УДК 373.5
Ю. М. Орехова
Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в современной школе
Статья посвящена проблеме анализа сущности компетентностного подхода как одного из инструментов модернизации школьного образования. Реализация новых подходов к обучению иностранным языкам в средней общеобразовательной школе является обязательным требованием новых федеральных государственных стандартов, способствует достижению главной цели обучения иностранным языкам - формированию вторичной языковой личности, готовой к иноязычному общению в поликультурном мире.
Автор раскрывает сущность компетентностного подхода в языковом образовании, дает его определение. Анализ научно-дидактических материалов и современной учебно-методической литературы по исследуемой теме позволил выявить разницу между ключевыми понятиями «компетенция» и «компетентность».
Определено, что компетентностный подход позволяет сделать процесс обучения иностранным языкам практико-ориентированным и способствует формированию необходимых для иноязычного общения компетенций.
В статье приведены примеры реализации компетентностного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с использованием учебно-методического комплекса «English» авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой.
Ключевые слова: новая парадигма образования, компетентностный подход, урок иностранного языка, компетенция, компетентность, ФГОС.
Yu. M. Orekhova
The Competence-Based Approach in Teaching Foreign Languages in Modern School
This article is devoted to the analysis of the competence-based approach, which is one of the most important means of the modernization of school education. The implementation of new approaches in teaching foreign languages in secondary school is a requirement of the new federal government standards. It helps to reach the main aim of teaching foreign languages which is the formation of a secondary language person ready to communicate in the multicultural world.
The author reveals the main points of the competence-based approach in language education and gives its definition. An analysis of the didactic and modern educational materials helped to determine the differences between two key terms «competence» and «competency».
It was determined that the competence-based approach makes the process of learning foreign languages more practice-oriented and promotes the formation of necessary skills for foreign language communication.
The author of the article gives examples of realization of the competency approach at English lessons in the secondary school using the course «English» of the authors V. P. Kuzovlev, N. M. Lapa, E. Sh. Peregudova.
Keywords: new educational paradigm, competence-based approach, lesson of foreign language, competence, competency.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты привел к смене образовательной парадигмы: от парадигмы ЗУНов к парадигме компетенций. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. [13].
Актуальность реализации компетентностного подхода вызвана
- переходом на новую образовательную парадигму;
- внедрением новых ФГОС ООО в образовательный процесс переизданием старых и появле-
нием новых учебно-методических комплексов с учетом требований ФГОС ООО;
— ориентацией школьного образования на формирование ключевых компетенций;
— неэффективностью знаниевой парадигмы: отсутствием у учащихся практических навыков.
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах
A. Г. Бермуса, И. А. Зимней, Г. Б. Голуба,
B. В. Краевского, О. Е. Лебедева, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского и ряда других отечественных и зарубежных исследователей. Среди исследователей нет однозначного мнения относительно понятия «компетентностный подход». Приведем некоторые трактовки анализируемого понятия.
И. Д. Фрумин считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания
© Орехова Ю. М., 2016
образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность [14, с. 38].
В. А. Болотов полагает, что компетентностный подход воспринимается как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций [2].
Наиболее полным, на наш взгляд, кажется определение, предлагаемое О. Е. Лебедевым. Компетентностный подход, по мнению исследователя, - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В ходе организации образовательного процесса создаются условия для формирования у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. Содержанием образования является дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем [9, с. 3].
Таким образом, под компетентностным подходом мы будем понимать совершенствование школьной образовательной системы, направленное, главным образом, на формирование у учащихся ключевых компетенций, позволяющих самостоятельно решать практические задачи с использованием собственного социального опыта и теоретических знаний.
В настоящий момент российские ученые пытаются разграничить понятия «компетенция» и «компетентность», закрепив за ними определенный смысл. Из-за отсутствия единого мнения проблема существования различных дефиниций на сегодняшний день крайне актуальна. Зачастую из-за сходства в звучании происходит терминологическая путаница, и учителя употребляют эти два понятия неправильно.
Соотношению понятий «компетентность» и «компетенция» посвящены работы исследователей Н. И. Алмазовой, А. Г. Асмолова, Н. Ф. Ефремовой, И. А. Зимней, И. О. Котляровой, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др. Итак, остановимся на некоторых определениях этих понятий, взятых из разных источников, и проанализируем их для выявления общего и частного между ними.
Термин «компетенция» неоднозначен в связи с существующими на сегодняшний день его многочисленными толкованиями. Так, под компетенцией понимают
— совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А. В. Хуторской) [15];
— круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав (В. Д. Шадриков) [16];
— внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека (И. А. Зимняя) [4; 5];
— знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности (Н. И. Алмазова) [1];
— готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (Г. К. Селевко) [12];
— знание в действии (А. Г. Асмолов) [6].
Исходя из вышеобозначенных определений и
анализа педагогических исследований, мы характеризуем понятие «компетенция» как совокупность знаний, умений и/или навыков, определенных качеств личности и осведомленность в рамках той или иной темы (предмета, процесса, сферы деятельность и т. д.), что в своем единстве помогает решать практические задачи, обеспечивая деятельность человека.
Анализируя понятие «компетентность», следует помнить о том, что суффикс -ость- означает степень овладения качеством [8], поэтому компетентность - производное, вторичное по отношению к «компетенции» понятие. Итак, ученые рассматривают понятие «компетентность» как
— владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А. В. Хуторской) [15];
— приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи (В. Д. Шадриков) [16];
— наличие необходимых знаний и опыта в сфере осуществления деятельности (И. О. Котлярова) [7];
— потенциал человека и специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности (Н. Ф. Ефремова) [3, с. 19];
— качественное использование компетенций (Н. И. Алмазова) [1];
— качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта (Г. К. Селевко) [12];
— результат когнитивного научения (А. Г. Асмолов) [6].
Анализ различных определений понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет сделать вывод о том, что разные авторы едины в том, что понимают под компетенцией определенные знания, навыки и личностные качества, с помощью которых человек готов определять цели, решать практические задачи. Способность реализовывать свои компетенции в повседневной жизни позволяет приобретать компетентности.
Таким образом, главные различия между двумя схожими на первый взгляд терминами заключаются в том, что компетенция - это совокупность знаний, умений и/или навыков, определенных качеств личности и осведомленность в рамках той или иной темы (предмета, процесса, сферы деятельность и т. д.), что в своем единстве помогает учащимся в решении практических задачи, а компетентность - умение решать конкретные практические задачи за счет имеющихся знаний, умений, личностного опыта и кругозора.
С введением новых ФГОС изменились требования, предъявляемые к подготовке школьников. Современный учитель должен понимать, что языковое образование - это, прежде всего, процесс приобретения каждым школьником умений самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность [10, с. 44]. Ученик может владеть теоретическим набором знаний, но не уметь применить их на практике из-за несформированности ключевых компетенций. В языковом образовании компе-тентностный подход, с одной стороны, развивается как альтернатива ЗУНов, которые ограничивают цели обучения и воспитания узким предметным образованием и не учитывают потребности современного человека. С другой стороны, компе-тентностный подход содержит перспективу формирования активных жизненных знаний иностранного языка [11].
Обучение иностранному языку в свете коммуникативного подхода ставит своей главной целью формирование вторичной языковой личности, готовой к иноязычному общению. Планируя свою работу по достижению этой цели, следует помнить о том, что ученик будет готов к межкультурной коммуникации при наличии определенных компетенций. На примере использования УМК «English» (авторы В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и
др.) рассмотрим, как можно формировать ключевые компетенции на уроке иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
1. Ценностно-смысловая компетенция. Развитие данной компетенции происходит за счет активизации личного опыта учащихся, их участия в нравственных беседах, когда им необходимо выразить свое мнение или обосновать точку зрения относительно определенных событий, поступков, идей и т. д.
7 класс, тема «Can people do without you?»:
Монологическое высказывание: What charity action do you advise to organize to the mayor of Yaroslavl? Why do you think that it is really important for our city? Give 5 arguments. (Какую благотворительную акцию ты посоветовал бы провести мэру нашего города? Почему ты думаешь, что она необходима? Приведи 5 аргументов.)
Письменное высказывание: What charity organizations do you want to help? Why? Give 5 arguments. (Каким благотворительным организациям нашего города ты хотел бы помочь и почему? Приведи 5 аргументов.)
2. Общекультурная компетенция. Обучение в концепции диалога культур позволяет учащимся приобщиться к мировой культуре, а также формирует у школьников уважительное отношение к родной культуре и культуре страны изучаемого языка.
6 класс, тема «Whatever the weather»:
How do you understand the proverb «It's raining cats and dogs»? Give the Russian equivalent. Chose from the list one of English proverbs about the weather and draw the illustration. (Как ты понимаешь английский фразеологизм It's raining cats and dogs? Подумай и дай его русский аналог. Выбери одну из предложенных английских пословиц о погоде и нарисуй к ней иллюстрацию.)
8 класс, тема «Do you like travelling?»:
Монологическое высказывание: Read the text about British travel habits and then answer the following questions. What common travel habits do British and Russian people have? (Прочитай текст о привычках британских путешественников и ответь на вопросы после текста. Подумай и расскажи об общих для британцев и русских привычках.)
3. Учебно-познавательная компетенция
включает элементы логической, методологиче-
ской и общеучебной деятельности. В момент совместного целеполагания в начале раздела и в дальнейшем на каждой теме раздела обсуждаются сферы ее применения в реальной жизни, необходимость обсуждения и детальной проработки. Например, в разделе «Are you happy with your friends?» учащиеся знакомятся с таким явлением, как друг по переписке. Они самостоятельно определяют плюсы такого общения и учатся писать личные письма в соответствии с требованиями к оформлению и содержанию личного письма.
5. Коммуникативная компетенция. Данная компетенция является главной целью обучения иностранным языкам в средней школе. Она формируется за счет реализации всех четырех видов речевой деятельности, различных форм работы, правильно подобранного учебно-методического комплекса, использования ИКТ. Результатом изучения раздела учебника выступает устный или письменный ответ учащегося, в котором будет отражено его мнение и видение определенной проблемы. Например, на последнем уроке раздела «What is best about your country?», тема которого «I'm proud of my country!», дети примут участие в ролевой игре. Они разделятся на две группы: первая - команда учащихся школы № 44 г. Ярославля, воспитанники АЮФ «Шинник», вторая - команда учащихся одной из школ Лондона, воспитанники ФК «Арсенал». В рамках «круглого стола» учащиеся будут спрашивать и рассказывать о символах, традициях, национальной кухне, достопримечательностях страны и родного города, футбольных командах и любимых игроках. Для полилога они будут использовать вопросы, которые были заложены в Трежа Хант и Сабджект Сэмпла.
6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Учащийся должен уметь вести диалог, используя
4. Информационная компетенция. Учащиеся должны уметь использовать современные ИКТ и пространство интернета в учебных целях для расширения лингвистических и социокультурных знания о стране изучаемого языка. На уроках иностранного языка можно использовать систему упражнений с учебными интернет-ресурсами для формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.
7 класс, тема «What is best about your country?»
Таблица 1
навыки социальной активности и функциональной грамотности. Развивать данную компетенцию можно через ролевую игру или проектную деятельность, предполагающую выражение и аргументацию личного мнения с учетом правил русской и британской наций.
7. Компетенция личностного самосовершенствования. Определяя цель и задачи урока, учитель должен включить в ход урока задания, направленные на развитие внутренний культуры и правильного мировоззрения учащихся. Например, работая над темами «Are you good at sport?» или «A healthy living guide», учащиеся имеют возможность пропустить через себя информацию о нездоровой конкуренции в спорте, допинге, вреде неправильного питания и т. д.
8 класс, тема «Are you good at sport?»
Монологическое высказывание: Discuss in a group and then write what helps/prevents the sportsman to become the top sportsman. Prove your ideas using the information of the text. (Обсудите в группе, что помогает/мешает спортсмену стать спортсменом высокого уровня. Приведите аргументы из текста.)
Серия уроков с использованием учебных интернет-ресурсов
Тема урока Компетенция Вид учебного интернет-ресурса Пример упражнения
Символы страны Культурологическая, информационно-технологическая Хотлист Дополни Хотлист сайтами по изучаемой теме
Традиции страны Лингвистическая информационно-технологическая Мультимедийный скрэпбук Создай свой Мультимедийный скрэпбук по изучаемой теме
Голосуем за символы Англии и России Лингвистическая, культурологическая, информационно-технологическая Трежа Хант Выполни задания Трежа Ханта, используя сайты Хотлиста
Моя страна особенная! Культурологическая, информационно-технологическая Сабжект сэмпл Заполни сводную таблицу по традициям и символам Англии и России, используя Хотлист
«A healthy living guide»:
Письменное высказывание: Write a letter to your pen friend. Tell him/her about the rules of healthy lifestyle you follow. Ask about his/her good and bad healthy habits. (Напиши письмо своему другу по переписке. Расскажи ему о правилах здорового образа жизни, которым ты следуешь. Спроси, какие хорошие и плохие привычки у него есть.)
Таким образом, для достижения высокого результата в овладении иностранным языком необходимо внедрять в образовательный процесс осовремененные методы, средства и подходы к обучению иностранным языкам. Особое внимание учителя уделяют личностно-ориентированному обучению, реализации принципов коммуникативного и социокультурного подходов, а также использованию в своей педагогической практике компетентностного подхода, за счет которого происходит постепенное формирование ключевых компетенций, необходимых для межкультурного общения.
Применение компетентностного подхода помогает устранить разрыв между теорией и практикой и восстановить равновесие между образованием и жизнью. Результативность реализации данного подхода заключается в овладении иностранным языком на уровне, позволяющем учащимся использовать его для удовлетворения учебных потребностей, установления личных контактов с иноязычными сверстниками, для самообразования и саморазвития посредством иностранного языка.
Библиографический список
1. Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. И. Алмазова. -СПб., 2003. - 47 с.
2. Болотов, А. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / А. В. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 37-42.
3. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст] : монография / Н. Ф. Ефремова. - Ростов н/Д. : Аркол, 2010. - 386 с.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
7. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании [Текст] : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. - Челябинск : Изд-во ЧГТУ, 1996. - 209 с.
8. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. - М. : Высш. шк., 2001. - 273 с.
9. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
10. Образовательная система «Школа 2100» [Текст] : сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / А. А. Леонтьев. - М. : Баласс, изд. дом РАО, 2004. -528 с.
11. Орлова, С. В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] / С. В. Орлова // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». - Режим доступа: URL: http ://www.vspc3 4. ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=562
12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 225 с.
13. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. - М. : Минобрнауки РФ, 2003.
14. Фрумин, И. Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст] / И. Д. Фрумин // Учительская газета. - 2002. - № 36. - С. 38-39.
15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А. В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
16. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В. Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. - 2006. - № 1. - С. 15-21.
Bibliograficheskij spisok
1. Almazova, N. I. Kognitivnye aspekty formirovanija mezhkul'turnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / N. I. Almazova. - SPb., 2003. - 47 s.
2. Bolotov, A. V. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme [Tekst] / A. V Bolotov, V. V. Serikov // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 37-42.
3. Efremova, N. F. Formirovanie i ocenivanie kompe-tencij v obrazovanii [Tekst] : monografja / N. F. Efremova. - Rostov n/D. : Arkol, 2010. - 386 c.
4. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak re-zul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii / I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. -42 s.
5. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija [Jel-ektronnyj resurs] / I. A. Zimnjaja // Internet-zhurnal «Jejdos». - Rezhim dostupa: URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
6. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole. Ot dejstvija k mysli [Tekst] : posobie dlja uchitelja / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaja, I. A. Volodarskaja i dr. - M. : Prosveshhenie, 2010. -152 s.
7. Kotljarova, I. O. Sistemnoe predstavlenie ob issle-dovanii [Tekst] : ucheb. posobie / I. O. Kotljarova, G. N. Serikov. - Cheljabinsk : Izd-vo ChGTU, 1996. -209 s.
8. Kubrushko, P. F. Soderzhanie professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Tekst] / P. F. Kubrushko. - M. : Vyssh. shk., 2001. - 273 s.
9. Lebedev, O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Tekst] / O. E. Lebedev // Shkol'nye tehnologii. -2004. - № 5. - S. 3-12.
10. Obrazovatel'naja sistema «Shkola 2100» [Tekst] : sb. programm. Doshkol'naja podgotovka. Nachal'naja
shkola. Osnovnaja i starshaja shkola / A. A. Leont'ev. -M. : Balass, izd. dom RAO, 2004. - 528 s.
11. Orlova, S. V Kompetentnostnyj podhod: osoben-nosti, problemy realizacii [Jelektronnyj resurs] / S. V. Orlova // Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy realizacii kompetentnostnogo podhoda: ot teorii k praktike». - Rezhim dostupa: URL: http ://www.vspc3 4. ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=562
12. Selevko, G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii / G. K. Selevko. - M. : Narodnoe obrazovanie, 1998. - 225 s.
13. Strategija RF v oblasti razvitija obrazovanija na period do 2010 g. - M. : Minobrnauki RF, 2003.
14. Frumin, I. D. Za chto v otvete? Kompetentnostnyj podhod kak estestvennyj jetap obnovlenija soderzhanija obrazovanija [Tekst] / I. D. Frumin // Uchitel'skaja gazeta. - 2002. - № 36. - S. 38-39.
15. Hutorskoj, A. V Tehnologija proektirovanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij [Tekst] / A. V. Hutorskoj. - URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
16. Shadrikov, V. D. Lichnostnye kachestva peda-goga kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti [Tekst] / V. D. Shadrikov // Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. - 2006. -№ 1. - S. 15-21.