СУБКУЛЬТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
SUB-CULTURAL AND LINGUISTIC COMPONENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION IN A POLICE OFFICER
УДК 378
Б.Н. СЕЛИН,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
B.N. SELIN,
candidate of pedagogical science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
В.И. КОВАЛЕНКО,
доктор педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.I. KOVALENKO,
doctor of pedagogical science,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье раскрывается актуальность формирования поликультурной компетентности сотрудников полиции, способствующей более эффективному выполнению обязанностей в поликультурной среде. Авторы раскрывают сущность и содержание этой компетентности, а также сущность поликультурного взаимодействия сотрудников полиции с субъектами поликультурного социума. Приведен анализ субкультурных образований молодежи, оказывающих влияние на правосознание населения. Авторы рассматривают тенденции воздействия лингвистического компонента этнических криминальных группировок как способа противодействия правоохранительным органам России.
Ключевые слова: сотрудники полиции, поликультурное взаимодействие, поликультурная среда, поликультурная компетентность, субкультура, субкультурно-лингвистический компонент, этническая криминальная группа.
Abstract: the article deals with the actuality of multi-cultural competence formation in police officers which promote the more efficient fulfillment of their functions in multi-cultural environment. The authors point out the essence and composition of this competence, as well as the essence of multi-cultural interaction between police officers and subjects of multi-cultural strata. The sub-cultural element of multi-cultural competence affecting the legal perception of the community is also emphasized. The authors investigate the tendencies of linguistic component influence of ethnic criminal groups as a means of combating to law enforcement authorities of Russia.
Keywords: police officers, multi-cultural interaction, multi-cultural environment, multi-cultural competence, sub-culture, sub-cultural and linguistic component, ethnic criminal group.
Одной из особенностей современной системы высшего образования в России и за рубежом является ориентация на подготовку специалистов к эффективному выполнению профессиональных задач в поликультурной среде. Для этой среды характерно ярко выраженное культурное многообразие, необходимость толерантного отношения к этому многообразию и наличие способности к поведению, сообразному условиям межкультурной коммуникации, интеграции и глобализации современного общества.
Провал практической плоскости реализации мультикультурности, прежде всего в западноевропейских странах, осознание несостоятельности идей создания единого общеевропейского «котла» народов, в которых успешно ассимилируются этносы с полярными по отношению к доминирующим нациям культурными, языковыми, конфессиональными и т.д. особенностями, вызывают необходимость существенной модернизации всей концепции социального взаимодействия этих миров.
Мы поддерживаем справедливую оценку А. Винниковым современного состояния проблем, связанных с многонациональной средой в нашей стране, который отмечает, что «Россия берет на вооружение концепцию не мультикультурализма, а поликультурности - поддержания «плавучести» исходных культурных ценностей при однозначном доминировании принятых в качестве определяющих ценностей базовой культуры» [2, с. 26].
Система профессионального образования специалистов органов внутренних дел предполагает диверсификацию подготовки, в которой значительная роль отводится формированию особого пласта знаний, умений, выработки универсальных способов взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности, несущих признаки различных культур, этно-национальных характеров, конфессий, субкультур, имеющих принадлежность к многообразным нетрадиционным сообществам, обладающих разнообразными лингвистическими мирами, владеющих различными способами коммуникации и т.д.
Эта проблема, особенно в последнее время, также усугубляется процессами, связанными с существенными изменениями в расстановке сил на мировой арене, ростом нестабильности во многих странах и даже регионах, значительным ростом угроз экстремистской, националистической и террористической направленности, которые являются причиной невиданного ранее размаха миграционных проблем, охвативших Европу, Ближний Восток и Северную Африку, что, несомненно, влияет и на состояние общественной безопасности в России как неотъемлемой части глобального мира. Все эти явления, и, соответственно, многогранность и полисубъектность среды деятельности сотрудников полиции вызывают необходимость формирования
в процессе профессионального образования в образовательных организациях МВД России полноценных знаний о поликультурной среде; способности выявлять факторы этой среды и мысленно воссоздавать поликультурные ценности участников диалога. На наш взгляд, это позволит сотрудникам полиции полностью осознавать мотивы, установки и стереотипы партнеров по взаимодействию, влияющие на их правосознание; критическое отношение к поликультурным реалиям.
Логика нашего исследования состоит в поэтапном осмыслении таких феноменов, как поликультурное взаимодействие, сущность и содержание поликультурной компетентности сотрудников полиции, в анализе субкультурных слоев общества и их влияния на формирование правосознания субъектов поликультурного диалога. Такая логика позволяет выделить разнообразие идей, которые подводят нас к теоретическому осмыслению и практической реализации процесса формирования поликультурной компетентности, и выяснению их значения для профессиональной деятельности сотрудников полиции в России.
Как отмечает ряд ученых (А.А. Бодалев, Л.М. Горбунов, М.С. Каган, Т. Парсонс и др.), процессы взаимного влияния людей друг на друга могут быть разновеликими и полифакторными. Это обусловлено причинно-следственными связями (Г.А. Андреева и др.) и деятельностным характером любой формы взаимодействия (С.Л. Рубинштейн). Процессы воздействия субъектов друг на друга могут иметь двунаправленную природу - на содействие друг другу и на противодействие. Это зависит от совпадения или противоположности интересов субъектов в совместной деятельности, наличия взаимной обусловленности их поступков. Сущность деятельности сотрудников полиции состоит непосредственно в разрешении или устранении различных конфликтов, в профилактике антисоциального поведения, в противодействии преступным группам и отдельным правонарушителям. Мы разделяем точку зрения О.В. Полстовалова относительно целесообразности трактовки преобладающей формы взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с субъектами их профессиональной деятельности как выражение оппозиции «содействие-противодействие» [8, с. 113-121].
Однако мы полагаем, что процесс реализации сотрудниками полиции властных полномочий в поликультурной среде будет эффективным только тогда, когда реализуется потенциал развивающего взаимодействия субъектов (И.В. Вачков, В.И. Коваленко, П.Е. Решетников и др.).
В силу того, что одной из исследуемых нами проблем является особенность деятельности сотрудников полиции в поликультурной среде, остановимся на феномене поликультурного взаимодействия.
Сущность термина «поликультурное взаимодействие», по нашему мнению, состоит в характере и содержании отношений между людьми, их группами как стабильными носителями качественно различных культур, способов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социально-этническим и нормативно-регулятивным позициям, статусам, ролям, профессиональным и социальным функциям в процессе совместного решения профессиональных и непрофессиональных задач. По нашему мнению, поликультурное взаимодействие направлено на создание оптимальных условий для достижения успеха при выполнении каких-либо совместных дел, мероприятий, контактов между такими субъектами социального взаимодействия, которые отличаются друг от друга признаками этнонациональной, культурной, конфессиональной, половой, возрастной, субкультурной принадлежности.
В силу особого характера деятельности сотрудники полиции осуществляют поликультурное взаимодействие в определенных условиях: их действия строго регламентируются нормативными правовыми актами, профессиональными нормами, стандартами поведения, профессиональными полномочиями и уровнем правосознания субъектов.
Анализ особенностей деятельности сотрудников полиции в многокультурной среде позволил нам предположить существование ряда поликультурных компетенций, которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, а именно: диагностической, прогностической, коммуникативной и рефлексивной. Эти компетенции мы рассматриваем в качестве компонентов их поликультурной компетентности.
Культурная полиморфия окружающей действительности требует от сотрудников полиции знания социальных, культурных ценностей, норм поведения, социальных ожиданий населения, что предполагает умения применения определенной схемы анализа поликультурной среды; понимания вербальных и невербальных способов коммуникации субкультур различной направленности, умения выделения значимых для эффективного выполнения своих функций социальных фактов и явлений поликультурноого характера; владение способами выявления ролевых позиций субъектов взаимодействия, что и составляет содержание диагностической компетенции.
Выявляя в ситуациях поликультурного взаимодействия важные социокультурные факторы, сотрудник полиции должен предвидеть уровень и результаты их влияния на свою профессиональную деятельность и, принимая их во внимание, проектировать свои действия, уметь моделировать вариативные пути развития стандартных и нестандартных ситуаций, определять наилучшие из них, исходя из своих собственных критериев при учете тенденций и факторов, оказывающих влияние на
существование современного поликультурного мира, включая субкультурные (контркультурные) группы, динамики их развития и взаимосвязи, то есть обладать прогностической компетенцией.
Плодотворность деятельности полицейских в значительной степени зависит от знания особенностей и закономерностей внутрисредовой и внесредовой коммуникации субъектов поликультурного диалога; от владения вербальными и невербальными средствами и способами организации внутриультурной коммуникации; способности осуществления эффективного взаимодействия с субъектами поликультурной среды на основе равноправного ценностного отношения к существованию различных культур и вариативности их проявлений, т.е. от коммуникативной компетенции.
Профессор Т.М. Давыденко указывает на то, что рефлексия выступает в качестве важнейшего инструмента «познания человеком других людей и самого себя» [3, с. 64]. И действительно, динамичность и полисубъектность ситуаций поликультурного взаимодействия требует, в том числе и от сотрудников полиции, знания сущностных характеристик, приемов и способов рефлексивного анализа и контроля собственных мировоззренческих позиций и отдельных актов в поликультурной среде, социальных позиций и ролевых ожиданий населения; умения соотносить реальность с замыслами и личностными смыслами субъектов взаимодействия; способности выходить во внешнюю позицию по отношению к ситуации (рефлексивная компетенция).
Обращаясь к такому компоненту поликультурной компетентности сотрудников полиции, как коммуникативная компетенция, необходимо отметить, что в своей деятельности сотрудники полиции сталкиваются с многообразием проявлений форм поведения различных слоев общества, обладающих определенной степенью выраженности их специфичной, оппозиционной направленности по отношению к общепризнанной, доминирующей культуре. Эта специфичность (по О.М. Штомпелю) может выражаться в нескольких формах [5, с. 87-89]. К ним относятся:
- маргинальная культура как периферийный, незначительный по объему способ отказа людей от традиционной культуры;
- субкультура как обособленная, автономная форма самовыражения в рамках господствующей культуры;
- контркультура как подмена общепринятых ценностей противоположными по сути.
В структуре поликультурности нас, естественно, интересуют элементы субкультуры, прежде всего, обладающие асоциальными признаками. Теоретический анализ работ зарубежных и отечественных исследователей (Ю.К. Александров, И.П. Башкатов, Д.А. Корецкий, Дж.С. Коулмен, Т.Б. Щепанская и др.) позволяют сделать вывод
о том, что такая особая форма организации людей, как уголовная субкультура характеризуется наличием схожих по характеру элементов: а) деликтно-криминальной идеологии;
б) деликтно-криминальной нравственности;
в) деликтно-криминального образа жизни; г) де-ликтно-криминальной организации сообщества; д) деликтно-криминального культа.
Этой субкультуре свойственны ценности, обычаи, нормы поведения, которые направлены на наиболее рациональную организацию жизнедеятельности, целевой позицией которой выступают совершение преступлений или уклонение от ответственности [4, с. 17]. Поддерживая это мнение, В.Ф. Пирожков считает, что криминально выраженная субкультура отличается от обычных подростковых и молодежных субкультур, кроме прочего, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей [6, с. 6-10].
В силу того, что молодое поколение больше других подвержено внешнему, в том числе и отрицательному, влиянию, представляется уместным рассмотреть различные точки зрения относительно типологизации молодежных групп. Изучение групп несовершеннолетних правонарушителей позволило И.П. Башкатову [1, с. 161-199] установить такие субкультурные виды молодежных групп, как социально-нейтральные группы общения, пред-криминальные группы подражания, неустойчивые криминальные группы, устойчивые криминальные
группировки. В основе исследования автора лежат следующие критерии: совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности.
Основным критерием классификации ненормативных объединений молодежи, предложенной И.Я. Полонским, является социальная направленность деятельности. В связи с чем ученый вычленяет три типа субкультурных групп: просоциаль-ные, асоциальные, антисоциальные [7, с. 52-69].
Учитывая опыт классификации субкультурных сообществ, предпринятый учеными России, а также опираясь на идею поликультурного взаимодействия субъектов профессиональной коммуникации сотрудников полиции МВД России, мы предлагаем определять молодежные субкультурные образования на основе ведущих ценностей и способов их реализации (табл. 1). Учет этих признаков, по нашему мнению, будет способствовать более эффективной идентификации как существующих, так и выявлению новых субкультур; позволит более точно устанавливать факторы, оказывающие воздействие на противоправное поведение их представителей, и определять наиболее продуктивные способы взаимодействия или противодействия. Необходимо тем не менее отметить, что данная классификация не является окончательной, так как молодежные субкультуры чрезвычайно подвижны, им свойственны быстрые изменения внутреннего и внешнего характера, а появление новых или исчезновение старых трудно прогнозируемо.
Таблица 1
Классификация субкультурных образований современного российского общества (по ведущим ценностям и способам их реализации)
Тип субкультуры Направленность Конкретные субкультуры
Агрессивные Стремление к удовлетворению потребностей полукриминальными и криминальными способами Криминальные сообщества, гопники, любе-ры,спортивные фанаты
Экстремистские Популяризация и насильственная реализация националистических, экстремистских, профашистских идей Скинхеды, РНЕ, неонацисты
Эпатажные Получение удовольствия, поиск развлечений Панки, металлисты, мажоры, рейверы, рэпперы, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры
Альтернативные Расширение границ повседневно-традиционного образа жизни, «уход» от реалий обыденности Готы, эмо, хиппи, альтеры, ролевики, толки-енисты, индианисты, геймеры, растаманы, битники, рокабильщики, брейк-дансеры
Креативные Реализация альтернативных творческих устремлений Граффитчики (райтеры, бомберы), альтернативные художники, музыканты
Социальные Реализация конкретных социально значимых задач Экологические, экокультурные, интернационалистические, взаимной поддержки (союзы ветеранов войн, инвалидов), стрейтэдж, движения милосердия
Политические Стремление к изменению политической ситуации Правозащитные, пацифисты, антифашисты
Проблемы правоохранительной деятельности 2'16 -
93
Сотрудники полиции, осуществляющие свою деятельность в поликультурной среде, также сталкиваются с проблемой языкового противодействия или уклонения от взаимодействия с субъектами своего профессионального воздействия. Значительные трудности вызывают, как показывает практика и анализ экспертных оценок, понимание сотрудниками полиции вербальных и невербальных способов передачи сообщений, которыми зачастую пользуются представители этнических криминальных группировок. Само собой разумеется, что сотрудник полиции не обязан дополнительно владеть несколькими языками (хотя это желательно, по крайней мере, в местах компактного проживания национальных меньшинств), но знание вербальных и невербальных способов коммуникации, особенно характерных для полукриминальной или криминально ориентированной среды, крайне важны для понимания и прогнозирования противоправного поведения. Хотя лингвистические признаки этнической преступности являются темой отдельного исследования, обозначим отдельные элементы этой проблемы.
В первую очередь становится очевидной тенденция трансформации отдельных языковых конструкций этнических уголовных групп в особые «маркеры», подменяющие в условиях противодействия правоохранительным органам естественные формы общения.
Во-вторых, кроме общеизвестного феномена «блатного языка» («фени»), используемого представителями уголовной страты, в последнее время получают развитие жаргоны маргинальных (бездомные, нищие, попрошайки и пр.) и околокриминальных (наркоманы, проститутки и пр.) групп населения.
В-третьих, собственно сама «феня» как язык коммуникации уголовного элемента теряет свою средовую универсальность и характер средства «межнационального общения» в силу того, что этнические группировки начинают использовать свои языки в качестве тайных языков, если оказываются в экстремальных ситуациях массового характера, например, в условиях вынужденной миграции, когда вынуждены вступать в конфликт с властью.
Таким образом, для эффективного осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде сотрудникам полиции МВД России необходим комплекс прочных знаний о современной субкультуре, их видах, особенностях, факторах возникновения и функционирования; наличие умений и навыков реализации вариативных способов взаимодействия с субъектами субкультур в процессе выполнения служебных обязанностей, а также способности идентификации и адекватной интерпретации табуированных лингвистических элементов этнонациональных групп различной социальной ориентации.
Литература
1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М.: Информпечать, 2000.
2. Винников А. Национальный язык мигрантов как способ противодействия правосудию страны проживания // Профессионал. 2013. № 4 (114). С.23-28.
3. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Белгород, 1995.
4. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. - Спб.: КАРО, 2006.
5. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научной редакцией Г.В. Драча. Изд. 11-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
6. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь: ИПП «Приз», 1994.
7. Полонский И.Я. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. С. 52-69.
8. Полстовалов О.В. Виды и формы организационного и организационно-тактического взаимодействия в ходе осуществления расследования // Право и государство: теория и практика. 2007. №12(36). С. 113-121.
= References =
1. Baskatov I.P. Psychology of informal groups of youths. - М.: Imformpechat, 2000.
2. Vmnikov V. National language of migrants as a means of confronting justice of resident country // Professional. 2013. № 4 (114). P. 23-28.
3. Davydenko T.M. Reflexive school management: theory and practice. - Belgorod, 1995.
4. Kosaretskaya S.V., Kosaretskiy S.G., Simyagima N.Ju. Informal congregations of youths: Anti-social behaviour prevention -Spb.: KARO, 2006.
5. Cultural studies: HEI student's book / Ed. G.V. Drutch. - 11th Edition. - Rostov-on-Don: Feniks, 2006.
6. Pirozhkov V.F. Underworld laws of youths (criminal subculture). - Tver: IPP «Priz», 1994.
7. Polomskiy I.Ja. After-school socializing as a factor of youngsters' and youths' personality formation // Applied problems of social psychology. - М.: Nauka, 1983. - P. 52-69.
8. Polstovalov O.V. Kinds and forms of managerial and tactical counteraction taken throughout the investigative process // Law and state: theory and practice. 2007. №12(36). P. 113-121.
(статья сдана в редакцию 29.04.2016)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 2'16
94