Научная статья на тему 'Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения'

Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / GENERAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / MULTICULTURAL COMPETENCE / COGNITIVE COMPONENT / MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENTS / THE ACTIVITY-BEHAVIORAL COMPONENT OF A COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Нина Викторовна

В статье рассматриваются содержательные и структурные характеристики и критерии определения уровня сформированности компонентов поликультурной компетенции как основы развития общекультурных и профессиональных компетенций специалиста регионоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural Competence as the Basis of the Formation of General and Professional Competences of the Bachelors of Region Study

The article deals with the essential and structural characteristics of the multicultural competence and the criteria of the formation of the multicultural competence as the basis of the development of general and professional competences of the bachelors of region study.

Текст научной работы на тему «Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения»

УДК 461.6

ББК 80:4

Некрасова Нина Викторовна

соискатель кафедра теории и истории педагогики институт психологии и педагогики образования Московский городской педагогический университет г.Москва Nekrasova Nina Victorovna competitor

the department of theory and history of education of the Institute of psychology and pedagogics of education Moscow City Teachers’ Training Unversity Moscow smart roadster@mail.ru

Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения Multicultural Competence as the Basis of the Formation of General and Professional Competences of the Bachelors of Region Study

В статье рассматриваются содержательные и структурные характеристики и критерии определения уровня сформированности компонентов поликуль-турной компетенции как основы развития общекультурных и профессиональных компетенций специалиста регионоведения.

The article deals with the essential and structural characteristics of the multicultural competence and the criteria of the formation of the multicultural competence as the basis of the development of general and professional competences of the bachelors of region study.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, поликультурная компетенция, когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий компонент компетенции.

Key words: competence approach, general competences, professional competences, multicultural competence, cognitive component, motivational and value components, the activity-behavioral component of a competence.

В условиях реализации компетентностной образовательной парадигмы проектирование результатов образования основано на формировании компетенций. Компетентностный подход относится к ключевым методологическим инструментам модернизации отечественной системы высшего профессионального образования.

Образовательные стандарты высшего профессионального образования установили требования к условиям реализации компетентностного подхода, провозгласив формирование ключевых компетенций специалиста как результативно-целевую основу его развития и самосовершенствования.

С точки зрения компетентностного подхода проектирование образовательных программ высших учебных заведений означает: отражение в них системы планируемых образовательных результатов, а также определение конкретных компетенций, необходимых выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития. Таким образом, переход на компетентностно-ориентированное обучение имеет своей главной целью - обеспечение выпускнику вуза полноценного спектра компетенций для успешной профессиональной деятельности.

При всем разнообразии подходов к исследованию понятия «компетенция» в работах В.И.Байденко, А.В.Баранникова, В.А.Болотова,

A.А.Вербицкого, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Г.К.Селевко,

B.В.Серикова, Ю.Г.Татура, Е.Е. Федотовой, А.В.Хуторского ученые отмечают общее в его сущностных характеристиках в отличие от традиционных понятий

- знания, умения, навыки, опыт, а именно:

1. Компетенция имеет деятельностный, актуальный,

практиконаправленный характер.

2. Компетенция имеет интегративный характер.

3. Компетенция имеет ценностно-смысловой личностный характер.

В ФГОС ВПО определены 2 вида базовых компетенций: общекультурные и профессиональные.

Разбиение компетенций на две большие группы: общие и

профессиональные - впервые принято в проекте TUNING (Настройка образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования), концептуальные идеи которого были положены в основу освоения компетентностного подхода в российском образовании.

В рамках проекта TUNING была выработана рабочая классификация общих компетенций, разбитая на три группы. Первую группу составляют инструментальные компетенции: когнитивные способности, методологические способности, лингвистические навыки. Вторая группа - межличностные компетенции: индивидуальные способности, социальные навыки. Третья группа - системные компетенции: способность применять знания на практике, в том числе, в новых ситуациях, исследовательские навыки, креативность, способность работать самостоятельно, разработка проектов и т.д. [9].

Каждая компетенция имеет трехкомпонентную содержательную структуру. Ее составляют когнитивный (знание и понимание), деятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и ценностный компонент (способ восприятия жизни в социальном контексте).[6]. Этот вопрос для преподавателя вуза имеет принципиальное значение при проектировании им содержательных и технологических аспектов формирования компетенций.

Трехкомпонентная структура компетенции происходит от определения содержания самого понятия «компетенция», предложенного в проекте TUNING, где понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими в социальном контексте).

В составе компетенций, формирующих общую социально-

профессиональную компетентность бакалавра, поликультурная компетенция, как и любая другая проявляется в действиях, деятельности, поведении и поступках человека. [4].

В контексте формирования поликультурной компетенции как процесса и ее сформированности как результата целесообразно рассмотреть определение этого понятия в дискретном виде для того, чтобы в последующем выделить критерии, наиболее значимые для процесса обучения. Таковыми являются следующие: отнесение поликультурной компетенции к классу однородных компетенций, а также ее структурные характеристики. Содержательно поликультурная компетенция может быть описана посредством выделения общекультурных и профессиональных компонентов. Ее структурные характеристики включают в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностностно-поведенческий компоненты, анализ которых позволит обозначить критерии определения уровня сформированности поликультурной компетенции как контролируемые и оцениваемые параметры

результативности обучения.

В обобщенном виде структурно-содержательная модель поликультурной компетенции бакалавра регионоведения представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Структурно-содержательная модель поликультурной компетенции бакалавра регионоведения.

Название структурного компонента Название содержательного компонента

Общекультурный компонент Профессиональный компонент

когнитивный -Владение культурой мышления и речи; -владение профессиональной лексикой; - владение основами методологии научного исследования; -умение применять знания для решения прикладных - Умение составлять комплексную характеристику региона специализации; -владение понятийнотерминологическим аппаратом общественных наук; - умение применять научные подходы, к исследованию конкретных страновых и регио-

профессиональных задач; - понимание сущности и значения информации, владение базовыми методами и технологиями управления информацией. нальных проблем; - умение анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы.

мотивационно- ценностный Толерантность в восприятии социальных и культурных различий; - высокая мотивация к выполнению профессионального долга; - умение оценивать качество и содержание информации. Умение учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации; -умение интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах; - умение выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этнических учений на становление и функционирование общественнополитических институтов в странах региона специализации.

деятельностно- поведенческий Навыки устной и письменной коммуникации на иностранном языке; - навыки рефлексии; - готовность к дальнейшему обучению и самообучению; - умение свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; - креативность, творческий подход к порученному зада- В сфере организационнокоммуникационной деятельности владение базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на языке (языках) региона специализации; - в сфере культурнопросветительской деятельности владение базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на языке

нию.

(языках) региона специализации ;

- в информационно-

аналитической деятельности: умение описывать общественно-политические реалии

стран(ы) региона специализации с учётом их/её лингвострановедческой специфики;

- в научно-исследовательской деятельности владение основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), готовность принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации.

На основании анализа данных таблицы можно выделить критерии определения результативности уровня сформированности поликультурной компетенции регионоведа в контролируемых и оцениваемых параметрах, обозначенных в ФГОС ВПО как «знать», «уметь», «владеть».

Как видно из таблицы, критериями сформированности когнитивного компонента поликультурной компетенции бакалавра регионоведения являются: -знание и понимание законов, способов жизнедеятельности и развития поликультурного мира;

- умение применять знания для решения прикладных профессиональных задач; применять научные подходы, к исследованию конкретных страновых и региональных проблем; анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы.

- владение культурой мышления и речи; понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук; профессиональной лексикой; базовыми методами и технологиями управления информацией.

Критерии определения уровня сформированности мотивационноценностного компонента поликультурной компетенции регионоведа включают в себя:

- знание и умение учитывать характер исторически сложившихся социальноэкономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации; интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах; оценивать качество и содержание информации; выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозноэтнических учений на становление и функционирование общественнополитических институтов в странах региона специализации;

- владение (обладание) навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий; высокой мотивацией к выполнению профессионального долга; способами построения конструктивных взаимоотношений и предотвращения межкультурных конфликтов.

Критериями определения уровня сформированности деятельностноповеденческого компонента поликультурной компетенции регионоведа являются:

-знание социологических методов и готовность к проведению полевого исследования в стране/регионе специализации;

-умение проводить лингвистический анализ текста с учетом специфики его лингвистических и национально-культурологических характеристик; осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке в т.ч. в глобальном виртуальном пространстве; описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учётом их/её лингвострановедческой специфики;

- владении навыками рефлексии; способностью и готовностью к саморазвитию; творческим подходом к решению профессиональных задач; базовыми комму-

никативными навыками, в т.ч. - ведения официальной и деловой документации на языке (языках) региона специализации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основной функцией когнитивного компонента поликультурной компетенции регио-новеда является обеспечение инструментальной основы мышления и решения прикладных профессиональных задач.

Сформированность мотивационно-ценностного компонента проявляется в устойчивом толерантном отношении к представителям иных социальнокультурных групп и в мотивации специалиста к межкультурному взаимодействию.

Деятельностно-поведенческий компонент «отвечает» за личностную рефлексию, способность эффективно действовать в поликультурной среде.

На основании проведенного анализа содержательно-структурных характеристик поликультурной компетенции можно дать ей следующее определение.

Поликультурная компетенция - это интеллектуально-образующая системная компетенция, которая включает в себя знания и понимание законов, способов жизнедеятельности и развития поликультурного мира, умение толерантно воспринимать социальные и культурные различия, а также практические навыки рефлексии, культуры поведения и личностного саморазвития в по-ликультурной среде.

В аспекте педагогической деятельности формирование поликультурных компетенций включает несколько направлений:

• формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени;

• формирование эмоциональной культуры, которая адекватна поли-культурной среде;

• развитие культуры поведения и личностного саморазвития в поли-культурной среде.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в контексте компетентностного подхода к обучению в составе системных компетенций поликультурная компетенция - ключевая по характеру -позволяет решать различные проблемы в повседневной, социальной и профессиональной жизни, включает творческие интеллектуальные умения, требует развитой саморефлексии; практико-ориентирована, в условиях образования - междисциплинарна и надпредметна. В этой связи одна из главных задач, стоящих перед высшим профессиональным образованием в области подготовки специалистов, состоит в разработке технологий формирования и развития данной ключевой компетенции, а также в разработке методов оценивания и фондов оценочных средств для определения уровня ее сформированности.

Библиографический список

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход./ Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И.Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

3.Данилова Лариса Юрьевна. Формирование поликультурной компетентности студента : диссертация... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург,

2007 .

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. Высшее образование сегодня. 200S. №11.

6. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) «Бакалавр»). Утвер-

жден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №794.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015

годы.

9. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu дата обращения: 20.03.2011.

Bibliography

1. Bologna process: Results of Education and Competence Approach./ edited by prof. Baidenko V.I.- M.: Research Center ofHigher Educational Problems, 2009.

2. Bologna process: Conceptual Methodological Problems Higher Education (book 3 edited by prof. Baidenko V.I.- M.: Research Center of Higher Educational Problems, 2009.

3. Danilova Larisa Yurievna. The Formation of the Multicultural Competence of a Student : dissertation ... dct. of pedagogics : 13.00.01 Orenburg, 2007.

4. Zimnyaya I.A. Key Competences as the Basic Result of Competence Approach in Education. - M.: Research Center of Higher Educational Problems, 2004.

5. Zimnyaya I.A. General Culture and Socio-Professional Competence of a Person// Higher Education Today.2005.

6. Tatur Y.G. Competence Approach in the Description of the Results and in Project Making of the Standards of Professional Education.- M.: RCHEP, 2004.

7. Federal State Standard of Higher Professional Education 032000 Foreign Region Studies (Bachelor).22.12,2009.

8. Federal Program of the Development of Education 2011-2015.

9. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu the reference date : 20.03.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.