Научная статья на тему 'Коммуникативное общение в профессиональной деятельности'

Коммуникативное общение в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1371
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION / LANGUAGE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMMUNICATION / INFORMATION EXCHANGE / INTERPERSONAL SKILLS / COMMUNICATION FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полякова Татьяна Александровна, Голикова Наталья Леонидовна

В данной статье рассматривается проблема коммуникативной компетенции сотрудников полиции. Показано, что особенностью данного влияния является раскрытие сущности диалогического мышления в обществе через изучения языковых способностей сотрудника ОВД. В статье дан анализ научных изысканий о том, что процесс коммуникации основная часть всеобщей формы общения. В заключение очень подробно даны рекомендации по совершенствованию языковой компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полякова Татьяна Александровна, Голикова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of communicative competence of police officers. It is shown that the peculiarity of this influence is the disclosure of the essence of dialogic thinking in society through the study of the language abilities of an employee of the Department of Internal Affairs. The article analyzes the scientific research that the communication process is the main part of the universal form of communication. In conclusion, recommendations on the improvement of language competence are given in great detail

Текст научной работы на тему «Коммуникативное общение в профессиональной деятельности»

Коммуникативное общение в профессиональной деятельности Communicative communication in professional activities

УДК 316

Полякова Татьяна Александровна,

кандидат философских наук, преподаватель специальных дисциплин Ростовского юридического института МВД России Волгодонского филиала, 347360, Ростовская область, г. Волгодонск

Голикова Наталья Леонидовна,

капитан полиции, преподаватель специальных дисциплин Ростовского юридического института МВД России Волгодонского филиала, Ростовская область, г. Волгодонск

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коммуникативной компетенции сотрудников полиции. Показано, что особенностью данного влияния является раскрытие сущности диалогического мышления в обществе через изучения языковых способностей сотрудника ОВД. В статье дан анализ научных изысканий о том, что процесс коммуникации основная часть всеобщей формы общения. В заключение очень подробно даны рекомендации по совершенствованию языковой компетенции.

Summary: This article deals with the problem of communicative competence of police officers. It is shown that the peculiarity of this influence is the disclosure of the essence of dialogic thinking in society through the study of the language abilities of an employee of the Department of Internal Affairs. The article analyzes the scientific research that the communication process is the main part of the universal form of communication. In conclusion, recommendations on the improvement of language competence are given in great detail.

Ключевые слова: общение, языковая компетенция, коммуникативное общение, обмен информацией, коммуникабельность, функция общения.

Keywords: communication, language competence, communicative communication, information exchange, interpersonal skills, communication function.

Общение является трудным многогранным процессом установления и становления контактов между людьми. Оно включает в себя: восприятие, осознание, взаимодействие. [4х.297].Общение исполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. На значимость этого процесса непрерывно обращается внимание в разных

нормативных документах ОВД. Ежедневное действие сотрудников полиции проходят под пристальным взглядом общественности. Сотрудник полиции должен быть тактичным, почтительным и коммуникабельным, от этих качеств зависит результат труда. Характеризуя правоохранительную деятельность, которая является основным видом работы сотрудников органов внутренних дел, лингвисты отмечают, что она является коммуникативной и гуманистической по своей сути. Помимо этого нужно рассматривать то, что речевые действия сотрудников ОВД достаточно стандартизированы. Они имеют ряд особенностей. Эти особенности предусматривают высокий уровень коммуникативной культуры работников органов внутренних дел, составляющими которой является определенная общность умений и знаний, обеспечивающих результативное протекание речевого процесса. Способность работников органов внутренних дел устанавливать, поддерживать и развивать нужные контакты с другими людьми, продуктивно сотрудничать, тактично вести себя в конфликтных ситуациях - это высокопрофессиональный навык. От этого во многом зависит образ и авторитет органов внутренних дел. [5.с.164]. Уровень коммуникативной компетенции сотрудников ОВД находится в прямой зависимости от их всеобщего становления, культуры, широты мировидения, наличия разносторонних познаний, сформированной определенных моральных тезисов. Одной из важнейших языковых особенностей общения в органах внутренних дел является высокопрофессиональная целенаправленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших правонарушения, свидетелей, потерпевших и других, то есть существует определенная структура общения. Со стороны правоохранителей это установление истины, а со стороны правонарушителей сокрытие обстоятельств правонарушения, тяготение избежать ответственности, дать ложную информацию. Характерной спецификой общения полицейских при таких условиях является соблюдение закона. Гражданин, обращаясь к стражу порядка, ждет, что его выслушают и помогут в решении его проблем. Умение выслушивать человека помогает работнику расположить его к себе, снизит коммуникативный барьер. [5.с.188] Нужно помнить, что полицейский общается не только потому, что его волнует данный человек, а для того, чтобы в некоторых случаях изменить его позицию. И именно процесс коммуникации позволяет добиться нужных результатов. Поэтому, главной комбинированный частью профессионального мастерства сотрудников ОВД, является успешность реализации возложенных на них функций, применения навыков профессионального общения, знание устанавливать коммуникативный контакт с гражданами при решении оперативно — служебных задач. Установление контакта является

целеустремленная, планируемая действие по созданию условий, обеспечивающих становление навыков общения работника. Речевой контакт, устанавливаемый полицеским с гражданами при решении оперативно-служебных задач, является главным параметром оперативно-служебной деятельности и значительно отличается от языковых контактов, которые устанавливаются между людьми в повседневной жизни. Главное различие, состоит в том, что удачное достижение коммуникативного контакта неразрывно связано с приобретением главной информации и изменением поведения граждан в диапазоне от противодействия к содействию и сотрудничеству. Средства общения - это орудие умственного и физического труда. Они делятся на: а) умственные, под ними следует понимать, как имманентные свойства субъекта; б) языковые средства представляют собой речь субъекта, по средствам которой он осуществляет познавательную действие и взаимодействие с людьми; в) динамические (поведенческие) средства — это колоритные движения тела человека, среди них различают мимику, жестикуляцию и пантомимист; г) предметно-знаковые средства представляют собой физические объекты, которые несут определенную семантическую (смысловую) нагрузку. К ним относятся: рисунки, письмо и технические средства.

Предмет общения следует понимать, как физические и безупречные источники информации, которые применяются в доказательствах по уголовным делам, а также явления, события, состояние людей и пророческой, используемых в расследовании правонарушений. Итог общения следует понимать в широком плане как всякое метаморфоза в физической и общественной среде, которая появляется в итоге взаимодействия. В деятельности сотрудников правоохранительных органов применение языковых средств общения играет значимую роль. От знания положительно формулировать свои мысли, грамотно их высказывать во время непосредственного общения, составления различного род доку ментов зависит производительность служебной деятельности работников.[4.с.311] Как показывает практика, все функции работников органов внутренних дел в силу специфики служебной деятельности реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с людьми. Итоги изысканий показывают, что до 40% служебного времени работником полиции тратится на оформление деловой документации. Отсюда следует, что всякий работник полиции, обязан владеть высокой культурой общения, коммуникативными способностями, развитыми в хорошей мере, потому что их неимение будут негативно влиять на производительность выполнения им оперативно-служебных задач. Исполняя свои повседневные обязанности, работник полиции также общается с разными категориями должностных лиц, начальниками разного

статуса, гражданами, правонарушителями. Обзор профессиональной деятельности показывает, что все действия работника характеризуются высоким многообразием, сопровождаются большинством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, характеризуются стремительной сменой событий, разнообразием исполняемых действий. Проведенные исследования указывают на необходимо повышать профессиональное мастерство работников полиции средствами речевой подготовки. Одним из путей решения сложившейся задачи является образование и становление у работников таких главных качеств, как коммуникативная компетентность и культура общения. Как показывает практика положительный результат в деятельности работника зависит на 80-85% от его коммуникативной компетентности и только на 15-20% определяется уровнем профессиональной подготовки по специальности. Коммуникативная компетентность обеспечивает результативное общение, реализуя языковые стратегии за счет вербальных и невербальных действий. Результативное построение языкового процесса зависит от некоторой общности умений, знаний и навыков, т.е. коммуникативных способностей. Хорошо развитые коммуникативные способности одобрительно влияют на общественное взаимодействие в совокупности, т.е. на общение. [4.с.328] В процессе оперативно-служебной деятельности ежедневное взаимодействие сотрудников ОВД друг с другом, содействует в полной мере образованию разных мастерски-главных качеств. Тем не менее, как показывает практика, работников, умеющих психологически грамотно строить диалог не так уж много. Весь работник, реализуя свою действие в служебном коллективе, обязан уметь организовать информационный обмен, координировать свою действие с другими работниками, определять межличностные позиции. От умения коммуникационных причин раздоров, знания вести переговоры, зависит результативность работы работника не только в служебном коллективе, но и в процессе оперативно-служебной деятельности. Таким образом, процессы коммуникации играют значимую роль в деятельности работника правоохранительных органов. В связи с этим к коммуникативной компетентности личного состава органа внутренних дел рационально предъявлять определенные требования. Так, целый комплект коммуникативных качеств обязан иметь в своем арсенале следователь, оперуполномоченный, начальник органа внутренних дел для удачного выполнения возложенных на всего из них задач. Участковый уполномоченный должен иметь довольно широкий комплект ролевых позиций при коммуникативном общении не только в служебном коллективе, но и в процессе оперативно-служебной деятельности. Как показывает практика, ярус коммуникативной компетентности всякого начальника влияет на триумф деятельности вверенного ему коллектива. Неимение

познаний и навыков в этой области порождает у начальников подразделений ОВД ошибки при управлении личным составом, которые ведут, в свою очередь, к дополнительной психологической напряженности в коллективе и снижению результативности профессиональной деятельности подразделения в совокупности. Следственно оптимизация коммуникативной компетентности и культуры общения работников ОВД являются одним из особенно востребованных и давным-давно назревших направлений служебной деятельности. Выходит, в современных условиях деятельности органов правопорядка животрепещуще нужно возрастание мастерски-психологической подготовки работников, в том числе в области организации профессиональных контактов. Для удачного осуществления общения и ведения переговоров работникам правоохранительных органов необходима целеустремленная особая и психологическая подготовка, которая в свою очередь бесспорно повысит качество и производительность деятельности правоохранительных органов. В завершении хотелось бы сформулировать некоторые фактические рекомендации для совершенствования сотрудничества и работы с людьми работникам правоохранительных органов. В связи с этим уместно обратить внимание на становление следующих коммуникаций: во-первых, развивайте знание слушать; во-вторых, умение не настаивать; в-третьих, применять невербальный язык. Правда, сотрудники полиции зачастую влияют на обстановку, направляя разговор в необходимое русло, отличнее не решать что-то незамедлительно. То, что кажется неважным, зачастую содержит крупицы главной информации. Помимо того, неизменно людям, которые хотели бы побеседовать с сотрудниками ОВД, хватает уверенности в себе. Зачастую они беспокоятся, пытаясь что-то рассказать полиции. Если коллега обрывает их, они могут оставить значимую информацию при себе. Главное рассматривать и тот факт, что гражданин, с которым вы сегодня говорите, может завтра прийти Вам на помощь. При разговоре обратите внимание на свою позу. Бывают моменты, когда-то, что Вы только услышали вызывать необдуманное примечание. Комментарии в таких случаях могут привести к тому, что собеседник займет фортификационную либо враждебную позицию, либо совсем может замолкнуть. В любом случае с этого момента Вы не получите огромнее пригодной информации. Также для становления коммуникативных способностей дозволено применять особый «тренинг коммуникативной компетентности» и другие сходственные этому тренинги, которые дозволяет развить навыки делового общения и коммуникативной компетентности работников органов внутренних дел. Таким образом, ораторское мастерство сотрудника полиции развивается за счет целеустремленных мероприятий по речевому обеспечению, позволяют повысить коммуникативную компетентность и

усовершенствовать результативность их деятельности. Возрастание мастерски-коммуникативной культуры дозволит полицейскому стать независимым и свободным субъектом профессиональной деятельности, способным мотивировать свои поступки, быть ответственным за итоги своих действий, исследовать процесс взаимодействия и предсказывать его итоги, принимать и понимать поступки субъектов общения. Процесс образования мастерски-коммуникативной культуры должен строиться на основе обзора и интерпретации профессионального и межличностного общения и его допустимых последствий. Возрастание интереса к коммуникативной компетентности у работников ОВД приобретает в текущее время специальное значение, и для удачного решения этой задачи нужна систематическая, целеустремленная особая речевая подготовка.

Список использованной литературы

1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. — Ростов н / д: Деникс, 2015. — 249с.

2. Полищук Д.А. Психологические особенности общения при допросе // Прокурорская и следовательская практика. — 2012.

3. Родомская И.П. Особенности коммуникативной подготовки в подразделениях ОВД. // Честь и закон. — 2005. — №4.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л.,Кикоть В.Я.,Эриашвили Н.Д. Юридическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 479 с.

5. Родин В.Ф., Грошев И.В., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д. и др. Психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 303 с.

6. Цветков В.Л. Психология конфликта. —М:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.