Научная статья на тему 'Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента'

Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MULTICULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / COLLEGE OF MUSIC / МУЗЫКАНТЫ / MUSICIANS / МОДЕЛЬ / MODEL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / МЕТОДИКИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ACTIVITY COMPONENT MOTIVATIONAL COMPONENT VALUES / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

Статья посвящена проблеме формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа. Актуальность проблемы формирования поликультурной компетенции у студентов вытекает из того, что недостаточного исследования проблемы в данной области, а также существует потребностью в специалистах в сфере музыкального образования, обладающих поликультурной компетенцией. Даны ссылки на документы, в которых подчеркивается важность подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, делается акцент на компетентностный подход и необходимость формирования у студентов поликультурной компетенции, а также ссылки на современные исследования в области формирования указанной компетенции. Раскрывается понятие поликультурной компетентности, а также дана авторская интерпретация поликультурной компетенции музыканта. Указываются противоречия в исследуемой области, ставится цель, и указываются основные задачи. Автором обоснована необходимость реализации разработанной им модели формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа. Для эффективного функционирования модели представлен комплекс педагогических условий. В модели базовые принципы и подходы направлены на реализацию педагогических условий, которые являются ведущими системно-образующими компонентами эффективного функционирования разрабатываемой образовательной системы. Описывается экспериментальная работа, предлагаются диагностические методики измерения уровня сформированности поликультурной компетенции студентов. Произошедшие изменения наглядно отражены на диаграммах. Материалы эксперимента подтвердили, что разработанная модель формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа и условия реализации данной модели позволяют сформировать поликультурную компетенцию студентов на социально востребованном уровне. Исходя из положительных результатов, делается вывод об эффективности предложенной модели и педагогических условий, благодаря которым представленная модель реализовывалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL AND CONDITIONS OF MULTICULTURAL COMPETENCE AT STUDENTS OF MUSICAL COLLEGE, RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT

The article deals with the formation of a multicultural competence in musical college. The urgency of the problem of the formation of a multicultural competence among students stems from the fact that the lack of investigation of the problem in this area, and there is also a need for specialists in the field of music education, having a multicultural competence. Links to the documents, which emphasize the importance of training in secondary vocational education, emphasis on the competence-based approach and the need for the formation of students of multicultural competence, as well as links to current research in the area of formation of the said authority. The notion of multicultural competence, and given the author's interpretation of multicultural competence musician. Include contradictions in the study area, the objective is, and identifies the main challenges. The author substantiates the necessity of implementing the model developed by them form a multicultural competence in musical college. For the effective functioning of the model provides a set of pedagogical conditions. In the model, the basic principles and approaches aimed at the realization of pedagogical conditions, which are the leading system-forming components of the effective functioning of the developed educational system. It describes the experimental work, offers diagnostic techniques level of formation of the multicultural competence of students of the measurement. The changes clearly reflected in the charts. Materials experiment confirmed that the developed model of multicultural competence at music college students and conditions for the implementation of this model allows to form a multicultural competence of students on the social level sought. Based on the positive results, the conclusion about the effectiveness of the proposed model and pedagogical conditions, due to which the presented model was implemented.

Текст научной работы на тему «Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента»

Благов Юрий Владимирович

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ..

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА, РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

© 2016

Благов Юрий Владимирович, старший преподаватель кафедры «Журналистика» Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт), Тольятти (Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа. Актуальность проблемы формирования поликультурной компетенции у студентов вытекает из того, что недостаточного исследования проблемы в данной области, а также существует потребностью в специалистах в сфере музыкального образования, обладающих поликультурной компетенцией. Даны ссылки на документы, в которых подчеркивается важность подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, делается акцент на компетентностный подход и необходимость формирования у студентов поликультурной компетенции, а также ссылки на современные исследования в области формирования указанной компетенции. Раскрывается понятие поликультурной компетентности, а также дана авторская интерпретация поликультурной компетенции музыканта. Указываются противоречия в исследуемой области, ставится цель, и указываются основные задачи. Автором обоснована необходимость реализации разработанной им модели формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа. Для эффективного функционирования модели представлен комплекс педагогических условий. В модели базовые принципы и подходы направлены на реализацию педагогических условий, которые являются ведущими системно-образующими компонентами эффективного функционирования разрабатываемой образовательной системы. Описывается экспериментальная работа, предлагаются диагностические методики измерения уровня сформированности поликультурной компетенции студентов. Произошедшие изменения наглядно отражены на диаграммах. Материалы эксперимента подтвердили, что разработанная модель формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа и условия реализации данной модели позволяют сформировать поликультурную компетенцию студентов на социально востребованном уровне. Исходя из положительных результатов, делается вывод об эффективности предложенной модели и педагогических условий, благодаря которым представленная модель реализовывалась.

Ключевые слова: поликультурная компетенция, культура, среднее профессиональное образование, студенты, музыкальный колледж, музыканты, модель, педагогические условия, методики, когнитивный компонент, деятель-ностный компонент, мотивационно-ценностный компонент.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL AND CONDITIONS OF MULTICULTURAL COMPETENCE AT STUDENTS OF MUSICAL COLLEGE, RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT

© 2016

Blagov Yuriy Vladimirovich, assistant professor of the chair «Journalism» Volzhsky University named after V.N. Tatishchev (Institute), Togliatti (Russia)

Abstract. The article deals with the formation of a multicultural competence in musical college. The urgency of the problem of the formation of a multicultural competence among students stems from the fact that the lack of investigation of the problem in this area, and there is also a need for specialists in the field of music education, having a multicultural competence. Links to the documents, which emphasize the importance of training in secondary vocational education, emphasis on the competence-based approach and the need for the formation of students of multicultural competence, as well as links to current research in the area of formation of the said authority. The notion of multicultural competence, and given the author's interpretation of multicultural competence musician. Include contradictions in the study area, the objective is, and identifies the main challenges. The author substantiates the necessity of implementing the model developed by them form a multicultural competence in musical college. For the effective functioning of the model provides a set of pedagogical conditions. In the model, the basic principles and approaches aimed at the realization of pedagogical conditions, which are the leading system-forming components of the effective functioning of the developed educational system. It describes the experimental work, offers diagnostic techniques level of formation of the multicultural competence of students of the measurement. The changes clearly reflected in the charts. Materials experiment confirmed that the developed model of multicultural competence at music college students and conditions for the implementation of this model allows to form a multicultural competence of students on the social level sought. Based on the positive results, the conclusion about the effectiveness of the proposed model and pedagogical conditions, due to which the presented model was implemented.

Keywords: multicultural competence, culture, vocational education, students, college of music, musicians, model, pedagogical conditions, techniques, cognitive component, activity component motivational component values.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (2013-2020 гг.) [2], Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [3], Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [4] особое место занимают компетенции, связанные с деятельностью специалиста в поликультурном обществе. Система образования в России является стратегически важной сферой человеческой деятельности, роль которой неуклонно возрастает в условиях постоянного роста научно-технического потенциала нашей страны.

Значимость музыкального образования в современной культуре обусловлена трансформациями межкультурных связей, а также непрерывно расширяющимися

техническими возможностями обращения человека к национальным и инонациональным музыкальным ценностям: музыке различных жанров, эпох, народов. За растущими формами музыкальной активности стоит динамичная поликультурная среда. Следовательно, важнейшей составляющей профессионализма современного музыканта является поликультурная компетенция, так как именно будущим музыкантам открывается прямой доступ к сокровищам мировой культуры и образования, позволяющие более глубоко понимать закономерности развития национальной и инонациональных культур и участвовать в их диалоге в процессе осуществления профессиональной деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает формирование поликультурной компетенции будущих музыкантов, которое ориентирует их на диалог культур, на взаимопонимание и культур-

Благов Юрий Владимирович РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ...

ное саморазвитие.

Проблема поликультурного образования нашла свое отражение в диссертационных исследованиях М.М. Геворкян (Воронеж, 2006) [5], Т.Ю. Гурьяновой (Чебоксары, 2008) [6], И.В. Пескова (Тверь, 2009) [7], Г.Г. Сибиряковой (Волгоград, 2005) [8], К.А. Тункиной (Ярославль, 2015) [9].

Особый интерес представляют работы, в которых анализируется такое понятие как «поликультурная компетентность» и «поликультурная компетенция» (В.И. Байденко [10], В.А. Болотов [11], Б.С. Гершунский [12], Э.Ф. Зеер [13], И.А. Зимняя [14], Ю.Г. Татур [15], А.В. Хуторской [16]). Все они, в своих работах указывают на необходимость формирования поликультурной компетенции на разных этапах развития личности.

Наиболее точное определение поликультурной компетентности, на наш взгляд, было дано М.А. Абсатовой: поликультурная компетентность - это «личностное качество, представляющее собой совокупность гуманистических идей: ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств, проявляющихся в открытости к другим культурам, в способности к взаимному признанию национально - культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей и признающей многомерность мира, утверждение культурных различий, и организующей партнерство представителей различных культур, деятельности в поликультурной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на основе толерантности» [17, с. 7].

В своей работе, поликультурную компетенцию музыканта, мы определяем, как: совокупность его знаний и профессиональных качеств, при которой он адекватно воспринимает культурные различия той или иной страны, принимает культурные ценности, нормы и правила поведения, свойственных как его родной культуре, так и культуре других стран, при этом он обладает выраженными чертами толерантной личности, способен воспринимать и понимать произведения музыкального искусства, а также может синтезировать знания и переносить эти знания из одной области в другую.

Структура поликультурной компетенции может быть представлена следующими компонентами: когнитивным, деятельностным и мотивационно-ценностным, так как, именно, данные компоненты в полной мере отражают поликультурную компетенцию будущих музыкантов.

Из-за недостаточной разработанности теоретических аспектов проблемы и недостатков в практике были выявлены следующие противоречия в области формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа:

- между важностью поликультурного образования и воспитания студентов музыкального колледжа и недостаточным исследованием проблемы формирования их поликультурной компетенции;

- между потребностью в специалистах в сфере музыкального образования, обладающих поликультурной компетенцией, и недостаточным уровнем сформирован-ности их поликультурной компетенции.

Поэтому, целью исследования было разработать и апробировать модель формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа и определить педагогические условия ее эффективного функционирования.

При этом решались задачи, основными из которых были:

Разработать модель формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа и апробировать ее на практике.

Определить и апробировать комплекс педагогических условий реализации модели формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа._

Изучение проблемы формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа показывает, что данная проблема требует своего решения, для этого мы разработали модель ее формирования.

В модели базовые принципы и подходы направлены на реализацию педагогических условий:

1. Создание в колледже поликультурной образовательной среды. 2. Реализация в учебном процессе междисциплинарной интеграции. 3. Актуализация эмоционально-чувственной сферы студентов.

Схематично модель формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа можно представить на рисунке № 1.

Рис. 1. Модель формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж

Студенты были поделены на четыре группы: контрольная группа - 40 студентов (КГр), экспериментальная группа - 1 - 42 студента (ЭГр-1), экспериментальная группа - 2 - 42 студента (Эгр-2), экспериментальная группа - 3 - 42 студента (ЭГр-3). Всего было задействовано - 166 студентов.

Основное различие в подготовке групп определялось тем, что в КГр осуществлялось традиционное обучение с использованием элементов модели без реализации выявленных нами педагогических условий, в ЭГ-1 апробировалась модель и первое педагогическое условие, в ЭГр-2 - модель, первое и второе педагогические условия, а в ЭГр-3 - модель и весь комплекс педагогических условий.

На констатирующем этапе производились диагностические замеры в контрольной и экспериментальных группах показателей когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного компонентов поликультурной компетенции. В качестве материала применялся комплекс следующих диагностических методик.

Когнитивный компонент измерялся с помощью методик:

Методика №°1. Анкета на понимание поликультурной

Благов Юрий Владимирович педагогические

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

картины мира.

Методика №2. Интегративные задания, которые были нами, разработаны и внедрены в процессе преподавания учебного курса иностранного языка.

Например:

Задание 1. Выразите через музыку то чувство, которое у Вас вызывает данное произведение.

Задание 2. Подготовьте мелодекламацию отрывка текста.

Деятельностный компонент измерялся с помощью метода наблюдения за деятельностью студентов, в процессе беседы, а также во время концертов.

Мотивационно-ценностный компонент измерялся с помощью методик:

Методика №1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [18].

Методика №2. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас) [19].

Методика №3. Тест на выявление уровня эмпатийно-сти (И.М. Юсупов) [20].

Методика №4. Сочинение на тему «Поликультурный музыкант - это...».

Указанный диагностический комплекс был сформирован в соответствии с моделью формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа.

На формирующем этапе в экспериментальных группах реализовывалась разработанная модель и педагогические условия, направленные на формирование поликультурной компетенции студентов.

На заключительно этапе были произведены итоговые замеры в контрольной и экспериментальных группах по методикам, обозначенным на констатирующем этапе эксперимента. К результатам были применены методы математико-статистического анализа, что позволило сделать выводы о результативности эксперимента.

Произошедшие изменения отражены на рисунках № 2 и № 3 и в таблице № 1.

Уровень сформированное™ поликультурной компетенции

ЭГр-1 ЭГр-2 ЭГр-3 КГр

Рис. 2. Констатирующий этап

Уровень сформированности поликультурной компетенции

ЭГр-1 ЭГр-2 ЭГр-3 КГр

Рис. 3 Заключительный этап

Таблица 1. - Уровни сформированности поликультурной компетенции

Уровень Констатирующий экспер имент Äoitfflpo-Tbrtbiü 3VjCnspuMsmn

Группы Группы

ЭГр-1 ЭГр-2 ЭГр-3 КГр ЭГр-1 ЭГр-2 ЭГр-3 КГр

НИЗКШ1 66% 65% 66% 65% 21% 17% 7% 50%

среднии 24 % 25% 25% 25% 3S% 31% 10% 23%

высоким im im 9% im 41% 52% S]% 22%

Таким образом, можно констатировать, что на момент окончания эксперимента в экспериментальных группах были отмечены значительные улучшения уровня сформированности поликультурной компетенции студентов, что явно свидетельствует об эффективности предложенной модели и комплекса педагогических условий, благодаря которым данная модель реализовыва-лась.

Полученные результаты показывают только один из возможных аспектов исследуемой проблемы. Наиболее перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы формирования поликультурной компетенции студентов музыкального колледжа являются открытие новых подходов к дальнейшему совершенствованию учебно-образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2012 года).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 33).

5. Геворкян М.М. Формирование готовности студентов к межнациональному поликультурному диалогу в процессе музыкально-педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 206 с.

6. Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов: на материале обучения иностранному языку: дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 212 с.

7. Песков И.В. Формирование поликультурных компетенций учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Тверь, 2009. 21 с.

8. Сибирякова Г.Г. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: На материале дисциплины «Концертмейстерский класс»: дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 230 с.

9. Тункина К.А. Воспитание толерантности подростков в поликультурной среде общеобразовательной организации: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2015. 229 с.

10. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компе-тентностного подхода. М., 2004. 23 с.

11. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003, №10. С.8-14.

12. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002, №7 С. 26-28.

13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Материалы конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Уральское отделение РАО. Екатеринбург, 2005.

С. 5-10.

14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

15. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования // Учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2006. 256 с.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003. №2. С. 55-61.

17. Абсатова М.А. Поликультурная компетентность старшеклассников: методология, теория, практика, формирование. Алматы: Изд-во «Дарын», 2008. С. 5-119.

18. Психодиагностика толерантности личности. Под ред Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. Первое издание 2008.-172 с.

19. Методика оценки способов реагирования в конфликте К.Н. Томаса // Психология общения и межличностных отношений под ред. Е.П. Ильина. СПб., «Питер», 2009. 930 с.

20. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпа-тии И.М. Юсупова // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 114-118.

Благов Юрий Владимирович РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.