ACTIVITY AND PERSONALITY APPROACHES AS METHODOLOGICAL PRINCIPLES MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS GEOMETRIC-GRAPHIC TRAINING
ENGINEERS
© 2015
A.N. Starostina, lecturer of chair "Technical service" Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. Reform processes in Russia and affect education. The basis of modernization of education is the transition from state-paternalistic model of social policy to the model that takes into account market realities preserving the important role of the state. This transition is recorded in the documents of contemporary educational policy. It is obvious that such changes affect key management mechanisms of the education system at all levels: state, regional, and facility-based vocational education. This is becoming one of the most important strategic management of universities in the field of higher education. It should be noted that the issues of strategic planning for universities is not brand new. Attempts to develop appropriate methods are taken almost from the start radical socio-economic transformation in Russia. Moreover, similar trends in the development of educational management earlier detected and abroad. New interdisciplinary educational goals, the innovative nature of the processes in many fields of knowledge, the globalization of science, the Internet, the introduction of self-financing and competitive advantage in conditions of radical institutional changes in the society and many other phenomena require corresponding changes in the ways universities management. However, the University traditional vertical organizational structure, corresponding to the model of the so-called «professional bureaucracy» has largely lost its effectiveness, although retains some ability to adapt. The resolution of this contradiction are constrained by lack of basic scientific and methodological developments that would indicate the correct direction for building mechanisms for strategic management. On the basis of theoretical analysis of scientific publications have developed an integrated theoretical and methodological system of formation and development of professionally significant qualities of future technical specialists.
Keywords: geometric-graphic information, methodological, theoretical, technological training, theoretical and methodological system, theoretical thinking.
УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© 2015
Ю.Ю. Сысоева, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. В силу модернизации системы образования РФ ключевым моментам в деятельности педагогических работников является следование требованиям, предъявляемым ФГОС по тем или иным направлениям подготовки. Основной задачей преподавателя в современных условиях становится формирование и развитие не только знаний и умений, но и компетенций, что приводит к необходимости внедрения в процесс образования компетентностного подхода. В статье анализируются точки зрения различных авторов на определение термина «компетентностный подход» и рассматривается возможность его использования в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Обучение иностранному языку подразумевает формирование иноязычной компетенции у студентов, обучающихся по тому или иному направлению подготовки. При формировании иноязычной компетенции немаловажным становится такое явление, как мотивация, которая у студентов неязыковых вузов значительно отличается от студентов, в чьей профессиональной деятельности иностранный язык является профессиональной компетенцией, формируемой в процессе обучения. Кроме того, компетенции, связанные с изучением иностранного языка, входят в число общекультурных. Проанализировав ФГОСы экономических направлений подготовки, автор делает вывод, что общей компетенцией является владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность, относящуюся к общекультурной компетенции. Таким образом, формирование иноязычной компетенции среди студентов неязыковых вузов затруднено именно тем, что владение иностранным языком не входит в блок профессиональных компетенций и представляет второстепенный интерес при изучении студентами.
Ключевые слова: иноязычная компетенция, компетентностный подход, мотивация, направление подготовки, неязыковой вуз, общекультурная компетенция, профессиональная компетенция, страноведческий аспект, федеральный государственный образовательный стандарт.
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
В силу модернизации системы образования РФ ключевым моментам в деятельности педагогических работников является следование требованиям, предъявляемым ФГОС по тем или иным направлениям подготовки. Федеральный государственный образовательный стан-
дарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1]. Данный свод требований представляет собой набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для усвоения выпускниками за весь период обучения. Основной задачей преподавателя в современных условиях становится формирование и развитие не только знаний и умений, но и компетенций, что приводит к необходимости внедрения в процесс об-
разования компетентностного подхода.
Исследователи компетентностного подхода (И.А. Зимняя [2], А.Г. Каспржак [3], А.В. Хуторской [4], М.А. Чоша-нов [5], С.Е. Шишов [6; 7], Б.Д. Эльконин [8] и др. [9-16]) утверждают, что выпускник с базой основных прописанных в ФГОСе по направлению подготовки компетенций не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в практической стороне своей профессии.
Анализ работ некоторых ученых позволил выделить различные взгляды на компетентностный подход в процессе образования в высшей школе.
Так, Е.Я. Коган [17] считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы.
А.Г. Бермус [18] подчеркивает, что компетентност-ный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентриче-ского, функционально-коммуникативного и др.); компе-тентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).
Д.А. Иванов [19] отмечает, что компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Компетентностный подход, по мнению О.Е. Лебедева [20], - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.
Таким образом, обобщая полученную при анализе информацию, можно сделать вывод о том, что используя компетентностный подход при преподавании той или иной дисциплины, преподаватель формирует более практически направленного выпускника, нежели выпускника, обладающего только пакетом теоретических знаний.
Обучение иностранному языку подразумевает формирование иноязычной компетенции у студентов, обучающихся по тому или иному направлению подготовки. При формировании иноязычной компетенции немаловажным становится такое явление, как мотивация, которая у студентов неязыковых вузов значительно отличается от студентов, в чьей профессиональной деятельности иностранный язык является профессиональной компетенцией, формируемой в процессе обучения [21-28]. Кроме того, компетенции, связанные с изучением иностранного языка, входят в число общекультурных. Рассмотрим некоторые ФГОСы по направлениям подготовки выпускников экономического факультета.
Согласно структуре ООП направления подготовки 080100.62 «Экономика» (бакалавриат) при изучении иностранного языка формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и
недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9) [ФГОС 080100.62].
ФГОС по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) подразумевает формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14) [ФГОС 080200.62].
Согласно ФГОС 080500.62 «Бизнес-информатика» (бакалавриат), у студента формируются следующие компетенции:
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17) [ФГОС 080500.62].
Проанализировав ФГОСы экономических направлений подготовки, можно сделать вывод, что общей компетенцией среди всех перечисленных выше является владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность, относящуюся к общекультурной компетенции. Таким образом, формирование иноязычной компетенции среди студентов неязыковых вузов затруднено именно тем, что владение иностранным языком не входит в блок профессиональных компетенций и представляет второстепенный интерес при изучении студентами.
Как уже отмечалось выше, одним из основных аспектов педагогической деятельности при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза является мотивация и привлечение интереса студентов к изучению иностранных языков. В данной ситуации на помощь приходит компетентностный подход, предполагающий использование интерактивных методов обучения в процессе формирования и развития тех или иных компетенций у студентов. ФГОС по тем или иным направлениям подготовки предусматривает определенное процентное соотношение используемых преподавателем интерактивных методов и технологий обучения к общему количеству аудиторных часов по дисциплине:
- 080100.62 «Экономика» (бакалавриат) - не менее
20%;
- 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) - не менее 30%;
- 080500.62 «Бизнес-информатика» (бакалавриат) -не менее 20%.
Одним из аспектов, служащих этой задаче, является внесение внеаудиторных мероприятий, а именно элементов страноведения в воспитательную среду процесса обучения при изучении фонетики, лексики и даже грамматики.
Для выявления значения интерактивных методов обучения в повышении интереса студентов при изучении языка [29-31] было проведено исследование среди студентов первого курса неязыкового вуза. Знакомство студентов с иноязычными культурой, традициями и обычаями посредством сравнения с родной национальной культурой дает толчок к укреплению патриотизма и воспитанию толерантности в представителях современного общества, где так важна самоидентификация и адаптация к окружающей действительности в контексте процесса глобализации.
Для анкетирования были выбраны студенты 1 курса Нижегородского государственного инженерно-экономического института, в учебной программе которых выделено изучение дисциплины «Иностранный язык» в размере 2-х академических часов в неделю. Выборка исследования составляет 56 человек, изучающих английский язык.
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1. 73% из всех опрошенных студентов неязыкового вуза проявляют интерес к изучению данной дисциплины, так как 41 человек дали положительный ответ на вопрос об отношении к изучению языка.
2. Страноведческий аспект языка вызвал наибольший интерес, что составляет 69,5% ответов от общего количества студентов. Это говорит о том, что студентов привлекает изучение языка посредством включения страноведческой информации в процесс обучения.
3. Тексты, раскрывающие социокультурные особенности стран изучаемого языка, имеют наибольший процент ответов (64% опрошенных). Тексты профессионально ориентированной направленности вызвали наименьший интерес (12%), что говорит о том, что на 1 курсе студенты не проявляют особого интереса к изучению профессионально направленных лексических единиц.
4. Изучение культуры, нравов, обычаев и традиций стран изучаемого языка привлекают большинство студентов (57 % опрошенных), что еще раз подтверждает повышенный интерес к страноведческому аспекту языка.
5. Просмотр и обсуждение фильмов на языке, прослушивание песен и чтение стихов на языке-оригинале привлекает большинство опрошенных (от 40 % до 75 %), так как у обучаемых появляется возможность на слух воспринимать речь носителей языка. Беседа о культуре, истории и менталитете стран изучаемого языка также привлекает внимание студентов (от 35 % до 40 %).
6. 68% опрошенных студентов подтвердили достаточно высокое влияние страноведческого аспекта на повышение интереса к изучению языков, что еще раз доказывает необходимость включения оного в процесс обучения.
7. Половина опрошенных положительно относятся к созданию дополнительного факультатива по иностранному языку. Большинство студентов выразили интерес к изучению такой проблематики, как «Россия и мир изучаемого языка», где страноведение является основополагающей составляющей курса.
8. Приобщение студентов к культуре страны изучаемого языка посредством внеаудиторных воспитательных мероприятий (Хэллоуин, День Св. Валентина, Вечер иностранной поэзии) 79% студентов считают необходимым. Особый интерес вызывает такое мероприятие, как
Хэллоуин (68%).
9. Среди изменений, которые хотели бы внести студенты в процесс обучения иностранному языку, можно отметить следующее: увеличение количества аудиторных занятий по языку, создание факультатива, просмотр фильмов на языке во внеаудиторное время, дополнительное чтение зарубежной литературы и др.
Итак, мы с уверенностью можем сказать, что данный эксперимент полностью показал, что использование интерактивных методов и включение внеаудиторной воспитательной составляющей на уроках ИЯ будет способствовать увеличению интереса к изучаемому языку и способствовать созданию устойчивой мотивации. Процесс формирования иноязычной компетенции в совокупности с новыми, прогрессивными методиками сможет дать и достичь того результата, которого требует наше общество на данной ступени развития, то есть личности способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и готовой самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность. А такая личность должна иметь внутреннюю устойчивую мотивацию, создание которой связано со специально разработанной системой упражнений, выполняя которые ученик видел результаты своей деятельности; использованием на уроках аудиовизуальных средств; введением лингво-страноведческих воздействий учителя; характером педагогических воздействий учителя; разработкой системы внеклассных занятий; вовлечением эмоциональной сферы в процессе обучения; использованием личностной индивидуализации.
В свете вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование компетентностного подхода на уроках иностранного языка является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к формированию иноязычной компетенции при изучении иностранных языков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. КонсультантПлюс, 1992-2015. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173649 (дата обращения 13.03.2015).
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения 13.03.2015).
3. Фрумин И. Д., Каспржак А. Г. Модернизация образования как условие устойчивого развития. Материалы международной конференции. Ярославский образовательный форум 20-22 апреля 2012 г. [б.и.], 2012. С. 6-13.
4. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 13.03.2015).
5. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М. : Народное образование. № 2. 1996. 160 с.
6. Шишов С. Е. Общеобразовательные стандарты в России: современный этап развития // Дидакт. 1996. № 5. С. 15.
7. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 30.
8. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.
9. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
10. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентност-ный подход в системе высшего профессионального
образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
11. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
12. Колодезникова С.И. К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 23-24.
13. Ясаревская О.Н. Технология разработки учебных модулей по иностранному языку на основе ФГОС 3 поколения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 162-167.
14. Кирченко А.П. К проблеме качества подготовки студентов колледжа на современном этапе внедрения ФГОС СПО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 76-78.
15. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
16. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Становление компе-тентностного подхода в системе высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 125-128.
17. Коган Е. Я. Технологии компетентностно-ориентиро-ванного образования. Самара. 2007. 80 с.
18. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 13.04.2015).
19. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М. : АПКиПРО, 2003. 101 с.
20. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
21. Назмиева Э.И. Развитие социокультурной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий (на примере иноязычной подготовки в вузе) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 99-102.
22. Рубаева В.П. Формирование иноязычной коммуникации студентов на основе лингвострановедческого подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 177-179.
23. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 113-116.
24. Варникова О.В. Состав содержания иноязычной подготовки в образовательной системе технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 52-58.
25. Назмиева Э.И. Адаптационный потенциал зарубежных технологий иноязычной подготовки студентов в российском вузЕ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 53-58.
26. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.
27. Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 20-23.
28. Большакова М.Г. Модель и методика формирования лингвокультурологической компетенции будущих переводчиков в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 34-38.
29. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
30. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.
31. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 234-236.
COMPETENCE-BASED APPROACH IN FORMING FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE AMONG NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOLS STUDENTS IN CONDITIONS OF FSES OF THE THIRD GENERATION
© 2015
J.J. Sysoeva, senior lecturer of chair "Foreign languages" Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. At the present stage of development of society education becomes one of the most important and central spheres of human activity closely connected with all other parties of public life. Prospects of economic and spiritual development of a country essentially depend on ability of an education system to satisfy needs of a personality and society for high-quality educational services. Due to modernization of an education system of the Russian Federation the key moments in activity of pedagogical workers is following to requirements imposed by FSES in these or those directions of preparation. Formation and development not only knowledge and abilities, but also competences that results in need of introduction in process of formation of competence-based approach becomes the main objective of a teacher in modern conditions. In the article the points of view of various authors on definition of the term «competence-based approach» are analyzed and possibility of its use in teaching a foreign language in non-language higher school is considered. Training of a foreign language means formation of foreign-language competence of students who are trained in this or that direction of preparation. When forming foreign-language competence important is such phenomenon as motivation of non-language higher schools students considerably differs from students, in whose professional activity a foreign language is the professional competence formed during the course of training. Besides, the competences connected with learning of foreign language are among the common cultural. Having analysed FSEFs of economic directions of preparation, the author draws a conclusion that the general competence is possession of one of foreign languages at the level providing the effective professional activity which is within the common cultural competence. Thus, formation of foreign-language competence among non-language higher schools students is complicated by that foreign language skills aren't included into the block of professional competences and represents minor interest when studying by students.
Keywords: foreign-language competence, competence-based approach, motivation, direction of preparation, non-language higher schools, common cultural competence, professional competence, regional geographic aspect, federal state educational standard.
УДК 316.1:65.01
ТИПОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ (НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТОЛЬЯТТИ)
© 2015
И.В. Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Автор анализирует показатели самооценки социальной адаптации работников технической сферы Тольятти. Теоретической базой статьи являются концепции социальной адаптации. Они получили развитие в социологии и социальной психологии. В основе методологических принципов анализа адаптации находятся концепции структурного функционализма. Это дает возможность рассматривать социальную адаптацию как процесс, который обусловлен множеством факторов. Эмпирической базой статьи являются результаты анкетного опроса представителей технических специальностей в городе Тольятти. На промышленных предприятиях Тольятти, как и в других регионах, происходит модернизация производства. Эти процессы связаны с изменением условий труда, системой требований к работникам. Модернизация производства включает инновационные изменения. В этих условиях от работников требуется не только овладение новыми профессиональными навыками, но и психологическая гибкость, позитивное отношение к новшествам. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы адаптации респондентов к условиям труда. Среди объективных факторов рассмотрены: возрастные характеристики, показатели материального положения, профессионального и образовательного статуса, участие в инновациях. К субъективным факторам относятся возможности профессиональной самореализации респондентов в технической сфере. Участники опроса, которые заинтересованно относятся к техническому творчеству, придают значение карьерному росту, интеллектуальным аспектам профессии, более уверенно чувствуют себя в условиях социальных изменений.
Ключевые слова: социальная адаптация, объективные факторы адаптации, субъективные факторы адаптации, работники технической сферы, удовлетворенность условиями труда, инновации, отношение к профессии.
Постановка проблемы:
В социологию понятие социальной адаптации впервые ввели зарубежные исследователи в 20-х годах XX века. В соответствии с теорией структурно-функционального анализа Т. Парсонса ни одна социальная система или отдельный индивид не могут выжить, если не решены проблемы адаптации к окружающей среде, включающие целеполагание, интеграцию, эффективность выполнения функций [1]. В отечественной социологической литературе термин «адаптация» впервые был использован в середине 60-х годов. Авторы книги «Философские проблемы теории адаптации», изданной под редакцией Г.И. Царегородцева, пишут, о том, что у человека помимо биологических механизмов приспособления, формируется адаптация, основанная «на перестройке социальных отношений между людьми: социально-политических, морально-психологических,
экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать «социальной адаптацией», ибо в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде» [2].
Ряд исследователей акцентирует внимание на аспектах социально-психологической адаптации. И.К. Кряжева отмечает, что социальная адаптация личности означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. В качестве критериев оптимальной социально-психологической адаптации индивида в коллективе выделяются деловая включенность индивида в социальную среду и эмоциональное самочувствие [3].
В социальной адаптации как в процессе освоения личностью относительно стабильных условий социальной среды присутствуют объективная и субъективная