Научная статья на тему 'Поликультурная компетенция в структуре компетентностного подхода'

Поликультурная компетенция в структуре компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1747
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КУЛЬТУРА / CULTURE / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCES / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MULTICULTURAL COMPETENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благов Ю. В., Исакова Т. Б.

Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в образовании. Предпринята попытка обосновать содержание и определить структуру поликультурной компетенции. Обозначается дифференциация таких понятий, как «компетентность и компетенция». Выделяются различные подходы к пониманию культуры. Расширен научный аппарат за счёт уточнения такого понятия, как «поликультурная компетенция». Подчёркивается важность процесса формирования поликультурной компетенции в структуре компетентностного подхода. Уточнены теоретические основания, позволяющие исследовать и организовать процесс формирования поликультурной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благов Ю. В., Исакова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF THE COMPETENCE APPROACH

Article is devoted to a problem of competence approach in education. An attempt to prove the contents and to define structure of multicultural competence is made. Differentiation of such concept as competence is designated. Various approaches to understanding of culture are allocated. The scientific device due to specification of such concept as "multicultural competence" is expanded. Importance of process of formation of multicultural competence of structure of competence approach is emphasized. The theoretical bases allowing to investigate and organize the process of formation of multicultural competence of students are specified.

Текст научной работы на тему «Поликультурная компетенция в структуре компетентностного подхода»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 378

ББК: 74.58

Благов Ю.В., Исакова Т.Б.

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Blagov Y. V., Isakova T.B.

MULTICULTURAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF THE COMPETENCE

APPROACH

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, культура, ключевые компетенции, поликультурная компетенция, поликультурное образование, содержание образования, образовательная система, воспитание, обучение.

Keywords: competence, competence approach, culture, key competences, multicultural competence, multicultural education, content of education, educational system, education, training.

Аннотация: статья посвящена проблеме компетентностного подхода в образовании. Предпринята попытка обосновать содержание и определить структуру поликультурной компетенции. Обозначается дифференциация таких понятий, как «компетентность и компетенция». Выделяются различные подходы к пониманию культуры. Расширен научный аппарат за счёт уточнения такого понятия, как «поликультурная компетенция». Подчёркивается важность процесса формирования поликультурной компетенции в структуре компетентностного подхода. Уточнены теоретические основания, позволяющие исследовать и организовать процесс формирования поликультурной компетенции студентов.

Abstract: article is devoted to a problem of competence approach in education. An attempt to prove the contents and to define structure of multicultural competence is made. Differentiation of such concept as competence is designated. Various approaches to understanding of culture are allocated. The scientific device due to specification of such concept as "multicultural competence" is expanded. Importance ofprocess offormation of multicultural competence of structure of competence approach is emphasized. The theoretical bases allowing to investigate and organize the process offormation of multicultural competence of students are specified.

Современная цивилизация переживает время великих перемен, связанных со вступлением в постиндустриальную (информационную) стадию своего развития. Этот переход сопровождается глобальным системным кризисом, что побуждает человечество искать эффективные способы самоорганизации для выживания и дальнейшего устойчивого развития. Необходимость кардинальных изменений становится очевидной во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в образовании.

Традиционная образовательная система, созданная для обслуживания потребностей индустриального общества, перестала соответствовать новым социально-экономическим реалиям. Во многих развитых странах мира представителями различных социальных групп и слоев выражается неудовлетворенность качеством образования. Растущие информационные потоки, переход к высокотехнологичным производствам требуют от образовательной системы подготовки не исполнителей узкой специализации, а специалистов, способных успешно решать конкретные про-

фессиональные и жизненные проблемы, обладающих развитым интеллектом, способных конструктивно общаться в многофакторном мире, эффективно перерабатывать информацию и продуцировать идеи. Причем высокие темпы обновления знаний требуют от них мобильности, умения оперативно переключаться с одного вида деятельности на другой, готовности к постоянному самообразованию и переподготовке. Задачи, стоящие перед современным образованием, настолько значительны и обширны, что речь идет не о простом обновлении содержания образования, внедрения новых технологий и т.д., а об изменении образовательной парадигмы.

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный.

В настоящее время широко обсуждают-

ся возможности и преимущества компетент-ностно-ориентированного образования как альтернативы традиционному обучению.

Понятийный научный аппарат, раскрывающий смысл и основные категории компе-тентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. В целом под компетентностным подходом понимается совокупность общих принципов определения содержания образования, отбора содержания образования организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.1 Среди ученых ведутся дискуссии в области определения методологии компетентностного подхода, базовыми понятиями которой являются «компетенция» и «компетентность».

Несмотря на то, что эти понятия достаточно широко используются в современных научных исследования и педагогической практике, однозначная трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» на сегодняшний момент не выработана. Мнения ученых также расходятся относительно соотношения данных категорий, их видов и классификации. Это в определенной степени свидетельствует о сложности и многомерности данных научных категорий.

Прежде всего следует отметить, что существуют два варианта толкования соотношения понятий «компетенция» и «компетентность»: эти категории или отождествляются, или дифференцируются. Даже в словарях, к которым апеллируют исследователи, приводятся разные трактовки этих терминов, подчас многозначные. Так, в «Кратком словаре иностранных слов»2 приводится следующее определение: компетенция (от латинского сотре!епйа - принадлежность по праву) означает:

- круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

- круг вопросов, в которых данное лицо обладает полномочиями, опытом;

- компетентность:

- обладание компетенцией;

- обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова приводится определение понятия «компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией».

1 Сериков, В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.В. Сериков // Известия ВГПУ. - 2003. - №1. - С. 7-13.

2 Краткий словарь иностранных слов - [Электронный ресурс] - http://www.char.ru/books/ 575870 К1акг^1оуаг_шо strannyh_slov

^Системно-деятельностный подход в реализа-

В педагогическом энциклопедическом

4

словаре понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются следующим образом:

- компетенция - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

- компетентность (от англ. Competence) - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Термин «компетенция» был заимствован педагогической наукой из производственной сферы, где значительная часть профессий и должностей характеризуется набором компетенций, которые используются при найме на работу или при повышении квалификации сотрудников. Так, С.В. Шекшня в работе «Управление персоналом современной организации» даёт определение компетенции как личностной характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, освоению типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления.5

Использование понятия «компетенция» в педагогике относят к исследованиям известного американского лингвиста Н. Хомского, который сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка. Он писал: «...Мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях».6 На основании идей Н. Хомского в США в 1970-е годы начинается переход к компетентностно-ориентированному образованию.

Развернутое толкование компетентности даётся в работе английского социолога и психолога Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», опубликованной в Лондоне в 1984 г. Компетентность, по мнению Дж. Равена, это такое явление, которое «.состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы

ции стандартов нового поколения - [Электронный

ресурс] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/

docs/index-94883 .html.

4 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

5 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня // Учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - С. 106.

6 Межпредметные связи при изучении литературы в школе [Текст] / Под ред. Е.Н. Колокольцева. -М.: Просвещение, 2010. - С. 13.

друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»1. Термин «компетентность» вводится им для оценки эффективности поведения субъекта и определяется как «мотивационная диспозиция». Мотивация, по мысли Дж. Равена, является причиной поведения, а компетентность характеризует его качество.

В нашей стране разработкой проблемы компетентности исследователи начинают заниматься в 1990-е годы (Л.П. Алексеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская): в их работах компетентность рассматривается как свойство личности, неразрывно связанное с понятием профессионализма.

На современном этапе проблемами ком-петентностного подхода в образовании, определением сущности, структурных компонентов компетенции и компетентности занимаются Н.И. Алмазова, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.И. Огарев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др. Однако их точки зрения несколько разнятся.

Так, представителями «синонимического» подхода (В.А. Болотов, В.С. Леднев, В.В. Сериков и др.), отождествляя понятия «компетенция» и «компетентность», подчеркивают практическую направленность компетенций: «Компетенция является . сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике».2

Сторонники второго направления (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской) принципиально разграничивают данные понятия. Так, например, Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - как качественное ис-

" 3

пользование компетенций.

И.А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в

1 Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей [Текст] / Ленингр. отделение педагогического общества РСФСР, секция общей педагогики. - Л., 1976.

2 Леднев, В.С., Никандров, Н.Д., Рыжаков, М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В.С. Леднев и др. - М., 2002. - С. 59.

Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. [Текст] / Н.И. Алмазова -СПб.: 2003. - 31 с.

компетентности человека.4 А.В. Хуторской трактует компетенцию как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, а компетентность - как совокупность личностных качеств человека (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), как способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере.5

Следует отметить, что иногда исследователи понимают под компетенциями и отдельные навыки, и свойства личности, и психологические установки. Вместе с тем, ни один из этих компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) сам по себе не является достаточным по отношению ко всей деятельности, а является лишь одним из ее элементов. Однако, обобщая даже эти примеры и определения, можно выделить нечто общее: они подразумевают некие индивидуальные характеристики, позволяющие человеку быть эффективным в определенной области деятельности.

Таким образом, несмотря на определенное различие трактовок, представители второго направления сходятся во мнении о некорректности отождествления компетентности только со знаниями, умениями и навыками. Очевидно, что компетентность неразрывно связана с ними, но вместе с тем является более широким понятием. В отличие от знания, компетентность предполагает не просто владение информацией, а возможность её применения в деятельности. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В стандартах профессионального образования под компетенцией понимается способность применять знания, умения, а также личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе), и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник профес-

4 Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Высшее образование сегодня, 2003. - С. 35.

5 Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55-61.

сионального учебного заведения способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.

Присоединяясь к данной точке зрения, будем дифференцировать понятия «компетенция» и «компетентность», трактуя компетенцию как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность - как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Разнообразие точек зрения на категории компетенции и компетентности обусловили вариативность подходов к выделению ключевых компетенций.

В 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проходившем в Берне, был представлен их примерный список. В него вошли:

1) политические и социальные компетенции;

2) межкультурные компетенции, позволяющие гармонично сосуществовать с людьми другой культуры, религии;

3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; информационная компетентность;

4) компетенции, определяющие способность учиться на протяжении всей жизни.

Обоснование набора ключевых компетенций дается и в работах современных отечественных исследователей. Так, А.В. Хуторской выделяет семь групп ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования. 1

Иную классификацию компетенций, основанную на категории деятельности, приводит И.А. Зимняя2. Она выделяет три группы компетенций:

1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (компетенции здоровьесбереже-ния; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлек-

1 Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55-61.

2 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 8.

сии; смысл жизни; профессиональной развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком);

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды (компетенции социального взаимодействия; общения);

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенции деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий).

Изучение работ по проблеме компе-тентностного подхода в образовании показывает, что компетенция большинством исследователей понимается комплексно, как структура, включающая в себя различные компоненты: совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами. Каждая компетенция имеет свои особенные структурные элементы и связи между ними, но вместе с тем считается возможным и необходимым определить базовые (универсальные) компоненты компетенций. Обобщая взгляды исследователей, в структуре компетенции можно выделить следующие базовые компоненты:

1) когнитивный (знания);

2) операциональный (умения, навыки, способы действия);

3) личностный, включающий мотиваци-онную составляющую (готовность к деятельности); ценностно-смысловую (отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения, ответственность за результаты действия) и индивидуально-психологическую составляющие (индивидуальные способности, личностные качества).

Представления о структурных компонентах компетенции позволяют осмысленно реализовывать их в деятельности, в том числе и в профессиональной.

Гуманизация современного образования обусловила проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированных на последовательное развитие личности, её самоопределение, самоориентацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение её к высшим достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих

ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма. В связи с этим, актуальной является проблема формирования поликультурной компетенции.

Понятие «культура» (лат. cultura, от корня colere - «возделывать») возникло в античности и характеризовало преобразующую человека силу, которая могла бы его изменить в лучшую сторону, «обработать». Именно в таком контексте употребил этот термин Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), говоря о философии как о культуре души («philosophia cultura animi est). До того, как известный римский оратор применил этот термин к сфере духа, он бытовал в сельском хозяйстве, обозначая обработку земли.

В современной науке существует свыше 400 определений культуры, выделяются различные подходы к её пониманию: аксиологический, философско-антропологический, дея-тельностный, семиотический, онтологический, социологический.

Аксиологический подход основывается на понимании культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.

Философско-антропологический подход выводит понимание культуры из особенностей самого человека. Различные черты культурного процесса непосредственно вычитываются из человеческой натуры. Культура - это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества (Э. Тейлор).1

В рамках деятельностного (философско-исторического) подхода культура понимается как специфический способ человеческой жизнедеятельности, дающий активности человека внутреннюю целостность и особого рода направленность. Этот взгляд был развит И. Гердером. При данном подходе культура понимается как «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия, сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, законов, систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности, на преобразование богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил чело-века)».2

1 Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология [Текст] / Г.М. Коджаспирова. // Педагогическая антропология. - М.: Гардарики, 2005. - С. 85.

2 Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта

При семиотическом подходе культура понимается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование (М.К. Петров). Культуру представители данного направления трактуют как определенную совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.3

Онтологические определения (т.е. бытийные, подчеркивающие объективный, внеоценочный статус явления) выявляют вне-природный характер культуры: «Культура -это результат человеческой деятельности», «культура - это зеркало человеческих возможностей» и т.д.4

Исследователь И.Л. Набок выработал следующее определение: «Культура - это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя».5 В соответствии с социологическим подходом культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура - это: прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта; наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности; язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи; общепринятый способ мышления (Р. Линтон, Э.С. Маркарян).6

Духовная культура может быть индивидуальной (присущей отдельным личностям) и групповой (этнической, профессиональной и

[Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1999. - С. 12.

Хоруженко, К.М. Культурология: Энциклопедический словарь [Текст] / К.М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - С. 147.

4 Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения [Текст] / И.Л. Набок. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 178.

5 Набок, И.Л. Введение в культурологию: программа учебного курса [Текст] / И.Л. Набок // Культурология: комплекс учебных программ и методических разработок для студентов ФНКС. - СПб., 1996. - С. 107.

6 Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология [Текст] / Г.М. Коджаспирова. // Педагогическая антропология. - М.: Гардарики, 2005. - С. 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пр.). Психологические феномены, проявляющиеся в этносах (нормы и правила общения в различных этнических общностях, формы проявления различных эмоций и чувств в различных этносах, расстояние между собеседниками и др.) являются в широком смысле духовной этнической культурой, предметом исследования этнической и кросс-культурной психологии. Исследование культуры как основного источника этнических феноменов стало на Западе основой развития кросс-культурной психологии. Исследователи, использующее понятие «кросс-культурная психология», игнорируют многозначность понятия «культура».1

Понятие «культура» также употребляется и в других смыслах: как синоним понятия «цивилизация» (в этом, историческом смысле, мы говорим, например, о культуре античной Греции, Рима, культуре Средних веков и т.д.); как определение качества того или иного вида деятельности (например, культура обработки дерева, металла, ткани и т.п.).

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, совокупность наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Основные функции культуры: человекотворческая, познавательная, ценностная, творческая, функция социализации, регулятивная, информационная, коммуникативная, интегративная .

Любой человек по отношению к культуре выступает одновременно в нескольких ипостасях: как «продукт», «потребитель», «производитель» и «транслятор культуры». Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу. В современном мире отмечается стремление народов к возрождению культуры, сохранению своей самобытности, что нередко сопровождается усилением межнациональной напряженности, конфликтам, открытому противостоянию. Поэтому сегодня в нашей стране возросла значимость поликультурного воспитания, толерантного отношения к особенностям и традициям иных культур, что диктует необходимость повышения культурного статуса образования, изменения профессиональной деятельности педагогов.

«Поли...» - от греч. Polys - означает

1 Резников, Е.Н. Психология этнического общения [Текст] / Е.Н. Резников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 155-156.

2 Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения [Текст] / И.Л. Набок. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 144.

«многочисленный, обширный». В соединении с понятием «культурный» вновь образованное слово «поликультурный» обозначает этническую грамотность о жизни народов земли, их обычаях, традициях, историческом развитии и духовных идеалах. Поликультурный подход в образовании поощряет межнациональные контакты, способствует гармоничному вхождению поколений в мир людей, учит жить в сообществе.3

Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях.

Наиболее точное определение поликультурной компетентности было дано М.А. Абсатовой: поликультурная компетентность -это «личностное качество, представляющее собой совокупность гуманистических идей: ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств, проявляющихся в открытости к другим культурам, в способности к взаимному признанию национально - культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей и признающей многомерность мира, утверждение культурных различий, и организующей партнерство представителей различных культур, деятельности в поликультурной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на основе толерантности».4

По справедливому замечанию М. Воло-виковой, поликультурное образование включает в себя культурологические, этноистори-ческие знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве5.

В этой связи назрела необходимость изучения опыта отечественных и зарубежных учёных и преподавателей, чей вклад в разви-

3 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

4 Абсатова, М.А. Поликультурная компетентность старшеклассников: методология, теория, практика, формирование [Текст] / М.А. Абсатова. - Ал-маты: Изд-во «Дарын», 2008. - С. 7.

5 Воловикова, М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя. Источник: «Образование» № 7 (37) 8апреля 2000 г. / М. Воловикова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.etnosfera.ru/ecentr.php?onewnd=ecenter&1ist=pr ojects&prjid=385&id=6.

тие поликультурного образования и воспитания особенно велик. Многие годы при АПН СССР проходили поствузовскую подготовку, аспирантуру, соискательство и докторантуру представители различных стран и народов, прибывшие в Москву со всех уголков нашей планеты. В многонациональном союзе аспирантов приоритетными были ценности планетарного гуманизма. Из этой среды вышли учёные-педагоги, проявившие себя в области поликультурного воспитания молодёжи, международных научных связей. Это вице-президент Международной Академии педагогических и социологических наук С.А. Бон-дырева, бывшие аспиранты академика З.А. Мальковой: Г.Д. Дмитриев, Л.Л. Супру-нова, Т.А. Якадина. Созданный при президиуме Российской академии педагогических наук, под руководством Р.М.Роговой, научный совет по формированию мировоззрения студентов и школьников объединил учёных различных регионов России, а также учёных педагогов из бывших республик СССР. Совет уделял большое внимание изучению опыта патриотического и поликультурного воспитания молодёжи, о чём свидетельствуют многочисленные публикации материалов сессий.

Самарские учёные, члены Научного Совета по формированию мировоззрения (М.Н. Акимова, Е.П. Бельчикова, О.М. Бура-нок, Н.Г. Кочетова, Н.М. Магомедов, С.А. Се-венюк, Т.А. Якадина и др.) образовали научную школу по изучению и внедрению в практику передового отечественного и зарубежного опыта по формированию гуманистического мировоззрения учащейся молодёжи. Многие из них, доцентов и профессоров вузов, постоянно работают в средних школах, направляя научно-методическую деятельность школьных учителей. Так, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Т.А. Якадина, в своих трудах раскрывает различные аспекты поликультурно-мировоззренческого потенциала учебных курсов по отечественной и мировой художественной литературе, анализируя отечественный и зарубежный опыт поликультурного образования. Многие из учеников Т.А. Якадиной и её коллег, по школе № 11, А.Н. Марычевой, О.Я. Гулиной, М.С. Пилинской, Т.В. Шише-баровой проявили интерес к изучению иных культур, к взаимодействию с их представите-

лями, приверженности к толерантности. Среди таковых назовём Е. Константиновскую, Е. Юдашкину, П. Зыскину, ныне работающих в Израиле и транслирующих идеи российской педагогики и русской литературы в иной культурной среде. Работающие в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии доценты Е.В. Гусева, Н.Я. Дементьева, работник образовательного центра Л.А.Серых достойно продолжают традиции дружбы и сотрудничества с зарубежными коллегами и вносят свой ценностный вклад в дело поликультурного образования и воспитания студентов и школьников Самарской области.

Большой опыт в области поликультурного образования накоплен такими преподавателями факультета художественного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, как И.А. Касьянова, Т.А. Колышева, М.Л. Платонова, К.Б. Саркисян, Э.К. Сэт, доказательством тому служат многочисленные концерты, аудиторная и внеаудиторная работа преподавателей, на которых они знакомят студентов с музыкальным наследием, народным фольклором, традициями и обычаями народов. Особого внимания здесь заслуживает образовательный туризм, когда студенты в сопровождении преподавателей выезжают на фестивали и международные конкурсы в другие города и страны, где им предоставляется возможность лучше узнать культуру и традиции определённой страны, познакомиться с представителями иной культуры.

В федеральных государственных образовательных стандартах понятие поликультурная компетенция выделяется как одно из ключевых понятий, которое рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, способствующая усвоению учащимися знаний о культуре своего собственного народа, являющаяся непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в регионе, России и мире, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Поликультурная компетенция, таким образом, предполагает не только овладение учащимися достижениями культуры, но и понимание, уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абсатова, М.А. Поликультурная компетентность старшеклассников: методология, теория, практика, формирование [Текст] / М.А. Абсатова. - Алматы: Дарын, 2008. - С. 5-119.

2. Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Н.И. Алмазова. - СПб., 2003. - 31 с.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015

3. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1999. - 67 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Высшее образование сегодня, 2003. - 42 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология [Текст] / Г.М. Коджаспирова // Педагогическая антропология. - М.: Гардарики, 2005. - 257 с.

7. Леднев, В.С., Никандров, Н.Д., Рыжаков, М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В.С. Леднев и др. - М., 2002. -384 с.

8. Межпредметные связи при изучении литературы в школе [Текст] / под ред. Е.Н. Коло-кольцева. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.

9. Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей [Текст] / Ленингр. отделение педагогического общества РСФСР, секция общей педагогики. - Л., 1976. - 247 с.

10. Набок, И.Л. Введение в культурологию: программа учебного курса [Текст] / И.Л. Набок // Культурология: комплекс учебных программ и методических разработок для студентов ФНКС. - СПб., 1996. - 320 с.

11. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения [Текст] / И.Л. Набок. - М.: Академия, 2010. - 195 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

13. Резников, Е.Н. Психология этнического общения [Текст] / Е.Н. Резников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С.155-156.

14. Сериков, В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.В. Сериков // Известия ВГПУ. - 2003. - №1. - С. 7-13.

15. Хоруженко, К.М. Культурология: Энциклопедический словарь [Текст] / К.М. Хоружен-ко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 639 с.

16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55-61.

17. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекш-ня: учеб.-практ. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - 191 с.

18. Воловикова, М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя // Образование. - 2000, 8 апреля. № 7 (37) / М. Воловикова - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etnosfera.ru/ecentr.php?onewnd=ecenter&1ist=projects&prjid=385&id=6.

19. Краткий словарь иностранных слов - [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.char.ru/books/575870_Kratkij_s1ovar_inostrannyh_s1ov

20. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-94883.htm1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.