имеет универсальный характер и значение. Многосоставность теории нравственного воспитания направляет педагогическую деятельность на поиск ответов на вопросы «В чем смысл жизни?», «Что значит состояться как Человек?» и им подобные. В этой связи теоретические концепты воспитания обретают реальные функции созидательного воздействия на жизнедеятельность старшеклассника. Следовательно, они определяют предметную область нравственного воспитания, и эта область - «собственно человеческое в человеке».
Изложенные выше положения послужат, на наш взгляд, предпосылками комплексного анализа процесса нравственного воспитания, составляющего исходную фундаментальную базу целеполагания и структурирования потенциала воздействия теории нравственного воспитания. Наращивание этого ресурса позволяет закономерно вычленить целевую и функциональную возможность формирующего воздействия на развитие нравственности личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыбаков С. Ю. Мировоззренческий кризис в системе образования в эпоху либерализма (вторая половина XIX - начало XX в.) // Мир образования - образование в мире. № 2. 2011. С. 42.
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 208 с.
3. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Пед. о-во России, 2001. 128 с.
4. Репников А. В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX - начало XX в.): моногр. М.: Готика, 2006. 424 с.
5. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Нов. шк., 1993. 112 с.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
EDUCATIONAL WORK IN HALLS OF RESIDENCE ON REALIZATION OF A MULTICULTURAL COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING-PEDAGOGICAL OF STUDENTS
Н. В. Оконешникова
В статье представлена воспитательная работа по реализации поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов в общежитии. Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важным условием стабильности для любого региона, особенно для такого многонационального и поликультурного, каким является Республика Саха (Якутия). Именно поликультурная компетентность будущего учителя определяет успешную профессиональную деятельность в условиях многонационального состава школы.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, поликультурное воспитание, компетентность, поликультурная компетентность, личность, развитие.
N. V. Okoneshnikova
The article focuses on educational work on realization of multicultural component of professional and pedagogical training of students in halls of residence. The process of formation of multicultural competence is essential for stability in any region, especially for such a multi-ethnic and multicultural region as the Republic of Sakha (Yakutia). It is multicultural competence of a future teacher that defines a successful professional career in a multinational structure of a school.
Keywords: multiculturalism, intercultural education, multicultural education, competence, multicultural competence, personality, development.
Понятие «поликультурность» охватывает образовательное пространство, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Следовательно, поликультурность лежит в основе формирования толерантности: терпимое, доброжелательное, дружелюбное отношение к другим народам. Поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство [1, с. 14-15].
Идея поликультурности получила отражение в научном языке под разными терминами: поликультурное образование (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова); мультикультурное образование (Р. Люсиер, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др.); школа диалога культур (В. С. Библер); либеральный плюрализм в образовании (Б. Уильямс); поли-культурализм в образовании (Г. М. Коджаспирова); многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев); межкультурное обучение (Л. Г. Веденина); кросс-культурное образование (А. П. Лиферов, Р. Д. Хэнвей, и др.); интернациональное об-
разование (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский); мультиперспективное образование (Х. Гепферт, У. Шмидт) и др.
Поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей.
В исследовании Г. М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур; формирование понимания равноценности культур разных народов и наций; обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на диалог культур» [2].
А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание: «воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству» [3].
З. А. Малькова полагает, что глобализация выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. При этом очень важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие различных культур, воспитать ее в духе миролюбия и уважения всех народов [4].
Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к этой проблеме. Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Из этой общей цели вытекают следующие задачи поликультурного образования:
1. Глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего родного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры.
2. Формирование у студентов представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям.
3. Создание условий для интеграции студентов в культуры других народов.
4. Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.
5. Воспитание студентов в духе мира, терпимости, гуманного межличностного общения.
Особый интерес представляют работы, в которых анализируется такой феномен как «компетентность» (В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. В. Брушлинский, Б. С. Гершун-ский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. И. Огарев, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.).
В современной педагогической литературе употребляют два термина, обозначающих английское слово "competence" - компетенция и компетентность. Компетенция - это требование к подготовке выпускника, то, чем он должен овладеть по завершении образования на определенной ступени. Компетентность - это интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Поликультурные компетенции принято рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества [5].
Формирование поликультурных компетенций, должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление студентов в диалог культур как полноценных его участников. Первостепенным является создание условий для формирования национально-культурной идентичности. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют студенческие общежития.
Воспитательная работа по реализации поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в студенческом общежитии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова предполагает формирование поликультурных умений и навыков, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе и др.
Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодежи, удовлетворении ее культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.
Повышение уровня общения молодежи и культуры ее досуга - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желание и усилия молодежи на формирование активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту.
Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих; в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодежи коммуникативных качеств и на развитие общения.
Как отмечают А. Бартоломей, М. Немировский, А. Новикова, студенческие общежития за рубежом давно стали местом, где «самые неожиданные, самые необычные идеи молодых встречают пониманием, обретают жизнь» [6, с. 41].
Одной из задач, стоящих перед нами, было формирование у студентов позитивной этнической идентичности, так как существует тесная связь между этнической идентичностью и межэтнической толерантностью. Другой задачей поликультурного образования студентов было ознакомление их с различными культурами, составляющими богатство и многообразие нашей страны. С этой целью с 2007 г. в студенческом общежитии педагогического института действует проект - «Музей Дружбы народов» - «Сергелях - тусулгэ дружбы народов».
Целью музея «Сергелях - тусулгэ дружбы народов» является интернациональное воспитание студентов; развитие чувства дружбы, уважения к людям другой национальности, верования, расширение кругозора. Содержательный материал отражает три направления работы музея: «Я - представитель своего народа»: привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения, проявление активности в понимании и осознании специфики родной культуры; «Я - россиянин»: познание особенностей поликультурной России, проявление активности в понимании и осознании многообразия культур, развитие способностей проявлять ситуативную гибкость и находить пути межкультурного взаимодействия; «Я - гражданин мира»: осознание закономерностей развития мировых культур, их своеобразия, познание общекультурных и специфических культурных ценностей, развитие способности быть культурным медиатором [7]. В общежитии проводятся встречи с представителями национальных общин, конкурсы, тематические вечера, книжные выставки, беседы со студентами и др. В своей работе мы тесно взаимодействуем с Департаментом по делам народов Республики Саха (Якутия), Молодежной ассамблеей народов Республики Саха (Якутия).
Общежитие ежегодно успешно участвует во Всероссийских, республиканских, городских смотрах-конкурсах, с 2007 г. является победителем различных конкурсов. В 2010-2011 учебном году - победитель смотра-конкурса лучших студенческих общежитий г. Якутска - «Наш студенческий дом - 2011».
Проведенные мероприятия знакомили студентов с особенностями жизни народов, населяющих Якутию, богатую своими традициями, с культурой и искусством этих народов, воспитывали в студентах уважительное отношение к представителям разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), способствовали воспитанию студентов в духе мира, терпимости, гуманного межличностного общения, позитивного отношения к культурным различиям.
В общежитии проводятся литературные вечера. Большая подготовительная работа коллектива преподавателей, студенческого совета и, главное, активное и заинтересованное отношение самих участников вечера - студентов -позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодежи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты ее заложены в нашей истории.
Вечер отдыха в общежитии - своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха соз-
дает условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил.
Благоприятный психологический климат общежития зависит от динамизма студенческой жизни, от условий для творческого роста и самовыражения каждого коллектива. Целесообразной и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодежи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени.
При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и потребностей студентов; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Активное привлечение молодежи к подобным мероприятиям в рамках целенаправленного поликультурного образования позволяет сформировать позитивное этническое самосознание и нейтрализовать негативные стереотипы, способствует подготовке к толерантному межкультурному взаимодействию.
Воспитание студентов, проживающих в общежитиях, -сложный и многогранный процесс, требующий от организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом. Их общая задача - находить новые формы работы по организации досуга молодежи, развивающие ее духовно и интеллектуально, помогающие ей определить свое место в жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурьянова Т. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов в процессе обучения иностранному языку / Т. Ю. Гурьянова, М. В. Емельянова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 308 с.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики,2004.
3. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002.
4. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. А. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С.3-10.
5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
6. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1. С. 7-16.
7. Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования (на материале городской национальной школы Республики Саха (Якутия)): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2009.