Научная статья на тему 'Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза'

Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ / LACK OF CLASS HOURS / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

Одним из основных аспектов педагогической деятельности при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза является мотивация и привлечение интереса студентов к изучению иностранных языков. В данной ситуации на помощь приходит компетентностный подход, предполагающий использование интерактивных методов обучения в процессе формирования и развития тех или иных компетенций у студентов. Одной из технологий, обеспечивающей интерактивное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат. В сотрудничестве с преподавателем и другими студентами улучшается мотивация обучения, снимается напряженность, увеличивается вера в свой успех. Применительно к уроку иностранного языка, проект это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики особая форма организации. Основной из задач, стоящих перед преподавателем при использовании данной методики, является контроль за использованием оригинальных источников информации. Прибегая к помощи переводчика, студенты ставят перед собой задачу быстро, но некачественно выполнить данный проект, однако в таком случае никакой пользы в обучение данная методик не принесет, и напротив будет иметь негативные последствия. Еще одна проблема возникает на стадии защиты проектов, когда студент представляет на суд преподаватели и остальных студентов свою творческую или исследовательскую работу, в зависимости от поставленной перед ним задачи. Применение метода проектов на занятиях по иностранному языку не только развивает творческих потенциал студентов, а также знания и умения по дисциплине, но и служит формированию компетенций, необходимых в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHODOLOGY IN THE CONTEXT OF A COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL STUDENTS

One of the main aspects of educational activities in formation of foreign language competence of non-language higher school students is to motivate and attract students' interest to learning foreign languages. In this situation, competence approach using interactive teaching methods in the process of formation and development of certain students` competencies is of an important help. One of the technologies that provides interactive training is a method of projects, including a target orientation, scientific ideas that underpin a system of actions of a teacher and a student, evaluation criteria and new result. In collaboration with a teacher and other students one can improve learning motivation, relieves stress, increases faith in one`s success. With regard to foreign language lessons, a project is a specially organized by a teacher and students independently carried out a set of actions, culminating in composing of creative product. The distinguishing feature of design techniques is a special form of organization. The chief among the challenges facing a teacher when using this technique is to control the use of original sources of information. Without the help of a translator, students set themselves a task to quickly, but poorly run this project, but in this case no use in learning this technique will not, and vice versa will have a negative impact. Another problem arises at the stage of project presentation, a student presents to teachers and other students their creative or research work, depending on one`s task. Application of a project on a foreign language lessons not only develops students' creative potential, as well as knowledge and skills in a discipline, but also helps to create skills required to further academic and professional activities.

Текст научной работы на тему «Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза»

Ю.Ю. Сысоева

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В КОНТЕКСТЕ...

УДК 378

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

© 2015

Ю.Ю. Сысоева, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Одним из основных аспектов педагогической деятельности при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза является мотивация и привлечение интереса студентов к изучению иностранных языков. В данной ситуации на помощь приходит компетентностный подход, предполагающий использование интерактивных методов обучения в процессе формирования и развития тех или иных компетенций у студентов. Одной из технологий, обеспечивающей интерактивное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат. В сотрудничестве с преподавателем и другими студентами улучшается мотивация обучения, снимается напряженность, увеличивается вера в свой успех. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Основной из задач, стоящих перед преподавателем при использовании данной методики, является контроль за использованием оригинальных источников информации. Прибегая к помощи переводчика, студенты ставят перед собой задачу быстро, но некачественно выполнить данный проект, однако в таком случае никакой пользы в обучение данная методик не принесет, и напротив будет иметь негативные последствия. Еще одна проблема возникает на стадии защиты проектов, когда студент представляет на суд преподаватели и остальных студентов свою творческую или исследовательскую работу, в зависимости от поставленной перед ним задачи. Применение метода проектов на занятиях по иностранному языку не только развивает творческих потенциал студентов, а также знания и умения по дисциплине, но и служит формированию компетенций, необходимых в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дефицит аудиторных часов, иноязычная компетенция, компетентностный подход, метод проектов, модернизация образования, общекультурная компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт.

В силу модернизации системы образования РФ ключевым моментам в деятельности педагогических работников является следование требованиям, предъявляемым ФГОС по тем или иным направлениям подготовки. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1]. Данный свод требований представляет собой набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для усвоения выпускниками за весь период обучения. Основной задачей преподавателя в современных условиях становится формирование и развитие не только знаний и умений, но и компетенций, что приводит к необходимости внедрения в процесс образования компетентностного подхода.

Исследователи компетентностного подхода (И.А. Зимняя [2], А.Г. Каспржак [3], А.В. Хуторской [4], М.А. Чоша-нов [5], С.Е. Шишов [6; 7], Б.Д. Эльконин [8] и др. [9-20]) утверждают, что выпускник с базой основных прописанных в ФГОСе по направлению подготовки компетенций не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в практической стороне своей профессии.

Одним из основных аспектов педагогической деятельности при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза является мотивация и привлечение интереса студентов к изучению иностранных языков. В данной ситуации на помощь приходит компе-тентностный подход, предполагающий использование интерактивных методов обучения в процессе формирования и развития тех или иных компетенций у студентов.

Одной из технологий, обеспечивающей интерактивное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат. В сотрудничестве с преподавателем и другими студентами улучшается мотивация обучения, снимается напряжен-

ность, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

- Прочное и глубокое усвоение знаний;

- Высокий уровень самостоятельной работы студентов;

- Высокий уровень научности в знаниях у студентов;

- Умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- Сплочение коллектива;

- Мотивация коллективных достижений.

Таким образом, можно утверждать о том, что метод проектов призван формировать такие общекультурные компетенции, как:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

- Низкий уровень активной, внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

- Перегрузка преподавателей и студентов.

- Дефицит академических часов, отведенных на изучение иностранного языка.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно со-

Ю.Ю. Сысоева

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В КОНТЕКСТЕ...

блюсти несколько условий:

- Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, студенты ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

- Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать студентов на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

- Метод проектов позволяет студентам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.

- Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность студентов.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.

Основными преимуществами являются:

- Повышение мотивации учащихся при изучении иностранного языка.

- Наглядная интеграция знаний по различным дисциплинам - укрепление междисциплинарных связей.

Примерами использования проектного метода в формировании иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза могут служить следующие темы проектов:

- Пресса в России и стране изучаемого языка.

- Экологические проблемы и способы борьбы с ними.

- Кухни мира (с представлением рецептов на иностранном языке).

- Традиции и обычаи России и страны изучаемого языка.

- Правила здорового образа жизни.

- Современный студент (с проведением исследования).

- Идеальный преподаватель.

- Моя компания (с созданием визитной карточки, описанием дресс-кода).

и т. д.

Основной из задач, стоящих перед преподавателем при использовании данной методики, является контроль за использованием оригинальных источников информации. Прибегая к помощи переводчика, студенты ставят перед собой задачу быстро, но некачественно выполнить данный проект, однако в таком случае никакой пользы в обучение данная методик не принесет, и напротив будет иметь негативные последствия. Еще одна проблема возникает на стадии защиты проектов, когда студент представляет на суд преподаватели и остальных студентов свою творческую или исследовательскую работу, в зависимости от поставленной перед ним задачи. В данном случае особое значение приобретает фонетическая и лексическая составляющая: студент должен не только знать перевод изложенного в проекте материала, но и правильно предоставить его слушателям - четко и верно произнести лексические единицы. Таким образом, триединство грамматики, лексики и фонетики иностранного языка призывает и студентов, и преподавателей неязыковых вузов гораздо серьезнее относится к данному виду деятельности: с одной стороны - качественное выполнение и защита, с другой - правильная постановка цели и контроль деятельности студента.

Применение метода проектов на занятиях по иностранному языку не только развивает творческих потенциал студентов, а также знания и умения по дисциплине, но и служит формированию компетенций, необходимых в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. КонсультантПлюс, 1992-2015. Режим доступа: http://

www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 173649

(дата обращения 13.03.2015).

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения 13.03.2015).

3. Фрумин И. Д., Каспржак А. Г. Модернизация образования как условие устойчивого развития. Материалы международной конференции. Ярославский образовательный форум 20-22 апреля 2012 г. [б.и.], 2012. С. 6-13.

4. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 13.03.2015).

5. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М. : Народное образование. № 2. 1996. 160 с.

6. Шишов С. Е. Общеобразовательные стандарты в России: современный этап развития // Дидакт. 1996. № 5. С. 15.

7. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 30.

8. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.

9. Башев В. В., Фрумин И. Д. Как можно читать стандарты? Семь вопросов по существу // Директор школы. 1999. № 5.

10. Давыдов Л. Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе ком-петентностной модели специалиста: Автореф. дис. У канд. пед. наук. М., 2006. 26 с.

11. Froumin I., Divakaran S., Tan H., Savchenko Y. Strengthening Skills and Education for Innovation, in: Unleashing India's Innovation: Toward Sustainable and Inclusive Growth. Нью-Йорк : World Bank, 2007. P. 129-146.

12. Froumin I. Establishing a New Research University: The Higher School of Economics, the Russian Federation, in: The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities / Ed. by P. G. Altbach, J. Salmi. Washington : The World Bank, 2011. Ch.

10. P. 293-321.

13. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 18-24.

14. Сенашенко В. С., Кузнецова В. А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18-23.

15. Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавтеля: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. №

11. С. 22-29.

16. Роботова А. С. Неоднозначные процессы в педагогике высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 47-54.

17. Коган Е. Я. Технологии компетентностно-ориентиро-ванного образования. Самара. 2007. 80 с.

18. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 13.04.2015).

19. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Ком-петентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М. : АПКиПРО, 2003. 101 с.

20. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

Е.А. Толикина

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ...

PROJECT METHODOLOGY IN THE CONTEXT OF A COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL STUDENTS

© 2015

Yu.Yu. Sysoeva, senior lecturer of chair "Foreign Languages" Nizhny Novgorod State Engineering Economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract. One of the main aspects of educational activities in formation of foreign language competence of non-language higher school students is to motivate and attract students' interest to learning foreign languages. In this situation, competence approach using interactive teaching methods in the process of formation and development of certain students' competencies is of an important help. One of the technologies that provides interactive training is a method of projects, including a target orientation, scientific ideas that underpin a system of actions of a teacher and a student, evaluation criteria and new result. In collaboration with a teacher and other students one can improve learning motivation, relieves stress, increases faith in one's success. With regard to foreign language lessons, a project is a specially organized by a teacher and students independently carried out a set of actions, culminating in composing of creative product. The distinguishing feature of design techniques is a special form of organization. The chief among the challenges facing a teacher when using this technique is to control the use of original sources of information. Without the help of a translator, students set themselves a task to quickly, but poorly run this project, but in this case no use in learning this technique will not, and vice versa will have a negative impact. Another problem arises at the stage of project presentation, a student presents to teachers and other students their creative or research work, depending on one's task. Application of a project on a foreign language lessons not only develops students' creative potential, as well as knowledge and skills in a discipline, but also helps to create skills required to further academic and professional activities.

Keywords: lack of class hours, foreign language competence, competence approach, project method, modernization of education, general cultural competence, federal state educational standard.

УДК 372.882

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ

© 2015

Е.А. Толикина, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Статья посвящена актуальности и способам формирования коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по программе среднего профессионального обучения. В современном федеральном государственном образовательном стандарте для средних профессиональных образовательных учреждений коммуникативная компетенция не прописана, но входит в состав общекультурной компетентности. В современной педагогической науке встречается множество определений коммуникативной компетенции. В статье представлены определения Н.Ю. Русовой, Е.В. Михайловой, Е.А. Запорожец, С.В. Рыжовой, В.Ю. Солоповой. Автор приходит к выводу, что коммуникативная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение различных коммуникативных задач.

В статье дан обзор литературы, из которого видно, что вопрос формирования коммуникативной компетенции достаточно подробно рассмотрен и изучен, однако исследований в этой области применительно к образовательному процессу в средних профессиональных учреждениях практически нет.

С целью формирования коммуникативной компетенции у студентов автором был разработан авторский интегра-тивный курс «Литература». Задача интеграции - не просто привести в соприкосновение, «перемешать» несколько учебных дисциплин, а через их органическую взаимосвязь дать учащимся реальное представление о единстве окружающего нас мира.

Формой воплощения интеграционной технологии в обучении является интегративное занятие. На таком занятии создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, такая форма подачи материала способствует формированию общекультурной компетенции студентов, а также развитию коммуникативных умений и навыков. В статье представлены различные способы формирования коммуникативной компетентности, особое внимание уделено работе с текстом и методу кейс-стади.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная ситуация, компетенция, компетентность, поликомпетентность, образованность, интеграция, литература, дидактический синтез, текст, кейс-метод.

Достижение необходимого для выпускника средних профессиональных учреждений уровня образованности предполагает, согласно ФГОСу, освоение компетенций двух видов: общекультурных и профессиональных. Но в педагогике выделяется еще ряд не менее значимых компетенций, без реализации которых вряд ли можно говорить об образованности как конечном результате учебного процесса. Среди них особое место занимает коммуникативная компетенция, ведь, по сути, невозможно назвать человека, не умеющего писать и говорить, образованным.

Идеи развития коммуникативной компетентности про-леживалась уже в трудах Демокрита и Сократа, Платона и Аристотеля, которые рассматривали образование и воспитание как важнейшие способы подготовки индивида к жизни. Они же первоначально сформулировали идеал

свободной, мыслящей личности с развитым самосознанием, духовной культурой, способного к коммуникативной деятельности.

Сегодня образовательная политика в России направлена на формирование коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетентностей [1].

В современном федеральном государственном образовательном стандарте для средних профессиональных образовательных учреждений коммуникативная компетенция не прописана, но, в силу своей незаменимости и необходимости, она вошла во ФГОС в составе общекультурной компетентности (ОК 6 - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами), хотя, на наш взгляд,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.