Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона: компетентностный подход'

Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ETHNOCULTURE / MULTICULTURAL EDUCATION / DIALOGUE / COMPETENCE / COMPETENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирин Алексей Владимирович

В статье представлен компетентностный подход к решению проблемы подготовки сотрудников полиции, готовых к взаимодействию с поликультурной средой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of readiness of cadets to work in multicultural environment of region: competence approach

In the article the competence approach to decision of problem of preparation of employees of police, ready to cooperating with the multicultural environment of region is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона: компетентностный подход»

Гирин Алексей Владимирович

преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (е-таП: Alexodin12005@yandex.ru)

Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона: компетентностный подход

В статье представлен компетентностный подход к решению проблемы подготовки сотрудников полиции, готовых к взаимодействию с поликультурной средой региона.

Ключевые слова: этнокультура, поликультурное образование, диалог, компетентность, компетенция.

A.V. Girin, Teacher of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Alexodin12005@yandex.ru

Forming of readiness of cadets to work in multicultural environment of region: competence approach

In the article the competence approach to decision of problem of preparation of employees of police, ready to cooperating with the multicultural environment of region is considered.

Key words: ethnoculture, multicultural education, dialogue, competence, competense.

Историко-культурной тенденцией развития современного общества является объективно обусловленное сближение стран и народов, усиление их взаимозависимости и взаимодействия. Динамика миграционных процессов, формирование новых социокультурных общностей влечет за собой повышение социальных рисков, связанных с феноменом взаимодействия этнических групп. Контакты этнических культур в условиях диалога - уникальный, сложный, полный противоречий процесс. В этих условиях вузы не всегда готовы к формированию специалистов, ориентированных на открытый диалог, к процессам интеграции в новую поликультурную среду.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что отказ от подготовки специалистов, способных и готовых к участию в интеграционных процессах, приводит к росту уровня социальной напряженности, военных конфликтов, террористических актов и другим проявлениям межнационального противостояния.

Динамика роста культурно-этнического многообразия заметно растет в последнее десятилетие за счет притока мигрантов из стран бывшего Советского Союза, ищущих работу в российских регионах, прежде всего экономически успешных, например в Краснодарском крае. Это преимущественно молодые люди, ко-

торые за последние десятилетия суверенного существования государств утратили духовную и культурную связь с Россией.

Повышение уровня поликультурности в сочетании с сохраняющимися проблемами социально-экономического жизнеустройства, проявляющимися на фоне активизации национального самосознания, националистических настроений, как, например, это происходит в Украине, затрудняют интеграционные процессы, формируют предпосылки для дестабилизации в обществе, детерминируют тенденции к обострению существующих социальных рисков.

Растущее осознание обострения противоречия между повышением уровня поликультурности социальной среды и неготовностью к конструктивному вхождению в систему социальных отношений выдвинуло на первый план необходимость подготовки сотрудников полиции, готовых к работе в современной поликультурной среде региона.

В современных условиях важна интеграция курсантов вузов МВД России в поликультурную образовательную среду, основанную на общечеловеческих ценностях. Первоначальная оценка народных традиций, культур различных народов, анализ их значения с точки зрения воспитания, мировосприятия возможны лишь тогда, когда курсанты обладают определенным уровнем знаний в поликультурной области, в

246

том числе нравственных заповедей. Для вузов, ориентированных на подготовку специалистов, способных осуществлять свою профессиональную деятельность в социономической поликультурной среде, вышеперечисленные вопросы очень важны, ибо они знакомят учащихся с различными национальными культурами во взаимосвязи и взаимодействии.

В целом поликультурная проблематика относится к тем вопросам, при изучении которых учащимся важно ощущать, что педагог не столько «просвещает» их, сообщает им некоторые знания, сколько вместе с ними ищет наиболее эффективные и достойные решения. Преподавателю стоит периодически ставить перед собой вопрос, в какой мере его собственные взгляды не являются дискриминационными по отношению к той или иной общественной группе.

Следовательно, поликультурный аспект образования позволяет совершенствовать культуру межэтнического общения: он отвечает всем современным процессам, связанным с ростом национального самосознания народов Северного Кавказа и Краснодарского края, охватившим и сферу образования. Сложность практической реализации поликультурного аспекта образования заключается в том, что до сих пор не преодолена методологическая трудность.

Важным положением для определения векторов формирования готовности курсантов к работе в поликультурной среде стал тезис о самодостаточности культуры, ее способности к обособленному развитию. Ошибочное впечатление о самодостаточности культуры основывается на том, что внутри культур существуют свои эстетические, мировоззренческие оппозиции, как бы обеспечивающие саморазвитие без влияния извне. Взаимодействия между культурами могут проявляться на основе утилитарного отношения одной культуры к другой [1], отношения неприятия одной культуры другой, на основе отношения взаимодействия и взаимообогащения, т.е. отношения культур друг к другу как равноценным субъектам [2].

Анализ философско-педагогических и психологических детерминант позволяет выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования [3; 4].

На современном этапе основной задачей, стоящей перед образованием, является воспитание личности, способной к работе в поликультурной среде, умеющей познавать «другую» культуру путем диалогичного общения,

обмена смыслами. Это требует от будущих специалистов высокого уровня коммуникативной компетенции, коммуникативной культуры, развитых навыков общения.

На современном этапе обучения в вузе МВД России существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню развития межкультурных коммуникативных навыков курсантов, и их реальными способностями. Трудности, которые испытывают курсанты при взаимодействии с представителями разных культур, налаживании конструктивного диалога, организации полемики, пассивность в групповой и коллективной деятельности свидетельствуют об отсутствии комплексного педагогического подхода, направленного на системное развитие межкультурных коммуникативных навыков в процессе общения и готовности к работе в поликультурной среде региона.

Курсанты должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческие различия, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе. С целью формирования такой готовности важен компетентностный подход в организации практико-ориентированной подготовки сотрудников полиции в процессе обучения в вузе.

В настоящее время компетентностный подход широко представлен в работах многих ученых (А.П. Андреев, О.Н. Арефьев, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, В.Я. Шадриков и др.). Применение компетент-ностного подхода в современном образовании продиктовано вхождением России в европейское образовательное пространство, недостаточностью использования знаниевого подхода в организации образовательной среды. Компетентностный подход актуализирует внимание на содержании образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных социальных ситуациях [5, с. 13].

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.С. Якиманской. Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений, способов деятельности была ведущей в их работах. В определении компетентности исследователи придерживаются различных точек зрения, определяя компетентностный подход как постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадиг-

247

мы с преимущественной трансляцией знаний, формирование навыков на создание условий для овладения комплексом потенций, обозначающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [6, с. 138].

Существует точка зрения, что компетент-ностный подход представляет собой приоритетную направленность на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [7] или определенный уровень функциональной грамотности [8, с. 13]. Анализируя применение компетентностного подхода в проектах государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Ю.Г. Татур отмечает, что, учитывая обобщенный, интегральный характер понятия «компетентность» по отношению к используемым сегодня в образовательном стандарте терминам «знание», «умение», «владение», такой переход обеспечивает формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволяет говорить о более широком поле деятельности специалиста [9, с. 23]. Основными единицами обновления содержания образования в условиях модернизации принято считать компетентность и компетенции (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, А.А. Су-бетто и др.). Компетенцию определяют как круг вопросов, явлений, в которых человек хорошо осведомлен, а компетентный специалист - это знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией [10, с. 288]. Анализируя основные идеи и положения компетентностного подхода в образовании, мы опираемся на мнение И.А. Зимней [11, с. 6, 11-13], В.И. Байденко [12, с. 7] и других ученых о необходимости разграничения понятия «компетентность» и «компетенция», относя компетенцию к потенциальному качеству личности, а компетентность - к актуальному, формируемому качеству, другими словами, компетентность являет собой уже актуализацию компетенций, определяющих содержание конкретной компетентности.

Исследователь И.А. Зимняя отмечает, что «компетентности - это содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетентности теоретического уровня обобщения отра-

жают внутренние связи и отношения явлений и предметов действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений» [11, с. 28]. Вместе с тем, компетенции - это обобщение способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реа-лизовывать на практике свою компетентность.

В ряде исследований сформулированы требования к компетенциям будущих специалистов социономической сферы в соответствии с требованиями поликультурного образования. К таковым относятся: культура и плюрализм, существо культуры; разнообразие и особенности культур; соотношение культур; динамика культуры, культурные перемены, схождение культур; коммуникация и культурные барьеры; теория коммуникации; культура и разнообразие форм воспитания; основной язык и невербальная коммуникация; языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой; взаимопонимание культур, социополитические аспекты [13].

Главной целью поликультурного компонента образования является также выработка у будущих специалистов навыков поликультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан России как внутри государства, так и за его пределами.

При отборе содержания поликультурного образования следует учитывать: социокультурное окружение студентов; индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп; изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп); этнические, социально-экономические особенности региона; методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

248

Таким образом, образование выступает как своеобразная модель соответствующей культуры, которая вбирает в себя множество разновременных пластов. Поликультурная среда позволяет воспитывать курсантов в духе толерантности в условиях реального диалога культур. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям. Поликультурное образование пред-

полагает не стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе. В процессе поликультурного образования должны решаться вопросы формирования у студентов представления о культуре и культурном многообразии, их приобщения к культурным ценностям, формирования позитивного отношения к своей культуре, воспитания у них толерантного отношения к культурным различиям.

1. Иванова И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры // Диалог в культуре. М., 1989. Вып. 5. С. 52-58.

2. Архипкина Г.Д., Афанасьева Л. А., Базар Ч. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур /ред. Л. И. Гришаева, М.К. Попова. Воронеж, 2004. Ч. 1.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., ДанилюкА.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / ред. И.Д. Святская. М.; Ростов н/Д, 2004.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоко-лов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.

6. Селевко Г.К. Компетентность и ее классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

7. Ильина А. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов среднего профессионального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин: атореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.

8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

9. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003.

11. Зимняя И.А. Компетентность человека -новое качество результата образования // Проблемы качества образования: материалы XIII Всерос. совещания. Уфа, 2003. Кн. 2.

1. Ivanova I.N. Sociological aspect understanding of cultural values // Dialogue in culture. Moscow, 1989. Iss. 5. P. 52-58.

2. Arkhipkina G.D., Afanasieva L.A., Bazar Ch. The culture of mutual understanding and mutual understanding of cultures / ed. L.I. Grishayeva, M.K. Popova. Voronezh, 2004. Pt. 1.

3. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., DanilyukA.Ya. Multicultural educational space of Russia: history, theory, principles of design / ed. I.D. Svyatskaya. Moscow; Rostov-on-Don, 2004.

4. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Ethnosociology: study aid for universities. Moscow, 1999.

5. Ozhegov S.I. Russian dictionary / ed. by N.Yu. Shvedova. Moscow, 1984.

6. Selevko G.K. Competence and its classification // Popular education. 2004. № 4. P. 138-143.

7. Ilyina A.V. Formation of cognitive independence of students of secondary vocational training institutions during the study of general professional disciplines: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Chelyabinsk, 2008.

8. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence model: from the idea to the educational program // Pedagogy. 2003. № 10. P. 8-14.

9. Tatur Yu.G. Competence in the model structure the quality of training of specialist // Higher education today. 2004. № 3. P. 20-26.

10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and idiomatic expressions / Russian Academy of Sciences; Russian language institute of V. V. Vinogradov. 4th ed., add. Moscow, 2003.

11. Zimnyaya I.A. Competence of the person - a new quality of the education // Problems of quality of education: proc. of the XIII All-Russian meeting. Ufa, 2003. B. 2.

12. Baydenko V.I. Identifying the set of competences of graduates as a necessary stage of design SOS HPE new generation: methodical manual. Moscow, 2006.

249

12. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006.

13. Менская Т. Б. Поликультурное образование: программы и методы // Общество и образование в современном мире: сб. материалов из зарубежного опыта. М., 1993. Вып. 2. С. 4-12.

13. Menskaya T.B. Multicultural education: programs and methods // Society and education in the modern world: coll. materials from foreign experience. Moscow, 1993. Iss. 2. P. 4-12.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.