Научная статья на тему 'Особенности профессиональной поликультурной компетентности сотрудников ОВД'

Особенности профессиональной поликультурной компетентности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1969
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНЫЕ СФЕРЫ / КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PROFESSIONAL MULTICULTURAL COMPETENCE / SPECIFIC FEATURES / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / SUBJECT SPHERES / CONTEXT OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селин Борис Николаевич

В статье рассматриваются специфические особенности профессиональной поликультурной компетентности сотрудников ведущих служб органов внутренних дел России. Приведена классификация и анализ субъектных сфер поликультурного влияния сотрудников ОВД в процессе выполнения служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Militia Officers'' Professional Multicultural Competence

The article deals with specific features of professional multicultural competence of militia officers serving at the leading law enforcement agencies. The classification and analysis for subject spheres of multicultural influence while under the discharging of service functions are also considered.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной поликультурной компетентности сотрудников ОВД»

турной общности понимать носителя иного языкового образа мира. Понять какую-нибудь фразу или текст означает, пропустив ее через свой тезаурус, соотнести со своими знаниями и найти соответствующее ее содержанию место в картине мира.

1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 396 с.

2. АрутюноваН. Д. Введение // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М., 1999. С. 3-25.

3. Люшер М. Цвет вашего характера. URL: http:// www.koob.ru/lusher/cvet_vashego_haraktera (дата обращения: 25.01.2010).

4. Петренко В. Ф. Основы психосеманшки. М., 1997. 400 с.

5. Гак В. Г. Языковая личность // Язык, культура, человек. М., 2001. С. 54-68.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Б. Н. Селин

В статье рассматриваются специфические особенности профессиональной поликультурной компетентности сотрудников ведущих служб органов внутренних дел России. Приведена классификация и анализ субъектных сфер поли-культурного влияния сотрудников ОВД в процессе выполнения служебных обязанностей.

Ключевые слова: профессиональная поликультурная компетентность, специфические особенности, поликультурная среда, субъектные сферы, контекст взаимодействия.

Модернизация системы правоохранительных органов в Российской Федерации, целью которой является приведение органов внутренних дел МВД России в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, обострила проблему качества профессиональной подготовки специалистов для правоохранительных органов в соответствии с требованиями времени.

Современная социально-экономическая обстановка в России характеризуется ростом напряженности во взаимоотношениях представителей различных рас, народов, этносов, субкультурных групп населения. В условиях экономического кризиса, значительного социального расслоения общества, недостаточно ясно сформулированной молодежной политики государства и проработки нормативно-законодательной базы возрастают угрозы межэтнических конфликтов, межнационального и молодежного экстремизма, терроризма, проявления ксенофобии, возникновения националистических настроений, формирования новых молодежных субкультур, зачастую протестного характера, что в целом является питательной почвой для насаждения преступных ценностей. Поэтому на первый план борьбы с преступностью выходят проблемы профилактики преступлений, мотивируемых межнациональными, межкультурными и субкультурными противоречиями.

Это выдвигает на передний план в подготовке специалиста органов внутренних дел проблему формирова-

ния особого вида компетентности - профессиональной поликультурной компетентности.

Будущим специалистам ОВД России особенно важно уметь взаимодействовать с различными субъектами профессионального воздействия, правильно понимать поликультурное разнообразие общества, быть толерантным к его представителям, уметь утверждать своей деятельностью и поведением культурное многообразие в обществе, осуществлять воспитательное воздействие на поликультурные субъекты среды своей профессиональной деятельности.

Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции [1]. Поэтому проблему формирования профессиональной поликультурной компетентности специалистов ОВД следует решать, учитывая характер и особенности профессиональной деятельности в условиях поликультурного окружения. В данной работе мы анализируем специфические особенности деятельности в условиях поликультурной среды ведущих специалистов органов внутренних дел: участковых уполномоченных милиции, оперуполномоченных уголовного розыска и следователей.

Первая особенность поликультурной компетентности сотрудников МВД России связана с нормативноправовой регламентацией их деятельности в процессе работы с многокультурным окружением. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что характер деятельности всех сотрудников органов внутренних дел нормативно ограничен рамками соответствующих законов, особенности работы сотрудников милиции в условиях поликультурной среды не нашли ясного толкования в основных правовых актах. Так, например, в Приказе МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» [2], являющегося основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим работу данных специалистов, указано, что он должен «знать население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения», но не указываются особенности взаимодействия с субкультурными слоями общества. В качестве нормативно-правовой основы деятельности оперуполномоченных уголовного розыска применяется Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], в котором отражается закрепленный Конституцией принцип равенства граждан перед законом - «.. .гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий», но ничего не говорится о взаимодействии сотрудников с субъектами поликультурной среды.

Универсальной нормативной базой, в соответствии с которой регулируются поликультурные отношения всех сотрудников органов внутренних дел, является Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [4]. Одним из принципов,

положенных в основу настоящего Кодекса, является принцип толерантности, под которым понимается уважительное, терпимое отношение к людям с учетом социальноисторических, религиозных, этнических традиций и обычаев. Сотруднику ОВД рекомендуется избегать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Вторая особенность профессиональной поликуль-турной компетентности сотрудников ОВД связана с субъектным составом поликулътурной среды, который мы рассматриваем как совокупность физических лиц. групп лиц и отдельных специалистов, участвующие во взаимодействии в условиях поликулътурной среды, разнонаправленно воздействующих друг на друга, исходя из особенностей собственного мироощущения, традиций, обычаев, стереотипов восприятия, ценностных и нормативных установок, уровня правосознания.

В зависимости от интенсивности и культуроемкости взаимодействия сотрудников ОВД с другими субъектами поликультурной среды, мы классифицировали субъектные сферы поликультурного влияния на:

1) индивидуальные и коллективные субъекты некриминальной и докриминальной направленности;

2) коллективные субъекты некриминальной формы организации;

3) индивидуальных и групповых участников криминальной направленности;

4) внутриведомственные субъекты.

В соответствии с данной классификацией, наиболее насыщенно поликультурное взаимодействие участкового уполномоченного милиции проявляется при осуществлении работы с отдельными лицами и различными группами населением административного участка (представителями различных этнокультурных, религиозных, возрастных, гендерных сообществ); стихийными группами лиц, объединенными по интересам (субкультурными молодежными и иными объединениями некриминального толка). Эти субъекты и составляют первую сферу поликультурной среды специалиста ОВД.

Вторая сфера поликультурной среды характеризуется наличием на вверенной территории общественных или неправительственных организаций и объединений лиц, организованных по принципу национальной, конфессиональной, возрастной, гендерной и некриминальной субкультурной принадлежности (национальные культурные центры, религиозно-образовательные учреждения, центры досуга, общества инвалидов, ветеранов, молодежные клубы, волонтерские организации и т. д.); организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность населения административного участка (органы здравоохранения, образования, культурно-досуговые, спортивные, предприятия ЖКХ, торговли и бытового обслуживания и др.); а также муниципальных органов власти и управления, в ведении которых находятся проблемы межнациональных, межконфессиональных отношений, вопросы молодежной политики, организации досуга всего населения и особенно молодежи, социальной поддержки и т. д.

К третьей сфере субъектов поликультурной среды участкового уполномоченного милиции мы относим взаимодействие с лицами асоциального поведения и представителями криминальной субкультуры (субъекты, представляющие оперативный интерес; лица, освободившиеся из мест заключения; лица, условно осужденные по приговору суда или имеющие ограничения, не связанные с лишением свободы и т. д.).

Четвертую сферу поликультурной среды участкового уполномоченного милиции составляют различные ведомственные службы, сотрудники которых являются представителями различных национальностей, этносов, возрастных групп, выполняют различные социальнопрофессиональные роли - милиция общественной безопасности, криминальная милиция, а также специалисты иных правоохранительных органов - Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы по контролю за распространением наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

У следователей первая сфера поликультурной среды составляет один из интенсивных контуров взаимодействия, так как в процессе выполнения профессиональных задач следователь сталкивается с гражданами, относящимися к различным этнокультурным, конфессиональным, гендерно-возрастным, субкультурным группам. Второй, менее насыщенной сферой, выступают общественные организации и объединения лиц с определяющими их признаками указанными выше, и обладающие процессуально-значимой информацией. Третья, самая насыщенная сфера поликультурной среды следователя, включает в себя участников уголовного процесса (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, специалистов, экспертов, прокурора, судей-и др.), представляющая многокультурное общество и специфичный срез криминальной субкультуры. Четвертую сферу образуют внутриведомственные субъекты (криминалисты, участковые уполномоченные милиции, оперуполномоченные уголовного розыска и др.), принадлежащие к различным этнокультурным и профессионально-ролевым группам.

У оперуполномоченных уголовного розыска самую насыщенную сферу поликультурной среды составляют физические лица, потенциально обладающие оперативно значимой информацией (представители различных этнонациональных, религиозных, возрастных, гендерных, субкультурных общностей людей). Вторую сферу образуют общественные объединения, обладающие оперативно значимой информацией. В третью сферу входят фигуранты по уголовным делам (подозреваемые), а также иные лица, представляющие интерес для следствия (субъекты некриминальной, докриминальной и криминальной среды). В четвертую сферу включаются субъекты внутриведомственного взаимодействия (следователи, участковые оперуполномоченные милиции, криминалисты, специалисты и др.).

Третья особенность поликультурной компетентности сотрудников ОВД связана с доминирующими стратегиями осуществления поликультурного взаимодействия субъектов. Стратегия определяет ориентацию субъектов по отношению к реализации интересов и по-

требностей партнеров по взаимодействию в условиях поликультурной среды. Стратегия осуществления по-ликулътурного взаимодействия субъектов в условиях поликультурной среды определяется тремя парадигмами: а) добиваться максимальной пользы лично для себя, реализации своих интересов и потребностей за счет манипулирования поведением и действиями других людей; б) добиваться взаимной выгоды участников взаимодействия, но в ущерб общественным или профессиональным интересам; в) основывать свои действия на духовных принципах, стремиться реализовать широкие социальные интересы и потребности и на этой основе свои личные и всех участников взаимодействия [5, с. 86]. Сущность профессиональной деятельности сотрудников ОВД предполагает применение разных стратегий взаимодействия в условиях поликультурного окружения: взаимовыгодного сотрудничества по отношению к своим сотрудникам и сотрудникам взаимодействующих служб, потерпевшим, различным категориям и группам законопослушного населения и общественным организациям, с одной стороны, и при необходимости манипуля-тивного взаимодействия с лицами, как проявляющими признаки девиантного и асоциального поведения, так и совершившими преступление - с другой.

Следующая характеристика поликультурной компетентности сотрудников ОВД связана со способами реализации поликультурного взаимодействия, которые наиболее емко и полно отражаются в поведении субъектов, поэтому в качестве четвертой особенности мы выделяем основные типы поведения субъектов в поликультурной среде. Согласно общепринятой концепции поведения личности в ситуациях конфликта [6], выделяют пять ее типов: соревнование, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. Изучение поведения сотрудников ОВД в поликультурных ситуациях профессионального взаимодействия выявило в дополнение к вышеупомянутым такие типы поведения, как диалоговое общение, содействие, взаимообучение, взаимоконтроль, противодействие, противоборство, конфронтация. Было установлено, что способ поведения субъектов при взаимодействии в поликультурной среде детерминируется уровнем развития их поликультурной компетентности, сложившимися отношениями между субъектами и выбранными стратегиями поведения, которые определяются предметными и интерактивными целями деятельности.

Пятая особенность поликультурной компетентности сотрудников МВД России связана с контекстом сфер реализации поликультурного взаимодействия. Под контекстом реализации поликультурного взаимодействия понимаются все события, предшествовавшие моменту его осуществления и повлиявшие определенным образом на его характер, динамику, эффективность. В качестве контекста взаимодействия следует рассматривать также сложившиеся ранее межличностные отношения между его участниками, нормы поведения, предубеждения, стереотипность мышления, традиции, ритуалы, способы вербальной и невербальной коммуникации, характерные для субъектов коммуникации, а также качества личности субъектов, которые прямо или косвенно влияют на направленность и характер взаимодействия.

Так, участковому уполномоченному милиции приходится в основном выстраивать активные профессиональные взаимоотношения с субъектами, как правило, хорошо его знающими. Успех его работы в условиях поликультурного окружения определяется, прежде всего, авторитетом в глазах населения, который можно завоевать, учитывая, в том числе, и этнокультурные, гендерно-возрастные, демографические, субкультурные особенности местного населения, многокультурный состав образовательных учреждений. Немаловажную роль играют прочные знания в области социальных страт общества. Авторитет населения позволяет участковому уполномоченному милиции осуществлять свою деятельность, используя различные формы поведения - от сочувствия и взаимопомощи, до противодействия и конфронтации. Эффективность форм поведения сотрудника зависит не только от знания соответствующей нормативно-правовой базы, но и в большей степени от эмоционального настроя, проявления эмпатийных способностей, толерантного и непредвзятого отношения к окружающим, навыков предупреждения и противодействия конфликтам различной степени и причинности. В ходе подготовки участковых уполномоченных милиции особое внимание следует уделять формированию этнокультурных и субкультурных знаний и умений, умений завоевывать и поддерживать авторитет у различных слоев населения, коммуникативных и перцептивных умений и навыков, педагогических способностей, способностей располагать к себе людей, вызывать у них доверие.

Хотя профилактическая работа отражена в должностных обязанностях всех специалистов органов внутренних дел, по объему и приоритетности этот вид деятельности наиболее полно проявляется у участковых уполномоченных милиции [7, с. 146]. В отношении поликультурной сферы деятельности профилактическая работа участковых уполномоченных, как показало наше исследование, направлена преимущественно на предупреждение молодежной преступности и актов асоциального поведения, на работу с молодежными субкультурами некриминальной или околокриминальной направленности. В связи с этим знание сущности основных направлений субкультурной деятельности молодежи и иных групп населения, причин их возникновения, форм организации, особенностей функционирования, влияния на общественное сознание помогает сотрудникам органов внутренних дел выстроить технологию взаимодействия при выполнении ими своих функциональных обязанностей на основе гуманистического, личностно-деятельностного подходов, на основе уважения прав человека, понимания и принятия иного образа мыслей, мироощущений, терпимости и уважения.

Особенность профессиональных взаимоотношений оперуполномоченного уголовного розыска со свидетелями, понятыми, подозреваемыми в совершении преступления состоит в том, что они происходят, как правило, с незнакомыми людьми, т. е. с субъектами, с которыми у него до взаимодействия не сложилось никаких межличностных отношений. Другой особенностью профессионального взаимодействия оперуполномоченного уголовного розыска является интенсивная межличност-

ная коммуникация с асоциальными и криминальными личностями. Вследствие нормативно закрепленных временных ограничений взаимоотношения носят весьма непродолжительный характер. Поэтому эффективность взаимодействия в решающей мере зависит от умений оперуполномоченного выстраивать эти отношения по ходу общения, от умений и навыков установления и поддержания психологического контакта, от уровня развития перцептивной и коммуникативной компетентности, от умения формировать имидж.

Действительно, одной из ведущих особенностей профессиональной деятельности оперуполномоченного уголовного розыска является активное профессиональное общение. Статистические данные указывают на то, что межличностная коммуникация - общение со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, беседы с экспертами, дача показаний в суде и т. д. - занимают около 40% времени у специалистов данной категории. Еще 35% времени отдается оперативно-розыскным мероприятиям и следственным действиям, также связанным с общением [8, с. 56]. Особенностью профессиональной коммуникации оперуполномоченного уголовного розыска в поликультурной среде является то, что общение носит вынужденный и ролевой характер [9, с. 16]. Ситуации профессиональной коммуникации в любых условиях, включая условия поликультурного окружения, имеют вынужденный характер как для субъектов его профессионального действия, так и для самого оперативного уполномоченного. С одной стороны, субъекты поликультурной среды вынуждены общаться с представителями ОВД, с другой стороны, сотруднику милиции может быть неприятен или антипатичен собеседник, но он обязан по долгу службы осуществлять взаимодействие. Ролевой характер межличностной коммуникации оперативного работника, как представителя государственной службы, предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Социальная роль профессиональной межличностной коммуникации специалистов данной категории отличается такими характеристиками, как нормативная регламентация, вынужденность, ответственность и пр. В нашем случае интерес представляют такие ситуативные ролевые позиции, которые характерны для профессиональной поликультурной коммуникации: роли подчиненного и руководителя, партнера и соперника, ведущего и ведомого. В соответствии с этим, как показывает экспертный анализ, формирование профессиональной поликультурной компетентности оперативного уполномоченного является действенным, если данный специалист владеет устойчивыми навыками вербальной и невербальной коммуникации, для которой характерно соблюдение правил приличия, принятых в культуре собеседника; понимает жесты, мимику, поведение собеседника, вызванные особенностями этнокультурных или субкультурных норм общения с представителями властных структур, лицами противоположного пола, старшими и младшими по возрасту; придерживается нейтральных тем в разговоре с представителями иной этнокультурной или субкультурной группы; избегает употребления фразеологических и сложных лексических оборотов,

которые несут дополнительную смысловую нагрузку и могут трактоваться двояко; не употребляют лексику, которая оскорбляет национальные или религиозные чувства собеседника, и т. д.

Взаимодействие с представителями докриминаль-ной и криминальной среды, как показывает экспертный опрос, эффективно, если оперуполномоченный владеет знаниями о структуре и деятельности криминальных сообществ (уголовной субкультуры), знает «табель о рангах» уголовной субкультуры, ее «ценности» и традиции, умеет адекватно декодировать формы вербальной и невербальной коммуникации представителей уголовного мира, с одной стороны, и обладает высокой степенью профессиональной идентичности, с другой стороны. Поэтому процесс формирования профессиональной поликультурной компетентности оперуполномоченных уголовного розыска должен включать в себя, прежде всего, изучение теоретических аспектов деликтно-криминальной субкультуры и овладение практическими приемами установления и поддержания психологического и вербального контакта с субъектами данной среды, что помогает будущим специалистам органов внутренних дел понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и внутренние вопросы воспроизводства преступности, понять способы воздействия представителей уголовной субкультуры на криминализацию всего общества и особенно молодежной среды, усвоить методы педагогического воздействия на представителей субкультурной среды и освоить методы эффективной работы с данной категорией граждан на основе гуманистических принципов толерантности и уважения человеческого достоинства, с опорой на нормативно-правовую регламентацию своей профессиональной деятельности.

Субъектами профессионального поликультурного действия следователей на этапах предварительного и судебного следствия выступают, как было установлено ранее, такие участники уголовного процесса, как потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, свидетели, эксперты, прокурор, судьи, адвокаты, представляющие широкий спектр этнокультур и специфичный срез профессионально-правовой и криминальной субкультур. Особенностью взаимодействия следователя с данными субъектами является относительно продолжительная длительность, обусловленная нормативно закрепленными временными рамками. Успех взаимодействия в решающей мере зависит от умения следователя устанавливать и поддерживать психологический контакт с субъектами, добиваться доверия, что вызывает необходимость освоения умения выстраивать доверительные отношения на уровне психических состояний. А в отношении поликультурной среды это требует наличия, прежде всего, устойчивых теоретических знаний в области общей и юридической психологии, практических умений и навыков адекватного восприятия ситуаций общения с представителями различных этнокультурных, религиозных, субкультурных групп населения, вызванных особенностями их социально-бытовых норм поведения и культурных ценностей; использования этнокультурного и субкультурного опыта собеседников для расширения соб-

ственного кругозора и расширения сферы применения этого опыта для нормативно обусловленного профессионального поликультурного взаимодействия; способности понимать партнеров по поликультурному общению, и цели и мотивы их поступков; способность и желание осуществлять взаимодействие с представителями поли-культурной среды; способность отстаивать свою точку зрения ненасильственными, толерантными методами убеждения; способность прогнозировать межличностные события, знать приемы общения, способствующие формированию доверительных отношений между партнерами поликультурного взаимодействия; способность избегать и преодолевать конфликты в общении.

В служебной деятельности следователя существенное значение приобретают знания криминальной среды, особенности организации и функционирования субкультурной страты уголовного сообщества, криминальные «ценности» и атрибуты уголовной субкультуры, опыт взаимодействия с ее представителями, который имеет ярко выраженную нормативную регламентацию [10, с. 144]. Анализ данного вида взаимодействия показывает, что успешность его осуществления напрямую зависит от уровня теоретической поликультурной подготовки и практических навыков взаимодействия с элементами криминальной субкультуры, степени психологической устойчивости, уровня правосознания следователя, так как деятельность специалиста осуществляется в условиях активного противоборства заинтересованных сторон. Специфика общения следователя с субъектами профессионального действия, таким образом, имеет конфликтную природу, которая характеризуется определенной психической напряженностью, а в ряде случаев повышенным уровнем тревожности. Особое значение при осуществлении следственных действий в отношении представителей различных этнокультурных групп приобретает соблюдение норм этикета, ровное, доброжелательное и деловое общение. Эти знания, навыки и опыт, являются необходимой предпосылкой успешности выполнения следователем своих профессиональных обязанностей.

В ходе формирования профессиональной поликультурной компетентности следователя следует обратить особое внимание на особенности личности субъектов профессионального действия - представителей докрими-нальных и криминальных субкультур: отрицательные привычки, навыки, характерологические компоненты, развитые под воздействием отрицательного образа жизни, окружения, жизненных установок, стереотипов поведения; особенности ее воспитания, образования, обучения для выявления причин появления социально-психологических дефектов, а также для определения тактики и выбора методов и приемов нормативного и педагогического воздействия на нее. Другими словами, следователя необходимо также готовить к действиям, выражающимся в сборе дополнительных сведений о личности, о ее социокультурном окружении, о вероятных способах противодействия обвиняемого, вызванных, например, такими этнокультурными особенностями, как:

- боязнь порицания со стороны соплеменников или членов группы;

- преобладание коллективного мнения или ценностей над личными;

- соблюдения принципа невыдачи своих сообщников;

- проявление гибкости поведения, выражающейся в имитации подчинения требованиям в условиях реальной опасности;

- страх перед угрозой кровной мести и пр.

Как показывает экспертный анализ, эти действия следователя превышают по объему и сущности необходимые для расследования совершенного преступления тактические задачи, но отражают суть сверхнормативной деятельности, необходимой для взаимодействия с представителями поликультурной среды.

Выделение данных особенностей позволяет осуществить дифференцированный междисциплинарный подход при проектировании содержания и технологии формирования профессиональной поликультурной компетентности различных специалистов в условиях образовательной деятельности в вузах МВД России, что в конечном итоге позволяет развить у будущих специалистов ОВД способности понимать партнеров по поликультурному общению, их цели и мотивы поступков; способности и желание осуществлять взаимодействие с представителями поликультурной среды; умения отстаивать свою точку зрения ненасильственными, толерантными методами убеждения; способности прогнозировать межличностные события, знать приемы общения, способствующие формированию доверительных отношений между субъектами поликультурного взаимодействия; способности избегать и преодолевать конфликты в рамках нормативной и вненормативной деятельности.

1. О милиции : Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 : в ред. федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ф3 //Рос. газета. 2009. 31 дек.

2. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции : приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 //Рос. газета. 2002. 27 нояб.

3. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ : в ред. федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 : с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2010 г. // Рос. газета. 2008. 30 дек.

4. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г № 1138. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Орлова Э. А. Технология социального взаимодействия, проблемы культурной политики // Ориентиры культурной политики. 1996. № 11. С. 24-29.

6. Томсон П. Самоучитель общения / пер. с англ. СПб., 2001. 256 с.

7. Курбатов В. И. Юридическая психология : учебное пособие, М.-Ростов н/Д, 2007. 454 с.

8. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997. 321 с.

9. Аврамцев В. В. Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений ОВД : практическое пособие. М., 2008. 144 с.

10. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности : учебное пособие, М., 2006. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.