► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37:372.8 ББК 74.268.1 Англ
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНЕ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
ON THE ISSUE OF "MULTICULTURAL COMPETENCE"
Живодрова Татьяна Алексеевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков в начальной школе Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы терминологии поликультурной компетентности. Проанализированы две научные категории данного определения: понятие «поликультурность» и термин «компетентность». Приведены трактовки термина различными исследователями.
Ключевые слова: компетенция, поликультурная компетентность, поликультурное образование.
Zhivodrova Tatyana A.
Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages in Primary School, Moscow State University of Education (MSPU) E-mail: [email protected]
Abstract. The article touches upon some issues of multicultural competence terminology. Two scientific categories - the notion of "multicultural education" and the term "competence" are analyzed. The author gives some definitions of this term provided by various scholars.
Keywords: competence, multicultural competence, multicultural education.
Современная парадигма образования большое внимание уделяет проблемам воспитания и обучения в многонациональном социуме. В условиях всемирной интеграции особая миссия отводится поликультурному образованию, которое неразрывно связано с вопросами диалога культур и межкультурной коммуникации. В контексте поликультурного образования отечественные исследователи (А. О. Деречин, А. Н. Джуринский, А. О. Карпов, Э. К. Суслова, Н. П. Филатова) рассматривают поликультурную компетентность как необходимую психолого-педагогическую составляющую современного образовательного процесса.
Раскрывая сущность поликультурной компетентности, необходимо рассмотреть основной понятийный ряд сопутствующих категорий, включающий в себя следующие термины: компетентность, компетенция, поликультурное образование.
Компетентность (от лат. competens 'надлежащий, способный') - интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [1, с. 13].
В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», изданной в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [2, с. 253].
Компетентность - это: 1) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, 2) обладание компетенцией [3].
В свою очередь, компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их [1, с. 13].
Иными словами, компетентность представляет собой проявление определенного набора компетенций, необходимых для той или иной сферы деятельности.
Таким образом, понятие поликультурной компетентности состоит из двух научных категорий - понятия «поликультурности» и термина «компетентности». Теперь рассмотрим термин «поликультурная компетентность» в целом и определим круг ключевых компетенций, входящих в данное понятие.
Исходя из дефиниций поликультурного образования, поликультурная компетентность представляет собой толерантное, доброжелательное отношение к различным национальностям, в духе гуманного межнационального общения. Таким образом, в состав поликультурной компетентности входят следующие ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции:
• умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
• владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
• умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
• осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм.
2. Общекультурные компетенции:
• духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
• культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
• роль науки и религии в жизни человека;
• компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере;
• познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
• опыт освоения учениками общей картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Коммуникативные компетенции:
• лингвистическая (языковая) компетенция;
• социолингвистическая (речевая) компетенция;
• социокультурная компетенция;
• межкультурная компетенция;
• социальная компетенция;
• стратегическая (компенсаторная) компетенция;
• дискурсивная компетенция;
• предметная компетенция.
Рассмотрим несколько трактовок термина «поликультурная компетентность» различных исследователей.
А. Н. Джуринский отмечает, что поликультурная компетентность личности - ин-тегративное качество, включающее систему поликультурных знаний, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, интересов, потребностей, мотивов и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности позитивного взаимодействия с представителями разных культур [4].
В Российской педагогической экциклопедии приводится следующая трактовка данного понятия. Поликультурная компетентность - знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур и умение к ним приспособиться или пользоваться ими [5].
По мнению А. О. Деречина, поликультурная компетентность представляет собой интегративное личностное качество, включающее в себя следующие компоненты [6]:
1. Культурно-знаниевый компонент, определяемый совокупностью когнитивного и мотивационного (ценностно-смыслового) компонентов. В структуру мотивационного компонента как ценностно-смыслового содержания личности входят: потребности в поликультурном развитии, собственной системы ценностных ориентаций; способности к рефлексии; определение своей роли, статуса и функций в современной культуре, актуализация поликультурных артефактов и смыслов образования в личности старшеклассника. В структуру культурно-знаниевого компонента входят знание и принятие культурного разнообразия мира, овладение поликультурными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами), символами, традициями, нормами, принятыми в чужой культуре.
2. Социокультурный компонент, включающий в себя: знания исторических фактов, современной социокультурной системы; умения ориентироваться в традициях, обычаях и духовных ценностях как своего народа, так и других народов; умения устанавливать контакт с собеседником в ситуациях поликультурного содержания; доброжелательное, открытое и непредвзятое отношение к любой культуре и ее носителям; понимание закономерностей развития культуры как непрерывного процесса по созданию, сохранению
и трансляции общечеловеческих ценностей; готовность к социализации в возрастающей интеграции мирового сообщества.
3. Деятельностный компонент означает: способность проникать в сущность чужой культуры, делать необходимые обобщения на материале конкретных единичных примеров; умение распознавать культурную коннотацию слов и фраз чужого языка; умение относиться к носителям чужой культуры и самой культуре с эмпатией, принимать ее с должной терпимостью, не судить по законам культуры собственной; умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
4. Рефлексивно-творческий (личностный) компонент характеризуется: самостоятельностью, гибкостью и вариативностью мышления и творческой деятельности; развитым уровнем коммуникативных умений; способностью и готовностью к саморазвитию и самореализации; вхождением в рефлексивную позицию и творческое преобразование в ситуациях поликультурного содержания; умением прогнозировать последствия своих действий; осмыслением ценностной основы своей деятельности.
Выделяются компоненты поликультурного образования, выраженные в следующем составе: способность учащихся к воспроизводству полученных знаний в формах культурных практик; целостный взгляд на мир, европейскую цивилизацию и культуру человека; принятие культуры своего народа, чужой культуры и культуры человека как самоценности [6].
В контексте коммуникативного поведения Э. К. Суслова выделяет составные элементы поликультурной грамотности: а) способность понять обычаи и традиции, нормы и ценности иной культуры; б) знания о другой культуре; в) способность признавать объективность отличий в картинах мира у разных людей; г) признание уникальности каждой культуры [7].
В структуру названных формируемых качеств А. О. Карпов включает: интерес к культуре своего и других народов; умение проявлять терпимость к людям независимо от национальных различий; осознание своей принадлежности к определенной культуре. Автор в структуре этнокультурной компетентности выделяет ее составляющие, которые в современной интерпретации имеют место в содержательном конструкте поликультурной компетентности: понимание своеобразия и ценности других народов и иной культуры; толерантная модель поведения; культурная толерантность и этническая идентичность; способ индивидуального бытия в поле этнокультурных диссонансов; творческая реализация «Я» в культуросообразных способах познания мира [8].
Н. П. Филатова определяет поликультурную компетентность как «сложное интег-ративное качество, отражающее осведомленность в содержании, средствах и способах взаимодействия с миром культуры, реализующееся в способности свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп)» [9].
Структурная и содержательная составляющая поликультурной компетентности четко просматривается в концепции Г. Д. Дмитриева [10], который дает их характеристику на основе шести категорий (уровней) когнитивного развития - знаний, понимание, применение, анализ и синтез, оценка.
Исходя из этих трактовок, складывается характеристика элементов, представляющих возможность их переноса в содержание поликультурной компетентности учащихся: толерантность; понимание и уважение иных народов, иной культуры, цивилизации, жизненных ценностей; уважение и солидарность по отношению к иной культуре; открытость и готовность к открытому межкультурному общению; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; социокультурная идентификация личности [11].
Можно заключить, что в приведенных исследованиях существует единое мнение, которое отражено в составе поликультурной компетентности, в которую входит интегра-тивное единство ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной компетенций, отражающих специфику поликультурного образования.
В настоящее время поликультурная компетентность - важное условие успешного социального взаимодействия личности в современном многонациональном обществе, интеграции в мировое этнокультурное многообразие, а также прогресса человечества. Соответственно, формирование поликультурной компетентности школьников - одна из первостепенных задач педагога. Это своеобразное окно в мир общей культуры, сокровищнице общечеловеческих духовных и нравственных ценностей.
Таким образом, подводя итоги проведенному изучению определения поликультурной компетентности, можно утверждать, что данное понятие - интегративное, приобретаемое в рамках поликультурного образования качество, включающее в себя различные ключевые компетенции и компоненты.
Список литературы
1. Современные педагогические технологии: метод. пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / сост. Ж. В. Пыжикова. - Самара: Универс-групп, 2005. - 44 с.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
3. Новый словарь иностранных слов. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2009.
4. Зиновенко О. А. Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2016). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 52-55.
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
6. Деречин А. О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников // Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. - 2013. № 1 (17). - С. 31-36.
7. Суслова Э. К. Воспитание этики межнационального общения. - М.: АПО, 1994.
8. Карпов А. О. Когнитивно-культурный плюрализм образовательных систем // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 13-21.
9. Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: на материале городской националь-
ной школы Республики Саха (Якутия): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2009.
10. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 3-11.
11. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 83-86.
References
1. Pyzhikova Zh. V. (comp.) Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: metod. posobie dlya studentov spetsialnostey "Psikhologiya", "Sotsialnaya pedagogika", "Sotsialnaya rabota". -Samara: Univers-grupp, 2005. - 44 c.
2. Raven J. Kompetentnost v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. Moscow: Kogito-Tsentr, 2002. 396 p. (in Russian)
3. Novyy slovar inostrannykh slov. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2009.
4. Zinovenko O. A. Folklor nizhegorodskogo kraya kak sredstvo formirovaniya polikulturnoy kompetentnosti lichnosti mladshikh shkolnikov. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of IX International scientific Conference (St. Petersburg, Jul. 2016). St. Petersburg: Svoe izdatelstvo, 2016. Pp. 52-55.
5. Davydov V. V. (ed.) Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: in 2 vol. Moscow: Bol-shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1993. Vol. 1. 608 p.
6. Derechin A. O. Strukturno-soderzhatelnaya kharakteristika polikulturnoy kompetentnosti starsheklassnikov. Vestn. Shadrinskogo gos. ped. un-ta. 2013, No. 1 (17), pp. 31-36.
7. Suslova E. K. Vospitanie etiki mezhnatsionalnogo obshcheniya. Moscow: APO, 1994.
8. Karpov A. O. Kognitivno-kulturnyy plyuralizm obrazovatelnykh system. Pedagogika. 2006, No. 3, pp. 13-21.
9. Filatova N. P. Formirovanie polikulturnoy kompetentnosti shkolnikov na osnove peda-gogicheskogo proektirovaniya: na materiale gorodskoy natsionalnoy shkoly Respubliki Sakha (Yakutiya). PhD dissertation (Education). Yakutsk, 2009.
10. Dmitriev G. D. Mnogokulturnost kak didakticheskiy printsip. Pedagogika. 2000, No. 10, pp. 3-11.
11. Dzhurinskiy A. N. Polikulturnoe vospitanie: sushchnost i perspektivy razvitiya. Pedagogika. 2002, No. 10, pp. 83-86.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 3