 'Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки'

Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1599
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE TRAINING / PROFESSIONAL INSTRUCTION / PROFESSIONAL CONTACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

В статье рассматриваются психологические аспекты организации процесса обучения сотрудников милиции умениям профессионального общения. Дана характеристика этапам тренинга развития коммуникативной компетентности. Показана актуальность коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to psychological aspects of organization of law-enforcement officers professional contact training. Stages of training in advanced communicative competence are defined. Urgency of communicative training of law-enforcement officers in order to improve efficiency of law-enforcement activity is presented

Текст научной работы на тему «Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки»

С.Е. Кораблев,

кандидат психологических наук

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

ORGANIZATION OF COMMUNICATIVE TRAINING OF LAW-ENFORCEMENT OFFICERS ON THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL INSTRUCTION

В статье рассматриваются психологические аспекты организации процесса обучения сотрудников милиции умениям профессионального общения. Дана характеристика этапам тренинга развития коммуникативной компетентности. Показана актуальность коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности

The article is devoted to psychological aspects of organization of law-enforcement officers professional contact training. Stages of training in advanced communicative competence are defined. Urgency of communicative training of law-enforcement officers in order to improve efficiency of law-enforcement activity is presented

Современная ситуация нацеливает сотрудников правоохранительных органов на решение профессиональных вопросов не только административными, но и разнообразными коммуникативными методами. Использование коммуникации в качестве средства достижения целей в профилактической и правоохранительной деятельности сотрудников обуславливает необходимость развития профессиональной коммуникативной компетентности (КК) - высокоразвитой способности к использованию средств общения в целях оказания воздействия на правосознание и поведение граждан в правовой сфере. Ее отсутствие приводит к неэффективности решения служебных задач, вы -бору административных, силовых способов воздействия со стороны сотрудника. Как следствие возникают конфликтные отношения с гражданами, вызывающие негативное отношение к правоохранительным органам и отсутствие готовности содействовать им в решении задач охраны правопорядка.

В структуру КК включены две взаимосвязанные составляющие: личностная и технологи -ческая. Первая представлена наличием и высоким уровнем развития личностных качеств, свойств, отражающих своеобразие природных и социальных параметров личности; особенности их влияния на аналитико-перцептивные, аффективно -регулятивные процессы в сфере коммуникации; направленность и индивидуально-стилевое своеобразие коммуникативного потенциала. В нее включены такие качества, как: социальная активность, предприимчивость, высокий уровень общительности, нацеленность на установление

многочисленных социальных контактов, осознание коммуникативной природы своей профессиональной деятельности, интеллектуальная полноценность, позволяющая ориентироваться в коммуникативном разнообразии профессиональной деятельности, включающая знание социальных норм и правил, способов эффективного взаимодействия с окружающими людьми, тонкая наблюдательность, способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, самоконтроль в экстремальных ситуациях общения, способность воздействовать на собеседников и сознательно управлять этим влиянием и др.

Технологическая составляющая КК представлена высокой степенью информированности: о многообразии коммуникативных стратегий (репертуаров) построения контактов с различ -ными категориями собеседников (процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений); основных социально -психологических закономерностях, значимых в профессиональной коммуникации; типичных трудностях профессионального общения и т.д. Кроме этого данная составляющая включает вы -сокую степень освоения разнообразных коммуникативных умений в использовании методов, приемов, средств, которые в своей совокупности составляют психотехнологии и психотехники профессионального общения (аналитико-перцеп-тивные, психологические умения осуществления отдельных коммуникативных действий, тактико -психологические умения, специфические для сотрудников определенного подразделения).

Для развития КК, помимо общеизвестных методов активного обучения (упражнение, дискуссия, ролевая игра, анализ профессиональных ситуаций и др.), должны использоваться методы самодиагностики, самоотчетов, наблюдение за собственным или чужим исполнением (видеосъемка) отдельных коммуникативных действий, мысленного проигрывания своего поведения в различных ситуациях. Анализ достигнутого психологической наукой в использовании групповых форм повышения ком -муникативного потенциала в ходе специально организованных тренингов показал, что они ориентированы на развитие какой-либо одной психологической переменной (чувствительности в восприятии окружающего мира, уверенности, креативности, мотивации и т.п.). Однако эффективность в развитии личностной или технологической составляющих КК не может быть получена при таком «атомарном» подходе. Поэтому для решения задачи развития коммуникативной компетентности разработан специальный тренинг, длительность и целевая направленность которого выходят за пределы традиционного тренинга, в силу чего он назван «Курс развития коммуникативной компетентности».

Программа курса, ее содержательные и формальные аспекты составляются в соответствии со спецификой профессиональной деятельности сотрудников большинства служб и подразделений ОВД, конкретных ситуаций, требующих коммуникативно-грамотного решения, личностных особенностей участников группы, заявленных профессиональных проблем, уровня общей психологической культуры, возраста и т. д. На -полнение программы конкретными психотехни -ками и упражнениями осуществляется с учетом перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики.

Курс развития КК обладает достаточно устойчивой обобщенной структурой, включающей обязательные содержательные блоки и процедурные моменты. Программа курса состоит из нескольких взаимосвязанных частей: диагностической, теоретической и практической (тренинговой).

Диагностическая часть курса посвящена осознанию сотрудниками своих личностных коммуникативных качеств и оптимизации отно -шения к себе как носителю тех или иных знаний, навыков в сфере общения. В нее включены тес -ты, упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников на коммуникативно-значимых качествах собственной личности, формирующих компетентность, а также мыслях, способах поведения, своих представ -лениях о собственном коммуникативном «Я». На этом этапе решается задача создания в процессе обучения таких условий, которые могли бы обеспечить каждому сотруднику возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок, а также в зеркале мнений других людей - участников группы, оценить свои личностные коммуни-

кативные качества, прислушаться к своим переживаниям по поводу собственных типичных способов общения.

Характерным способом развития личностной составляющей компетентности для первой части курса является самопознание сотрудником лич -ностного коммуникативного потенциала путем выполнения тестов (например, CPI - Калифорнийский психологический опросник). В данном случае доведение результатов диагностики для сотрудников об их собственных коммуникативных возможностях, эффективно способствует пониманию личностью своих сильных и слабых сторон в сфере общения. Проблема диагностики коммуникативных возможностей решается на протяжении всего курса: и в рамках первоначального общего тестирования (CPI), и в рамках каждого из занятий по развитию того или иного коммуникативного умения.

Первая часть курса, кроме собственно элемента психодиагностики, включает теоретиче-скую часть. Курсантам, слушателям в процессе интерпретации результатов тестирования раскрывается сущность необходимых сотрудникам ОВД личностных качеств, знаний, умений, навы -ков. Таким образом, этап познания своих коммуникативных возможностей неразрывно связан с теоретической осведомленностью, знаниями в сфере профессиональной коммуникации. Приобретение информации о многообразии коммуникативных стратегий (репертуаров) построения контактов с различными категориями граждан (процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений); лингвисти -ческих, социально-психологических аспектах коммуникации; основных закономерностях, ти-пичных трудностях профессионального общения и т.д. является связующим звеном с тренинговой частью курса.

Вторая (тренинговая) часть курса подразделяется на два этапа. В ходе первого выполняются упражнения для развития у участников умений и навыков осуществления отдельных коммуникативных действий, способствующих усилению воздействующей роли их коммуникации (техникопсихологические умения). В частности, отрабатываются социально-перцептивные, логико-композиционные (психолингвистические, риторические), интерактивные умения. Большое значение на этом этапе придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков диагностики ситуации общения в целом. Участники группы овладевают приемами налаживания делового взаимодействия, установления коммуникативного и психологического контакта. Для этих целей слушателями осваивается техника диагностики невербального поведения собеседника, те хника анализа собственной невербалики, а в ходе ролевых игр участники группы овладевают способами психологической «пристройки) к партнеру по общению и методиками эффективного воз-

действия с целью достижения позитивного результата общения за предельно короткое время.

Структура каждого из занятий этой части курса включает в себя: а) информирование сотрудников по поводу психологического содержания того или иного коммуникативного качества, как базового слагаемого профессиональной коммуникативной компетентности; б) диагностику наличия и степени развитости данного коммуникативного качества; в) информирование участников о способах развития данного качества; г) непосредственно развитие в ходе упражнений, нацеленных на освоение конкретных приемов эффективной воздействующей коммуникации, их отработку, трансформацию умений в навыки.

В ходе второго этапа проводятся тренинговые занятия, нацеленные на формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков эффективной коммуникации в типич-ных ситуациях профессиональной деятельности (тактико-психологические умения). На этом этапе основной акцент ставится на закрепление новых способов поведения в целостных коммуникативных ситуациях, особенно в экстремальных условиях взаимодействия. Основными методами, используемыми в этой части курса, является на -блюдение и анализ видеофрагментов типичных ситуаций профессиональной деятельности, на -блюдение и непосредственное участие в сюжетно-ролевых играх, ориентированных на самораскрытие участников, в которых они активно ис -пользовали новые способы взаимодействия, ап -робировали психотехники общения. В процессе развития КК наиболее перспективными в использовании показали себя психотехнические упражнения и ролевые игры.

В контексте разных тем применяется комплекс упражнений, включающий в себя элементы ролевых игр, ситуационного тренинга, тренинга повышения чувства уверенности в себе, сенситивного тренинга. В большинстве своем эти игры являются моделями жизненных и профессиональных ситуаций общения: конфликтных ситуаций, ситуаций совместной деятельности, знакомства, борьбы мнений и т.д. Задача каждого участника заключается в том, чтобы провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. В конце каждого упражнения подводятся итоги, происходит групповой анализ действий игроков, выявляются наиболее перспективные поведенческие модели.

В процессе проигрывания преподавателю следует проявить творческий подход и адаптировать отдельные сценарии ситуаций с учетом профессиональной специализации обучаемых Очередность упражнений зависит от последовательности изучения и развития следующих слагаемых профессионального общения сотрудника милиции: -навыков социальной перцепции, умения получить необходимую информацию по малозаметным проявлениям поведения и внешности; - рефлексивного мышления, позволяющего тонко и достоверно моделировать психическое состояние личности парт-

нера по общению, мотивацию его поведения; - навыков использования невербальных средств общения, включая понимание и анализ экспрессивновыразительных движений, экстралингвистических характеристик и др.; - навыков использования вербальных средств общения, включая умения оптимального контекстного построения речи, использования выразительных, семантических особенностей языка (риторики) и формально-смысловых приемов (аргументирования, нейтрализации замечаний, постановки вопросов и пр.); - умений установления и поддержания психологического контакта, начиная с процесса планирования специальных условий (мотивационная, ситуационная и пространственная организация) и заканчивая умением органичной практической реализации отдельных приемов; - навыков ролевого поведения (умение «подать себя») и развитие волевых качеств, обеспечивающих сотруднику возможность управления собственным поведением в ходе коммуникативных актов.

Несмотря на многообразие функций и решаемых служебных задач, форм, в которых реализуются коммуникативные акты, обстановочных и субъективных условий, вышеприведенные компоненты составляют ядро профессионального общения сотрудника правоохранительных органов и требуют постоянного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.